Рисунки на тему деревня деревянный мир. Урок с презентацией на тему «Деревня-деревянный мир. Красный угол в избе

Деревня – деревянный мир

  • Киреева Татьяна Ивановна
  • учитель изобразительного искусства
  • МБОУ Дорогобужская СОШ № 2
  • Смоленской обл.
  • Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского
  • Русское жилище - ИЗБА
  • Деревня - деревянный мир
Жизнь человека всегда была связана с природой родного края Характер природы формировал способ жизни людей, определял, где и как строить дома
  • Иногда дома как бы сливались с природным окружением. Дерево служило основным материалом при постройке дома
ДЕРЕВНЯ - дерево
  • ДЕРЕВНЯ - дерево
  • УЛИЦА – «у-лица»
  • Главное место в нём занимает печь, поэтому называют дома избами - (от слов «истьба», «истопа» - тёплое место), т.е.
  • изба – это жилище, которое отапливалось изнутри, служило защитой от холода.
Изба - русский срубной жилой дом
  • Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце - словно теплый мед.
Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
  • Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
ИЗБА
  • Избы высокие, в два этажа
  • В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок: всё для тепла.
  • Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений
Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
  • Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
Около клети помещались амбары, колодец
  • Около клети помещались амбары, колодец
Украшение избы
  • Двускатная крыша - шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
  • Венчает кровлю бревно - охлупень
  • Охлупень воспринимался в народе
  • как защитник крестьянской семьи
  • охлупень
Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины
  • Стык причелин закрыт свешивающимся вниз полотенцем
  • полотенце
  • Часто окна дома украшались резными наличниками,
  • ставнями.
  • Резьба по дереву
  • С чем сравнивает И.Бунин русский лес?
  • Какими словами описывает автор лес и терем?
  • Опираясь на это описание, скажите, какой характер соответствует образу русского терема?
  • Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный!
  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный.
  • Весёлой, пёстрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • Берёзы жёлтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой,
  • Как вышки, ёлочки темнеют,
  • А между клёнами синеют
  • То там, то здесь, в листве
  • сквозной
  • Просветы в небо, что оконца.
  • Лес пахнет дубом и сосной,
  • За лето высох он от солнца,
  • И осень тихою вдовой
  • Вступила нынче в терем свой…
  • И. Бунин
Задание:
  • Задание:
  • Нарисуйте образ русской избы на фоне русской природы.
  • Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.
  • Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.
Крестьянский дом северного типа

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине -пейзаже "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно- технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадина. (слайд 3)

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село Хмелёвка?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины "Село Хмелёвка" очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне - соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга. (слайд 4)

Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подробно освещается эволюция деревенского жилища. Далее, в следующем методическом материале, содержится информация о строительстве деревянного дома, которая помогает конструировать его на уроках технологии (художественного труда)

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация «Русская деревня» Составитель: учитель ИЗО Максимова Жанна Анатольевна школа №411

наша Родина - Русь, Россия наши предки - славяне

Сказитель Баян

летописец

А.Хуторной Летописец

Сайда Афонина.Просветитель Преп. Иосиф Волоколамский

Центр просвещения на Руси - православные монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Великий летописец - Нестор Преподобный

Религия древних славян – язычество (многобожие)

Мировое дерево (дерево миров)

Верховный владыка Вселенной, олицетворение Бога Рода. Имя Сварога – происходит от старославянского корня «сва» - небо («свет, свят») и «рог» - символ мужского начала. Сварог

Перун - Бог древних славян (Ярило)

В.И.Филякин Берегиня

Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини Символ Макоши в вышивке

Дочери Макоши

Птица Гамаюн-посланница богов, В.Корольков рассказывающая людям будущее

Птицы Сирин и Алконост В.М.Васнецов 1896

люди поклонялись богам советовались с ними, приносили подношения

клялись в военской верности и отваге

повсюду стояли их идолы Чугриев В.Ю. Славянская деревня

О богах слагали мифы и сказания

В честь богов устраивались гулянья Лебедев К.В. Ночь на Ивана Купалу

Так было до тех пор, пока князь Владимир не принес на Русь христианскую православную ВЕРУ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

долой идолов

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира Фрески Владимирского собора

Виктор Васнецов. Крещение Руси Фрески Владимирского собора

Станислав Бабюк. Свержение Перуна

Поселение славян

Славяне жили племенными общинами, поселениями, деревнями, городами.

Свои поселения славяне обносили стенами Гардарика

Строили на возвышенности, чтобы рядом были -

лес и река

Такой славяне представляли реку

Борис Ольшанский

Места добрые недобрые

Недобрыми - считались места старых пожарищ

Места с искаженными деревьями

Места с искаженными деревьями

Места со странными,

страшными деревьями

Для поселения выбирали светлые "чистые", без дурной славы места

Панасенко. Родина

Что нам стоит дом построить!

Для строительства важно было взять "правильное" дерево

Верили, что деревья живые, все видят и слышат

Могучие, старые деревья не срубали

Славяне верили, что в них живут души мудрецов

Нельзя было срубать молодые, подрастающие деревья

Какие породы деревьев использовали для строительства дома?

Шишкин И. Дубовая роща

Шишкин И. Березовая роща

Шишкин И. Верхушки сосен

Шишкин И. Еловый лес

Прежде чем срубать дерево, к нему шли на поклон, просили у него прощения и объясняли необходимость сруба.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская деревня

Центром и душой каждой деревни, каждого села является церковь - храм Божий

Деревянные дома строили простые – одноэтажные и более сложные, двухэтажные

Археологические раскопки дают самую интересную и достоверную информацию о жизни поселений наших древних и не очень далеких предков

Троицкий раскоп 12 век. Новгород

Юрьево городище Новгород Музеи деревянного зодчества

Свои первые дома славяне устраивали в земле (землянки)

Землянка без стен и с печкой каменкой

Землянка со стенами, кровлей и глинобитной печкой с жаровней

Укрепляются стены и кровля землянки

Дом выбрался из-под земли, появляется волоковое оконце и крыльцо

Совершенствуется конструкция крыши, укрепляется фундамент, увеличивается окно

ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Ц е л и и з а д а ч и: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками­ пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи. художественный вкус, О б о р у д о в а н и е: для учителя – репродукции, методические таблицы; для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Л и т е р а т у р н ы й р я д: А. Твардовский «Воспоминания о детстве»; стихотворения С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. М у з ы к а л ь н ы й р я д: запись народных инструментальных мелодий. I. Организационный момент. Х о д у р о к а Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь. Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус: У ч е н и к и (читают тему урока). Деревня – деревянный мир. У ч и т е л ь. Сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры. Звучит запись инструментальной русской народной мелодии. Учитель читает отрывок из воспоминаний о детстве А. Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна». С чего начинается родина, отчизна? У ч е н и к и. С дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой родины. У ч и т е л ь. Тонкие березки, русские избы и огороды, обнесенные простеньким плетнем, – все это такое близкое и родное. Это все малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине­пейзаже «Село Хмелевка» Н. М. Ромадин. Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. Художник пишет: «Детство мое было полно лишений и приключений. Никакие блага не могли заставить отца мирно жить и работать в одном месте… Он объездил чуть ли не все города России». С одиннадцати лет Николай Ромадин стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал – был продавцом газет, служил переплетчиком, затем пекарем. Юношей ушел добровольцем в Красную гвардию, чтобы защищать завоевания Октябрьской революции. Ромадин получил художественное образование в Москве, во Вхутемасе (высшие художественно­технические мастерские). Он написал очень много картин­пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с ее широкими далями, многоводными реками, с холмами и лесами. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж «Село Хмелевка» Н. М. Ромадина. В о п р о с ы п о к а р т и н е: – Какие чувства рождает у вас эта картина? – Где расположено село Хмелевка? – Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему? – Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине? – Почему изменилась окраска дальнего берега реки? – Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему? – Как связан между собой образ русской природы и образ русской деревни? – Какое впечатление создает у вас картина в целом? У ч и т е л ь. Художественный язык картины «Село Хмелевка» очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось большое село Хмелевка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Спускающаяся к реке балка открывает синюю гладь Волги, далекие подчеркнутые дымкой берега сливаются с горизонтом. Стоит прощальная пора, когда на смену лету приходит золотая осень. Деревья еще в багрово­ желтом одеянии, но листья уже поредели и, падая, устилают побуревшую землю. Дыхание осени рождает грустные чувства о чем­то прошедшем и безвозвратно потерянном. Ближе к реке лес более густой с золотисто­ коричневыми кронами. Сизые избы, крытые где тесом, а где и соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой­то сиротливой и нежной горечи. В селе тихо, почти безлюдно, только две женщины неторопливо идут по косогору. И все же пейзаж картины говорит о жизни мужественных и трудолюбивых людей в тяжелое для Родины время – войне с фашисткой Германией. Через тревожно лирическое восприятие природы художник выражает свою горячую любовь к русскому народу. Пейзаж проникнут глубоким чувством природы. Он немногословен, ничто здесь не отвлекает внимания на частности. В картине много воздуха и света. Солнце мягко, без блеска, но четко освещает село и окружающий пейзаж. Небо ясное и чистое, без единого облачка. Раздолье Волги, ее мощь и величие созвучны думам о свободе русского народа. Художник как бы говорит картиной: не может мириться Волга с врагами­захватчиками русской земли. Вот она, красавица Волга, синеет вдали, такая спокойная и величавая, суровая и неприступная. В картине органически слилась русская природа и жизнь села Хмелевка. В годы военных испытаний избы, огороды, обнесенные простеньким плетнем, и сиротливые березки, молодой кустарник, величавая река объединены общим настроением – грусти и печали. Так художник показал единство и гармоничную связь русской природы и русского человека. III. Художественное слово о родном крае, о русской деревне. Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Несказанное, синее, нежное … . Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег на плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я люблю этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная мощь, Наша печь как­то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком­то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее. Н. Языков У ч и т е л ь. Какое чувство объединяет эти художественные произведения и живописное полотно Н. М. Ромадина «Село Хмелевка?» У ч е н и к и. Чувство гордости и любви к Родине, к русской природе и русскому народу. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Жура­жура­журавель! Облетал он сто земель. (Взмахи руками.) Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.) Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.) IV. Знакомство с деревянной храмовой архитектурой. Учитель демонстрирует фотографии северной деревянной архитектуры и ансамбля Кижи. У ч и т е л ь. Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства – дерево. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его помощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы. Русские мастера умели строить так, что творения их рук казались нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке. Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столбиками. Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Преображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговаривая: «Не было и не будет больше такой!» V. Самостоятельная работа учащихся. 1. П о в т о р е н и е составных частей русской избы:  сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;  выпуски – концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;  крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;  конек – верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупенем;  причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;  полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин;  гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;  чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей;  лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;  наличник – декоративное обрамление «лица» избы – дверного или оконного проема. 2. Г р у п п о в а я р а б о т а. В игровой форме, Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей на больших листах гуашью. Прежде чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором расположились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают вывод о том, при каком расположении дома выглядят разобщенными. Они возражают против четкой выстроенности построек в ряд. В качестве самого удачного расположения учащиеся выбирают такое, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создается естественная композиция. В результате дети легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой; то, что дальше, по размеру меньше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. Вариант конструктивной работы. Коллективное панно «Образ русской деревни» Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо­серые, золотисто­коричневые, как сказочная хохлома), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладет широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте. Учитель напоминает значение терминов: Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Перспектива (фр. perspective) – в изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на плоскости. VI. Итог урока. Экспресс­выставка, оценка работ. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай – и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Сруба творец пятистенного, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! Леонид Мартынов Уборка рабочих мест. Домашнее задание: подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.

Цель: Раскрыть роль ис­кусства в понимании гармоничной связи русского жилья с приро­дой.

Задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей лю­бовь к природе, художественный вкус, потребность ориентировать­ся на духовные ценности народного искусства; укреплять меж­предметные связи.

Оборудование: фотографии деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукции картин Николая Анохина - Уходящая Русь, Фёдора Васильева – Деревня,

Исаака Левитана - Солнечный день.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Вспомните, в каких местах на Руси строили поселения? (Поселения строились вдоль рек, на равнинах, около леса, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном)

Как назывались такие поселения одним словом? (деревни)

III. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:




(Деревня - деревянный мир)

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в русской деревне, познако­мимся с различными видами изб, будем любоваться красотой дере­вянной храмовой архитектуры.

ІV. Беседа по теме урока.

1) - Послушайте отрывок из воспоминаний о детстве Д. Твар­довского:

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первона­чальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детст­ве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

С чего начинается Родина, Отчизна? (ответы: с малой родины, с города или деревни, с дома, улицы).

На доске репродукции: АНОХИН Николай - Уходящая Русь ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Деревня ЛЕВИТАН Исаак - Солнечный день

2) Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

(Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков

Несказанное, синее, нежное....

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Как о ком-то погибшем, живом.

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Какое чувство объединяет эти художественные произведения? (ответы детей)

Я произнесу слово «деревня».

Что вам представилось? (ответы детей)

- Откройте учебник на стр.20. Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень»

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Какое настроение выражено в этой картине?

Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и образ рус­ской деревни?

Какое впечатление создает у вас картина в целом?

Вот вам со словом «деревня» представились сразу дома.

А как назывался раньше «дом»? (ответы детей)

Почему называли «изба»? (Изба – русский срубной дом. Главное место в них занимают печи, поэтому дом называли избами (от слов «истьба», «истопка»- тёплое место)

- Из какого природного материала строились избы? (избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её)

Откройте учебник на стр.21. Прочитайте текст учебника.

Почему строения были деревянными? (ответы детей)

Леса в нашей стране занимали огромную территорию. Древесина – это доступный природный материал в конструкции жилища.

А как называли людей, которые занимались строительством домов? (плотники)

Рассмотрите рисунки на стр.21-22. Какие инструменты использовали плотники для строительства избы? (топор, рубанок)

В чём заключалось мастерство построек? (ответы детей)

А можно ли к мастерству отнести украшения построек?

Что украшалось?

Прочитайте текст учебника на стр.23-24.

А какие ещё деревянные сооружения можно увидеть в русской деревне? (колодцы, амбары, клети (где хранили одежду, посуду и т. д), ворота, крыльцо, забор)

Физкультминутка

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!

Учитель демонстрирует фотографии деревянной ар­хитектуры (церкви, соборы, храмы, сделанные из дерева и без единого гвоздя) и ансамбля Кижи.

Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства - дере­во. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его по­мощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук каза­лись нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столби­ками.

Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Пре­ображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговари­вая: «Не было и не будет больше такой!»

V. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети обсуждают расположение альбомного листа; вспоминают об украшениях изб; о том, что если предмет ближе – он крупнее, дальше – мельче, изображаемые предметы не висят в воздухе; о смешивании красок, для получения нужного цвета и т. д.)

VІ. Выставка и оценка работ.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Гении старого зодчества –

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай - и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

Леонид Мартынов

VІІ. Итог урока.

Продолжи предложения: Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….

VІІІ. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1.Учебник «Каждый народ - художник».

2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе / авт.-сост.

3. Произведения Леонида Мартынова «Гении старого зодчества», С. Есенина «Несказанное, синее, нежное....», Н..Языкова «Мой друг, что может быть милей…», Д. Твар­довский «Воспоминания о детстве».

4. Статьи из интернета.