Рафаэль история жизни. Raffaello Santi. Рафаэль- картины и фрески. Достижения Рафаэля Санти

Гениальный художник Рафаэль Санцио родился в небольшом итальянском городе Урбино в 1483 г. Как и большинство итальянских городов того времени, Урбино был самостоятельным государством, управляемым герцогом Федериго де Монтефельтро, славившегося своей любовью к искусству и наукам. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. Любовь к наукам, искусству была отличительной чертой всех итальянских городов эпохи Возрождения.

Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Джиованни имел свою мастерскую, в которой писали образа, отделывали мебель, седла, золотили различные предметы. Понятия ремесленника и художника тогда не разделялись, — все предметы ремесла были в большей или меньшей степени художественными произведениями, все создавалось на основе высокой требовательности к красоте вещи. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Проявив рано склонность к рисованию, он начал учиться у своего отца, который если и не был замечательным живописцем, то понимал и ценил живопись. В молодости, когда Джиованни проходил период ученичества, он часто странствовал и много писал. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано).

Урбино не был в это время центром какой-нибудь живописной школы, как Перуджия, Флоренция или Сиена, но город часто посещали многие художники, которые выполняли отдельные заказы и своими работами влияли на урбинских живописцев. В Урбино бывали Паоло Учело, Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли‚ выполнивший для урбинского двора четыре аллегории «Свободных художеств», — произведение, полное величавого спокойствия.

В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины — второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Члены семьи не очень ладили друг с другом. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Во всяком случае известно, что Рафаэль занимался все это время живописью и был учеником художника Тимотео Вити, работавшего при дворе Федериго де Монтефельтро.

В 1500 г. Рафаэль отправился в ближайший от Урбино город Перуджию, известный своими мастерами живописи. В Перуджии жил самый знаменитый в тех краях живописец Пьетро Ваннуччи, более известный под именем . Перуджино имел свою мастерскую, большое количество учеников, и в славе с ним соперничал в Умбрии только Синьорелли, который жил в это время в городе Кортоне, находившемся немного дальше от Урбино, чем Перуджия.

Перуджия являлась центром всей Умбрии. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Перуджия жила бурной жизнью; в основном жизнь протекала на площади: здесь решались споры, устраивались празднества, обсуждались достоинства правителей и воинов, построек и картин. Жизнь города была полна контрастов: преступления и добродетели, заговоры, убийства, жестокости, смирение, добродушие и искренняя веселость легко уживались рядом. Управлял Перуджией папский легат, который не пользовался авторитетом и находился постоянно под угрозой убийства. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.

Если вы любите творчество современных уличных художников, то http://graffitizone.kiev.ua познакомит вас с искусством граффити как можно подробнее. Здесь вы узнаете всё о стрит-арт художниках, сможете увидеть их работы и прочитать интересные и увлекательные статьи.

Поклонение волхвов

Преображение

Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам; поэтому Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто — XIV в., кваттроченто — XV в. и чинквеченто – XVI в.). Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Примитивность была их отличительной чертой. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Художники не умели еще выделять волнующие их идеи, отделять с должным пониманием необходимое от случайного. Картины многих кваттрочентистов, — а художники Перуджии были больше других таковыми — перегружены деталями, фигурами, живописная передача библейской темы была в них достаточно наивна.

Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Бродившие по городам и селениям сиенские художники оставляли в алтарях и на стенах церквей свои наивные творения, отличавшиеся некоторым эпическим архаизмом и иконографическим однообразием. Возвышенная условность этих иконообразных картин отличала сиенцев от других итальянских школ. Сиенская школа совершенствовала средневековые патриархальные идеалы и хотя добилась в своих иконах высокого мастерства и славилась чистотой и тонкостью контуров, нежностью и тщательностью исполнения, все же не выходила за рамки традиционных объектов изображений. Так, сиенцы мало обращались к природе, все их композиции строились на фоне фантастической архитектуры, но нежная лазурь их картин и сама условность и традиционная однообразность очень полюбились в Умбрии. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.

Не чуждо было Перуджии и искусство Флоренции, которая являлась в то время центром художественной жизни и вбирала в себя все наиболее яркое и талантливое. Флоренция влияла сложностью и новизной своих художественных задач, своим смелым гуманистическим пониманием красоты. Крупнейшие художники Умбрии — Лука Синьорелли, Перуджино и Пинтуриккио как раз и создавали свои замечательные произведения благодаря тому, что опирались не только на сиенскую, но и на флорентийскую традицию. Если на Синьорелли влияла больше Флоренция, обращавшая его внимание на обнаженное человеческое тело, формируя его и без того суровый и прямой характер в сторону предельной логичности и откровенности, то Перуджино ближе к сиенцам с их патриархальностью и художественной консервативностью.

Перуджино очень много странствовал; учился он и во Флоренции, работая под руководством Пьеро делла Франческа‚ а также вместе с Леонардо да Винчи в школе Верроккио. Не смотря на всевозможные влияния, Перуджино остался все же, по своему духу, чисто умбрийским художником любящим мягкие и нежные контуры и трогательные образы Богоматери. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Существует мнение, что Рафаэль принял участие в работе Перуджино в качестве ученика, но установить это точно невозможно.

Первое время Рафаэль работал под влиянием Перуджино. Мастер того времени не ставил себе задачи развить индивидуальность ученика, но только сообщал ему технику мастерства. Ученики часто разрисовывали наброски мастера, делали менее ответственные части в работах, а порой и всю работу, за исключением ее общей композиции и окончательной отделки. Перуджино, будучи популярным художником, был так перегружен заказами, что очень часто совсем передоверял их ученикам.

Мадонны Рафаэля, которые займут в дальнейшем большое место в творчестве художника, в первый период его обучения в Перуджии несут на себе следы влияния. Перуджино. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она — вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г.). Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Эта Мадонна необыкновенно наивна и трогательно грациозна; в ней Рафаэль чувствуется уже как самостоятельный художник, несмотря на то, что по сохранившимся рисункам видно, что они сделаны Перуджино или Пинтуриккио.

Мадонна собрания Солли (Мадонна и ребенок с книгой)

Мадонна Конестабиле делла Стоффа

В 1503 г., после отъезда Перуджино во Флоренцию, Рафаэль получил первый крупный самостоятельный заказ — написать картину «Коронование Богородицы» для церкви францисканского монастыря в Перуджии. Много заказов получает Рафаэль уже в качестве мастера из города Читта ди Кастелло.

Коронование Богородицы

В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Молодой художник был очень высоко оценен при дворе; герцог считал, что Рафаэль вполне способен стать в ряды лучших художников и создать произведения, стоящие не ниже всего, что было до него создано в живописи.

Святой Георгий

Архангел Михаил, низвергающий демона

Святой Георгий, побеждающий дракона

В Урбино Рафаэль пробыл всего шесть месяцев и, снабженный рекомендательными письмами, отправился во Флоренцию. Флорентийская республика была в это время цветущим центром художественной жизни. В одном городе в одно и то же время собрались гении, создавшие произведения живописи и скульптуры, до сих пор остающиеся непревзойденными. И в Турции, и в Москве были известны флорентийские мастера, архитекторы и живописцы.

И несмотря на то, что весь народ жил искусством и среди искусства, художников ценили хоть и высоко, но не как артистов, а как ремесленников, хорошо исполняющих свою работу. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески! Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Большинство художников выходило из народной среды. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Проходя курс учения, они больше занимались подсобными работами, чем непосредственно художественным трудом. Хотя мы не имеем точных сведений о жизни Рафаэля в ученические годы, но нет никакого основания предполагать, что он провел их иначе. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Поэтому, когда Рафаэль окунулся в художественную жизнь Флоренции, в которой искусства стояли на большой высоте, — здесь была открыта перспектива, здесь занимались анатомией, знали и любили обнаженное человеческое тело, — он почувствовал себя снова учеником, которому нужно внимательно присматриваться к окружающему и черпать из него знания. В Перуджии Рафаэль уже сам имел учеников и слыл мастером, а здесь на него смотрели как на начинающего художника и не давали ему общественных заказов.

Рафаэль часто наезжал в Перуджию, руководил работами своих учеников, рисовал картины и окончательно отделывал заказы, но жил и учился во Флоренции. Во Флоренции Рафаэль погружается в изучение натуры, природы, теории ракурсов, перспективы, анатомических задач. Здесь же оформляется композиция его картин: несложные, но удивительно гармоничные и простые мадонны. Эти произведения Рафаэля — «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. — уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства.

Мария с младенцем, Иоанном Крестителем и младенцем Иисусом Христом (Мадонна Терранова)

Мадонна Дель Грандука

Мадонна с младенцем на троне со св. Иоанном Крестителем и Николаем Мирликийским

Малая Мадонна Каупера

Мадонна в зелени (Дева Мария на лугу)

Мадонна с гвоздиками

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами (Мадонна под балдахином)

Мадонна со щеглёнком

Мадонна Орлеанская

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем в пейзаже (Прекрасная садовница)

Читающая Мадонна

В 1508 г., Рафаэлю всего двадцать пять лет, но он уже создал более пятидесяти станковых картин, одну фреску в монастыре Сан-Северо и бесконечное множество рисунков и эскизов. Так как Рафаэль достиг большого совершенства в своем искусстве, известность его в флорентийских кругах неуклонно росла. Художник овладел большой четкостью рисунка, совершенствуясь на высоких образцах; он не останавливался даже перед переработкой своих незаконченных картин в соответствии с новыми, более высокими представлениями о красоте. Следуя советам Леонардо, Рафаэль, изображая своих мадонн, избегает лишних деталей и украшений, которые были в большой моде в Умбрии и работает над пейзажем. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Творчество Рафаэля исходит не из смутных представлений, неуловимых эмоций и наивных наблюдений, — акт творчества становится глубоко продуманным, построенным на ясном знании и понимании действительности. Его картины приобретают благородную простоту, в них видно стремление художника логично и предельно выразительно воплотить в живописи свой идеал человека. Рафаэль освобождается от замкнутой художественной системы, принятой в Умбрии с ее оттенком провинциализма, и вносит в искусство идеал прекрасного человека, гармонию высоких знаний и более сложные представления о живописи.

Фреска Рафаэля и Перуджино в капелле Сан Северо в Перудже

Аллегория (Сон рыцаря)

Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами

Обручение Девы Марии со св. Иосифом

Три Грации

Благословение Христа

Святое семейство под пальмой

Положение во гроб

Святая Катерина

Святое семейство

Как ни своеобразны были итальянские города, из которых каждый представлял собой самостоятельный центр и жил своей неповторимой жизнью, Рим выделялся среди них как необыкновенный, особенный город. В начале XVI в. Рим — центр папского государства, центр католической жизни всей Европы; в некотором смысле он был и политическим центром Европы.

Папа Юлий II, один из наиболее воинствующих отцов церкви, вел политику, главным образом, при помощи крови и железа. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. С одной стороны, папы были образованнейшими людьми своего времени, они группировали вокруг себя интереснейших людей своего времени и были проникнуты гуманистическими тенденциями века. С другой стороны, они же являлись организаторами инквизиции, разжигали религиозный фанатизм. Эта эпоха, больше всего верившая в гений и силу человека, рождала правителей — тонких знатоков искусств и вместе с тем чудовищных убийц, ярких и талантливых и часто вместе с тем уродливых в нравственном отношении. Одним из таких людей и был Юлий II. Он вошел в историю как один из крупнейших меценатов, искренне любивших искусство и способствовавших его развитию. При Юлии в Риме были начаты грандиозные работы, например, строительство знаменитого собора Святого Петра.В Риме работали знаменитейшие художники Италии: Перуджино, Перуццио, Синьорелли, Ботичелли, Брамантино‚ Бацци, Пинтуриккио, Микельанджело. Здесь были сосредоточены богатейшие памятники архитектуры и живописи от Джотто и Альберти до Микельанджело и Браманте. Совершенно неожиданно для себя Рафаэль был приглашен Юлием II в этот мировой город, чтобы принять участие в росписи ватиканских зал – станц. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Юлию так понравились проекты Рафаэля, что он отпустил ранее приглашенных художников и поручил ему выполнение всей работы. В короткий срок Рафаэль, обладавший мягким и общительным характером и уже прославленный своими успехами в Ватикане, получил столько заказов, что должен был взять себе помощников и учеников, иначе говоря, был принужден открыть мастерскую. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» — залу, где Папа подписывал свои бумаги.

Первая Ватиканская фреска Рафаэля, известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии; вторая, расположенная напротив «Диспута», изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла, их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Над другим окном Рафаэль изобразил аллегорические женские фигуры, олицетворяющие осторожность, воздержанность и т.д., по бокам окна изображено освящение гражданского права Юстинианом и освящение церковных законов папой Григорием IX.Императоры, философы, папы, купцы и боги, которых рисовал Рафаэль на своих фресках, были реальными людьми Италии XVI в. Правда у Рафаэля уже есть некоторая тенденция смягчить, сгладить их резкость и своеобразие. Он выбирает свои образы и идеализирует людей менее бурных и стремительных; сущность рафаэлевского реализма в том, что он обнаруживает некоторое стремление к изображению спокойных, тихих настроений, уравновешенных характеров, не острых ситуаций. Поэтому его композиции иногда страдают отвлеченностью. Отдельные лица и фигуры в этих композициях производят более яркое реалистическое впечатление, чем настроение всей картины в целом. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. В планировке — резкое противопоставление неба и земли. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Вся трактовка лиц и положений, иерархическое расположение действующих лиц — все напоминает XV в. Особенно умбрийский характер носит верхняя часть фрески, изображающая небо и Святых. Все же эта первая крупная композиция Рафаэля показала его как исключительного и зрелого мастера. Рафаэль собрал здесь всех философов-схоластов, имена которых сделались священными для церкви: тут и Фома Аквинский, Джон Скотт‚ Августин‚ а также Данте и Савонарола.

Афинская школа

Изведение Апостола Петра из темницы

Изведение Апостола Петра из темницы

Битва при Остии

Коронование Карла Великого папой Львом III в 800 году

Пожар в Борго

Станца делла Сеньятура

Торжество права

Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Рафаэль изобразил на той фреске всех замечательных греческих философов, поставив в центре две фигуры, возглавляющие греческую философию — Платона и Аристотеля, каждого со своими сочинениями в руках. Платон указывает пальцем поднятой руки вверх, как бы утверждая, что истина находится именно там, на небесах. Аристотель, олицетворяющий эмпирический взгляд на вещи, указывает на землю как на основу всякого познания и мысли. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, — в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г.) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. В этой фреске все люди — самостоятельные, возвеличенные индивидуальности, наделенные совершенным духовным и физическим складом. При общей строгой классичной композиции значение каждой фигуры в отдельности не умаляется, и каждая фигура в художественном отношении самостоятельна, индивидуальна.

Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов, их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Это лица обычных людей, одухотворенных всепоглощающей мыслью, стремлением разрешить волнующие вопросы. Почти жанровой живости достигают некоторые фигуры; таковы — группа мыслителей, проверяющих при помощи циркуля правильность фигуры, начертанной мелом на грифельной доске, и фигура юноши, прислонившегося к колонне и в неудобной позе сосредоточенно записывающего что-то в свою тетрадь. Страстно напряжены лица у группы, расположившейся с левой стороны на нижних ступеньках храма; особенно интересно лицо старого мыслителя, силящегося заглянуть через плечо соседа в книгу, которую тот держит в руках.

В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Здесь, однако, уже явственно выступает другая сторона творчества Рафаэля: легко заметить, что тема произведения и его выполнение близки гуманистической культуре римского двора с его академическими интересами, направленными на вопросы стиля, формы, риторики. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Рафаэль приобрел всю красочность и реалистичность своего творчества в республиканской Флоренции, но с его мягкой, податливой натурой Рафаэль оказался самым римским из ренессансных художников.

При всем своем благородстве лица часто совершенно народны, — в них нет нарочитой утонченности, они не оторваны от жизни. Правда, Рафаэль идеализирует, но идеализирует, создавая этих охваченных единым высоким порывом людей, реальную жизнь. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком, и некрасивые головы старцев. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Все преисполнено жизнью и правдой. Художник не прибегает к неправдоподобным преувеличениям, утрированным позам, для того чтобы показать прекрасную, величественную картину торжества, праздника человеческой мысли.

Рафаэля часто упрекают в холодности и академичности, особенно в его работах римского периода. Во фресках зала Гелиодора в Ватикане или зала &laqborder: 0px none;border: 0px none;text-align: center;text-align: center;uo;Пожар Борго» идеализация приобретает оттенок официальности. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Театральна сама расстановка фигур: справа — группа грабителей храма и всадник, посланный небом, замахнувшийся на уже поверженного на землю Гелиодора, слева — верующие, пораженные небесной карой, испуганные и умиленные. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. В композиции нет теплоты, конкретности ощущения живой действительности; что-то искусственное есть в фигурах, так красиво расставленных, как будто основная забота художника — доставить приятное зрительное впечатление. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Все эти фрески‚ так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление.

Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Основная особенность их лиц — спокойное благородство, напоминающее лица лучших фигур флорентийских мастеров.

Атилла, остановленный у врат Рима

Изгнание Гелиодора

Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора‚ «Пожар в Борго», Константина. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, — в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» — не была еще начата в год смерти Рафаэля. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи.

Во время работы над ватиканскими фресками Рафаэль с энергией настоящего человека Возрождения работал еще над целым рядом произведений. В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Начиная с 1509 и по 1520 гг. он их написал более двадцати. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Рафаэль создал тип женщины-матери, исполненный необыкновенной прелести. Лица его мадонн, сохраняющие всегда свою удивительную земную одухотворенность, бесконечно разнообразны по выражениям в каждой отдельной картине.

Мадонна Ди Фолиньо

Мадонна Лорето

Мадонна Альба

Мадонна с младенцем и св. Иоанном Крестителем, св. Елизаветой и св. Екатериной

Экстаз св. Цецилии

Несение креста

В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Художник изобразил Галатею ориентируясь на поэму Анджело Полициано — придворный поэт Лоренцо Великолепного выразил в этих стихах в полной мере свое острое чувство внешней картинности. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Она почти обнажена, одежда ее развевается по ветру и позволяет любоваться прелестными формами юной девушки. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Ощущение движения должно усиливаться еще витающими в облаках амурами, целящимися со всех сторон в плывущую по волнам Галатею. Но, несмотря на обилие движения, лица всех фигур и в том числе Галатеи неподвижны и мало выразительны. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. Картина много раз реставрировалась, и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». Это значительно изменило весь характер картины, хотя основное — ее узорчатая декоративность — конечно, осталось.

Вилла Фарнезина

Вилла Фарнезина

Вилла Фарнезина

Вилла Фарнезина

Триумф Галатеи

Амур и три грации

Амур и Юпитер говорят о Психее

Венера на колеснице, запряженной голубями

Венера, Церера и Юнона

Психея несет сосуд Венере

Психея подает Венере сосуд

Свадебное торжество Амура и Психеи

Совет богов

Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. Эти сцены, их всего десять, изображают историю Амура и Психеи, с участием Венеры и многих других богов Олимпа. Картоны к этим фрескам были написаны в 1518 г., то есть в то время, когда Рафаэль занимался уже архитектурой, руководил работами по постройке собора Святого Петра, археологическими исследованиями, охраной античных памятников и восстановлением древнего Рима. Рафаэль чрезвычайно много интересовался произведениями искусства классического античного мира и проявил свое знание античной скульптуры в изображении цикла сцен об Амуре и Психее. В эти годы Рафаэль создавал только картоны, изредка подрисовывая и поправляя главные фигуры. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов.

Изящные бытовые сцены, символические намеки и игривые детали этих фресок мало напоминают величественных богов классической Греции. Психея‚ эта красивейшая из смертных женщин, возбудившая ревность самой богини красоты, у Рафаэля — чудесная здоровая девушка, переживающая сложные перипетии любовной истории: то она млеет в объятиях лукавого мальчишки Амура, то отправляется с Меркурием на Олимп, с лицом озаренным улыбкой победы и торжества.

Почти идиллически выглядят фрески, на которых изображены Венера, показывающая Амуру людей, или Амур, ищущий сочувствия у трех граций и поручающий им Психею для защиты от Венеры. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Несмотря на обилие фигур, картина производит удивительно цельное впечатление, так они удачно расположены. Декоративный замысел художника, изобразившего шумное олимпийское веселье, предельно ясен в этом панно. Что-то пасторальное есть в деланной серьезности Юпитера, да и во всех изящно веселящихся богах, на которых сыплется дождь цветов и ангелоподобных существ с крылышками бабочек. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное — смягчено и успокоено. В этой изумительной декоративной росписи Рафаэль больше, чем в других картинах, выразил сущность своего века.

Папа Лев X был неистощим в своих требованиях и не признавал пределов творческой фантазии и просто физической усталости у художника. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Для украшения этих лож Рафаэль написал пятьдесят два картона декоративного характера и покрыл огромное пространство стен декоративными орнаментами и архитектурными мотивами. Рафаэль создал необыкновенное разнообразие картин, узоров и орнаментов, составляющих вместе очаровательное целое. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира, изгнание из рая, явление Бога Исааку и т.д.) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой.

Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Уже через десять лет после их выполнения многие были испорчены действием непогоды, потому что написаны они были в открытой галерее, которую застеклили только в XIX в. Эти фрески интересны для нас как свидетельство неисчерпаемого творческого гения Рафаэля, удивительной работоспособности и разносторонности его таланта. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Бог свободно парит в безвоздушном пространстве и без усилий творит все, что ему полагается: хлябь и твердь, небо и луну. Он изображен в виде жизнерадостного, здорового бородатого старика; голова его покрыта густой шапкой седых волос. В «Создании Евы» есть что-то жанровое; Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности.

В одно и то же время Рафаэль работал над многими картинами‚ украшая Ватиканские ложи, создавая своих мадонн, рисуя портреты, восстанавливая древний Рим и сочиняя сонеты, очень поэтичные и лиричные. Свое тонкое знание древнеримского искусства Рафаэль проявил во многих работах. Особенно интересна в этом отношении роспись ванной комнаты кардинала Бибиены. Она исполнена в позднеантичном стиле, на темно-красном фоне, сюжетами, взятыми из античной мифологии.

Лев Х решил украсить богатыми златотканными коврами свободные от фресок части Сикстинской капеллы и поручил Рафаэлю написать картоны для этих ковров. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Три года ткались ковры на фабриках и, когда были развешены в Сикстинской капелле, произвели потрясающее впечатление. Действительно, картоны Рафаэля, изображающие деяния апостолов, совершенно необыкновенны по силе и простоте. Как уже сказано выше, все творчество Рафаэля римского периода отмечено некоторой долей помпезности, официальной красоты и изысканного совершенства. Только его портреты и мадонны в значительной мере избежали этой печати; то же самое можно сказать о картонах. Именно о картонах, а не о коврах, потому что последние настолько пострадали от времени и случайностей, не говоря уже о невозможности передать в ткани все тонкости замысла художника, что судить по ним о Рафаэле очень трудно. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Их оставили на фабрике в Брюсселе, где ткались ковры, и никто не позаботился об их сохранении. Некоторые картоны так и пропали; сохранившиеся — только в XVII в. случайно были открыты Рубенсом, уговорившим английского короля Карла I их приобрести.

Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Как и в других коврах, здесь поражает удивительная простота, реалистичность трактовки сюжета. Мы видим обыкновенную сельскую местность: вдали расстилается пейзаж, создающий фон для всей картины и изображающий возвышенность, на которой расположены селения, рощи, церкви. Передний план занимают фигуры апостолов. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Здоровые, сильные тела апостолов одеты в короткое платье, открывающее почти все тело и обнажающее мышцы и мускулы; лица двух учеников, вытягивающих сети, выражают напряжение, так же как и занятые работой руки. Ученик, управляющий лодкой, увлечен своей работой; фигура его изогнулась в неудобной позе, для того чтобы удержать лодку в равновесии. Апостолы Павел и Андрей, выражающие Христу свою веру и благодарность, удовольствие и умиление, просты своим народным обликом. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Христос сидит на корме в спокойной позе; он отличается от апостолов одеждой и более тонким, одухотворенным выражением лица. На переднем плане картины изображены три журавля. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Много спорили о том, нарисовал ли этих птиц сам Рафаэль или потом их пририсовал какой-нибудь ученик. Как бы там ни было, нужно сказать, что птицы только усиливают впечатление необычайности момента, доверчиво приближаясь к людям, протягивая к ним свои головы.

Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. Христос, красивый, стройный белокурый человек с величественным и светлым лицом, стоит немного поодаль, отдельно от группы апостолов, и обращается к Петру, оказывая ему предпочтение. Интересны лица апостолов: чувства радости и благоговения выражают некоторые из них; другие, стоящие дальше, то осенены внезапной отрезвляющей скептической мыслью, то просто раздражены и злобны. Последний в группе апостол прижимает к груди книгу, этот символ знания, а не веры, и собирается уйти.

В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, совершенно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. На фоне колонн, богато и пышно орнаментированных, перевитых гирляндами виноградных листьев с искусно вплетенными в них амурами, даны уродливые и изможденные старостью и болезнями нищие и калеки. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Недоверие и надежда, зависть и скептическое безразличие — целая гамма чувств отразилась на этом лице. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, — поза некрасивая, но очень живая. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. В XVI в. искусство еще могло создать такой портрет, лишенный фальшивой идеализации, остающийся в рамках спокойного правдивого реализма, но свободный от ненужных натуралистических подробностей.

Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу! — И, услышав эти слова, Ананий пал бездыханным на землю, и великий страх объял всех…» Отдельные лица апостолов и просто людей из толпы прекрасны. Лица апостолов — простые, грубые. Они реалистически жизненны, эти могучие духом люди, полные достоинства и нравственной силы. Необыкновенное богатство портретных характеристик, чувство величия характеров ставит картоны Рафаэля в число тех лучших творений XVI в., которые завершают собой идеалы искусства Возрождения.

Смерть Анания

Чудесный улов

Жертва в Листре

Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном

Наказание Елима

Паси овцы моя

Проповедь святого Павла

Гобелены

Картоны Рафаэля называют парфенонским мрамором нового времени, высшим проявлением гения эпохи. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Все же следует заметить, что этот высокий отзыв о коврах Рафаэля справедлив, если говорить только об отдельных образах, несомненно, представляющих собой шедевры мирового искусства. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. Так, красиво изогнутой линией эллипса расположились фигуры вокруг композиционного центра извивающегося в судорогах Анания. Декоративно уложены складки плащей у апостолов, которые все вместе представляют собой какое-то театральное зрелище. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов».

Зато в этих произведениях Рафаэль уже вполне художник нового времени, он ушел от наивности ранних итальянских художников. Религиозный сюжет у Рафаэля, как у лучших кваттрочентистов и особенно великих художников XVI в., делается чем-то второстепенным. В его живописи живут и действуют люди с совершенно земными настроениями — задумчивые, как Сикстинская мадонна, или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы, или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) — он культивирует строгое начало. Правда, под влиянием римского гуманизма ясность и дисциплина лишают картины жизненной теплоты.

В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Неизвестно, оригинал ли сохранился в галереях Питти и Уфицци, потому что и в той и в другой галерее есть одинаковые экземпляры портретов, приписываемые Рафаэлю. Во всяком случае портреты эти очень реалистически изображают бледного, болезненного вида старика в красной шапочке и в короткой красной накидке; старец сидит в кресле, положив покрытые кольцами руки на ручки кресла. Руки папы выразительны, — не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии.

Портрет Льва Х с кардиналами Джулиано Медичи и Луиджи Росси

Портрет Франческо Мария Делла Ровере (Портрет юноши с яблоком)

Портрет Элизабет Гонзага

Беременная женщина

Дама с единорогом

Портрет Маддалены Дони

Портрет молодой женщины

Портрет Кардинала

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.

Особенности творчества Рафаэля Санти (1483-1520), итальянского художника, мастера графики и архитектуры, представителя живописной умбрийской школы изложены в этой статье.

Рафаэль Санти творчество и основные идеи

Творчество Рафаэля Санти кратко

Творчество воплотило светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. И за это время содержание творчества Рафаэля Санти расширилось до создания идеала гармонически развитого, прекрасного человека, находящегося в окружении величавого пейзажа и архитектуры. Обучаясь у Перуджино, будущий художник перенял свободу постановки фигур, плавность линий.

В 17 лет он уже создал ряд картин, полных душевной ясности, гармонии и зрелости – «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Обручение Марии».

Приехав во Флоренцию, он впитывал в себя знания местных художников, как губка. Основные идеи Рафаэля Санти флорентийского периода были пронизаны лирической темой материнской любви (художник потерял мать в 8 лет). Здесь он создал такие картины: «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Все они имели одинаковый тип композиции из фигур младенца Христа, Марии и Крестителя на фоне сельского пейзажа. Мазки художника мягкие, певучие и естественные.

В 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим для росписи Ватиканского дворца. Работал художник над дворцом целых 8 лет, что позволило выдвинуть его в тройку крупнейших мастеров монументального искусства. Отличительная черта Санти – декоративная система фресок с аллегорическими фигурами. Римский период был насыщенный не только на фрески, но и на портретные картины.

Рафаэль Санти достижения в области портретной живописи: он нарисовал портреты папы Льва X, Юлия II, кардинала Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Они были острохарактерными и полны жизни.

Но самым величайшим творением мастера остается «Сикстинская мадонна». Это очень глубокий образ, идущей по облакам, Марии на руках с младенцем. Картина излучает безупречную гармонию, динамичное равновесие, плавные линейные очертания, свободу и естественность движений.

Что сделал Рафаэль Санти для искусства?

Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Ему удалось преобразовать гуманистические идеи в ясные и простые образы, передававшие философские и повседневные понятия.

Рафаэль - художник, оказавший монументальное влияние на то, как развивалось искусство. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.

Введение

Автор невероятно гармоничных и безмятежных полотен, он получил признание современников благодаря изображениям мадонн и монументальным фрескам во дворце Ватикана. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.

За 37 лет жизни художник создал несколько самых красивых и влиятельных композиций за всю историю живописи. Композиции Рафаэля считаются идеальными, его фигуры и лица - безупречными. В истории искусства он фигурирует как единственный художник, которому удалось достичь совершенства.

Краткая биография Рафаэля Санти

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в 1483 году. Отец его был художником, но умер, когда мальчику было всего 11 лет. После смерти отца Рафаэль стал учеником в мастерской Перуджино. В первых его работах чувствуется влияние мастера, но к концу обучения молодой художник стал находить собственный стиль.

В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн; там же ему поступили первые заказы. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело - мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной - судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.

Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении.

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508-1520 гг.).

Флорентийский период

С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.

Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода - «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.

Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.

Римский период

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.

В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения - под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).

Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны - созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны - картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Станцы Рафаэля

Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.

Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие - композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).

Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая - божественное покровительство церкви.

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II - люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля - «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.

великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы

Краткая биография

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Творческая биография

Урбино. Детство и юность

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

Обучение

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику - «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе - около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

Флорентийский период. Мадонны

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи , Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты - «Дама с единорогом» (около 1506-1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506-1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507-1508).

Флорентийские мадонны

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).

Ватикан

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же - бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием - и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»

«Афинская школа» - блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина - полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511-1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513-1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513-1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, - такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513-1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Алтарная живопись

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514-1515), «Несение креста» (1516-1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516-1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Римские мадонны

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512-1514), «Мадонна в кресле» (около 1513-1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская Мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»

Портреты

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.» По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517-1518).

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518-1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.

Вилла Фарнезина

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска «Триумф Галатеи» . «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.»

Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой).

Архитектура

«Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512-1520). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.»

Рисунки и гравюры

Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения.

Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля.

Гравюра «Суд Париса» вдохновит Мане на знаменитый «Завтрак на траве».

Стихи

Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться - равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

Смерть

Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок.Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне.На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»(лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

Ученики

У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.