Культура и традиции индии. Индия: традиции и обычаи Сообщение о культуре индии

Не многие народы могут похвастаться крепкими узами со своими предками. Произошедшая давно научно-техническая революция поставила под угрозу наследие государств, однако Индии это не коснулось, она все также идет по своему особому пути. Все современные традиции и культурные нормы не заменяют старинный уклад, создаваемый веками, а только дополняют его, становясь частью одной большой индийской истории.

Самобытная культура Индии

За весь период существования, Индия менялась по своим особым законам, которые сильно отличались от европейских. Мало прочитать о традициях страны, стоит поехать туда и поселиться в далекой, забытой всеми деревушке. Только так можно до конца понять и принять существующий уклад индийского народа. Многие столетия в одном месте в мире и гармонии существовали сотни народов. Они знали и уважали менталитет каждого. Индия никогда не отделялась от других государств, и именно поэтому сохранила свою уникальность.

Через Индию проходили многочисленные торговые пути. Да и сама страна славилась и славится своими богатейшими плантациями специй. Ремесленники в городах и селах создавали уникальные сувениры, домашнюю утварь, ткани, посуду. Все наследие и богатство культуры распространялось благодаря торговле по всей земле.

Однажды Великобритания узнав, что Индия владеет месторождения алмазов, вторглась на территорию. Эта жесткая проверка на прочность длилась долгие два столетия. Но государство выстояло, а все потому, что сохранило философию, жизнелюбие и необыкновенную терпимость по отношению к захватчикам. Так что не стоит удивляться, что все новшества рано или поздно становятся частью великого государства.

Сердцем Индии все считают Индостан. Даже по форме он напоминает жизненно важный орган человека. Что удивительно, Индия - это первое и единственное государство, которое избавилось от всех врагов благодаря спокойствию и философскому подходу к жизни. Создателем такой тактики, если это можно так назвать, стал Махатма Ганди. Однако она оказалась настолько действенной, что Уинстон Черчилль приказал посадить его в тюрьму и не освобождать, даже если тот будет бастовать.

Вегетарианство

Многие считают, что большая часть индийцев - вегетарианцы. Это действительно так, более 80 процентов населения едят только растительную пищу. По некоторым историческим записям вегетарианство появилось на земле в 5-6 веках нашей эры. В этот период многие буддисты и индуисты приняли негласный закон о непричинении вреда животным. Наверное, именно поэтому многие народности до сих пор не вспахивают землю, чтобы не навредить не только животным, но и даже мелким насекомым.

Есть даже такой обычай, чтобы не раздавить живое существо, дорогу перед собой расчищают метлой. 20% всего индийского населения приходится на мусульман и другие религиозные течения. Вот они употребляют в пищу животных. В основном это курица, а также страусы, индейки, перепела. Некоторые представители религий не отказываются и от свинины. Говядину есть в Индии запрещено законом.

Отношение индийцев к коровам

Если вы оказались в гостях у одного из индийцев, никогда не говорите ему о вкусных блюдах из говядины, которые делают у вас дома или в соседнем ресторане. Индия славит корову, это священное животное. Помимо людских проблем, власти решают также и вопросы, касающиеся непосредственно этих животных. Так что не стоит удивляться, если встретите на проезжей части мирно разгуливающую корову. Для местных жителей это норма.

Культ этих животных датирован 200 годом нашей эры. Ученые описывают появление традиции довольно прозаично. В определенный период уровень жизни в Индии достиг критической отметки, пересохли реки, зелени для вскармливания животных стало очень мало, леса уничтожались. Именно поэтому коров признали священными животными, а за их убийство казнили. Сегодня наказание не такое страшное, но в тюрьму могут посадить.

Если коров есть нельзя, то вот молочные продукты, получаемые от них всегда в почете. Разновидностей кушаний из молока настолько много, что все страны могут только завидовать.

Традиционная еда

Кроме молока в пищу обязательно употребляют рис. Индия - это вторая страна после Китая, которая занимается выращиванием этой культуры. Такая популярность продукта оказалась губительной, так как в стране зашкаливает количество людей, страдающих диабетом. Дело в том, что рис - это быстрые углеводы, которые в большом количестве приводят к появлению разных неприятных болезней.

Интересно, что индийцы никогда не пробуют блюдо во время приготовления. По их мнению, первым пробует бог, а только потом простые смертные. Помимо риса индийцы любят бобовые культуры. Они выращивают маш, нут, фасоль, чечевицу, горох. Из бобов местное население любит готовить дал, представляющий собой густой суп. В качестве закуски к нему подается лепешка. Готовится она по разным технологиям, поэтому одного основного рецепта не существует.

Индийское население, проживающее на берегах рек, употребляют также и рыбу. Различий по видам и сортам нет, для индийцев существует только большая и маленькая рыба. Поэтому не удивляйтесь, если в кафе официант спросит только о размере продукта. Помимо размеров, различают также и по среде обитания: морская и речная. В этих традициях можно найти и элементы вегетарианства.

Правило правой руки

Если вы отдыхали в Индии, то замечали, что местное население есть только руками, а именно только правой рукой. Вот такая оригинальная традиция существует в стране. Практически никто из туристов не может ее освоить в полной мере. В больших городах есть много европейских и национальных ресторанов, в которых отдыхающих предпочитают не мучить, а дают привычные столовые приборы.

Если вы попали в европейский ресторан, то будьте готовы к тому, что даже нетрадиционные блюда приправляют местными специями. Они имеют настолько сильный аромат, что полностью перебивают вкус основных компонентов пищи. С одной стороны это не очень хорошо, а с другой - специи являются своеобразным консервантом, который обеззараживает вредоносные микробы.

Готовят индийцы на один раз. Но если что-то осталось из еды, то все выбрасывается, а не прячется в холодильник к России.

Правило правой руки существует и сегодня. Перед поездкой в Индию туристы должны помнить об этом и уважать обычаи местного населения. Кстати, также индийцы не любят, когда их трогают руками. Все похлопывания или дружеские рукопожатия в Индии считаются проявлением невоспитанности.

Странные браки

Культура страны настолько необычна, что туристы порой пребывают в состоянии шока, приезжая сюда. Например, для индийцев нормой считаются браки с животными. Для местного населения в этом нет ничего странного, так как это действо воспринимается как акт переселения души. Для того, чтобы достичь человеческой оболочки, душа должна прожить в тысячах нечеловеческих тел. Что удивительно, на ранних стадиях развития христианского учения также существовала подобная теория, но вскоре ее исключили из официальных доктрин.

Европейские традиции индийцы не воспринимают. Если жителям Европы кажется, что замуж стоит выходить в возрасте от 20 до 30 лет, то в Индии девочек принято сватать до наступления половой зрелости. Если женщина достигла зрелости, но так и не вышла замуж, то ее считают грязной. По местным традициям женщина всегда должна ходить беременной. До колонизации англичанами, индийцы могли женить детей, которые еще были в утробе матери.

Со временем эта традиция перешла и к представителям каст. Кстати говоря, этот обычай жестоко порицался такими политиками как Индира Ганди и Махатма Ганди. Сегодня в Индии жениться можно по достижению 18 и 21 года. Но в некоторых деревнях до сих пор остались пережитки старых традиций.

Касты и варны

Изучая Индию, нельзя не сказать о кастах и варнах. Практически все население страны подвергается разделению. Каждый житель знает о том, к какому сословию он относится, но никто никогда не спрашивает об этом, это считается плохим тоном. Махатма Ганди был уважаемым человеком, его почитали миллионы человек, но он всегда противился такому пережитку прошлого, и старался искоренить его.

Варн в Индии всего 4, но они гораздо старше каст. Каждая варна символизирует определенный цвет. Самое высшее сословие - брамины. Это были врачи, священнослужители и ученые. Они носили белый цвет. Далее кшатрии - воины и политические деятели. Их цвет - красный. Третьими были желтые вайшьи - торговцы и землевладельцы. И, наконец, шудры - самое низшее сословие, носившее черный цвет. Когда-то варны были важны, но на сегодняшний день, чтобы достичь высокого поста, не обязательно принадлежать к высшему сословию.

Касты немного младше. Появились они в 200 веке до нашей эры. По всей территории страны их насчитывают более 3000. Доподлинно нельзя сказать, по какому принципу люди делились. Сегодня же индийцев делят по профессиям, религиям и месту рождения. Все позиции указаны в местной конституции. До внесения каст в государственный закон, индийцы строго следовали кастовому распределению. Ограничений было очень много, даже касаемо вступления в брак. Учитывались все нюансы.

В Индии существует также особая каста - неприкасаемые. В нее входят беженцы, переселенцы из других государств, преступники. Также в последнее время к неприкасаемым стали относить людей, занимающихся грязной работой, трудом, пачкающим руки. В современной Индии кастовые законы теперь немного мягче, стало возможным вступление в брак людей из разных сословий, а многие политики относятся к неприкасаемым, шудрам и вайшьям.

Национальная одежда

Несмотря на то, что многие индийцы давно носят европейскую одежду, национальные костюмы до сих пор не покинули гардероб каждого уважающего себя местного жителя. В этом нет ничего особенного, ведь шелк, лен, рами и другие ткани - это гордость и достояние Индии. Традиции и обычаи по созданию национальных нарядов уходят в далекую древность. Причем занимались этим во все времена только мужчины. Сари всегда украшаются вышивками, орнаментами и необычными узорами. Иногда в текстиль вшивают целые зеркала, драгоценные и полудрагоценные камни. А какое цветовое разнообразие…

Приезжая на местный базар, у туристов сразу же разбегаются глаза от количества и цветов традиционной одежды. Помимо всемирно известного сари, женщины носят также и брюки. Это могут быть и свободные шаровары, и узкие штаны. Также в гардеробе каждой индианки есть длинные блузы, жакеты и платья-туники, взятые из мужского гардероба.

Многие путешественники отмечают, что порой совершенно невозможно понять, женщина или мужчина перед тобой, ведь и те и те любят ярко одеваться и украшать себя браслетами и цепочками.

Праздники индийцев

Самые яркие праздники по праву принадлежат Индии. В основном они представляют собой торжество различных индийских богов. Как правило, праздники не прикреплены к какой-то определенной дате и проходят в течение нескольких дней. Вычисление нужной даты производится в соответствии с лунным календарем. Для знакомства с культурой страны, приезжать в Индию стоит во время празднования Холи и Дивали. В эти дни народ наиболее полно раскрывает все свои традиции, к тому же проходят праздники всегда ярко и красочно. Празднеств в Индии очень много, все зависит от провинции, в которой будете отдыхать.

Ежегодно появляется что-то новенькое и интересное. Именно поэтому стоит приехать и поучаствовать в одном из них.

Намасте

Если вы приехали в Индию, то обязательно выучите официальное приветствие - намасте. Оно пришло в страну от фразы «божественное во мне приветствует божественное в тебе». Делать намасте очень легко, достаточно сложить две руки ладонями, и, наклонившись, приложить их ко лбу.

Многообразна, самобытна и уникальна культура Индии. Складываясь на протяжении нескольких тысяч лет, она впитала в себя разнообразные философские взгляды, традиции и обычаи разных народов, проживавших на ее территории.

Следует отметить, что культура Индии не однородна. Она целиком зависит от разнообразных районов страны, тяготеющих еще с древних времен к собственному укладу жизни, верованиям и обычаям. Однако имеются и общие черты, позволяющие рассматривать в целом.

Религиозная система является прародительницей многогранного индийского эпоса, в котором довольно подробно описаны разносторонние деяния богов и членов их семей. Эти сказания и явились основой духовной жизни индийского народа. На их основе возникают философские учения, боевые искусства и медицинские традиции.

Первыми зданиями, появившимися на территории Индийского государства, были святилища, или храмы. Зодчие долгое время не знали себе равных по качеству и мастерству работ, благодаря этому большое влияние на архитектуру соседних стран оказывала именно Индия.

Культура этой страны отличается некоторым достижениями в различных областях. Искусство Индии связано с основными религиями, получившими здесь широкое распространение. Это буддизм, индуизм и джайнизм.

Художественная культура

Художественная культура Индии представлена древними памятниками. Самыми известными из них являются настенные росписи в пещере Аджанты. Стены и потолки этого буддийского комплекса, состоящего из 29 пещер, покрывают живописные сюжеты, описывающие жизнь Будды, бытовые сцены и мифологические сюжеты. Благодаря тому, что индийцам были известны секреты стойкости красок, рисунки в храме сохранились идеально.

Культура Индии неразрывно связана с книжной миниатюрой. В придворных мастерских индийские и персидские мастера, занимающиеся иллюстрированием рукописей, создавали свои творения - миниатюрные картины. На них были изображены реальные люди, явления природы и разнообразные предметы. Художники не стремятся к декоративности в изобразительном искусстве, в центре их внимания объемные формы и естественный цвет объекта.

Архитектура

В древности большая часть сооружений возводилась из дерева. Именно по этой причине они не сохранились.

Начиная с 1 в. до н.э. появляются пещерные храмы, или чайтьи. Увидеть их можно, главным образом, в горных районах страны. Они представляют собой пещерные храмы с и огромным подковообразным окном - главным источником света. Одним из древнейших памятников архитектуры, выполненном из камня, является ограда ступы в городе Санчи.

Возводились в районах, где вероятность наводнения напрочь отсутствовала, так как кирпич, используемый в то время, довольно быстро размокал в воде.

Скульптура

Большая часть образцов этого вида искусства носит религиозный характер. Культура Индии, и искусство скульптуры в частности, достигла огромных высот, существовали даже определенные руководства и правила по изготовлению скульптур. В 1-5 вв. появляются изменения в изображении Будды. Его обрисовывают в облике человека, а не в виде определенных символов.

Музыка и театр

В честь богов в Индии периодически проводились различные фестивали, в которых основное внимание уделялось танцам и песням. Религиозные шествия занимали незначительную часть времени. Основным элементом таких празднеств были театрализованные представления. В церемонии обязательно принимали участие профессиональные актеры, борцы, фокусники, канатоходцы и музыканты.

На севере страны сохранился театр (лила). Его артисты предстают перед зрителями в красочных костюмах и масках. Декорации здесь вовсе отсутствуют, а смена костюмов и грима происходит на глазах у зрителей.

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в" ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. - это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро около р. Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Наиболее яркая особенность этой культуры - ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории. Несомненно, что индская культура поддерживала связь с Двуречьем, однако она не проявила склонность заимствовать технические достижения более развитой культуры. Ученые (А. Бэшем и др.) предполагают, что за время существования этой цивилизации форма правления в ней не менялась. Этот беспримерный консерватизм предполагает, по выражению С. Пиггота, скорее «неизменные традиции храма», чем «светское непостоянство двора». Действительно, культура Хараппы по своему характеру была, очевидно, подобна культурам Древнего Египта и Двуречья.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм - гравюры на печатях, статуэтки. Насколько можно судить о религии доарийской эпохи по дошедшим до нас отрывочным сведениям, некоторые ее черты предвосхитили отдельные особенности позднейшего индуизма: аскетическая практика (йогическая поза Прото-Шивы) и сопряженный с ней круг представлений, практика изображений богов в «человеческом образе».

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов - «Ригведу», теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. Их культура была родственна той, которая описывается в «Беовульфе», в ранних исландских сагах, в староирландском прозаическом эпосе; она несколько уступала культуре греков, отразившейся в «Илиаде». На протяжении эпохи «Ригведы» выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия - жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование «варна» (неточно переводимое «каста», а буквально означающее «цвет») указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Арии были буйным народом. Они соблюдали лишь немногие из табу поздней Индии и были весьма привержены к хмельным напиткам. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе под аккомпанемент цимбал и барабанов. У них была гептотоническая гамма, сходная с нашей мажорной, которая, как полагают, появилась в Шумере и впоследствии получила распространение среди индоевропейских народов. Арии увлекались азартными играми. В гимнах встречаются также напоминания о пении и танцах и об искусстве танцовщиц, возможно, профессиональном. Племенами правили вожди, которые носили титул «раджа» - слово, родственное латинскому «гех» («король»). Раджа был абсолютным монархом, так как правление племенем осуществлял частично внутренний совет немногих старейшин и более широкое собрание всех глав семей. Арии рассматривали царя прежде всего как военного вождя, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций. Царь-жрец, характерный для некоторых других культур, не имел параллели в древней Индии. В целом можно сказать, что и индская культура и культура эпохи «Ригведы» внесли свой вклад в формирование уникального характера индийской культуры.

Для понимания культуры Индии, особенно в древности, необходимо знать ту политическую систему, замечательную и в своей силе, и в своей слабости, которая была создана в эпоху Будды (вторая половина 1 тысячелетия до н.э.). Речь идет об империи Маурьев. Она имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). Важнейшим источником информации об этом времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом своему владыке.

Эдикты эти частично напоминают указы ранних Ахеменидов, но по содержанию сильно отличаются, например, от больших надписей Дария 1, прославляющих царя, перечисляющих все его победы и подвластные ему народы и племена. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным. В них много личного и их первоначальный текст составлял, очевидно, сам император.

Из надписей явствует, что через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и проводил новую политику.

Реформа в политике Ашоки, социально-нормативной формой которой служат его эдикты, имела особое значения для ускорения экономического развития отстававших прежде районов страны (главным образом Центральной и Южной Индии). Можно выделить три черты политики Маурьев. Прежде всего они стремились ограничить привилегии старинной аристократии, сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертой политики Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Сами эдикты являются проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Отсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства (в отдельных местностях продолжали править местные династии или олигархии) способствовали особой роли религиозной идеологии - религиозная политика Ашоки составляет основное содержание его эдиктов.

Общеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к завоеванию всего мира «праведностью». С этой целью он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки (их успех проявился в цивилизующей роли буддизма во многих странах Азии). Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей новой политики и таким путем добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. Он никоим образом не отказывался от своих имперских устремлений, но видоизменил их в соответствии с этикой буддизма. Таким образом, основным содержанием реформ Ашоки было человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрессивных войн.

Во внутренних делах новая политика сказалась в общем смягчении сурового правосудия. В надписях Ашоки говорится о «дхарме» как «праведности», но в правовой литературе она означает установленную божеством норму благочестивого поведения, варьирующуюся согласно сословию и касте. Дошедшие до нас сочинения признают наравне с дхармой другие основы закона: договор, обычай и царский указ. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы, и, как ее хранитель, царь считался ее воплощением. Начиная с Ашоки. цари время от времени принимали титул дхармараджи, который является также эпитетом Ямы, бога смерти и усопших. Как Яма, так и царь поддерживали дхарму, «священный закон», карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (не причинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех сект. Он отменил судебные пытки, однако при всем своем гуманизме сохранил смертную казнь - она была отменена при позднейших индийских царях.

Миролюбивая политика Ашоки вскоре была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам, которые древние авантюристы в области политической мысли объявляли нормальной деятельностью государства, и в целом история Индии после маурийского периода - это история междоусобной борьбы местных династий за господство; политическое единство Индии (но отнюдь не культурное!) было утеряно почти на две тысячи лет.

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия - варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Каста - это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры. В индийском обществе сформировалась очень сложная специальная структура, которая складывалась отчасти на основе преобразования племенных связей, отчасти же из профессиональных сообществ и которая разрасталась в силу приобщения новых этнических групп и возникновения новых профессий. В средние века эта система приобрела известную жесткость и каждая ее социальная группа стала кастой в современном смысле слова.

Лишь в последние 50 лет кастовая система обнаружила действительные признаки распада, тому причиной множество нововведений, не осуществимых для общества, разделенного непроницаемыми перегородками, распространение образования на западный манер, рост национального самосознания и усиленная деятельность правительства и национальных лидеров. Этот процесс еще далек от завершения, и пройдет много лет, прежде чем сотрутся последние черты кастовых предрассудков; но несомненно, что старый национальный порядок индуистской Индии канет в лету.

Заслуживает внимания и индийская семья, которая была и остается до сих пор большой семьей, т.е. братья, дядья, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей или в соседних жилищах и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. Подобно европейской и семитской семье, индийская семья представляет собой патриархальную и патрилинейную структуру.

Сплочению семьи в единое целое способствовал ритуал повиновения, ему следуют в Индии и по сей день, хотя он восходит к временам Вед. В настоящее время система большой семьи уже становится тягостной для молодого поколения, но когда-то она давала членам семьи чувство социальной уверенности. В случае беды можно было рассчитывать на помощь сородичей, и беспутный кузен либо праздный и никчемный дядюшка, проживающий в уголке семейного дома в сравнительном благополучии, хотя он ничего или почти ничего не прибавляет к семейному бюджету, были в древней Индии столь же характерными явлениями, как и в современной. В семье обычно баловали маленького ребенка, ему во всем потакали и позволяли такие вольности, которые до недавнего времени были недоступны европейским детям. В поэзии дети неизменно упоминаются в ласковых тонах, как избалованные любимчики родителей.

Когда ребенок становился молодым человеком, то после религиозного обучения он вступал в брак, так как женитьба и продолжение рода, если только он не принял обета безбрачия, считались его прямой обязанностью. Вступление в брак преследует три основные цели: исполнение религиозного долга путем домашних жертвоприношений, деторождение, которое обеспечивало счастливую потустороннюю жизнь отцу и его предкам, а также продолжение рода и сексуальное наслаждение. После завершения сложной брачной церемонии домохозяин мог посвятить себя трем жизненным целям: дхарма или обретение религиозных добродетелей путем неукоснительного следования предписаниям «священного закона»; обретение богатства частным путем и получение наслаждений.

Самым высоким из всех законных наслаждений считается половое. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ, как его неотъемлемую часть, ритуальное половое сношение, считавшееся средством спасения.

В Древней Индии существовал особый разряд женщин, которые не были связаны правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц высших каст. Это были гетеры. Несомненно, многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо, в лучшем случае, становились служанками или работницами. Однако более характерной является описанная в литературе фигура куртизанки - красивой, образованной, богатой, занимающей высокое положение и пользующейся не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Аспазия и Фрина в классической Греции. Существовала и храмовая проституция, при храмах содержались сотни проституток.

Удовольствия древнего индийца были неразрывно связаны с развлечениями различного рода. Он, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в беседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим авторитетом.

Образованный человек мог писать стихи, участвовать в литературных собраниях в загородных садах или рощах, ради разнообразия сочетавшихся с петушиными боями и купанием, мог быть также художником. Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коей мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разными увеселениями и процессиями. Наиболее широко отмечался праздник в честь Камы - бога любви. Были широко распространены азартные игры - во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одна из таких игр к первым векам нашей эры превратилась в шахматы. В Древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Одни из них посвятили себя высоким искусствам - драме, музыке и танцам, другие бродили по городам и деревням и увеселяли простой люд. Мы читаем о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках и заклинателях змей, которые были в то время не менее популярны, чем сейчас.

Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся со множеством взаимодействующих между собой религий. Среди них следует выделить следующие основные: брахманизм с его позднейшими формами - индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия - джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры; исходя из мировоззренческого фундамента брахманизма, джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека.

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну - это порядок и гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри - богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них - Рама, герой одноименного эпоса, другое - Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как «Упанишады», «Бхагавад-Гита» и «Веданта Сутра». Однако основополагающие идеи этих сочинений нашли выражение в многочисленных философских школах, сектантских учениях, религиозных обрядах и народных культах, принадлежащих различным социальным слоям. Многообразие духовных подсистем указывает на то, что объединяющий принцип индуизма лежит скорее в социальной структуре, чем в приверженности религиозной доктрине, различные формы верований, составляющие в совокупности религиозное мировоззрение индуизма, является принадлежностью той или иной касты - основной единицы индуистского общества.

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского общества на брахманизм. Основы его учения изложены и бенаресской проповеди Будды, суть их такова: жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, не достигнутая цель и неудовлетворенное желание - все

это страдание. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение - нирвана. Исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь - страдание (аналогичный тезис, как известно, в немалой степени обеспечил успех и раннему христианству), и что все страдания проистекают от страстей. Желание умерить свои страсти, быть добрым и благожелательным - и это перед каждым (а не только перед посвященными брахманами, как в брахманизме) открывает путь к истине, а в итоге и к нирване. Понятно, почему буддизм стал наиболее влиятельным и популярным в Древней Индии.

И, наконец, коснемся ислама, который в конце 1 тысячелетия н.э. заявил о себе на северо-западе Индостана, представ перед индуизмом в виде живого вероучения воинственных племен Западной и Центральной Азии. Он качественно отличался от всех религиозных предыдущих мировоззрений, весьма успешно ассимилированных ранее индуизмом благодаря его гибкой структуре. Прежде всего, мусульманские племена владели более мощной военной технологией и более сильной политической системой по сравнению с индусами. А самое главное - и их вероучение опиралось, хотя бы теоретически, на концепцию «сплоченного братства», которая объединяла всех принявших эту религию узами поклонения единодержавному богу. Это было, вероятно, первое в истории индуизма столкновение с религиозным верованием, опирающимся на понятие целостной общины, объединенной преданностью единственному и всемогущему богу. И неудивительно, что общество Индии не смогло включить мусульманские общины в свой гибкий социальный и духовный организм. Однако самое важное состоит в том, что обращенные в ислам жили бок о бок с индусами и переняли у них мифы, образы традиционных богов, религиозные обряды. Масса ярких примеров этому имеется в литературе среднего и позднего средневековья, посвященной религиозным воззрениям народов субконтинента.

Представляет интерес и многообразие философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе «Махабхарата» говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу, поэтому ни одно из них не может быть принято за единственно верное. Индийский мыслитель V в. н.э. Маллавади рассматривал все философские концепции как спицы в колесе, которые сходятся у его оси, исходя из того, что истина многообразна. Ранние Упанишады, свидетельствующие о существовании различных течений индийской мысли, позволяют обнаружить зачатки тех тенденций, которые затем оформились в виде самостоятельных учений. В истории культуры Индии значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Она отрицает душу в концепции Атмана (духовное начало) и воспринимает тело человека как Я, т.е. только тело, одаренное разумом, предоставляет собой Я. По той причине, что разум наблюдается только там, где есть тело и нигде не наблюдается без тела, локаята считает его простым атрибутом последнего. Картина мира локаяты демонстрирует ее материалистический характер: Вселенная вечна, и ее законы регулируют изменения, которые совершаются в вещах, состоящих из элементов; все возникает из элементов, в процессе взаимодействия которых зарождается и сознание. Учение о материальности мира и всех протекающих в нем процессов оказало большое влияние на развитие древнеиндийской мысли.

Философские системы Древней Индии, признававшие авторитет Вед или, по крайней мере, не выступавшие против него открыто, рассматривались как одинаково действенные пути для достижения спасения, хотя они и различались между собой. Традиционно они подразделялись на три группы, по две школы в каждой, дополнявших друг друга: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, миманса и веданта. Санкхья была связана с ортодоксальной религиозной традицией лишь формально, представляя собой совершенно самостоятельное и оригинальное течение. Хотя в целом она представляется как дуалистическая система, главный вклад ее в историю индийской философии состоит в глубоком и всестороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности веществ и существ из саморазвивающейся материи («теория эволюции»). К санкхье тесно примыкает йога, получившая огромную известность в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагала для достижения «освобождения» от оков материального мира. В «Йога-сутра», раннем сочинении этой школы, Патанджали намечены только общие принципы системы. Позднее были разработаны положения так называемой восьмичленной йоги, разумеется, технические моменты - только начальная ступень всей этой системы, цель ее - в достижении «высшего состояния» т.е. в преодолении собственного «Я» (самадхи). По своим теоретическим построениям йога очень близка санкхье, но в ее учении введен Ишвара (высшее божество). Ее последователи чтили личное божество, что сближало их с ортодоксальными индуистами.

Философские системы ньяя и вайшешика зародились в самом начале нашей эры, они тесно связаны между собой. Их роднит тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы, хотя первая акцентировала внимание на проблемах гносеологии, выражая особый интерес к инструменту познания - логике (в дальнейшем слово «ньяя» стало означать «логика»), а вторая - на учении о бытии и составляющих его сущностей. Обе школы никогда не полемизировали друг с другом. Ньяя приняла метафизику вайшешиков, ибо считала ее закономерным следствием собственной теории познания, воззрения вайшешиков в какой-то мере продолжали традиции натурфилософии Упанишад; вместе с тем их атомизм - это продолжение общей идеи материальности, причем их учения, как и доктрины локаяты или санкхьи, связаны с достижениями в различных областях древнеиндийской науки - химии, астрономии и естествознании. Оно и само благотворно повлияло на дальнейшее развитие отдельных научных дисциплин.

Традиционный список шести философских систем всегда завершается системами миманса и веданта, которые были настолько тесно связанными, что веданту иногда называли утрата-мимансой («высшей» мимансой). В Упанишадах (VIII-VI вв. до н.э.) философия подразделялась на изучение и понимание: своего Я, трансцендентного знания и высшей духовной реальности (Брахмана). Средством постижения служит миманса - размышление, исследование. В ранних ведических текстах говорится, что постулирование Брахмана уже есть миманса. В одной из древнейших Упанишад говорится, что знатоки Вед сообща рассуждали, задаваясь вопросами: что такое Я? Что такое Брахман? В другой Упанишаде содержится исследование природы и степеней блаженства и вывод, что высшее блаженство есть соприкосновение с высшей духовной реальностью. Непосредственно к Упанишадам восходит и Веданта, кардинальный принцип которой выражается в следующих тезисах: мир никак не является произведением от материальных сил; единственная реальность - Брахман, а «сущее» во всех своих формах исходит из него. Своим острием веданта направлена против локаяты и санкхьи.

Различные философские мировоззрения Индии занимают важное место в истории ее культуры и мировой философии, не менее важна их роль в развитии научных дисциплин. Общеизвестно, что древние индийцы добились больших успехов в развитии научных знаний, индийские ученые еще в далеком прошлом предвосхитили многие открытия, сделанные европейскими исследователями в средние века и новое время. Их достижения в области лингвистики, математики, астрономии, медицины оказали несомненное влияние на другие древневосточные и античную культуры. Один из арабских авторов IX в., Аль-Джахиз писал: «Что касается индийцев, то мы обнаруживаем, что они преуспели в астрономии, арифметике и медицине, овладели тайнами врачебного искусства. Они высекают скульптуры и изображения, имеется у них богатое буквами письмо... У индийцев - богатая поэзия, развитое ораторское искусство, медицина, философия, этика. Наука астрономия происходит от них, и прочие люди ее заимствовали. От них пошла наука мыслить». Достаточно сказать, что еще до нашей эры составлялись таблицы биномиальных коэффициентов, полученные в Европе лишь в VI в. (и названные по имени автора «треугольником Паскаля»). Выдающимся достижением индийской науки было создание десятичной системы счисления, которой ныне пользуются во всем цивилизованном мире. Потрясает воображение современного человека и индийское искусство, религиозное в своей основе, большое количество произведений которого носит светский характер и доставляет чисто эстетическое удовольствие. Ведь своими корнями оно уходит в богатое наследие древнеиндийских религий, вобравших в себя и многосложную философскую мысль, и устную народную традицию. Об этих истоках искусства красноречиво свидетельствуют многочисленные мифологические сюжеты, художественные образы и символы. В конечном счете, все они выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др. Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.

С незапамятных времен художники пытались создать в своем воображении облик вездесущего, всеведущего и всемогущего Верховного существа и воплотить его образ в долговечном материале, например, в кости или камне. Так что и для художника, и для зрителя скульптурные изображения были не только произведением искусства, но и воплощением того или иного божества. Когда их устанавливали в храмах или святилищах, верующий, обращаясь к своему божеству, вступал с ним в непосредственное общение и мог просить его о покровительстве. Весь храмовый комплекс, в центре которого находилось главное божество, богато украшали множеством других скульптурных изображений богов и людей. Они устанавливались в строгом соответствии со сложившейся иерархией пантеона божеств и служили фоном для основного изваяния.

Древнее индийское искусство неразрывно связано с тремя крупными религиями - индуизмом, буддизмом и джайнизмом. Наряду с основными образами и мотивами, характерными для каждой из этих религий в отдельности, в искусстве Индии используются и общие для них образы (лотос, змея, крокодил и др.), а также символы и сюжеты, имеющие к ним лишь косвенное отношение. Такова природа необыкновенного богатства и разнообразия мотивов и художественных форм, присущих не только древнему, но и современному искусству Индии.

Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры. По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков. Стенные росписи Аджанты и, прежде всего образы «небесных дев», поражают сходством с китайскими пещерными храмами Дуньхуана. Даже судьбы этих исторических памятников удивительно схожи. Они были почти одновременно оставлены людьми и попали в забвение на много веков. Индийские исследователи усматривают в близости Аджанты и Дуньхуана не только буддийские сюжеты, но и отражение древних взаимосвязей двух культур. Об этом пишет и китайский путешественник Сюань Цзан, посетивший пещеры Аджанты в VII в. Ведь с давних времен не только караваны купцов двигались по Великому шелковому пути, не только товары перевозили арабские фелюги, что курсировали между Аравией и западным побережьем Индии. Вместе с торговлей "шел культурный обмен. Так, философов Эллады интересовали мыслители Древней Индии.

Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита (как и памятники Петры - древнего города в Иордании, воплотившего в себе влияние египетской, греческой, римской архитектуры); например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - все это высечено из одного цельного куска камня на протяжении 150 лет, все это представляет собой не строение, а скульптуру.

Памятники Эллоры примечательны тем, что в них совмещаются традиции севера и юга Индии. Там создавали храмы приверженцы трех религий: буддисты, индуисты, джайны. Результатом такого соседства было творческое соперничество, рождавшее интерес не только к художественным приемам друг друга, но и к искусству других государств и народов - как близких, так и далеких. Храм Кайласа посвящен индуистскому богу Шиве, но в его барельефных композициях можно встретить образы, присущие буддийскому искусству Аджанты, а также черты более отдаленных культур Западной Азии. Например, стилизованные фигуры львов говорят о влиянии Древней Персии, культура которой впитала, в свою очередь, достижения архитектуры и скульптуры Двуречья и Египта. Индийское искусство не замыкается в себе, а впитывает в себя все ценное, что создано другими народами, оно не страшится ни самых древних форм, ни самых дерзких исканий, именно это и характеризует великое искусство.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Прежде всего, необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла большую часть своей культуры из Индии. В этом регионе сложились могущественные державы с великими культурами, оставившие такие замечательные памятники своего величия, как буддийская ступа Боро-бодур на Яве или шиваитские храмы Ангкора в Камбодже. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета.

Сильное влияние культура Индии оказала на Запад: Гете и многие другие писатели начала XIX в. читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы. Начиная с Гете, большинство великих немецких философов были осведомлены в какой-то мере об учениях индийской философии. Шопенгауэр, оказавший большое влияние на литературу и психологию, открыто признавался, что находится под влиянием индийской мысли, и придерживался истинно буддийских воззрений, монистические учения Фихте и Гегеля никогда не приняли бы своей формы, если бы не существовало перевода Упанишад. В англоязычном мире самое сильное влияние Индии испытала Америка, где Эмерсон, Торо и другие писатели «Новой Англии» жадно изучали индийскую религиозную литературу; они оказали огромное воздействие на своих современников и последователей, особенно на Уолта Уитмена. Через посредство Карлейля и других мыслителей немецкие философы оказали воздействие на Англию так же, как американцы - через посредство многих писателей конца XIX в., таких, как Ричард Джефрис и Эдуард Карпентер.

Далекая Индия представляет огромный интерес для туристов. В этой стране есть тысячи старинных достопримечательностей, которые будут интересны любому путешественнику. Индия является родиной таких религий как буддизм и джайнизм. Однако, миллионы иностранных туристов ежегодно приезжают в Индию не только, например, чтобы побывать в тех местах, где проповедовал Будда. В Индии сейчас есть большое количество достопримечательностей, спа-курортов, а также горнолыжных и пляжных курортов.

География Индии

Индия расположена в Южной Азии. На западе Индия граничит с Пакистаном, на северо-востоке – с Китаем, Непалом и Бутаном, а на востоке – с Мьянмой и Бангладешом. На юге Индия омывается Индийским океаном, на юго-западе – Аравийским морем. На юго-западе страны расположен Бенгальский залив. Общая площадь этой страны - 3 287 590 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 15 106 км.

Индии принадлежат несколько островов. Самые большие из них – Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова в Индийском океане.

По территории Индии с севера на северо-восток протянулась горная система Гималаи. Самая высокая вершина в Индии - гора Канченджунга, чья высота достигает 8 856 метров.

В Индии есть несколько очень больших рек – Инд (его длина 3 180 км) и Ганг (его длина – 2 700 км). Среди других индийских рек следует также выделить Брахмапутру, Ямуну и Коши.

Столица

Столица Индии – Нью-Дели, в котором сейчас проживают около 350 тыс. человек. Нью-Дели стал столицей Индии в начале XX века. «Старый» город в Нью-Дели был построен еще в середине XVII века императором Шах-Джаханом, правителем империи Великих Моголов.

Официальный язык

Официальный язык в Индии – хинди. В свою очередь английский язык является «вспомогательным государственным языком» в Индии. Кроме того, в этой стране еще 21 язык имеет статус официального.

Религия

Более 80% населения Индии исповедуют индуизм. Еще более 13% жителей этой страны являются мусульманами, более 2,3% - христиане, около 2% - сикхи, а 0,7% - буддисты.

Государственное устройство Индии

Согласно действующей Конституции 1950 года, Индия – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый специальной коллегией на 5 лет (эта коллегия состоит из депутатов парламента и членов государственных сборов).

Парламент в Индии двухпалатный – Совет штатов (245 депутатов) и Народная палата (545 депутатов). Исполнительная власть в этой стране принадлежит Президенту, Премьер-министру и Совету министров.

Основные политические партии в Индии - Индийский национальный конгресс, «Бхаратия джаната парти», Социалистическая партия, Коммунистическая партия Индии, Национальная народная партия и др.

Климат и погода

Климат в Индии варьируется от тропического муссонного на юге до умеренного на севере. Большое влияние на климат в Индии оказывают Гималаи, Индийский океан, а также пустыня Тар.

В Индии выделяют три сезона:
- с марта по июнь – лето
- с июля по октябрь – муссоны
- с ноября по февраль - зима

Средняя годовая температура воздуха в Индии – +25,3С. Самый жаркий месяц в Индии – май, когда средняя максимальная температура воздуха составляет +41С. Самый холодный месяц – январь, когда средняя минимальная температура составляет +7С. Среднее ежегодное количество осадков – 715 мм.

Средняя температура воздуха в Нью-Дели:

Январь - +14С
- февраль - +17С
- март - +22С
- апрель - +28С
- май - +34С
- июнь - +34С
- июль - +31С
- август - +30С
- сентябрь - +29С
- октябрь - +26С
- ноябрь - +20С
- декабрь - +15С

Моря и океаны Индии

На юге Индия омывается Индийским океаном, на юго-западе – Аравийским морем. На юго-западе страны расположен Бенгальский залив. Общая береговая линия в Индии, включая и острова, составляет более 7,5 тыс. км.

Средняя температура моря возле Гоа, Индия:

Январь - +28С
- февраль - +28С
- март - +28С
- апрель - +29С
- май - +30С
- июнь - +29С
- июль - +28С
- август - +28С
- сентябрь - +28С
- октябрь - +29С
- ноябрь - +29С
- декабрь - +29С

Реки и озера

В Индии есть две системы рек с разным режимом «питания». Это гималайские реки (Ганг, Брахмапутра и др.) и реки, впадающие в океан - Годавари, Кришна и Маханади.

По территории Индии протекает также одна из самых длинных рек в мире – Инд, чья длина составляет 3 180 км.

Что же касается озер, то их в Индии не очень много, но, тем не менее, среди них есть очень красивые. Самые большие индийские озера – Чилика, Самбхар, Колеру, Локтак, и Вулар.

История

Неолитические поселения людей на территории современной Индии появились примерно 8 тыс. лет назад. В 2500-1900 гг. до н.э. в Западной Индии существовала первая городская культура, которая образовалась вокруг городов Мохенджо-Даро, Хараппа, и Дхалавира.

В 2000-500 гг. до н.э. в Индии распространяется индуизм, и в этот же период там начинает складываться кастовая система, состоящая из жрецов, воинов, свободных крестьян. Впоследствии образовались касты торговцев и слуг.

Примерно к V веку до н.э. в Индии уже существовало 16 самостоятельных государств – Махаджанапады. В это же время были сформированы две религии – буддизм, основателем которого стал Сиддхарта Гаутама Будда, и джайнизм, который основал Махавира.

В VI веке до н.э. некоторые территории Индии были завоеваны персами, а в IV веке войска Александра Македонского покорили некоторые северо-западные части этой страны.

В II веке до н.э. своего расцвета достигает царство Маурьев, покорившее несколько соседних индийских государств.

В I веке до н.э. индийские царства вели торговлю с Древним Римом. В VII веке большинство индийских царств было объединено царем Харша в единое государство.

В 1526 году на территории современной Индии была основана империя Великих Моголов, правителями которой были потомки Чингиз-хана и Тимура.

В XVII-XIX веках на территории современной Индии хозяйничала английская Ост-Индская компания, имевшая даже свою оргомную армию.

В 1857 году произошло т.н. «Восстание сипаев», недовольство которых как раз вызывала Ост-Индская компания. После подавления «Восстания сипаев» англичане ликвидировали Ост-Индскую компанию, и Индия стала колонией Британской империи.

В 1920-х годах в Индии началось массовое национально-освободительное движение против власти Великобритании. В 1929 году Великобритания наделила Индию правами доминиона, но это англичанам не помогло. В 1947 году была объявлена независимость Индии. Часть индийских территорий через некоторое время стали независимым государством Пакистан.

Индию приняли в ООН еще в 1945 году (правда, тогда эта страна была еще Британской Индией).

Культура

Индия представляет собой страну с огромным культурным наследием. Индийская культура оказала (и продолжает оказывать) влияние не только на соседние страны, но и на другие государства, расположенные далеко от нее.

До сих пор в Индии существует кастовая система общества, благодаря которой индийская культура сохраняет все свои традиционные ценности.

Выражением индийских традиций является музыка и танцы. Нигде в мире больше нет ничего подобного.

Туристам в Индии мы рекомендуем обязательно увидеть местные фестивале и парады, которых там очень много. Во время фестивалей часто проходят шествия слонов, музыкальные представления, «тигриные танцы», фейерверки, раздача сладостей и т.д. Самые известные индийские фестивали - фестиваль Онам (посвящен памяти мифического царя Бали), «Чайный фестиваль» в Калькутте, «Дивали», «Ратха-ятра» («Праздник колесниц»), «Дуссера» в Дели, «Фестиваль Ганапати» в честь бога Ганеш.

Также следует отметить интересный праздник сестер и братьев «Ракша Бандхан», отмечаемый каждый год в июле. В этот день сестры обвязывают запястье братьев платками, лентами, которые защищают от злых сил. В свою очередь, братья дарят своим сестрам различные подарки и клянутся их защищать.

Кухня Индии

Индийская кухня известна во всем мире использованием специй. Именно благодаря индийцам в мире получили распространение различные приправы и специи, в том числе черный перец и карри.

Индия очень большая страна, и поэтому не удивительно, что каждый ее регион имеет свои кулинарные традиции. Однако, для всех регионов Индии характерно употребление риса. Этот продукт является основой индийской кухни.

Принято считать, что жители Индии – это вегетарианцы, как того требует их религиозное учение. Однако, на самом деле в Индии довольно популярны и мясные блюда, ведь в этой стране есть еще и мусульмане. Самое известное индийское мясное блюдо – «цыплята тандури», когда курицу маринуют в специях, а затем запекают в специальной печи. Другие известные индийские мясные блюда – «бириани» (курица с рисом), «гуштаба» (тефтели тушеные в йогурте со специями).

Вообще, мясные блюда чаще всего входят в рацион питания жителей севера Индии. Рыба и морепродукты популярны в прибрежных районах, а овощи – на юге Индии.

Туристам в Индии мы рекомендуем также попробовать суп-пюре «дал», пшеничную лепешку «наан», овощное рагу «сабджи», рисовые лепешки «чапати» и «самба», «кичари» (тушенный рис с машем и специями), «джалеби» (оладьи в сиропе), «расгулла» (шарики из творога), «гулаб-джамун» (йогурт с мукой и миндалем).

Традиционные безалкогольные индийские напитки – «дхай» (простокваша или йогурт), «раита» (йогурт с мятой и тертым огурцом).

Достопримечательности Индии

В Индии так много достопримечательностей, что нам трудно выделить самые интересные из них. Пожалуй, в десятку лучших индийских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

Строительство Красного форта в Дели началось в 1638 года, а закончилось – в 1648 году. Это укрепление строилось по приказу императора империи Великих Моголов Шах-Джахана. Сейчас Красный форт включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тадж-Махал был построен в 1653 году по приказу Шах-Джахана, императора империи Великих Моголов. Этот мавзолей строили 20 тысяч человек на протяжении 20 лет. Сейчас Тадж-Махал входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Минарет Кутб-Минар в Дели

Высота этого кирпичного минарета составляет 72,6 метра. Его строительство продолжалось с 1193 года по 1368 год.

Пещера Слонов возле Мумбаи

В Пещере Слонов находится подземный храм Шивы с ее скульптурами. Он построен несколько тысяч лет назад. Сейчас пещера Слонов входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первый небольшой храм на территории современного города Хампи был построен еще в 7 веке н.э. Постепенно вокруг него строили другие религиозные постройки, и через некоторое время в Хампи был уже огромный красивый храмовый комплекс.

Хармандир-Сахиб боле известен под названием «Золотой Храм». Это самое главное религиозное сооружение для сикхов. Строительство «Золотого Храма» в Амритсаре началось в XVI веке. В XIX веке верхние этажи этого храма были покрыты золотом.

Буддистские монахи начали стоить свои пещеры Аджанта примерно во II веке до н.э. Эти пещеры были покинуты примерно в 650 г. н.э. Только в 1819 году англичане случайно наткнулись на пещеры Аджанта. До наших дней в этих пещерах сохранились уникальные фрески, рассказывающие о жизни людей в далеком прошлом.

Этот форт был построен возле города Амбер в 1726 году. Согласно легенде, когда-то давно в форте Джайгарх была размещена самая большая пушка в мире (ее можно увидеть и сейчас, т.к. старинный форт представляет собой теперь музей).

Дворец Радж Гхат в Дели

В этом дворце были кремированы Махатма Ганди, Индира Ганди и Раджив Ганди.

Жемчужная мечеть в Агре

Эта мечеть в Агре была построена в середине XVII века при императоре Шах-Джахане. Нет, в этой мечети нет жемчугов, просто ее купола очень сильно блестят на солнце.

Города и курорты

Самые большие индийские города – Мумбаи, Дели, Бангалор, Калькутта, Ченнаи, Хайдарабад, Ахмадабад, Пуна, Сурат, и Канпур.

В Индии существует большое количество прекрасных морских курортов с великолепными пляжами. Песок на индийских пляжах белый, мелкий. Самый популярный пляжный курорт в Индии – Гоа. Среди других индийских пляжных курортов следует обязательно назвать следующие: Андра-Прадеш, Гужарат, Карнатака, Керала, Махараштра, Орисса, Тамилнад, а также пляжи на Андаманских, Никобарских и Лаккадивских островах.

В Индии есть несколько горнолыжных курортов, которые считаются лучшими в Азии. Конечно, с горнолыжными трассами Австрии, Италии и Швейцарии зимним курортам Индии не сравниться. Однако, для тех путешественников, которые любят кататься на лыжах, и которые при этом хотят познакомиться с уникальной Индией, – отдых на индийских горнолыжных курортах запомнится навсегда.

Самые популярные горнолыжные курорты в Индии – Аули, Даяра-Бугаял, Мундали, Мунсиари, Соланг, Нарканда, Куфри, и Гулмарг. Кстати, сезон катания на лыжах в Индии продолжается с середины декабря до середины мая.

Многие иностранные туристы в Индию приезжают для того, чтобы отдохнуть на спа-курортах. Индийские спа-центры предлагают клиентам различные аюрведические программы. Сред таких спа-курортов следует, прежде всего, назвать Beach & Lake, Аюрму, и Ананду.

Сувениры/покупки

Перед тем как поехать в Индию подумайте о том, что Вы хотите там купить. В противном случае индийские торговцы на базарах и в магазинах навяжут Вам много самых разных ненужных товаров, и Вы потеряете тысячи рупий. Туристам из Индии мы рекомендуем привозить индийский чай, различные благовонии, браслеты (стеклянные, металлические, из драгоценных металлов), амулеты, талисманы, сувенирные изделия из мрамора (например, небольшой мраморный Тадж-Махал), шарфы, шали, сари (традиционное индийское платье), кожаную обувь, наборы индийских сухих пряных смесей, краску из хны, ковры, музыкальные инструменты (например, барабаны или изящную деревянную флейту).

Часы работы учреждений

Ни одна страна в мире не может поспорить с Индией в разнообразии ее богатейшей культуры, которая была сформирована из различных эпох истории, традиций и обычаев, как исконно индийских, так и принадлежащих к культуре других народов.

Индия разделена на 29 штатов, каждый из которых отличается не только климатическими и природными условиями, но и отличительными культурными особенностями. Индия  второе государство в мире по численности населения. На сравнительно небольшой территории этой страны проживает огромное количество наций, народов, а также племен. Все они имеют свой язык, обычаи, традиции и быт. Однако, несмотря на это, Индия сохраняет удивительную самобытность, объединяющую всех индийцев.

Культурная обособленность, столь характерная для Индии, во многом была предопределена ее географическим положением. С трех сторон страна окружена морем, а с четвертой труднопроходимыми высокими горами.

Ранние истоки индийской культуры обычно возводят к III-II тыс.до.н.э.  ко времени существования цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (Протоиндийская цивилизация). Следующий хронологический пласт связан с приходом арийских кочевых племен (примерно с середины II тыс.до.н.э), началом сложного процесса ассимиляции народов и активному развитию индийской культуры. К началу мусульманских завоеваний в Индии уже прочно установилась своя религиозная и философская системы. Однако во время исламского господства на культуру Индии сильное влияние оказали персидская, арабская и тюркская культуры.

В Индии представлены все мировые религии. Большое количество разных религиозных течений сосуществуют вместе, избегая конфликтов. Индусы, мусульмане, христиане, буддисты, сикхи, джайны и пр. живут бок о бок, не нарушая религиозных предпочтений соседа. Условием мирного сосуществования столь невероятного количества религий и национальностей  это веротерпимость, присущая индийской культуре, и уважение относительно других наций и конфессий. На протяжении многих веков Индия не отторгала, но заимствовала все самое лучшее от завоевателей, не нарушая при этом свои древнейшие устои и порядки.

Индия является родиной таких религий, как индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм. Некоторые из них выходят далеко за пределы страны и оказывают влияние на весь мир. В некоторых странах Центральной и Юго-Восточной Азии буддизм признан официальной религией.

Большинство населения Индии исповедуют индуизм, который после долгих веков формирования, принял свою классическую форму приблизительно к III в. н.э. Индуизм проникал во всех сферы жизни человека. Именно вокруг него росла и развивалась индийская культура. В официальной религии ведущими божествами принято считать Вишну и Шиву. От имен этих богов появились два основных направления в индуизме - вишнуизм и шиваизм. Стоит отметить, что понятия бога в индуизме крайне разнообразно. Невозможно перечислить все течения индуизма и всех богов, определить их функции и установить иерархию, поскольку в каждой местности имеются главные и второстепенные божества. Кроме известных богов есть множество таких, чьи имена часто неведомы за пределами того или иного штата. Кроме того, стоит учитывать, что супруги богов так же являются объектом поклонения. Культ поклонения женским божествам, как высшей творческой энергии  шакти, очень популярен в Индии.

Для индуизма характерно единство философии и религии. В основе индуизма лежит учение о перевоплощении душ, учение о дхарме, о карме. Дхарма  центральное понятие индуизма. Это космический порядок, на котором держится мир, общество, человек. Дхарма  это некая опора, закономерность вселенского целого, и в то же время закон, определяющий судьбу каждого человека. В русском языке это слово не имеет полного эквивалента и в зависимости от конткетса переводится как «закон», «правило», «установление», «долг», «мораль» и т.д. Следование дхарме провозглашается главной добродетелью индуиста (пунья) , а отклонение — грехом (папа).

Согласно индийской традиции, к этому миру человека обрекает на "вечное возвращение" закон кармы (букв. “деяние”)  причинно-следственная зависимость. Согласно ему, благое или тягостное существование человека в этом мире обусловлено его поступками в предыдущих жизнях. Хорошую карму порождают благие действия, мысли и намерения, в то время как плохие поступки ведут к соответствующей карме. Таким же образом индийцы оценивают кастовую принадлежность в том числе. Соблюдение религиозных обычаев и правил касты ведет к рождению в более высокой касте, сулит обеспеченную, благополучную жизнь, в то время как нарушение этих правил опускает человека до низкого рождения (даже насекомого или животного). В Индии существует огромное количество каст, относящихся к одной из четырех главных варн — сословий: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьи (торговцев) и шудр (слуг). Для выхода из бесконечного цикла перерождений (сансары) человеку следует достичь мокши, т.е. освобождения от сансары. В индуизме предлагается целый ряд путей и приемов для обретения мокши, что объясняет столь разнообразное количество религиозных и философских течений, существующих в Индии.

Цементирующей основной, скрепляющей многочисленные разновидности индуизма, веками служили древние священные тексты: веды, упанишады, пураны и эпосы Махабхарата и Рамаяна.

Языком священных писаний является санскрит (букв. "обработанный", "отделанный"). По степени значимости его можно уподобить латыни и древнегреческому  классическим языкам европейской культуры. Как и в Европе, этот древний язык постепенно был вытеснен языками-потомками  молодыми новоиндийскими языками. Однако санскрит до сих пор используется в ритуальной практике.

В Индии, как многонациональной стране, существует великое множество языков. Некоторые из них принадлежат к различным языковым группам. Государственными признаны хинди и английский, но в каждом штате говорят на своем, национальном языке. К слову, современные штаты были созданы на основе лингвистического (национального) принципа. Помимо приведенных в Конституции языков, в стране разговаривают более чем на 30 языках, а так же более, чем на 1600 диалектов. Кроме хинди самыми распространенными считаются бенгальский, урду, маратхи, тамильский, телугу и др..

Искусство Индии поражает своим богатым многообразием. Оно развивалось под влиянием религии, отражая веру народа страны. Классическое индийское искусство основано на религиозных и мифологических сюжетах.

Исторические корни индийского искусства уходят в глубокую древность. Различные предметы быта, каменные и бронзовые фигуры, найденные во время раскопок в городах Мохенджо-Даро и Хараппе, свидетельствуют о процветании всевозможных ремесел на территории древней Индии. Позже, с приходом ариев, начинают развиваться основные элементы индийского искусства. Новым толчком развития стало распространение буддизма, который оказал особое влияние на архитектуру. Ярким тому примером тому служат многочисленные ступы (буддийские ритуальные сооружения, напр., в Санчи, Бхархуте), а также пещерные комплексы Аджанты и Эллоры. Резные орнаменты храмов, изящество скульптур поражают своей красотой и реалистичностью. Большой вклад в развитие индийского искусства привнесли мусульмане, особенно в период правления Великих Моголов. Это время характеризуется расцветом персидской архитектуры, миниатюрной живописи. Жемчужиной этой эпохи считается знаменитый во всем мире Тадж Махал. В Индии очень распространены такие виды искусства, как танцы, театр, музыка. Все они имеют длительную историю, насчитывающие века. Различные виды национальной живописи так же пользуются популярностью. Следует отметить особое положение киноиндустрии, которая является одной из самых крупнейших в мире.

Индия это страна, совмещающая в себе огромные исторические и культурные пласты совершеннно невероятные по своему содержанию. Это не мертвое цартсво, опутанное паутиной древних сказок и снов, но яркая, живая, функционирующая культура, возраст которой исчисляется тысячилетиями. Грань между прошлым и настоящим призрачна, а реальность зыбка, поскольку Индия живет по своим законам, ведомым только ей. Древние мифы, традиции и обычаи непостижимым образом существуют в современном мире, в современной Индии. Они были пронесены через века и ничуть не изменились. В этом заключается поразительная традиционность, свойственная индийской культуре, щедрая на удивительные сюрпризы истории, происходящие здесь и сейчас, совсем рядом.


Cмотрите также:


Воронежский государственный университет (ВГУ) подписал соглашение об академическом сотрудничестве и обмене студентами с индийским институтом управленческих технологий Бирла, сообщает в понедельник российский вуз.