Помогите,пожалуйста, с определением проблемы и с аргументами. (1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как. Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. Даль Константинович

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста написать сочинение по тексту, по критериям.

Помогите пожалуйста, задали литературу и русский сразу, не успеваю и то, и то написать. Заранее благодарен. С меня "Спасибо"

Так как на произведения Репина всегда был усиленный спрос и каждому самому мелкому коллекционеру хотелось иметь у себя "что-нибудь репинское", ловкие маклаки и торговцы пустили в продажу несметное множество более или менее искусных подделок, где репинский размашистый мазок был по-дилетантски утрирован.Репин никогда не мог привыкнуть к существованию этих подделок, и всякий раз они вызывали у него ярость.Насколько я помню, гнев никогда не возбуждался в нем личной обидой. Но всякий раз, когда ему, бывало, почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорбляет искусство, он готов был своими руками истребить ненавистных ему святотатцев.В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из Пенатов одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его "будущим Репиным". Звали его Эдя Рубинштейн. Все искусство этого несчастного заключалось в том, что он умел рисовать десятки раз, не глядя на бумагу, по заученным, очень элементарным шаблонам одни и те же контуры зверей - тигра, верблюда, обезьяны, слона. Едва только к скамейке приблизился Репин, женщина жестом профессионального фокусника развернула перед сыном широкий альбом, и тот привычной рукой очень ловко и быстро изобразил эту четверку зверей. И сейчас же, без передышки, стал рисовать их опять и опять, словно узор на обоях, так что, не успели мы оглянуться, вся бумага оказалась усеянной множеством совершенно одинаковых тигров, одинаковых слонов и т. д. Шаблонная механичность этой бездушной работы вызвала в Репине злую тоску. В искусстве ценились им больше всего живое, творческое отношение к натуре, темпераментность, взволнованность, а эти однообразные изделия вундеркинда-ремесленника казались ему оскорблением искусства. Мать "будущего Репина" победоносно глядела на всех, ожидая славословий и восторгов.И вдруг Илья Ефимович страдальческим голосом негромко сказал ей:- Убийца.И с такой тоскливой ненавистью посмотрел на нее, словно руки у нее были в крови... Женщина мгновенно превратилась в разъяренную крысу, и мне насилу удалось увести ее прочь.

Понимаю, что многие меня не поймут! Возможно скажут, что я глупая! Но, если же, найдётся хоть один добрый человечек! Помогите пожалуйста! По русскому

языку я пишу всё верно, ошибки бывают, но редко, но вот одна проблема, никак не могу разобраться с запятыми! А тут задание такое громадное! Если кто сможет, помогите, пожалуйста!

Нужно объяснить все знаки препинания:
Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано, шел прерывистый разговор то о Корсунских, муже и жене, которых он очень забавно описывал, как милых сорокалетних детей, то о будущем общественном театре, и только один раз разговор затронул ее за живое, когда он спросил о Левине, тут ли он, и прибавил, что он очень понравился. ему. Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует. Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений. Она не танцевала, только когда чувствовала себя слишком усталою и просила отдыха. Но, танцуя последнюю кадриль с одним из скучных юношей, которому нельзя было отказать, ей случилось быть vis-a-vis с Вронским и Анной. Она не сходилась с Анной с самого приезда и тут вдруг увидала ее опять совершенно новою и неожиданною. Она увидала в ней столь знакомую ей самой черту возбуждения от успеха. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения. Она знала это чувство и знала его признаки и видела их на Анне - видела дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую грацию, верность и легкость движений.
«Кто? - спросила она себя. - Все или один?» И, не помогая мучившемуся юноше, с которым она танцевала, в разговоре, нить которого он упустил и не мог поднять, и наружно подчиняясь весело-громким повелительным крюкам Корсунского, то бросающего всех в grand rond, то в chaine, она наблюдала, и сердце ее сжималось больше и больше. «Нет, это не любованье толпы опьянило ее, а восхищение одного. И этот один? неужели это он?» Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы. Она как будто делала усилие над собой, чтобы не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице. «Но что он?» Кити посмотрела на него и ужаснулась. То, что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, она увидела на нем. Куда делась его всегда спокойная, твердая манера и беспечно спокойное выражение лица? Нет, он теперь каждый раз, как обращался к ней, немного сгибал голову, как бы желая пасть пред ней, и во взгляде его было одно выражение покорности и страха. «Я не оскорбить хочу, - каждый раз как будто говорил его взгляд, - но спасти себя хочу, и не знаю как». На лице его было такое выражение, которого она никогда не видала прежде.
Они говорили об общих знакомых, вели самый ничтожный разговор, но Кити казалось, что всякое сказанное ими слово решало их и ее судьбу. И странно то, что хотя они действительно говорили о том, как смешон Иван Иванович своим французским языком, и о том, что для Елецкой можно было бы найти лучше партию, а между тем эти слова имели для них значение, и они чувствовали это так же, как и Кити. Весь бал, весь свет, все закрылось туманом в душе Кити. Только пройденная ею строгая школа воспитания поддерживала ее и заставляла делать то, чего от нее требовали, то есть танцевать, отвечать на вопросы, говорить, даже улыбаться. Но пред началом мазурки, когда уже стали расставлять стулья и некоторые пары двинулись из маленьких в большую залу, на Кити нашла минута отчаяния и ужаса. Она отказала пятерым и теперь не танцевала мазурки. Даже не было надежды, чтоб ее пригласили, именно потому, что она имела слишком большой успех в свете, и никому в голову не могло прийти, чтоб она не была приглашена до сих пор. Надо было сказать матери, что она больна, и уехать домой, но на это у нее не было силы. Она чувствовала себя убитою.
Она зашла в глубь маленькой гостиной и опустилась на кресло. Воздушная юбка платья поднялась облаком вокруг ее тонкого стана; одна обнаженная, худая, нежная девичья рука, бессильно опущенная, утонула в складках розового тюника; в другой она держала веер и быстрыми, короткими движениями обмахивала свое разгоряченное лицо. Но, вопреки этому виду бабочки, только что уцепившейся за травку и готовой, вот-вот вспорхнув, развернуть радужные крылья, страшное отчаяние щемило ей сердце.
«А может быть, я ошибаюсь, может быть этого не было?»

Помогите пожалуйста очень нужно решить 1 в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня 1 ф...льтровать

выр...вненный р...петитор

2 нас...лечение сч...стливый т...инственный

3 дост...жжение д...серт расст...лается

4 зач...рпнуть оц...нить б...ндероль

2 в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)

1 хохоч...щий ребенок они удерж...т

2 стел...щийся туман льды та...т

3 кле...щий карандаш кузнечики стрекоч...т

4 колыш...щийся ковыль они слыш...т

3В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением выраженным причасным оборотом

1 В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов

2 Чистые звуки моцартовской музыки.которые бышли похожи на голоса серебряных труб, привели его в восхищение

3 Поднявшись на высокую лестницу, которая вела под арку,я увидел бухту

4 Задушевные русские пейзажи,которые так выразительно нарисовал художник,трогают сердца зрителей

Помогите пожалуйста и лучше с обяснением очень надо

Помогите, пожалуйста, с сочинением (часть С из ЕГЭ по русскому языку). "В старинном приволжском городе, на одной из узких улочек центра, сгорел

двухэтажный дом. Он был старый, изрядно потрепанный временем. Стены из темного кирпича, который еще сильнее потемнел от городской копоти. Наверху деревянный мезонинчик, некогда нарядный. Дом этот еще до Наполеона построил какой-то забытый купец по своему провинциальному вкусу.
Дом тихо ветшал.Его сломали бы уже давно, если бы в свое время не объявили памятником истории и культуры. Это, правда, не отразилось ни на внешнем виде здания, ни на состоянии его помещений. Несколько лет назад власти внесли его в список аварийного жилья. Еще через некоторое время из него выселили в новостройки последних жителей. А потом пустой уже дом вдруг сгорел. За одну ночь. Милиция выдвинула две версии пожара: короткое замыкание либо небрежность бомжей.
Между тем, жители окрестных переулков были уверены в третьей версии. Дом стоял в центре, и на его месте некая фирма уже давно собиралась построить современный комфортабельный храм торговли.
Было бы лицемерием утверждать, что памятники истории и культуры стали исчезать только сейчас, в 21 веке. Сколько в советское время было порушено храмов, которые теперь постепенно восстанавливаются! И разве только храмы пали жертвой эпохи, которая недавно миновала? Ведь наши предки еще и где-то жили, где-то работали, и этот столь дорогой нам российский быт остался нынче только в Третьяковской галерее на полотнах Перова и Маковского, Саврасова и Поленова. Ведь в той же Москве, кроме легендарных «сорока сороков», были и Красные ворота, и знаменитые Арбатские переулки, и загадочное Зарядье! Увы, все это тоже снесли, кое-что подчистую, когда вместо старой «большой деревни» власти создавали новый социалистический город. С новым городом получилось так себе, а старого не воротишь.
Между тем за последнее время самым прибыльным в мире бизнесом стал туризм, и, пожалуй, вся Европа живет в первую голову за счет желающих повидать мир. Россией тоже интересуются многие. Едут в Петербург и в Москву, в Суздаль... Ну, в еще некоторые города, в какой-то мере восстановленные. А вся прочая огромная Россия современными богатыми странниками практически не освоена. И не случайно. Что мы им можем там показать, если то, что осталось от былых времен, исчезает у нас на глазах? И вместе с ним исчезает надежда на грядущий туристический бум.
Старинные дома нынче горят по всей нашей неохватной родине. И это легко объяснить: в старых зданиях и проводка старая, и земля в центре любого города дороже, чем на окраине.
С сожалением и легкой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое… А это горит наше будущее."

план идеального сочинения:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

P.S. Пожалуйста, не нужно всяческих нравоучений в духе "сама подумай".

Заранее сердечно благодарю откликнувшихся (ежели таковые вообще найдутся).

Кто такой настоящий учитель? Какие качества в нем привлекают детей? Как нужно преподавать свой предмет, чтобы не оттолкнуть от него, не испугать наукой? Эти проблемы поднимает в своей статье известный сценарист и критик Даль Орлов. Он рассказывает о первой встрече со своим преподавателем литературы Сан Санычем. Уже в том, как называет автор учителя, чувствуется огромная любовь и уважение к этому человеку. Сан Саныч поразил детей тем, что не стал анализировать произведение, разбирать образы, а просто стал читать книгу. И это, по мнению Д.Орлова, было лучшее учение. В итоге он приходит к выводу: «Мы становимся теми, кто нас учит».

Без сомнения, автор прав. Настоящий учитель - человек, который не только знает предмет, но и сам любит его, переживает каждый миг общения с книгой и учениками. Такой учитель всегда найдет ключ к душам учеников, подберет интересную форму урока. Таких учителей, к сожалению, мало, и они, скорее, исключение из правил. Для того чтобы быть хорошим учителем, нужен талант. Талант общения, талант любви к ученикам и предмету.

В разных культурах народов мира слово «учитель» занимает одно из главных мест. И неважно, гуру он или мэтр, он тот, кто воспитывает будущее страны, и потому его ответственность очень велика. Об этом говорят и строки известных поэтов, посвященные учителям. О них писал А.С. Пушкин в стихотворении «Была пора, наш праздник молодой…», Р.Рождественский, Ю.Ким, но больше всего, на мой взгляд, подтверждает мысль автора стихотворение В. Тушновой «Если б не было учителя…». В нем поэтесса говорит, что без учителя не было бы «ни Шекспира, ни Коперника, ни поэта, ни мыслителя». И Америка осталась бы неоткрытой.

В заключение хотелось бы привести знаменитые слова замечательного поэта А.Дементьева: «Не смейте забывать учителей!», они отдают нам душу, и мы не должны их подвести.

Другой вариант сочинения по этому тексту:

Как учить детей? Кто может быть учителем? Каким должен быть учитель? Эти вопросы хочет обсудить со своими читателями известный русский советский сценарист и киновед Даль Орлов. Он рассказывает о своем Учителе. Этого человека именно так и нужно называть, по мнению автора, потому что он «пронзил» учеников образом великого писателя, заразил любовью к литературе, показал детям самое главное: зачем человек приходит в класс. А приходит не получить сумму знаний, а стать хорошим человеком. Это вечная проблема, потому что от того, кем является учитель, зависит, кем станут его ученики. В итоге даль Орлов приходит к выводу: учителем может быть только хороший человек, каким и был Сан Саныч, герой его рассказа.

Можно во всем согласиться с автором. Действительно, не может человек, который живет не по законам общества, не по законам нравственности и любви к детям научить чему-то хорошему. Все дети, которые приходят в класс, разные, умные и не очень, со своими проблемами, радостями и горестями. И ко всем надо найти ключ. Человек, который не любит детей, не видит в них человека, личность, не сможет этого сделать.

В русской литературе есть много примеров, как учеба, познание меняло учеников в лучшую сторону. И это делали не заданные уроки, а человек, который готов был делиться не только знаниями, а своим теплом и добротой. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» Лидия Михайловна, учитель французского языка, под предлогом дополнительных занятий, вступает в дружбу с полуголодным, ершистым мальчишкой, пережившем много трудностей на своем пути, военное детство. Она не зубрежкой, а сердечностью, а главное, пониманием гордости и уязвимости натуры мальчика отогревает ему сердце, учит не предмету, а жизни. Такой учитель не забывается.

В заключение хочется сказать, что, наверное, сейчас нам трудно оценить вклад учителей в наше развитие, но все равно, уже сейчас им всем нужно сказать огромное спасибо за их труд.


Для любого человека не только семья играет важную роль в его взрослении, но и учителя, сопровождающего его с детства до юности. И как же важно, чтобы учитель преподнес юному поколению истинно важные уроки, а не обычную школьную программу. Именно проблему роли учителя в нравственном воспитании ребенка затрагивает киносценарист Д. Орлов.

В своей статье автор делится воспоминаниями об уроках литературы и об учителе Сан Саныче. Сан Саныч имел основную работу, являлся редактором, но это не помешало ему попробовать себя в роли учителя. Видно не зря сделал он этот выбор. Для Д. Орлова он запомнился не тем, кто просто проверял его сочинение и задавал домашнее задание, а наставником, ведущим в мир поэзии и прозы, человеком, принесшим добро в жизнь ученика, а именно книги.

«Томик салатного цвета в твердом переплете», подаренный учителем, до сих пор хранится у Орлова. Так же автор сильно сожалеет, что мало времени уделял Титову после учебы, замечает, что «упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью».

Даль Константинович считает, что таких людей, воспитавших в детях чувство прекрасного, ни в коем случае нельзя забывать, нужно помнить и ценить, как ценят дети своих родителей. Я полностью согласна с его мнением, потому что понимаю, как сильно восприимчивы дети к течению жизни, и как важно найти правильный ориентир, чтобы не сожалеть не только о прошедшем детстве, но и об уходящей жизни.

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим, какую огромную роль сыграла учительница Лидия Михайловна в жизни мальчика. Женщина, как настоящий учитель, прониклась проблемой своего ученика, его голоданием, и постаралась помочь ему, покормить. Но в итоге не только еда стала для него помощью, а время, проведенное с учительницей, ее наставления и участие в его судьбе.

А вот в повести «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова затрагивается бездействие учителей именно к духовному воспитанию своих учеников. Педагоги дали им знания, но не научили их любви и доброте. Лучшую выпускницу школы Юлю страшит будущее, потому что сейчас она умеет пользоваться только школьными знаниями, а то, что пригодится ей во взрослой жизни и сделает из нее хорошего человека, она просто не знает.

Таким образом, мы видим, насколько важна роль учителя в формировании личности ребенка. Очень важно, чтобы человеку попался учитель, который влюблен в свою профессию и отдает себя без остатка, обучает детей не только школьной программой, но и уроками, несущими доброту, любовь и искренность.

Обновлено: 2017-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Каким должен быть настоящий учитель? По тексту Д.К.Орлова Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) < ... >

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. (2) Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3) < ... > портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛА , -ы; ж.

Текст:

Показать текст

(1) Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. (2) Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3) < ... > портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку , подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наиболее практичны для выращивания лимоны, которые круглый год радуют плодами, обычно заметно более крупными, яркими и ароматными, чем ПОКУПНЫЕ.

Талантливой журналистке вручили премию за серию ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ статей, в которых, по мнению уважаемого жюри, она осветила самые серьёзные проблемы общества. Здесь формируется особая атмосфера общения молодых людей одной профессии, которые в скором времени возглавят ИНФОРМАТИВНОЕ пространство в разных странах.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий получил самый юный участник конкурсной программы. Двери собора широко распахнуты перед жаждущими увидеть бесценную стенопись Дионисия и постоять перед ней в ПОЧТИТЕЛЬНОМ восхищении.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОЖЖЁШЬ письмо

более МОЛОДОЙ

опытные РЕДАКТОРЫ

килограмм ЯБЛОКОВ

в ТЫСЯЧА пятидесятом году

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Предложение:

1) Семена дикой моркови были найдены вблизи древних жилищ человека как в Европе, так и в некоторых частях Азии ещё в эпоху мезолита, то есть приблизительно за 10 тысяч лет до н. э.

2) Систематически используя орфоэпические словари, приобретается навык правильного произношения слов.

3) В конце XIX — начале XX века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

4) По окончанию юридического факультета Петербургского университета М.А. Врубель поступает в Академию художеств.

5) Нам пришлось попрощаться с решившими задержаться товарищами в ущелье для проведения дальнейших исследований и, оставив им необходимое оборудование, отправиться в путь.

6) Согласно легенде, китайские строители в древности замешивали раствор для скрепления камней на рисовом отваре.

7) В историю русского искусства Н.П. Крымов вошёл не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

8) Опираясь на свой метод, поэт создал целый цикл прекрасных, наполненных светлыми чувствами лирического героя стихотворений.

9) Часть бригады в течение недели работали в две смены, благодаря чему проект был завершён вовремя.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик..саться

выб..раться

зам..рать

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

и..подлобья, ра..цвет

об..яснил, б..ющийся

вз..скать, про..грыш

по..скочил, о..бор

пр..окский, пр..умный

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Е .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

В.И. Даль в своём словаре (НЕ)РЕДКО помещал иностранные слова с переводом, надеясь таким образом привить любовь к русскому слову.

С помощью боярышника можно (НЕ)ТОЛЬКО украсить свой участок, но и защитить его живой изгородью, колючей, но довольно урожайной.

Существуют устойчивые выражения с прозрачным образом в их основе, но (НЕ)ИМЕЮЩИЕ соответствия в реальности, например: решетом воду носить.

Человеческая память несовершенна: то, что (НЕ)ЗАПИСАНО, неизбежно искажается при пересказах, только архивы бережно сохраняют подлинные слова наших предков.

Многие европейские знаменитости побывали в XIX веке в России, но такой торжественной встречи, какая была оказана Александру Гумбольдту (1769-1859), (НЕ)УДОСТАИВАЛСЯ, пожалуй, никто.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В XIX веке появилось много словарей, толкующих слова иностранного происхождения: (С)НАЧАЛА это были небольшие словарики, объясняющие термины, которые включались в состав книг, (ЗА)ТЕМ появились настоящие словари.

Заимствованием может являться сам заимствованный элемент, (ПРИ)ЭТОМ надо иметь

(В)ВИДУ, что чаще всего заимствуются слова, реже — морфемы и конструкции. Синонимы позволяют говорящему или пишущему (ПО)РАЗНОМУ обозначить ситуацию, охарактеризовать одно и ТО(ЖЕ) лицо или предмет.

Выражения, представляющие собой краткие цитаты или восходящие к КАКОМУ(ЛИБО) литературному произведению, а ТАК(ЖЕ) изречения, принадлежащие известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами.

Осеннее солнце греет (ПО)ЛЕТНЕМУ, (С)ПРАВА проплывают купола Углича, слышится колокольный звон, бегут крутые берега.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Проникновение в язык иностра(1) ых слов, связа(2) ых с политикой и экономикой, вызва(3) о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4) ого общества для международных контактов.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Акцией называют ценную бумагу (1) выпускаемую акционерным обществом (2) свидетельствующую об участии её владельца в капитале акционерного общества (3) и (4) дающую право (5) её владельцу на получение определённой части прибыли этого общества в виде дивиденда.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Конечно (1) нередко читатель догадывается о содержании слова лишь по контексту, однако (2) неверное осмысление даже одного слова (3) может быть (4) причиной превратного понимания всей фразы.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Среди заимствований выделяются слова (1) с помощью (2) которых (3) писатели и журналисты описывают культуру и обычаи разных стран.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Преподавание литературы не было основной работой Александра Александровича Титова.

2) После окончания школы, университета рассказчик ни разу не позвонил своему учителю литературы.

3) Многие ученики Сан Саныча нашли свою дорогу в жизни, состоялись как личности и профессионалы.

4) После переезда на новую квартиру рассказчик не приезжал к своему учителю в старую школу.

5) У рассказчика осталась на память об учителе литературы подаренная им книга «Грибоедов и декабристы» Нечкиной.

Текст:

Показать текст

(1) (2) А теперь и не спросишь...

(3) (4) (5) (6) (7) Судьба!

(8)

(9) (10)

(11) (12) (13)

(14) (15)

(16) (17) (18) (19) (20)

(21) (22) Водрузил их на кафедре. (23)

(24) (25) (26) Будете обмениваться. (27) (28)

(29) (30) Он и сейчас у меня.

(31) (32) (33)

(34)

(35)

(36)

(37) (38) (39) (40)

(41) (42) Как сумел.

(43) (44)

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложение 9 поясняет содержание предложения 10.

2) В предложениях 21-22 представлено повествование.

3) В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4) В предложениях 37-39 представлено повествование.

5) Предложения 41-43 содержат описание.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 37-39 выпишите контекстные антонимы. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Вспоминая о школьных годах, Даль Орлов рассказывает о своём учителе литературы образно, эмоционально, используя разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) __________ („упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью“ в предложении 39), (Б) __________ („полновесный кол“ в предложении 12), а также лексическое средство выразительности — (В) __________ („раздобыл“ в предложении 1, „умудрялся“ в предложении 14). Усиливает эффект от прочитанного приём — (Г) __________ (предложения 35-36). Этот приём подчёркивает наиболее важные мысли автора».

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) книжные слова

4) профессиональная лексика

5) разговорная лексика

6) парцелляция

7) противопоставление

8) эпитет

9) вопросно-ответная форма

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.