Самые известные памятники, построенные на народные средства. Первые памятники В.И.Ленину Что не так

Памятники и скульптуры Москвы, ч.1 - Район Арбат yakaev wrote in May 6th, 2012

Представляю вашему вниманию новый цикл обзорных статей, посвященных различным интересным объектам нашей столицы. В первой части цикла "Памятники и скульптуры Москвы" я покажу все памятники и скульптуры (а иногда будут встречаться и бюсты, монументы, обелиски), которые можно встретить в московском районе Арбат (в границах, взятых с официального сайта района). Кроме их внешнего вида также приведена краткая историческая справка. Вполне возможно, что это будет интересно как гостям столицы, так и ее жителям.

Из-за огромного количества памятников (тогда бы статья получилась "бесконечной") цикл будет разделен на несколько частей. Причем каждому району, входящему в Центральный административный округ, будет посвящена отдельная статья (из-за большей плотности объектов в центре), а вот для остальных округов будет по одной части на каждый.

Все фотографии были сделаны мною за время многочисленных прогулок по городу. В этом цикле не будет временных скульптур, установленных на улице (т.е. таких, которые через месяц, год, например, может не быть на прежнем месте). Если я пропустил какой-то памятник или скульптуру, то прошу сообщать об этом в комментариях.


Памятник Ф.М.Достоевскому Около Российской государственной библиотеки находится памятник одному из самых известных русских писателей Федору Михайловичу Достоевскому. Авторами памятника, установленного в 1997 году (в честь празднования 850-летия Москвы), являются скульптор А.И.Рукавишников и архитекторы М.М.Посохин и А.Кочековский. Находится памятник прямо около выхода со станции метро "Библиотека имени Ленина".

Памятник М.В.Ломоносову Установлен в 1957 году на Моховой улице перед зданием университета. Авторами памятника являются скульптор И.И.Козловский и архитектор Г.Г.Лебедев. Интересно, что данная скульптура - уже 3-я, установленная на этом месте. Первый памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову на этом месте был открыт в 1876 году. Это был бронзовый бюст, работы С.И.Иванова. Во время Великой Отечественной войны постамент был разрушен в результате попадания бомбы, а уцелевшая часть скульптуры перенесена в клуб МГУ, где ее можно увидеть и сейчас. В 1945 году был установлен временный монумент, скульптора Меркулова, который в 1957 году был заменен бронзовым, стоящим на этом месте по сей день. Добраться до памятника можно от станции метро "Библиотека имени Ленина".

Памятник-бюст М.В.Фрунзе В 1959 году в сквере на улице Знаменка напротив здания, где в первые годы Советской власти помещался Реввоенсовет (ныне здание занимает Министерство обороны Российской Федерации), был установлен памятник-бюст Михаилу Васильевичу Фрунзе. Автором памятника является скульптор З.М.Виленский. Ближайшая станция метро - "Боровицкая".

Памятник Н.В.Гоголю Памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт к 100-летию со дня рождения писателя 26 апреля 1909 года на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре. Памятник Гоголю выполнен в граните и бронзе. В 1951 году памятник убрали с Гоголевского бульвара, освобождая место для нового монумента. До 1959 года он хранился в музее. В 1959 году, в год 150-летия со дня рождения писателя, на волне хрущевской оттепели памятник "вернули из ссылки", установив возле дома, где Гоголь жил последние четыре года и где он скончался. Памятник Гоголю создан скульптором Н.А.Андреевым и архитектором Ф.О.Шехтелем. Постамент памятника Гоголю декорирован барельефными изображениями героев произведений Гоголя.

Памятник Н.В.Гоголю Открыт 2 марта 1952 года по указанию И.В.Сталина в конце Гоголевского бульвара к столетию со дня смерти писателя. Авторами являются скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.Голубовский. Находится этот памятник на месте, где до этого располагался монумент писателя работы Н.А.Андреева. К обоим памятникам Гоголя быстрее всего можно добраться от станции метро "Арбатская".

Памятник М.Ю.Лермонтову Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову открыт в 1994 году в сквере на Новом Арбате, недалеко от дома-музея писателя, в котором поэт жил в 1830-1832 годах. Авторы памятника - скульптор А.Бурганов, архитекторы М.Посохин и З.Харитонова. Найти памятник можно, если двигаться по Новому Арбату из центра и свернуть после Дома книги во двор.

Памятник Е.Ф.Гнесиной Памятник Елене Фабиановне Гнесиной, русской пианистке, педагогу,профессору, заслуженному деятелю искусства, был установлен в 2004 году перед главным входом в Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных. Создателями монумента являются скульпторы А.Н.Бурганов и И.А.Бурганов, а также архитектор Е.Г.Розанов. Открытие памятника Гнесиной было приурочено к 130-летнему юбилею со дня ее рождения и 60-летию со дня основания музыкального училища.

Памятник И.А.Бунину Памятник известному русскому писателю и лауреату Нобелевской премии по литературе Ивану Алексеевичу Бунину установлен напротив дома 26 по Поварской улице. Монумент выполнен по проекту скульптора А.Бурганова и архитектора В.Пасенко. Памятник был открыт 22 октября 2007 года - в 137-ую годовщину со дня рождения Ивана Бунина. Памятник подарен столице ассоциацией "Бунинское наследие" и музеем "Бурганов-центр".

Памятник М.И.Цветаевой Около дома-музея Марины Ивановны Цветаевой в Борисоглебском переулке, где известная русская поэтесса жила в 1914-1922 годах и откуда она с семьей уехала в эмиграцию, в Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года был открыт бронзовый памятник. Авторами являются скульптор Н.Матвеева и архитекторы С.Бурицкий и А.Дубовский. Открытие памятника было условно приурочено к 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

Памятник М.Горькому Открыт 11 января 1956 года на Поварской улице в сквере перед зданием Института мировой литературы имени А.М.Горького. Авторами памятника являются В.И.Мухина и архитектор А.Л.Заварзин.

Памятник И.А.Бродскому Памятник поэту Иосифу Бродскому, нобелевскому лауреату по литературе, был открыт 31 мая 2011 года на Новинском бульваре, напротив американского посольства. Памятник собирались установить еще за четыре года до этого. Но этому мешали бюрократические проволочки. По слухам против установки памятника выступал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, прохладно относившийся к творчеству поэта. Авторы монумента - скульптор Г.Франгулян и архитектор С.Скуратов. В центре композиции возвышается 3-метровый Бродский, а за ним - безликая и безымянная толпа. Автор памятника Г.Франгулян объяснил, что толпа символизирует и друзей, и знакомых, и врагов поэта. Но главная особенность скульптур в том, что все они плоские. По словам скульптура, он не хотел делать плоть поэта, так как его работа - скорее пристанище духа.


Памятник погибшим защитникам демократии в августе 1991 года Памятник установлен на пересечении Садового кольца и Нового Арбата в память о трех погибших гражданских - защитников Белого дома - Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова. Они попали под колеса военной техники, введенной в Москву. Сам трагический инцидент на Новоарбатском мосту произошел 21 августа 1991 года в переломный момент августовского путча, когда в центре Москвы произошло нападение защитников Белого Дома на колонну дивизии, выполнявшей указания ГКЧП.

Памятник А.С.Пушкину Памятник известному русскому писателю Александру Сергеевичу Пушкину был открыт 29 сентября 1993 года в сквере на Старопесковской площади, которая находится недалеко от Старого Арбата. Сквер к северу от храма Преображения Господня что на Песках на Арбате был разбит в 1870 году и тогда же назван "Пушкинским". Авторы монумента - скульптор Ю.Динес и архитектор О.А.Шкинев. 16 июня 2007 года после благоустройства территории сквера состоялось торжественное открытие реконструированного памятника А.С.Пушкину. Реконструкция была произведена ко дню рождения великого русского поэта.

Памятник Булату Окуджаве Первый памятник Булату Окуджаве в Москве был открыт 8 мая 2002 года. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. Памятник создан скульптором Г.Франгуляном совместно с архитекторами И.Поповым и В.Прошляковым. Открытие памятника было приурочено сразу к двум датам в жизни Окуджавы - Дню Победы, ради которой он три года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и дню рождения - 9 мая 2002 года Булату Окуджаве исполнилось бы 78 лет. Скульптурная композиция высотой два с половиной метра представляет собой арбатский дворик - место, где прошло детство поэта.

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой Памятник был открыт в 1999 году напротив дома-музея Пушкиных на Арбате. Авторами памятника являются скульпторы А.Н.Бурганов и И.А.Бурганов, архитекторы Е.Розанова и А.Кузьмина. Скульптурная композиция представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой женщины в процессе венчания. Добраться быстрее всего до памятника можно от станции метро "Смоленская", находится он почти в самом конце Арбата.

Скульптура "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Первый в России памятник знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному помощнику доктору Ватсону был открыт возле здания посольства Великобритании на Смоленской набережной 27 апреля 2007 года. Открытие было приурочено к 120-летию с момента выхода первой книги Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике "Этюд в багровых тонах". Автором скульптурной композиции является А.Орлов. Прототипом для скульптора послужили образы героев Конан Дойля, созданные первым иллюстратором приключений знаменитого детектива Сидни Пейджетом. Но тем не менее в скульптурах отчетливо угадываются черты лиц актеров Василия Ливанова и Виталия Соломина, исполнивших эти знаменитые роли. Как всегда с такими скульптурами связана примета. Если сесть между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, и положить руку на записную книжку доктора Ватсона, то решатся многие проблемы. Но если вы захотите дотронуться до трубки Шерлока Холмса, то у вас будут крупные неприятности.

Православный памятный знак в честь храма Бориса и Глеба Установлен в 1997 году на месте храма Бориса и Глеба у Арбатских ворот, разрушенного в 1930 году. Первые упоминания о храме относятся к 1483 году. Бывший храм находился, а теперь памятный знак находится около кинотеатра "Художественный".

Памятник-бюст Николая II Бюст последнему императору России находится во дворе храма Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове, недалеко от станции метро "Боровицкая" в Староваганьковском переулке. Когда и при каких обстоятельствах он здесь появился - к сожалению, информации об этом я не нашел.

Продолжение следует...

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Памятник Памятник

1) в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения - мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п. И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками подразумевают произведения, в которых над погребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция. Основные композиционные типы памятников были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н. э. - в центрах городской жизни (например, на агоре). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружённый в память победы над Казанским ханством). В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге - "Медный всадник", бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на пл. Звезды, ныне пл. де Голля в Париже, 1806-37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель; А. С. Пушкину в Москве, бронза, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятников XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони) или в нарочито огрублённых формах прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901-06, скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн. Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафорической насыщенностью образов ("Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-67, скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Советские памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, в совокупности образуют образную летопись истории страны, способствуют патриотическому воспитанию народа. Если первые советские памятники (в том числе созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды) часто были близки по характеру станковой скульптуре, то для памятников 20-30-х гг. типичны монументальные формы, способствующие более активному включению памятника в городской ансамбль или окружающий ландшафт (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв). Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 посвящены наряду с мемориальными сооружениями в Волгограде, Саласпилсе, Хатыни, Бресте и других городах многочисленные портретные монументы и памятники, включающие реальные образцы военной техники. В 60-80-х гг. современные принципы градостроительства, возросшие масштабы городских пространств во многом предопределили укрупнённую, более лаконичную пластику скульптурного памятника. (памятники: К. Марксу в Москве, гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц и др.; В. И. Ленину в Берлине, гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер; В. И. Ленину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1985, скульпторы Кербель и др., архитекторы Г. В. Макаревич и др.), а иногда - использование символических неизобразительных форм. Литература: А. Э. Бринкман, Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Монументы СССР. (Фотоальбом), М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Г. А. Богуславский, Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны, М., 1975; В. С. Турчин, Монументы и города, М., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Памятник" в других словарях:

    памятник - Памятник, это слово сочетается с последующим существительным (часто именем собственным) в дательном падеже – памятник кому, чему: памятник Пушкину, памятник «Стерегущему». Возможно и памятник в честь чего либо или кого либо: памятник в честь… … Словарь ошибок русского языка

    ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

    Памятник Орёл … Википедия

    Мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов

    Памятник - здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    На твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок

    ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия

На апрель, по понятной причине, в Ульяновске приходится ряд событий, связанных с открытием памятников и других значимых объектов. А потому несколько посвященных этому сюжетов начнем несколько раньше.
22 апреля 1940 года был открыт памятник В.И.Ленину. Планы по его сооружению появились еще в 1920-ые гг., рассматривался целый ряд проектов. Подробный материал об этом был год назад, 22 апреля 2017 года. Сегодня же речь пойдет об открытии существующего памятника.

Итак, в 1939 г. принято окончательное решение о сооружении монумента В.И.Ленину на его родине. Разработка проекта еще ранее была поручена заслуженному деятелю искусств скульптору М.Г.Манизеру, известному в стране монументалисту. Эскиз подобного памятника был создан Матвеем Генриховичем еще в 1924 году – Ленин в ветреную погоду, в развевающемся накинутом на плечи пальто. Этот мотив был развит в окончательном варианте скульптуры. Проект пьедестала разработал главный архитектор «Ленгипрогора» Владимир Александрович Витман.
Сначала М.Г.Манизер предлагал установить памятник на пересечении улиц К.Маркса (Гончарова) и Ленина, на месте снесенного Вознесенского собора, как и предусматривалось большинством предыдущих проектов. Он полагал, что памятник затеряется на обширной пустой площади. Позже, согласившись на этот вариант, скульптор считал необходимым возвести на площади несколько больших зданий, озеленить ее. Эти предложения были учтены в генплане Ульяновска, разрабатывавшемся еще до войны. Позже идея возведения на площади Ленина нескольких монументальных зданий нашла отражение в генеральном плане 1946 года, о чем речь шла недавно. Эти планы были реализованы лишь частично, строительством здания обкома.
Но вернемся к памятнику. В апреле 1939 года был утвержден его эскизный проект. В сентябре началось рытье котлована под фундамент размером 13 на 11 и глубиной 3 метра – вручную, грунт вывозили на телегах. 8-метровый постамент был облицован карельским гранитом. 13 апреля 1940 года в Ульяновск доставили 6,5-метровую фигуру Ленина, отлитую на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Через 2 дня ее привезли на место, затем установили на постамент и закрепили стальным стержнем и метровыми болтами. К знаменательному событию площадь 1 Мая была переименована в площадь Ленина.
На открытие памятника приехал его автор М.Г.Манизер. 22 апреля 1940 года газета «Пролетарский путь» опубликовала интервью со скульптором.
***
МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВОЖДЯ
Автор нового памятника В.И.Ленину, заслуженный деятель искусств М.Г.Манизер в беседе с нашим корреспондентом сообщил следующее:
— Памятник В.И.Ленину, открываемый в 70-летие со дня рождения вождя в г.Ульяновске, – одна из крупнейших моих работ. Мысль о создании монументального образа Владимира Ильича занимала уже много лет. Идти не по линии наименьшего сопротивления, не повторяя той или иной фотографии…, а постараться понять внутреннюю сущность Ленина – вождя, учителя человека – вот что я ставил своей задачей….
Это Ленин в дни Октября…, проницательно и бодро смотрящий вдаль – в будущее человечества; Ленин, окруженный бурной стихией, ветром, рвущим с его плеч накинутое пальто…
На вопрос, как т.Манизер смотрит на дальнейшее архитектурное оформление площади имени Ленина, он ответил:
— Мне известно, что по существующему в Гипрогоре генеральному проекту планировки Ульяновска, площадь… приобретет другой вид…
***
В том же номере газета сообщала о подготовке к празднику, рассматривавшемуся как событие общесоюзного масштаба.
УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАМЯТНИКА. Население города живо интересовалось ходом строительства памятника. С началом установки фигуры на пьедестал площадь постоянно полна народа. Но трудящиеся города не только интересовались ходом строительства, но и помогали строить памятник. На строительстве работали лучшие люди пристани и железнодорожного узла. Кузнец т.Евграфов, работавший на установке фигуры, показал хорошее качество работы.
МИТИНГ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. Митинг, посвященный открытию памятника В.И.Ленину, будет передаваться по радио через станцию имени Коминтерна по всей стране. Заканчиваются подготовительные работы к трансляции.
КИНОСЪЕМКИ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА. В Ульяновск приехала бригада Куйбышевской студии кинохроники. …Бригада сделает 22 апреля для Всесоюзного и межобластного киножурналов киносъемки празднования, посвященного открытию памятника В.И.Ленину. Будут засняты момент открытия, митинг и демонстрация.
ТОРГОВЛЯ НА ПЛОЩАДИ. В день открытия памятника 22 апреля для обслуживания трудящихся, во время демонстрации…, областная база облпищепрома и трест столовых организуют на площади торговлю. Будут продаваться прохладительные напитки и другие товары. 22 апреля будут открыты все киоски на Новом Венце.
***
Первый лист газеты украшала громадная, во всю высоту страницы, фотография – еще не памятника, а его модели.
Подробный отчет о торжественном открытии памятника Ленину «Пролетарский путь» поместил на следующий день, 23 апреля. Событию был посвящен практически весь номер. Газета опубликовала текст всех выступлений, прозвучавших на митинге. Само же мероприятие описывалось в большой передовице – не сухо-официальной, а весьма красочной.
***
НАРОДНОЕ ТОРЖЕСТВО
Вчерашний праздник – это всеобъемлющее, многотысячное торжество трудящихся Ульяновска. Ощущение необычайно большой радости, приподнятого настроения нес в себе каждый, кто вышел принять участие в празднике открытия памятника великому Ленину на его родине.
Как многочисленные полноводные реки стекаются к морю, так плотно сомкнутые колонны ульяновцев 22 апреля с утра полились на просторную площадь имени Ленина. В 10 часов утра были тесно заполнены все центральные улицы. Широкое течение праздничных колонн, более часа продолжавшееся на улице К.Маркса [Гончарова], к 12 часам – началу митинга – мощным прибоем хлынуло на площадь. Проснувшаяся от грома оркестров и бодрых песен демонстрантов, она вздрогнула и ожила. Скоро это была уже не серая и притихшая земля, а бурное людское море с бесчисленными пурпурными островками бархата, кумача и шелка. Волны не прекращающегося многоголосого гула несли на своих гребнях задорную советскую песню.
Он – огромный бронзовый монумент… – был еще закрыт от тысяч взоров, обращенных к нему. Темное покрывало, окутывающее всю фигуру и часть пьедестала, широкими волнами колыхалось по ветру, создавая иллюзию жизни в молчаливом камне и бронзе. … Какое-то большое, торжественное возбуждение, соединенное с острым любопытством, росло в колоннах собравшихся. Даже мелочи… сейчас казались чем-то значительным. Мягкие гудки подкатывающих авто; фоторепортеры, щелкающие затворами; группы людей, забравшихся, чтобы лучше видеть, на деревья и крыши домов – все волновало и радовало.
А приток демонстрантов все продолжался. Вот уже площадь, казалось, несоразмерно большая для маленького Ульяновска – тесна. Строгие ряды воинских колонн придвинулись совсем близко к памятнику. А позади – пестрый, цветистый строй учащихся, рабочих, интеллигенции и представителей от колхозной общественности. Около 50 тысяч трудящихся родины Ленина пришли в этот день на площадь, чтобы стать свидетелями и участниками исторического события – открытия памятника великому Ленину.
Близится торжественная минута. Трибуна справа от памятника и помост для гостей – слева от него уже заполнены людьми. На гранитных ступенях пьедестала и на линейке перед ним, как изваяния, застыли знаменосцы. Легко полощутся по ветру боевые знамена. Не умолкая, звенят оркестры.
Ровно 12 часов дня. Черные радиорепродукторы, молчавшие до сих пор, со всех концов площади оглашают начало праздника. «Внимание, слушайте, говорит город Ульяновск…». Это родина Ильича обращается через микрофон ко всем радиослушателям Советского Союза. «…Сейчас начнется митинг, посвященный открытию памятника гению пролетарской революции Владимиру Ильичу Ленину…»…
На пьедестале появляются председатель Куйбышевского облисполкома т.Журавлев, председатель Ульяновского горисполкома т.Погоняев, секретарь Ульяновского горкома ВКП(б) т.Гребень, автор памятника заслуженный деятель искусств т.Манизер, … Перерезается ленточка, удерживающая покрывало, и оно, подхваченное ветром, начинает сползать с монумента. Звучит «Интернационал». Все застыли перед величественностью образа своего вождя. С минуту длится это сковавшее площадь оцепенение, а затем его прерывает мощное «ура», катящееся волной от одного края колонны до другого.
Вот он, яркий, освещенный солнцем, обдуваемый весенним ветром, словно развевающим его бронзовое пальто, – виден всем. На фоне неба и быстро плывущих облаков фигура вождя кажется летящей вперед сквозь шторм стихии. Гордо поставленная голова Ильича, его развернутая грудь, о которую, как о скалу, разбивается ветер…, дополняют образ… Какое счастье – созерцать памятник, запечатлевший отныне и на века славу и гордость прогрессивного человечества – Ленина.
Трудно описать возбужденную радость трудящихся Ульяновска, увидевших, наконец, воплощенной свою давнюю мечту. Памятник, который вместе с другими ленинскими местами составляет историческую гордость Ульяновска, воздвигнут. … К нему будем обращаться мы в часы своих затруднений, ему будем воздавать славу в дни успехов…
В речах, произнесенных на митинге… [перечисление выступавших] были выражены неисчерпаемая любовь советского народа к своему вождю, верность его революционному учению, уверенность в окончательном торжестве ленинских идей на всем земном шаре.
Долго и торжественно продолжалось шествие колонн демонстрантов мимо вновь открытого памятника вождю человечества – Владимиру Ильичу Ленину.
(«Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.)
***
Позднейшие авторы считают число 50 тысяч, собравшихся на митинг, несколько преувеличенным, – это почти половина тогдашнего населения города. Хотя, учитывая многочисленных гостей и жителей пригородных сел – кто знает… В 1941 году за создание памятника В.И.Ленину в Ульяновске его авторы были удостоены Государственной (Сталинской) премии. В 1958 году, постановлением Совета Министров РСФСР, монумент был признан памятником культуры государственного (ныне федерального) значения. Побывав в начале 60-х в Ульяновске, Матвей Генрихович Манизер сказал: «В этой скульптуре я не мог бы ничего изменить»…
С открытием памятника связывались большие планы по развитию и реконструкции города, возведению ряда крупных объектов. Наверное, в какой-то мере это было оправданно, хотя на многое Ульяновск, имевший тогда статус райцентра, вряд ли мог рассчитывать. Но уже в следующем году началась война…
По материалам газеты «Пролетарский путь»; а также статьи А.Ю.Шабалкина «Монумент на фоне неба» («Вестник Музея-мемориала В.И.Ленина», вып.7, 2005) и других публикаций.
__________________
М.Г.Манизер. Эскизный проект памятника В.И.Ленину в Ульяновске. Апрель 1939 года.


1) Вывоз грунта при рытье котлована под постамент памятника В.И.Ленину. Лето 1939 года.
2) Тепляк вокруг постамента памятника В.И.Ленину. Зима 1940 года.
ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).

Открытие памятника В.И.Ленину в Ульяновске 22 апреля 1940 года.
1) ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).
2) Фото А.И.Маркелычева из газеты «Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.: «Знаменосцы у памятника В.И.Ленину» (с экрана проектора).

Фрагменты памятника В.И.Ленину.
М.Г.Манизер, альбом репродукций (М., «Советский художник», 1969).

Площадь Ленина, 1940-ые годы.
Второй снимок более поздний, после 1947 г. Уже установлена чугунная ограда, но площадь еще не заасфальтирована.

1947 год. Из альбома «Решетки улиц, бульваров, скверов и садов города Ульяновска», 1947, ГАУО.

Фото А.И.Маркелычева.
1) Первый областной фестиваль молодежи. 1957 год.
2) «На площади В.И.Ленина». Из каталога фотовыставки 1963 года.

1) Фото Леонида Лазерева. «В.И.Ленин». 1958.
2) Фото Бориса Тельнова. «В почетном карауле».

В.А.Ветрогонский. «Памятник В.И.Ленину в Ульяновске».
Альбом «Ульяновск – родина Ленина. Акварели художника В.А.Ветрогонского», Л., «Художник РСФСР», 1970.

1) Н.П.Облезин. «У памятника В.И.Ленину».
2) Н.С.Крец. «Ульяновск праздничный».