Презентация на тему день ивана купалы. Презентация на тему " иван купала" Кто такой Купала

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Поверья.

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы.

Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.

Cлайд 2

Кто такой Купала? Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Cлайд 3

Самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Cлайд 4

Небывалый цветок. По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Cлайд 5

Купальские гадания. 1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха. 2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Cлайд 6

Купальские гадания. 3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году. 4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Cлайд 7

Поверья. Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Cлайд 8

Поверья. Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Cлайд 9

Поверья. Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала». «Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки». «- Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули." Насилу воротилась, яга!- проворчал он сквозь зубы. - Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!" Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая черточка!" - проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. "Славная красавица!" - подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. "Бросай!" - сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? - цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. "Здесь!" - глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: "Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось".Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. "Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" - сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило... Как бешеный подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку...».

Слайд 25 из презентации «Народные праздники в произведениях» . Размер архива с презентацией 2796 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Функциональные стили и типы речи» - Стили речи. Повествование. Художественная литература. Описание. Сфера применения. Типы и стили речи. Научный стиль. Типы речи. Рассуждение. Разговорный стиль. Общественно-политическая жизнь. Языковые средства.

«Сказка «Царевна-лягушка»» - Условные. Литературный персонаж. НАПРАВЛЕНИЕ: Литературоведение. Василиса Премудрая. Бой с противником – в нашем случае бой с Кощеем Бессмертным. Сказки. Иван-царевич. Бытовые. Актуальность: Волшебный предмет – клубок. Заяц. Как природа влияет на внутреннее настроение героев? Теория. Актуальность. Волшебная сказка. Образы- персонажи. Младшего звали Иван – царевич. Методы: Руководитель проекта: Кабиденова А.К., учитель русского языка и литературы.

«История басни» - Крылов. Краткий рассказ. Выходит несколько сборников басен. Композиция. Сборник басен. Басни Эзопа. Ломоносов Михаил Васильевич. Народная фантазия. Лафонтен. Сборник индусов «Панчатантра». Отдельные попытки. Кантемир Антиох Дмитриевич. Животные персонажи. Дмитрий Иванович Хвостов. История басни. Иван Андреевич Крылов. Основоположник басен. Басня в России. Сергей Владимирович Михалков. Денис Иванович Фонвизин.

«Михалкову 100 лет» - Молодого поэта Сергея Михалкова в 1935 году приняли в Литературный институт. 100 лет Сергею Владимировичу Михалкову. Отец благосклонно относился к моим первым литературным опытам. Грани литературного таланта Сергея Михалкова многообразны. В 1936 году был выпущен первый поэтический сборник Сергея Михалкова. Человек духовно молод. Писать стихи я начал рано. Михалков выбирает лишь близких себе по духу поэтов.

«Кубанские писатели и поэты» - Закончил Краснодарский пединститут, работал в школе. Сергей Никанорович Хохлов. Иван Васильевич Беляков. Обойщиков Кронид Александрович. Родился в 1920 году в Ростовской области. Был ранен. Родился в 1925 году в Ростовской области, с 1932 года живёт на Кубани. Детские и школьные годы провёл на берегах Дона и Кубани. Кущевская земля... Награждён орденами и медалями. Родился в 1927 году в Краснодаре.

«Стихи русских поэтов 19 века о природе» - Синквейн. Благовест. Осень. И. А. Бунин. Анализ стихотворения. А.К. Толстой. Приход весны. В. А. Жуковский. Мало одной жизни. Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Чёрный бархатный шмель. Жаворонок. Анализ стихотворения «Благовест».

Урок литературы в 5 классе. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки…» Учитель русского языка и литературы Ревенко Н.В. ГБОУ СОШ № 2031 г. Москва Николай Васильевич Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1809 - 1852 Слово о Гоголе

    • Родился на Украине
    • 1 апреля в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых украинских помещиков.

Дом, где родился Н.В.Гоголь

В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.

    • В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.

Отец

Василий Афанасьевич

Мать

Мария Ивановна

Отец

Отец, Василий Афанасьевич, принадлежал

к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий

на украинском языке.

служил при Малороссийском почтамте.

Мать

Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, дочь богатого помещика, была выдана замуж

в возрасте 14 лет.

По отзывам современников, она была исключительно хороша собой.

была первой красавицей на Полтавщине В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.

    • Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.
В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.
    • В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.

Г. Нежин. Гимназия высших наук.

  • Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.

После окончания гимназии– Петербург, государственная служба.

Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства.

  • Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства.
Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
  • Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…”. Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”.
  • Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”.

На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

А.Куинджи. Ночь на Днепре.

Работа над «Вечерами…»

В письмах к матери он просит сообщить ему обряды и обычаи малороссиян, описать платья, которые носили крестьянские девчата, а также сведения о колядках, о русалках, об Иване Купале, о духах и домовых. Это первые намёки на грядущие «Вечера на хуторе близ Диканьки».

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.

  • 19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”. Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров”.
Композиция сборника 1 книга
  • 1. Предисловие
  • 2. Сорочинская ярмарка.
  • 3. Вечер накануне Ивана Купала.
  • 4. Майская ночь, или Утопленница.
  • 5. Пропавшая грамота.
2 книга
  • 1. Предисловие
  • 2. Ночь перед Рождеством.
  • 3. Страшная месть.
  • 4. Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
  • 5. Заколдованное место.
В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.
  • В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…”.

В.Г.Белинский

Смысл названия повести.

  • Название сборнику “Вечеров” подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Рудым Паньком”, который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле?
  • Как вы понимаете название этой деревни?
  • Почему же Рудый Панько?
  • Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?
«Вечера на хуторе близ Диканьки…»

Гоголь оказался единственным из русских классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры – русскую и украинскую. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре, гражданина великой страны.

1часть«Вечеров…»

  • Предисловие.
  • Повесть «Сорочинская ярмарка»
  • Повесть «Вечер накануне Ивана Купалы»
  • Повесть «Майская ночь, или Утопленница»
  • Повесть «Пропавшая грамота»
2 часть «Вечеров…» Предисловие.
  • Повесть «Ночь перед Рождеством»
  • Повесть «Страшная месть»
  • Повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
  • Повесть «Заколдованное место»
Домашнее задание
  • Прочитать «Пропавшая грамота».
Используемые источники
  • http://1ua.com.ua/manage/foto/20118/b7361839.jpg
  • http://900igr.net/datas/literatura/Gogol-5/0004-004-Dom-v-Vasilevke.jpg
  • http://1ua.com.ua/manage/foto/20118/b7310388.jpg
  • http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_21/77/d-76352/img5.jpg
  • В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988
  • http://tvov.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10965/img20.jpg
  • http://www.idiismotri.ru/upload/event/3/10144/images/Cherevichki.jpg
  • http://i52.fastpic.ru/big/2012/1210/e3/b663a9c791048e870d84de9024ae4de3.jpeg
  • http://i060.radikal.ru/1301/9e/5d0584f1e5b6.jpg
  • http://il.rsl.ru/images/116_gogol_sidorov_jpg/ill03970.jpg
  • Поурочные разработки по литературе 5 класс Н.В. Егорова
Поурочные планы по учебнику – хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
  • Поурочные планы по учебнику – хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
  • Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова 5 класс.
  • http://static4.read.ru/images/illustrations/13120115943469605214.jpeg