О художнике юрии непринцеве. Описание картины непринцева отдых после боя Картина отдых после работы

Урок развития речи (8 класс)

Тема:

Мы с тобой за все в ответе…

Подготовка к написанию сочинения по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя»

Цели:

Образовательные : подготовка к написанию сочинения-описания по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».

Развивающие : развитие устной и письменной речи учащихся; развитие творческого мышления.

Воспитательные : гражданско-патриотическое воспитание через выразительное чтение патриотических строк поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Оборудование урока : репродукция картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», опорные таблицы для сбора языкового материала к сочинению у каждого ученика.

Ход урока

Слово учителя:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

Этот призыв А.Т. Твардовского не остался незамеченным. Память о ВОВ навечно сковала бронза памятников, сохранила музыка и книги, отобразили полотна художников. Тема нашего урока: «Мы с тобой за все в ответе…». Наша цель сегодня подготовиться к написанию сочинения по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Это будет вашим домашним заданием. Название сочинения совпадает с темой урока. Итак, открываем тетради, записываем тему. В течение урока мы будем заполнять опорную таблицу, которая есть у вас. Представим ее в электронном виде: Слайд.

    Ребята, когда вы шли на урок, вы обратили внимание, куда попали? (на вернисаж) (На входной двери заранее вывешиваем надпись «вернисаж»).

    А что такое вернисаж, кто знает? (выставка картин).

Верно, итак мы на вернисаже в послевоенном Ленинграде. Идет 1951год. (сажусь в зал).

Слайды с репродукциями картин…(экскурсовод1 ):

(2 экскурсовода сидят у компьютера )

Так много картин написано на военные темы, целая галерея образов и красок, рожденных войной. Картины военных лет не менее ярко, чем слова и музыка, передают дух людей, оказавшихся в огне войны.

Слайд с картиной Ю.М. Непринцева «Отдых после боя»

Среди всех привлекает внимание картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Кто он, художник Непринцев? (открывает следующий слайд с портретом художника)

Слайд с портретом художника

Экскурсовод 2 :

Ю.М. Непринцев – знаменитый художник, график, посвятивший многие свои работы теме войны. Его кисти принадлежит цикл «Ленинградцы». Но самая известная из его картин – «Отдых после боя». Картина была закончена в 1951 году, а в 1952 художник удостоен государственной премии. Картина получила второе название, которое дали ей зрители – «Василий Теркин».

Слайд с картиной

Экскурсовод 1 :

Именно таков и был замысел автора. Юрий Михайлович Непринцев определял главную задачу картины, как поиск внешнего облика Василия Теркина, главного героя одноименной поэмы Александра Трифоновича Твардовского. Художник отмечал: «Хотелось, чтобы он был как можно более схож с образом, уже возникшим в представлении народа, чтобы Теркина легко узнавали по картине и без подписи к ней». (Уходят).

(выходят солдаты и рассматривают картину)

Слово учителя : Посетители выставки особенно долго стоят перед этой картиной. Послушаем, о чем они говорят.

Солдат 1 : Необыкновенно хорошо, просто, душевно.

Солдат 2 : Это необычная картина, правдивый и поэтический рассказ о солдатах, вынесших на своих плечах победу.

(солдаты занимают места на сцене)

Слово учителя : Слышали, как необыкновенно отозвались о картине? «Поэтический рассказ»!

    Какие ассоциации вызывает картина у нас, посетителей вернисажа. За что посетители выставки наделили ее вторым названием – «Василий Теркин»? (Наверное, за ассоциации с одноименной поэмой А. Т. Твардовского.)

Эпизод «На привале»: (Оживление картины)

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчет войны

Вел беседу Теркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

    Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

    Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй.

Вот под первою бомбежкой

Полежишь с охоты в лежку,

Жив остался - не горюй:

Это - малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как минометный

Вдруг начнется сабантуй.

Тот проймет тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок.

Словно исподволь кому-то

Подмигнул: держись, дружок...

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков...

Тыща танков? Ну, брат, врешь.

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчет?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот.

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести –

Повстречай один хотя б...

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи еще чего,

Василий Иваныч...

(Ребята остаются на сцене)

Слово учителя : Чувствуете, именно этот эпизод запечатлел в своей картине Ю.М. Непринцев. А в центре картины – главный герой – Василий Теркин.

Слайд с Теркиным (он появляется на фоне уменьшающейся картины)

(выходит чтец)

Чтец : «Теркин, кто же он такой…»

(рассматривает образ Теркина)

Беседа:

    Вот он - главный герой - Василий Теркин. Какие черты Теркина – литературного героя, созданного Твардовским, удалось передать художнику? (Это бравый, веселый солдат.)

    Как передает это автор картины? (У него веселый взгляд, добродушная улыбка . Он жестикулирует и таким образом привлекает к себе внимание бойцов. Теркин может заинтересовать других солдат, развеселить ).

Фрагмент слайда- запись в таблицу.

    Посмотрите на внешний облик героя. Как он одет? (Традиционная солдатская шинель, шапка-ушанка , как и у других солдат).

Фрагмент, запись в таблицу.

    Ребята, а какая деталь в облике Теркина отличает его от других солдат, привлекает наше внимание? (Ярко-красный кисет )

Да, действительно, это кисет. И не случайно художник делает его ярко-красным. Кисеты вышивали и посылали на фронт солдатам, расшитые кисеты дарили на память. Махорка, которая хранилась в кисете, помогала солдату скоротать время в думах, согревала в перерывах между боями, напоминала о доме, родных. Но внимательного зрителя, читателя красный расшитый кисет заставляет вспомнить главу поэмы Твардовского «О потере».

Эпизод «О потере»:

    Потерял боец кисет,

Заискался, нет и нет.

Говорит боец:

-Досадно, столько вдруг случилось бед:

Потерял семью – ну, ладно,

Нет, так на тебе, кисет!(Антропов Женя)

И тогда Василий Теркин

Словно вспомнил:

– Слушай, брат!

Потерять семью не стыдно, –

Не твоя была вина.

Потерять башку - обидно,

Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить,

Я не спорю, - тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак...

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,

Наши внуки не велят.

Сколько лет живем на свете?

Тыщу?.. Больше! То-то, брат!

Сколько жить еще на свете, -

Год, иль два, иль тыщи лет, -

Мы с тобой за все в ответе.

То-то, брат! А ты - кисет...

Беседа:

    Ребята, как этот эпизод дополняет образ Теркина. Что для героя важнее – беда солдата, потерявшего кисет, или нечто большее, о чем размышляет герой?

(Для Теркина потеря кисета – незначительное событие, ведь главное для него – не потерять Россию).

    Какие черты теперь мы можем выделить в Теркине?

Да, Василий Теркин – балагур и весельчак, подбадривающий веселым словом своих сослуживцев, но перед нами еще и настоящий герой, защитник отечества, который знает, что высшая ценность в жизни каждого человека – это Родина. И эта мысль о родине, вложенная в уста Теркина, нужна другим, художник понимает это, поэтому и пишет жанровую картину, где Теркин показан в окружении разных солдат. На картине можно выделить несколько групп бойцов, рассмотрим их.

Слайд с общим видом картины

    Посмотрите на солдат, стоящих рядом с Теркиным. Какие они? (молодые, улыбающиеся, внимательно его слушают). Да, Теркин кажется им бывалым солдатом, для них он авторитет. Но ему удается вовлечь в свой рассказ не только тех, кто рядом.

    Посмотрим на солдат, стоящих позади, а как они слушают рассказчика? (Тоже смеются, улыбаются. Всех развеселил Теркин!)

    Художник изображает группу солдат в маскхалатах. Кто эти солдаты? Давайте размышлять. (Это разведчики).

Фрагмент слайда – запись в таблицу.

    Много бойцов вокруг Теркина, наш герой нужен и тем и другим. А для чего?

Вспомните слова, которыми мы определили тему урока, слова, которые вложил Твардовский в уста Теркина:

Мы с тобой за все в ответе,

За Россию и народ…

Теркин - собирательный образ русского солдата, все лучшие черты воплотил в нем сначала поэт в стихах, а затем отобразил на полотне и художник. Теркин - боец, он воюет вместе со всеми, но в перерывах между боями он не отдыхает, он работает на отдыхе, поднимает дух других бойцов.

Он – помощник командира. Да и командир тоже изображен на картине, найдите его.

Слайд с изображением командира.

    Ребята, а как можно догадаться, что это действительно командир?

Фрагмент слайда на запись (Особая поза, осанка, скупая улыбка).

Но всем видом командира художник передает его радость от того, что в его роте есть такой бравый солдат, как Теркин.

Слайд с общим видом картины

    На картине изображен солдат, который, видимо, уже давно ушел на фронт, возможно, это не первая его война. Ему тяжело, он думает о семье, доме. Где этот солдат?

Фрагмент слайда с увеличением бойца.

    Что мы можем сказать о нем? (Он сидит поодаль от остальных, ест кашу из котелка). Мы можем только догадываться, о чем он думает. Но несмотря на то, что он сидит отдельно от других, все равно прислушивается, радуется вместе со всеми).

Общий вид картины.

    Мы видим, как много солдат изображено на картине. И молодые и старые. Все здесь. А почему, как вы думаете? Какую мысль хочет донести до нас художник?

(Мысль о единстве поколений). Война была народная, всеобщая. Эту массу и показывает художник.

    Что объединило Теркина и других солдат?

Все они объединены общей целью: защитить родную землю, а для этого необходим боевой дух, мужество. Именно к мужеству призывали своих бойцов командиры во время боя, мужество – основная черта и для тех, кто был в тылу, и для тех, кто был на передовой. Проявление такого качества всеобъемлюще. Словом лучше Анны Ахматовой о мужестве не скажешь.

Чтец 4 (Таня Ефремова) «Мужество»

Вы видите, как удивительно переплетаются стихи и живопись. Мастера искусства нашли эквиваленты слова и красок. А главная цель одна - призвать к мужеству. Не только количеством боев, убитых и раненых измеряется мужество, но и умением отстоять самое дорогое, а для этого необходимо поднять боевой дух солдат. Вот о чем мы будем писать в сочинении – о мужестве солдат, силе их боевого духа.

Беседа:

    Но какой момент жизни этих солдат изображен на картине? (Отдых после боя)

    Почему не бой, а отдых показывает художник, ведь мужество можно проявить в бою?

(В том и заслуга Непринцева, что он изображает отдых после боя, как продолжение боя. Какими же нужно быть людьми, как любить землю, дорожить ею, чтобы, несмотря на сражения, потери выйти из боя и не пасть духом, сохранить в себе все человеческое: жизнелюбие, мужество!)

    Но, кроме того, чтобы усилить общее впечатление от картины, какое необходимое видение художнику, чтобы подчеркнуть все лучшее в человеке, он дает задний план картины:

    Всмотритесь, когда происходит действие? В какое время года?

Ноздреватый, синеватый снег, вытаявшие пни, поваленные стволы деревьев. Догадались?

(Весной) - вписываем

    И не случайно художник выбирает именно весну. А почему?

(Весна – символ жизни, вера в будущее, пробуждение жизни).

    Где отдыхают солдаты? (Русский лес)

Слайд с изображением заднего плана.

    Однообразен ли лес? Какие деревья изображает Непринцев? (Русские березы и темные ели) Лес не однообразен. В центре русские березки, как символ России, а по краям темные ели.

    Какие краски преобладают в изображении леса? (Темно-зеленые краски).

    Что еще вы заметили на заднем плане? (танки)

    Как вам кажется, почему в темных красках выписан лес, виднеются танки, спрятанные за деревьями? Какую мысль вкладывает автор в изображение леса? (Лес- это фон, на котором разворачивается действие, но это и действующее лицо. Да, лес оберегает, защищает. Но темные краски настораживают, предупреждают, что отдых у бойцов временный, необходимо помнить, что идет война:

Страшный бой идет, кровавый.

Бой идет не ради славы,

Ради жизни на земле.

    Как вы бы сформулировали идею, которую вкладывает художник в картину?

Вот она - главная мысль картины: в ответе за Россию и народ простые солдаты, которым нужно выстоять и победить. За малое время бойцы должны восстановить силы, поднять свой боевой дух. А в этом им помогают такие люди, как Теркин.

    Какое впечатление произвела эта картина на вас? Ведь не случайно на открытии выставки в Ленинграде именно около этой картины долго стояли посетители, внимательно рассматривали, воодушевленно говорили о ней.

Слайд с выводом : Планом, расположением действующих лиц картина несет в себе жизнеутверждающее начало, передает всеобщее ощущение радости, веселья солдат, которые слушают В. Теркина. Эта картина о силе духа бойцов. Такие солдаты непременно выстоят и победят!

Общий вид картины, слайд

Чтец 5 : Мать – Россия…

Мать-Россия, мы полсвета

У твоих прошли колес,

Позади оставив где-то

Рек твоих раздольный плес.

Долго-долго за обозом

В край чужой тянулся вслед

Белый цвет твоей березы

И в пути сошел на нет.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше кажется в тебе.

А всего милей до дому,

До тебя дойти живому,

Заявиться в те края:

Здравствуй, Родина моя!

Воин твой, слуга народа,

С честью может доложить:

Воевал четыре года,

Воротился из похода

И теперь желает жить.

Наглядные материалы к уроку.

Сведения о художнике:

Юрий Михайлович Непринцев – знаменитый художник , график. Многие работы Непринцева посвящены теме войны: цикл «Ленинградцы». Самая известная картина художника – «Отдых после боя». Она была закончена в 1951 году, а в 1952 Непринцев получает Государственную премию за эту картину. Своей главной задачей при написании картины «Отдых после боя» живописец считал поиск внешнего облика Василия Теркина, главного героя одноименной поэмы Александра Трифоновича Твардовского. Непринцев отмечал: «Хотелось, чтобы он как можно более схож был с образом, уже возникшим в представлении народа, чтобы Теркина легко узнавали по картине и без подписи к ней».

Материалы к сочинению:

Объект наблюдения

Василий

Теркин

    Общее впечатление о герое :

……………………………………………………………………………..

У Теркина веселый взгляд, добродушная улыбка. Своими рассказами герой подбадривает других солдат, поднимает их боевой дух.

2. Внешний вид . На Теркине - традиционная солдатская шинель, шапка-ушанка, в руках – ярко-красный кисет.

Солдаты

    Группа солдат в маскировочных халатах . Кто эти солдаты? ………………….

Они внимательно слушают Теркина, веселятся вместе с другими солдатами.

    Командир . Как можно догадаться, что перед нами командир? …………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

3. Старый солдат : сидит поодаль от остальных солдат, ест кашу из котелка, но внимательно слушает рассказ Теркина.

Передний план картины: опушка леса

    Какое время года изображено на картине ?

Синеватый ноздреватый снег, вытаявшие пни, поваленные стволы деревьев свидетельствуют о том, что наступила………………………..

Задний план: русский лес

    Какие деревья изображаются на заднем плане картины?

………………………………………………………………………

    Какие краски использует художник, изображая русский лес:

………………………………………………………………………

Настораживающие, темные краски в изображении елей напоминают, что идет война, и отдых солдат продлится недолго. За короткое время они должны восстановить силы, чтобы выстоять и победить в новом бою.

Картины художника Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996) узнаваемы по необыкновенно точным и ярким образам, будничным сюжетам, военной тематике. Богатый опыт живописца вобрал в себя незабываемые годы учёбы в академии, память фронтовых дорог и осаждённого Ленинграда, атмосферу мирной жизни. Пожалуй, самой известной картиной Непринцева называют «Отдых после боя».

Внешний облик центрального персонажа напоминает литературного героя А. Твардовского - Василия Тёркина. Образ этот был интересен и другим художникам, например О. Верейскому и И. Бруни. Рисунки О. Верейского мастерски иллюстрировали поэму «Василий Тёркин» и приобрели огромную популярность. Многие художники и скульпторы стали ориентироваться на созданный Верейским образ.

Интересна судьба полотна Юрия Непринцева: трижды он воссоздавал свою картину, первый раз оригинал был отдан китайскому лидеру Мао Цзэдуну, другая версия украшает Георгиевский зал московского Кремля, последняя вошла коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Прочитайте очерк Н. Шубиной о жизни Юрия Михайловича Непринцева и судьбе его замечательной картины «Отдых после боя».

Н. ШУБИНА

Ю. Непринцев «Отдых после боя»

Читая статьи об этом художнике, нередко встречаешь фразу: картина «Отдых после боя» была написана по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». И хотя второе название известного произведения живописи повторяет заглавие замечательной поэмы, мотивы создания полотна представляются не столь очевидными. Скорее конкретные реальные обстоятельства, фронтовая судьба, последовавший спустя годы отклик художника на память войны стали причиной создания картины.

В воспоминаниях Юрия Михайловича Непринцева находим: память человеческая ограниченна, в ней остаётся далеко не всё - лишь наиболее яркие впечатления и картины... Следуя за мысленным взглядом художника, обращенным в прошлое, бегло наметим основные вехи его пути.

Народный художник СССР Ю.М. Непринцев родился в 1909 году в Тифлисе. Воспитанный в семье архитектора и чувствующий склонность к искусству, он уезжает в 1925 году в Ленинград и поступает в студию В. Е. Савинского. Затем незабываемые годы учёбы на живописном факультете Всероссийской академии художеств, наставничество выдающегося педагога И.И. Бродского, занятия в аспирантуре под руководством Б.В. Иогансона.

«Все необычайно взбудоражены,- вспоминает Непринцев этот день.- Запомнились старинные коридоры института... Педагоги, аспиранты, студенты собирались группами, обсуждали события. Известная растерянность была в сознании многих: как жить дальше, что делать, каково твоё место в новой, военной жизни? Думаю, эти вопросы стояли перед каждым. Большинство решило: надо идти записываться добровольцами. Я записался среди других, но меня направили на маскировку».

С бригадой маскировщиков художник выезжал на оборонительные рубежи - враг рвался к Ленинграду. Потом проходил интенсивное обучение, сделав молниеносную «карьеру» от рядового бойца до помкомроты. Затем и сам стал заниматься с новобранцами. Например, обучал их приёмам штыкового боя. После курсов переподготовки начсостава Балтийского флота - это было зимой в конце 41-го - Непринцев принял взвод и в составе 13-й маршевой роты отправился на фронт.


Здесь непосредственно началась биография картины «Отдых после боя» (или «Василий Тёркин»). Конечно, поэмы Твардовского художник тогда ещё не читал: первые её главы стали публиковаться только в 1942 году. Но будущих героев полотна командир взвода Непринцев уже встретил в своем нелегком походе. Тема подспудно складывалась из различных переживаний, наблюдений, обыденных фронтовых событий. Впечатления копились с первого дня. когда художник прошел со своим взводом 25 километров от мирной остановки ленинградского трамвая до окопов, где надо было сражаться с врагом.

Юрий Михайлович с волнением рассказывает, как начиналась его главная картина:

«Мы шли сказочным зимним лесом, но порядком выдохлись от похода. Наконец команда: «Привал». Для меня, сугубо городского жителя, этот заснеженный лес, нетронутый снег, измятый только там, где сели усталые бойцы, лапы елей с пластами снега, который беззвучно обваливался, эта картина осталась незабываемой. И тишина. Особая тишина зимнего леса. Сидящие на снегу усталые люди: кто поправляет портянку, кто закручивает самокрутку из махорки, кто грызёт сухарь или кусочек сахара. Эта картина, видимо, долго таилась в моей памяти и только значительно позже, после войны, возникла снова, войдя основным компонентом картины «Отдых после боя».

Действительно, мы видим на переднем плане композиции рыхлый снег на опушке леса и очертания этого леса вдалеке вместе с тревожными силуэтами замерших танков. Сцена привала представлена во всей её будничности, характерной непринуждённости, теплоте и задушевности общения людей, отдыхающих после трудного боя.

Автору удалось дать индивидуальный портрет каждого из более двадцати изображённых персонажей. Бойцы в белых маскхалатах, в солдатских ушанках, касках, танковых шлемах точно характеризованы особой позой, мимикой лица, манерой поведения, конкретной мерой и эмоциональной интонацией участия в общем весёлом разговоре. Центральная группа бойцов, расположившихся в непосредственной близости от главного рассказчика, почти симметричные группы стоящих фигур справа и слева, отдельные фигуры склонившегося с ложкой над котелком немолодого солдата, курящего цигарку воина в каске, бойца в шинели, развязавшего вещмешок, - все персонажи объединены не только чётко продуманной композицией, но и как бы самой занимательной темой разговора.

Мастерство композиции, виртуозность портретирования, тщательный отбор деталей, умение придать цельность, общность настроений картине отдыха солдат делают эту работу развёрнутым изобразительным повествованием, в которое «вслушиваешься» постепенно, с нарастающим интересом. Немой монолог главного героя становится вдруг звучным, физически ощутимым. Мы не знаем, о чём конкретно рассказывает товарищам центральный персонаж и какими репликами подбадривают его однополчане, но очевидны задор, лукавство, здоровый юмор неторопливой, сочной, выразительной речи. Невольно вспоминается строфа из «Тёркина»:

Балагуру смотрят в рот.
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.

Примечательно, что строки эти взяты из главы, названной Твардовским «На привале». Видимо, сердце художника и слух поэта чутко реагировали на желанную в изнурительном солдатском походе команду «Привал». А их наблюдательность, острота видения, цепкое внимание к жизни и фронтовой работе простого солдата позволили создать ту самую сцену в живописи и в поэзии, которую можно назвать и «Отдых после боя», и совсем кратко: «На привале».

Своего Теркина Юрий Непринцев, как и Александр Твардовский, много раз встречал в самой гуще фронтовых событий. Были такие солдаты, которые умели в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей удачной шуткой, острым словом, ко времени рассказанной складной байкой. А в ратном деле они показывали пример подлинного мужества, находчивости, несгибаемости.

Истинно народный характер живописного образа и героя поэмы обеспечил прочный союз картины и литературного творения. Не случайно многие годы в школьном учебнике неразлучны строки поэмы Твардовского и зримые черты героев полотна Непринцева. У них действительно общая судьба, окрыляющий успех - они стали главными произведениями художника и поэта.

Александр Трифонович Твардовский написал «Дом у дороги», «За далью - даль», «По праву памяти», но народная память закрепила рядом с его именем прежде всего имя заветного героя - Василия Теркина. Юрий Михайлович Непринцев известен как иллюстратор, автор станковых офортов «Рассказы о ленинградцах», создатель живописных полотен «Родная земля», «Балтийцы», «Вот солдаты идут»... А широкое народное признание обеспечила ему именно картина «Отдых после боя».

Ещё раз убеждает нас в том, что холст написан не по мотивам поэмы Твардовского, а так же, как и Василий Тёркин»,- по мотивам самой жизни, один интересный факт, который с гордостью приводит художник:

Нередко зрители «узнавали» себя или своих друзей, родственников в героях картины «Отдых после боя». Писали мне: «Где вы видели моего брата (или сына)? От него нет писем, он пропал без вести. Сообщите, пожалуйста, о нём, что знаете». Этой достоверностью, выстраданностью и тем, какую роль сыграло это полотно в моей жизни, оно мне и дорого...

Дорого оно и нам - уже нескольким поколениям зрителей, родившихся после войны, - своим проникновенным рассказом о простом советском человеке, герое Великой Отечественной!

Литература

Шубина Н. Репринцев Ю. Отдых после боя / Юный художник. - 1988. - №5. - С.16-17.


Отдых после боя (1951)

В 1951 году на осенней выставке ленинградских художников зрители подолгу простаивали перед этой картиной. Улыбались, смеялись, обсуждали характеры героев, одобряли работу в целом и в деталях. Оценка была на редкость единодушной: «Необыкновенно хорошо. Просто. Душевно».
Действительно, картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» оказалась замечательным произведением, правдивым и поэтичным рассказом о советских солдатах - тружениках войны.
«Как и почему я выбрал именно эту тему? Пожалуй, нельзя сказать, что я ее выбрал. Она родилась из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюденного мною за военные годы, из многих фронтовых встреч, из разных событий, свидетелем или участником которых я был», - вспоминает художник.
Для него, командира взвода на Ленинградском фронте в период Великой Отечественной войны, это было воспоминанием о товарищах по оружию. И оно обязательно должно было стать рассказом о красоте советского человека, без пышных фраз и громких слов вставшего на защиту Родины и выполнявшего свой долг в нелегких военных буднях.
Картина «Отдых после боя» принадлежит к тому жанру, который родила сама жизнь с ее сложностью и многообразием, - военно-бытовому. Не к сугубо «мирному» бытовому жанру, но и не к батальному в прямолинейно военном его толковании. Это армия, показанная не в бою, а на отдыхе; солдаты, не сугубо военные, а глубоко характерные мирные люди, по необходимости взявшие в руки оружие, которым они защищают самое дорогое на земле: мир, труд, людей, дом и всю свою Советскую Родину. Так простота очень тонко выбранного мотива сразу же помогла художнику взять верный тон и в частном, казалось бы, случае раскрыть глубокое и значительное содержание.
...Наконец-то, отдых после боя. Привал. Солдатский перекур. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывший солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Не спеша свертывая самокрутку, Теркин со вкусом рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и даже подошедшим к «царице полей» танкистам. Как всякий хороший рассказчик, Теркин почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Выразительным жестом рассказчик подчеркивает какую-то интересную деталь. Слушатели - все внимание. Одни слушают, пряча скептическую усмешку, другие едва удерживаются от смеха, третьи жадно ловят каждое слово, четвертые безудержно хохочут, пятые... Нет возможности описать все градации смеха, которые уловил и передал художник. Улыбается и сам Теркин, но и в веселую минутку - характерная деталь - он не позабыл бережно поставить винтовку прикладом на носок сапога. И вот он перед нами, в кругу солдат, простой, веселый и обаятельный человек.
«За годы войны я много раз встречал живых Теркиных, умевших в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей шуткой, острым словом, а в деле показать пример подлинного мужества, находчивости и героизма. Так из характерных черт разных людей, из многих фронтовых встреч сложилось и мое представление о Василии Теркине - простом советском человеке, герое Великой Отечественной войны», - говорит сам автор о процессе становления образа главного героя своей картины.
Знаменательно, что картина Непринцева и по своему характеру, и по сюжету, и по образам героев теснейшим образом перекликается с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин», появившейся на страницах «Правды» в тяжелом 1942 году. Не случайно и второе название картины, данное ей зрителями,-«Василий Теркин»: образ, созданный поэтом, неразрывно слился с образом, возникшим на полотне живописца. И произошло это потому, что оба художника увидели своего героя среди реальных людей, своих современников, хорошо знакомых обоим по общей боевой судьбе. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
В общем строе картины Теркин выделен не каким-то формальным приемом, не светом и не цветом, а местом в кругу бойцов и яркой психологической характеристикой. Но Теркин - хороший боец, весельчак, любимец товарищей - не единственный главный герой в картине. В ней нет второстепенных, а тем более лишних персонажей, ибо каждый солдат по-своему интересен и нужен в картине как необходимая ее часть. Каждый из слушателей Теркина - это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина - он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы, Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку (эта фигура носит автопортретные черты). Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке: он по достоинству оценивает рассказ товарища. «В прошлом - рабочий, комсомолец, любимец девушек, первый парень на заводе, он смел, находчив, здорово воюет, сам мог бы рассказать не хуже Теркина. Тем не менее он слушает его хотя и чуть снисходительно, но все же поддается очарованию рассказа», - так говорит о нем Непринцев. Боец в маскхалате с автоматом сдвигает на лоб шапку и почесывает затылок. Солдат с огнивом в руке сохраняет покойное выражение, но и он не пропустит ни слова. Его сосед энергичным жестом включается в рассказ Теркина. Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверняка пошел на фронт добровольцем: в трудный час земли родной он не мог не пойти на войну. Много повидавший и узнавший в жизни, он человек хозяйственный и рассудительный: пользуясь возможностью, он с аппетитом расправляется с содержанием солдатского котелка, что не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют миролюбивый советский народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде они удивительно симпатичные ребята, разного возраста, жизненного опыта, взглядов на жизнь. При всем их различии, изображенные на картине люди - оптимисты и жизнелюбы. В показе психологического многообразия и богатства чувств и переживаний человека - одна из крупнейших удач художника. «Хотелось дать в картине все так же просто, как в жизни, и вместе с тем так же сложно по разнообразию психологического состояния людей», - писал Непринцев.
Художником успешно решена основная задача - передать ощущение подлинности изображенного, максимальной жизненности и правдивости. Этому способствует все - и мягкий предвечерний свет, и спокойная красочная гамма, и скромный пейзаж, и очень естественная, на первый взгляд совершенно «случайная» композиция холста, и мельчайшие детали картины.
Работая над эскизами композиции, Непринцев отказался от первоначальных решений: контрастное солнечное освещение было заменено мягким, не отвлекающим внимания от главного, спокойным светом - такое освещение позволило точнее передать выражения лиц; группа солдат, состоявшая из двенадцати-тринадцати человек, в центре которых находился Теркин, выросла до двадцати пяти человек. Это произошло потому, что художник хотел максимально убедительно представить зрителю большой, сильный, дружный коллектив, который состоял бы из многих ярких индивидуальностей. Вместо первоначального решения сцены - полукруга солдат, развернутого на зрителя, художник построил группу по кругу и слегка по диагонали в глубину, слева направо, что создало большее пространство и придало большую естественность сценке, как будто случайно выхваченной из жизни.
Меняя численность фигур, конкретизируя место действия, Непринцев вновь добавлял необходимых действующих лиц, одновременно решительно («но скрепя сердце», - признается художник) убирая удачные сами по себе, интересные живописно-пластические образы, которые «не работали» на картину в целом. Так исчезли из левого угла картины раненый боец и перевязывающая его медсестра. Среди героев картины Непринцева нет статистов, все бойцы живут на полотне.
Глядя на картину «Отдых после боя», понимаешь, что Непринцев тщательно изучал классиков нашей живописи. Он многому у них научился, и едва ли не больше всех у Репина. В самом деле, «Отдых после боя» имеет много черт, роднящих ее со знаменитой картиной И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Прежде всего, это яркие образные характеристики персонажей картины. Во-вторых, ее композиционное построение настолько же продуманное и сложное, насколько простым и случайным представляется оно на первый взгляд. Непринцев умело объединяет много действующих лиц вокруг одного героя, он сливает формальный центр композиции с центром смысловым, раскрывает сюжет, показывая реакцию каждого персонажа на действие, затрагивающее всех. Герои «Отдыха после боя» показаны так, как будто зритель, войдя в круг бойцов, сам оказался участником этой сцены и может наблюдать за каждым ее участником. Красное пятно кисета ненавязчиво подчеркивает роль Теркина как центральной фигуры, построенной по кругу композиции. На первом плане - чуть сдвинутые в глубину люди. Они главный, но не единственный элемент картины. Пейзаж входит в нее как необходимая часть, органично сливающаяся с остальными.
Над «Отдыхом после боя» художник работал три года (1949- 1951). Бойцов он писал с бывших участников войны, которые охотно позировали для картины, живо и активно участвовали в работе художника советами и замечаниями, рассказами и воспоминаниями о фронтовой жизни. Все пейзажные этюды сделаны в районе Зеленогорска под Ленинградом. Пейзаж в картине не просто фон действия, а один из главных элементов композиции. Не броский и не пышный, хорошо знакомый каждому русскому человеку, обыкновенный пейзаж Средней России, он по-настоящему скромен, лиричен и полон той душевной теплоты, которую дарит человеку русская природа.
Значение картины Непринцева не только в том, что она полноценное, яркое произведение искусства социалистического реализма, но и в том, что она решена принципиально отлично от многих помпезно-парадных полотен тех лет. В ее правдивости кроется сила типического явления, необыкновенно просто и конкретно раскрытого. И в этой конкретности частного факта заключено огромное обобщение принципиально важного содержания.
И хотя художник и раньше, и позже обращался к военной теме («Последняя граната», «Пей, сынок, пей» и др.), нигде он не раскрыл свой замысел с такой глубиной и убедительностью, как это удалось ему сделать в картине «Отдых после боя».
«Я очень любил своих героев и всячески стремился найти средства передать эту любовь к ним и зрителю», - вспоминает художник.
Имя Теркина, созданного А. Т. Твардовским, ярко воплощенного в графике О. Г. Верейским, а в живописи Непринцевым, стало именем-символом, приобрело нарицательное значение. Теркин - это героический и простой, «святой и грешный русский чудо-человек», советский солдат, сын России.
Описывая путь создания своей картины в статье «Как я работал над картиной «Отдых после боя», Непринцев подчеркивал, что ему необходимо было «правильно выбрать и применить именно те средства выражения, которые с наибольшей полнотой вскрывали бы идейную сущность образа». Эти средства - верность жизненной правде, глубокий психологизм, сложную простоту композиционного построения - ему удалось найти в арсенале реалистического искусства. Вот в чем секрет воздействия его картины на зрителя. В этом же - в глубоко патриотическом содержании ее, в богатстве жизненных наблюдений, в щедрости души, в искренности чувства - причина непреходящей любви зрителей к этому яркому полотну одного из самых популярных советских художников.

Теркин-теткин, сыпь живее,
Жарь ещё назло врагу.
Не могу, запаса жалко,
До бомбежки берегу...
Твардовский. Василий Тёркин.

Художник Непринцев Юрий восхитился образом Василия Тёркина - героя знаменитой поэмы Александра Твардовского и написал картину - "Отдых после боя. Василий Тёркин".
На картине изображен привал солдат после боя. Ясно, что в том бою они нанесли поражение врагу и теперь отдыхают.
Привал они устроили в лесу. Солдаты сыты, у всех овчинные полушубки, в которых не страшен любой мороз. Они вооружены автоматами, рядом в лесочке притаилась рота танков.
В центре картины ротный балагур, в облике которого Непринцев нарисовал Василия Тёркина, что то рассказывает, да так, что солдаты покатываются со смеху.
В руке у него кисет из красной ткани, видимо подарок девушки, которые во время войны посылали на фронт подарки, в числе которых были и такие кисеты, часто с вышитыми надписями - Самому храброму, или что-то в этом же роде.
Тёркина обступили солдаты. Политрук с седыми усами хохочет над его шутками. У политрука шапка-ушанка и пистолет на боку, значит это не простой боец. Остальные солдаты - кто в маскхалатах, кто в танковых шлемах, у кого на голове каска, стоят, сидят, полулежат, словом чувствуют себя совершенно свободно.
Настроение у солдат праздничное, значит завтра они снова пойдут в жестокий бой с врагом и погонят его с нашей земли.

Я узнал, что в основе картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» - поэма Твардовского «Василий Теркин». Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную тему. В своей работе Непринцев показал солдат, которые расположились на опушке зимнего, заснеженного леса. Каждый из них занят своим делом, но, в то же время, они держатся все вместе. Кто-то из них обедает, кто-то курит, кто-то слушает рассказы своих друзей-однополчан.

Судя по всему, беседа идет не на грустные темы, потому что лица героев картины радостны, они с удовольствием смеются. Смотрятся они достаточно беззаботно. Думаю, что художник специально нарисовал их такими, ведь невозможно все время находиться в напряжении. По-возможности, люди старались отвлекаться от фронтовых будней, хотя бы на несколько часов и снова рвались в бой, добиваясь новых военных высот. С трудом можно поверить, что эти люди не один раз смотрели в глаза смерти, совершали подвиги, защищали друг друга и нашу Родину. Сейчас они бодры, веселы и набираются новых сил, чтобы продолжить свои боевые подвиги.

Не смог художник обойти стороной и тему красоты русской природы. Солдаты показаны на поляне между великолепными соснами. Герои картины отстаивают не только свободу своих близких, право на жизнь, но и возможность любоваться местной неповторимой природой.

Хотелось бы отметить оттенок белого цвета, который использовал художник. Снег показан идеально белоснежным, далеко не в каждой картине можно встретить такой тон, независимо от того, на какую тему рисует автор. Я думаю, это сделано не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть благополучный исход сражения и всей войны в целом. Я считаю, что картина получилась очень жизнеутверждающей и светлой, а темные краски мы наблюдаем лишь при изображении шинелей солдат.