Музей рембрандта в амстердаме гравюры и офорты. Дом-музей Рембрандта в Амстердаме: время работы, адрес, билеты. Как доехать до Дома-музея Рембрандта

Дом-музей Рембрандта - художественный музей в Еврейском квартале Амстердама, открытый в доме, который знаменитый художник купил на пике славы в 1639 году и жил там до своего банкротства в 1656 году. В музее восстановлена обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская. Посетив музей, вы сможете отчетливо представить себе, как жил и творил Рембрандт.

В музее также собрана коллекция картин современников и учеников Рембрандта.

Для того, чтобы увидеть картины самого художника, отправляйтесь также в национальный музей Rijksmuseum, где хранится «Ночной дозор» и многие другие известные творения Рембрандта.

Адрес музея Рембрандта в Амстердаме : Jodenbreestraat 4, Amsterdam

Как добраться до музея Рембрандта в Амстердаме : воспользуйтесь сайтом 9292.nl , чтобы рассчитать оптимальный маршрут от вашего отеля до музея.

Время работы музея Рембрандта в Амстердаме : ежедневно с 10:00 до 18:00. В 2019 году музей закрыт 27 апреля и 25 декабря. В предпраздничные дни, 24 и 31 декабря 2019 года, музей работает до 17.00. А 1 января открывается в 11:00.

Стоимость билетов в музей Рембрандта в Амстердаме :

  • взрослые – € 14
  • дети от 6 до 17 лет – € 4
  • дети до 5 лет – бесплатно
  • по карте Iamsterdam и музейной карте – бесплатно

В стоимость билетов включен аудиогид, в том числе на русском языке. При покупке билета онлайн нужно указать язык аудиогида.

В музее Рембрандта также ежедневно проводятся художественные мастер-классы. Имея входной билет в музей, вы можете посетить их бесплатно.

Приятного визита в музей Рембрандта в Амстердаме!

Дом-музей Рембрандта (Museum het Rembrandthuis) — дом на Йоденбреестраат (Jodenbreestraat) в Амстердаме, где Рембрандт жил и работал на протяжении многих лет. Сейчас это музей. Рембрандт приобрел дом в 1639 году и жил в нем до своего банкротства в 1656 году, когда все имущество художника ушло с молотка.

Из жизни Рембрандта

34 года

Рембрандт Харменс ван Рейн (или просто Рембрандт), родился 15 июля 1606 года в Лейдене, в семье «среднего класса». Мельница отца стояла в дельте Рейна, близ Белых ворот, - место очень бойкое, и семья жила в достатке.
Перед Богом и людьми ребенок получил имя Рембрандт - исключительное имя. Мать Рембрандта, Нелтье объяснила, что это имя она выбрала в память одной своей прабабушки, Ремеджии, которую особенно чтили в семье.

С ранних лет заметно было, что мальчик превосходит братьев и сестер и умом, и наблюдательностью, и, проявив дальновидную мудрость, родители отдают его в латинскую школу, а уже в 14 лет он становится студентом Лейденского университета.

Через год он - ученик Якова Сваненбюрха, художника слабого, много лет жившего в Италии и усвоившего там целый набор чисто технических приемов, благодаря которым он и стал известен в Лейдене. И еще: Рембрандта очень интересует мимика. Он изучает свое лицо под разными углами зрения, при разном свете. Пожалуй, ни один художник в мире не может похвастать более сотней автопортретов. Это не тщеславие, это поиск тайн светотени...

В 25-летнем возрасте переехал жить из городка Лейден в Амстердам, где и обрел славу крупнейшего художника современности.
В Амстердаме он снова учится, очень увлечен искусством офорта: ему было 22 года, когда появились его первые гравюры. В 24 он - профессор живописи, популярный художник, которого знала вся Голландия.

В 1641 году старейший биограф Рембрандта ван Орлере писал: «Рембрандт так усовершенствовался в течение этого времени, что любители искусства ему несказанно дивились. Было ясно, что со временем он станет превосходным художником».

Он стал не просто «превосходным» - превосходных много, он стал великим художником. Прошло уже без малого 400 лет, а весь мир продолжает «несказанно дивиться»...


Эта, самая знаменитая картина Рембрандта последние два века известна под названием «Ночной дозор». Современный анализ слоев краски выявил, что первоначально это была дневная сцена, однако название уже стало привычным и не могло быть изменено. На картине гильдия местных стрелков выступает под предводительством капитана Франса Баннинга Кока (в черной одежде). За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. «Ночной дозор» — групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением Картина урезана с боков, особенно слева, что несколько нарушает композицию.

Рембрандт удачно женился 1634 году. Саския - 22-летняя дочь известного юриста Ромбера-Уленбурга - изменила круг его знакомств, многие из которых ожили навсегда в его портретах, делая его не только модным, но и богатым художником. (Впрочем, это одно и то же.) Но деньги не задерживались в доме. Саския, женщина от природы некрасивая, но веселая, очень любила дорогие наряды и драгоценные камешки. Он любил ее, радовался счетам за туалеты и написал множество ее портретов.

Портрет Саскии в пышном платье, 1642.

Автопортрет с Саскией на коленях

Успешный и богатый живописец в 1639 году приобрел престижный дом, построенный в стиле ренессанса.

Если жена транжирила деньги на туалеты и перстеньки, он собирал понравившиеся ему диковинки: раковины, рыцарское оружие, китайский фарфор, индийские сосуды, небольшие, меньше футбольного мяча, глобусики шоколадного цвета с диковинно неправильными очертаниями материков, целые коллекции старинных ружей и барабанов. В его доме висели полотна великих итальянцев: Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля.

Но личная жизнь Рембрандта складывалась трагично: трое из четверых детей умерли в младенческом возрасте. В 1642 году (которым, кстати, датирована знаменитая картина «Ночной дозор») после родов единственного оставшегося в живых ребенка, не стало любимой жены и музы художника Саскии. Саския похоронена в Старой церкви, история которой восходит к 1250 году, когда Амстердам был просто небольшим поселением на реке Амстел.

Второй женщиной Рембрандта была Гертье Диркс, няня его сына Титуса. Ее он изобразил в офорте «Кровать во французском стиле» опрокинутой на спину, умело, бесстыже согнувшей колени.
Гертье попыталась оформить свои отношения с Рембрандтом законно, официально и тут же турманом полетела из его дома. По завещанию, составленному Саскией, Рембрандт лишался ее наследства в случае новой женитьбы. Он был столь же скуп, сколь и расточителен. Обедал куском сыра и селедки. Ученики рисовали на кусочках холста золотые и расшвыривали по полу мастерской, чтобы учитель порадовался шутке. Но… на покупку картин, скульптур, всего антуража, необходимого для профессии, для дела, Рембрандт не жалел ничего.

Третьей его женщиной была преданная ему до безумия молодая безграмотная служанка Хендрике Стоффельс. Она родила ему дочь Корнелию. Хендрике вызывали в духовную консисторию по поводу незаконного сожительства с Рембрандтом, лишили за это права принимать причастие.

Портрет Хендрикье Стофелльс, 1659.
Холст, масло, 68х80. Национальная Лондонская Галерея

Хендрикье в виде Флоры

Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.

Подруга художника (их не венчали) - очень милая простая деревенская девушка Гендрика Штоферс - и 16-летний сын Титус берут на себя часть его забот, открывают антикварную торговлю, печатают его гравюры. Но долги его столь велики, что никакая плата за работы не может их покрыть. В 1656 году великий художник объявляется несостоятельным должником. В ноябре 1657 года дом и все имущество продают с молотка. Сегодня любая из его картин перекрыла бы тот долг в несколько раз...
63 года

Гендрика умерла в 1664 году. Он пригрелся на какое-то время в семье Титуса - старшего сына от Саскии, но вот умирает и Титус (ему только 27 лет).

Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.
Холст, масло, 69х57. Лондон, Коллекция Уоллоса

После смерти Хендрике, очень постаревший Рембрандт женился второй и последний раз - на Катарине Виик. Вот с ней он повенчался в церкви и жил законным образом.
Рембрандт женился и даже родил двоих детей, но чувствует: жизнь прошла. На одном из последних рисунков он изобразил Велизария - победоносного византийского полководца VI века, впавшего в немилость и ослепленного императором Юстинианом. На рисунке надпись рукой Рембрандта: «Сжальтесь над бедным Велизарием, который некогда был в большом почете и совершал славные деяния, а теперь ослеплен завистниками».
Он пережил своего сына на год. Успел узнать, что у него родился внук, и умер. Был ли он счастлив? Трудно сказать. Надо переформулировать вопрос, что такое счастье. Ну да, Рембрандт разорился, хорошо, крепко разорился, из почти дворца переселился в гостиницу. Но зато он убедился, что вокруг него любящие люди, его женщина и его сын, которые не дадут ему погибнуть. Он выстоял после разорения, как Феникс на его же издевательском офорте 1658 года.
Рембрандт умер 4 октября 1669 года и был захоронен в общей нищенской могиле.

Этот человек волновал людей веками и продолжает волновать. Его называют «королем светотени» и сравнивают с кометой, «совершающей свой путь вне орбиты современного искусства». Француз Делакруа написал в 1851 году: «Быть может, когда-нибудь поймут, что Рембрандт - более великий художник, чем Рафаэль...»

Из истории дома

Дом, в котором Рембрандт провел лучшие годы жизни, был его ровесником. Прекрасное по своей архитектуре здание возвели в еврейском квартале на окраине Амстердама, что и стало одной из причин приобретения его художником, который любил бывать за городом. Так что совершать длинные прогулки не приходилось. Важным моментом при выборе стало и то, что дом располагался на улице, которая называлась так же, как и улица в г. Лейдене, где родился и вырос Рембрандт.

На первом этаже жила семья художника, на втором располагалась его студия, а на чердаке были оборудованы мастерские для нескольких учеников. В 1658 году этот прекрасный дом обедневший художник вынужден был продать за долги (картины распродавались на аукционе), а затем и съехать в другое, куда более скромное жилище.

Был составлен подробный перечень предметов мебели в каждой комнате, произведений искусства и домашней утвари - все это подлежало распродаже с аукциона в 1656 и 1657 годах. Этот перечень оказался бесценным документов, благодаря которому обстановка десяти комнат особняка Рембрандта была полностью восстановлена. Внутреннее убранство дома в настоящее время выглядит, как и при жизни художника в XVII веке.

Позднее к зданию был достроен третий этаж с фронтоном. В 1911 году дом, где почти 20 лет жил выдающийся художник, был переоборудован в его музей. Соответствующее распоряжение было отдано королевой Вильгельминой. В 1999 году в комнатах дома-музея восстановили стиль XVII века. Они прекрасно передают эпоху, в которой жил голландский живописец.

Дом-музей живописца разделен на две части: жилые комнаты, где проживала семья, и музей, в котором есть постоянные и временные, тематические, выставки. В музее расположен информационный центр, магазин, где можно приобрести сувениры, а также кафе.

Постоянная экспозиция предлагает обзорное знакомство с творчеством Рембрандта. А временные выставки посвящаются какой-то определенной тематике, к примеру: портретам художника, видам , природным ландшафтам и т.д.

Среди музейных экспонатов множество картин мастера, в том числе и знаменитые шедевры, прославившие мастера. Из 280 гравюр Рембрандта, которые известны в мире, здесь собраны 250 работ. Очень любопытны рисунки художника, на которых изображены жена Саския и сын Титус. Имеется несколько автопортретов выдающегося представителя Золотого голландского века.

Посетителей привлекают даже туалетные комнаты музея, где на стенах висят рисунки не лишенного чувства юмора художника. Здесь можно увидеть присевшую в кустах женщину и, соответственно, мужчину в характерной позе.

Интерьеры дома-музея оформлены в стиле XVII века. В числе экспонатов - личные вещи Рембрандта, мебель того времени. Один музейный зал отведен технике гравирования. Кроме картин самого художника в музее можно увидеть работы его учеников, а также Питера Ластмана, дававшего уроки живописи Рембрандту.


История коллекции

Королева Вильгельмина официально открыла дом-музей Рембрандта 10 июня 1911 года. По предложению художника Яна Вета (Jan Veth), одного из членов первого правления музея, было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, для которых, казалось, вряд ли можно было найти место лучше, чем дом, в котором большинство в нем было создано. Начало коллекции положил сам Вет, временно одолжив гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета (Lebret-Veth). Первых пожертвований долго ждать не пришлось. Первую гравюру преподнес в дар музею Пол Варбург (Paul Warburg) из Нью-Йорка. Это был прекрасный ранний оттиск «Святого Иеронима у обрезанной ивы».

В том же году художник Йозеф Исраэлс (Jozef Israëls) подарил новому музею шесть гравюр, среди которых было «Жертвоприношение Авраама» из знаменитой английской коллекции Уильяма Эсдейла (William Esdaile). Почетный член правления Харстен (P. Hartsen) заслуживает отдельного упоминания. В начале его щедрые пожертвования помогли приобрести дом, а затем помогали продолжать пополнять фонд для покупок. Рейксмюзеум преподнес в дар музею одиннадцать гравюр-«двойников» из своего зала гравюр и эстампов, которые с тех пор хранятся в доме Рембрандта. Коллекция быстро росла. В мае 1913 года на аукцион в Амстердаме были выставлены тридцать три рисунка Рембрандта из известной английской коллекции Хезелтайна (J.P. Heseltine). Дому Рембрандта удалось приобрести четыре из них: «Женщина с ребенком на руках», «Руины старой ратуши в Амстердаме», «Вид на Монтелбансторен» и «Сидящая девушка, сон». Дом Рембрандта успешно принимал участие также и в других торгах. В 1914 году Ян Вет вернулся из Берлина с девятнадцатью гравюрами, включая такие важные произведения как «Смерть, явившаяся супружеской чете», «Большая охота на льва» и прекрасный оттиск «Вида Харлема и Блемендаала» для пополнения коллекции, в то время слабо представленных пейзажей.

В последовавшие за этим военные годы рост коллекции временно прекратился, хотя в 1915 году учреждение сумело приобрести шестьдесят шесть гравюр из коллекции Вета, большинство из которых уже было передано музею в долг. В их число входило несколько прекрасных и редких оттисков, среди которых «Бегство в Египет», выгравированное на пластине Геркулесом Сегерсом (Hercules Segers), и «Давид и Голиаф», выполненный в качестве иллюстрации к книге Менассе бен-Исраэля (Menasseh ben Israel) «Преславный камень» (Piedra Gloriosa) (Амстердам, 1655). В 1927 году дом Рембрандта получил в дар от де Брёйна (I. de Bruyn) одну из чрезвычайно редких копий первого издания этого мистического труда с четырьмя иллюстрациями Рембрандта. Другими экспонатами, полученными из коллекции Вета, стали интенсивные ранние оттиски четвертой и последней версии «Трех крестов» и прекрасный маленький портрет матери Рембрандта. Пожилая женщина (Мать художника)

Музейная коллекция рисунков также росла, хотя и медленно. В 1919 году в музей попали два рисунка из собрания художницы Терезы ван Дойл (Therèse van Duyl), которая купила их на знаменитом аукционе Хезелтайна. Это были «Портрет старухи» и «Эскиз женщины с ребенком на руках», в настоящее время приписываемый Николасу Маесу (Nicolaes Maes). Вскоре после этого на аукционе Хезелтайна был приобретен еще один рисунок - «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это означало, что музей теперь владеет единственным рисованным автопортретом художника в полный рост.

Ян Вет, энтузиаст и движущая сила музея умер в 1925 году. Его преемником в правлении стал коллекционер де Брёйн (I. de Bruyn), который во многом принял на себя роль Вета, как куратора. К этому времени коллекция уже стала очень большой. Однако существовали пробелы, главным образом, среди оттисков раннего периода, таких как автопортреты и эскизы попрошаек, лишь немногие из которых были редкостью. В феврале 1933 года на аукционе Хаутхаккер/Холлстейн (Houthakker/Hollstein) было приобретено еще шесть гравюр, несмотря на то, что угроза войны уже нависала. В мае 1940 года, сразу же после вторжения, гравюры и рисунки были помещены в сейф в подвале дома. Когда весной 1944 года город оказался под угрозой наводнения, произведения искусства были перевезены в более безопасное место в надземном банковском хранилище, где они и оставались до освобождения. Музей вновь открылся в июле 1945 года. За этим последовало несколько неблагоприятных лет. Отсутствие средств и недостаток финансирования практически лишили музей возможности совершать какие-либо приобретения. Однако в 1950 году музею удалось приобрести обратный оттиск четвертой версии «Трех крестов», ставший интересным дополнением к уже находившимся в музее версиям гравюры. Самым важным послевоенным приобретением музея стали сорок гравюр, завещанных музею де Брёйном, который умер в 1962 году. В их число входили очень редкая первая версия «Автопортрета с растрепанными волосами», прекрасный оттиск «Христа и самаритянки» на японской бумаге из коллекции Пьера Мариетта (Pierre Mariette), интенсивный ранний пробный оттиск «Снятия с креста при свете факела», а также прекрасная первая версия «Купальщиков».

Становилось все сложнее восполнять пробелы в коллекции. Хорошие оттиски выходили на рынок лишь время от времени, но даже при этом средств часто не хватало, что и неудивительно, в свете того как выросли цены. Лишь изредка появлялась возможность что-нибудь добавить в коллекцию. Так, например, в 1977 году с помощью ассоциации Рембрандта (Vereniging Rembrandt) музею удалось приобрести рисунок ученика мастера Константина ван Ренессе (Constantijn van Renesse) с правками Рембрандта. Другими приобретениями стали гравюра «Человек за столом, носящий цепь с крестом» в 1980 году и, совсем недавно, «Лысый человек в профиль» и четвертая версия «Бегства в Египет».

Коллекция в ее сегодняшнем виде представляет собой практически полный обзор графических работ Ребрандта: представлены 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Чрезвычайно большое значение имело приобретение в 1993 году четырех подлинных гравюрных пластин. До этого они были частью собрания из 78 медных пластин, которое оставалось единым целым с тех пор, как было впервые упомянуто в описи имущества амстердамского торговца гравюрами и эстампами Клемента де Йонгхе (Clement de Jonghe). Де Йонгхе, вероятно, приобрел пластины у самого Рембрандта. В январе 1993 года коллекция была выставлена на продажу, а дому-музею Рембрандта было предоставлено право первого выбора. Благодаря пожертвованиям различных организаций, правительства и множества частных лиц, музей получил возможность приобрести четыре самых интересных и лучше всего сохранившихся экземпляра.

В дополнение к коллекции гравюр, рисунков и медных пластин самого мастера, дом-музей Рембрандта также располагает некоторым количеством картин учителя Рембрандта, его учеников и современников. В последние годы музей все больше сосредотачивает свои усилия на коллекционировании графических работ предшественников и последователей Рембрандта. Среди наиболее важных приобретений - гравюры сотрудничавших с Рембрандтом лейденских художников Яна Ливенса (Jan Lievens) и Йохана ван Влита (Johannes van Vliet). Однако, коллекционная политика не ограничивается исключительно художниками, которые находились под прямым влиянием Рембрандта. Музей расширил рамки коллекции, включив в нее поздних европейских последователей мастера, среди которых много немецких и австрийских художников XVIII века. В настоящее время коллекция включает гравюры Кристиана Вильгельма Дитриха (Christian Wilhelm Dietrich), Георга Фридриха Шмидта (Georg Friedrich Schmidt) и других. И наконец, в музее есть специальная экспозиция, посвященная копиям работ Рембрандта, и множество репродукций его рисунков и картин.

В настоящее время дом-музей Рембрандта привлекает огромное количество посетителей своей постоянной экспозицией гравюр художника и замечательными выставками. Растущее число посетителей вызвало необходимость расширения музея. Места общественного пользования и выставочные залы были перенесены в новое крыло. Это сделало возможной реставрацию дома Рембрандта. К счастью, опись имущества 1656 года предоставляет нам детальное описание интерьера во времена Рембрандта. Рисунки художника также раскрывают характер помещений. Специалисты взялись за изготовление подробных эскизов, чтобы обеспечить историческую достоверность реставрации. На данный момент в доме Рембрандта ведутся работы по восстановлению комнат и предпринимаются попытки настолько точно, насколько это возможно, воспроизвести обстановку во времена Рембрандта.

Музей открыт пн.-сб. 10.00-17.00 вс. 13.00-17.00
Входной билет для взрослых посетителей 8 евро. Малышей до 6 лет пропускают бесплатно. Для детей с 6 до 15 лет стоимость билета € 1.50.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. С юных лет он проявлял интерес к живописи, а потому пошел учиться в мастерскую Якоба Сваненбурга. В 1623 году он переехал в Амстердам, где попал в руки Питера Ластмана. Свою первую мастерскую Рембрандт открыл в Лейдене, но в 1631 году все же вернулся в Амстердам, откуда больше никогда не выезжал. От первой жены, Саскии ван Эйленбюрх - дочери богатого бургомистра, у Рембрандта родился сын, Титус, вскоре поле этого она скончалась. После смерти своей возлюбленной Саскии, которая была музой для многих произведений художника, Рембрандт долгое время не женился, но в конце 1640-х сошелся со своей молоденькой служанкой Хендрикье, за что имел проблемы с местными церковниками. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию и жила с ним несмотря на все невзгоды до самой своей смерти. За свою жизнь художник создал сотни катрин, гравюр и рисунков, многие из которых были успешно проданы. Тем не менее, выбранный им стиль жизни был ему явно не по карману. В 1656 году, чтобы не обанкротиться, Рембрандту пришлось распродать большинство своей роскошной коллекции картин и антиквариата, включающих работы великих европейских художников, римские бюсты императоров, и даже японские боевые доспехи, а также переехать в более скромное жилище. Пережив вторую жену и даже собственного сына, Рембрандт умер в бедноте и одиночестве.

Рембрандт прежде всего завоевал признание, как портретист. После успеха картины «Урок анатомии доктора Тульпа», ему стали поступать серьезные заказы. Пик его творчества, в качестве портретиста - картина «Ночной дозор», которую можно увидеть в Национальном музее Амстердама. Среди библейских тем художника присутствуют сюжеты как из Ветхого, так и Нового Завета. Картины по Библии у Рембрандта имеют скорей повествовательно-исторический характер, и напрочь лишены фантастичности. Схожий подход Рембрандт применял и к мифологическим сюжетам.

Если пытаться в нескольких словах сформулировать творчество Рембрандта, то это стремительное движение от детального, буквально ощупывающего предмет реализма юношеского периода художника к уходу от деталей и видении картины в целом, а также богатой игре красок и света. Используя всего несколько цветов, Рембрандт ухитрялся создавать очень красочные картины, не говоря уже о свете, который в его произведениях живет отдельной жизнью, творит и созидает пространство.

История коллекции

Дом, в котором сейчас располагается музей, был построен в 1606 году и эта дата, окрашенная в золото, до сих пор украшает его на передней стене. В 1906 году в рамках Года Рембрадта был создан фонд для покупки дома художника.

10 июня 1911 года дом-музей Рембрандта был официально открыт для публики Королевой Вильгельминой. По предложению художника Яна Вета, одного из членов первого правления музея, было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, для которых, казалось, вряд ли можно было найти место лучше, чем дом, в котором большинство из них было создано. Начало коллекции положил сам Вет, временно одолжив гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета. Первых пожертвований долго ждать не пришлось. Первую гравюру преподнес в дар музею Пол Варбург из Нью-Йорка. Это был прекрасный ранний оттиск «Святого Иеронима у обрезанной ивы».

В том же году художник Йозеф Исраэлс подарил новому музею шесть гравюр, среди которых было «Жертвоприношение Авраама» из знаменитой английской коллекции Уильяма Эсдейла. Почетный член правления Харстен заслуживает отдельного упоминания. В начале его щедрые пожертвования помогли приобрести дом, а затем помогали продолжать пополнять фонд для покупок. Рейксмюзеум преподнес в дар музею одиннадцать гравюр-«двойников» из своего зала гравюр, которые с тех пор хранятся в доме Рембрандта.

Коллекция быстро росла. В мае 1913 года на аукцион в Амстердаме были выставлены тридцать три рисунка Рембрандта из известной английской коллекции Хезелтайна. Дому Рембрандта удалось приобрести четыре из них: «Женщина с ребенком на руках», «Руины старой ратуши в Амстердаме», «Вид на Монтелбансторен» и «Сидящая девушка, сон». Дом Рембрандта успешно принимал участие также и в других торгах. В 1914 году Ян Вет вернулся из Берлина с девятнадцатью гравюрами, включая такие важные произведения как «Смерть, явившаяся супружеской чете», «Большая охота на льва» и прекрасный оттиск «Вида Харлема и Блемендаала» для пополнения коллекции в то время слабо представленных пейзажей.

В последовавшие за этим военные годы рост коллекции временно прекратился, хотя в 1915 году учреждение сумело приобрести шестьдесят шесть гравюр из коллекции Вета, большинство из которых уже было передано музею в долг. В их число входило несколько прекрасных и редких оттисков, среди которых «Бегство в Египет», выгравированное на пластине Геркулесом Сегерсом, и «Давид и Голиаф», выполненный в качестве иллюстрации к книге Менассе бен-Исраэля «Преславный камень» (Амстердам, 1655).

В 1927 году дом Рембрандта получил в дар от де Брёйна одну из чрезвычайно редких копий первого издания этого мистического труда с четырьмя иллюстрациями Рембрандта. Другими экспонатами, полученными из коллекции Вета, стали ранние оттиски четвертой и последней версии «Трех крестов» и прекрасный маленький портрет матери Рембрандта. Музейная коллекция рисунков также росла, хотя и медленно. В 1919 году в музей попали два рисунка из собрания художницы Терезы ван Дойл, которая купила их на знаменитом аукционе Хезелтайна. Это были «Портрет старухи» и «Эскиз женщины с ребенком на руках», в настоящее время приписываемый Николасу Маесу. Вскоре после этого на аукционе Хезелтайна был приобретен еще один рисунок - «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это означало, что музей теперь владеет единственным рисованным автопортретом художника в полный рост.

Ян Вет, энтузиаст и движущая сила музея, умер в 1925 году. Его преемником в правлении стал коллекционер де Брёйн, который во многом принял на себя роль Вета, как куратора. К этому времени коллекция уже стала очень большой. Однако существовали пробелы, главным образом, среди оттисков раннего периода, таких как автопортреты и эскизы попрошаек, лишь немногие из которых были редкостью. В феврале 1933 года на аукционе Хаутхаккер/Холлстейн было приобретено еще шесть гравюр, несмотря на то, что угроза войны уже нависала. В мае 1940 года, сразу же после вторжения, гравюры и рисунки были помещены в сейф в подвале дома. Когда весной 1944 года город оказался под угрозой наводнения, произведения искусства были перевезены в более безопасное место в надземном банковском хранилище, где они и оставались до освобождения.

Музей Рембрандта вновь открылся в июле 1945 года. За этим последовало несколько неблагоприятных лет. Отсутствие средств и недостаток финансирования практически лишили музей возможности совершать какие-либо приобретения. Однако в 1950 году музею удалось приобрести обратный оттиск четвертой версии «Трех крестов», ставший интересным дополнением к уже находившимся в музее версиям гравюры. Самым важным послевоенным приобретением музея стали сорок гравюр, завещанных музею де Брёйном, который умер в 1962 году. В их число входили очень редкая первая версия «Автопортрета с растрепанными волосами», прекрасный оттиск «Христа и самаритянки» на японской бумаге из коллекции Пьера Мариетта, интенсивный ранний пробный оттиск «Снятия с креста при свете факела», а также прекрасная первая версия «Купальщиков».

Становилось все сложнее восполнять пробелы в коллекции. Хорошие оттиски выходили на рынок лишь время от времени, но даже при этом средств часто не хватало, что было неудивительно из-за цен. Лишь изредка появлялась возможность что-нибудь добавить в коллекцию. Так, например, в 1977 году с помощью ассоциации Рембрандта музею удалось приобрести рисунок ученика мастера Константина ван Ренессе с правками Рембрандта. Другими приобретениями стали гравюра «Человек за столом, носящий цепь с крестом» в 1980 году и, совсем недавно, «Лысый человек в профиль» и четвертая версия «Бегства в Египет».

Экспозиция музея

Коллекция в ее сегодняшнем виде представляет собой практически полный обзор графических работ Ребрандта: представлены 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Чрезвычайно большое значение имело приобретение в 1993 году четырех подлинных гравюрных пластин. До этого они были частью собрания из 78 медных пластин, которое оставалось единым целым с тех пор, как было впервые упомянуто в описи имущества амстердамского торговца гравюрами и эстампами Клемента де Йонгхе. Де Йонгхе, вероятно, приобрел пластины у самого Рембрандта. В январе 1993 года коллекция была выставлена на продажу, а дому-музею Рембрандта было предоставлено право первого выбора. Благодаря пожертвованиям различных организаций, правительства и множества частных лиц, музей получил возможность приобрести четыре самых интересных и лучше всего сохранившихся экземпляра.

В дополнение к коллекции гравюр, рисунков и медных пластин самого мастера, дом-музей Рембрандта также располагает некоторым количеством картин учителя Рембрандта, его учеников и современников. В последние годы музей все больше сосредотачивает свои усилия на коллекционировании графических работ предшественников и последователей Рембрандта. Среди наиболее важных приобретений - гравюры сотрудничавших с Рембрандтом лейденских художников Яна Ливенса и Йохана ван Влита.

Однако коллекционная политика не ограничивается исключительно художниками, которые находились под прямым влиянием Рембрандта. Музей расширил рамки коллекции, включив в нее поздних европейских последователей мастера, среди которых много немецких и австрийских художников XVIII века. В настоящее время коллекция включает гравюры Кристиана Вильгельма Дитриха, Георга Фридриха Шмидта и других. И наконец, в музее есть специальная экспозиция, посвященная копиям работ Рембрандта, и множество репродукций его рисунков и картин.

В настоящее время дом-музей Рембрандта привлекает огромное количество посетителей своей постоянной экспозицией гравюр художника и замечательными выставками. Растущее число посетителей вызвало необходимость расширения музея. Места общественного пользования и выставочные залы были перенесены в новое крыло, что сделало возможной реставрацию дома Рембрандта. К счастью, опись имущества 1656 года предоставляет нам детальное описание интерьера во времена Рембрандта. Рисунки художника также раскрывают характер помещений. Специалисты взялись за изготовление подробных эскизов, чтобы обеспечить историческую достоверность реставрации. На данный момент в доме Рембрандта ведутся работы по восстановлению комнат и предпринимаются попытки настолько точно, насколько это возможно, воспроизвести обстановку во времена Рембрандта.

Практическая информация

Адрес:Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Часы работы: каждый день: 10.00-17.00
Телефон: +31-020-5200 400
Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl

Стоимость билетов:
Взрослым (с 16 лет): € 8,00
6-15 лет: € 1,50
0-6 лет: бесплатно

Как добраться

Музей Рембрандта расположен в центре старого Амстердама, около 15 минут ходьбы от площади Дам, в непосредственной близости от квартала Ватерлоо. Общественным транспортом можно добраться на метро до станции Waterlooplein , или на трамвае №9 или 14 до остановки Mr. Visserplein.

The former residence of Dutch painter Rembrandt van Rijn has been restored to its former glory; the way it was when Rembrandt lived here in the 17th century. Everything’s there: his studio, his living quarters and his art. You’ll most definitely be surprised by his curiosity cabinet.

Collection of the Rembrandt House Museum

Rembrandt lived and worked in this monumental building in the center of Amsterdam from 1639 to 1658. The residence was redecorated entirely with furniture, art and objects from his era on the basis of an inventory that was drawn up when Rembrandt was declared bankrupt.

Find yourself in the seventeenth century as you explore his living room, kitchen and workshop. The house tells the story of Rembrandt as a man, artist, teacher, collector, businessman, and citizen of Amsterdam.

Besides the rooms of the house, the Rembrandt House Museum shows:

  • Paintings by Rembrandt’s contemporaries, his pupils and his teacher ‘Pieter Lastman’.
  • Rembrandt’s graphical work: The museum harbors a large collection of 260 Rembrandt etchings (in total app. 290 etchings are known) as well as four of Rembrandt’s copper etching plates.
  • Daily demonstrations of Rembrandt’s etching technique, as well as frequent demonstrations of 17th-century paint mixing.
  • Temporary exhibitions which highlight certain aspects of Rembrandt’s work.

2019: 350 Years of Rembrandt

In 2019, it will be 350 years since the death of Rembrandt van Rijn. In this theme year, the Rembrandthuis offers 3 extraordinary exhibitions.

Rembrandt and You

As you walk through the Rembrandt’s House Museum you’ll understand more and more of this old master, his life and his achievements. It is by far the closest you’ll ever get to understanding the painter Rembrandt.

Дом-музей Рембрандта — дом на Йоденбреестраат в Амстердаме, в котором великий голландский художник жил и творил свои произведения почти 20 лет. Вот уже более 100 лет в этом доме существует музей его знаменитого владельца, его экспозиции позволяют не только познакомиться с творчеством художника, но и узнать о нем как о личности. В доме-музее воссоздана обстановка жилых помещений, мастерской художника, представлены гравюры Рембрандта, произведения его современников и последователей.

Основная коллекция связана с графическими работами Рембрандта, увидеть же его знаменитые живописные полотна можно в Рейксмюсеуме . Место будет интересно как любителям искусства, в том числе почитателям таланта голландского художника, так и тем, кто интересуется историей.

История дома

Слава и богатство довольно рано пришли к одаренному Рембрандту ван Рейну, который приехал в Амстердам из родного Лейдена. Он приобрел для своей семьи основательный дом на окраине города, где природа была особенно живописной, что очень нравилось художнику. Название улицы тоже могло сыграть в пользу выбора дома, так как такое же название было у улицы, на которой жил Рембрандт в своем родном городе. На первом этаже были жилые комнаты, на втором располагалась мастерская художника, в которой он создавал свои произведения и работал с учениками. Чердак использовался в качестве мастерских для учеников.

Рембрандт был ценителем редких произведений искусства, он собирал свою коллекцию артефактов, здесь были живописные произведения, скульптуры и другие интересные предметы, которые были для него и вдохновением. Из-за своего увлечения и значительных трат, которые перекрывали его доходы, он наделал много долгов. Результат был печален — дом и все имущество художника продали, чтобы уплатить причитающееся его кредиторам. Рембрандт был вынужден переехать со своей семьей в куда более скромное жилище, умер великий художник в нищете.

Дом в дальнейшем сдавался разным жильцам, постепенно здание стало ветшать. Возможно, его удалось сохранить благодаря такому знаменитому жильцу. В начале XX века в честь 300-летия со дня рождения Рембрандта была организована выставка, также власти города выкупили дом, в котором жил художник в период расцвета своего творчества, и передали его фонду имени художника. Здание отреставрировали, и в 1911 году здесь был открыт музей. В связи с ростом коллекции дирекция приобрела соседнее здание, что позволило расширить пространство музея.

Экспозиция

Постоянная экспозиция состоит из двух частей. Первая дает представление о частной жизни художника, быте и укладе жизни. Благодаря сохранившейся описи имущества и некоторым рисункам мастера удалось воссоздать обстановку дома. Сотрудники музея подобрали мебель и предметы быта XVII века, что дает представление о жизни не только семьи владельца, но и других зажиточных людей того времени.

Интересная особенность, которая удивляет многих посетителей — кровать небольшого размера, расположенная в нише шкафа. В то время было принято спать полусидя, по одной и версий, люди выбирали такое положение, так как считали, что оно способствует правильному кровообращению во время сна. На кухне можно увидеть предметы кухонной утвари той эпохи.

Другая часть экспозиции посвящена творческому наследию Рембрандта. Усилиями фонда художника удалось собрать 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Именно на них сделан акцент, в коллекции есть только несколько живописных работ художника. Много в экспозиции и работ других художников — учителя Ластмана, который повлиял на творчество подопечного, картины учеников самого Рембрандта. В коллекции не только работы современников, но и картины художников, живших значительно позже Рембрандта, но использовавших приемы художника.

Особенно интересны интерактивные проекты музея, несколько раз в день посетителям демонстрируют, как изготавливались краски во времена художника. Также бесплатно для всех, кто приобрел входной билет, проводятся мастер-классы по технике травления. Благодаря им можно узнать, как изготавливались произведения в технике офорта в XVII веке.

Помимо основной экспозиции в музее представлены временные выставки, в том числе здесь можно увидеть работы современных художников.

Стоимость входных билетов в музей:

  • для взрослых — 13 евро
  • для детей в возрасте от 6 до 17 лет — 4 евро

Дети до 5 лет посещают музей бесплатно.

В стоимость также входит использование аудиогида, он есть и на русском языке.

Перед посещением стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте дома-музея Рембрандта в Амстердаме . Там же можно приобрести электронные входные билеты.