Рисование зимы в старшей группе детского сада. Нетрадиционная техника рисование на тему: Зима в детском саду. Старшая - подготовительная группа. организованной образовательной деятельности

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17 «Колокольчик»

Открытое интегрированное занятие

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

(нетрадиционное рисование

манной крупой).

Составила:

Соколова Юлия Николаевна

воспитатель старшей группы

г. Лыткарино – 2016 г.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Программное содержание:

Обогащать словарь детей качественными прилагательными.

Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».

Развивать связную речь .

Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме , наблюдение за зимними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Материал: Музыкальный центр, компьютер, снежинка, письмо, наглядный материал (картины зимних пейзажей). Набор для рисования: заготовка панно, клей, кисточки, манная крупа.

Ход интегрированного занятия:

Ребята стоят в круге.

Этюд приветствия.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Коммуникативная игра «Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Стук в дверь. Приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте сядем на свои стульчики и его прочтем.

Ребята садятся за столы.

Чтение письма от «Зимушки – зимы»

Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть снежинки:

Игра «Назови, какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок – зимних пейзажей).

Ребята справились с заданием. Маша, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.

«Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная)

Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)

Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть снежинки:

Игра «Назови месяцы зимы»

Картинки месяцев зимы.

Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).

Верно, сколько их всего? (три),

Первый месяц зимы какой? (декабрь),

Второй? (январь),

Третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Даня, помоги, пожалуйста, приклеить, вторую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, А у нас есть 3-е задание. Снежинки придумала нам загадки о зиме, давайте их отгадаем.

3 часть снежинки:

Снежный ворох во дворе.
Вот забава детворе!
В шапке сдвинутой на лоб
Снегопада ждет… (сугроб)

Его кисти невидимки
Красят инеем картинки
На стекле букеты роз
Нам нарисовал … (Мороз)

Змейкой вьется по земле
Воет жалобно в трубе
С ветром ей кружить не лень
Заметет следы … (Метель)

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в.(снежки)

Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)

На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой (снегири)

Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали! Помоги, Сема повесить 3-ю часть снежинки.

4 часть снежинки:

«Зимние пословицы»

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

(дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом). Костя, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год кончает.

Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник был в декабре?! (Новый Год).

А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку).

Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!

Физминутка «Мы повесим шарики»

Все стоят по кругу.

Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх)

и обратно (руки плавно вниз);

А потом фонарики - 4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками

Показываем фонарики на уровне головы);

А потом еще дождинки - руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно

(вешаем дождик);

Не забудем про снежинки - 1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны –

Снежинки);

Рыбки золоченые - руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед,

как будто плывет рыбка;

Огоньки веселые - дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз,

(а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);

Разбросаем мишуру – 1 раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя

что-то);

Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем

Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.

«Зима на палитре художников»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Расскажите мне, пожалуйста, как художники передают особенности зимы в своих картинах.

Ребята, как бы назвали эту картину?

А называется она… (дать название).

Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).

Чем отличаются? (отвечают).

Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).

Глаза – что мы сегодня видели?

Ушки – что мы сегодня слышали?

Язычок – о чем мы сегодня говорили?

Руки – что мы сегодня своими руками делали?

А что мы делали своими руками? (ничего).

Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).

Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.

Но для начала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Рисование детьми картин зимы.

Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой.

А что может быть зимой? (Дети отвечают).

А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку.

Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).

Иван Шишкин. Первый снег.

Аполлинарий Васнецов. Зимний сон.

Алексей Саврасов. Зима.

Игорь Грабарь. Февральская лазурь.

Игорь Грабарь. Восход солнца.

Николай Крымов. Зимний вечер.

Исаак Левитан. Зимой в лесу.

Григорий Аванесов. Хрустальный ручей.


Программное содержание

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Познакомить детей жанром живописи – пейзажем.

2. Формировать умение рисовать простейший пейзаж «К нам спешит зима» (сугробы, елка, падающие снежинки) пошагово, вместе с воспитателем.

3. Развивать умение аккуратно рисовать, располагая рисунок на всем листе.

4. Побуждать детей проявлять эмоциональную отзывчивость к произведениям пейзажной живописи.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Обогащать словарь детей описательными прилагательными.

2. Ввести в активный словарь детей слово «пейзаж» и его значение.

Образовательная область «Познание»

1. Закреплять знания детей о признаках зимы.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Способствовать развитию умения чувствовать настроение стихотворения.

Образовательная область «Музыка»

1. Развивать слуховое восприятие, умение на слух определять погодные явления, изображенные в музыке.

Коррекционно-развивающая задача: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: иллюстрация пейзаж «Елка в снегу», листы для рисования голубого цвета, кисточки для рисования, ватные палочки, краски гуашь коричневого, зеленого, белого цвета, салфетки, баночки с водой, аудиозаписи «Хруст снега» и «Метель».

Ход НОД
Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг.

За руки по крепче мы возьмемся и друг другу улыбнемся!

Послушайте, что же это такое? (аудиозапись «Хруст снега») (ответы) Какое время года? (ответы) Правильно, зима. А как же определить, что на дворе зима? (снег, холодно, люди в теплой одежде и т. д.) Ребята, это, наверное, зима к нам идет, послушайте, как хрустит снег. Ой, что же это? Неужели метель завывает? (аудиозапись «Метель») Закроем глаза и покружимся. Открывайте глаза, куда нас метель принесла? (ответы) Правильно, мы попали в лес. Посмотрите, что вы видите на картине? (снег, елка) Ребята, эта картина называется пейзаж. Давайте все вместе повторим «пейзаж». Молодцы. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа. Посмотрите, какая елка? (высокая, красивая, зимняя, пушистая, колючая) Ребята, кто пишет картины? Правильно, художник! Давайте и мы с вами тоже побудем художниками и нарисуем пейзаж. Рисовать мы будем последовательно, шаг за шагом вместе со мной, чтобы успевала высыхать краска. Для того чтоб пейзаж получился красивым, необходимо подготовить пальчики для рисования.

Пальчиковая игра.

Снег руками собирали

Наши пальчики устали (Энергично сжимать и разжимать пальцы)

Мы их будем растирать

Мы их будем согревать (Энергично потирать ладонь о ладонь)

Сначала мы будем рисовать снег, посмотрите, как я буду это делать. Я набираю на весь ворс кисточки белую краску. Рисую снег внизу листа, у меня будут небольшие сугробы.

Я нарисовала, мою кисточку, ставлю в стаканчик. Теперь вы ребята нарисуйте снег. (дети рисуют) Молодцы! Далее я буду рисовать ствол и ветки нашей елочки. Я набираю на весь ворс кисточки коричневую краску и рисую посередине листа ствол сверху вниз. Ствол у елочки книзу шире, ветки наверху ствола короткие, книзу длиннее и длиннее. Теперь ваша очередь рисовать ствол и ветки. (дети рисуют) Молодцы! Чтобы елочка стала пушистая и красивая, надо нарисовать ей иголочки. Иголочки я буду рисовать жесткой кисточкой. Краску набираю только на кончик кисточки и рисую иголочки, постукивая по листу. Иголочки растут на всех веточках. Посмотрите, какая пушистая елочка получилась! (дети рисуют)

А сейчас мы с вами отдохнем, физ. минутку проведем.

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу

Сейчас сядем отдохнем,

А потом опять пойдем.

Ребята, наш пейзаж почти готов, осталось нарисовать только снежинки, падающие с неба. Это мы будем делать все вместе, с помощью ватной палочки. (рисуем снежинки под сопровождение чтения стихотворения)

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

Покружимся над елкой

В холодный день зимы

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы.

Танцуем над полями,

Ведем, свой хоровод,

Куда, не знаем сами,

Нас ветер понесет.

Ребята, мы с вами настоящие художники, написали картины, красивый пейзаж. Предлагаю вам вернуться в детский сад и сделать выставку картин. (дети кружатся под аудиозапись «Метель») Вот мы и в детском саду. Ребята, где мы сегодня были? (в лесу) Кем мы были? (художниками) Ка

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Коваленко А.А. Конспект занятия по рисованию по теме: "Зимушка-зима" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120112.html (дата обращения: 29.09.2019).

Программное содержание:
- Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображение дерева на листе в соответствии с реальным расположением (ближе и дальше от рисующего).
- Продолжать развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.
- Воспитывать самостоятельность и умение восхищаться красотой
зимнего пейзажа.
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Оборудование : мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки,
Предварительная работа.
- Экскурсия на природу и на Новогодний праздник в школу.
- Беседа на занятии русского языка о зимнем пейзаже.
- Просмотр иллюстрации
Ход занятия:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
В: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в этом стихотворении.
Д : Зима.
В : А какие вы знаете зимние месяцы?
Д : Декабрь, январь, февраль.
В: Да у каждого времени года есть свои 3 месяца
В: Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?
Д: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
В : Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
В : Вы знаете? Как называются картины, на которых изображены
явления природы?
Д: Пейзаж.
В: А кто их рисует?
Д: Художники, пейзажисты
В: Кого вы знаете из художников - пейзажистов?
Д: Левитана, Шишкина, Васнецова.
В: Давайте посмотрим, что изобразил художник и вспомним, зачем мы наблюдали на прогулке.
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник.
Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места. Сегодня мы будем рисовать необычным способом а при помощи манки и ватных палочек деревья будем рисовать кистью Дети вы уже знаете как рисовать деревья.
-Мы сейчас вместе вспомним с чего начинать рисовать.
-Я начну рисовать с елки, которая стоит дальше от нас. С темно-
зеленой краской рисую контур (с кончиком кисточки) после
закрашиваю, не выходя с контура, белой краской рисуем березу. Далее берем манку. Манка удивительным образом похожа на крупинки снега!
Сугробы мы будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем сугробы, дорожки. Рисовать нужно быстро - что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, насыпаем её на клей - крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. Лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга - улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг - все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте - как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте "снег". По ходу работы индивидуально помочь детям, которые затрудняются в чем-нибудь. Дети работают под музыку.
За 1-2 минут до анализа занятия говорю. - Дети наше занятие подходит к концу, будем смотреть наши работы
В: Ребята, я хочу закончить наше с вами занятие красивым стихотворением А.С.Пушкина "Зимнее утро":
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег, лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Дети посмотрите друг у друга, чья работа вам очень нравиться и
почему? (дети выбирают)
Выбранные работы займут свои места на выставке.

Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 39

Г. Арзамас Нижегородской области

Конспект НОД в старшей группе

Пришла зима

подготовила

Воспитатель группы компенсирующей направленности

Кривоногова Татьяна Ивановна

г. Арзамас

2013

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Используемая литература:

  1. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.
  2. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-150с.
  3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -114с.
  4. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- Москва: Творческий Центр «Сфера», 2001г.-130с.
  6. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И. Бочкарева и т.д.- Волгоград: «Корифей», 2009.- 26с.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой–М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
  8. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!?.- Москва: «Гном и Д», 2000г.-56с.

Программное содержание:

Уточнить и обобщить знания детей о зиме;

Вызвать положительный отклик на явление природы в передаче своего отношения средствами поэзии, музыки и изобразительного искусства;

Развивать воображение, учить формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы;

Побуждать к поиску разнообразных средств выразительности;

Воспитывать любовь к природе

Чтение рассказа С. Седого, М.Москвиной «Пришел на землю новый год». Рассматривание репродукции картин И. Шишкина «Зима», Грабарь «Зимний пейзаж». Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «У камилька - январь», «Святки – декабрь»

Материалы и оборудование:

Тонированная бумага размером с альбомный лист, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, цветные карандаши, кисти, баночка с водой, салфетки, кукла – Снегурочка

Ход занятия

Подхожу к полочке, на которую заранее незаметно поставила куклу – Снегурочку и спрашиваю:

Здравствуй девочка, как тебя зову?

(снегурочка читает стихи)

В чаще леса я живу,

В гости к детям прихожу.

Через стужу и снега,

Добралась я к вам сюда.

Внучка дед Мороза я,

Узнаете вы меня?

Я снегурочка – снегурка,

Светлолицая девчурка.

Белокурые косички

Расписные рукавички.

В.: - А почему ты такая невеселая?

С.: - Мой дедушка Мороз хочет украсить зимний лес в волшебный наряд, и он попросил меня нарисовать зимний пейзаж. Мне так хочется его порадовать, но я даже не знаю что такое – пейзаж. Может быть, ребята вы знаете?

В.: - Снегурочка, как хорошо, что ты к нам пришла. Мы собирались с ребятами рисовать зимний пейзаж. И дети тебе сейчас скажут что такое пейзаж.

Дети: - Это картина о природе.

В.: - Ребята вспомните, какие картины о зиме мы рассматривали с вами?

Дети: - И. Шишкина «Зима», Грабарь «Зимний пейзаж»

В.: - Давайте поможем Снегурочке, нарисуем ей зимние пейзажи. Но перед тем как рисовать, вспомним, какие краски зимы мы с вами наблюдали в природе и на картинах художников.

Дети: - В яркий солнечный день бывает ярко-голубое небо, а иногда изумрудно-зеленое, в хмурый день серое, свинцовое. Снег белый, голубоватый, розоватый

В.: - Правильно ребята, а сейчас подумайте, что вы будите изображать в своем рисунке? С чего начнете? Что вам необходимо для этого? И какие краски заиграют на вашем небе.

Физминутка

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги

Не завязнуть в снеге чтобы

Поднимаем выше ноги.

И вот так идем, идем,

И к себе приходим в дом

Уточняю замысел 2 - 3 детей, обговариваю возможные способы изображения.

В.: - Ребята, вы задумали очень интересные пейзажи, и заснеженный лес и пушистые елочки в снежном наряде. Рисунки у вас должны получиться разные – ведь каждый художник видит и рисует по – своему.

Под музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена года», дети начинают рисовать.

Итог занятия.

В.: - Ребята, какие вы молодцы! Вы очень постарались, у вас получились замечательные пейзажи. Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и найдите пейзаж, который подходит к этим строкам.

В заключение Снегурочка говорит:

Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь я знаю, что такое пейзаж и как его можно нарисовать. А теперь поспешу к дедушке Морозу, передам ему работы ваших ребят и порадую его красивыми пейзажами.