Мастер-класс «Учимся играть на ложках. Методическое пособие «Техника обучения игре на ложках Приемы игры на ложках

Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Попова Нина Ивановна

МБДОУ ЦРР детский сад №181 Коминтерновского района

Г. Воронеж

Методика обучения игры на ложках

Материал , распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

Соревнования между подгруппами;

Создание собственных приемов игры на ложках.

Структура методики:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап.

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая и средняя группы ансамбля.

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля.

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО :

(музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер)

  • для отработки техники игры на ложках;
  • в ритмической тренировке;
  • при знакомстве с музыкальным репертуаром;
  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают

выводы, анализируют);

  • на праздничных утренниках, досугах.

Этапы обучения на ложках:

I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

(Ложка)

Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Ложки

Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма

лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к

черенку.

2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.

3. Скобление - снятие тонкой стружки.

4. Сушка и шлифование.

5. Отделка.

Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Примерный репертуар на ложках:

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Улыбка» музыка Шаинского.
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  6. «Антошка» музыка Шаинского.
  7. «Валенка» русская народная песня.
  8. «Кадриль» русская народная мелодия.
  9. «Я на гору шла» русская народная песня.
  10. «Во кузнице» русская народная песня.
  11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
  13. «Барыня» русская народная мелодия;
  14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
  15. «Матрешки» русская народная песня.
  16. «А я по лугу» русская народная песня.
  17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
  18. «Утушка луговая» русская народная песня.
  19. «Калинка» русская народная мелодия.
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
  21. «Лапти» русская народная песня.
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.

Дети сидят на стульях, в каждой руке 1 ложка

Движения выполняются по тексту

1куплет:

Застучали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки

Посмотри, посмотри

2куплет:

По коленкам постучали,

Молодцы, молодцы,

Ах, какие, наши ложки,

Посмотри, посмотри

3куплет:

Мы за спинку спрячем ложки

Молодцы, молодцы,

Где же, где же наши ложки?

Покажи, покажи

4куплет:

Заплясали наши ложки

Молодцы, молодцы,

Ах, какие наши ложки,

Посмотри, посмотри

«Я на горку шла» русская народная песня

совместная композиция младшей и старшей группы ансамбля

Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.

Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец разводят руки.

I куплет: с пением

Я на горку шла , удар ложками на последнюю долю

Тяжело несла. так же

Припев:

Уморилась, уморилась, рука колено, рука другое

Уморилася. качаем головой, обхватив ее руками

Знамо дело! повтор

Уморилась, уморилася.

II куплет:

Я домой пришла, два удара на последнюю долю

Овес высыпала. повтор

Припев тот же.

III куплет:

Я блинов напекла, скользящий удар по колену

Да наелась до сыта. так же

Припев тот же.

«Во кузнице» русская народная песня

для младшей группы ансамбля

Исходное положение: дети сидят на стульчиках. Ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.

Вступление.

I куплет:

Во ку, 2 удара ложкой

Во кузнице. ритмический рисунок

Во ку,

Во кузнице.

Во кузнице молодые удары в ритм: ложки - горизонтально

Кузнецы.

Во кузнице молодые

Кузнецы.

II куплет:

Они, как первый куплет

Они куют. черенками ложек ритмический рисунок

Они,

Они куют.

Они куют повтор второй части первого куплета

Приговаривают.

Они куют

Приговаривают.

III куплет:

Сошьем, как в первом куплете

Сошьем Дуне. удары в ритм по стульчику

Сошьем,

Сошьем Дуне.

Сошьем Дуне сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Сошьем Дуне

Сарафан,

Сарафан.

IV куплет:

Носи, как в первом куплете

Носи Дуня. удары в ритм за головой

Носи,

Носи Дуня.

Носи Дуня сарафан, повтор второй части первого куплета

Сарафан.

Носи Дуня сарафан,

Сарафан.

«Жили у бабуси» русская народная песня

Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.

1 куплет

Жили у бабуси девочки идут вперед

Два веселых гуся мальчики идут вперед

Припев:

Один серый - девочки ритмично стучат ложками 3 раза

Другой белый, - мальчики ритмично стучат ложками 3 раза

Два веселых гуся – выполняют пружинку, держа ложки перед собой

Повтор так же.

2 куплет

Мыли гуси лапки девочки поочередно выставляют ногу на носок

В луже у канавки мальчики поочередно выставляют ногу на носок

Припев:

Один серый – повтор 1 куплета

Другой белый – повтор 1 куплета

Спрятались в канавке – подносят руки с ложками к голове и качают головой.

На повтор, на 1 часть – дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).

3 куплет

Вот кричит бабуся – выходит девочка («бабуся»)

«Ой, пропали гуси» - поет соло

Один серый ритмично стучит кокошником

Другой белый по 3 раза на каждую строчку

Гуси мои гуси – качает руками

Повтор так же – в конце «плачет» и поворачивается лицом к детям «гусям».

4 куплет

Выходили гуси – встают и идут вперед девочки «гуси»

Кланялись бабусе – встают и идут вперед мальчики «гуси»

Один серый девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь

Другой белый также мальчики

Кланялись бабусе – качают головами

Один серый также стучат ложками

Другой белый 3 раза

Кланялись бабусе – подбегают к «бабусе», окружают ее, а «бабуся» гладит детей-«гусей» по голове.

Песня «Улыбка» муз. Шаинского

И.п. Дети сидят полукругом, нога на ногу, ложки на уровне груди.

1 куплет

От улыбки хмурый день светлей (3 удара ложками)

От улыбки в небе радуга проснется (1 удар ложками)

И она к тебе еще вернется (1 удар ложками)

Припев

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

(удары ложками – тарелки)

С голубого ручейка

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

2 куплет так же, как и 1

Припев

Дети поворачиваются друг к другу лицом – парами.

Ребенок слева держит ложки на уровне груди,

Ребенок справа играет по его ложкам.

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Просто ритм

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких

Начинается с улыбки

3 куплет так же как и 1

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака Тарелки

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка

Начинается река, 2 длинных удара ложками

Ну а дружба 3 коротких (за спиной)

Начинается с улыбки

Танец с ложками

В танце принимают участие мальчики. В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются шеренгой у центральной стены. 1-я фигура,

A. Мальчики, повернувшись друг за другом и ритмично ударяя ложкой о ложку, проходят вдоль центральной стены зала и останавливаются лицом к зрителям. Ложки берут в правую руку.

2-я фигура.

Б. Ритмично стучат ложками о ладонь левой руки, описывая руками большой круг: вправо, вверх, влево, вниз (2 круга).

3-я фигура.

B. Ударяют 3 раза (первый такт) ложками в ладонь ненапряженной вытянутой в правую сторону - вверх руки, затем ударяют 3 раза (2-й такт) - о ладонь той же руки, но уже слева от корпуса. На 3-й и 4-й такты мальчики выполняют 4 шага вокруг себя. Каждый шаг сопровождают ударом перед собой ложек о ладонь. На повторении музыки В - движения те же.

4-я фигура.

Б. 1-й такт - стучат 3 раза ложками о поднятое колено правой ноги.

2-й такт - ударяют 3 раза ложками о ладонь, держа руки перед грудью.

3-й такт - мальчики ударяют ложками о колено левой ноги.

4-ц такт - повторяются движения 2-го такта.

5-я фигура.

А. Мальчики берут в каждую руку по ложке, поворачиваются друг за другом и выполняют движения 1-й фигуры.

Танец с ложками

Звучит любая народная плясовая с вариациями. У центральной стены в ряд стоят стулья по числу танцующих детей.

Вступление. Дети гордо идут широким шагом по направлению к стульям, размахивая правой рукой, в которой две ложки. Левая рука - за спиной. Еще одна ложка спрятана за поясом. Подойдя к стульям, ложкари одновременно садятся лицом к зрителям.

Вариации

1.Выполняют удары ложками перед собой. 2.Три удара правого уха, три удара около левого уха. 3.Ударяют в свои ложки и в ложки соседа. 4.Сильная доля такта - удар в ложки над головой. Слабая доля - о каблучок. (Правая рука касается левой ноги, и наоборот.)

5.Скользящие удары вытянутыми вперед руками. 6.Дети вкладывают две ложки в левую руку, в правую берут третью ложку. Выполняя скользящий удар по двум ложкам. Левая рука приподнята вверх. 7.Выполняется трещотка (быстрые удары одной ложкой между двумя, находящимися в левой руке). 8.3аключительный удар в ложки над головой. Дети встают. Кланяются.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА И РИТМА

Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка 5. Матрёшки
  2. Путешествие 6. Выполни задания
  3. Определи по режиму 7. Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать 8. Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет 4. Что делают в домике
  2. Слушаем музыку 5. Назови композитора
  3. Волшебный волчок 6. Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент 4. Музыкальные загадки
  2. На чем играю 5. Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

Пальчиковые игры

«Смешные человечки» «Под сосной»

Бежали мимо речки Под высокою сосной

Смешные человечки Скачет заинька косой,

Прыгали, скакали А под старой елкой

Солнышко встречали. Сидит еж в иголках.

Забрались на мостик Здравствуй, заяц,

И забили гвоздик Здравствуй, еж.

Потом бултых в речку, Ты куда, косой, идешь?

Где же человечки?

«Вьюги» «Вот так!»

Вьюги, вьюги, вью Как живешь? Вот так!

Колотушки колочу, Как плывешь? Вот так!

Приколачиваю, Как бежишь? Вот так!

Заколачиваю. Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Как ты спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

«Кошка» «Кошки-мышки»

Дом нарядный строят мыши Кошка мышку

Задымит труба на крыше Цап! Поймала.

Выйдет кошка на балкон Подержала и помяла.

И подарит им поклон. Отпустила, побежала.

Хвостиком помахала

«До свиданья» нам сказала.

«Жадный пес» «Два кольца»

Жадный пес дров принес, Я шла, шла, шла

Воды наносил, тесто замесил, Две дорожки нашла,

Пирогов испек, спрятал в уголок Золотые два кольца

И съел сам, ам, ам, ам. Бери, девица, молодца.

«Тропинка» «Считалка»

Шла тропинка. Шла, шла Тим, Тим, пони

К речке подошла. Сидели на балконе.

Удивилась, потопталась, Чай пили, ложки били,

С речкой тихо пошепталась, По-турецки говорили.

Под воду ушла. И набрали в рот воды,

А за речкою неслышно И сказали: «Всем замри!»

Из воды тропинка вышла. Стакан, лимон – выйди вон!

Пыль с себя стряхнув немножко,

Да водицы на дорожку

У реки взяла.

«Кузнец» «Сороконожки»

Эй, кузнец-молодец Две сороконожки

Захромал мой жеребец. Бежали по дорожке.

Ты подкуй его опять. Побежали, побежали

Отчего не подковать. И друг дружечку обняли.

Вот гвоздь, вот подкова Так друг дружечку обняли,

Раз, два и готово. Что едва мы их разняли.

«Солнечные зайчики» «Где же ручка?»

Солнечные зайчики Где же ручки, тут? Тут!

Где же ваши пальчики? На ладошках пруд? Пруд!

Ваши ушки А кто это?

И хвосты, Гусь молодой

Спинки, Митяй его поймал.

Ножки, Демьян ощипал.

Животы? Степан – печь топил,

Круглые, как мячики Иван – суп варил.

Солнечные зайчики. Полетел гусь в живот. Вот!

Прыгают, играют

Деток догоняют.

Игры с палочками

«Филин» «Лягушонок»

У опушки две старушки Для внучонка лягушонка

Брали грузди и волнушки Сшила бабушка пеленку

Филин: «У-ух» Стала мама пеленать,

Филин: «У-ух» А малыш давай скакать

У старушек замер дух. Прыг-скок, прыг-скок,

И от мамы наутек.

«Неделя» «Настроение»

В понедельник – мандарин, У папы настроение -

А во вторник – апельсин, зазавтрокомчитальное.

В эту среду – шоколад, У мамы настроение -

А в четверг – мармелад. На папуобижальное.

А в пятницу – печенье У брата настроение -

В выходной – варенье. Кричащепогремучее.

А у меня, а у меня

Покомнатепрыгучее.

«Пылесос» «Острова

Пылесос, пылесос, Раз, два – острова.

Ты куда суешь свой нос? Три, четыре – мы приплыли.

Я жужжу, я жужжу, Пять, шесть – сходим здесь.

Я порядок навожу. Потому что берег есть.

«Ножки» «Скачите палочки»

Ножки, ножки, вы шагали? Вы скачите палочки,

Мы шагали, мы шагали. Как солнечные зайчики.

Ножки, ножки, вы бежали? Прыг-скок, прыг-скок

Мы бежали, мы бежали. Прискакали на лужок

Ножки, ножки, вы стучали? Правой ножкой топ, топ.

Мы стучали, мы стучали. Левой ножкой скок, скок.

Ножки, ножки, вы плясали? На головку сели

Мы плясали, мы плясали. Песенку запели.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.

«Медвежата» «Помидор»

На поляне медвежатки Толстопузый помидор

Разыгрались с мамой в прятки Перелез через забор

Разбежались кто куда, Как веселый красный шар

Не найти их никогда. Покатился на базар

Но медведица схитрила Обежал за рядом ряд

Вкусной каши наварила На ходу одел халат

Чашки, ложки застучали Продаю томатный сок.

Стук, стук,

Чок, чок. «Птички»

Съел и чашку Чики-чики-чички

На сучок. Летели две птички

Пролетели мимо

«Капуста» Почесали спины

Мы капусту рубим, рубим Пёрышки упали

Мы морковку трем, трем «Здравствуйте» сказали

Мы капусту солим, солим Хвостики кружили

Мы капусту жмем, жмем. Друг с другом дружили

Песенки запел

Чики-чики-чики-чик С крыши на дорожку прыг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  2. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  3. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»
  6. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  16. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  17. Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»
  18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
  20. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г

Учимся играть на деревянных ложках. Методическая разработка Мастер – класс «ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ». Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Льгов Курская область ГМО на секции учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. ЦЕЛЬ мастер – класса: Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках. Провести занятие в игровой форме. Задачи: 1.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки. 2. Обучить участников мастер – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности. 3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников. 4. Повысить мотивацию на системное использование в практике. 5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА:

В данном мастер – классе происходит

интеграция образовательных областей

– музыка, коммуникация, познание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.

Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:

А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

Б) особенности и исполнительские возможности.

В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали

деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.

Долгое время они были у народа не удел.Затем получили распространение как музыкальный инструмент.

Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.

Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Итак давайте возьмём в руки наши ложки.

Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.

Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:

Раз, два, три – ты на ложки посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.

Второе упражнение -

руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.

Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.

Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.

Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги,а затем другой.

Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа

«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.

«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.

Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз

Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.

А теперь,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под

востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.

Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!

Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская область

МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Мастер-класс игры на ложках Автор: учитель музыки Мартынова Инна Валентиновна Г. Людиново 2012    Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам, научить простейшим приёмам игры на ложках. Задачи: Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках. Воспитательная: воспитывать культуру исполнения на народных инструментах, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Возраст детей: 7-9 лет, Тип занятия: показательное, комбинированное. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках). Оборудование для педагогов: проектор, экран, компьютер, презентация «Вятские, смоленские ложки деревенские», деревянные ложки. Оборудование для учащихся: деревянные ложки. Ход занятия 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете немного больше о старинном русском народном инструменте и научитесь некоторым приёмам игры на нём. Вы его хорошо знаете. Вспомнить и назвать его поможет загадка. Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка И накормит все вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка) (слайд№1,2) 2. Вводная беседа, историческая справка. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. (слайд3). Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись: "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет". 3. Изучение новой темы Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.(слайд№4) Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!» (слайд№5) Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки (слайд№6), росписью – хохломские (слайд№7); выжиганием – вятские (слайд№8) В разных городах России создавались «свои» ложки. (слайд 9,10,11). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.(слайд№12) За звонкость и простоту в освоении, ложки стали использовать как музыкальный инструмент (слайд№13). Позже появились так называемые веерные ложки. (слайд№14).. На таких ложках играют настоящие мастера. Их называют ложкари (слайд№15).Даже сегодня, в наш век современной музыки, русским ложкам посвящают песни. Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Я вас познакомлю с некоторыми из них. 4. Игра «Ромашка»  На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, дети отрывают лепестки, читают, что на них написано, педагог показывает и комментирует, как исполняется каждый приём. Игра двумя ложками. Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.  «Лошадка» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.  «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.   «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.   «Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. «Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги. 5. Закрепление приёмов игры на ложках. А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала – правило игры на ложках:   Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. 6. Итог занятия. А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе и наши гости, будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у вас получится! Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Наше занятие окончено. До свидания! Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Мастер-класс игры на ложках. Учитель: Мартынова И.В. г. Людиново 2012г.

Обучение детей приёмам игры на ложках

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1.Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2.Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют.

Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3.Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3.Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4.»Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

5.Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая),

затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» удар по колену,

«два» удар по ладоне слева,

«три» удар по колену,

«четыре» удар по левой ладоне, вытянутой вправо с наклоном туловища

г) «раз» удар по колену,

«два»- по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони, «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

«раз» - удар в свои ложки,

«два» - правой ложкой по правой ложке друг друга,

«три» - удар в свои ложки,

«четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки, три перетопа на месте.
  2. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.»Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки: одна – на ладони чашечкой, ручкой вверх между первым и вторым пальцами, другая – между третьим и четвертым пальцами ручкой вверх. В правой руке держат одну ложку за ручку.

1. «Тремоло». Частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнять с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «Горка».

2. Ложки в левой руке зажаты в пальцах, ладонь вниз. Удары правой ложкой: раз – удар по пяточке первой ложки, два – удар по ручке первой ложки, три – удар по чашечке второй ложки и четыре - удар по ручке первой ложки.

3. Ложки в левой руке зажаты, раскрыты ладонью к себе. Раз – скользящий удар вниз по пяточке первой ложки, два – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке, три – повернуть левую ладонь вниз, выполнить скользящий удар вверх третьей ложкой по ручке первой, четыре – вторая ложка ударяет первую ложку по пяточке.

4. «Форшлаги». Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удары от себя к себе, ложки держат в раскрытой ладони к себе.

Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещетки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель. Тембровую красочность вносит игра на металлических (алюминиевых) ложках.

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Образцовый фольклорный ансамбль ложкарей "Дубок"

Руковлдитель:учитель музыки высшей категории Пельменева Наталья Васильевна.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим!

Ансамбль ложкарей «Дубок» был создан учителем музыки высшей категории Пельменевой Натальей Васильевной в 1986 году на базе Дубовской школы. В ансамбле занималось 15 человек. Ансамбль сразу завоевал симпатию зрителей. Стал участником почти всех общешкольных и районных мероприятий: «День учителя», «День знаний», «Фестиваль «Салют Победа!»», «День Победы», «Масленица».»Посиделки рожлественские,»Покрова» «Осенины».Фольклорные праздники в районе.Активно принимают участие в краевых фестивалях»Играй гармонь-звени частушка»

В 1999 году ансамбль подготовил сольную программу «Озорные трели ложкарей» и ему было присвоено звание «Образцового» коллектива в г.Владивостоке.

С 1986 в районе с периодичностью раз в два года стал проводиться Фестиваль детских творческих коллективов в котором ансамбль неизменно становился лауреатом.

Ансамбль расширил свой репертуар, кроме частушечных наигрышей, плясовых мелодий, разудалых народных песен, стали вводиться пьесы с сюжетной тематикой, игровые или как их еще называют «манерные» произведения. Кроме баяна, различные народные шумовые инструменты: треугольник, бубен, свистульки, трещетки.ложки

В 2012 году при исполнении новой программы «Озорные, расписные, ложки удалые» звание «Образцового» коллектива было подтверждено.

За 30 лет ансамбль выступил более 260 раз на различных площадках школы, села, района, края.

Ансамбль - неизменный участник всех отчетных концертов школы.

В своей работе ансамбль сохраняет традиции народного искусства: ложки разукрашены росписью, костюмы в русском стиле. Наталья Васильевна руководитель коллектива в постоянном творческом поиске, ищет и внедряет новые элементы игры на ложках, вовлекая в этот процесс всех участников ансамбля.

Образцовый ансамбль ложкарей «Дубок» - уникальный коллектив! Он пользуется огромной популярностью и востребованностью у зрительской аудитории.

Приятно наблюдать, как в последнее время в системе образования возрастает внимание к культурным традициям народа, к историческому прошлому нашей страны.

Парадокс в том, что чем труднее и сложнее становится жизнь, тем больше наш народ тянется к культуре, особенно к народной! Ещё много лет назад деревянные ложки можно было услышать лишь в узком кругу или на завалинке. Но пришли новые времена. Мы стали свидетелями фантастического взлёта популярности деревянной ложки. Начали создаваться ансамбли Ложкарей по всей России.

Выступая на концертах ребята показвают:

1.Уровень владения музыкальным инструментом.

2. Уровень владения техникой исполнения(качество, ритмичность, штрихи)

3.Музыкальность(выразительность исполнения музыкального произведения, стиль и фразировка)

4.Артистичность и эстетичность(эстетика внешнего вида)

5.Эмоциональность исполнения

6. Сыгранность и чувство ансамбля.

Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. С течением времени мастера игры на ложках стали объединяться в ансамбли, удивляя многоголосием этого, казалось бы, одноголосого музыкального инструмента.

В школе ребята в рамках коллективного музицирования с большим удовольствием обучаются игре на ложках. Объединяет их всех любовь к народной фольклорной музыке. Зажигательные выступления ложкарей всегда проходят на эмоциональном подъеме, с «огоньком».

Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, стимулирует творческую инициативу.

Слушая ансамбль ложкарей, убеждаешься, что народная музыка и песня в его исполнении нашла своего верного, убежденного пропагандиста.

ЦЕЛЬ:
Сохранить русские народные музыкальные традиции;
Знакомить детей с русскими народными промыслами и ремеслами;
Развить коммуникативность общения среди детей;
Развить музыкальные способности учащихся;
Уметь преодолевать сценическое волнение;
Обучить участников коллектива приемам игры на ложках, включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей детей», в рамках программы учебного предмета по ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программы «Коллективное музицирование».
ЗАДАЧИ:
Практические:
Познакомить участников с историей возникновения ложки, как музыкального инструмента;
ощутить преимущество игры в ансамбле;
Познакомить с приемами игры на ложках и упражнениям, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений;
Стремиться преодолевать сценическое волнение.
Воспитательные:
Стремиться быть одной командой.
Делиться творческими идеями на уроке;
Понимать ответственность за концертное выступление.
Новизна.
Происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание. Используются средства для демонстрации видов народно-прикладного искусства в виде фотографий, видеоматериалов других детских коллективов, аудио записей.

Практическая значимость.
Опыт работы можно использовать в программе ФГТ «Коллективное музицирование » в ДМШ и ДШИ, Домах детского творчества.
Педагогические основы работы с детским коллективом.
Главными основами методической работы с детским коллективом ложкарей, являются принципы дидактики: доступность, наглядность, прочность, систематичность. Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- результативность обучения (зависит от систематичности посещения занятий);
- осознание целей обучения;
- значимость для детей успешного выступления всего коллектива и отдельно каждого участника;
- сложность приемов игры на ложках;
- профессионализм преподавателя.
Неотъемлемой частью на занятиях ансамбля ложкарей присутствуют здоровье сберегающие факторы. На уроке ребята выполняют разминочные упражнения для рук, наклоны и повороты корпуса. На концертных выступлениях происходит меньше психических затрат, поскольку игра на ложках не требует выучивания нотных записей. Достаточно лишь запомнить и отработать последовательность ритмических упражнений.

Методика работы с ансамблем ложкарей

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Доступность музыкальных инструментов, элементарное музицирование, привлекательность и легкость игры в ансамбле способствуют повышению мотивации личности ребенка к творчеству, к народной инструментальной музыке. Каждый участник сердцем познает национальную культуру. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля-14-16 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать:

Все листочки как листочки

Красный, желтый, золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Откуда же к нам пришло это диво? В давние времена, в Нижегородских лесах жил мастер «золотые» руки. В лесу, на берегу реки Хохломки он построил себе дом и начал изготавливать посуду. Мастер был очень добрый и заботливый. К нему постоянно прилетала жар-птица , он накормил ее крошками и поил водичкой. Птица захотела отблагодарить мастера. Взмахнула она своим крылом над посудой и посуда вмиг превратилась в «золотую». Услышал об этом царь и отправил своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет. С тех времен стали другие мастера изготавливать «золотую посуду». Золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют просто «хохломой» (показываю детям ложку с хохломской росписью).

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти ее с собой на память.

В работе ансамбля можно выделить три этапа.

1 ЭТАП

Знакомство с приемами игры на ложках и других инструментах. Руководитель должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся музыкой.

Ведущим методом является объяснительно-иллюстатывный.

2 ЭТАП

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

ИГРА «Оркестр» Учащиеся «играют»-хлопают в ладоши, постукивают ручками ложек, притопывают. Можно применить треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с разным ритмическим рисунком. Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках.

ИГРА» Музыкальное эхо » Педагог простукивает ритм - учащиеся повторяют. Затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Руководитель или концертмейстер играет на инструменте любую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся прослушав ее, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполнительские приемы.

На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте и одновременно выполняют исполнительские приемы.

На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый), проблемные ситуации.

3 ЭТАП

Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.

Выступление ансамбля ложкарей можно предварить чтением стихотворения. Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли

В ложки ударяли

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

В синем море-океане

Кит улегся на диване,

Только ложки услыхал-

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

Возле печки паучиха

Пляшет важно как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки-

С каблучка на носок

А потом еще разок!

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

(П.Синявский «Заиграли ложкари»)

На этом этапе ведущим является практический метод, который приобретает большую долю самостоятельности,творчества.

Приемы игры на двух ложках

1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.

2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.

Эти два приема можно применять в работе с учащимися начальных классов. Более эффектно смотрится, когда ритм отстукивается с движением рук по кругу, по горизонтали справа, а потом слева. Учащиеся начальных классов с интересом играют в шумовом оркестре.

3. «Мячики» - в этом и последующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. (см. фото 1).

На счет «раз», «два», «три», «четыре» ударяют ложками по колену, ложки как «мячики» отскакивают от колена. Затем этот ритм усложняем. Например -удар по одному колену; по другому колену; удар по руке. Данный прием и последующие можно вводить в ансамбль с учащимися 4 классов и старше.

4. Самый распространенный исполнительский прием- ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары (см фото 2). Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.

5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, затем движения повторяются в зеркальном отражении. На счет «раз»-удар по колену; на счет «два»- полунаклон влево-удар по кисти левой руки. На счет «три»-удар по колену; на счет «четыре»-полунаклон корпуса вправо - удар по приподнятой руке (фото № 3).

8. «Глиссандо» можно выполнить по ложкам 3-5шт., которые поставлены между бедрами тыльной стороной к лицу исполнителя. По ним выполняем скользящий удар ложкой, которую держим в правой руке.

Перечисленные приемы игры можно применять в любой последовательности, варьируя их.

Пример: «Утушка луговая» (4 фразы)

1-ое проведение темы: 2-е проведение темы:

1-я фраза – 4 прием 1-я фраза- 4прием

2-я фраза – 5 прием 2-я фраза- 6 прием

3-я фраза – 4 прием 3-я фраза- 4 прием

4-я фраза – 5 прием 4-я фраза-6 прием

В исполнении мелодии: «АХ, ВЫ СЕНИ» можно использовать 7-ой прием и ввести рубель, звучание которого украсит данное произведение.

Перечисленные приемыприменяются в большей степени на подготовительном этапе обучения. На ансамблевом этапе усложняются ритм, исполнительские приемы, ускоряется темп.

Например: ставим левую руку параллельно правому колену. В правой руке держим две ложки, обращенные друг к другу донцами и выполняем в размере две четверти:

на счет « раз и» выполняем удар ложками о колено (четвертная длительность)

на счет «два» - удар по колену (восьмая длительность)

на счет «и» - удар вниз по руке (восьмая длительность) и т.д.

Приемы игры на трех ложках

    В левую руку берут две ложки, в правую - одну. В левой руке ложку № 1 (назовем условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтоб тыльная сторона была обращена вверх, а ложку №2 кладут между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки №1 (см фото № 4). Кисть закрывают, получает удар (см фото № 5).

После того, когда этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ.
Настало время поговорить о самих ложках: как их делают, когда появились, что за роспись на них?
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях. Демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук, повороты головы, корпуса, притопывание ногами, шаги и многое другое.
Ложки бывают разной величины. Основные ее части черпак и черенок.

Сувенирные изготавливаются художественными комбинатами.
Постановка исполнительского аппарата-корпуса
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. На ложках играют всевозможными способами. Все зависит от того, как держать ложки. Сидеть нужно ровно, выпрямив спину. Преподаватель показывает приемы исполнения. Затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. Особое внимание необходимо уделить новичкам, отдельно с каждым повторить сложные для них приемы. Более опытные участники ансамбля с удовольствием демонстрируют перед новичками свои умения и навыки, тем самым передавая свой опыт. Иногда результативнее срабатывает прием передачи умений от ученика к ученику, чем от учителя к ученику.
На первом году обучения дети овладевают первым способом игры – в правой руке исполнителя зажаты две ложки. Основные приемы: удар, тремоло, скольжение. Много времени приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков, артистичностью исполнения.
Можно держать в каждой руке по одной ложке (исполняют самые простые приемы, с помощью которых дети учатся формировать ритмические рисунки);
две ложки в правой руке (самый распространенный прием. Удары осуществляются по разным частям тела: кисть, плечо, колено, бедро, голень, грудь и т.д.;
три ложки: в левой руке 2 и 1 в правой;
4 ложки: по две в каждой руке (самые сложные приемы)
веерные ложки (иногда используют подставку)
После овладения первого способа, переходим на втором году обучения ко второму способу, где в игре участвуют три ложки: 2 в левой руке и 1 в правой. Трудность заключается в том, чтобы работать двумя ложками в левой руке. Приемы этого способа позволяют играть сидя и стоя, совмещать с танцевальными движениями. Овладев этими способами можно намного расширить и разнообразить репертуар.
Третий способ – по две ложки в каждой руке. Ударяя ложку о ложку, получается характерный красивый звук.
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а так же моторики при музицировании. Особенные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полноценные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:
«Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
«Вертолет» - поворот руки с ложкой вверх черенком, потом вниз.
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре. Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, подходящие к тому или иному ритму.
Ритмические упражнения
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Главный принцип – сделать занятия в интересной игровой форме с названиями, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоканье копыт. Другую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки разной высоты. Ритм можно чередовать. Ребенок не только воспроизводит звуки, но слышит и анализирует их высоту (высокая - низкая, звонкий - глухой).

Основные приемы игры на ложках
ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры. При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.
ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.
ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ. Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота ладони верх и назад.
СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.
СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.
ЛИНЕЕЧКА1. Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой ногой, только ногу слегка приподнять во внешнюю сторону.
ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.
ЛИНЕЕЧКА 3– по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.
ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа.
БАНЯ. Повернуться боком вправо/ поднять левую руку, согнутую в локте /два раза удар по своей спине, подражая ударам веника / два удара по плечу соседа справа.
ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.
СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки
КРУГ – по ладони л.руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.
КАПЕЛЬКИ– одиночные и двойные удары по коленям, ладони, плечам; Ладонь-плечо, л. пр. колено, л.и пр. плечо и т.д.
МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно держать вертикально и горизонтально.
МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2 пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке находятся по две ложки.
ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони
КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа
КАЧЕЛИ– по колену и по кисти, приподнятой до уровня глаз л.руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево и в право
На счет 1 – по колену
2 – полу наклон влево и удар по ложкам
3 – по колену
4 – наклон вправо и удар по руке
ТРЕМОЛО – быстрое чередование ударов (можно и тремя ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше закрепить ложки на деревянных брусках для удобств.
Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Эта огромная работа невозможна без помощи родителей учеников. Я хочу выразить огромную благодарность родителям учеников своего класса. Благодаря им, в нашем ансамбле появились табуреты, расписанные в стиле жостовских подносов, яркие жилеты, головные уборы – картузы. Родители всегда присутствуют на концертах, помогают детям переодеваться, ведут фото и видео записи. Все это помогает мне, как руководителю ансамбля, больше уделять внимание творческому подходу в работе с детьми.
4. Работа над ансамблевым исполнением.
Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.
Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.
Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога и учащихся на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень сложности номера, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.
Артистизм действий педагога-дирижера придает эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки, организатора коллектива, творчески активного интерпретатора, эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.
Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя частичкой коллектива, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.
Одним из самых важных качеств игры в ансамбле, коллективе – является чувство партнерства. Проведите игру «Цепочки».
Игра «Цепочки» (лучше расположиться в форме круга)
1 вариант. Каждый ребенок повторяет ритмический элемент за преподавателем под четкий ритм метронома. Нужно следить, чтобы не было остановок. За вторым кругом этот элемент исполняют сразу по два участника, потом все вместе.
2 вариант. Исполняют по очереди. Преподаватель с каждым кругом показывает новый элемент, а дети должны безошибочно без остановок все повторить. Возможно ускорять темп.
3 вариант. Провести упражнение на слуховые ощущение. Начать медленно, постепенно ускорить и затем постепенно замедлить.
4 вариант. Дети сами предлгают свой ритмические рисунок и все его исполняют.
Самым ценным и завораживающим в ансамбле является синхронная и слаженная игра.
5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАВЕРШЕНИЕ.
Актуальность сохранения традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям на образовательной деятельности изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Народное творчество, фольклор или прикладное искусство – это необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам художественной прикладной, музыкальной и устной культуре - нелегкая задача, решать которую можно в форме игры на деревянных ложках.
Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе, школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Р.н.п. «Я на горку шла»
Р.п. «Барыня»
«Яблочко»
А.Новиков «Смуглянка»
В.Темнов «Кадриль»
Р.н.п. «Коробейники»
М.Блантер «Катюша»
Р.н.п. «Возле речки» обр. И.Паницкого