Музей рубенса. Дом рубенса на удивление иностранцев и восхищение приезжающих. Антверпен. Собор Онзе Ливе Враукерк

Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта или Венеция - с именами Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Многие известные художники работали в Антверпене, но Питер Пауль Рубенс несомненно является самым известным среди них. Многое напоминает о Рубенсе в городе. И прежде всего, его дом - один из многочисленных шедевров, оставленных им потомкам. Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Прелестная резиденция и студия, где Рубенс работал и жил с 1616 года до своей смерти в 1640 году, сегодня является одним из самых посещаемых музеев Антверпена.

Дом Рубенса - большая достопримечательность, позволяющая взглянуть на жизнь и работу мастера. Дом в Антверпене с богато отделанным фасадом не просто принадлежал Рубенсу. Можно сказать, художник построил его сам, опираясь на свой архитектурный опыт жизни восьмилетнего пребывания в Италии. Он сам сделал эскизы своего будущего дома - эскизы, напоминавшие фантастические декорации к новеллам Боккаччо или Сакетти. Во время своей первой поездки в Италию он увлекся архитектурой и в результате пристроил к дому студию, а также сам разработал фасад дома в итальянском стиле. Под влиянием итальянской архитектуры он перестроил здание в итальянское палаццо и переехал сюда в 1616 году.

После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания, и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса. В декорации фасада дома и двора Рубенс использoвал такие элементы ренессанской архитектуры, как портики и балюстрады, полуциркульные арки и фронтоны. Он украсил дом классической скульптурой, надписями из романской литературы, а также каменной кладкой в стиле барокко.

Наиболее замечательной частью постройки стал трёхпролётный портик, спроектированный художником в стиле итальянского барокко, выстроенный наподобие античной триумфальной арки и украшенный скульптурными аллегориями Живописи и Минервы – римской богини мудрости. Его изображение неоднократно встречается на картинах мастера. Этот портик соединяет жилой дом с мастерской и украшен фризом со сценами из древнегреческих мифов. Во время его реставрации использовалась гравюра 1684 г. В 1939 году для украшения портика были изготовлены бронзовые фигуры Меркурия и Минервы, а также овальные картуши с цитатами из «Сатир» Ювенала.

Особняк был не только студией, но и местом встречи для богатых и знаменитых. Здесь родился в 1618 году сын Рубенса Николас и скончалась в 1626 году в его отсутствие горячо любимая жена Изабелла Брант от от эпидемии, свирепствовавшей в Антверпене. Здесь же родились его пятеро детей от Елены Фоурмен, которую он ввел в свой дом, обвенчавшись с ней в 1630 году. В мастерской же им были созданы самые знаменитые полотна. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые живописцы Антверпена. Дом Рубенса посетили такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие. Здесь были богатые торговцы, дипломаты и аристократы, дом Рубенса был гостеприимно открыт для ученых, художников, писателей. Рубенс отличался необыкновенной любезностью и поражал всех широкой эрудицией.


Портреты Изабеллы Брант и Елены Фоурмен

Дом, украшенный снаружи портиком в стиле итальянского Возрождения, был внутри совершенно фламандским домом. В не слишком просторных комнатах, не пышно, но богато отделанных, все с фламандским обилием тисненой кожи и темного блестящего дерева.

В доме-музее Рубенса реконструирована обстановка XVII в. Жилые помещения в доме выполнены во фламандском стиле, а мастерская и кабинет великого художника выдержаны в стиле итальянского ренессанса. Для посетителей открыты мастерская, гостиная, столовая, две спальни, кухня и другие помещения.


Мастерская Рубенса

Мастерская Рубенса, где работали такие его помощники, как Ван Дейк и Снайдерс, и которую часто посещали другие талантливые антверпенские живописцы, была организована в застройке дома. Верхний этаж, куда вела из вестибюля видимая на фотографии лестница, занимали ученики Рубенса, a весь первый этаж принадлежал мастеру.


Jacob Jordaens I, "Neptunus en Amphitrite"


Тintoretto, Дavid Bowie

Особого внимания заслуживает кунсткамера, в которой Рубенс разместил личную коллекцию произведений искусства: картины итальянских и фламандских мастеров, античную скульптуру, монеты. Хотя заново собрать все экспонаты оказалось невозможно, тем не менее, создатели музея постарались придать кунсткамере вид, максимально приближенный к первоначальному.

Пожалуй, самое интересное место в музее - это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались художественные коллекции Рубенсa. Oн был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других художников, его учеников и современников - около трехсот картин, согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти. Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, античные монеты, медали, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги.

Для того, чтобы сохранить все, накопленное за годы жизни Рубенсом, в 1939 году правительство Антверпена приняло решение о принятии дома художника под государственную опеку. Вскоре экспозиция была открыта для всех желающих, в том числе и для путешественников и коллекционеров, которые съезжаются сюда со всего мира, чтобы хотя бы мельком полюбоваться на собрание исторических ценностей, оставленных художником.

Здесь не так много работ Рубенсa, по-крайней мере, нет многих известных шедевров художника. Большую часть экспозиции занимают эскизы, портреты, копии его картин. Оригиналов немного - большинство из них находится за пределами Бельгии и входит в коллекции крупнейших музеев мира. Среди картин художника - «Адам и Ева», «Благовещение», «Автопортрет». Здесь же представлены картины предшественников и современников мастера. Художнику принадлежали представленная в музее серебряная посуда и стул, на котором он сидел во время собраний гильдии Святого Луки.


Капелла семьи Рубенс

Почти все созданные в доме Рубенса работы мастера и его учеников были рассеяны по крупным музеям всего мира, но здесь тoже сохранилась впечатляющая коллекция. Помимо картин самого мастeрa, есть картины его учеников, в том числе работы Йорданса и Ван Дейка. В прихожей висят увеличенные фотографии гравюр X. Харревейна, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли его реставрации. Над камином - «Сретение» Я. Иорданса и «Поклонение волхвов» Адама ван Ноорта, антверпенского живописца, учителя Рубенса и Иорданса.

Пpи доме также был красивый сад и аркадный вход.

Воссоздание сада в 1977 г. проводилось к 400-летию Рубенса по его картине 1631 года «Прогулка в саду» из Мюнхенской Старой Пинакотеки, где он изобразил самого себя с женой и сыном в их собственном саду. Павильон в глубине сада сохранился с момента постройки. Здесь произрастают те же растения, что и в XVII в.

Павильон задуман как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса, возможно, работы Лукаса Фейдербе, известного фламандского скульптора той эпохи. Справа от Геркулеса - статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева когда-то находилась статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры работы Вилли Крайца.

После смерти Рубенса здание было продано его вдовoй, часто меняло хозяев, а новые владельцы значительно изменили строение. В 1937 году после неоднократных безуспешных попыток городские власти, наконец, выкупили Дом Рубенса. Потребовалась серьезная реставрационная работа, для этого использовались старые гравюры и картины. Музей открыл двери первым посетителям сразу после Второй мировой войны в 1946 году.

Все в жилище великого художника доныне свидетельствует о его разумной манере жить, о высоком художественном вкусе, о незаурядности его личности. Что бы Рубенс ни писал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.


Мадонна в венке из цветов. (Венок написан Яном Брейгелем старшим).1616-1618, Масло на дереве. Мюнхенская Старая Пинакотека.


Праздник Венepы, 1636, Венa

Дом Рубенса, открытый в 1946 году, является одним из наиболее популярных музеев в Бельгии. Знаменитый художник Питер Пауэл Рубенс проживал в собственном доме-мастерской, построенном в итальянском стиле, на берегу канала в Антверпене. Гостеприимный хозяин принимал талантливых фламандских живописцев, французскую королеву Марию Медичи, герцога Бекингем и других именитых людей. Рубенс был и заядлым коллекционером, собравшим ценнейшие полотна Тициана, Рафаэля, Яна ванн Эйка, большое количество работ других живописцев, в том числе и своих учеников.

После его смерти было оставлено около 300 картин, скульптуры, монеты, медали, драгоценные камни, статуэтки из слоновой кости, а также книги и рукописи. В 1939 году Дом Рубенса был приобретен администрацией Антверпена, а открытый для посещения музей, обставленный подлинной мебелью XVII в. и работами великого художника, сохранил дух того времени.

Самый интересный экспонат музея –стул Рубенса с золотой надписью, принадлежащий антверпенской гильдии св.Луки. Жилые комнаты, расположенные на втором этаже, соединяются небольшой галереей с сохранившемся камином из черного мрамора. Стены украшают полотна самого живописца – “Благовещение” и “Мавританский царь”, а также его учителей: Отто ванн Веена, Корнелиоса де Воса и Яна Вильденса. Сад с павильоном в стиле маленького античного храма, изображенный мастером на картине “Прогулка” в 1631 году, свидетельствует о высоком художественном вкусе и незаурядной личности Рубенса.

Богатая творческая коллекция художника располагается по многим музеям от Ахена до Цюриха.

Подходит к завершению моя бельгийская серия, осталось рассказать вам только об Антверпене. Этот город является вторым по величине в Бельгии после Брюсселя, но по оживленности и шикарности не уступает столице. В первой части прогулки пройдемся от пафосного вокзала Антверпена до сердца города - Большой площади. А по пути зайдем в дом Рубенса, где жил и писал своих упитанных "граций" знаменитый фламандский художник.

Театр начинается с вешалки, а город с железнодорожного вокзала. И я вам скажу, что в Антверпене эта вешалка - всем вешалкам вешалка. Это скорее не вокзал, а самый настоящий «железнодорожный собор», именно так его и называют местные. Центральный вокзал Антверпена был построен в начале 20-го века, выполнен в стиле неоклассицизма. Венчают вокзал громадный купол, высотой 75 метров, и восемь башенок. Внутри отделка из 20-ти видов мрамора и других камней. Во всех рейтингах самых шикарных вокзалов антверпенский занимает верхние строки, и вполне заслуженно на мой взгляд.

Внутри просто какое-то безумие, кажется архитектор хотел переплюнуть собор или . Я так ошалел от всего этого великолепия после скромного, чисто функционального , что не удосужился толком заснять собор, пришлось взять одну картинку в интернете.

После последних обновлений вокзал стал многоуровневым, можно долго стоять на одном из верхним балкончиков и наблюдать за спешащими пассажирами и поездами на каждом этаже.

Я добирался до Антверпена на поезде из . Это самый удобный вариант, поезд идет до Антверпена от Северного вокзала Брюсселя всего 30-40 минут. Но даже если вы приехали на машине, то рекомендую все равно дойти до вокзала и обязательно зайти внутрь.

Бытует шутка, что место для вокзала Антверпена было выбрано неслучайно. Якобы, его специально построили в квартале ювелиров. Так покупатели могли затариться бриллиантами и по-тихому, не светясь в самом городе, укатить обратно к себе домой. Шутки-шутками, но прямо напротив вокзала начинаются бесконечные лавки, торгующие лучшими друзьями девушек и прочей ювелиркой. На этом небольшом пятачке продается более половины всех бриллиантов мире! Представляете?

Когда-то центр торговли бриллиантами, поставляемыми из Индии, находился в , но затем его порт обмелел и ювелиры переместились в соседний Антверпен. Затем на некоторое время пальму первенства перехватил . Огранкой алмазов занимались в основном евреи, поэтому во время испанского владычества они переехали из католического Антверпена в более веротерпимый протестантский Амстердам. Однако этот период как раз позволил Антверпену снова занять первое место. Дело в том, что сюда поставляли алмазы более низкого качества и меньшего размера, чем в Амстердам, благодаря чему местные огранщики со временем стали более опытными и в конечном итоге снова обошли амстердамских коллег.

Кроме магазинчиков с бриллиантами и Алмазного квартала, на площади напротив Центрального вокзала находится здоровенный Музей алмазов . По будням там можно наблюдать за процессом огранки бриллиантов.

На этой же площади (Koningin Astridplein) есть еще несколько интересных достопримечательностей. Например, здание отеля Radisson Blue Astrid Hotel в стиле пост-модерна.

Или Зоопарк Антверпена .

Здание у входа в зоопарк украшает огромная статуя двугорбого верблюда. Очень крутая.

И в заключении темы с привокзальным районом пара фотографий из Китайского квартала . Чайнатаун появился в Антверпене сравнительно недавно, в 70-х годах прошлого века. Вход в Китайский квартал украшают ворота, через которые проходит местный трамвай.

Пора продвигаться дальше к центру. Если вы думаете, что на вокзале шик и пафос Антверпена заканчивается, то это совсем не так. Пара минут пешком и вас встречает пышная площадь, названная в честь фламандского художника Давида Тенирса.

Больше всего на площади поражают два здания в стиле нео-барокко. Богато!

Памятник Тенирсу Младшему.

За площадью Тенирса начинается самая адовая часть Антверпена - улица Мейр . Такой толпы народа я не видел даже в столичном . Если приехать в Антверпен сразу из тишайшего Брюгге, то может поплохеть. Мне показалось, что Антверпен даже более оживленный и столичный нежели сам Брюссель.

Разгадка в том, что Антверпен - столица шоппинга и бельгийской моды, и не только бельгийской. Антверпенская шестерка в конце прошлого века прославила бельгийский дизайн и моду на весь мир. Я, правда, никого из них кроме г-на Bikkembergs не знаю, но я еще тот модник. В общем, если вы приехали сюда с прекрасной половиной, то хана вашему кошельку. Сначала в нем пробурит дыру прогулка по Алмазному квартала, а затем его опустошит улица Мейр.

Движуха тут знатная круглые сутки.

Я, как вы знаете, личность высокодуховная (кхе-кхе), бриллиантам и дорогим шмоткам я предпочитаю сокровища иного плана. И, в Антверпене полно мест, где их можно успешно потреблять. Например, Дом Рубенса . В этом доме великий фламандский художник прожил свои последний 29 лет. Ну, ОК, дом не совсем настоящий, его восстановили в середине прошлого века, на тот момент от оригинала мало, что оставалось. Музей позиционирует себя скорее, как центр изучения искусства Фландрии, а не мемориальный музей художника. Но мне все равно понравилось здесь, в немалой степени, потому что на входе выдают весьма подробный и интересный аудиогид.

Оригинальная обстановка времен Рубенса не сохранилась, но музейщики постарались восстановить аутентичные интерьеры той эпохи. На мой взгляд это вполне удалось.

Самая уютная комната дома - семейная столовая. Если не ошибаюсь, над стулом висит портрет второй жены Рубенса - Елена Фурман.

Спальня Рубенса. Меня всегда поражает во фламандских и голландских домах их кровати-шкафы. Самое забавное, что когда Петр I жил в , ему тоже приходилось ночевать в такой коробчонке, с его ростом-то.

Мое внимание привлекла эта картина Йорданса. Не часто встретишь изображение чернокожей святой. Персонаж на первом плане опознается сразу, кто еще может держать каменные скрижали в руках? Конечно, Моисей. А вот девушка-негр оказалась его... женой Сепфорой. Музейный гид окрестил эту картину антирасисткой демонстрацией Йорданса. Якобы художник-протестант подвергался дискриминации в католической Фландрии, и таким образом выразил свое негодование. Ну, не знаю, может ему просто хотелось изобразить чернокожую модель?

Единственная уцелевшая оригинальная часть дома Рубенса, который он сам проектировал по образцу палаццо , это портик во дворе.

Рубенс собрал в своем доме внушительную коллекцию картин. Увы, сейчас они разлетелись по разным музеям и частным коллекциям. Но все-таки бельгийцам удалось достать несколько известных полотен, в частности оригинал картины самого Рубенса "Адам и Ева в Раю".

И, напоследок, главное место в доме Рубенса - его мастерская. Здесь были созданы многие его знаменитые полотна. Помещение весьма просторное, неудивительно, т.к. обычно над одной картиной работало несколько человек. У него в команде были отдельные специалисты по изображению животных, растений или целых пейзажей. Некоторые его помощники потом тоже прославились, например, Ван Дейк.

После дома Рубенса я посетил еще церковь св. Иакова , но о ней расскажу отдельно. А пока продолжим путь к центру Антверпена. Одна из примет улиц Антверпена - многочисленные статуи, изображающие Мадонну с Младенцем.

По пути я заглянул еще в одно интересное место Sint-Nicolaasplaats (площадь св. Николая). Она не отмечена в путеводителях, как нечто достойное внимания, но мне этот тихий и готический уголок Антверпена очень понравился. Расположена площадь не совсем очевидно, идешь такой по улице Lange Nieuwstraat от церкви св. Иакова к собору, и в один момент надо свернуть в ворота рядом с церковью.

Внутри вас ждет очень уютный и старинный дворик, который на самом деле целая площадь.

Многие известные художники работали в Антверпене в период расцвета города, но Питер Пол Рубенс несомненно является самым известным среди них. Прелестная резиденция и студия, где Рубенс работал и жил с 1616 года до своей смерти в 1640 году, сегодня является одним из самых посещаемых музеев Антверпена.

Почти все созданные в доме Рубенса работы мастера и его учеников были рассеяны по крупным музеям всего мира, но здесь сохранилась по-прежнему впечатляющая коллекция. Помимо картин самого маэстро вы найдете другие произведения искусства и мебели XVII века, а также картины его учеников, в том числе работы Йорданса и Ван Дейка.



Дом Рубенса - большая достопримечательность, позволяющая взглянуть на жизнь и работу мастера. Особняк был не только студией, но и местом встречи для богатых и знаменитых. Среди его клиентов были богатые торговцы, дипломаты и аристократы, в том числе члены королевской семьи, которые часто посещали его студию и смотрели, как продвигается работа. Была даже особая зона просмотра для посетителей, позволяющая увидеть художников в процессе работы.



Палаццо Рубенса

Рубенс купил дом в начале семнадцатого века после своего восьмилетнего пребывания в Италии. Под влиянием итальянской архитектуры он перестроил здание в итальянское палаццо и переехал сюда в 1616 году. В доме также был красивый сад и аркадный вход. После его смерти здание было продано, а новые владельцы значительно изменили строение. К 1937 году, когда здание было передано городу Антверпен, оно уже почти не напоминало первоначальную структуру.



Соединяющий студию и резиденцию симпатичный портик является одной из немногих аутентичных частей, которые сохранились. Другие части были тщательно восстановлены и реконструированы по оригинальным чертежам и картинам дома. Неподалеку находится еще одна известная достопримечательность города — Площадь Гроте-Маркт .


Посещение музея Рубенса

Дом Рубенса расположен на площади Ваппер. В стеклянном павильоне перед домом вы найдете книжный магазин и билетную кассу. Посетители могут пройтись с экскурсией по саду, посетив как студию, так и частные комнаты.

Когда я ещё только планировала наше бельгийское путешествие и включила в него Антверпен, то определила несколько точек на карте города, которые хотелось бы посетить. Что-то получилось увидеть, а для чего-то не хватило времени, как это обычно и бывает в поездках. Дом Рубенса значился в моём списке где-то в самом конце, то есть, я не собиралась специально туда идти. Но так получилось, что мы совершенно случайно проходили мимо, поэтому было бы глупо не зайти хотя бы во внутренний дворик с садом. Тем более что вход туда совершенно бесплатный, в отличие от самого дома-музея.


Итак, все в сад…

Дом Рубенса расположен вблизи Сада трав, до которого мы тоже не успели дойти. Городские власти приобрели его (дом) в 1937 году. С тех пор он был реконструирован по оригинальным чертежам и стал одной из главных достопримечательностей Антверпена.

Питер Пауль Рубенс в 1608 году обосновался в Антверпене и организовал мастерскую, где за 20 лет работы было создано около 3000 произведений. Разумеется, один человек не мог написать всё это.

Известно, что часто Рубенс создавал эскиз, а после того, как заказчик подтверждал, что эскизом он доволен, художник предоставлял остальную работу своим ученикам, среди которых были такие мастера, как Антонис ван Дейк, после чего осматривал картину и наносил финальные штрихи.
Рубенс не скрывал этой практики, и цена картины часто зависела от степени его непосредственного участия в её создании.

Этот особняк в стиле барокко Рубенс построил в 1612 году, когда ему было 35 лет. Здесь же он умер 28 лет спустя. В садике установлен мемориальный камень с датой рождения художника, датой его смерти и указанием года постройки дома:

Здание разделено на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс хранил свою коллекцию произведений искусства, справа - мастерская, где художник давал уроки и работал.

Около входа - барочный портик, за которым разбит сад в стиле барокко по планам, разработанным лично художником.

Казалось бы, всё в этом доме-музее должно быть проникнуто духом великого Рубенса, но не всё так просто. Дело в том, что в экспозиции представлены в основном эскизы мастера и копии его картин, а также картины предшественников и современников художника, в том числе портреты деда и бабки Рубенса. Большая часть мебели, которой обставлен дом, относится к эпохе Рубенса, но она никогда не принадлежала его семье.

То есть, назвать это место мемориальным музеем художника было бы неправильно. Видимо, поэтому дом Рубенса позиционирует себя в основном как центр изучения искусства Фландрии от средневековья до барокко.

Именно по этой причине дом-музей Рубенса не был для меня обязательным местом для посещения в Антверпене.
Хотя фасад старинного здания мне очень понравился, а небольшой садик во внутреннем дворе произвёл самое приятное впечатление. Даже несмотря на то, что зелень ещё не распустилась, и некоторые части здания были закрыты реставрационными полотнами.

Этот садик Рубенс в 1631 году изобразил на картине «Прогулка», которая сейчас хранится в Старой Пинакотеке Мюнхена. И эту же картину позже использовали как образец при воссоздании сада.

В садике установлено несколько скульптур:

А вот эту пару, похоже, сняли с портика для реставрации. На фото в интернете я эти две скульптуры видела на здании:

Скульптуры украшают и ниши фасада дома Рубенса:

Ещё на территории садика можно увидеть надгробную плиту с могилы брата Рубенса - Филиппа, перенесённую сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила:

А вот назначение этой верёвочной петли осталось для меня загадкой. Подскажите, пожалуйста, кто в курсе:

Конечно, в такие уютные садики лучше всего приходить поздней весной или летом, когда будет много зелени, а на маленьких клумбах зацветут цветы. Ранней же весной всё выглядит немного спящим, что ли. Но, главное, что территория чистая и ухоженная:

А внутрь дома-музея я бы всё равно хотела как-нибудь попасть. Если ещё вернусь в Антверпен, то постараюсь прийти сюда снова.

И немного практической информации.
Дом-музей Рубенса находится по адресу Wapper, 9-11.
Часы работы: вт-вс 10.00-17.00, пн закрыт.

И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!