Роберто Болле: «Я считаю, что одиночество не проклятье, а удовольствие. Роберто болле: «я считаю, что одиночество не проклятье, а удовольствие Вы прекрасно танцуете, а как итальянец - поете

Итальянский танцовщик Роберто Болле -

одна из самых ярких звезд на современном балетном олимпе.

Он из Пьемонта, родился в местечке Казале Монферрато в провинции Алессандрия.

Роберто Болле молод, красив, знаменит. Его любят, обожают, боготворят женщины, восхищаясь талантом и красотой.

Официальную страницу Болле в Instagram читают 300 тысяч подписчиков. О своей славе Роберто рассказывает:

Приходится, конечно, от многого отказываться и многим жертвовать, но если бы мне предложили пройти этот путь заново, я бы повторил каждый шаг, поскольку мне это приносит огром-ную радость и удовлетворение, не только на сцене, как артисту, но и как человеку. Когда ценой жертв достигаешь успеха, славы, все трудности отходят на второй план, и их уже не заме-чаешь. Я понимаю, что очень многие люди, даже работая в поте лица, не достигают такого успеха, как это случилось со мной. Поэтому я знаю, что Роберто Болле - везучий человек, поскольку получил самое лучшее вознаграждение за свои труды.

Юного одаренного танцовщика в Школе танцев "La Scala" заметил леген-дарный Рудольф Нуриев. Он искал балеруна на роль мальчика Тадзио для балета "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна, повествующей о любви стареющего немецкого писателя к польскому юноше, и его взгляд пал на Роберто. Так началась карьера юного Болле. Во многом благодаря балету "Смерть в Венециии" и блиста-тельной партии в спектакле "Ромео и Джульетта" в 1996 году Болле в 21 год стал премьером La Scala в Милане, потратив на покорение знаменитой сцены всего два года.

Роберто Болле называет Рудольфа Нуриева своим ангелом-покровителем, ведь учитель подарил ему самое ценное - веру, опыт и напутствие. К слову, свои знаменитые роли в "Спящей красавице", "Золушке", "Дон Кихоте" и "Лебедином озере" Болле испол-няет по хореографическому рисунку, созданному Нуриевым.

Высокий голубоглазый итальянский красавец купается в славе собственных па. Некоторые считают его чрезмерно самовлюбленным, но сам Болле не согласен с этим:

Я сосредоточен на себе, на своем теле, на своей технике, но я не Нарцисс.

Если уж сравнивать меня с персонажами мифов, то я скорее Марс. Для меня каждая партнерша - Венера.

Роберто Болле покорил сцены главных театров мира, но на этом его триумф не закончился. Мир моды не мог остаться равнодушным к его славе и привлекательной фактуре. Известные фотографы, включая Марио Тестино и Энни Лейбовиц, снимали его для журналов мод, представляя в образе то полуобнаженного бога, то сказочного принца, то Ромео.

Что касается личной жизни, то Роберто Болле одинок:

Учитывая мои бесконечные разъезды, иметь семью - большая проблема. Свой запас любви я трачу на сцене.

К своей красоте и сексуальности Роберто относится очень серьёзно, каждый день работая над собственным совершенствованием:

Я считаю, что это огромный подарок и драгоценный инструмент, который надо хранить, моделировать и совершенствовать. Каждый день в десять часов утра я начинаю урок длительностью в полтора часа. За ним следуют пять часов репетиций.

Со Светланой Захаровой

Протеже легендарного танцора Рудольфа Нуриева начал свою карьеру в Милане, став в 20 лет ведущим солистом в La Scala. Красивого и талантливого итальянца желала видеть публика всех культурных столиц мира. Роберто выступал на сцене Большого театра, станцевав партию в «Лебедином озере» в паре со Светланой Захаровой на вечере, посвященном 75-летию Майи Плисецкой. 2,5 миллиарда человек смотрели на изящные па Болле на открытии Олимпийских игр в Турине. Папа римский Иоанн Павел II также наблюдал за танцем итальянца на праздновании Дня молодежи.

Обладающий внешностью римского бога Роберто стал любимцем модных домов. В 2008 году Болле начал сотрудничество с брендом Ferragamo, а в 2009 году красавчик появился на страницах Vogue вместе с моделью Коко Роша. Сегодня артист является лицом бренда Dolce&Gabbana.

Личная жизнь одного из самых знаменитых танцоров балета — 40-летнего Роберто Болле всегда была окутана дымкой тайны. В интервью красавчик с гуттаперчевым телом рассказывает о своей давней любовной истории с балериной, но более точных подробностей звезда театра La Scala всячески избегает. На днях итальянским папарацци удалось раскрыть секрет Болле — танцор был замечен в центре Рима с мужчиной, с которым он слился в страстном поцелуе прямо на виду у прохожих. Возлюбленным танцора оказался 39-летний пластический хирург

Роберто Болле, самый знаменитый итальянец, звезда мирового балета с самой высокой ставкой, скромно сидит в чужой гримерке и ждет, когда позовут на репетицию. Он прилетел буквально на два дня в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в грандиозном гала, посвященному 85-летию балетной труппы Михайловского театра. Эксклюзивное интервью он дал только «МК».

Из досье «МК»: В Италии он национальный герой. Его изображения повсюду висят на улицах. Итальянцы своего танцовщика обожают, называют золотым мальчиком и доверили открывать своим танцем Олимпийские игры в Турине в феврале 2006 года. А два года назад (2016 г.) он стал гостем песенного фестиваля в Сан-Ремо, исполнив номер Мауро Бигонцетти на песню «We Will Rock You» группы Queen.

Помимо Ла Скала Роберто Болле также премьер Американского балетного театра. До него звания ведущего солиста в Америке не удостаивался ни один итальянский танцовщик. В последние годы, в составе Американского театра балета, он регулярно выступал на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера. Он также являлся приглашенной звездой Английского королевского балета и даже танцевал в Букингемском дворце перед королевой по случаю 50-летия восшествия на престол Елизаветы. Это выступление транслировалось в прямом эфире Би-би-си во всех странах Британского содружества. А 1 апреля 2004 года, в честь Дня молодежи, он выступил на площади Святого Петра в Риме перед Папой Иоанном-Павлом II.

И вообще, где Болле только не танцевал! Даже у подножья пирамид Гизы в Египте в опере «Аида» - на торжествах в честь десятилетия Каирского оперного театра. В этой же партии он выступил в новой постановке оперы - на сцене Арены ди Верона. Спектакль транслировался в прямом эфире на телеканалах всего мира.

В 2009 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе Болле была присуждена премия «Молодой мировой лидер». С 1999 года танцовщик является послом доброй воли организации ЮНИСЕФ. В этом качестве он посетил Судан (2006) и Центральноафриканскую Республику (2010), чтобы собрать средства и привлечь внимание мировой общественности к детям, подвергающимся насилию. В 2012 году стал кавалером Рыцарского ордена Итальянской Республики за заслуги в области культуры, через два года получил золотую медаль ЮНЕСКО за художественный вклад. В январе 2018 года он выступил на открытии Всемирного экономического форума в Давосе.

Роберто, можно вас попросить немного вернуться в прошлое и вспомнить свою встречу с Рудольфом Нуреевым? В России сейчас просто возрождение его культа. Известно, что он заметил вас и пригласил участвовать в спектакле «Смерть в Венеции»…

Это было в тот момент, когда я обучался в школе при театре Ла Скала. Нуреев пришел проверить декорации к «Щелкунчику». Он меня заметил во время репетиции, хотя наша последующая встреча была чистой случайностью, потому что я вместе с другими учениками участвовал в балете «Щелкунчик». И когда на следующий день Нуреев пришел позаниматься на сцене (несмотря на возраст, он продолжал заниматься), я в это время там находился, и у нас была возможность, чтобы поговорить лично. И на протяжении часа, когда я занимался, он исправлял мои движения, подсказывал, давал какие-то рекомендации и советы - прозанимался со мной целый час. Потом я должен был уйти. В этот же вечер у меня дома раздался звонок с предложением сыграть Тадзио в спектакле «Смерть в Венеции».

Я должен сказать, что, к сожалению, не получил разрешения участвовать в этой постановке, поскольку я был несовершеннолетним, а репетиции проходили не в Ла Скала, а в другом городе, поэтому меня не могли отпускать как несовершеннолетнего ученика. Но эта встреча оказала на мою дальнейшую жизнь очень большое влияние: я понял, что то, чем я занимаюсь, это и есть мое будущее.

- Вы сожалеете о несостоявшейся работе с Нуреевым?

Вы знаете, в тот момент я очень сильно переживал, для меня это была почти трагедия. Но сейчас я понимаю: то, что этого не произошло, для меня оказалось гораздо лучше, потому что я мог буквально испепелиться и сгореть дотла. Я знаю, что с Рудольфом было очень трудно работать, а я был абсолютнейшим ребенком, не подготовленным к этой ситуации ни морально, ни физически. И для меня все могло кончиться нехорошо, если бы я участвовал.

Сейчас в мире балета вы занимаете то же место, что и Рудольф Нуреев. У него был, как вы правильно заметили, ужасный характер, а вы - совершенно другой.

Я должен сказать, что характерами мы очень сильно с ним различаемся. Известно, что он был очень гневлив, легко поддавался приступам гнева и мог быть не всегда корректным с партнерами во время выступления. Я отличаюсь от него не только тем, что по-другому себя веду и у меня другой характер, - я вообще другой, мы ни в коей мере не можем быть поставлены на одну доску. Потому что это была совершенно другая эпоха: Нуреев был абсолютным мифом, недостижимой величиной. В наше время таких фигур нет, и поэтому не надо сравнивать меня и его.

То, что нас объединяет с Рудольфом Нуреевым, - это то, что он открыт ко всему остальному миру, и я тоже в своей деятельности стараюсь следовать его склонности к экспериментаторству. Он участвовал в телешоу, снимался в кино, работал в театре. И я следую ему, чтобы открыть фигуру классического танцовщика, которая достаточно закрыта и ограничена в своей деятельности, чтобы открыться для других видов деятельности - таких, как реклама, кино.

Мы разговариваем, а вы, простите, все время что-то едите из пакетика. Что это такое и является ли это балетной диетой?

Тут у меня насыпаны всякие сухофрукты - изюм, цельнозлаковые мюсли. Я стараюсь всегда есть полезную еду, потому что в паузах в работе обычно можно поесть только какую-нибудь дрянь. А поскольку я стараюсь питаться правильно, то я в предыдущий перерыв съел банан, теперь ем злаки с изюмчиком.

- Ничего себе! А как быть с тем, что итальянцы - самые большие гурманы, любители еды? Вы не итальянец?..

В этом смысле я совершенно не итальянец, потому что не ем массу вещей - мясо, я очень редко ем пасту, я никогда не ем сыры, ничего жареного, потому что мне приходится очень жестко контролировать свою форму.

(Тут за ним прибежали и позвали на репетицию. Роберто извиняется, уходит из гримерки, обещает вернуться. Слово свое он сдержал.)

Итак, продолжаем. Если вы в еде не типичный итальянец, то во всем остальном вы как? Может, вы типичный американец? Или типичный русский?

Хороший вопрос: может быть, я действительно типичный русский. Думаю, что я все-таки типичный итальянец, потому что если говорить об Италии, исключив аспект еды, то это страна красоты. Она выдержана не только в известных произведениях искусства, но и в моде, в архитектуре, во всем, что тебя окружает. Я большую часть жизни прожил и продолжаю жить в Италии, в окружении широкого контекста красоты, и здесь я сформировался как типичный итальянец.

Вашей физической форме - и особенно фигуре - могут позавидовать даже более молодые танцоры. Про бананы мы уже слышали; что-нибудь кроме ограничений в еде и балетного тренинга вы делаете?

Да, я думаю, что здесь самое главное - это известное постоянство и твердость в своих привычках. Помимо обычного балетного класса, помимо питания очень важно расписание занятий без всяких поблажек. Если ты хочешь танцевать и быть в хорошей форме, ты не должен ходить на дискотеки, поздно ложиться спать и т.д. Я отношусь к себе и к своему организму как к механизму, потому что машина для того, чтобы хорошо ездить, должна получать топливо, то есть в данном случае - питание. Нужно не достигать формы, а поддерживать ее на должном уровне, в том числе и с помощью режима дня и очень строгого следования тому, что ты делаешь каждый день из раза в раз без каких-либо отклонений.

- Вы такой правильный? Во всем себя ограничиваете, не можете позволить то, что позволяют другие…

Да, я крайне далек от всякого рода нарушений, которыми действительно страдают многие. Я могу сказать, что я не пью и никогда не пил, не курю, очень ограничиваю себя в еде, но все эти жертвы, отказы вызваны моей главной страстью - страстью к танцу. Поэтому я прекрасно понимаю, что без этих ограничений невозможно себя поддерживать в том состоянии, в котором себя поддерживаю. Конечно, я живой человек, бывают какие-то срывы. Скажем, под воздействием стресса я могу съесть что-то лишнее или лечь спать позже, чем следовало. Но это те редкие исключения, которые поддерживают правило, и в целом режим дня у меня очень строгий.

- Но обратная сторона любой страсти - это одиночество. Испытываете ли вы это чувство?

Вы знаете, я очень люблю одиночество. Я считаю, что одиночество - не проклятье, а удовольствие. Во-первых, я к нему привык и вообще считаю себя одиночкой по складу характера. Дело в том, что я уехал из родительского дома в 11 лет и привык с малолетства быть один. И сейчас, когда я много путешествую и часто остаюсь один, не испытываю никакого дискомфорта, только наоборот: в одиночестве чувствую себя абсолютно прекрасно. И скажу даже больше: если в силу обстоятельств мне приходится находиться в большой компании людей, я испытываю потребность, чтобы остаться одному и какое-то время провести в одиночестве. Это не то, от чего я страдаю.

Дело в том, если вы обратили внимание, что я всегда делал фотосессии в стиле ню с выдающимися фотографами экстра-класса. И я хочу сказать, что как в своих фотосессиях, так и в своих профилях в социальных сетях стремлюсь разделить красоту балетного мира и красоту в широком смысле слова со зрителями, которые не всегда могут к этому прикоснуться. Я старался - и, надеюсь, мне это удалось - избежать в фотографиях какой-либо пошлости. Для меня это прежде всего художественное фото - с акцентом на слово «художественное».

И вам это удалось. Вы также снимаетесь в качестве модели для модных журналов. Насколько вам это интересно - мир моды?

Для меня это достаточная часть моей жизни. Я давно живу в Милане, в 21 год стал этуаль театра Ла Скала, поэтому с 19 лет меня приглашали на разные модные вечеринки, показы… Поэтому мир моды является важной частью в моей жизни - скорее ее развлекательная часть. Я делаю краткие вылазки туда, а потом возвращаюсь в обычную жизнь, с обычными для меня ценностями. А мои ценности - они лежат вне мира моды. Я много работал с Дольче и Габбана, Ферагамо и другими модными домами, со многими представителями мира моды я дружу и с удовольствием посещаю мероприятия, с этим связанные. Но это небольшая часть моей жизни.

Буквально полгода назад мы были в Спалетто на удивительном вечере «Роберто Болле и друзья». Что нужно сделать, чтобы стать другом Роберто Болле и попасть в эту чудесную компанию?

Эта программа существует уже 15 лет, мы показывали ее на лучших площадках Италии - в Колизее, Арене Ди Верона, - и это прекрасная возможность соединить красоту классического танца с красотой исторических мест Италии. Я приглашаю разных артистов, включаю классические и современные танцы; участвуют как звезды, так и молодые ребята, но поскольку я много езжу по миру, многих вижу и приглашаю.

Вы известны как прекрасный партнер. Но были ли случаи в вашей сценической биографии, что вы, простите, не удержали партнершу, уронили, что случается у многих?

Должен сказать, чтобы прямо вот так уронить… У меня был единственный случай в практике, когда я уронил балерину, но это было еще в период обучения. И не на сцене, а в репетиционном зале. И я не просто ее уронил, но и сам свалился вместе с ней. А на сцене у меня до сих пор никаких серьезных происшествий не случалось - хотя по мелочам бывают неудачи, но, слава богу, без серьезных происшествий.

- В Италии на каждом шагу ваш портрет. Не преследуют ли вас папарацци и как вы к этому относитесь?

Конечно, папарацци, фотографы мешают нам жить, потому что они не умеют отличать частную жизнь от общественной, и, разумеется, часто возникают неприятные ситуации. И странно, что люди не понимают потребности другого человека, чтобы ему оставаться в спокойном состоянии. Хотя должен признаться, что последние два года даю мало поводов - меня практически перестали беспокоить, наверное, потому, что я не хожу никуда, кроме тех мест, где должен быть по работе. Я не хожу на дискотеки, в рестораны, и им нет необходимости за мной следить. Собственно, вышел из дома - пошел на работу.

Что касается поклонников и ограничений, то тут я могу сказать, что из-за этого не могу отдыхать в Италии. Я всегда вынужден ехать отдыхать в другие страны, потому что люди, которые меня окружают, считают, что должны выказать мне свою любовь, расположение и счастье от встречи со мной, а я должен быть готов в любой момент эту любовь принять. А они не подозревают, что я хочу отдохнуть и какое-то время побыть без них.

- Вы прекрасно танцуете, а как итальянец - поете?

Очень плохо, очень плохо.

Последний вопрос. Мы хотели бы чтобы ваша танцевальная карьера продолжалась еще долго, но тем не менее - что вы думаете делать по завершению карьеры?

Когда Махар Вазиев работал в Ла Скала, он всегда говорил мне: «Роберто, ты должен занять мое место, когда я уйду». Так что я собираюсь занять место Махара Вазиева. Но, к сожалению, он ушел слишком рано, поэтому я не могу сейчас завершить карьеру, но рано или поздно его место займу.

26 сентября в Москве состоится гала-концерт "Звезды балета XXI века". На глазах у гостей Кремлевского дворца встретятся восходящие звезды и ведущие артисты мирового балета. В Москву везут и секс-символа итальянской сцены - Роберто Болле. Его называют танцующим Аполлоном и Паваротти балета. Когда Роберто Болле изящно изгибается или выполняет эффектный гран батман, зрительницы забывают обо всем на свете, и это явление называется "эффект Болле". О жизни звезды миланского La Scala и Американского театра балета рассказывает HELLO!

Болле привык к восхищению не только женщин, но и мужчин. Сам папа римский Иоанн Павел II благословил артиста в Ватикане после его вдохновенного танца. Владимир Путин аплодировал Болле в Кремле на юбилейном вечере Майи Плисецкой, а британская королева Елизавета II наслаждалась его искусством прямо у себя дома, в Букингемском дворце, на очередной годовщине своего воцарения.

Высокий голубоглазый итальянский красавец, скульптурно сложенный, на сцене Болле купается в красоте своих па. Некоторые критики называют его Нарциссом, но Роберто с такой характеристикой категорически не согласен: "Я сосредоточен на себе, на своем теле, на своей технике, но я не Нарцисс. Если уж сравнивать меня с персонажами мифов, то я скорее Марс. Для меня каждая партнерша - Венера". Говоря так, Роберто лишь слегка метафоричен. Партнерши - а они у него всегда были самые лучшие: француженка Сильви Гиллем, итальянки Алессандра Ферри и легендарная Карла Фраччи, которая танцевала с Болле, будучи на 39 лет его старше, - с восторгом отзывались о нем. "Эти женщины-богини сами спускались ко мне с Олимпа", - рассказывает артист.

Карьера Роберто Болле, сына владельца автослесарной лавочки и домохозяйки из крошечного городка Казале-Монферрато под Турином, сложилась стремительно. Когда Роберто учился в балетной школе в Милане, его заметил сам Рудольф Нуриев. Он искал танцовщика на роль мальчика Тадзио для балета "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна, повествующей о любви стареющего немецкого писателя к польскому юноше, и его взгляд пал на Роберто. Напомним читателям, что в знаменитой экранизации новеллы режиссера Лукино Висконти, которую необычайно ценил Нуриев, красавчика Тадзио играл 15-летний швед Бьорн Андресен и потом, как говорят, страшно сожалел об этом. Болле в момент знакомства с Нуриевым тоже было 15.

"Помню, я остался в балетном классе, чтобы порепетировать в одиночестве, - рассказывает артист. - Нуриев увидел меня и попросил показать, что я умею. Я жутко разволновался, потому что Нуриев для нас был идолом. Я начал с упражнений у станка, а он меня поправлял и что-то подсказывал. Потом мы еще несколько раз виделись на репетициях - он внимательно за мной наблюдал. А потом мне сообщили, что я выбран на роль Тадзио в балете "Смерть в Венеции", который должны были ставить через несколько месяцев в Вероне".

Рудольф Нуриев К сожалению, станцевать в спектакле Роберто так и не пришлось - руководство школы выступило против его участия, но знакомство с Нуриевым стало для юноши огромным событием. Болле станцевал несколько балетов в редакции Нуриева и считает русского танцовщика своим ангелом-хранителем. "Познакомившись с Нуриевым, я окончательно понял, что балет - это мое", - говорит он.

В 21 год Роберто с блеском дебютировал на сцене La Scala и стал звездой балета, известной далеко за пределами Италии. Он покорил сцены главных театров мира, но не только. Мир моды не мог остаться равнодушным к его славе и привлекательной фактуре. Известные фотографы, включая Марио Тестино и Энни Лейбовиц, снимали его для журналов мод, представляя его в образе то полуобнаженного бога, то сказочного принца, то Ромео. Роберто стал большим другом модных домов Salvatore Ferragamo и Dolce&Gabbana. В 2014 году дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана пригласили его сопровождать Монику Беллуччи на знаменитом Балу Института костюма Met Gala в Нью-Йорке, и этот выход заставил многих говорить о романе. Увы - они только друзья.

Моника Белуччи и Роберто Болле на Met Gala в Нью-Йорке
Роберто не так легко соблазнить женской красотой, и он устоит даже перед чарами Моники Беллуччи. Роберто живет один, как вольный ветер, и не торопится создавать семью. "Учитывая мои бесконечные разъезды, иметь семью - большая проблема. Свой запас любви я трачу на сцене", - говорит артист.

На вечере Kremlin Gala Роберто будет тратить запас своей любви в дуэте с японской балериной Мизуко Уено. Вместе они исполнят номер, поставленный хореографом Роланом Пети. Но есть предположение, что зрительниц в первую очередь взволнует его сольный выход - танцовщик исполнит оригинальный номер Prototype, построенный на игре движений и света. "Танцевать в России для меня - нечто особенное, - признавался во время одного из своих визитов в Москву Болле. - Здесь публика очень знающая. Они видели многих величайших танцовщиков, и им есть с чем сравнивать. К тому же теплота русских зрительниц заряжает меня энергией".

Воспитанник старейшей балетной школы Европы при миланском театре "La Scala", он начал свою карьеру с роли Тадзио в балете "Смерть в Венеции", на котоую его выбрал сам Рудольф Нуриев.

Благословение гения

Юного одаренного танцовщика в Школе танцев La Scala заметил леген- дарный Рудольф Нуриев. С его легкой руки и начался стреми-тельный взлет талантливого юноши к вершинам мировой славы - ведь именно Нуриев дал ему роль Тадзио в спектакле «Смерть в Венеции». Во многом благодаря этому и блиста-тельной партии в спектакле «Ромео и Джульетта» в 1996 году Болле в 21 год стал премьером La Scala в Милане, потратив на покорение знаменитой сцены всего два года. С тех пор он называет Рудольфа Нуриева своим ангелом-покровителем, сожалея лишь о том, что им так и не пришлось выступить вместе на одной сцене. Кстати, свои знаменитые роли в «Спящей красавице», «Золушке», «Дон Кихоте» и «Лебедином озере» Болле испол- няет по хореографическому рисунку, созданному Нуриевым.

Красота - рабочий «инструмент»

Мастерство и уникальная гармония атлетических жес- тов заставляют публику рукоплескать таланту Болле во всем мире. Однако не меньше восхищения вызывает у армии поклонников и поклонниц его внешность. Совер- шенное, отточенное в танце тело, точные, грациозные жесты, легкость и гармония в каждом движении - все это делает знаменитого танцовщика в глазах зрителей (и особенно зрительниц) кем-то вроде символа, недося- гаемого божества, к которому нам, далеко не идеальным простым смертным, можно лишь стремиться. Завистники часто обвиняют танцовщика в «нарцис- сизме» - излишнем, на их взгляд, внимании к собствен- ной внешности. Болле не обращает внимания на подоб- ные заявления. «Мои отношения с зеркалом вполне оправданы моей работой, я все время слежу за собой. Но это внимание не выходит за рамки репетиционного зала, - говорит он. - Я благодарен природе за внешность, но и постоян-ные физические занятия дают свой эффект. В этом искусстве красота и правильные физические пропорции очень важны - не меньше, чем талант и упорство. Тем более что мы живем в мире, где внешний вид, имидж играют немалую роль». «Нерабочий» облик молодого премьера La Scala подтверждает его слова: вне театра всем стилям одежды он предпочитает самый демократич-ный - футболки, джинсы. Но перед публикой предстает в несколько ином виде - торжественном и элегантном. Ведь все это - часть игры, работающей на его сценический образ.

Жертвы, женщины, слава

Роберто Болле молод, красив, знаменит. Его любят, обожают, боготворят. Естественно, и ему не чужды сильные чувства. Он признался, что уже пережил и на- стоящую любовь, и горечь от того, что она закончилась. «Мне хочется иметь семью и детей, эмоциональную стабильность, чтобы создать собственный мир. Многие поклонницы ждут случая, но, кроме шуток, мне очень льстит такое отношение женской публики». Но пока он отдает всего себя единственной даме - Славе. «Популярность, слава - такие моменты в жизни не могут длиться вечно, и важно правильно ими распоря диться. Именно работа и все, что с ней связано, приносит мне удовлетворение и покой. Надеюсь, появится время и для отпуска, тогда можно будет уделить больше внимания чувствам. Значит ли это, что я иду на жертвы? Приходится, конечно, от многого отказываться и многим жертвовать, но если бы мне предложили пройти этот путь заново, я бы повторил каждый шаг, поскольку мне это приносит огром-ную радость и удовлетворение, не только на сцене, как артисту, но и как человеку. Когда ценой жертв достигаешь успеха, славы, все трудности отходят на второй план, и их уже не заме- чаешь. Я понимаю, что очень многие люди, даже работая в поте лица, не достигают такого успеха, как это случилось со мной. Поэтому я знаю, что Роберто Болле - везучий человек, поскольку получил самое лучшее вознаграждение за свои труды». Возможно, именно слава и огромная занятость виной тому, что у Болле, по его признанию, мало настоящих друзей. «Их можно сосчитать на пальцах одной руки, и большинство из них - женского пола. Потому что умеют слушать и понимают луч- ше», - говорит Болле.

Танец - страсть души

«Танец - моя вечная страсть, мой мир, метод выражения моего Я», - признается Болле. Будущая звезда мирового балета попросил родителей за- писать его на занятия танцами, когда ему было пять лет. Это создавало семье определенные трудности, поскольку брат-близнец Роберто уже занимался плаванием, и было бы гораздо проще водить обоих сыновей в бассейн. Но мальчик был настойчив, и родители пошли ему навстречу. Роберто особенно благодарен родителям за поддержку в трудный период жизни, когда ему пришлось пе- реезжать из родного города Верчелли в Милан, в Школу балета La Scala , и он смог продолжать путь к своей мечте.

Сейчас объект его страсти щедро платит взаимностью: Болле - желан- ный гость в Royal Ballet : в Лондоне, на сцене Национального канадского балета, в Staatsoper Ballet : в Берлине, в Вене и Монако, в «Токио Балет», в США и России. Одно из ярчайших событий в биографии знамени-того танцора - великолепная партия в «Аиде», испол- ненная им у подножия египетских пирамид, на площади Святого Петра перед Папой Иоанном Павлом II и в Турине, на церемонии Открытия зимних Олимпийских игр.

Секрет красивого финала

Любовь искусства, как известно, весьма непостоянна. А век танцора слишком короток. И находясь в зените славы, Роберто Болле задумывается о том времени, когда придется покинуть сцену. Для себя он давно решил, что нужно уходить кра- сиво, а значит - уходить вовремя. «Я знаю, что звезда, артист должен знать свой момент, когда нужно ос- тавить сцену. Танцору, к сожалению, очень рано приходится принимать подобное решение по сравнению с ак- тером или директором оркестра. Ведь все построено на блестящей физичес-кой форме - или она есть, или ее уже нет, от этого не спрячешься». Завершив карьеру артиста, Болле надеется остаться в мире танца - руководить труппой. «Хотелось бы остаться в La Scala , где я вырос в артис-тическом смысле. Из школы перешел в группу танца, а потом стал премьером... Я прошел все этапы, и логично было бы стать директором труппы, чтобы опыт, накопив- шийся за годы выступлений на крупнейших сценах мира, передать другим танцорам, тем, которые придут после меня».

Италия еще не завоевана,..

При всей мировой популярности, у себя на родине Болле напоминает своеобразный цветок в пустыне - ведь в этой стране балет в борьбе за зрительскую любовь силь- но уступает опере. Поэтому даже звездам международно- го уровня приходится нести танец публике, преодолевая стереотипы, а порой и массовое недоверие. «Сейчас я замечаю, насколько важна моя роль, как посла танца и культуры, как точка опоры, которой реально не хватает в Италии... Моя цель - заинтересовать, затронуть чувства людей, которые принимают решения на государственном уровне. Это непросто, но возможно», - говорит знамени- тый танцор. В числе первых удач на этом тернистом пути Болле отмечает спектакль «Щелкунчик» в Театре Сан-Карло в Неаполе. Балетная труппа, занятая в спектакле, была на грани распада, но постановка имела огромный успех, все билеты были распроданы в короткий срок, так что пришлось давать дополнительные спектакли.

Целительная сила искусства

В 1999 году Роберто Болле стал Послом доброй воли ЮНЕСКО, и в этом качестве он часто выступает в тех уголках мира, где недавно произошли трагические собы- тия. Такова миссия искусства - врачевать израненные души переживших трагедию людей. Кроме того, многие итальянцы, особенно живущие за рубежом, воспринимают Болле как посла итальянской культуры в мире.

«Я очень рад и горжусь этим. Многие люди меня бла-годарят за то, что рассказываю об итальянской культуре в мире. И потом, мой жизненный путь не запачкан скан- далами и пошлостями. Подавать положительный пример, особенно для молодежи, думаю, очень важно», - считает премьер La Scala .

Особая энергия России

К России и российскому балету Болле питает особые чувства. Ему не раз приходилось выступать здесь и встречаться с рос- сийскими звездами на мировых подмостках.

В 2000 году он выступил на 75-летии легендарной Майи Плисецкой в Большом театре, а в 2002 году вернулся в Большой, чтобы исполнить главную партию в «Ромео и Джульетте». Еще через год Болле участвовал в торжествах по слу- чаю 300-летия Санкт-Петербурга, танцуя в «Лебедином озере» в Мариинском театре. Среди мировых звезд, с ко- торыми он встречается на сцене, - российские балерины Ольга Жакарова и Полина Семионова.

«Конечно, все в России по-другому, ведь есть традиция и история. Это чувствуется в атмосфере театра, в артис- тах, во всех, кто трудится в театре. Я танцую по-другому, иначе», - говорит Болле .

Но самые сильные впечатления у премьера La Scala связаны с Большим театром

«Атмосфера особая, поскольку знаешь, что тебя встретят опытные зрители, которые уже видели многих танцоров в твоей нынешней роли, поэтому будут сравнивать... Рус ские зрители - очень искренние, эмоциональные, и их теп- лота меня заряжает особой энергией», - говоритБолле.

Звезда из La Scala с восторгом отзывается о своих рос- сийских партнершах, особенно выделяя Светлану Захаро- ву и Полину Семионову.

«Ясно, что эти балерины смогли взять все лучшее из российской балетной школы, объединяя это с личными качествами. Когда видишь эти совершенные формы, поражаешься сочетанию элегантности и красоты с вели-колепной физической подготовкой. Ни в какой другой стране нет балерин с подобными качествами».

Российская публика еще не раз увидит звезду из Италии - в рабочем календаре Роберто Болле на 2008 год предусмотрены выступления в двух главных городах России. На фестивале в Санкт-Петербурге 21 марта Болле выступит с мировой звездой из России Ульяной Лопат киной в «Лебедином озере». «Я ни разу е ще не танцевал с ней, и это меня интригует и дает новый стимул», - гово- рит Болле. «Я по-настоящему счастлив встречаться снова и снова с русским зрителем. Это самый великолепный опыт в моей карьере. Российское тепло и гостеприимство часто приводят меня в смущение, но это очень - даже слиш- ком! - приятно, это я говорю от всего сердца».

Перевод Виктории Говорун