Легендарный артуро тосканини - случаи из его жизни и его божество - музыка. Биография В каком итальянском городе родился артуро тосканини

Артуро Тосканини

итальянский дирижёр (1867-1957)

Непревзойденный король дирижерской палочки Артуро Тосканини был известен своей требовательностью. Он не терпел болтовни, приходил на репетиции строго вовремя, надевал рабочую куртку и вставал за пульт. Он здоровался с музыкантами и просил взять ноты того композитора, над сочинением которого предстояло работать. Все. Он начинал дирижировать, и горе было тем, кто относился к своим обязанностям менее внимательно, чем сам дирижер!

Однажды оркестр, которым дирижировал Тосканини, репетировал Девятую симфонию Бетховена. Beethoven - Symphony No. 9 "Choral" - NBC Symphony Orchestra, Toscanini (3 April 1948) В партитуре было место, помеченное ff. Здесь следовало играть фортиссимо. Музыканты сыграли слишком тихо. Дирижер остановил их и попросил сыграть в соответствии с партитурой. Второй раз оркестр сыграл как надо, но мрачный Тосканини вновь остановил репетицию. «Значит, вы можете играть фортиссимо,— сказал он.— Почему же вы не сделали этого в первый раз? Нет у вас ни чувства, ни уважения к музыке!..» Тут же, негодующим жестом отбросив палочку, он ушел из зала. Но спустя некоторое время вернулся и продолжил репетицию, как ни в чем не бывало.


Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме. Его отец Клаудио Тосканини в юности участвовал в восстании Гарибальди и готовил сыну карьеру адвоката, однако Артуро, любивший музыку, поступил в консерваторию.

Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Пармскую консе рваторию закончил в 1885 году и сразу отправился в Бразилию, подписав контракт, по которому должен был возглавить в оркестреРио-де-Жанейро группу виолончелей. Он работал там виолончелистом и хормейстером, а в 1886 году дебютировал как дирижер и быстро понял, что дирижирование — его настоящее призвание.

У Артуро обнаружилась поразительная музыкальная память. Уже в о время первого выступления в качестве дирижера 19-летний Артуро Тосканини поразил публику, дирижируя «Аидой» Джузеппе Верди без нот.

Верди вообще был его идеалом. Из-за природной стеснительности Тосканини они встречались только трижды, о чем Артуро позже очень жалел. Всю жизнь он носил с собой записку Верди, найденную в партитуре оперы «Фальстаф», считая ее своим талисманом.
Тосканини не было и тридцати лет, когда в его дирижерский репертуар входило 165 оперных сочинений, причем все эти произведения он знал наизусть. В 1887—1898 годах Артуро Тосканини выступал как оперный, а с 1896 года — и как симфонический дирижер. Оркестры под его управлением давали концерты во многих театрах Италии. Это была полезная школа. Итальянские театры того времени были подлинно демократичными, их охотно посещал простой народ. Особенно ценились оперы, тем более, что слушатели знали, как серьезно готовятся к концерту исполнители. А дирижер Тосканини был очень требователен к себе и оркестрантам. Репетиции под его управлением длились по 6—7 часов. Каждая музыкальная фраза, жест, нота оттачивались до блеска.
Тосканини был известен своим патриотизмом. Однажды в начале 1890-х годов в театре Пизы давали «Отелло». Во время исполнения партии Яго с галерки бросили бомбу, раздался взрыв, возмущенные синьоры в ложах потребовали вызвать полицию. Спектакль прервался. Уверенным взмахом дирижерской палочки Тосканини велел оркестру играть... гимн гарибальдийцев, который подхватили зрители, оставшиеся в театре, и артисты оперы: «Наш дом — вся Италия...» Поднялась овация. После спектакля толпа вынесла Тосканини из зала на руках.

Он одинаково требовательно относился ко всем артистам.

Музыка была для него непререкаемым законом. Однажды в Пизе некая примадонна сделала в своей партии красивый, но ненужный голосовой пируэт. Тосканини моментально прервал репетицию. Певица обиделась и заявила, что, поскольку она звезда, то может делать, что хочет. Маэстро невозмутимо ответил, что звезды на небе, и, не желая далее спорить, передал партию другой исполнительнице.

В Турине после концерта Тосканини отправился в гостиницу и сразу лег спать, поскольку очень устал. Он вообще всегда выкладывался до остатка. Но публика в театре устроила продолжительную овацию и отказывалась покидать театр. Послали за Тосканини. И он был вынужден встать, одеться и вернуться в театр, где без репетиции, на «бис», продирижировал симфонией Шуберта.

Слава о знаменитом дирижере гремела по всей Италии. В 1897-1903 годах, 1906-1908, 1921-1929 годах он был главным дирижером театра «Ла Скала». Его пригласили в Америку, где в 1908—1915 годах он работал главным дирижером театра «Метрополитен-опера». В Америке, не имевшей тогда дирижеров такого масштаба, каждый шаг великого итальянского музыканта оплачивался золотом. В то время в «Метрополитен-опера» пел известный итальянский тенор Карузо. В 1910 году под управлением Тосканини и с участием Энрико Карузо была поставлена опера «Девушка с Запада» Джакомо Пуччини. Успех был настолько велик, что Пуччини пришлось выходить к публике 55 раз! В 1913 году под руководством Тосканини в США была поставлена и опера Мусоргского «Борис Годунов».


Несмотря на триумфальный успех, Тосканини охотно вернулся в Италию в связи с празднованием 100-летнего юбилея Джузеппе Верди. Он руководил празднеством в Буссето, родном городе Верди, а в миланской «Ла Скала» поставил две оперы великого итальянского композитора — «Травиату» и «Фальстафа».

Во время Первой мировой войны «Ла Скала» три года был закрыт. После войны Тосканини решил возродить его. Чтобы сформировать оркестровый коллектив, в 1920 году он предпринял длительную гастрольную поездку по Европе, а по возвращении в Милан приступил к работе в «Ла Скала». После первого сезона главному дирижеру выделили огромную сумму денег, однако он отказался принять их на личные нужды и полностью истратил на театр.

В начале 1920-х годов Тосканини работал на родине. Он поражал соотечественников интенсивностью и энергией. В 1922 году он дирижировал в «Ла Скала» 90 раз, а в 1923 — 81 раз. Ни один театр мира не имел такого богатого репертуара, как «Ла Скала», когда главным дирижером был Тосканини.

После прихода к власти фашистов музыкант эмигрировал в Америку. В 1926—1936 годах он дирижировал Нью-йоркским филармоническим оркестром, а в 1937—1954 годах — симфоническим оркестром Национального радио США. Во время Второй мировой войны Тосканини узнал, что в осажденном Ленинграде состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, посвященной борьбе против фашизма. Старый итальянский дирижер загорелся идеей исполнить симфонию в Америке и осуществил это в 1942 году. Репетиции оркестра проводились с огромной отдачей и энергией, Тосканини не пропускал ни одной детали. Премьера состоялась 19 июля 1942 года, симфония транслировалась по радио и была записана на пластинку, которую Тосканини послал Шостаковичу.

В 1955 году дирижеру пришлось пережить подлинное несчастье. Тосканини, что н которому исполнялось 90 лет, во время одного из концертов забыл, ужно играть дальше. Можно себе представить, какой силы удар постиг маэстро, всю жизнь гордившегося своей музыкальной памятью! Оркестр замолк, Тосканини в сердцах покинул зал... Бесцеремонные газеты разразились уничтожающей критикой. Тосканини поселился в загородном доме, не желая никого видеть. Эмиль Гилельс, начинавший в это время гастроли в США, решился повидаться с ним. Он не очень надеялся на встречу, однако великий маэстро согласился его принять. Гилельс позже вспоминал, что Тосканини, пригласив пройти его в полутемную комнату, поставил на проигрыватель пластинку с 7-й симфонией Шостаковича и вместе с гостем, со слезами на глазах, слушал сочинение великого композитора.

Скончался дирижер 16 января 1957 года в Нью-Йорке. Артистическая деятельность Тосканини, одного из величайших дирижеров XX века, продолжалась около 70 лет. Исполнительское искусство этого мастера отличалось ярким темпераментом, активным волевым началом, точным раскрытием авторского замысла. Обширный репертуар дирижера включал произведения разных эпох от И. С. Баха до Д. Шостаковича.

ROSETTA PAMPANINI - Manon Lescaut - "In quelle trine morbide..." (1926)

В 1929 году дива веризма Розетта Пампанини должна была дебютировать в заглавной партии в опере “Манон Леско” в Берлинской государственной опере. За день до премьеры была назначена генеральная репетиция, и певица, опаздывая, спешила в театр. “Я бежала и почти рвала на себе меха, в которые была одета, - вспоминала она. - Потому что если Тосканини видел меня в мехах, то говорил мне: “Пампанини, сними с себя примадонну, тогда начнем...”

Буквально впорхнув в здание Берлинской оперы, Розетта сразу услышала доносящиеся из зала звуки оркестра, играющего галантно-изящные мелодии начала второго акта... Выйдя на сцену, она уже захотела начать петь, как Тосканини резко остановил её. “Мы пробуем акустику, не пой”, - сказал он Розетте с хмурым видом. Пожав плечами и поняв, что отрепетировать партию ей не удастся, Пампанини покинула театр.

На следующий день Пампанини охватило огромное волнение. Ведь ей никогда до этого не приходилось петь Манон Леско в стенах самого известного немецкого оперного театра, и одна мысль о том, что за день до премьеры ей не удалось отрепетировать свою партию, кидала её в дрожь... Первый акт прошел беспокойно и нервно. В перерыве Тосканини подошел и раздраженно выпалил: “Что с тобой не так? Почему ты трясёшься?” Бедной Розетте не оставалось ничего, как пробормотать, что она никогда не пела пуччиниевскую Манон в Берлине... “Мне правда очень страшно, маэстро”, - пожаловалась Пампанини. Великий дирижёр нарочито отвернулся и ушёл.

“Все потеряно, спектакль провален”, - подумала Розетта. И неожиданно волнение отпустило её - второй акт, в том числе и чарующую арию “In quelle trine morbide”, она спела легко, уверенно и спокойно, будто ощущая, что всё страшное позади. И тут случилось невероятное... В четвёртом акте, после исполнения знаменитой арии “Sola, perduta, abbandonata”, она случайно взглянула в яму... Тосканини, гроза всех музыкантов, - плакал! По его сухому, аскетичному лицу текли крупные слезы...

На следующий день Розетте нужно было покидать Берлин и лететь на гастроли в Лондон. Вечером она пришла в квартиру к Тосканини, чтобы попрощаться с ним. Дирижёр встретил её радушно и гостеприимно, ласково расспрашивал её о повседневных делах. И тут Розетта неожиданно спросила его: “Маэстро, можете удовлетворить моё любопытство? Почему за день до спектакля вы не разрешили мне репетировать оперу? Правда ли из-за акустики?” Тосканини сначала задумался, потом с любовью взглянул на примадонну и сказал: “Нет, Розетта... Просто мне так не хотелось, чтобы этот толстый импресарио раньше времени услышал твой божественный голос!”

(По материалам интервью с Розеттой Пампанини, взятого в стенах туринского театра "Реджо".)

"Искусство Артуро Тосканини", воспоминания, биографические материалы. Издательство"Музыка".

Ленинградское отделение 1974


Артуро Тосканини дирижирует Реквиемом Верди (комплект) Исполнители Herva Nelli: soprano, Fedora Barbieri: mezzo soprano, Giuseppe di Stefano: tenor, Cesare Siepi: bass. Robert Shaw Chorale-Robert Shaw:director-NBC Symphony Orchestra-Arturo Toscanini: conductor-Live-Carnegie Hall-1951- 1. Requiem 2. Dies irae 3. Offertorio 4. Sanctus 5. Agnus dei 5. Lux aeterna 7. Libera me

А это отдельные части того же исполнения (неполное) Верди, Реквием, (часть 1)

(часть 2)

(часть 3)

(часть 4)

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников. По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896). С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского.

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдину Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр]]. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Зять А. Тосканини - пианист Владимир Самойлович Горовиц.

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Артуро Тосканини занял восьмое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.


вот это память!

Память была одним из самых выдающихся даров природы, которыми обладал Артуро Тосканини. В тот день, когда с места обычного виолончелиста он встал за дирижерский пульт, первое, что он сделал, закрыл партитуру, лежавшую перед ним: "Аида", которая шла в тот вечер, уже полностью хранилась в его памяти, несмотря на то, что он еще ни разу не стоял за дирижерским пультом. Причем, он помнил не только ноты, но и все знаки, поставленные Верди для выразительности звучания музыки...

"фа-диез!"

Однажды маэстро готовил "Тристана", репетируя с исполнителями под рояль. Вместе с певцами он находился на сцене. Когда проходили второй акт, Тосканини полуобернулся в сторону рояля и коротко бросил:

Фа-диез!

Услышав замечание, аккомпаниатор слегка растерялся. Сцену повторили еще раз, и вновь, когда дошли до того же места, Тосканини снова крикнул, уже более громко: "Фа-диез!"

Но на нотной странице никакого фа-диеза не было! На третий же раз Тосканини в ярости вскочил со стула и заревел:

Фа-диез!


Перепуганный аккомпаниатор робко заметил:

Простите меня, маэстро, но фа-диеза тут не написано...

Тосканини, немного смутился и... тут же ушел в свой кабинет. Через некоторое время аккомпаниатор отыскал другое издание партитуры "Тристана", побежал к маэстро в кабинет и увидел Тосканини, листающего партитуру "Тристана", он хотел собственными глазами убедиться, есть ли в ней злополучный фа-диез или нет.

Маэстро, - радостно обратился к Тосканини аккомпаниатор, - вы были совершенно правы, в партитуре была опечатка!

Тосканини ответил довольно холодно, но чувствовалось, что за внешней его сдержанностью проскальзывают нотки победной радости:

Знаешь, меня чуть удар не хватил: выходит, я всю жизнь был ослом, если всегда играл этот фа-диез.

Осел я, маэстро, потому что не заметил опечатки, - ответил аккомпаниатор.

ми-бемоль не нужен

В Сан-Луисе перед концертом в самый последний момент у второго фагота обнаружилось, что клапан ми-бемоль испорчен. Музыкант был в совершенном отчаянии: "Что скажет маэстро, если не услышит эту ноту!" Зная крутой нрав Тосканини, решено было сообщить ему об отказе клапана до начала концерта. Когда же Тосканини объяснили, что случилось, он мгновенно перебрал в памяти все произведения, что стояли в программе концерта, и сказал:

Может быть, я ошибаюсь, но, думаю, этого ми-бемоль ни разу и не придется брать за вечер.

Тосканини оказался прав: испорченный клапан второму фаготу ни разу не понадобился.

дирижер - это укротитель!

Тосканини любил повторять с ласковой но коварной улыбкой, что оркестр похож на необъезженного коня, которого необходимо укротить. Если конь почувствует, что на нем сидит добряк, то просто сбросит седока-дирижера. Оркестр всегда с первых же тактов понимает, знает дирижер свое дело или нет.

кляксы на память...

Когда Тосканини изучал партитуры, то запоминал все чернильные пятна и пометки, которые были на страницах. Эти кляксы во время дирижирования проносились перед его внутренним взором с той же скоростью и графической четкостью, что и ноты. Он говорил друзьям:

На пари могу воспроизвести по памяти почти все свои партитуры, и непременно поставлю на свои места и все... чернильные пятна!

"простуженная" скрипка

Тосканини был чрезвычайно чувствителен к тембровым краскам в оркестре.

Как-то на репетиции нью-йоркского оркестра Тосканини внезапно остановил музыкальную фразу и строго указал на одного из скрипачей:

Что с вашим инструментом?!

Но разве я не точно играю? - перепугался скрипач.

Я спрашиваю, не про то, как вы играете, а что с вашим инструментом! У меня такое впечатление, что ваша скрипка подхватила ангину. У вас сегодня другой инструмент?

Совершенно верно, моя скрипка осталась дома.

На сегодня репетиция окончена. А вы чтобы завтра же имели вашу скрипку. Сейчас из-за вашей "простуженной" скрипки я не могу верно слышать звучание всей скрипичной группы.

бесстыдные домочадцы

Тосканини был чрезвычайно требовательным к себе и исполнителям. Малейшие неудачи он переносил очень болезненно. Он мог отправиться на концерт в наилучшем расположении духа, а спустя три часа покинуть зал в полнейшем отчаянии, выкрикивая проклятия в адрес оркестра или самого себя. Как-то в Милане после проведенного в "Ла Скала" спектакля Тосканини вернулся домой крайне подавленным и направился в столовую, где был накрыт стол к позднему ужину. Остановившись в дверях, маэстро обрушился на своих домочадцев:

Как вы можете есть после такого исполнения, стыдитесь! - хлопнув дверью, Тосканини ушел.

И все в тот вечер разошлись спать голодными.

будем играть громче, господа!..

Однажды Тосканини посвятил всю репетицию оркестра работе над фортиссимо.

Почему мы сегодня занимаемся только этим нюансом? - спросил дирижера концертмейстер.

Потому что вчера на нашем концерте во время исполнения "Полета валькирий" зритель в первом ряду безмятежно спал, а я не намерен допускать, чтобы подобное безобразие повторилось!..

Запись "Аиды" не очень хорошего качества, - зато живая...

соседи оценят

К Тосканини приходит девушка и спрашивает, не нуждается ли он в хористках. Тосканини отвечает, что вакансий нет и прослушивать девушку не желает, но добавляет:

Нет, - смутилась девушка.

Тогда вы принесли хорошие характеристики, ведь не с улицы же вы пришли?

К сожалению, и характеристик у меня тоже нет. Но я могу принести отзывы моих родных. Им очень нравится, как я пою, они поклонники знаменитого маэстро.

Тосканини на секунду задумался, на губах его мелькнула хитрая улыбка:

Тогда приходите на следующей неделе и не забудьте прихватить отзывы ваших соседей. Если они благоприятные, возможно, я вас и прослушаю.

объяснил!

Во время оркестровой репетиции симфонической поэмы Дебюсси "Море" Артуро Тосканини хотел добиться нежного, как бы парящего звучания инструментов. Он пытался разъяснить оркестру, чего он хочет, и так и этак, но все безуспешно. В конце концов, придя в полное отчаяние, но так и не сумев подобрать достаточно убедительных слов, дирижер вынул из кармана тонкий шелковый платок, поднял его высоко над головой и разжал пальцы...

Оркестранты недоуменно смотрели на платок, который легко и плавно парил в воздухе и наконец бесшумно приземлился.

Ну теперь вы поняли меня, господа? - серьезно сказал Тосканини. - Прошу вас, сыграйте мне вот точно так!

кто этот негодяй?!

С годами художественные взгляды Тосканини заметно менялись.

Однажды оркестр, которым руководил Артуро Тосканини, возвращался после гастролей в Южной Америке. Чтобы скоротать время, группа оркестрантов пригласила маэстро послушать коротковолновую передачу из Лондона. Радио включили в середине "Героической симфонии" Бетховена. По мере того как Тосканини слушал, его лицо все более и более омрачалось.

Что за негодяй берет такие темпы! - возмущался он. - Это просто невозможно! Что он себе позволяет!

К концу исполнения Тосканини, охваченный яростью, был готов выбросить радиоприемник в окно. Тут раздался невозмутимый голос английского диктора: "Вы прослушали запись оркестра Би-Би-Си под управлением Артуро Тосканини".

пусть это будет нашей маленькой тайной...

Артуро Тосканини, дирижируя как-то в Нью-Йорке, сделал замечание певице, выступавшей с оркестром.

Но я великая артистка, - воскликнула оскорбленная дива, - знаете ли вы об этом?

Тосканини учтиво ответил:

Не беспокойтесь, я никому об этом не скажу...

Однажды знаменитого маэстро спросили, почему в составе его оркестра никогда не было ни одной женщины.

Видите ли, - ответил маэстро, - женщины очень мешают. Если они красивы, то мешают моим музыкантам, а если безобразны то еще больше мешают мне!

этого не может быть, но... так было

Однажды Тосканини дирижировал симфонией, в которой арфист должен был один-единственный раз взять одну-единственную ноту. И арфист умудрился сфальшивить! Тосканини решил повторить всю симфонию, но когда пришла очередь вступать арфе, музыкант снова споткнулся.

Рассвирепевший Тосканини покинул зал. Вечером состоялся концерт. Незадачливый арфист занимает свое место в оркестре, снимает с арфы футляр. И что же он видит? Все струны с арфы сняты. Осталась только одна: нужная.

дорогой подарок

Тосканини был чрезвычайно импульсивен и вспыльчив. Неверно взятая нота немедленно доводила его до бешенства. Рассердившись на репетиции, великий маэстро имел обыкновение ломать все предметы, которые попадались ему под руку. Однажды, выйдя из себя, он швырнул на пол свои дорогие часы и растоптал их каблуком... После этой выходки оркестранты, которые любили своего бешеного дирижера, решили подарить ему двое дешевых часов. Тосканини с благодарностью принял подарок и довольно скоро использовал часы "по назначению"...

а кто его знает...

В день своего рождения Тосканини отказался от всяческих почестей и провел его в напряженном труде, репетируя со своим оркестром программу предстоящего концерта. Несмотря на строгое запрещение Тосканини, к маэстро все же явился один из друзей с поздравлениями и как бы между прочим спросил:

Артуро, не скрывайте, сколько вам исполняется лет - 86 или 87?

Я точно не знаю, - ответил Тосканини, - я веду учет всех партитур, всех репетиций, всех пластинок с записями выступлений моего оркестра. Неужели я должен кроме всего этого вести еще и точный учет моих лет?!

Краткая биография из Википедии...

25.03.1867 года [Парма (Италия)]- 16.01.1957 года [Ривердейле]

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний сезон в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Джузеппе Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904—1906 покинуть этот театр, потом он вернулся туда еще на два года. В 1908 очередная конфликтная ситуация побудила дирижера покинуть Милан. Так он в первый раз приехал в США, где в течение семи лет (1908—1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921—1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала».

В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, после 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (1930—1931), на зальцбургском фестивале (1934—1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935—1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938—1939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953—1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Зять А. Тосканини — пианист Владимир Самойлович Горовиц.

16.01.1957

Артуро Тосканини
Arturo Toscanini

Итальянский Дирижер

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в городе Парма, Италия. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини. Ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников.

По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро. Во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал большую часть своей жизни.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане в 1892 году. Его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине в 1896 году. С 1896 года выступал также в симфонических концертах. В 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского. В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини, от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан.

Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет, с 1908 по 1915, был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. После слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне.

В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях, на Зальцбургском фестивале. Он основал свой собственный фестиваль в Лондоне и дирижировал также на фестивале в Люцерне. В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра, ныне Израильский филармонический оркестр.

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио.

Он умер во сне в своём доме в Ривердейле, штат Нью-Йорк, 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

Арту́ро Тоскани́ни (итал. Arturo Toscanini; 25 марта 1867, Парма - 16 января 1957, Ривердейл, Нью-Йорк) - итальянский дирижёр.

Артуро был сыном портного. Его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, но Арутро поступил в консерваторию. Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Консерваторию в Парме он с успехом окончил в 1885 году. Артуро сразу же едет в Бразилию. Там он подписывает контракт и возглавляет группу виолончелей в оркестре Рио-де-Жанейро. Также он там работает хормейстером и виолончелистом. В 1866 году он дебютирует как дирижер. Тогда Артуро понимает, что это его настоящее призвание. У него обнаружилась поразительная музыкальная память. Когда он впервые выступал в 19 лет в качестве дирижера, то поразил публику тем, что дирижировал «Аидой» без нот. Кстати, Джузеппе Верди был кумиром Артуро. Тосканини был от природы очень стеснительным и встречался со своим кумиром только три раза. Он всю жизнь носил с собой записку Верди, которую нашел в партитуре оперы «Фальстаф». Эту записку Арутро считал своим талисманом.

Тосканини еще не стукнуло тридцать лет, а в его репертуаре уже было 165 оперных сочинений, которые он знал наизусть. В 1887-98 гг. он выступал как оперный дирижер, а с 1896 году еще и как симфонический. Он и его оркестр давали концерты во многих театрах Италии. Тосканини всегда был требователен не только к себе, но и к оркестрантам. Он с ними репетировал по шесть и семь часов. Артуро был настоящим патриотом. Как-то в начале 1890-х он давал концерт в театре Пизы. Во время концерта как-то кинул бомбу и концерт сорвался. Требовали вызвать полицию. Однако Тосканини взмахнул дирижерской палочкой и заставил оркестр играть гимн гарибальдийцев. Зрители и артисты подхватили гимн. Поднялась овация, а Артуро выносили на руках из театра. Однажды в той же Пизе на репетиции певица сделала красивый, но совсем ненужный голосовой пируэт. Что сделал Артуро? Он немедленно прервал репетицию. Певица сильно обиделась. Она сказала, что она звезда и может делать то, что хочет. Тосканини сказал ей, что звезды лишь на небе и передал эту партию другой исполнительнице.

После концерта в Турине он очень устал и, вернувшись в гостиницу, сразу лег спать. Публика в театре отказалась расходиться и звала Артуро. Ему пришлось проснуться, одеться и опять пойти в театр. Там он без репетиций, на «бис» продирижировал симфонией Шуберта. Он был известен в Италии и за ее пределами. Он был главным дирижером в «Ла Скала», потом в США в «Метрополитен-опере». Америка никогда не имела дирижеров такого уровня у себя в стране, а потому, чуть ли не каждый шаг Тосканини оплачивался золотом. В 1910 году Тосканини ставил в театре вместе с Карузо Энрико «Девушку с Запада». Через три года он поставил «Бориса Годунова». На столетний юбилей Джузеппе Верди Артуро прибыл в Италию. Он руководил празднествами, поставил две оперы в «Ла Скала».

Во времена первой мировой войны «Ла Скала» был закрыт. Однако Артуро решил возродить театр. В 1920 году он гастролировал по Европе. Вернувшись в Италию, он опять начал работать в «Ла Скала». За несколько выступлений ему вручили большую сумму денег, но дирижер не принял ее и истратил на театр. В 1922 году он выступал в «Ла Скала» 90 раз. Ни один театр мира не имел такого репертуара как этот. Когда к власти пришли фашисты, Артуро уехал в Штаты. В 1926-36 гг. он дирижировал филармоническим оркестром в Нью-Йорке. В 1937-54 гг. – симфоническим оркестром Национального радио США. В 1942 году он исполнил седьмую симфонию Шостаковича. Пластинку с записью он отправил ему. В 90 лет он все еще дирижировал. Однако его постигло несчастье в 1955 году. На одном из концертов он забыл, что надо было дальше играть. Можно представить, что творилось у него на душе, ведь всю жизнь он имел восхитительную музыкальную память. Оркестр умолк, а Артуро со слезами в глазах покинул зал. Скоро все газеты ядовито критиковали дирижера. Тосканини переехал в загородный дом и больше не выступал. Он не появлялся на публике и почти ни с кем не общался. Однажды он все-таки принял у себя дома Эмиля Гилельса. Он провел его в полутемную комнату, поставил в проигрыватель пластинку с седьмой симфонией Шостаковича и сел в кресло. Он и гость слушали музыку со слезами на глазах. Великий дирижер, чья слава продолжалась около 70 лет, скончался в 1957 году в Нью-Йорке.