Рисование тема знакомство с акварелью. Тамара комарова занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада конспекты занятий. Характеристики акварельных красок

Конспект ООД «Образы неба. Светлые и темные краски»


Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Образы неба. Светлые и темные краски». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по изобразительной деятельности, направленного на формирование знаний в области изобразительного искусства.
Конспект ООД «Образы неба. Светлые и темные краски»
Программное содержание:
1.Формирование знаний в области изобразительного искусства:
- дать представление о цветовом многообразии красок неба, обратить внимание на темные и светлые цвета (умение видеть);
- продолжить знакомство с жанром пейзажа;
- обратить внимание на изображение неба в творчестве художников.
2. Формирование умений и навыков:
-учить детей работать акварелью в технике «по - сырому»;
-показать приемы работы губкой и кистью.
3. Формирование творческой активности детей:
-побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного;
-обратить внимание на выразительные свойства формата.
4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:
- усилить эмоциональное восприятие репродукций прослушиванием музыкального произведения;
- формирование умения соотносить своё настроение с цветовыми и музыкальными образами, способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали своё отношение к изображению.
Материалы:
Бумага для акварели разного формата, акварель, губки, кисти №6, мисочки с водой, салфетки. Солнышки и тучки из цветного картона на каждого ребенка.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук. Репродукции картины Ф.Васильева «Перед дождем»

Ход ООД

Воспитатель приветствует детей и просит их посмотреть в окно, обращая внимание на краски неба, воспитатель ведет с воспитанниками диалог.
Воспитатель:
- Какой необычный цвет неба вы увидели? Какое у неба настроение? Можно ли сравнить настроение человека с настроением неба?
- Состояние погоды, как и человека, бывает разным. Глядя на небо, можно «прочитать» (угадать) какое у природы настроение - грозовое, печальное, веселое, солнечное, задумчивое - объясняет воспитатель.
А затем предлагает рассмотреть репродукции пейзажей, на которых изображено небо в различном состоянии.
Воспитатель:

- Посмотрите на картину Фёдора Васильева «Перед дождем» и мысленно представьте, что оказались в картине. Посмотрите вокруг, а затем на грозовое небо. Как вы чувствуете себя в окружении почти черного неба, гнущихся под натиском ветра деревьев: беспокойно, неуютно или весело? Может быть, вы, так же как две фигурки на деревянном мостике, будем убегать от налетающей бури? А может, вы будете любоваться черными птицами, которых беглыми мазками изобразил художник?
Далее, дети, по просьбе воспитателя описывают свои ощущения.
- Белая кофта одной из женщин и белые гуси у их ног – единственные пятна светлого оттенка в картине. Контраст темного фона со светлыми пятнами подчеркивает надвигающийся мрак разбушевавшейся природы.
Воспитатель, показывая фрагмент пейзажа, спрашивает:
- Какие краски использовал художник в своей картине, чтобы изобразить состояние тревоги? Какова цвета краска способна утемнить цвет?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

После проведения физкультминутки воспитатель включает фрагменты музыкальных произведений и просит ребят, ответить какой из музыкальных фрагментов соответствует настроению картины Ф. Васильева «Перед дождем». Сначала дети слушают фрагмент произведения Л.Бетховена «Гроза», а затем отрывок из концерта А. Вивальди «Лето». Прослушав музыкальные фрагменты, дошкольники делятся своими впечатлениями.
Дети:
- Первое музыкальное произведение больше соответствует настроению картины, так как музыка тревожная, волнительная, то громкая, то тихая. Второе произведение веселое, игривое, немного сказочное.
Воспитатель:
- Какие краски неба могу соответствовать второму музыкальному произведению?
Дети:
- Светлые краски – голубые, белые, желтые, розовые.
После ответов детей, воспитатель показывает приемы смешения акварельных красок и приемов рисования в технике «по - сырому».
Воспитатель:
- Слово «акварель» происходит от слова «вода» . Акварельные краски любят воду и разводятся ею.
Педагог мокрой губкой смачивает альбомный лист (текстура бумаги для рисования акварелью должна быть рыхлой и шероховатой).


Затем набирает на кисточку краску и начинает рисовать.
- Кисточка словно танцует на листе, делает круговые движения - получаются пушистые облака, а если кисть скользит – облака получаются вытянутыми, плачущими (краски растекаясь, тянутся к низу).


Особое внимание воспитатель обращает на использование черной краски, которая очень темная и способна так затемнить цвет другой краски, что та может исчезнуть. Поэтому надо объяснить юным художникам, что черной краски надо брать на кончик кисточки чуть-чуть.
После показа приёмов работы акварельными красками, педагог просит ребят нарисовать свое небо в технике «по - сырому», выполняя рисунок в том настроении, в котором захотят дети.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
Во время практической деятельности звучит музыка. Воспитатель напоминает детям, напоминает им, что эффекта потоков дождя можно добиться, если наклонить лист вертикально, краски скатываясь вниз, будут перетекать одна в другую.
Когда дети выполнили свои работы, то на выставочной доске можно устроить мини-выставку. Дети придумывают к каждому рисунку названия.
Рефлексия
Воспитатель:
- Дети, какие вы молодцы. Вы меня так сегодня порадовали. Я вижу, что вам понравилось рисовать новым способом «по - сырому». Скажите, а вам понравилось рисовать небо акварелью? Если вам понравилось, то поднимите вверх желтое солнышко, а если было не очень интересно, то темную тучку.
Дети (делают свой выбор).
Воспитатель:
-А что вам больше всего понравилось?
Дети:
-Рисовать акварелью, слушать музыку, играть с красками.
(если есть дети, которые подняли тучки, то воспитатель обязательно спрашивает их мнение)
Воспитатель:
-Я рада, что вам со мной было интересно.

Раньше художники сами выполняли всю работу по созданию акварели: от измельчения пигментов до распределения готовых красок по баночкам и другой подходящей посуде. На сегодняшний день различные коммерческие компании следуя уникальным рецептам создают для нас самые лучшие краски с точки зрения качества и обработки. Итак, приобретая данные краски, что же необходимо знать, чтобы отправиться в увлекательное акварельное путешествие?

Состав

Акварель в основном состоит из пигментов, водорастворимого связующего и других добавок. Пигменты могут получать из органических материалов (растения и насекомые), неорганических материалов (минералов и горных пород), а также они могут быть искусственными или синтетическими, в то время как водорастворимые связующие вещества, например переработанный гуммиарабик, добывают из смолы. Другие добавки, такие как консерванты и мед, входят в состав некоторых акварельных красок, и влияют на их срок годности или способ нанесения.

Формы

В настоящее время акварель выпускается в двух основных формах:


Кюветы

Акварель выпускается в маленьких и стандартных кюветах. Краски либо заливают непосредственно в кюветы или сушат, нарезают по размеру и располагают по кюветам в упаковке. Приобрести акварельные кюветы можно как в наборе, так и поштучно. Они удобны, поскольку уже готовы для непосредственного использования; просто протрите их мокрой кисточкой, а после использования дайте кювете высохнуть.

Тюбики

Также можно найти акварель в тюбиках. В таком виде, краски хранятся в густом виде длительное время. Комбинация красок в тюбиках обычно такая же, как и в кюветах. Размеры тюбиков варьируются и также доступны как в наборах, так и по отдельности. Они обычно выгоднее, так как вы получите большее количество красок за адекватную цену. Краски можно выдавить, чтобы заполнить пустые кюветки или палитру.

Характеристики акварельных красок

Прозрачность и укрывистость

Акварельные краски классифицируются следующим образом :

  • П: Прозрачные
  • У/П: Полупрозрачные
  • У: Укрывистые

Прозрачность в акварели обеспечивает легкость и свет, который проходит через все последующие слои красок и создает глубокие и богатые цвета на рисунке. Укрывистость в акварели, с другой стороны, «блокирует» свет, таким образом, препятствуя прозрачности слоев цвета.


Тест на прозрачность

Выберите нужный оттенок и нанесите на толстую черную линию, словно вы создаете свою палитру. После того, как получившийся образец полностью высохнет, результат будет очевиден. Некоторые цвета явно перекрывают черную линию – это укрывистые краски, а те, которые не проступают на черной полосе более прозрачные.

Также как и прозрачность, весьма необходимая в акварели, укрывистость тоже может являться ключевым элементом на рисунке. Укрывистые цвета, особенно светлые оттенки, могут быть использованы при завершении полотна, чтобы очертить основные моменты, которые вы оставили напоследок.

Свойства окрашивания

Абсолютно сухая акварель, в отличие от других красок, может быть использована повторно при помощи воды. Однако, этот аспект отличается по степени окрашивания. Некоторые оттенки имеют глубокий и насыщенный цвет, следовательно, их трудно убрать после нанесения. С другой стороны, некоторые цвета не такие ярко окрашивающие, что позволяет легко убрать или стереть их с бумаги. Хорошо бы провести тест на качество окрашивания, чтобы увидеть, какие цвета трудно стереть, а какие являются более податливыми.

Тест на качество окрашивания


Проверьте оттенки, попытавшись убрать цвета с бумаги с помощью кисти. Если вы можете ясно видеть белый лист бумаги, то ваши цвета немаркие, но если небольшое количество блеклой краски присутствует, значит, цвета обладают сильным свойством окрашивания.

Свойство гранулирования

Акварельные пигменты по-разному реагируют на воду. Некоторые из них отдельно от водорастворимых связующих веществ становятся гранулированными, зернистыми или фактурными, при высыхании, в то время как некоторые имеют очень гладкое покрытие. Оттенки разных брендов отличаются свойствами гранулирования, поэтому лучше нанести краску на образцы, чтобы знать ее индивидуальные особенности.

Светостойкость

Светостойкость относится к постоянству цвета. Согласно руководству организации «ASTM» (Американской международной организации, разрабатывающей и издающей стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг) по измерению качества красок, существуют следующие категории:

  • I. Супер светостойкие
  • II. Светостойкие
  • III. Среднесветостойкие
  • IV-V. Малосветостойкие или нестойкие

Постоянство зависит от интенсивности пигментов, особенно когда они подвергаются воздействию прямого солнечного света или ультрафиолетовых лучей. На протяжении многих лет, различные бренды сумели разработать синтетические пигменты, которые имитируют и заменяют нестойкие естественные цвета, как например, ализариновый кармазин и крапп-марена, поэтому на сегодняшний день художники могут создавать произведения, которые выдержат испытание временем. Показатель светостойкости, соответствующий стандарту «ASTM», как правило, находится на этикетках красок.

Всегда полезно узнать что-то новое о природе акварели. Полученные знания помогают полностью раскрыть возможности этих красок. Акварель продолжает развиваться, поэтому надеемся, что вы (если вы любитель, новичок или профессиональный художник) продолжите исследовать, экспериментировать, и создавать с помощью акварели!

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Занятие 4. Рисование «Знакомство с акварелью»

Программное содержание. Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).

Методика проведения занятия. Показать детям акварельные краски; сказать, как они называются. Объяснить, что, прежде чем рисовать, краски надо смочить водой. Показать, как это нужно делать (обмакивать кисть в чистую воду и стряхивать капли на краски, не касаясь их ворсом кисти, иначе можно запачкать краски); научить пробовать цвет краски на палитре, а затем, добавляя воду, получать все более светлый тон. Предложить детям проделать все это самостоятельно, а затем нарисовать (способом примакивания) листочки разных оттенков зеленого и какого-либо другого цвета на белом листе бумаги или зеленые и какого-либо другого цвета полосочки и т.п.

В заключение уточнить знания детей об акварельных красках и их использовании. Рассмотреть рисунки, уточняя, полосочки каких цветов и оттенков нарисовали дети. Из листочков с нарисованными полосочками можно составить коврик и полюбоваться получившимся красивым ковриком.

Материалы. Акварельные краски, палитры, белая бумага размером 1/2 альбомного листа, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Занятие 5. Рисование «Космея»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько цветков космеи, уточнить (активизируя детей) форму, цвет лепестков и листьев. В процесс рассматривания включить обведение лепестков пальчиками обеих рук для развития мелкой моторики и передачи формы в рисунке.

Показать детям акварельные краски, напомнить, как они называются, каковы их особенности, как следует подготовить их к рисованию, как получить нужный цвет и его оттенки на палитре. Подчеркнуть необходимость тщательно промывать кисть.

Материалы. Цветы космеи 2–3 оттенков красного (малинового, бордового) цвета. Белая бумага размером 1/2 альбомного листа, акварельные краски, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Рассматривание цветов на клумбе, в букете, в иллюстрациях. Знакомство с оттенками разных цветов во время наблюдений. Сравнение разных предметов по цветам и оттенкам в дидактических играх, при рассматривании иллюстрации.

Занятие 6. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать овощи и фрукты, которые они знают, определить их форму. По мере называния выставлять на стол или на мольберт овощи и фрукты, муляжи или картинки. Спрашивая детей, уточнить приемы лепки. Сказать, что каждый ребенок будет лепить не менее 2–3 разных овощей или фруктов для игры в магазин, их должно быть много.

Материалы. Глина, доски для лепки, стеки. Овощи (муляжи, картинки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на огороде в детском саду за ростом овощей, их уборкой по мере поспевания. Чтение книг, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Какого овоща не стало» и др.

Занятие 7. Рисование «Укрась платочек ромашками»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.

Методика проведения занятия. Показать детям квадратный лист бумаги любого цвета светлого тона. Сказать, что у каждого ребенка на столе лежит такой «платочек», который нужно украсить цветами. Объяснить, что украшать нужно середину и уголки (спросить, где они находятся). Показать, как нарисовать цветок способом примакивания, располагая лепестки симметрично: вверху над серединкой, внизу напротив, затем слева и напротив справа, а потом между ними. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала найти середину квадрата, отметить ее капелькой воды; проверив, правильно ли она найдена, начинать рисовать, затем размещать цветы по углам.

Можно предложить ребятам использовать для украшения платочка и другие цветы, похожие на ромашку.

Материалы. Квадраты цветной бумаги размером 15х15 см, краски гуашь или акварель в зависимости от выбранных цветов, кисти, банка с водой, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание различных декоративных изделий (обращая внимание детей на построение узора: его размещение на форме предмета, цвет, элементы узора). Дидактическая игра «Составь узор». Знакомство с народными изделиями, их росписью.

Занятие 8. Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»

Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, что в садах поспели красивые яблоки. Уточнить характерные особенности фруктовых деревьев: низкий ствол, развесистая крона. Предложить какому-либо ребенку показать у доски, как нужно рисовать яблоню. Затем предложить ребятам изобразить яблони с созревшими «золотыми» яблоками.

В заключение все рисунки расположить для просмотра, отметить, что дети нарисовали много фруктовых деревьев и получилась большая картина – «волшебный сад», в котором поспели волшебные золотые яблоки. Предложить детям сказать, какие деревья особенно красивы, почему они им понравились.

Материалы. Альбомный лист, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения, беседы об урожае фруктов, рассматривание иллюстраций.

Занятие 9. Рисование «Чебурашка»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки).

Методика проведения занятия. Показать детям игрушечного Чебурашку или картинку. Сказать, что все ребята знают и любят Чебурашку, что он добрый и забавный. И нарисовать его портрет, но сначала хорошо рассмотреть игрушку. Уточнить с детьми форму и величину частей игрушки. Сказать, что сначала надо нарисовать простым карандашом контур, а потом закрасить его; напомнить, что простым карандашом надо рисовать легко, не нажимая и не обводя линии по несколько раз. Спросить детей, с какой части (тело, голова) можно начать рисовать игрушку.

Все готовые рисунки рассмотреть, предложить детям выделить наиболее выразительные: где Чебурашка веселый, грустный, забавный. Предложить авторам выбранных рисунков рассказать о них.

Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, лист бумаги, по форме близкий к квадрату (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Беседа о Чебурашке, игры с игрушкой, игры-драматизации.

Занятие 10. Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми овощи, спросить об их форме. Уточнить приемы их вырезывания. Предложить каждому ребенку вырезать несколько помидоров и огурцов. В процессе занятия следить за правильным использованием ножниц, добиваться плавной линии закругления. Обращать внимание детей на угловатые срезы; объяснить, что так получается потому, что ребенок поворачивает бумагу не плавно, а толчками, резко сжимает ножницы. Применять индивидуальный показ.

Материалы. Овощи для рассматривания. Круг из белой бумаги диаметром 18 см; заготовки из цветной бумаги для вырезывания овощей, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседа об уборке овощей на огороде. Лепка овощей. Дидактические игры с овощами («Чудесный мешочек»).

Занятие 11. Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать»

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Методика проведения занятия. В начале занятия сказать, что у каждого ребенка есть что-то, что он больше всего любит рисовать – пусть сегодня он именно это и изобразит. Стимулировать создание более интересных и полных изображений, спрашивая у ребят, что они задумали нарисовать, и напоминая им, как это можно сделать.

По окончании все рисунки рассмотреть, выбрать наиболее интересные. Предложить их авторам рассказать, что они нарисовали. Все рисунки вывесить в групповой комнате, порадоваться их разнообразию.

Материалы. Цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры и занятия с детьми. Рассматривание детских рисунков, иллюстраций в детских книгах. Чтение книг, рассказывание сказок. Беседы с детьми о том, кто что видел интересное, необычное.

«Космонавты вышли в космос»

Стас П., старшая группа

Занятие 12. Рисование «Осенний лес»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Методика проведения занятия. Поговорить с детьми об осенних явлениях природы. Вспомнить ранее выученные стихотворения об осени, прочитать новые. Спросить, какие деревья ребята видели в лесу, в сквере. Предложить им нарисовать картину осеннего леса (парка). Напомнить, что дети по-разному изображали деревья, трав у, листья.

В процессе занятия следить за способами рисования акварелью, поправлять ребят, которые действуют неправильно.

Материалы. Иллюстрации по теме. Акварельные краски, альбомные листы кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Разговоры с детьми о том, как осень изменила все вокруг. Пение песен, разучивание стихотворений об осени.

Занятие 13. Лепка «Красивые птички» (По мотивам народных дымковских игрушек)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

Методика проведения занятия. Выставить для рассматривания дымковских и филимоновских птичек (можно использовать и другие изделия местных промыслов); отметить, какие они яркие, нарядные. Спросить у детей, что это за игрушки, из чего они сделаны, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Предложить каждому ребенку вылепить птичку (по желанию). Уточнить, спрашивая детей, как они будут лепить.

В конце занятия рассмотреть всех птичек, порадоваться общему результату, отметить наиболее выразительные изображения.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, рассматривание их росписи.

Занятие 14. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).

Методика проведения занятия. Прочитать детям стихотворения об осени. Напомнить, что осенью часто идут дожди и люди идут по улицам под зонтами. Предложить нарисовать дождливый осенний день на селе, в поле. Уточнить последовательность изображения (сначала рисуется местность: лес, поле, дождь рисуется в последнюю очередь). Напомнить детям разные способы рисования дождя, травы, деревьев.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, отметить наиболее выразительные, включающие новые изображения.

Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения в природе, чтение книг. Рассматривание картин и иллюстраций на тему осени (обратить внимание детей на изображение раскрытых зонтов).

Занятие 15. Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами» (Коллективная работа)

Программное содержание. Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми фрукты (яблоки, груши, сливы, персики, виноград). Уточнить их форму и характерные особенности. Спросить, как можно вырезать яблоко, грушу. Вызвать кого-либо из ребят для показа к доске.

На вырезанном ребенком изображении показать, как можно придать яблоку большее сходство, сделав ножницами небольшое углубление снизу и более глубокое сверху.

Материалы. Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о сборе урожая, об участии в нем детей. Лепка овощей и фруктов. Дидактические игры.

Вариант. Аппликация «Осенний ковер» (Коллективная работа)

Программное содержание. Продолжать отрабатывать приемы вырезывания частей круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (цветы, ягоды, листья). Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Предложить детям всем вместе сделать аппликацию «Осенний ковер». Показать мотивы ковра (цветы, гроздья рябины, осенние листья). (Мотивы могут быть и другими.) Спросить, как их можно вырезать.

Распределить работу между детьми. Если ковер составляется из отдельных частей, тогда каждый ребенок наклеивает изображение на свой листочек, а потом на общий большой лист. Если ковер делается сразу на общем листе, тогда, вырезав части, дети составляют изображение непосредственно на большом листе.

По окончании работы всем вместе полюбоваться ковром. Подчеркнуть, почему он получился таким красивым.

Материалы. Большой лист бумаги (ковер). Цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание растений, различных декоративных изделий (ковров, тканей, платков).

Занятие 16. Рисование «Веселые игрушки»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал для рисования по своему желанию.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми богородские деревянные игрушки: клюющие куры на кругу, кузнецы, мишки, птички и др. Для этого лучше собрать детей вокруг стола, на котором выставлены игрушки. Предложить ребятам подержать игрушки в руках; показать, как они движутся. Спросить у детей, из чего сделаны игрушки, обратить внимание на выразительность поз, жестов вырезанных мастерами фигурок.

Материалы. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры, жирная пастель, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с разными видами народного декоративного искусства, с народными игрушками. Изображение различных игрушек на занятиях по лепке и аппликации.

Занятие 17. Лепка «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. Напомнить детям русскую народную сказку «Три медведя». Спросить, что произошло в избушке и что увидели медведи, когда вернулись домой; что почувствовал Мишутка, когда увидел, что стульчик его сломан, а обед съеден. Предложить вылепить такого Мишутку (удивленного, возмущенного). Уточнить форму и величину частей фигуры Мишутки их, расположение с целью передачи настроения (мишка поднял лапы, развел их в стороны и др.). Показать приемы изображения головы: раскатать шар, оттянуть мордочку, прищипнуть уши.

В конце занятия все изображения рассмотреть, предложить детям выбрать те, где яснее видно состояние Мишутки.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение русской народной сказки «Три медведя», показ теневого театра, организация игры-драматизации. Игра с игрушками-мишками.

Занятие 18. Аппликация «Наш любимый мишка и его друзья»

Программное содержание. Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции.

Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям знакомую им игрушку мишку и говорит: «Ребята, наш Мишка сказал мне, что ему очень грустно, потому что его не навещают друзья и ему не с кем поговорить. Как же нам помочь ему?» Если дети не догадаются о возможности сделать ему друзей, то воспитатель предлагает: «А можете вы сделать ему друзей? Я вам помогу. Давайте внимательно рассмотрим Мишутку».

Рассмотрев с детьми игрушечного мишку, спросить о форме частей его тела, об их величине и расположении. Уточнить приемы вырезывания.

Предложить детям рассказать порядок выполнения аппликации и приступить к работе.

Материалы. Бумага белая размером 1/2 альбомного листа для фона, цветная бумага для вырезывания фигуры мишки (игрушечные мишки бывают разных цветов), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с куклами в игровом уголке. Лепка Мишутки по сказке «Три медведя». Чтение сказок «Три медведя», «Медведь и девочка».

Вам понадобится:
акварельная бумага формата А-3;
кисти мягкие, но упругие (белка, колонок, синтетика);
акварельные художественные краски (можно обычные);
палитра, на которой вы будете смешивать краски. В нашем случае это может быть обычный листок бумаги, желательно плотный;

Тряпочка, с помощью которой мы будем убирать излишки воды с кисточки.

Этапы работы:
1. Чтобы познакомиться с Красками, которые помогут Вам создавать волшебный мир на белом листе, потрогайте их пальчиком, и вы увидите, что на пальчике не осталось никакого следа, а все потому, что эти краски, «не живут» без воды, как гуашь. А теперь окуните пальчик в воду и опять прикоснитесь к любому цвету. Теперь вы увидите, как на пальчике остался след – краска «ожила». Как вы поняли, этой краске надо давать много водички, и тогда она будет оставлять след на листе.

2. Размочите краски, перед тем как начать рисовать ими на бумаге.

3. А теперь попробуем нарисовать радугу. Волшебную, яркую и самую красивую из тех, что вы когда-нибудь видели. Вспомним поговорку, где каждая первая буква слова обозначает цвет радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

4. Нарисуем в этой последовательности цвета и получим Радугу.

Каждый цвет первоначально пробуется на палитре, чтобы определить его насыщенность (яркость). Если взять много воды и мало краски, то цвет будет бледным. Не дожидаясь, когда высохнет первая красная полоса, под ней следует положить оранжевый цвет, потом желтый и так далее. Так как полосы еще будут влажными, цвета могут слегка вливаться друг в друга, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Как в настоящей РАДУГЕ.

5. А теперь давайте узнаем еще об одном качестве акварельных красок. Они – прозрачные. И чтобы в этом убедиться, нарисуем прозрачные воздушные шарики. Сначала рисуем (можно сразу красками) желтый и синий шарик и ненадолго забываем про них, чтобы дать им хорошо высохнуть.

6. А тем временем попробуем изменить насыщенность цвета при помощи воды. Это можно сделать рядом на этом же листочке, если осталось место (или возьмите другой лист). Наберите на кисточку много синей или любой другой темной красочки и, добавляя воды, сделайте растяжку (плавный переход) от темного до бледного цвета. Например, от синего до бледно-голубого. Если воды слишком много на кисточке, промокните её об тряпочку. Так вы узнали, что при изменении количества воды можно высветлить любой цвет.

7. Красочки можно смешивать не только на палитре. Сделайте упражнение на вливание одного цвета в другой — Синего в Желтый. При смешивании этих цветов получаем Зеленый. См.фото. Можно проделать то же самое с другими цветами и посмотреть, какие еще дополнительные цвета получаются таким образом.

8. Пора вспомнить про наши воздушные шарики. Они хорошо высохли (потрогай пальчиком). Теперь нарисуй еще 2-3 шарика поверх предыдущих шаров, стараясь накладывать тонкий слой краски аккуратно — так, чтобы не размыть нижний слой. Посмотрите, какие красивые и по-настоящему воздушные шарики получились у вас.

Урок от Малышевой Анны Григорьевны, преподавателя высшей квалификационной категории.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества» п. Светлый

Открытое занятие

в студии «Дизайн» на тему:

«Акварель »

Педагог дополнительного образования

Шамина Нюргуяна Юрьевна

Дата проведения:

п. Светлый

Цель: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Задачи:

Обучающие:

знакомство с тремя основными акварельными техниками исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

знакомство с творчеством Российских художников акварелистов;

выполнение рисунка цветов в карандаше на основной формат;

последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

Воспитательные:

создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

формирование интереса к изучению истории искусства.

Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа) подходит для обучающихся от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.

Используемые материалы и инструменты:

бумага для акварели;

простой карандаш и ластик;

дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников И.И. Шишкина, М. А. Врубелева, В.Э. Борис - Мусатова и выставка творчества педагога студии «Дизайн» Шаминой Н.Ю.;

букет первоцветов для натюрморта (подснежники, одуванчики)

фоновая музыка из классического произведения.

Список литература и Интернет-ресурсов:

1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин

2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова - М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5. Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.

Ход занятия

    Введение в тему.

Кабинет украшен картинами выполненными в технике акварели. Пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

Вопрос; скажите дети когда вы зашли в кабинет на что вы скорее обратили внимание?

Ответ; на выставку картин.

Вопрос; отлично. А кто может мне сказать в каком жанре выполнены эти работы?

Ответ; портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись.

Вопрос; правильно, а кто мне скажет в какой технике выполнены эти работы?

Ответ; Акварели.

Да правильно, в технике акварели.

Слайд №1 Тема нашего занятия: «Акварель»

Занятие наше будет состоять из двух частей:

Первая часть - теоретическая

Вторая часть - практичекая.

Слайд №2 И цель первой части нашего занятия: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Вопрос; каких художников известных акварелистов вы знаете?

Ответы; П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.И Шишкин, А.К Сарвсов, В.М. Васнецов и т.д

Слайд №3 Отлично. Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Слайд №4 Хранится в Третьяковской галерее в Москве «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Слайд №5 Натюрморт с Розой» написанный в технике акварели. Звучные цвета акварельной краски так свежи и сочны, что хочется протянуть руку и взять например сливу со стола.

Слайд№6 Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Ответ: «Царевна - лебедь» картина Васнецова Михаила Александровича. Картина называется «Царевна - лебедь» автор Михаил Врубель. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Слайд№7 Портрет художника

Слайд №8 Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890. Хранится в Третьяковской галерее в Москве. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Слайд №9 Знаменитая «Роза в стакане» выполненная в технике многослойной живописи под названием ЛИССИРОВКА.

Слайд №10 На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма - приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж - это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины - всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Слайд №11 Портрет художника.

Слайд №12 Картина «Дама в голубом» 1902г. Одна из моих любимых картин выполненный в лессированной технике.

Слайд №13 Так же Борисов - Мусатов увлекался письмом садовых цветов.

Слайд №14 Итак мы с вами просмотрели акварельные работы художников и пришла пора познакомиться с техниками акварели которыми они пользовались.

Три техники акварели:

Акварель «по сырому».

Акварель «а ля прима».

Акварель «многослойная».

Слайд №15 Акварель «по сырому» Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому» . Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д.

Слайд №16 Техника письма акварелью «а ля прима» - «за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Слайд №17 Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.

Слайд №18 Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень.
Это - П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.

Слайд №19 Итак мы с вами плавно перешли ко второй части нашего занятия - и мы подробнее остановимся на многослойной акварельной технике. (Послушайте внимательно стихотворение)

Я иду в лесу весною,

Надо мною-синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!...

Вопросы:

Вы догадались, какой цветок я увидела?

Ответ: «Да».

Как он называется?

Этот цветок называется подснежник.

Слайд №20 Да эти нежные цветы пробираясь сквозь снег тянуться к теплу весеннего солнца и первым цветом радуют нас оповещая о весне.

В республике 18 мая с 2004 года празднуется День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежник в Якутии - символ стойкости, жизнелюбия и нежности. Якутскому подснежнику посвящено много песен и стихотворений. В этот день по всей республике проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и сочинений, субботники, выставки народных мастеров, художников, концерты, нацеленные на сохранение, бережное отношение этого удивительного цветка. В Якутии растут несколько видов подснежников.

Слайд №21 В действительности, научное название первых цветов, растущих у нас из-под снега - не подснежники, а прострелы , по народному - сон-трава.

В бывшем СССР известно 26 видов рода Прострел. В Якутии в основном растут прострел желтеющий, прострел раскрытый (сине-фиолетовый), прострел обыкновенный (с красноватым оттенком), прострел Турчанинова (фиолетовый) и прострел аянский, даурский имеют сине-фиолетовые, нередко колокольчатые цветки. Они произрастают южнее Якутска, в верховьях Лены, в Южной Якутии, Верхоянском хребте. Прострел аянский и Турчанинова занесены в Красную книгу Якутии.

Растение с волосистыми стеблями от 7-15 см до 40-50 см высотой с мутовками пальчато-рассеченных листьев, которые появляются после цветения; молодые листья сильно волосистые, в очертании округло-сердцевидные. Цветки до 8 см в диаметре, сине-фиолетовые, вначале ширококолокольчатые, позднее — звездчато-раскрытые, прямостоячие, очень декоративны. На хорошо развитых кустиках одновременно распускаются до 40-50 цветков.

Слайд №22 Наши весенние цветы обладают не только эстетической красотой, но и лекарственными свойствами. Во все времена прострелом лечили бессонницу и другие функциональные нервные заболевания, мигрень, неврастению, спазмофилию, неврозы, невриты, невралгии, соком растирали онемевшие части тела.

Слайд №23 ЕЩЁ цветок

Слайд №24 Цель практического занятия: Знакомство с многослойной лессировочной акварельной техникой. Послойное нанесение красок с ожиданием их высыхания. Отработка приёма на весенних цветах.

Слайд №25 Материалы и инструменты. Специальная бумага для акварели, простой карандаш и ластик, две баночки с водой, беличьи кисточки с №3, 6, акварельные краски, палитра и влажная тряпочка.

Слайд №26 Техника безопасности. Хотя в составе и присутствует мед и сахар в акварели но я еще ни разу не слышала об аллергической реакции но цвета достаточно стойкие и яркие. Попадут на белую одежду и довольно сложно отстирать.

Слайд №27 Приступаем к практической работе

Слайд №28 Итак, прежде чем приступать к покраске цветов акварелью, нужно нарисовать их карандашом. Думаю, если вы рисуете не первый год, вы легко справитесь с этой задачей.

Слайд №29 Подготовить необходимые цвета на палитре с большим количеством воды

Слайд №30 Теперь наносим на цветы акварель светло-фиолетового, желтого или сиреневого оттенка. Цвет должен быть нежным и мягким, темные оттенки наносятся позже.

Слайд №32 Чуть более насыщенным оттенком создаются тени на поверхности лепестков цветов.

Слайд №33 На этом этапе понадобится яркий розовый цвет. Это позволит сделать цветы яркими и красочными.

Слайд №34 повторение материала и итог занятия. А теперь на перемену, а на втором занятии завершаем работу над картиной.

Слайд №35 Спасибо за внимание