Особенности белорусской культуры. Культура белоруссии Духовная культура беларуси

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

Культура

Процесс формирования и становления белорусской культуры прошел сложный путь исторического развития. Периоды величия и экономического подъема меняли времена, когда само существование нации и государственности находились под серьезной угрозой исчезновения. Однако народ крохотного государства в центре Европы верил в самоопределение и не терял самобытности, о чем и свидетельствуют историческое наследие и потенциал культуры настоящего времени.

Наиболее ранние зафиксированные свидетельства культурного прошлого страны относятся к 10-13 векам, когда с принятием христианства под влиянием византийских образцов конфессиональной жизни, книжной культуры и искусства формировались духовные и эстетические идеалы предков. Это время таких личностей как Кирилла Туровский (философ и богослов, выдающийся оратор) и Евфросиния Полоцкая (знаменитая просветительница древней Беларуси).

Развитию письменности и литературы в 12-15 веках способствовали политическое объединение белорусских земель в Великое княжество Литовское и завершение формирования белорусского народности со своей отличительной культурой. Для первой половины 15 века все еще характерно летописание, в котором творчески использованы древнерусские литературные традиции. Первые белорусско-литовские летописные памятники (Летописец великих князей литовских, Белорусско-литовская летопись) отразили выдающуюся роль литовско-белорусского государства в Европе того времени и стали достоянием белорусского исторической прозы.

Расцвет белорусской культуры приходится на 16 век: официальный статус старобелорусского языка, развитие деловой письменности, переводы произведений зарубежной литературы на старобелорусский язык.

В 1553 году на деньги Николая Радзивилла Черного была основана типография в Бресте - первая на территории современной Беларуси.

В конце 16 века лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открыв в 1570 году в Вильнюсе первое учебное заведение - коллегию. В 1579 году она была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.

В эпоху Возрождения созданы выдающиеся памятники правовой мысли белорусского и литовского народов (Уставы ВКЛ 1529, 1566, 1588), появились новые виды и жанры (книжная поэзия, Реформационная публицистика, историко-мемуарная проза, драматургия), сложилась плеяда талантливых литераторов. Философская культура на белорусских землях формируется в ключе трудов просветителей Возрождения Симона Будного и Василия Тяпинского. Самым ярким примером ренессансного мироощущения является легендарная фигура Франциска Скорины. Классикой белорусской литературы стала поэма Миколы Гусовского «Песня про зубра», написанная в 1521-22 годах в Риме в честь папы Льва Х, издана в Кракове в 1523 году. Наиболее значительным представителем светской прозы был Лев Сапега. Среди тогдашних поэтов выделялся Андрей Римша, который писал свои произведения (эпиграммы, исторические поэмы) на белорусском и польском языках.

Отходя от искусства уличных скоморохов, лирников, дударей и гусляров, в эпоху Средневековья музыкальная культура приобретает церковный акцент. Музыкальными центрами становятся братские школы, коллегиумы и монастыри, имевшие капеллы и театры.

Ярким явлением культурной жизни Беларуси в 18 веке стали частные магнатские театры. Особенной славой пользовался театр Михаила Казимира Огинского, музыкальный ансамбль которого состоял из 53 инструменталистов. В 1780 году было завершено строительство «Дома оперы» в Слониме. Театральная сцена была оборудована очень сложными для того времени механизмами, которые позволяли осуществлять различные эффекты: постановка "морских" сцен, конных сражений, появление крылатых ангелов из-под крыши. В 1777 году в театре организована балетная труппа, а с 1781 действовала балетная школа. Театр Огинского прекратил свое существование в 1792 г. после отъезда князя из Слонима.

Свои собственные театры имели также и Радзивиллы. В 1746 году Урсула Радзивилл, жена Михаила Радзивилла "Рыбоньки" организовала в Несвиже любительский театр, пьесы для которого она писала сама. Известно всего 16 произведений - трагедий, комедий, оперных либретто, написанных на польском языке.

С середины 18 века в культурной жизни широко закрепилась польская письменная традиция. Белорусскоязычная литература развивалась в рамках анонимной литературы, превосходнейшими образцами которой стали знаменитые юмористические произведения - «Энеида наизнанку», «Тарас на Парнасе».

Вместе с тем сложилась билингвистическая традиция, которая не давала выпасть белорусскому слову из письменной традиции и в 19 веке. Авторское двуязычие литераторов образовывало двух единства белорусского и польского языковых течений. Идеи приобщения крестьянства к образованию и культуре высказывал Ян Чечот, первым напечатавший под своей фамилией стихи на белорусском языке. Похожую цель преследовал родоначальник беларусскоязычной драматургии Винцент Дунин-Марцинкевич. Его лучшее произведение «Пинская шляхта» стало классикой белорусской литературы. В 1891 году Франтишек Богушевич при поддержке своих польских друзей издал в Кракове поэтический сборник «Дудка Белорусская». Написанное Богушевичем предисловие к сборнику выражало настоящий манифест белорусского национального движения.

20 век - этот новый виток развития белорусской национально-культурной жизни связан с провозглашением в Минске в марте 1918 года Белорусской Народной Республики. 1920-е годы часто отождествляется с термином беларусизация, главным направлением которой стал перевод на белорусский язык системы образования и государственного управления. В 1921 году был образован Белорусский государственный университет, который стал главным учебным заведением республики. Бурно развивается литературная жизнь, активно работают в это время Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1922 году выходит литературный журнал «Полымя». В 1923 году - «Молодняк». Выходят публикации молодых писателей Кузьмы Чорного, Кондрата Крапивы, Иосифа Пущи, Владимира Дубовки.

В 1920 году в Минске был торжественно открыт Белорусский государственный театр.

1922 год - рождение белорусского кинематографа. Создано Управление по делам кинематографии «Киноресбел», которое, однако, через год было распущено, а в 1924 году создано новое управление - Белгоскино, начинает работу национальная киностудия «Советская Беларусь». Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» снял в 1926 режиссер Юрий Тарич по сценарию Михаила Черота.

Центром изобразительного искусства в Беларуси в начале 1920-х годов стал Витебск, где работали такие выдающиеся художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, Юделя Пэн. Основатель стиля супрематизм К.Малевич образовал объединение художников «Уновис», однако в 1922 году это объединение было закрыто. Многие художники (в том числе М.Шагал и К.Малевич) оставили Витебск.

В конце 1920-х годов в общественной жизни республики все больше начинают проявляться черты наступающего тоталитаризма. В последующие годы был фактически уничтожен весь цвет белорусской интеллигенции. В Западной Беларуси Польское правительство проводит политику языковой ассимиляции белорусского крестьянского населения.

В конце 1950 - 60-х годов в литературу приходит новое поколение, которое часто называют «шестидесятниками». Именно в 60-е годы раскрывается многогранный талант Владимира Короткевича. Он начинал с поэтических сборников, но известность получил благодаря своим произведениям в жанре исторической прозы: "Колосья под серпом твоим" (1968), "Христос приземлился в Гродно» (1972), "Черный замок Ольшанский" (1983).

В 1960 г. появляется первая повесть Василя Быкова "Журавлиный крик". Человек в ужасных условиях войны - главная тематика произведений писателя.

Далеко за пределами Беларуси знали в советские времена и музыкальный коллектив «Песняры». Его создал в 1969 Владимир Мулявин. Ансамбль особенно плодотворно работал в стиле фолк - современная обработка народных песен. Его творчество было отмечено на многих международных музыкальных фестивалях.

Главным достижением культурной жизни Беларуси в постсоветские времена стало возвращение имен и произведений тех деятелей белорусской культуры, которые много лет замалчивались.

В настоящее время шедевры белорусской культуры прошлых столетий хранят для будущих поколений национальные музеи и библиотеки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культура Беларуси

1.Итог исторического развития

2.Основные знаковые достижения

3. Состав и современное состояние белорусской культуры

4. Есть ли будущее у белорусской культуры

культурная политика литература театр музыка

1. Итог исторического развития

Белорусы долго шли к обретению государственности. Наше независимое государство дает нам свободу - то, к чему по природе своей стремится каждый человек и каждая нация: свободу жить на своей земле, свободу самим выбирать свой путь, свободу чтить свои традиции, свое прошлое, распоряжаться своим настоящим, строить свое будущее. Столетия существования на пересечении восточной и западной традиций помогли Беларуси накопить уникальный духовный опыт. Это привычка жить своим трудом на своей земле. Это добросердечие ко всем, кто живет рядом с нами и кто приходит к нам с миром.

Сегодня государство проводит последовательную культурную политику, направленную не только на сохранение богатого культурного потенциала страны, но и на его развитие.

Обретение Республики Беларусь государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991-1995 гг., снижение уровни жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры в республики, и эти годы были для культуры периодом резкого обострения ее кризисного состояния. Недостаточное финансирование отрасли, практическое прекращение строительства новых объектов культуры, снижение масштабов культурной деятельности, обвальное свертывание сети объектов культурно-досугового обслуживания населения, растущая эмиграция ведущих творческих работников были самыми острыми проблемами этого периода.

Наблюдается поступательный рост государственной музейной сети. Наиболее активно процесс музеефикации происходил в 1991-1995гг.: было создано 35 новых музеев. Однако число посещений за характеризуемый период составил лишь 61% к уровню 1990г. Памятники культурного наследия страны в этот период были сосредоточены в 146 музеях и филиалах (в 1990г. - 111). Музеи всеми силами пытались сохранить историю нации.

Сеть театров в указанный период претерпела не только количественные, но и качественные изменения. За 1991 - 1995гг. общее их количество увеличилось на 3 театра, театральную жизнь стали активизировать театры, альтернативные государственным.

Более значительные изменения в своей деятельности претерпели кинотеатры. Свою роль сыграли конкуренция со стороны телевидения и не всегда устраивающий зрителя репертуар кинотеатров. Но не смотря на тяжелое экономическое положение страны, в 1991-1995гг. основные культурно-просветительские учреждения продолжали функционировать и проводить государственную культурную политику.

На конец 2011г. в республике функционировало 28 профессиональных театров разного жанра, из которых 2-оперы и балета, 18-драматических и музыкальных, 8-детских и юного зрителя.

Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси.

Среди наиболее известных писателей и поэтов Беларуси:

· Симеон Полоцкий

· Янка Купала

· Якуб Колас

· Максим Богданович

· Василь Быков

Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе.

Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница), снятая международной группой по повести Василя Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI

2.Основные знаковые достижения.

За время суверенитета Республика Беларусь добилась огромных успехов в культуре.

В стране функционирует 45 Высших учебных заведений из них (10 частной формы собственности). Обучение предлагается по 350 специальностям и 1 тысячи специализации.

Вреспублике действует 3,6 тыс. публичных библиотек, фонд которых составлял 66,5 млн экземпляров книг, журналов, рукописей и других источников информации (на одну библиотеку в среднем приходилось 18 тыс. экземпляров).
В среднем на одного жителя нашей республики приходится 7 единиц библиотечного фонда, что выше, чем в других странах СНГ. В 2011 году в России и Армении этот показатель составил 6 единиц. Среди стран СНГ Республика Беларусь является самой "читающей" страной - на 1000 человек населения приходится 392 пользователя публичных библиотек. В России этот показатель составил 375 человек, Украине - 336.
Беларусь сохранила памятники историко - архитектурного и природного значения, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк « Беловежская пуща» (год выключения 1992), Замковый компклекс « Мир»(гп Мир Кореличского района Гродненской области) год включения 2000. Архитектурно - культурный комклекс (бывшей резиденции Радзивилов в г.Несвиж Минская область.) год включения 2005. Дуга Струве(трансграничный объект, 19 топографических точек которого расположены на территории РБ) год включения 2005.

В стране работает 160 музеев (предметов основного фонда более 3041 единиц), 129 кинотеатров, 2 цирка, 2 зоологических парка.

Издаётся 693 единицы газет и журналов, работает 523 детских школ искусств, 12 школ олимпийского резерва.

3. Состав и современное состояние белорусской культуры.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

· Президентский оркестр Республики Беларусь

· Национальный оркестрсимфонической и эстрадной музыкипод управлением М. Финберга

· Государственный академический симфонический оркестр

· Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

· Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича

· Вокально-инструментальный ансамбль "Песняры"

· Вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

· "Белорусская музыкальная осень"

· "Минская весна"

· "Золотой шлягер"

· "Музы Нясвіжа"

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств"Славянский базар в Витебске", участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в том числе:

· кукольные театры

· драматические театры

· музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижные театральные фестивали, на которые приезжают коллективы со всего мира.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали:

*Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк" (Минск)

* Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест)

* Международный фестиваль анимационных фильмов "Анимаевка" (Могилев)

* Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм "Magnificat" (Глубокое).

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, - предмет национальной гордости белорусов.

Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.

В Беларуси 2012год был объявлен Годом книги.

4. Есть ли будуще е у белорусской культуры.

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры.

В Республике Беларусь право граждан на пользование достижениями культуры, так же как и другие социальные права, гарантировано Конституцией Республики Беларусь.

Белорусская культура сегодня - это важнейший двигатель социального прогресса, прочный фундамент нашей идеологии и морали. Она сохраняет историческую память и духовный код народа, своими особенными средствами осмысливает и отражает жизнь, создавая яркий и величественный художественный образ эпохи, пробуждает в людях искренние патриотические и гражданские чувства.

Богатые культурные достижения - один из бесспорных показателей высокого уровня развития страны. В стране делается всё для того, чтобы возродить и сохранить уникальные историко-культурные ценности, создать благоприятные условия для существования различных видов и направлений творчества - от древнего фольклора и ремесел до авангардных художественных течений, дать возможность каждому человеку раскрыть свои способности и обеспечить доступ к достижениям отечественного и мирового наследия. Поддержка культуры и ее деятелей со стороны государства возрастает из года в год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Полоцкая земля как колыбель белорусской культуры. Замена языческой религии христианской. Характеристика основных ремесел и прикладного искусства Беларуси. Письменность, литература, зодчество и искусство - мощный стимул развития культуры Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Сохранение и развитие белорусской культуры – одна из острых и актуальных проблем нашего времени. Развитие культуры – это и формирование образа жизни, системы ценностей, традиции и мировоззрения. Изменения в формировании библиотечной системы в Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Краткая характеристика развития мировой культуры и искусства: доклассовый период, античность, средневековье. Культурные направления, литература, музыка, изобразительное искусство, скульптура. Значение культуры и искусства в истории развития человечества.

    шпаргалка , добавлен 10.01.2011

    Понятие, онтология и функции культуры. Описание архаического, классического, средневекового периодов ее развития. Особенности пластичных (живопись, скульптура), временных (литература, музыка) и временно-пространственных (театр, танец) видов искусства.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    История культуры Беларуси в ХIХ - начале ХХ вв.: народное образование, книжная и периодическая печать, наука. Развитие искусства, архитектуры, литературы; устно-поэтическое народное творчество, формирование профессионального театра; бытовой уклад.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Обзор путей развития белорусской культуры в 1940-1980 гг. Роль партии в управлении культурой. Творчество писателей-ветеранов Великой Отечественной войны. Тенденции в белорусской музыке, архитектуре, искусстве. Проблемы развития национального образования.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2011

    Анализ причин и этапов возникновения специфической советской культуры. Развитие науки в стране советов. Литература как лакмус преобразований. Тоталитарные тенденции в архитектуре. Музыка, живопись, театр, кинематограф в СССР. Культура русского зарубежья.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2013

    История развития библиотечного дела в Беларуси. Библиотека Полоцкого Софийского собора. Роль книжных фондов монастырей в становлении белоруской культуры. Первые типографии. Реформа школьного образования. Национальная библиотека республики Беларусь.

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.


Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.


Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».


Искусство Белоруссии


Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.


Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.

Своеобразие культуры современного белорусского общества в значительной мере предопределено историческими факторами становления национально-государственного самосознания его представителей. Историческое наследие и его переосмысление в контексте актуальных для общества проблем задают смысловое поле, в рамках которого и происходит развитие и борьба идей в обществе. Для белорусского общества в этом отношении принципиальное значение имеет тот факт, что до 1991 года белорусский народ никогда не был объединен собственным национальным суверенным государством .

Условия развития белорусской культуры на современном этапе определяют следующие факторы:

Диффузия культурных форм , их размытость, «пограничность», обусловленная как историческими, так и географическими факторами. Исторические факторы связаны с сильным культурным влиянием стран Востока и Запада, а географические – с удаленностью областных центров от районных центров и их близостью к границам своих областей, что способствует их взаимодействию с демографическими, экономическими и политическими процессами в сопредельных регионах Беларуси и соседних странах. В силу таких причин, несмотря на компактное расположение Беларуси на карте и ее выгодное геополитическое положение, географические факторы скорее препятствуют, нежели способствуют унификации культуры белорусского общества.

Особое соотношение локальной и национальной идентичностей
. Как показывают опросы жителей планеты, с миром в целом или континентом отождествляют себя лишь 11 % населения, в то время как со страной - 29 %, а с городом или провинцией - 57 %. В Беларуси же, по данным ЮНЕСКО, в 2000 г. только 24,8 % жителей Беларуси отождествляли себя со своей страной, в то время как 67,2 % - с городом или районом проживания. Доминирование личных, локальных интересов над общенациональными определяет своеобразие белорусского национально-государственного самосознания.

Различия между культурой восточной и западной частей страны
, а также областных центров и глубинки. Отчасти это обусловлено историей, а также контрастами между социальными процессами на западе и на востоке республики. Так, на западе республики развивается социальное расслоение, углубленное взаимодействие с представителями других национальностей, ориентация на индивидуализм, личную инициативу, а в восточной части преобладают коллективистские ценности. Аналогичные контрасты прослеживаются при сравнении культуры жителей столицы и областных центров с культурой жителей глубинки. Таким контрастам способствуют различия в насыщенности общественно-политической и культурной жизни, уровне образования населения, его доступе к различным формам проведения досуга, распределение информационных потоков.

Сдвиги массовых культурных ценностей населения Беларуси, произошедшие за период независимости, оцениваются социологами как направленные в сторону традиционализма и консерватизма и позволяют сделать некоторые выводы:
Сильная связь с традициями прошлого , сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности. В определенной мере росту национального самосознания у молодого поколения способствовало также школьное образование.

Незавершенность перемен , обусловленная их длительным характером. Свидетельством такой незавершенности служит разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп.

Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни. Политика как борьба за власть оказалась вне сферы интересов большинства населения.

Рост интереса к религии . Религиозный ренессанс в Беларуси осуществляется в смешанной христианско-языческой форме , позволяющей большинству тех, кто считает себя верующими, совмещать веру в Бога или другую высшую силу с суевериями, не присущими традиционному христианскому сознанию. Доминирующие позиции при этом сохраняет православие, которое для значительной части населения связано с базовыми культурными ценностями белорусского народа.

Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности. Оба пола считают полную семью необходимой для личного счастья и полноценного воспитания детей.

Ценность труда и его справедливой оценки . При этом если среднее поколение чаще рассматривает работу как свой долг по отношению к обществу и больше ценит хорошие отношения в коллективе, то молодежь более ориентирована на высокую оплату и личные достижения. Крое того, для молодежи характерно вытеснение ценностей труда ценностями досуга и потребления.

В целом для современной белорусской культуры характерно эклектичное сочетание традиционных и современных ценностей, что способствует дальнейшей модернизации собственных традиций белорусского общества.