Рисование в доу на тему зима. Конспект занятия по рисованию «Зима-волшебница» в старшей группе. Рисуем на мятой бумаге

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в старшей группе на тему: «Зима».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи:

Закреплять умение детей отражать в рисунке признаки зимы, рисовать зимний пейзаж, передавая в рисунке разнообразие деревьев, их характерные признаки.

Упражнять в рисовании восковыми мелками и гуашью, сочетая между собой эти материалы. Закреплять приёмы рисования восковыми мелками основного рисунка - деревьев и кустов; умение дополнять рисунок изображением снега кистью и белой гуашью.

Развивать у детей познавательный интерес к сезонным изменениям в природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, образные представления, воображение, творческую самостоятельность при выборе композиции рисунка. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать активность, самостоятельность.

Средства: голубые и серые тонированные листы бумаги формата А4, восковые мелки, белая гуашь, беличьи кисти № 5, баночки с водой, салфетки, CD-проигрыватель, запись инструментальной музыки, ПК, мультимедийный проектор, презентация «Зима», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», образцы рисунков с разными композициями, магнитная доска, мольберты.

Форма организации : групповая.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за деревьями, явлениями природы; беседы на тему «Времена года»; рассматривание картин-репродукций и беседы по ним; заучивание стихотворений.

Литература:

Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

Ход ООД

Воспитатель (показывает презентацию): - Отшумела ярко-жёлтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо затянули серые облака. Холодно, дождливо. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Прошёл ноябрь. Серые дни стали короткими, леса стоят полупустые, грустя по птичьим голосам. Но…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин).

Пришла зима. Растянула по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Погостила Зима в городе, побывала в деревне. Заглянула Зима и в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, маленькие деревца и кустики разные. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку белое покрывало натянула. На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги. Вдруг подул ветерок… и в воздухе закружились, заплясали снежинки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!..

Вот какие прелестные картины нарисовала нам Зимушка-зима: то морозные и радостные, то метельные и печальные. Поэты, художники и композиторы по-своему чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме: поэты - в словах, композиторы в звуках, художники - в красках. Давайте-ка и мы с вами станем ненадолго художниками и нарисуем зиму такой, как вы её себе представляете: в лесу, в парке, в поле.

Но прежде чем начать рисовать, настоящие художники сначала придумывают композицию будущей картины. Предметы могут располагаться близко или далеко, они могут быть большими или маленькими (воспитатель показывает образцы рисунков с разными композициями) . Обратите внимание на то, как выполнены рисунки: деревья, кусты изображены восковыми мелками, а снег - белой гуашью и кистью. А теперь вы закройте на минутку глаза и попробуйте увидеть картинку зимы (дети закрывают глаза) : какие деревья стоят перед вами, сколь их, что находится рядом… Представили? Открывайте глаза. Прошу вас пройти к столам и начать выполнять рисунок. (Дети проходят и садятся за столы).

А поможет вам сегодня в рисовании красивая музыка (воспитатель включает инструментальную музыку).

(Дети восковыми мелками рисуют разные деревья и кусты, самостоятельно составляя композицию рисунка. По завершении кистями белой гуашью дети рисуют снег на ветвях деревьев и на земле, дополняют изображение подходящими деталями).

(По окончании рисования все рисунки выносятся на мольберты).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какими разными получились пейзажи, почему, как вы думаете?

Дети: - Рисунки получились разными, потому что у всех своё воображение.

Воспитатель: - Правильно, ведь каждый из нас по-своему представляет и видит окружающий мир. А как красиво в зимнем лесу, правда! Какие нарядные деревья и ели стоят в нём. Скажите, а всем ли удалось передать красоту зимнего леса? Что получилось в рисунках лучше? (Ответы детей). А теперь поделитесь со всеми своими впечатлениями и настроением. Что особенно понравилось? Что больше всего запомнилось? (Рефлексия).

Нетрадиционные техники: рисование по пенопласту, растирание краски смятой салфеткой.

Задачи: актуализация словаря по теме «Зима»; расширять представления детей о зимних изменениях в живой и неживой природе, закрепить представления о зимнем лесе; развивать способность к замещению реальных деревьев напольными моделями, их преображению из простой модели в более сказочную с помощью красок; познакомить детей с техникой растирания краски смятой салфеткой; .

Оборудование: напольные модели ёлочек, бумажные снежинки, шишки, салфетки, кисти, гуашь (голубая, фиолетовая, зелёная), молоко.

Предварительная работа: наблюдение за красотой зимних деревьев, загадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, индивидуальные беседы о зимних изменениях в природе, разучивание стихотворения «Снежинки».

Ход занятия

1. Начало занятия: создание эмоционально положительного фона.

Дети заходят в кабинет, который украшен напольными моделями белых ёлочек, вокруг такого же цвета животные (лиса, заяц) и снеговики. Учитель-дефектолог читает стихи о зиме:

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела.

Замела все ели,

Во снега одела.

Белые, пушистые,

Расписные, пышные.

2. Основная часть. Учитель-дефектолог показывает детям пейзаж с изображением снегопада, проводит краткую беседу о снегопаде. Предлагает детям взять бумажные снежинки и имитировать снегопад.

Вопросы детям:

Что падает на землю?

Когда падает снег на землю, это снегопад?

Куда снежинки ложатся?

Как ласково можно их назвать?

Педагог отмечает, что снег кружится в воздухе, лежит на земле, на деревьях, на ёлочках. Предлагает детям прочитать наизусть стихотворение «Снежинки».

3. Чтение стихотворения наизусть (развитие просодической стороны речи, чёткости дикции, выразительности).

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» (развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулачки, на ответ - разжать.)

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулачки, на второй - разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи,

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Как видно, ладошки мои горячи.

5. Изодеятельность. Учитель-дефектолог предлагает детям белые ёлочки превратить в волшебные. Добавить голубой, фиолетовый и зелёный цвета, чтобы ёлочки ожили.

Перед работой педагог объясняет и показывает приёмы работы, выделяет этапы точными словесными инструкциями. Оказывает практическую помощь при выполнении растирания краски смятой салфеткой.

6. Подведение итогов занятия. Обсуждение работ детей.

7. Композиция «Волшебный лес». Учитель-дефектолог объединяет работы детей в единую композицию «Волшебный лес». Дети любуются работами, отмечают удачное композиционное решение превращения зимнего леса в волшебный.

Занятие по рисованию подготовила Л. Остапук

Тема: «Зимушка – зима»
(насыпка – манная крупа +блеск декоративный)

Цель:
 Продолжать формировать представление детей о пейзаже
 Учить детей выполнять работу на одну и ту же тему в различных вариантах – используя разные технические приёмы
 Знакомить с техникой «насыпка», используя клей и манную крупу.
 Продолжать учить передавать в рисунке перспективу – линия горизонта, высокие, большие деревья на переднем плане, маленькие на заднем
 Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть, замечать необычное в обычном

Оборудование:
 Альбомные листы, предварительно тонированные в тёмные цвета
 клей обойный + ПВА, разведённый до консистенции сметаны
 кисти клеевые
 манка сухая + цветной блеск декоративный
 работы детей с предыдущих занятий, выполненные в различных техниках изображения.
 три мольберта с работами детей, выполненные в разных техниках

белая гуашь, «тычок»

пластилин

Ход занятия:
Дети на ковре, в кругу. Звучит аудиозапись динамической паузы «Мороз», дети выполняют движения, сопровождая их текстом.
Затем воспитатель загадывает загадки:

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
а побелит все крыши вокруг

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Правильно, ребята, это зима!!! Мы с вами уже несколько раз рисовали зимние пейзажи в разных техниках. А кто мне скажет – что такое «пейзаж»? Расскажите, как мы его рисовали вот на этих рисунках, а на этих? В группе три мольберта – на одном рисунки детей с зимним пейзажем, выполненные пластилином, на другом в технике «граттаж», на третьем – белой гуашью на тёмном фоне, с применением паралонового тампона «тычок». Зимой бывает очень красиво!!! Особенно, когда все деревья покрыты изморозью, инеем. Многие поэты воспели красоту зимы в своих стихах. Вот, послушайте стихотворение С. Есенина, которое приготовила нам Даша:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем зимний пейзаж. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места.
Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать зимний пейзаж именно.... манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят - «крупа» Я добавила в манную крупу чуть – чуть разноцветного блеска – ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные!
Сам пейзаж мы будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем всю картинку – /воспитатель рисует на мольберте, сопровождая свой рисунок объяснением/ линию горизонта, стволы деревьев – сверху вниз, на переднем плане деревья большие, высокие, вдалеке маленькие, кроны деревьев, можно добавить ёлочки, сугробы, дорожки, падающий снег. Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был клей. лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте – как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег» Готовые работы мы поместим на доске. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!! Я думаю – что самое время сюда позвать Зимушку – Зиму – пусть и она полюбуется нашими пейзажами. Давайте громко позовём – Зимушка – Зима!!! Приходи!!!
В группу входит «Зима»
- Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
В-ль: Да, Зимушка – зима, звали! Наши ребята научились рисовать замечательные зимние пейзажи, и мы хотим их тебе показать – посмотри!
З. – Как красиво!!! Ребята, какие вы молодцы! /рассматривает детские работы/ Мне очень нравится! А это вы как рисовали? А это чем? А мои художники – морозы только на стекле умеют рисовать... А вы, такие молодцы! Мне очень понравились и работы пластилином, и в технике граттаж, и белой гуашью, а работы, выполненные манкой – такие красивые, настоящие! и «снег» на них никогда не растает!!! Думаю мне нужно вас угостить!!! Вот тут у меня есть волшебный снежок, а в нём для вас леденцы!!! Угощайтесь! До новых встреч! Зимушка уходит.
На этом наше занятие заканчивается.

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Коваленко А.А. Конспект занятия по рисованию по теме: "Зимушка-зима" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120112.html (дата обращения: 29.09.2019).

Программное содержание:
- Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображение дерева на листе в соответствии с реальным расположением (ближе и дальше от рисующего).
- Продолжать развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.
- Воспитывать самостоятельность и умение восхищаться красотой
зимнего пейзажа.
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Оборудование : мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки,
Предварительная работа.
- Экскурсия на природу и на Новогодний праздник в школу.
- Беседа на занятии русского языка о зимнем пейзаже.
- Просмотр иллюстрации
Ход занятия:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
В: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в этом стихотворении.
Д : Зима.
В : А какие вы знаете зимние месяцы?
Д : Декабрь, январь, февраль.
В: Да у каждого времени года есть свои 3 месяца
В: Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?
Д: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
В : Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
В : Вы знаете? Как называются картины, на которых изображены
явления природы?
Д: Пейзаж.
В: А кто их рисует?
Д: Художники, пейзажисты
В: Кого вы знаете из художников - пейзажистов?
Д: Левитана, Шишкина, Васнецова.
В: Давайте посмотрим, что изобразил художник и вспомним, зачем мы наблюдали на прогулке.
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник.
Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места. Сегодня мы будем рисовать необычным способом а при помощи манки и ватных палочек деревья будем рисовать кистью Дети вы уже знаете как рисовать деревья.
-Мы сейчас вместе вспомним с чего начинать рисовать.
-Я начну рисовать с елки, которая стоит дальше от нас. С темно-
зеленой краской рисую контур (с кончиком кисточки) после
закрашиваю, не выходя с контура, белой краской рисуем березу. Далее берем манку. Манка удивительным образом похожа на крупинки снега!
Сугробы мы будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем сугробы, дорожки. Рисовать нужно быстро - что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, насыпаем её на клей - крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. Лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга - улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг - все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте - как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте "снег". По ходу работы индивидуально помочь детям, которые затрудняются в чем-нибудь. Дети работают под музыку.
За 1-2 минут до анализа занятия говорю. - Дети наше занятие подходит к концу, будем смотреть наши работы
В: Ребята, я хочу закончить наше с вами занятие красивым стихотворением А.С.Пушкина "Зимнее утро":
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег, лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Дети посмотрите друг у друга, чья работа вам очень нравиться и
почему? (дети выбирают)
Выбранные работы займут свои места на выставке.

Елочки. Клей ПВА и акварель. Мастер-класс для воспитателей по рисованию (рассчитан на два занятия)


Мастер-класс для воспитателей по рисованию (рассчитан на два занятия)
Применение:
Подарочная, выставочная, конкурсная работа
Цель:
Знакомство с различными способами рисования ели
Задачи:
1 - развитие композиционных навыков, фантазии и воображения
2- освоение техники работы с клеем и акварелью
3- воспитание любви к родной природе.
Материалы:
Бумага А3 или А4, Клей ПВА, круглые кисти «пони» № 3-4, соль и акварельные краски.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации с фотографиями заснеженных елей, рассматривание их силуэтов и цветового колорита работ.




2. Стихотворения о елочках – прослушивание, разучивание.
3. Рисование елей на песке, соли или стекле.




Вступление
Есть несколько способов так называемой «барьерной» живописи, когда бортиками, преградой для растекающейся краски становятся контуры. Чаще всего используется черный цвет. Его прекрасно видно и работа с использованием черных или коричневых контуров становится яркой, декоративной. Витражные контуры применяют не только для стекла, фарфора, но и для работы на бумаге.

Живопись в сочетании с объемом дает интересный визуальный эффект. Художники, работая масляными красками, накладывают фактурные, жирные мазки, выступающие над плоскостью холста. Кроме того, для получения большего объема, они могут пользоваться акриловой шпатлевкой, нанося ее мастихином, шприцем, или иными приспособлениями.

А мы возьмем ПВА.
ПВА – универсальный клей. Используют его разными способами (и для рисования том числе). Посыпая ПВА солью, песком, различными крупами, яичной скорлупой, крошкой от высушенных листьев, юные художники могут получить оригинальные «пушистые» линии. Наши линии останутся полупрозрачными, и от этого пейзаж приобретет легкий туманный, загадочный вид.
Инструкция
Клей ПВА бывает разной консистенции. Слишком густым, как и слишком жидким рисовать сложно. Перед применением его необходимо хорошо встряхнуть несколько раз. Держать тюбик вертикально, без наклона, слегка сжимая при этом.

Ход работы

1. Проводится линия горизонта, сугробы, тропинка.
2. Намечаются стволы елей, уточняется композиция.
3. Рисуются главные ветки слева и справа от ствола, а затем свисающие вниз веточки.
4. У каждой ветки дорисовываются хвоинки. На небе появляются снежинки (или звездочки и луна).






5. Рисунок «отдыхает» до полного высыхания клея. ПВА становится из белого – прозрачным, но объем остается. Время высыхания – ночь. На следующий день работу можно продолжить.
6
Теперь нужно разукрасить рисунок акварелью. Выбираем нужный колорит, составляем цвета на палитре и разукрашиваем. Есть несколько вариантов.
Самый простой: синее небо, зеленые ели, голубой снег
Розовое небо, синие ели, голубой снег
Светло-фиолетовое небо, темно-фиолетовые ели, бледно-фиолетовый снег,
И так далее…
Наиболее выигрышный вариант – смешивание нескольких оттенков для каждого фрагмента картины.Можно и солью небо посыпать.



Другие варианты пейзажей:




Детские работы:
(5-6 лет)






Литературное приложение:

Наталья Филимонова.
Елка.

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

И. Токмакова.
Ели.

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

О. Высотская
Елочка

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

И. Токмакова
"Тихо ель качается..."

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!