Описание обеда ноздрева и чичикова мертвые души. Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Выпивка и ее последствия

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее — приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.

Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только с поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, «с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Чичиков узнал Ноздрёва, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где «убухал четырех рысаков» и «продулся в пух», с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но «лояльный» Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: «Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Однако он недооценил Ноздрёва. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от «встречных предложений» разбитного малого — купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку...

Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту... Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.

Ноздрёв не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно — точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться.

Ноздрёву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно «пули льет». Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.

Посетив после Ноздрёва еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, «люди умирают как мухи». Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.

Плюшкин — полный антипод Ноздрёва, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.

Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина — поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!

Плюшкин — единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: «дряхлым инвалидом» выглядит не только «странный замок», где живет Плюшкин, но и он сам — в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке. Материал с сайта

Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин — просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека — вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы «сбежал» от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но «щедрый» дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег — выше его сил.

Плюшкин — самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит «ради нищеты» дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа — он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже «прореха на человечестве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • купил ли чичиков мертвые души у ноздрева
  • поступки особености поведенния чичикова
  • сочинение на тему чичиков в гостях у коробачки
  • мертвые души чичиков в гостях у ноздрева
  • в гостях у Ноздрёва

Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя«Мёртвые души»«Чичиков у Ноздрёва»

История создания:

Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам говорил - “с одного боку”.

В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).

Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.

В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.

В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе.

Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.

Потом пошли в кабинет. Там у них произошла размолвка из-за нехотения нашего героя играть в карты. Чичиков до размолвки предложил купить у Ноздрёва “мёртвые души”. Ноздрёв начал ставить свои условия, но Чичиков ни одно из них не принимал.

Чичиков после разговора остался наедине с собой.

На следующий день они начали играть в шашки на условии: если наш герой выиграет, то души его, если он проиграет, то “на нет и суда нет”. Автор характеризует Ноздрёва так:“Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными приятными щеками, с белыми,как снег, зубами и чёрными, как смоль, букенбардами. Свеж он был, как кровь с солоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.”

Нодрёв присоединился к нашему герою, рассказал о ярмарке, что продулся там в пух и прах. Затем Чичиков, Ноздрёв и зять Межуев поехали к Ноздрёвую После ужина зять Межуев удалился. Чичиков и Ноздрёв, по своему обыкновению, начал “мухлевать”. Чичиков заметил это и возмутился, после чего завязалась ссора, начали махать друг на друга руками. Ноздрёв позвал своих слуг Павлушу и Порфирия и начал кричать им: “Бейте его, бейте!” Чичиков пбледнел, душа его “ушла в пятки”. И если бы не капитан-исправник, который вошёл в комнату, чтобы объявить Ноздрёву, что он находится под стражей по поводу нанесения личной обиды розгами в пьяном виде помещику Максимову; быть нашему герою сильно покалеченным. Во время того, когда капитан объявлял извещение Ноздрёву, Чичиков скорее взял шапку, спустился вниз, сел в бричку и велел погонять Селифану лошадей во весь дух.

Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению,
Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

Роль эпизода :

Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.

Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, - это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.

Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке.

В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.

Художественные детали :

Сначала посмотрим, как автор описывает трактир:“Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва:“В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.

Внутренний мир героя в этом эпизоде:

Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства:“Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек–дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой.

По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы.

Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело.

Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи.

Поэма «Мертвые души» воплощает образ России прошлого и будущего. Сатирическая гротескная реальность с намеком на патриотичность позволяют создать сюжет, актуальность которого не теряется с годами.

Ноздрев является пустым и вздорным человеком, склонен к обману и нередко привирает, при этом считает свою натуру широкой. Благодаря такому складу характера герой довольно часто становится участником нелепых ситуаций, а его поведение говорит о том, что он беспардонен и сочетает наглость с безвольностью.

Характеристика героя

("Ноздрев", художник Александр Агин, 1846-47 )

Ноздрев становится третьим, кому предлагают продать мертвые души, он является молодцеватым помещиком 35 лет. Лихач, кутила, говорун - все это про Ноздрева, он готов задирать всех и каждого без разбора, постоянно завирается, также склонен к азарту. Данная личность может сделать подлянку, даже своим близким друзьям, и при этом никаких личных целей не преследуется.

Все особенности такой стратегии поведения объясняются складом личности персонажа: он сочетает бойкость, юркость, можно сказать, что его безудержность соседствует с беспамятством. Ноздрев не стоит планов и стратегий, поэтому все его действия являются импровизацией, а чувство меры у Ноздрева отсутствует напрочь.

Автор изобразил Ноздрева, как разбитного парня, и именно на это указывает его поведение. Жизнь для Ноздрева идет сегодня, а о следующих днях он не думает. Это четко видно на примере его игры: все выигранное он нередко менял на не имеющие значения вещи, и тут же мог проиграть нажитое. Именно его энергичность сделала его таким, и двигала его поведением. Узнать о Ноздреве в произведении можно немного, он являлся карточным шулером, и впервые предстал читателю в пункте NN. В целом героя можно назвать нелепым, он просто смешон, не внимателен к высказываниям и наплевательски относится к их последствиям.

Ноздрев является плохим хозяином, мы не узнаем про жизнь его крестьян, поскольку основой интересов героя являются собаки и трубки для курения. Оно может проигрываться на все сто, а в случае выигрыша спускает все на развлечения и кутежи. Эго энергия толкает к подвигам, и ведет к нелогичным покупкам, контрастом к такому поведению служит последовательность во время договоренностей с Чичиковым, который смог увидеть плутовство. Образ Ноздрева сформирован и постоянен, он имеет эмоциональную речь, громко разговаривает. Автор не рассказал предысторию персонажа и оставил его неизменным на все время поэмы.

Образ героя в произведении

Ноздрев перехватывает Чичикова в трактире и в имении ссорится с ним: Чичиков не соглашается на игру на мертвых душ и покупку жеребца с душами в качестве бонуса. К утру Ноздрев уже забывает о разногласиях, и предлагает игру на души, в этот раз в шашки, но попадается на жульничестве. Разгорячившегося Н. удается унять только благодаря появлению капитан-исправника, поскольку Ноздрев отдал приказ избить Чичикова.

Роль Ноздрева важна для сюжета, поскольку он чуть не погубил Чичикова, когда во всеуслышание крикнул «он торгует мертвыми душами». Это стало причиной массы невероятных слухов, а после вызова властей Ноздрев подтвердил все слухи. Герой сам едет к Чичикову, рассказывает о слухах, и делает предложение по поводу транспортировки губернаторской дочки.

Сумбурность персонажа отражает и его домашняя обстановка, в его кабинете отсутствуют книги и бумаги, а в средней части столовой расположены козлы. Автор показал его безграничную ложь как другую сторону удали молодого мужчины. Нельзя сказать, что герой полностью пуст, его огромная энергичность просто не направляется в нужное русло.

Что должен показать образ Ноздрева?

Ноздрев всегда участвует в бурном веселье, пьяном разгуле и игре в карты. Он привносит в общество развлечения и создает скандалы. Автор назвал его историческим человеком, поскольку хвастовство, выдумки и пустая болтовня - его любимое дело и неотъемлемая часть личности. Чичиков считает Ноздрева дрянным человеком, поскольку он нагл, развязен и делает гадости ближним. Персонаж показывает, что личность с благородной внешностью и «звездой в груди» может сделать гадость как «простой коллежский регистратор».

Сочинения по литературе: Чичиков у ноздрева. Роль эпизода

Чичиков уже получил в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, уже повстречался с "дубинноголовой" помещицей Коробочкой и направлялся в усадьбу Собакевича, когда в трактире у дороги повстречался с Ноздревым. Чичиков уже был знаком с этим "очень недурно сложенным молодцом с полными, румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами" - они встречались на обеде у прокурора.

Получив от Ноздрева приглашение посетить его поместье по пути к Собакевичу, Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся "даром выспросить" мертвых душ и у этого радушного барина.

Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева были лошади и собаки. "Вошедши во двор, увидели они там всяких собакЕ Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плеча". Чичикова же пес Обругай "лизнулЕ языком в самые губы". Для Павла Ивановича, человека чрезвычайно аккуратного, тщательно следившего за опрятностью своего платья, это было крайне не приятно. Но пришлось терпеть - ради своего "главного предмета" - приобретении мертвых душ.

После осмотра хозяйства господа прошли в кабинет хозяина, где, "впрочем, не было заметно следовЕ книг или бумаги". Зато были продемонстрированы гостям дорогие ружья, кинжалы, трубки и шарманка. Показывая свои сокровища, Ноздрев без удержу хвалился их ценностью и уникальностью. Обед, который "не составлял у Ноздрева главного в жизни", не удался, "зато хозяин налег на вина".

Понимая, что имеет дело с человеком эмоциональным и азартным, Чичиков поспешил перейти к обсуждению своего дела как можно скорее. Ноздрева не ввело в заблуждение утверждение Чичикова о том, что души ему нужны для придания веса в обществе. "Я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, я бы тебя повесил на первом дереве". Он не хочет ни подарить мертвые души Чичикову, ни продать - только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым - он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги.

Весьма понятно, что общение с Ноздревым оставило Чичикова в весьма неприятном расположении духа. Человек неглупый и разбирающийся в человеческих натурах, он понимал, что Ноздрев - "человек-дрянь" и не следовало посвящать его в столь деликатное дело. Но, видимо, успех предприятия вскружил голову Павлу Ивановичу.

Рассматриваемый эпизод служит раскрытию образа Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет его "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь", он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".

А что же мы узнаем из этого эпизода о господине Чичикове? Мы видим не любезного и светского Павла Ивановича, который совсем недавно гостевал у Манилова. Речь и манеры его заметно изменились, он, конечно не такой грубиян и наглец, как Ноздрев, но в словах его появилась резкость, смешанная с хладнокровием.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы -

"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". В Гоголевской галерее образов помещиков портрет Ноздрева "висит на третьем гвозде". Этот герой не так безобиден, как , и совсем не туп, как Коробочка. Но он пошл и глубоко порочен, Ноздрев - воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Кажется, прав был Николай Васильевич - слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн". Неужели слова А. С.Пушкина "Боже, как грустна наша Россия!" актуальны и в наши дни?..

ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Поэма Н. В.Гоголя "Мертвые души" была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои - помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

Сюжет поэмы "Мертвые души", подсказанный А. С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Получив в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, Чичиков в благостном расположении духа направляется к другому помещику - Собакевичу. Но в дороге кучер заблудился, "бричка ударилась оглоблями в забор. Ехать было решительно некуда".

Так, по воли случая, Павел Иванович оказался в доме у Настасьи Петровны Коробочки. Отнюдь не радушный прием был оказан путникам: лишь услышав слово "дворянин", хозяйка позволила им войти.

"Уже по одному собачьему лаю" Чичиков понял, что "деревушка была порядочная".

Н. В.Гоголь подробно описывает интерьер комнаты, в которую был препровожден гость, как бы предвосхищая описание самой хозяйки. "Екомната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркалаЕ; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулокЕ". Но вот в комнате появляется "хозяйка одна тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". И фамилия у нее соответствующая - Коробочка.

В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках хозяйка никогда не слышала. Приезжий лег спать и проснулся довольно поздним утром. Из окна увидел он двор со всякой живностью, а за огородами крестьянские избы в состоянии, показывающем довольство обитателей.

Выяснив у хозяйки, что со времени последней ревизии у нее умерло "осьмнадцать человек", Чичиков переходит к обсуждению своего деликатного дела. Но Настасья Петровна не сразу даже понимает суть своего гостя. Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы "растолковать, в чем дело". Старуха почувствовала, что "делоЕ как будто выгодно, да Е слишком новое и небывалое".

Но уговорить Коробочку оказалось делом сложным. Чичиков, уже начая терять терпение, назвал ее "дубинноголовой". И только обещание казенных подрядов подействовало на Настасью Петровну.

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.
Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только

С поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, “с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.
Чичиков узнал Ноздрева, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрев только что вернулся с ярмарки, где “убухал четырех рысаков” и “продулся в пух”, с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но “лояльный” Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: “Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить”. Однако он недооценил Ноздрева. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от “встречных предложений” разбитного малого – купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку.
Характеризуя Ноздрева, автор не жалеет, казалось бы, самых лестных эпитетов: “многогранный человек”, “на все руки мастер”, “исторический человек”. Только что стоит за этими определениями?
Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту. Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.
Ноздрев не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно – точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться. Ноздреву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно “пули льет”. Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.
Посетив после Ноздрева еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, “люди умирают как мухи”. Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.
Плюшкин – полный антипод Ноздрева, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.
Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина – поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!
Плюшкин – единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: “дряхлым инвалидом” выглядит не только “странный замок”, где живет Плюшкин, но и он сам – в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке.
Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин – просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека – вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы “сбежал” от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но “щедрый” дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег – выше его сил.
Плюшкин – самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит “ради нищеты” дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа – он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже “прореха на человечестве”.


(No Ratings Yet)

  1. Чичиков, глядящийся в кривое зеркало, – мотив очень значительный. “Ах, Павел Иванович.” – говорит Чичикову старин Муразов. – “Я думаю о том, какой бы из вас был человек если бы...
  2. Он проповедует любовь Враждебным словом отрицания. Н. А. Некрасов Мечтой Н. В. Гоголя было “изобразить, хотя с одного боку, но всю Русь”. Этой стороной, особым ракурсом, точкой пристального внимания автора...
  3. В “Записках сумасшедшего” Гоголь обращается к исследованию внутреннего мирамаленького человека”, бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: “Да, не...
  4. Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и...
  5. Главным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков – явление новое в литературе как общественно-психологический тип и, возможно, не до конца раскрытый автором в загадочности художественно-философского, мистического осмысления. Сама...
  6. Ошибка, что так дорого обошлась городничему и его подчиненным в комедии Гоголя “Ревизор”, произошла не случайно, и, приняв столичного проезжающего, погрязшего в долгах и безденежье, за влиятельную персону, обитатели уездного...
  7. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и...
  8. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова....
  9. “Мертвые души” не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления....
  10. Тема “маленького человека” в Петербуржском цикле Н. В. Гоголя представлена в повестях “Шинель” и “Записки сумасшедшего”. Главный герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного...
  11. Можно по-разному рассказать об одном и том же явлении. Можно поставить его в тень, можно выдвинуть на яркий свет, развернуть, рассмотреть со всех сторон. Можно показать все большое, что сразу...
  12. Замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в “Ревизоре” является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка....
  13. В поэме Гоголь типизирует образы русских по-мещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно, Онегину и Пе-чорину, он...
  14. Поэма Гоголя с загадочным названием “Мертвые души” рассказывает о фантастической афере Чичикова – купле ревизских душ. Современному читателю, отдаленному от тех событий в 160 лет, трудно представить, что же такое...
  15. Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения. В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я...
  16. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь напоминает, что каждый из них не является исключением. Манилов принадлежит к людям “так себе, ни то ни се”. Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц,...
  17. Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!” В 1842 году поэма...
  18. Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в...
  19. “Тарас Бульба” – это повесть, посвященная страницам истории народа. Главный ее герой, Тарас Клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие...