Серебряный век русской культуры просвещение. Просвещение. Список использованной литературы

Гипермаркет знаний >>История >>История 9 класс >>История: Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

1. Духовное состояние общества.

2. Наука.

3. В поисках общественного идеала.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура.

7. Архитектура.

8. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Духовное состояние общества.

Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России , но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Наука.

Россия рубежа XIX - XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

В поисках общественного идеала.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное - универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.

В 1909 г. вышел в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и др. Все они когда-то увлекались марксизмом, а затем перешли на позиции идеализма и создания новой религиозной философии. Авторы сборника предъявили жестокий счет русской интеллигенции, обвинив ее в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании. Они считали, что огромная ошибка интеллигенции состояла в отрыве от народа, атеизме, забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, и привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России идей революционного преобразования. Они были убеждены, что социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изме-нений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. Русские религиозные философы считали, что официальная православная церковь, слишком связавшая себя с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ.

Литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма XIX в. Ведущие позиции занимали корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Заявили о себе И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства - принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Они объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что только вера и релшия являются основой человеческого бытия и искусства. «Без веры в божественное начало, - утверждал патриарх русского символизма Дм. Мережковский, - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы». Символисты считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов.

Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век».

В творчестве символистов звучали тревожные ощущения грядущих катастроф. Но в их стихах был и романтический призыв к новому миропорядку, основанному на духовной свободе и единении людей, .вера в особое историческое предназначение России.

С противоположными идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной, земной жизни. Акмеисты призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Авангардизм вобрал в себя различные художественные направления и стили, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» и др.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» - В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».

Живопись.

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников - И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства». «Мирискусники» резко критиковали передвижников, считая, что последние нанесли огромный вред русской живописи. Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, оформительского искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников. Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.

В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др. В своем творчестве «бубновые валеты» стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, литературной и иной подчиненности. По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами - цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

Ряд крупнейших русских художников - В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Скульптура.

Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Значительных успехов достиг П. П. Трубецкой, в произведениях которого прослеживались тенденции импрессионизма. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное художественное правило мастера: запечатлевать пусть еще мало заметное мгновенное внутреннее движение человека. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III , задуманный как некий антипод другому великому монументу - «Медному всаднику» Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной. Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа или жизненного факта, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат» (1907), «Спящие» (1912) и др.
Значительный след в русском искусстве Серебряного века оставил С. Т. Коненков. Его творчество стало воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камне-боец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»). И при всем этом он оставался мастером яркой творческой индивидуальности.

Архитектура.

Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «стиль модерн». Одной из особенностей этого направления была стилизация русских архитектурных мотивов - так называемый неорусский стиль.
В неорусском стиле построена церковь в Абрамцеве (1881 - 1882), над которой работали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и А. С Мамонтов. В дальнейшем Васнецов осуществил проект Третьяковской галереи.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он использовал средневековые готические образцы. В этом стиле в Москве были построены особняк 3. Г. Морозовой (1893), дом А. Н. Рябушинского (1900 - 1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. Ярким свидетельством этого является здание Ярославского вокзала в Москве (1902 - 1904). Позже Шехтель стал близок к так называемому рационалистическому модерну. Для этого направления характерно значительное упрощение архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты «Утро России» в Москве (1907), дом московскою купеческого общества.

В этот период наряду с архитекторами «новой полны» значительные позиции занимал не-оклассицизм (И. В. Жолтовский), распространенным был также прием умышленного смешения различных архитектурных стилей. Наиболее показательным в этом плане было здание гостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту известною i радостроителя В. Ф. Валькотта.

Музыка , балет, театр, кинематограф.

Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Значительного расцвета достигла и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время появились и новые веяния. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стало новаторство в театральных постановках. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К. Станиславский - основатель психологической актерской школы - считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерскою перевоплощения В Мейерхольд отдавал предпочтение театральной условности, обобщенности, использовал элементы народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов ставил выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Появился интерес к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Начало XX в. - время зарождения нового вида искусства - кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. - первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами. Мировую известность получили режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.

Несомненный заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры - непременного атрибута буржуазного общества.
Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. В то же время новые направления в искусстве провозглашали уход от реальной жизни в сферу чистого искусства. Несмотря на несомненный интерес к народным культурным традициям, высокие достижения культуры оставались недоступными широким слоям народа.

Документ

Из доклада С. П. Боброва «Основы новой русской живописи»

В настоящее время... русские пуристы перестали учиться во Франции. Преодолев францу-зов, русские пуристы увидели, что на их родине так много еще нетронутого и неразработан-ного. Наши изумительные иконы - это мировые венцы христианского религиозного искусст-ва, наши старые лубки, северные вышивки, каменные бабы, барельефы на просфорах, на крестах и наши старые вывески. Здесь столько нового, никем не тронутого. Теперь, кажется, любят старину художники, занимаются ею, но почему-то сами они не идут далее дешевой и пошловатой стилизации, не понимая, не чувствуя громадной живописной ценности бесхит-ростных этих шедевров. Но русские пуристы, приглядев все эти ценности, сжились с ними, вошли в самую душу их. Отныне наша родная старина, наш архаизм ведет нас в неизведанные дали.

Вопросы и задания:

1. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российского общества начала XX в.? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода? В чем причины взрыва творческой активности в этот период?

2. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

3. Вопрос о судьбе и предназначении России стал в начале XX в., особенно после революции 1905 г., ключевым во-просом русской философской мысли. Как вы думаете, почему?

4. Дайте характеристику ведущих направ-лений в литературе и живописи. Чем было вызвано появление авангардных стилей в этих областях культуры?

5. Определите общие черты художественной культуры России рубежа веков.

Расширяем словарный запас:

Биосфера - область распространения жизни на Земле.
Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы - непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.
Идеализм - направление в философии, противоположное материализму в решении основного вопроса философии
Идеология - система идей и взглядов, отражающих отношение различных групп людей к окружаю-щей действительности и друг к другу.
Нигилизм - отрицание общепризнанных ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Нобелевская премия - премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счет средств, оставленных шведским изобретателем и промышленником А. Нобелем.
Ноосфера - состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решаю-щим фактором ее развития.
Символизм - направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.
Социокультурный - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социаль-ных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений.
Футуризм - направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание новой урбанистической цивилизации.

Заочная форма обучения

====================================================================

Студент _____________________ Адрес_____________________________

_____________________________ _________________________

группа______________________ Шифр ____________________________

(номер зачетной книжки)

Контрольная работа №_____

по _____________________________________

за ______курс


Серебряный век” русской культуры.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Серебряный век русской культуры.……………………..………………4

2. Образование и просвещение……………………………………………..5

3. Наука………………………………………………………………………6

4. Философия………………………………………………………………...7

5. Литература………………………………………………………………...8

6. Театр………………………………………………………………………11

7. Балет………………………………………………………………………11

8. Музыка……………………………………………………………………12

9. Кинематограф…………………………………………………………….12

10. Живопись………………………………………………………………...13

11. Архитектура……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………….16


Введение

Творчество поэтов Серебряного века всегда привлекало мое внимание. Знакомясь с произведениями гениальных творцов этой эпохи, я заинтересовалась, как развивалось искусство помимо литературы в такой сложный, критический момент истории. Для того чтобы как можно подробнее изучить этот вопрос, была выполнена научно-исследовательская работа на тему «Серебряный век русской культуры».

Чтобы глубже понять искусство, сотворенное во времена Серебряного века, необходимо знать исторические предпосылки создания великих произведений. Поэзия Серебряного века затрагивала вечные темы, которые волнуют современных читателей. Элементы архитектурного стиля «модерн» находят свои отголоски в современном дизайне. Столь любимый сейчас кинематограф зародился именно в начале XX века. Открытия, полученные в тот период, послужили основой для развития современных наук. Все это говорит о том, что до сих пор не потерян интерес к искусству Серебряного века.

«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временем формирования русского авангарда.

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

Серебряный век русской культуры.

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, увидевшим в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого века.

Образование и просвещение.

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Наука

XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских учёных, приведших к достижениям мирового уровня. Д.И. Менделеев в 1869 г. открывает периодическую систему химических элементов. А.Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает законы фотоэффекта. В 1863 г. выходит работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». К.А. Тимирязев основывает русскую школу физиологии растений. И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных учеными в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен Серебряный век русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот: в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Философия.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм.

Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие философы и мыслители, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, С.Н. и Е.Н.Трубецкие. Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Они начинали как марксисты, материалисты и социал-демократы. К началу XX века они сделали поворот от марксизма и материализма к идеализму, существенно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Об этом свидетельствовали их статьи, опубликованные в сборнике "Проблемы идеализма" (1902).

После революции 1905 – 1907 гг. их эволюция завершилась и они окончательно утвердились как религиозные мыслители. Свои новые взгляды они выразили в сборнике "Вехи" (1909). С.Булгаков стал священником.

Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905 – 1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западного атеистического социализма и безрелигиозного анархизма, признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной Церковью.

Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью являлся Бог.

Литература.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XIX- XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

Начало революционного подъема было отмечено стремлением организационно зафиксировать единство писателей-реалистов. Созданное в 1899 году в Москве Н. Телешовым литературное содружество «Среда» сделалось одним из центров такого сплочения. Членами содружества стали Бунин, Серафимович, Вересаев, Горький, Андреев. Собрания «Среды» посещали Чехов, Короленко, Мамин - Сибиряк, Шаляпин, Левитан, Васнецов.

Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена философско-этическая проблема: что нужно человеку – сладкая ложь или суровая правда? Она давно волновала различных мыслителей и художников, достаточно активно обсуждалась в прошлом столетии. Эта тема звучит в горьковской драме «На дне» и формирует определенный нравственный идеал времени. Смысл такого идеала – найти бога в себе, внутреннее самосовершенствование личности. Поиски нового ценностного ориентира в системе поведения, приоритет личностного принципа, красной нитью проходит через «Воскресение» Л.Толстого и «Поединок» А.Куприна.

Важным духовным явлением Серебряного века стал русский модернизм. Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли. Он выступил одновременно и против утилитаризма в подходе к искусству, и против академизма, считая, что в первом случае искусство растворяется в какой-либо внехудожественной и внеэстетической полезной функции: оно должно просвещать, воспитывать, обучать, вдохновлять на великие дела и поступки и тем самым оправдывать свое существование; во втором случае оно перестает быть живым, теряет свой внутренний смысл.

Русская литература начала XX в. породила замечательную поэзию и наиболее значительным направлением был символизм. Русский символизм возник на рубеже 80 – 90х г.г. XIX столетия и осознал себя как ведущее идейно – художественное и религиозно – философское течение. Он вобрал в себя все достижения культуры рубежа веков, а потому во многом определил крупнейшие философские, художественные и также косвенно научные и социально – политические достижения эпохи Серебряного века, включая художественный авангард, русскую религиозную философию, например, русский космизм. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных, мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма, оставшихся литературно-художественными явлениями).

«Символизм закончил свой круг развития» его сменил акмеизм. Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Он возник как поэтическое объединение "Цех поэтов"(1911), противопоставив себя символизму, центром которого была "Академия стиха". Сторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма. Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. Можно сказать, что акмеисты спустили поэзию с неба на землю, возвратили ее в естественный, земной мир. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству. Н. Гумилев внес наибольший вклад в разработку теории акмеизма. Он определяет его как новую поэзию, идущую на смену символизму, которая не ставит целью проникнуть в запредельные миры и постигнуть непознаваемое. Она предпочитает заниматься более доступными для понимания вещами. Однако это не означает сведения ее к каким-либо практическим целям. Гумилев сближает поэзию и религию, считая, что обе они требуют от человека духовной работы. Они играют главную роль в духовном преобразовании человека в высший тип.

Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

Театр.

Серебряный век - это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский художественный театр), основателями которого стали фабрикант С. Т. Морозов, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства. Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы - так были определены задачи нового театра.

Балет.

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.Л. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже - выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. В состав труппы вошли M.M. Фокин, А.Л. Павлова, Д.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, E.B. Гельцер, М.Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н.Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка И.Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка», «Жар-птица», «Шахерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.

Музыка.

Начало ХХ в. – это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л.Собинова, И. Ершова.

Кинематограф.

Начало XX в. – это время появления нового вида искусства – кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, в России появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я.Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.

Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры, непременного атрибута буржуазного общества.

Живопись.

На рубеже XIX-XX веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная чёткость лица. Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников – Александра Бенуа. Постоянными его членами были Константин Сомов и Лев Бакст. Позднее к ним присоединились Евгений Лансере, и Сергей Дягилев, приехавший из провинции. Заседания кружка носили немного шутовской характер. Но доклады, с которыми выступали его члены, готовились тщательно и серьёзно. Друзей увлекала мысль об объединении всех видов искусства и сближении культур разных народов. С тревогой и горечью говорили они о том, что русское искусство мало известно на Западе и отечественные мастера недостаточно знакомы с достижениями современных европейских художников. Друзья взрослели, уходили в творчество, создавали свои первые серьёзные работы. Во главе кружка становится Дягилев.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза»

Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами – символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.

В это же время в русской живописи появляются группировки, представляющие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» значились П. Кончаловский, И.Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др. В своем творчестве они стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, литературной и иной подчиненности, вернуть ей способность в полную силу пользоваться присущими только ей средствами – цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

Архитектура.

На рубеже XIX и XX веков и в архитектуре ряда европейских стран зародилось модернистское течение. «Кризис науки» в начале века, отказ от механистических представлений о мире породили у художников тяготение к природе, стремление проникнуться её духом, отобразить в искусстве её изменчивую стихию.

Архитектура эпохи «модерна» отличалась асимметрией и подвижностью форм, свободным течением «непрерывной поверхности», перетеканием внутренних пространств. В орнаменте преобладали растительные мотивы и струящиеся линии. Стремление передать рост, развитие, движение было характерно для всех видов искусства в стиле «модерн» - в архитектуре, живописи, графике, в росписи домов, литье решёток, на книжных обложках. «Модерн» был очень неоднороден и противоречив. С одной стороны, он стремился усвоить и творчески переработать народные начала, создать архитектуру не показной народности, как в период эклектики, а подлинной.

Заключение

В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную идею, натиск новой буржуазии, неповоротливость монархии, не желавшей уступок, вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Ведь именно в критических, экстремальных ситуациях у человека проявляются необыкновенные таланты. Своей деятельностью творческие люди проявляли собственное отношение к окружающей действительности. Издаются новые журналы, открываются театры, невиданные возможности появляются у художников, актеров, писателей. Их влияние на общество огромно.

Культура Серебряного века получилась яркой, сложной, противоречивой, но бессмертной и неповторимой. Она отразила существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым» веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в истории России.


Список использованной литературы

1. Балакина, Т.И. История русской культуры.-М.:Аз,1996

2. Дмитриев, С.С.Очерки истории русской культуры начала XX века.-Москва,Просвещение,1985

3. Рапацкая,Л.А.Художественная культура России.-М.:Владос,1998

4. Рерих, Н. Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой / Н. Рерих // Литературное наследие.- М.,1974

5. Соловьев, Вл. Филосовское наследие: соч. в 2 т. / Вл. Соловьев // т. 2.-М.: Мысль,1998

6. Шамурин, Е.Основные течения в дореволюционной русской поэзии.-Москва,1993

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы - 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» - кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914 г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшем в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

3 слайд

Описание слайда:

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

4 слайд

Описание слайда:

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

5 слайд

Описание слайда:

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

6 слайд

Описание слайда:

Пример газеты в Серебрянном веке Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

7 слайд

Описание слайда:

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Введение……………………………………………………………..2

Архитектура………………………………………………………….3

Живопись……………………………………………………………..5

Образование…………………………………………………………10

Наука…………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………….18

Введение

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура - пусть не вся, а только часть ее - первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя, прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства", и русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" (1898 - 1924).

Архитектура «серебряного века»

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме.

В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.
По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Живопись «серебряного века»

Тенденции, которые определили развитие литературы «сере­бряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы - это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представле­ний. Художник - «гигант, мыслящий не бытовыми категориями ок­ружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках ис­тины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, - это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Другой важнейший живописец рубежа столетий - Валентин Серов. Истоки его творчества - в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. Замечательный ху­дожник, он был блестящим педагогом. Многие видные художники девятисотых годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Де­вочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» не столько кон­кретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви.

Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). По­ражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то пе­редовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.

Созданные в первое десятилетие нового века порт­реты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живо­писи и создании новых эстетических принципов. Таковы порт­реты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее - «изысканно стили­зованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестеро­ва. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадле­жат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и на­деявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».

Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечат­нику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионист­ское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманисти­ческим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается твор­чество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.

Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социально­го контекста. Темы - Россия и свобода, интеллигенция и револю­ция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX - начала XX века характеризуется множеством платформ и направ­лений. Два жиз­ненных символа, два исторических понятия - «вчера» и «завтра» - явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в ко­торых происходило противоборство различных идей и концепций.

Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в осно­ве которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кан­динского.

Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандиро­вались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различ­ны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живопис­ного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность ху­дожников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живо­писцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить фор­му при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в За­падной Европе. В это время ку­бизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полно­му отрыву от изобразительности. Русским художникам, которых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова про­сматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятию, то тенденция художественного процесса других художников «Бубно­вого валета» имела иной смысл. В 1912 году молодые художники, от­делившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, которые направлены против сложившихся норм художест­венного творчества. Русские художники: Н. Гончаров, К. Ма­левич, М. Шагал – продолжают поиски, дела­ют это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись.
Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятиле­тий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Пет­рову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красно­го коня».

Образование «серебряного века»

Система образования в России рубежа XIX-XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39 %.

В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908- 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837-1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование.

В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых - рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома -своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913- более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835- 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1989-1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества "Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" - кино,

появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов.

Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.

Наука «серебряного века»

На рубеже XIX-XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847-1921) - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

К.Э. Циолковский (1857-1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель - ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).

Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова (1849-1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845-1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863-1945). Значение ученого предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм.

Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900). Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от 14 до 18 лет) он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы - сначала, в течение трех лет, на естественном, затем на историко-филологическом факультетах Московского университета (1889-73) и, наконец, в Московской духовной академии (1873-74) - Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной

правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории - не космоцентризм и не антропоцентризм, а историкоцентризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества - узловой пункт его построений. Оно «есть самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии» (С.Н. Булгаков). Его система - опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.- 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).

Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей - Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л. Франк (1877-1950) и др.-во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).

Заключение

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что склады­вающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит. Какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам духовной культуры XIX в.

Кроме того, наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и в музыке.

Список литературы

1. М.Г. Бархин. Архитектура и город. - М.: Наука, 1979 г.

2. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю., Русский модерн, «Советский художник», М., 1990.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 8-е изд.-М.: Академический проект; Трикста, 2008.

4. Неклюдинова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991.

5. История русского и советского искусства, «Высшая школа», М., 1989.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт Маркетинга

Специальность: менеджмент организации

Форма обучения: очная

РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Архитектура, живопись, наука и образование «серебряного века».

Выполнила:

Студентка 2 курса 1 группы

Павлова Д.А.

Проверила:

Третьякова Л.И.