Алиса Матисон
Даша Ларионова
Золотая осень
Осень - очень красивое время года. Немного грустно, оттого что облетает листва, но стоять под разноцветным листопадом приятно и весело. Природа прощается с нами до весны, каштаны и жёлуди сбрасывают свои необыкновенно красивые плоды. Жёлтые кленовые листья на солнце кажутся золотыми, от них в парке ещё светлее и солнечнее. Можно собрать все эти осенние подарки и сделать из них красивую поделку, которая всю зиму будет напоминать нам об этом чудесном времени.Осень пахнет яблоками и рябиной. Нет ничего красивее, чем ковёр из разноцветных листьев. Как же приятно пробежаться по нему. Я люблю тебя, осень моя золотая! И буду очень по тебе скучать.
Семён Виноградов
Золотая осень
Осень - это самое яркое время года. Все деревья нарядились в разноцветные наряды. Клёны - в красные кафтаны. Берёзки - в жёлтые сарафаны. Дубы - в коричневые сюртуки. Всё сияет на ярком осеннем солнышке. Стоит такая красота, что глаз не отвести. Мне очень нравится золотая осень. Осенью я люблю гулять в лесу.Юра Зайцев
Тёплая осень
Наступила осень. Солнце позолотило верхушки деревьев, раскрасила листья в пёстрые, яркие, красивые цвета. На деревьях листья висят, похожие на золотые монеты. Подует тёплый осенний ветерок, и листья превращаются в маленькие самолётики. Туча пролетит, ветер затихнет, и листья опускаются на воду и превращаются в осенние кораблики. Другие листья упадут на землю и покроют её разноцветным ковром. Когда идёшь по нему, листья шуршат как жаренные чипсы. И сразу наступает хорошее настроение. И хочется поваляться в листьях. В небе стая птиц улетает на юг, прощаясь с нами до будущей весны.Гоша Катаев
Осень
В каждом времени года природа по-своему красива. В этом году начало осени подарило нам много ярких и солнечных дней. Небо еще не затянуто облаками. Листья на деревьях радуют нас разными цветами. Красные, жёлтые, зелёные, оранжевые листочки одели лес в яркие платья.
Тёплые дни в начале осени называют "бабьим летом". В сентябре и октябре люди собирают грибы, клюкву. Дети делаю из листьев, шишек, желудей поделки.
К сожалению, красочная и тёплая осень быстро заканчивается. Листья опадают, всё чаще идут дожди и даже может выпасть первый снег. Природа готовится к зиме.
Саша Пензин
Осень
Осень – это очень красивая пора. Только осенью бывает такая разнообразная палитра красок. Листья меняют свой привычный зелёный цвет на красный, бурый, жёлтый, бордовый. А в середине осени деревья сбрасывают листья, чтобы отдохнуть зимой. В это время приятно бродить по парку, когда листва шелестит под ногами. А ещё мы любим ходить в лес за осенними грибами. Главные осенние грибы – опята. Но мне не нравится, что осенью часто идут дожди. И они меняют наши планы по поводу прогулки. Зато осенью бывает «бабье лето». Природа как будто хочет вернуть лето обратно. Ярко светит солнце и даже не верится, что уже осень.
Денис Горлов
Золотая осень
Осень – чудесное время года. Лазурное небо притягивает взгляд своей чистотой и безоблачностью. Солнышко, будто золотой шар, катится по небу. Деревья меняют свои «одежды». Листики, словно разноцветные монетки, покрывают ветви. Травка тянется к последним теплым лучикам солнышка. Кажется, что вся природа затихает и наслаждается этой прекрасной порой «золотой осени» перед суровой холодной зимой.
Ирина Евгеньевна Париева
Актуальность проекта :
в условиях образовательного процесса в МБДОУ показать все многообразие осенних явлений , приобщать к совместному творчеству детей и родителей; доставить детям радость от более тесного общения с природой.
Вид проекта : информационно – творческий, групповой.
Продолжительность : средней продолжительности сентябрь-ноябрь 2015г.
Участники : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, обогащать представления о причинах природных явлений; активизировать знания о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе; о многообразии природных явлений; воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Задачи :
Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
-расширить понятия детей : «золотая осень » , «дождливая осень » , «ветреная осень » , «непогода» ;
Расширять и активизировать речевой запас детей на тему «Осень » на основе углубления представлений и понятий об окружающем;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Развивать интерес к изучению природы;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
Подбор литературы. Оформление информационного уголка для родителей. Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборы игрушек.
2 этап. Выполнение проекта .
Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр видеофильмов, проведение викторин, отгадывание загадок. Проведение опытов, исследовательская работа. Занятия по художественному творчеству. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр., пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.
3 этап. Результаты.
Обработка, оформление материалов по теме. Проведение выставок. Оценка результатов работы всех участников проекта . Представление проекта .
1. Речевое развитие.
Беседы : «Такая разная осень » , «Что такое осень » , «Что нам осень принесла » , «Золотая осень » , «Пасмурная и дождливая осень » , «Осенние приметы » , «Осень , осень , в гости просим!» , «Ветер, ветер, ты могуч…»
Чтение художественной литературы :
Пословицы, поговорки, загадки об осени
О. Свиридова «Осень бывает такая разная… »
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… »
И. Бунин «Лес точно терем расписной…»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
А. Плещеев «Скучная картина»
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень »
Е. Трутнева «Листопад»
Н. Сладков «Осень на пороге »
К. Ушинский «Осенняя сказка » , «Спор деревьев»
М. Ивенсен «Падают, падают листья»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» .
Творческое рассказывание детей по темам :
«За что я люблю осень »
«Красавица осень »
«Скучная картина»
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций, картин об осени , составление описательных рассказов.
Словесные игры :
«Кто в лесу нашем живет»
«Много у осени нашей хлопот »
«Опиши словами осень !»
«Осень в лесу » ,
«Один – много»
«Мамы и детеныши»
«Осенние деревья »
«Листья»
2. Художественно – эстетическое развитие :
Коллективная работа :
«Портрет осени » (из листьев и природного материала) .
Рисование : «Золотая осень » (нетрадиционная техника рисования – набрызг) ;
«Ветка рябины» , «Лес осенью » , «Во что может превратиться осенний листок » , «Радужные листочки» (рисование гуашью на листочках) .
Объемная аппликация :
«Осеннее дерево »
Лепка : «В лес за грибами» .
Декоративная роспись листьев (гуашь) .
Конкурс рисунков из осенних листочков и каштанов.
Самостоятельная художественная деятельность :
Рисование «Чем мне нравится осень »
«Что я вижу необычного в осени » ,
«О чем нам может рассказать дождь» .
3. Познавательное развитие :
Наблюдения :
За деревьями, растущими на территории детского сада и за его пределами (экскурсия в парк и по осенним улицам ) ;
За перелетными птицами;
За изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём )
Ручной труд :
Создание макета «Осень разная бывает… » :
1 часть- «Золотая осень » ;
2 часть- «Дождливая осень » :
3 часть – «Ветреная осень » :
Рассматривание : иллюстраций, картин об осени .
Просмотр презентаций : «Осень разная такая » , «Золотая осень » , «Осень в городе » , «Осень в парке и в лесу » , «Дождь и ветер» .
Экспериментирование : проведение опытов «Глина, песок, вода» , «Направление и сила ветра» .
4. Физическое развитие :
Игровые упражнения :
«Кто больше соберет грибов» ,
«Желуди -грибочки» ,
«Попади в цель» ,
«Кто самый быстрый» ,
Эстафеты :
«Собери урожай» ,
«Кто быстрее доберется домой» ,
«По кочкам через лесное болото»
«За клюквой»
Подвижные игры «Кто быстрее?» , «Съедобное – несъедобное» , «Перелет птиц» , «Хитрая лиса» , «Я знаю 10 названий…» , «Гуси-лебеди» , «Листопад» .
5. Социально – коммуникативное развитие :
Дидактические игры : «Назови пословицу» , «С какого дерева листок» , «Времена года» , «Узнай по описанию» .
Сюжетно-ролевые игры : «Путешествие в осенний лес » , «Собираем урожай» .
Викторина «Осень в гости к нам пришла»
Предполагаемый результат :
Дети закрепят знания и представления об осени , её признаках;
Расширят и активизируют речевой запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на осеннюю тематику ;
Систематизируются знания детей о том, что осень бывает разной ;
Знания, накопленные в процессе реализации проекта найдут отражение в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ;
Возрастет заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Публикации по теме:
Сегодня в век современных технологий рисовать карандашами, казалось бы нет никакой необходимости, взял фломастер и без особых усилий шедевр.
К нам приехал луна-парк и разместился прямо напротив нашего дома. И вдруг я вспомнил, как один товарищ в детстве сказал, что напротив.
Сейчас мы с нашими подготовишками работаем над проектом «Осень разная бывает…» Эпиграфом к этому проекту стали замечательные строки из стихотворения.
Программное содержание: Показать детям возможность создания образов разных животных (ослик, корова, поросёнок, лошадь и др.) на одной основе.
Пуртова Вера Мелентьевна
Название проекта
"Что такое осень?"
Предмет, класс
русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. 3 класс
Аннотация проекта
Проект "Что такое осень?" творческий, межпредметный. По количеству участников - групповой. Продолжительность выполнения 1 месяц. Формы работы - урочная и внеурочная.. Этот проект приобщает учеников к полезной деятельности, развивает творческие способности, развивает интерес к окружающей природе.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что такое осень?
Проблемные вопросы
- Почему многим людям нравится осень?
- Что говорит народная мудрость об осени?
- Какой я вижу осень вокруг себя?
Цели проекта
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера.
- Развивать умения проектировать свою деятельность.
- Развивать интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять свой кругозор.
- Развивать умения выбирать необходимый материал из собранного.
- Воспитывать взаимопомощь, взаимопонимание.
- Развивать речевые умения.
- Привлечь к участию родителей.
Этапы проекта
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Постановка цели. Деление детей на группы. Распределение заданий.
- ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:
Сбор и систематизация материала, учитель-консультант, выполнение заданий.
- ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:
Дети оформляют свои работы, дорабатывают задания, готовятся к защите.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Защита проекта, подведение итогов, анализ работы:
- Написание сочинений на тему:«Осень во всей своей красе».
- Cоздание альбома рисунков:«Унылая пора! Очей чарования!»
- Сбор стихов, пословиц, загадок: "Уж небо осенью дышало ».
Цель, направление деятельности проекта:
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.
Задачи:
- Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- Формировать: основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; пространственную компетентность детей;
- Усовершенствовать: знания о изменении погодных условий; умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
- Акцентировать внимание детей к окружающим природным объектам;
- Способствовать развитию памяти, восприятия, логического мышления;
- Воспитывать эстетические чувства, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный
Возраст детей: 4-7 лет
Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)
Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта:
- занятия;
- развлечения для детей;
- выставка поделок из природного материала;
- дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, открыток;
- экскурсии в осенний парк и овощной магазин;
- использование мультимедийных презентаций;
- работа с родителями.
Предполагаемый результат:
- Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
- Пополнится словарный запас;
- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и их родителей;
- Закрепится интерес к познанию окружающей среде.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап: (20. 08 – 30. 08. 2015 год)
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление выставки поделок «Дары осени»
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.
3. Основной этап: (01. 09. 2015 – 20. 11. 2015 г.)
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мф и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, развлечения, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические и русские народные игры.
- Чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад» , В. Даль «Война грибов и ягод» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» , М. Волошин «Осенью» .
- Просмотр мф: «Чиполлино» , «Вершки и корешки» , «Дюймовочка» , «Мешок яблок» .
- Рассматривание репродукций картин: И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень» , В. Д. Поленов «Ранний снег» , «Золотая осень» , А.М. Васнецов «Осень» , И. И. Шишкин «Золотая осень» , И.И. Левитан «Октябрь» , «В лесу осенью»
- Просмотр презентаций: «Овощи» , «Фрукты» , «Что такое осень?» , «Осенние зарисовки» , «Осенние превращения» , «Почему ноябрь пегий?» (Сладков) , «Времена года» , «12 месяцев» , «Времена года» .
- Беседы и занятия: «Витаминная корзина» , «Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» , «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на модель» , «Витаминная семья» (изготовление салата) , «Наш весёлый огород, что здесь только не растет»
- Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
- Экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» , «Экскурсия в овощной магазин» .
- Работа на участке: уборка урожая овощей, посадка под зиму (чеснок, морковь) .
- Рисование: «Красота осенних листьев» (средняя группа) , рисование натюрморта из овощей, рисование фруктов и овощей (старшая и подготовительные группы) .
- Аппликация: «Превращение осеннего листочка» (флористика) , «Витаминная корзина» (комплексное занятие) , «Весёлые морковки» (обрывная) .
- Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строительный материал) , «Урожай» (бросовый и природный материал) , «Яблоня» (проволока, бусины) , «Сказка в осеннем лесу» (природный материал) , «Ёж с припасами» (природный материал) , «Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто) .
- Дидактические игры: «Четвертый лишний» , «Послушай, запомни, повтори» , «Назови ласково» , «Чего не стало?» , «Скажи наоборот» , «Много – мало» , «Овощной магазин» .
- Русские народные игры: «Садовник» , «У медведя во бору» ,
- Музыкальные игры: «На улице» , «Дождик» , Солнышко», «Садовники» , Зайцы», «Яблоки» .
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья» , «Магазин» , «В лесу» , «Консервный завод» , «Зоопарк» .
- Развлечение для детей «Осень золотая, наша гостья дорогая» .
Мероприятия по работе с педагогами:
- широкое использование игрушек, кукол – овощей, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
- использование в работе мультимедийных презентаций
- изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения
- изготовление дипломов
Оформление выставок детских и совместных работ.
Мероприятия по работе с родителями:
- изготовление печатных консультаций по темам: «Осень» , «Фрукты» , «Овощи»
- оформление мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов, декораций для зала.
1. Заключительный этап:
- изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»
- подведение итога конкурса среди семей
- вручение памятных дипломов
- оформление выставки рисунков
- показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»
- оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)
- презентация проекта.
Ожидаемый результат:
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров
- осенние приметы и явления:
- пословицы, поговорки об осени
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень – чудная пора". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн и задания творческого характера.
Информационная карта проекта.
- Полное название проекта: Развитие познавательных способностей дошкольников в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка
- Творческая группа:
Куриленко Н.В, Дятлова А.Н., Мартиросян О.Г.
3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.
4. Цель, направление деятельности проекта:
Исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.
5. Задачи:
- Создать предметно-развивающую среду и условия для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
- Создать и систематизировать методический материал знания детей
6. Краткое содержание проекта:
Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на пополнение и обогащение знаний детей по теме проекта.
Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.
Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в осенний период времени.
Анализ поведения животных и человека в природе осенью.
Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной) .
7. Совершенствование развивающей среды группы:
Обогащение дидактическим материалом.
Организация выставки совместных работ родителей и детей " Дары осени ".
9. Участники проекта: 98 детей, 10 педагогов, родители.
10. Возраст детей: 4 – 7 лет.
11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции) .
12. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование развивающей среды группы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- пополнение картотеки прогулок;
- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
- праздник Осени;
- выставка "Осенние фантазии";
- выставка детских рисунков;
- ведение детьми дневника наблюдений.
3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень – чудная пора" с участниками проекта.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы 4 групп детского сада были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света) , характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Провели ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит в сквере, за соседними домами. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Дары осени". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети.
Презентация выставки "Дары осени"
Организаторы - дети средней группы "Колокольчик", старшей группы "Матрешка", подготовительных групп «Фиалка» и «Ромашка» .
Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.
Задачи:
- помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы) ;
- способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;
- обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.
Предварительная работа:
- изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
- обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;
- размещение экспонатов в группе;
- заучивание стихов;
Ребенок 1:
Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.
Воспитатель:
Закружились в воздухе жёлтые листочки,
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.
Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!
Ребенок 2:
Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,
Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.
Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.
Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.
Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.
Айгуль: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв – колючки, которые мы нашли, когда мы ходили гулять по лесу.
"Милая осень" (трава, цветы)
Воспитатель:
Осень золотая в гости к нам пришла,
И букет осенний в подарок принесла.
Варя:
Я травинки собрала. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.
"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)
Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?
Саша:
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.
"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)
Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?
Владик:
Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паучок)
"За грибами" (крупа, трава)
Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.
Маша:
По дороге весело мои ноги шли,
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.
"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)
Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.
Тима:
Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.
Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)
Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?
По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.
"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)
Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?
Миша:
На полянке средь опушки
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки,
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.
"Яркие друзья" (камни)
Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.
Лёва:
Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.
"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)
Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.
Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.
"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)
Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.
Снежана:
Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли.
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.
"В осеннем парке" (листья, ветки)
Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?
Азиза:
Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие! Убедитесь сами!
"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)
Воспитатель: А вот и мишка косолапый.
Артём:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.
После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.
Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года".
Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.
Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.
Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:
- Презентация (PowerPoint), на флешке
- Документ Word, распечатанный на листах формата А4
- Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)
Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:
Загадки про осень
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Пословицы и поговорки про осень
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенью и у кошки пирог.
Весна цветами красна, осень снопами.
Осенью и у воробья пир.
В ноябре снег надует - хлеба прибудет.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Весна дает цветы, а осень - плоды.
Осень пришла, урожай принесла.
Осень прикажет, весна свое скажет.
От осени к лету повороту нету.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень велика, зима долга.
Осень - собериха, зима - подбериха.
Осень - погод восемь.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Стихи про осень
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова
ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Осень
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский
ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
Краски осени
Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.
Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.
С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.
Олеся Лыкова
Приметы осени
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре - к теплой осени.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Сезонные изменения в жизни растений осенью.
Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.
Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.
Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.
Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.
Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.
Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.