Музей рубенса. Антверпен дом рубенса. Музей изобразительных искусств в Антверпене

Подходит к завершению моя бельгийская серия, осталось рассказать вам только об Антверпене. Этот город является вторым по величине в Бельгии после Брюсселя, но по оживленности и шикарности не уступает столице. В первой части прогулки пройдемся от пафосного вокзала Антверпена до сердца города - Большой площади. А по пути зайдем в дом Рубенса, где жил и писал своих упитанных "граций" знаменитый фламандский художник.

Театр начинается с вешалки, а город с железнодорожного вокзала. И я вам скажу, что в Антверпене эта вешалка - всем вешалкам вешалка. Это скорее не вокзал, а самый настоящий «железнодорожный собор», именно так его и называют местные. Центральный вокзал Антверпена был построен в начале 20-го века, выполнен в стиле неоклассицизма. Венчают вокзал громадный купол, высотой 75 метров, и восемь башенок. Внутри отделка из 20-ти видов мрамора и других камней. Во всех рейтингах самых шикарных вокзалов антверпенский занимает верхние строки, и вполне заслуженно на мой взгляд.

Внутри просто какое-то безумие, кажется архитектор хотел переплюнуть собор или . Я так ошалел от всего этого великолепия после скромного, чисто функционального , что не удосужился толком заснять собор, пришлось взять одну картинку в интернете.

После последних обновлений вокзал стал многоуровневым, можно долго стоять на одном из верхним балкончиков и наблюдать за спешащими пассажирами и поездами на каждом этаже.

Я добирался до Антверпена на поезде из . Это самый удобный вариант, поезд идет до Антверпена от Северного вокзала Брюсселя всего 30-40 минут. Но даже если вы приехали на машине, то рекомендую все равно дойти до вокзала и обязательно зайти внутрь.

Бытует шутка, что место для вокзала Антверпена было выбрано неслучайно. Якобы, его специально построили в квартале ювелиров. Так покупатели могли затариться бриллиантами и по-тихому, не светясь в самом городе, укатить обратно к себе домой. Шутки-шутками, но прямо напротив вокзала начинаются бесконечные лавки, торгующие лучшими друзьями девушек и прочей ювелиркой. На этом небольшом пятачке продается более половины всех бриллиантов мире! Представляете?

Когда-то центр торговли бриллиантами, поставляемыми из Индии, находился в , но затем его порт обмелел и ювелиры переместились в соседний Антверпен. Затем на некоторое время пальму первенства перехватил . Огранкой алмазов занимались в основном евреи, поэтому во время испанского владычества они переехали из католического Антверпена в более веротерпимый протестантский Амстердам. Однако этот период как раз позволил Антверпену снова занять первое место. Дело в том, что сюда поставляли алмазы более низкого качества и меньшего размера, чем в Амстердам, благодаря чему местные огранщики со временем стали более опытными и в конечном итоге снова обошли амстердамских коллег.

Кроме магазинчиков с бриллиантами и Алмазного квартала, на площади напротив Центрального вокзала находится здоровенный Музей алмазов . По будням там можно наблюдать за процессом огранки бриллиантов.

На этой же площади (Koningin Astridplein) есть еще несколько интересных достопримечательностей. Например, здание отеля Radisson Blue Astrid Hotel в стиле пост-модерна.

Или Зоопарк Антверпена .

Здание у входа в зоопарк украшает огромная статуя двугорбого верблюда. Очень крутая.

И в заключении темы с привокзальным районом пара фотографий из Китайского квартала . Чайнатаун появился в Антверпене сравнительно недавно, в 70-х годах прошлого века. Вход в Китайский квартал украшают ворота, через которые проходит местный трамвай.

Пора продвигаться дальше к центру. Если вы думаете, что на вокзале шик и пафос Антверпена заканчивается, то это совсем не так. Пара минут пешком и вас встречает пышная площадь, названная в честь фламандского художника Давида Тенирса.

Больше всего на площади поражают два здания в стиле нео-барокко. Богато!

Памятник Тенирсу Младшему.

За площадью Тенирса начинается самая адовая часть Антверпена - улица Мейр . Такой толпы народа я не видел даже в столичном . Если приехать в Антверпен сразу из тишайшего Брюгге, то может поплохеть. Мне показалось, что Антверпен даже более оживленный и столичный нежели сам Брюссель.

Разгадка в том, что Антверпен - столица шоппинга и бельгийской моды, и не только бельгийской. Антверпенская шестерка в конце прошлого века прославила бельгийский дизайн и моду на весь мир. Я, правда, никого из них кроме г-на Bikkembergs не знаю, но я еще тот модник. В общем, если вы приехали сюда с прекрасной половиной, то хана вашему кошельку. Сначала в нем пробурит дыру прогулка по Алмазному квартала, а затем его опустошит улица Мейр.

Движуха тут знатная круглые сутки.

Я, как вы знаете, личность высокодуховная (кхе-кхе), бриллиантам и дорогим шмоткам я предпочитаю сокровища иного плана. И, в Антверпене полно мест, где их можно успешно потреблять. Например, Дом Рубенса . В этом доме великий фламандский художник прожил свои последний 29 лет. Ну, ОК, дом не совсем настоящий, его восстановили в середине прошлого века, на тот момент от оригинала мало, что оставалось. Музей позиционирует себя скорее, как центр изучения искусства Фландрии, а не мемориальный музей художника. Но мне все равно понравилось здесь, в немалой степени, потому что на входе выдают весьма подробный и интересный аудиогид.

Оригинальная обстановка времен Рубенса не сохранилась, но музейщики постарались восстановить аутентичные интерьеры той эпохи. На мой взгляд это вполне удалось.

Самая уютная комната дома - семейная столовая. Если не ошибаюсь, над стулом висит портрет второй жены Рубенса - Елена Фурман.

Спальня Рубенса. Меня всегда поражает во фламандских и голландских домах их кровати-шкафы. Самое забавное, что когда Петр I жил в , ему тоже приходилось ночевать в такой коробчонке, с его ростом-то.

Мое внимание привлекла эта картина Йорданса. Не часто встретишь изображение чернокожей святой. Персонаж на первом плане опознается сразу, кто еще может держать каменные скрижали в руках? Конечно, Моисей. А вот девушка-негр оказалась его... женой Сепфорой. Музейный гид окрестил эту картину антирасисткой демонстрацией Йорданса. Якобы художник-протестант подвергался дискриминации в католической Фландрии, и таким образом выразил свое негодование. Ну, не знаю, может ему просто хотелось изобразить чернокожую модель?

Единственная уцелевшая оригинальная часть дома Рубенса, который он сам проектировал по образцу палаццо , это портик во дворе.

Рубенс собрал в своем доме внушительную коллекцию картин. Увы, сейчас они разлетелись по разным музеям и частным коллекциям. Но все-таки бельгийцам удалось достать несколько известных полотен, в частности оригинал картины самого Рубенса "Адам и Ева в Раю".

И, напоследок, главное место в доме Рубенса - его мастерская. Здесь были созданы многие его знаменитые полотна. Помещение весьма просторное, неудивительно, т.к. обычно над одной картиной работало несколько человек. У него в команде были отдельные специалисты по изображению животных, растений или целых пейзажей. Некоторые его помощники потом тоже прославились, например, Ван Дейк.

После дома Рубенса я посетил еще церковь св. Иакова , но о ней расскажу отдельно. А пока продолжим путь к центру Антверпена. Одна из примет улиц Антверпена - многочисленные статуи, изображающие Мадонну с Младенцем.

По пути я заглянул еще в одно интересное место Sint-Nicolaasplaats (площадь св. Николая). Она не отмечена в путеводителях, как нечто достойное внимания, но мне этот тихий и готический уголок Антверпена очень понравился. Расположена площадь не совсем очевидно, идешь такой по улице Lange Nieuwstraat от церкви св. Иакова к собору, и в один момент надо свернуть в ворота рядом с церковью.

Внутри вас ждет очень уютный и старинный дворик, который на самом деле целая площадь.

Когда я ещё только планировала наше бельгийское путешествие и включила в него Антверпен, то определила несколько точек на карте города, которые хотелось бы посетить. Что-то получилось увидеть, а для чего-то не хватило времени, как это обычно и бывает в поездках. Дом Рубенса значился в моём списке где-то в самом конце, то есть, я не собиралась специально туда идти. Но так получилось, что мы совершенно случайно проходили мимо, поэтому было бы глупо не зайти хотя бы во внутренний дворик с садом. Тем более что вход туда совершенно бесплатный, в отличие от самого дома-музея.


Итак, все в сад…

Дом Рубенса расположен вблизи Сада трав, до которого мы тоже не успели дойти. Городские власти приобрели его (дом) в 1937 году. С тех пор он был реконструирован по оригинальным чертежам и стал одной из главных достопримечательностей Антверпена.

Питер Пауль Рубенс в 1608 году обосновался в Антверпене и организовал мастерскую, где за 20 лет работы было создано около 3000 произведений. Разумеется, один человек не мог написать всё это.

Известно, что часто Рубенс создавал эскиз, а после того, как заказчик подтверждал, что эскизом он доволен, художник предоставлял остальную работу своим ученикам, среди которых были такие мастера, как Антонис ван Дейк, после чего осматривал картину и наносил финальные штрихи.
Рубенс не скрывал этой практики, и цена картины часто зависела от степени его непосредственного участия в её создании.

Этот особняк в стиле барокко Рубенс построил в 1612 году, когда ему было 35 лет. Здесь же он умер 28 лет спустя. В садике установлен мемориальный камень с датой рождения художника, датой его смерти и указанием года постройки дома:

Здание разделено на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс хранил свою коллекцию произведений искусства, справа - мастерская, где художник давал уроки и работал.

Около входа - барочный портик, за которым разбит сад в стиле барокко по планам, разработанным лично художником.

Казалось бы, всё в этом доме-музее должно быть проникнуто духом великого Рубенса, но не всё так просто. Дело в том, что в экспозиции представлены в основном эскизы мастера и копии его картин, а также картины предшественников и современников художника, в том числе портреты деда и бабки Рубенса. Большая часть мебели, которой обставлен дом, относится к эпохе Рубенса, но она никогда не принадлежала его семье.

То есть, назвать это место мемориальным музеем художника было бы неправильно. Видимо, поэтому дом Рубенса позиционирует себя в основном как центр изучения искусства Фландрии от средневековья до барокко.

Именно по этой причине дом-музей Рубенса не был для меня обязательным местом для посещения в Антверпене.
Хотя фасад старинного здания мне очень понравился, а небольшой садик во внутреннем дворе произвёл самое приятное впечатление. Даже несмотря на то, что зелень ещё не распустилась, и некоторые части здания были закрыты реставрационными полотнами.

Этот садик Рубенс в 1631 году изобразил на картине «Прогулка», которая сейчас хранится в Старой Пинакотеке Мюнхена. И эту же картину позже использовали как образец при воссоздании сада.

В садике установлено несколько скульптур:

А вот эту пару, похоже, сняли с портика для реставрации. На фото в интернете я эти две скульптуры видела на здании:

Скульптуры украшают и ниши фасада дома Рубенса:

Ещё на территории садика можно увидеть надгробную плиту с могилы брата Рубенса - Филиппа, перенесённую сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила:

А вот назначение этой верёвочной петли осталось для меня загадкой. Подскажите, пожалуйста, кто в курсе:

Конечно, в такие уютные садики лучше всего приходить поздней весной или летом, когда будет много зелени, а на маленьких клумбах зацветут цветы. Ранней же весной всё выглядит немного спящим, что ли. Но, главное, что территория чистая и ухоженная:

А внутрь дома-музея я бы всё равно хотела как-нибудь попасть. Если ещё вернусь в Антверпен, то постараюсь прийти сюда снова.

И немного практической информации.
Дом-музей Рубенса находится по адресу Wapper, 9-11.
Часы работы: вт-вс 10.00-17.00, пн закрыт.

И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!

.
Тем не менее знакомство с городом, пусть и поверхностное, состоялось. По европейским меркам Антверпен – большой город. Еще 40 лет назад у набережных Шельды (по-французски Эско) швартовались океанские пароходы. Теперь порт расположен ближе к устью, а широченные набережные и огромные пакгаузы используют как автостоянку. Здесь очень удобно оставить машину, отправляясь на прогулку по городу. Лишь старинные корабли, вытащенные на сушу и превращённые в экспонаты морского музея, напоминают о славном прошлом антверпенского порта.

Антверпен. Стен

Морской музей помещается в замке, стоящем прямо на берегу реки. Местный замок настолько древний и знаменитый, что вполне может обойтись без имени собственного. Его так и зовут: “Замок”, по фламандски “Стен”. Cогласно древним хартиям Стен достроили в Х веке, то есть замку пошла уже вторая тысяча лет. Возможно, что в его основании лежат камни, уложенные ещё норманнами.

Согласно преданию именно здесь жил жестокий и жадный великан по имени Дрюон Антигон. Он обложил местных жителей и мореходов непомерной данью. У тех, кто не мог заплатить её в срок, великан отрубал правую руку. Однако, как и положено в легендах, явился храбрый избавитель – римский легионер Сильвио Брабо. Он отрубил руку великану и бросил её в Шельду. Отсюда, якобы, и происходит название города. Ведь “hand werpen” означает по-фламандски “бросить руку”.
Стен служил не только резиденцией мифического великана, но и реального средневекового героя, ставшего легендой. То был Готфрид Бульонский, организатор первого крестового похода, вождь крестоносцев и первый король Иерусалима.
Шатры на башнях, зубчатые фронтоны и изящный эркер во внутреннем дворике замка появились во времена императора Карла V.Перед Стеном стоит интересная статуя, изображающая великана. Это вовсе не жестокий Дрюон Антигон, а местный шутник Ланге Ваппер. Он разыгрывал почтенных горожан, представая перед ними то в образе великана, то в виде маленького ребёнка. И ещё он очень не любил пьяниц.

Антверпен. Собор Онзе Ливе Враукерк

Однако, пора уже покинуть набережную и обратить взор к величественному антверпенскому собору. Его башня хорошо видна с берега Шельды. Она взлетает на немыслимую высоту над крышами старинных домов.Собор освящён во имя Девы Марии, покровительницы Антверпена. По фламандски это звучит как Онзе-Ливе-Враукерк. Строительство собора растянулось на полтора столетия с середины XIV до начала XVI века. Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене незадолго до окончания строительства, записал в дневнике: “… церковь Богоматери в Анторфе чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют несколько служб, и они не сбивают друг друга… В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива её башня. Я дал один штюбер, чтобы меня пустили подняться в Анторфе на башню, которая, говорят, выше страсбургской. Оттуда я мог обозреть город со всех сторон. это очень приятно.” Высота северной башни 123 метра, центральный неф поднимается на 40 метров, а длина его – 117 метров. Южная башня собора так и осталась недостроенной.

Памятник Рубенсу. Картины Рубенса в соборе

Перед собором виден памятник одному из самых знаменитых антверпенцев, гениальному живописцу Питеру Паулю Рубенсу. Скульптор Гифс создал этот памятник в 1843 году. Лежащие у ног Рубенса бронзовые книги, свитки, кисти свидетельствуют о его дипломатических и художественных победах. В соборе можно увидеть два величайших полотна мастера: триптихи “Воздвиженье креста”
и потрясающее, ошеломляющее “Снятие с креста”.

Антверпен. Фонтан Брабо

Поспешив к собору, мы совсем не обратили внимание на главную площадь Гроте Маркт. Здесь вновь напоминает о себе легенда о Сильвио Брабо. Антверпенские мастера посвятили ему целых два фонтана-памятника. Один из них выглядит довольно скромно. Над старинным колодцем поднимается кованая стрельчатая арка, похожая на ажурную беседку. Её венчает фигурка легендарного героя, держащего отрубленную руку великана. Фонтан насчитывает более пяти веков. Наверное, в тогдашнем городе он выглядел пышным и заметным украшением. Создатель фонтана по имени Массейс прежде был кузнецом, а после стал знаменитым художником. Согласно легенде он изменил своему ремеслу не из-за преданности высокому искусству, а из-за любви к дочери живописца, на которой не мог жениться, не будучи членом той же гильдии, что и её отец.
В сотне шагов от фонтана Массейса стоит ещё один фонтан, посвящённый легендарному Брабо. Он на четыре века моложе своего предшественника, но очень удачно вписался в облик главной площади богатого Антверпена.

Антверпен. Гроте Маркт

Фоном для нового, но уже успевшего состариться фонтана Брабо, служит великолепная ренессансная ратуша середины XVI века. Её построил местный зодчий Корнелий де Фриндт. Ратуша увенчана пятидесятиметровой башней. Вскоре после постройки испанцы сильно разрушили ратушу, её пришлось почти что отстраивать заново.
Стоит отвернуться от ратуши и площадь покажется старше на добрую сотню лет. Узкие, высокие, прихотливо украшенные стрельчатыми арками, резными колонками и позолоченными статуями дома принадлежат Средневековью. Их названия как будто пришли из рыцарских романов или волшебных сказок: Дом Большого Арбалета, Дом Старых Весов, Дом Суконщиков. В Доме Старых Весов находилась гильдия Святого Луки (цех живописцев). Сюда неоднократно приходил сам Рубенс. Здесь встречались жившие неподалёку Йорданс, Тенирс, ван Дейк.

Антверпен. Дом мясников

Очень многое в Антверпене связано с именем Рубенса, и позже мы обязательно зайдём в гости к великому живописцу. Пока же двинемся к северу от Гроте Маркт, где в узком переулке неожиданно открывается вид на Дом Мясников, по фламадски Vleeshuis. Зодчий Герман Вагемакер возвёл его в готическом стиле, но не торжественно-праздничном, предназначенном для католических храмов, а в более суровом, будничном, но не менее красивом. Полосатые красно-белые фасады из кирпича и естественного камня, остроконечные башенки, ступенчатый фронтон создают законченный и изящный облик. Если внизу члены гильдии разделывали мясо, то выше располагались парадные залы для собраний и торжеств.

Первый в Европе небоскрёб

Средневековый Антверпен невелик. От Мясного Дома до памятника Рубенсу на Груне Плаатс (Зелёной площади) меньше четверти часа пешком, а к юго-востоку от собора лежит уже совсем другой Антверпен. Рядом с площадью поднимается в небо всеми своими 24-мя этажами “первый в Европе небоскрёб”. Это предмет особой гордости горожан, потому что он и вправду первый в Европе – его закончили в 1930 году. Башня, несущая явные черты стиля ар-деко, замыкает перспективу проспекта Меир – когда-то главной транспортной артерии Антверпена, а теперь роскошной пешеходной улицы.

Антверпен. Улица Меир

Антверпен пошёл по пути многих европейских городов, изгнав автомобили с главных улиц и площадей. До такого остракизма, как в Амстердаме, дело не дошло – машин в городе много – но по центральным улицам можно спокойно гулять, рассматривая фасады и фотографируя. Нижние этажи заняты зеркальными витринами дорогих бутиков, а выше господствует эклектика рубежа прошлого и позапрошлого веков. В советское время этот стиль (или разностилье) было принято ругмя ругать, а мне он нравится. Дома столетней давности украшены лепниной, колоннами, лоджиями, статуями атлантов, кариатид, мифических героев. Над карнизами поднимаются фронтоны и золочёные купола. Наверное также могли бы выглядеть центральные улицы наших городов, если бы…

Среди зеркальных витрин Меира время от времени попадаются настоящие жемчужины. Такие, как “Австрийский дворец” архитектора Баурсшейдта, чей строгий фасад украшен изящными рокайльными раковинами.

Дом-музей Рубенса

От Австрийского дворца стоит свернуть направо на улицу Ваппер (Wapper). В конце прошлого века она называлась Рубенсстраат, потому что здесь в начале XVII века купил небольшой участок земли на окраине города и начал строить дом. В ту пору ему было 33 года, художник вернулся из Италии, его картины уже принесли ему славу. Жизнь много дала ему и обещала ещё больше. Мастер сам сделал эскиз своего дома. Дом, украшенный снаружи портиком в стиле итальянского Возрождения, внутри был совершенно фламандским по духу и образу жизни.
Дом состоит из двух частей: в двухэтажном краснокирпичном крыле находятся жилые покои и зал, где хранилась коллекция художника. В этой коллекции были полотна Яна ван Эйка, Питера Брейгеля, Рафаэля, Тициана, античные мраморы. Конечно, коллекция Рубенса не сохранилась. Музейный зал воссоздаёт скорее атмосферу кунсткамеры художника.
В высоком крыле с тремя уровнями окон помещается мастерская Рубенса. Она специально сделана такой высокой, ведь мастер зачастую писал колоссальные по размерам полотна. Заказчиками Рубенса были эрцгерцог Фердинанд и инфанта Изабелла, испано-фламандская знать и католическая церковь. Не секрет, что полотна, подписанные Рубенсом, создавались им с помощью его учеников. Однако именно он вкладывал душу в холсты. Он научил работавших вместе с ним , зарабатывать свою собственную славу.

Дом Рубенса кажется абсолютно подлинным. На самом деле уцелели лишь портик и садовый павильон. Уже в XVIII веке дом был почти полностью разрушен. Перед 2-й мировой войной городские власти купили этот участок и, несмотря на войну, смогли восстановить дом и собрать подлинные вещи Рубенса. Музей открылся в 1946 году.

Антверпен. Церковь святого Иакова

Есть в Антверпене ещё одно место, тесно связанное с именем Рубенса. Это церковь святого Иакова (Синт Якобскерк).Здесь находился фамильный склеп семьи Фоурмен. Вторым браком Рубенс был женат на Елене Фоурмен и именно сюда перенесли тело художника после его кончины. Через два года прах художника был погребён в соседней капелле. Алтарь из белого и чёрного мрамора изваял ученик мастера Файдхерб. Его венчает статуя Девы Марии, привезённая из Италии самим Рубенсом.В обрамлении мраморного алтаря помещается удивительная картина, живописный реквием, созданный Рубенсом незадолго до смерти. На этом полотне мастер написал тех, кого он любил, кому обязан жизнью. Рубенс изобразил своего деда и отца, обеих жён: Изабеллу Брандт и Елену Фоурмен, младшего сына. Написал он и самого себя в образе святого Георгия. Вопреки канонам мастер изобразил Георгия не юным воином, а зрелым человеком, закованным в латы. Его близкие давно забыты. Елена Фоурмен, изображённая в образе Марии Магдалины, предпочла выгодный брак почётному вдовству. Отец художника, блестящий юрист, протестант, бежавший от герцога Альбы в Германию, остался в памяти лишь потому, что его изобразил гениальный сын.

Церковь Карла Борромея

Теперь стоит посетить ещё одно место, тесно связанное с именем великого мастера. Среди готических храмов Антверпена особняком стоит церковь Карла Борромея, возведённая в пышном стиле барокко для ордена иезуитов. Построил её Ф. Эгийон в 1614-1621 годах. вместе с расписал её своды. Однако пожар 1718 года уничтожил 39 его полотен. Сохранился лишь алтарный образ работы великого мастера.
Барочный фасад храма типичен для иезуитских церквей. Он весьма напоминает фасад церкви Иль Джезу в Риме, ставшей первым католическим храмом в стиле барокко.
Насколько внушителен фасад церкви Карла Борромея, настолько легка и изящна барочная башня, возведённая в XVII веке. Она поднимается над заурядными домами XIX века, перекликаясь с соседней башней Онзе-Ливе-Враукерк.На улочках средневекового Антверпена глаз то и дело натыкается на любопытные детали. Разве можно равнодушно пройти мимо этих уличных табличек? В них застыла сама история, напоминая о могущественном Карле V и отчаянной борьбе Фландрии с испанским господством.

Антверпен. Дом Плантена-Моретуса

Казалось бы, мы уже увидели всё самое главное в этом городе. В стороне осталась лишь застроенная невзрачными домами Пеликанстраат и находящийся поблизости от неё Музей бриллиантов. Ведь Антверпен по сей день остаётся одним из важнейших центров огранки и торговли алмазами. Однако на Пеликанстраат нас уже не хватило. Мы предпочли ей ещё одно место, обязательное для каждого ценителя истории и культуры. Это дом-музей Плантена-Моретуса, стоящий на Пятничной площади к югу от собора.
Кристоф Плантэн также неотделим от Антверпена, как и Питер Пауль Рубенс. И также, как Рубенс, он родился вдали от этих мест. Родина Плантэна – Турень, но мало кто из коренных жителей так любил этот город и так много сделал для его славы, как этот француз. В молодости он был искусным мастером переплётного дела, но нелепая трагическая случайность положила конец его ремеслу. Он неосторожно вышел из дома после наступления комендантского часа и… был ранен наёмным убийцей.Переплетать книги он уже не мог и занялся книгопечатанием. Вкус и умение работать создали ему репутацию, да такую, что испанский король Филипп II предоставил Плантэну исключительное право печатать молитвенники для всей Фландрии и Испании. Печатня Плантэна издавала книги на разных языках, включая знаменитую Библию-полиглот с греческим, древнееврейским и сирийским текстами. Недаром девизом Плантэна стали слова “Труд и постоянство”.
Зять Плантэна Моренторф, более известный под прозвищем “Моретус”, унаследовал типографию в 1589 году и продолжал дело тестя с тщанием и неизменным успехом. Сам Рубенс не гнушался рисовать виньетки для книг, печатавшихся Моретусом.Книжная лавка, как и весь дом, сохранилась в неприкосновенности с тех далёких времён. Представьте себе, что на этот прилавок облокачивались

Дом Рубенса, открытый в 1946 году, является одним из наиболее популярных музеев в Бельгии. Знаменитый художник Питер Пауэл Рубенс проживал в собственном доме-мастерской, построенном в итальянском стиле, на берегу канала в Антверпене. Гостеприимный хозяин принимал талантливых фламандских живописцев, французскую королеву Марию Медичи, герцога Бекингем и других именитых людей. Рубенс был и заядлым коллекционером, собравшим ценнейшие полотна Тициана, Рафаэля, Яна ванн Эйка, большое количество работ других живописцев, в том числе и своих учеников.

После его смерти было оставлено около 300 картин, скульптуры, монеты, медали, драгоценные камни, статуэтки из слоновой кости, а также книги и рукописи. В 1939 году Дом Рубенса был приобретен администрацией Антверпена, а открытый для посещения музей, обставленный подлинной мебелью XVII в. и работами великого художника, сохранил дух того времени.

Самый интересный экспонат музея –стул Рубенса с золотой надписью, принадлежащий антверпенской гильдии св.Луки. Жилые комнаты, расположенные на втором этаже, соединяются небольшой галереей с сохранившемся камином из черного мрамора. Стены украшают полотна самого живописца – “Благовещение” и “Мавританский царь”, а также его учителей: Отто ванн Веена, Корнелиоса де Воса и Яна Вильденса. Сад с павильоном в стиле маленького античного храма, изображенный мастером на картине “Прогулка” в 1631 году, свидетельствует о высоком художественном вкусе и незаурядной личности Рубенса.

Богатая творческая коллекция художника располагается по многим музеям от Ахена до Цюриха.

Антверпенский музей современного искусства размещается в огромном здании, которое в 1920-х годах использовалось в качестве силосного зернохранилища и портового склада. Позднее в нем была проведена реконструкция. После окончания работ в здании появилось несколько нестандартных помещений, отлично подходящих для расположения в них оригинальных экспонатов.

Музей открылся в 1987 году, и сегодня здесь хранится более тысячи авангардистских произведений, созданных художниками и скульпторами из разных стран мира. Особое место в экспозиции занимают работы бельгийских мастеров, которые считаются новаторами. К их числу относятся Хенри ван Хервеген (более известный как Панамаренко), Люк Тюйманс, Жан Фабр, Вим Дельвое. Работы этих мастеров оцениваются критиками неоднозначно, но, безусловно, заслуживают внимания ценителей современного искусства.

Музей «Ан де Стром»

Музей «ан де Стром» привлекает любопытные взоры прохожих, начиная с фасада своего здания. Необычность архитектурного решения, отвечающего всем современным требованиям, поражает еще больше, когда внедряешься в историю этого места. Сложно поверить, что на месте этого Музея на реке, открывшегося всего пару лет назад, раньше во времена Наполеона здесь были обычные военные казармы, а подвалы служили складом для зерна.

Но время не стоит на месте, и теперь здесь, с 2011 года, музей пароходства, насчитывающий более 6000 артефактов.

Примечательно, что смотровой площадкой музея является не только панорамная площадь на верхнем этаже, но и винтовые лестницы внутри помещения. Это также стало архитектурной изюминкой голландского архитектурного бюро Neutelings Riedijk, которое выиграло международный конкурс проектов здания нового музея. В музее расположены несколько залов, и, если некоторые из них закрыты (т.к. работают по определенным дням), то посетители все равно смогут оценить по достоинству археологические находки доколумбовой Америки, а также изделия из драгоценных камней, металлов и многое другое, находясь на винтовой лестнице.

Многовековая связь Антверпена с другими странами и континентами отражена в исторических коллекциях музея. Стоит отметить, что отголоском древней легенды о городе служат и стены здания, которые декорированы изображениями руки, символизирующей победу над господством великана в древние времена, именно злому великану отрубил руку отважный воин Брабо и освободил жителей Антверпена от уплаты дани.

Национальный музей мореплавания

Национальный музей мореплавания расположен в средневековом замке Стен.Музей мореплавания -это еще возможность вникнуть в историю города и страны, а не только посмотреть на модели судов, карты и навигационные инструменты.

Неприступный средневековый Замок Стен расположенный в самом центре Антверпена, является одной из архитектурных достопримечательностей этого города. Согласно некоторым историческим свидетельствам замок был построен в XII веке, однако точное время сооружения крепости неизвестно. Археологам удалось выяснить лишь, что стены цитадели были заложены еще в IX веке.

Когда-то Замок Стен играл значительную роль в обороне города, однако со временем стал просто памятником эпохи. Сейчас в здании замка располагается экспозиция Национального музея мореплавания, рассказывающего о становлении и развитии морского дела во Фландрии.Внутри выставлены модели, а снаружи - настоящие баржи и лодки и даже бельгийский патрульный корабль 50-х годов. Около замка Стен есть памятник фольклорному персонажу Длинному Вапперу, пугающему горожан, которые плоховато ведут себя, прежде всего пьяниц. В гневе Ваппер может вырасти до великанских размеров, и, учитывая традицию города давать по рукам, встреча с ним может иметь непредсказуемые последствия.

Музей MAS

Музей MAS - футуристический музейный комплекс, построенный на месте заброшенного дока, открытый для посещения в 2011 году после пятилетнего строительства. Аббревиатура MAS расшифровывается как "Museum aan de Stroom", что в переводе "Музей на реке". Здание и вправду находится на реке.

Поэтому неудивительно, что в музее, помимо художественных экспозиций, находится Музей пароходства. Коллекция музея насчитывает более 6000 экспонатов, в их числе археологические находки древней Америки, произведения из камней, терракоты, ювелирные изделия и другие. Помимо постоянных выставок, на третьем этаже здания проводятся временные. Здание музея имеет причудливую форму и дизайн, перепутать его крайне сложно, а потому оно, безусловно, достойно посещения.

Часы работы музея:

Вт - Пт: с 10 до 17

Сб - Вс: с 10 до 18

Закрыт по понедельникам и в особо важные праздники: 1 января, 1 мая - Праздник Вознесения, 1 ноября и 25 декабря.

Дом-музей Рубенса

Дом Рубенса - это муниципальный музей города Антверпена, посвященный жизни и творчеству прославленного художника 17 века Питера Пауля Рубенса с частичным воспроизведением его интерьеров и художественных коллекций.

За постройку собственного дома Рубенс принялся в 1611 году, когда он, вернувшись из Италии, несколько лет прожил в доме тестя Яна Бранта. С приобретением большого участка земли на Ваарштраат, началось семилетнее строительство дома и мастерской.Проект здания был разработан, скорее всего, самим Рубенсом, ведь будучи в Италии он внимательным образом изучал архитектуру и даже издал потом работу о генуэзских строениях.

В музее хранятся некоторые экскизы, копии картин и портретов кисти великого художника, мебель XVII века, одежда, посуда и прочие предметы. В музее мало экспонатов и предметов из коллекций Рубенса, поэтому называть его мемориальным музеем было бы неправильно. Правда, заведение получило два портрета Бартоломеуса Рубенса и Барбары Арентс (деда и бабушки Рубенса, художник - Якоб Класс ван Утрехт). В экспозиции - эскизы мастера, портреты, копии его картин.

Среди картин художника - его автопортрет. Представлены мебель 17 века, картины предшественников и современников мастера. Дом Рубенса позиционирует себя, как центр изучения искусства Фландрии от средневековья до барокко.

Музей изобразительных искусств в Антверпене

Музей изобразительных искусств Антверпена располагается в большом здании конца XIX века, выполненном в стиле неоклассицизма, примерно в двух километрах южнее центральной площади Гроте-Маркт.

Это крупнейший художественный музей Антверпена. Здесь представлены и работы старых мастеров, и картины современных живописцев.

Верхний этаж занимают старинные работы мастеров из Фламандии вплоть до XVII века. Особенно много работ «антверпенского трио» - Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Нижний этаж посвящен работам современных живописцев, в том числе и бельгийцев. Здесь хранятся картины Рене Магритта, Джеймса Энсора, Поля Дельво, большая коллекция работ импрессиониста Рика Ваутерса, который вдохновлялся работами Сезанна. В числе работ иностранных художников - полотна Тиссо и Ван Гога.

Музей Рубенса

Музей в Антверпене, посвященный жизни и творчеству прославленного художника XVII века Питера Пауля Рубенса с частичным воспроизведением его интерьеров и художественных коллекций. Музей располагается в доме, который Рубенс построил сам для себя и своей семьи.

Жилые помещения в доме выполнены во фламандском стиле, а мастерская и кабинет великого художника выдержаны в стиле итальянского ренессанса. Дом имеет внутренний дворик, скрытый от глаз барочной аркой, спроектированной Рубенсом. Считается, что на внешний вид и устройство дома сильно повлияло то, что художник несколько лет жил в Италии и изучал тамошнюю архитектуру.

В музее мало экспонатов и предметов из коллекций Рубенса. Большую часть экспозиции занимают эскизы мастера, портреты, копии его картин. Оригиналов немного - большинство из них находится за пределами Бельгии и входит в коллекции крупнейших музеев мира.

Среди картин художника - автопортрет. Здесь же представлены мебель XVII века и картины предшественников и современников мастера.

Музей Алмазов в Антверпене

Музей Алмазов в городе Антверпен можно смело назвать Мировым алмазным центром.

В музее собраны самые удивительные и невероятные алмазные экспонаты, чего только стоят знаменитые бриллиантовые джинсы. В музее также хранятся копии драгоценностей британских королей, включая один из самых известных алмазов во всем мире - чистейший «Кохинор».

Музей очень современный, поэтому можно взять аудио-гида и прогуляться по прекрасным залам. Здесь существуют 7 виртуальных туров по поиску идеальных камней. Также открыты специальные сенсорные маршруты для слабовидящих и слепых посетителей.

Важно отметить, что уже на протяжении около 5 столетий бельгийский городок Антверпен связывает свою жизнь с обработками алмазов, поэтому неудивительно, что в центре города возник алмазный музей.

Официально музей был открыт в 1988 году, но часто закрывался на ремонт, однако, переехав в новое большое помещение, музей всегда открыт для посетителей. В определенные дни в музее проводятся показательные шоу, и мастера демонстрируют процесс обработки алмазов.


Достопримечательности Антверпена