Сочинение по литературе на тему: Роман-символ «Портрет Дориана Грея. Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея

Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
  6. Смысл книги

    Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

    Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, - мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

    Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

    Мораль

    Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

    Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

    Проблематика

    В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

    Портрет Дориана Грея - это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

    Тема

    Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

    Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей - поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство - это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства - вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

    Критика

    Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

    За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощенным чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюбленную - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу. Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своем сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Сочинение

Начиная это рассмотрение, следует подчеркнуть, что безупречная внешняя красота Дориана Грея привлекает внимание уже во время знакомства героя с лордом Генри. Но тогда писатель концентрирует внимание на художественных деталях, совокупность которых разрешает говорить о моральной, духовной чистоте этого красивого и одаренного юноши: «Да, бесспорно, этот юноша - с нежными очертаниями ярко-красных уст, чистыми голубыми глазами, золотистыми кудрями - был чрезвычайно красивый. Его лицо чем-то таким сразу вызвало доверие. Из него проговаривала вся искренность юности, вся чистота юношеского запала. Виделось - жизненная грязь еще не обозначила его своим тавром». В начале произведения Дориан Грей представляет собой действительно счастливого, полного гармонии человека, который объединяет впечатляющую внешнюю красоту и человеческие добродетели, которые украшают ее.

В конце произведения, когда обезумевший от ненависти до портрета, который кажется ему виновным во всех его несчастьях, Дориан Грей делает попытку уничтожить своего врага, но уничтожает себя, мы видим совсем другого человека. Вот что увидели челядинцы Дориана Грея, когда попали в закрытую комнату, где их хозяин прятал «свидетеля» своих преступлений: «Когда они вошли в комнату, на стене им бросился в глаза замечательный портрет их хозяина - подлинно такого, которым они в последний раз его видели, во всем блеске его волшебной юности и красы. А на полу, с ножом в груди, лежал какой-либо мертвец в вечернем костюме. Весь в сморчках, сухой, аж взгляд воротило. И лишь посмотрев перстни у него на пальцах, челядинцы узнали, кто это». Итак, ничего не осталось от искреннего, духовно чистого, откровенного и счастливого человека. Раньше гармония внутренней и внешней красоты делали Дориана Грея неповторимым человеком, сейчас мы видим «какого-то» мертвеца, и узнать этот урода невозможно.

Внешние изменения есть на самом деле ужасными. Оскар Уайльд очень подробно, психологически убедительно обрисовывает процесс «преобразование» героя. Но в то же время нельзя не поставить себе вопрос: «Или есть это преобразование, это самоуничтожение человека естественным для него, поскольку обусловлено его характером, личностью, или оно стало следствием такого себе «несчастного случая», которым при этих условиях нужно считать встречу Дориана Грея с лордом Генри»? На первый взгляд, составляется впечатление, что именно лорд Генри, который сознательно соблазнял Дориана Грея теорией «нового гедонизма», виновен в том, что жизнь морального и талантливого юноши была потеряна. Соответственно, Дориан Грей оказывается своеобразной жертвой лорда Генри. Именно жертвой, так как противостоять этому человеку было крайне тяжело, а Дориану, наверное, вообще невозможно, в начале произведения эти личности отличались одна от другой как небо и земля.

Для осмысления глубины трагедии Дориана Грея нужно вспомнить, что представляет собой психологическая сущность «нарциссизма». Э. Фромм отмечал, что «нарциссизм необходимый для сохранности жизни и одновременно является угрозой его сохранения. Эта психологическая амбивалентность «нарциссизма» определила судьбу Дориана Грея, который старался навсегда сохранить свою красоту, за что был наказан судьбой.

Посмотрим, каким образом счастливый и гармонический молодой человек по имени Дориан Грей превратился в фигуру, жизнь которой была посвящена сохранению внешней красоты, что стало на некоторое время возможно благодаря искажению, даже, можно сказать, уничтожению души.

Еще до того, как Дориан Грей, стоя перед собственным портретом, осознал, что его внешняя красота есть образцовой, и перепугался, его душа была взволнована выражениями лорда Генри, его апологией «новому гедонизму» как наиболее соответствующей для главного героя романа философии жизни. Эта психологическая деталь есть очень важной, поскольку речь лорда Генри была для Дориана Грея не просто словами. Это были слова, которые заставили юношу дрожать: «Минут десять он стоял неподвижно, с полураскрытыми устами и непривычным блеском в глазах. Он неясно сознавал, что в нем возбудились совсем новые мысли и чувства. Но ему казалось, что они поднимаются из глубин его естества, а не принесенные извне. Те несколько слов, которые друг сказал ему, - слов умышленно парадоксальных, но сказанных, безусловно, случайно, - затронули какую-то тайную струну, некогда еще не тронутой, и он слышал, как она это трепетала и вибрировала в нем чудными толчками. Именно на этом психологическом фоне состоялось «преобразование» гармонического юноши красавца в бесшабашного Нарцисса.
Для психологически правильного понимания ситуации необходимо припомнить, что «нарциссизм» как черта характера присущ любому психически нормальному, адекватному человеку. Именно поэтому во время характеристики личности «нарциссизм» нельзя считать ее положительным или отрицательным качеством. Все зависит от того, каким образом он влияет на жизнь личности, на ее самооценку и поступки. В зависимости от этого он может быть полезным, или, наоборот, вредить человеку. Поэтому надо сосредоточить внимание на том, чем именно стал «нарциссизм» для Дориана Грея и почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе.

Очевидно, что для героя романа Оскара Уайльда «нарциссизм» стал ведущей формой самозащиты. Припомним детство Дориана Грея, холодное и вражеское отношение дедушки, морально обезображенного человека, к единому внуку. Оно было обусловлено тем, что мать Дориана, признанная красавица, женщина, которая принадлежала к английской знати, вопреки воли отца полюбила неимущего, не вельможного человека. Возможно, чрезвычайно трогательная внешняя красота героя обусловлена именно этой пылкой, беспредельно искренней любовью его родителей? Впрочем, для дедушки это было сплошным унижением, поэтому он сделал, чтобы отец его внука был убит, а собственная дочь, потеряв любимого мужчину, умерла. Вот как рассказывает об этой трагедии, которая стала следствием и выражением залоговых предрассудков общества, лорду Генри его дядя: «Я слышал -он (дедушка) забрал дочь назад к себе, но она с того времени ни словом не обозвалась к старому. Это печальная история. Где-то через год дочь умершая…». Итак, воспитанием ребенка опекался лорд Кельсо, и это воспитание оставило в Дориане Грее самые неприятные воспоминания.

О том, что детство Дориана Грея было трудным и безрадостным, свидетельствует многозначная художественная деталь: убедившись в том, что портрет всегда будет отражать его преступления, он перепрятывает этого неумолимого «обвинителя» на втором этаже дома. А именно, в комнате, которая продолжительное время была сначала его детской, а потом классной комнатой.
В этой комнате он сначала жил, а потом учился, и воспоминания об этих временах неприятно растрогали Дориана Грея. Оказавшись в комнате, он якобы возвращается в свое безрадостное детство: «Это просторное пропорциональное помещение покойный лорд Кельсо специально обустроил для своего маленького внука, которого терпеть не мог за разительное сходство с матерью, да и по другим причинам, и все старался держать подальше от себя. На Дорианов взгляд, комната эта почти не изменилась…» . Впрочем, внешняя «неизменность» комнаты это больше подчеркивает невозвратные изменения, которые состоялись в душе неизменяемого красавца Дориана Грея: «Каждый миг его одинокого детства возникал перед ним, пока он оглядывался вокруг себя. Он припомнил незапятнанную чистоту мальчишеских своих лет, и ему стало жутко от мысли, что этот фатальный портрет должен быть скрыт именно здесь.

Почему же портрет «должен быть» скрытый именно в этой комнате? Кстати, мы снова видим использование писателем уже знакомого приема «обрамления»: уничтожая портрет, Дориан Грей уничтожает себя, и он уходит из жизни в комнате, в которой она, в сущности говоря, и начиналась. Жизнь, в которой еще в начале ее не было любви, также заканчивается без любви. Мать не могла любить своего сына, так как после гибели мужа медленно шла из жизни, которая потеряла для нее всякий смысл. Дедушка, как указано выше, ненавидел внука за то, что он был подобен матери, поэтому о любви не шло и речи…

Соответственно, мог ли при этих условиях Дориан Грей кого-то любить, или могла любовь в его жизни стать своеобразным спасением от всего отрицательного, что определяло его детство.

Уайльд "Портрет Дориана Грея" - сочинение "Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»"

______________________________________________

***** - Портрет Дориана Грея - книга, фильм, цитаты!

Уважаемый читатель!

Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях.

Все тексты взяты из открытых электронных источников и выложены на сайте для не коммерческого использования!

Если вы скопируете данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием.

Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству.

Любое коммерческое и иное использование, кроме предварительного ознакомления запрещено.

Публикация данного документа не преследует никакой коммерческой выгоды.

_______________________________________________

Удивительно, как произнесенные нами слова или мысли влияют на нашу жизнь. Как говорят суфии, мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он отобразит свое будущее, что в своей жизни он встретит юношу, похожего на своего героя, а сам повторит судьбу художника Бэзила? В 1891г. О. Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея», в котором описал ангельски красивого человека, юношу Дориана Грея. Художник, случайно встретивший этого молодого человека, пишет его портрет, начинает боготворить его как идеал красоты, как источник вдохновения. Но конец этой дружбы был печален. Прекрасный юноша оказывается совсем не таким прекрасным человеком, как кажется многим, и в конце романа убивает художника.

А в 1895г. О. Уайльд встречает молодого человека, чем-то похожего на Дориана Грея. Альфред, сын лорда, был красив, но нагл и расчетлив. О. Уайльд видел же в этом человеке своего лучшего друга. Отец Альфреда обвинил писателя в безнравственности, и по окончании судебного разбирательства О. Уайльд попадает в тюрьму. В это время умирает его жена, это окончательно надломило силы художника. Выйдя на волю, он сумел создать очень немногое: ни одной пьесы, ни одного сборника сказок, ни одного романа ему больше не удалось написать. А вскоре, 30 ноября 1900 года, Оскар Уайльд скончался.

Ангельски красивый Д. Грей убивает художника, а напоминающий ангела лорд Альфред губит О. Уайльда. Возникает вопрос: нужна ли человеку красота, если она причиняет столько несчастий? Разумеется, да.

Я убежден, что в нашем мире должна быть красота, которая украшает мир, которая напоминает людям о рае. Конечно, хочется верить, что у красивого человека должна быть обязательно красивая душа. Хочется восхищаться красивым человеком, любить его, доверять ему и подражать. Люди обычно верят, что такой человек подобен ангелу, в нем не может быть зла. Но если в сердце и душу человека проникает эгоизм и жестокость, значит, в него вселился сатана, значит душа такого человека утратила божественное начало. Но красота должна быть, по моему глубокому убеждению, именно божественной, люди должны идти за Богом, а не за сатаной.

Достоевский верил, что «красота спасет мир». Но он же говорил: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей».

Какая же была красота у Д. Грея? Мне кажется, что у Дориана Грея была красота зла. Это была внешняя, физическая, «телесная» красота, но не душевная. В сердце у Д. Грея была пустота, но именно этим он и привлек лорда Генри: «Люди меня интересуют больше, чем их принципы, и интереснее всего люди без принципов». Д. Грей, при своей внешней красоте, как раз и был человеком без принципов. Душа у него спала, но потом, «благодаря» наставлениям лорда Генри, превратилась в настоящее пристанище зла. Ради сохранения молодости и красоты Д. Грей продал душу дьяволу. И, в конце концов, погубил не только себя, но и очень многих людей.

Художник Бэзил говорил: «В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что-то роковое. Гораздо безопасней ничем не отличаться от других…» Но тогда зачем дается Богом красота? Я знаю одну очень хорошую притчу из Евангелия. Это притча о талантах, о том, что Бог дает людям различные дары: жизнь, здоровье, силы, красоту. Но дает не просто, а для того, чтобы, как написано в Законе Божьем, развивать эти дары, совершенствовать их, чтобы этими дарованиями, талантами служить Богу и людям. Только тогда человек будет чувствовать настоящую радость от жизни, только тогда его жизнь будет полной.

Служил ли Дориан Грей ближнему? Нет. Д. Грей служил себе и только для себя. Он решил, что самое главное для него - «жизнь, его безграничный интерес к ней, вечная молодость тела, неутомимая страсть, наслаждения, утонченные и запретные, и еще более иступленное безумие греха». А за такое отношение к жизни всегда бывает расплата. «И за все эти дары Богов мы расплатимся когда-нибудь, заплатим тяжкими страданиями»,- сказал художник Бэзил.

Я много думал, мог ли Д. Грей пойти по другому, по истинному пути. Я считаю, что мог бы. Но у Д. Грея оказался свой змей-искуситель - лорд Генри. При первой встрече лорд Генри сказал Д. Грею: «Я почувствовал, что должен помочь познать Вам самого себя». В чем же был смысл познания лорда Генри? Лорд Генри говорил, что молодость - единственное богатство, которое стоит беречь, что подлинная тайна жизни заключается в зримом, а не в сокровенном, что, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. Но это не смысл познания, не смысл жизни. Это ловушка для души.

Бог дал людям жажду познания, поэтому любой человек всегда хочет познавать. Но есть всего два пути познания: через Бога или через сатану. В чем же истинный смысл познания? Я думаю, что истинный смысл познания в Боге. Ведь Бог и есть истина. «Кто знает себя, знает Бога», - говорится в Коране. А что значит познать себя? «Это значит знать, - как говорят суфии, - откуда вы произошли и для какой цели рождены вы на свет; будете вы жить вечно или же ваше пребывание здесь временно: принадлежите ли вы к числу ангелов, созерцающих красоты Божьи, или вы из числа зверей, которые не знают ничего иного, кроме как есть, пить, веселиться, или же вы один из демонов, занятых всяческим злом».
Я думаю, что лорда Генри можно причислить к числу «зверей», а его веселье заключалось в игре слов, в игре ума. Он играл на человеческих чувствах, поэтому «ему нравилось играть на самолюбии и эгоизме Д. Грея». Герой-искуситель «жонглировал» словами, сеял слова, не несущие никакого положительного смысла. Он саркастически, профессионально (как демон) высмеивал все хорошие чувства: любовь, дружбу, смирение перед Богом. Про него можно сказать строчками из Корана, что он только звал, ничего не обещая...

Лорд Генри «позвал» Д. Грея, и Д. Грей «попался». Жертва искушения стал страшнее искусителя. Снаружи герой романа О. Уайльда был красив, как ангел, а в душе у него жило зло. Д. Грей притягивал к себе людей своей красотой, а потом губил всех тех, кто привязывался к нему, кто шел за ним. Иногда он пытался сделать добро, но у него ничего не получалось. То, что он делал и принимал за добро, на самом деле было только проявлением его эгоизма. В Д. Грее часто просыпался, как говорят суфии, демон, занятый творением всяческого зла. Но за все злые дела надо было расплачиваться. Главная расплата для каждого человека за свои злые дела - это омертвение его души. Человек обычно не видит свою душу. Но его душа всегда была перед глазами - это его портрет. С каждым новым злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ответу…». Душа постоянно мучила героя-злодея, поэтому он постоянно хотел измениться. Но измениться можно только тогда, когда искренне раскаиваешься в своих грехах и делаешь добрые дела без всякой корысти. после каждого дела, доброго или злого, бежал к портрету и смотрел, изменился он или нет. Например, когда он отказал своей невесте и увидел перемены в портрете, то сразу решил измениться. Но Д. Грей решил измениться не ради невесты Сибиллы. Главное для него было не прекращение ее страданий, а мучительный страх перед своей совестью. Портрет действительно был зеркалом души. Он демонстрировал Д. Грею, что во всех его попытках самоотречения нет ничего, кроме самолюбования, любопытства, лицемерия…

Д. Грей смог бы измениться, очистить свою душу, если бы поменял свое мировоззрение, если бы начал истинно верить в Бога, делать добрые дела. Как сказано в Коране, «кто в Бога верует и делает добро, всегда найдет у Господа награду, ведь на него не ляжет страх, не отягчит печаль его…». Но герой О. Уайльда пошел по другому пути. И этот путь убил его душу и его самого.

В предисловии к роману О. Уайльд излагает такую мысль: «Кто идет глубже поверхности, тот идет на риск». Возможно, я тоже пошел на риск, выражая свои взгляды на известный роман О. Уайльда, может быть, я может быть мои взгляды ошибочны, но я пишу так, как думаю. А я думаю, что роман «Портрет Дориана Грея» - это и своеобразный символ нравственно - этических убеждений человека, живущего во второй половине 19 века, время «вступления человечества в техническую эпоху», время стремительного прорыва в науке, расцвета реализма, возникновение декадентства, проповедующего культ красоты, чуждой нравственности, красоты как высшей ценности. Человек начинает стремиться не к высоким нравственным идеалам, а к правдивости. Реализм торжествует, а божественные истины высмеиваются или превращаются в разменную словесную монету. В предисловии Оскар Уайльд сказал: «Ненависть 19 века к реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть 19 века к романтизму - это ярость Калибана, не находящего в зеркале свого отражения».

Как талантливый человек, О. Уайльд понимал, что абсолютное торжество реализма ведет к омертвлению души, к эстетству, презирающему высокие чувства: дружбу, любовь, верность, сострадание. Это осозновал не только О. Уайльд. В России у Пушкина, Лермонтова, Гоголя главные герои некоторых их произведений становятся «умными ненужностями», людьми с очерствевшими душами. И это роднит О. Уайльда с русскими писателями. Их мучают одни и те же вопросы: почему сопутствуют друг другу культура и разврат, красота и бездуховность, высший свет - цвет общества - и эгоизм.

У Гоголя есть произведение с похожим названием - «Портрет». Портрет ростовщика стал отражением и воплощением его души, души, проданной сатане. И все люди, которые сталкивались с портретом, заражались от него. Души людей мертвели, когда в них вселялся сатана, они забывали о божественных истинах, о добре, честном труде, о любви, и уже не могли устоять перед соблазнами жизни. Молодой талантливый художник Чертков лишился своего подлинного дара творчества, погнавшись за деньгами, попав на удочку сатане. Герой Гоголя потерял рассудок, увидев настоящее творение другого художника. Тот, другой художник, смог устоять перед соблазнами мира, соблазнами сатаны и получил от Бога истинный дар, дар воплощать в своих картинах Божественный свет, нести людям самое светлое и чистое.

Но между Гоголем и О. Уальдом есть очень большое отличие. В своих произведениях Гоголь очень много говорит о проявлениях зла. Н. Бердяев писал «У Гоголя очень сильное чувство зла...». А О. Уальд очень много писал о красоте. Мне кажется, что у О. Уальда было очень сильное чувство красоты, что его самая заветная мечта была о таком прекрасном мире, в котором бы внешняя красота соответствовала внутренней. Я думаю, что О. Уайльд был большим мечтателем. А мечтал о царстве красоты, где «красота есть предельный идеал, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость».

Философский роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» развенчал декадентское представление о красоте, лишенной высокой нравственности.

А как же нынешний, 21 век? В нашем времени, «пике» реалистического мышления, с одной стороны, «поэзия, искусство перестают быть воспоминанием о рае, они скорее говорят об аде». С другой стороны, происходит духовное возрождение людей, даже ученые говорят о том, что современные исследования тоже подтверждают существование Бога, а значит, и существование вечных духовных ценностей.

Николай Бердяев говорил о том, что человечество увидит свет - но это свет вечерней звезды. Поэтому каждый из нас должен внимательно всматриваться в свой портрет - в свою душу. Каждый должен знать себя сокровенного, быть в ладу с совестью, сознавать нравственную ответственность за свое поведение, делать добро - совершать такие поступки как будто проживаешь последний час жизни. К таким мыслям привело меня первое ознакомление с творчеством английского писателя О. Уайльда.

«Портрет Дориана Грея» спустя почти 2 столетия является таким же актуальным. Причина банальна – нужно видеть в зеркале свои недостатки, уметь бороться с ними, а не идти на поводу…

Герой книги – Дориан Грей, попадая под впечатления от влияния бывшего сокурсника, известного в высшем английском обществе повесы, лорда Генри. И тот, будучи сам продуктом развращенного света, весьма негативно влияет на Грея, только начавшего входить в высший свет благодаря деньгам и связям.

Развития развиваются таким образом, что практически в тот момент, когда талантливый художник Безил Холлуорд трудится над парадным портретом Грея, лорд Генри разражается пламенной речью, в которой говорит о том, что потрясающая красота и юность останутся лишь на указанном полотне. Оно будет укоризненно напоминать в старости о том, каким когда-то был Дориан. Этот монолог весьма впечатлил Грея и в пылу отчаяния он возжелал: «…пусть подаренный ему Холлуордом портрет стареет, а сам он остается всегда в расцвете молодости».

Впервые молодой человек Дориан обращается не к Богу, а к дьяволу, и тот исполняет просьбу. Но это бы лишь первый шаг Дориана к пропасти растления, порочности и цинизма.

Следующим шагом Грея на пути к адской бездне были его любовные отношения с Сибиллой Вейн. Любовь к Грею заменяет Сибилле все, она бросает работу актрисы, поскольку лгать со сцены не в состоянии, теряет работу и любовь. Дориану более не интересна бывшая актриса, чувства остыли, и он оставляет Сибиллу, отчего та накладывает руки на себя. И впервые Дориана поражает его изображение – черты становятся более хищными, жесткими, взгляд презрителен, в них проскакивает пресыщение. Но это изменение – только начало.

Проходят годы, изменяется мода, сменяется человеческое окружение, но не сам Дориан. За четверть века ни капли не постарел – все тот же молодой красивый юноша. Зато как изменился портрет! В нем нельзя узнать миловидного Дориана. В изображении словно язвы проступают все проступки, недостатки и порочные мысли. Портрет давно живет собственной жизнью, жадно впитывая все недостатки и отрицательные качества Грея.

Теперь, спустя столько лет, вместо юного лица на Дориана глядит дряхлый старик с циничной усмешкой. Но сам Грей не хочет замечать перемен, он тщеславен и влюблен в себя, не гнушается целовать собственную картину. Между тем, его начинают одолевать душевные муки, он осознает, что изображение на портрете отражает падшую душу, внутренний мир. Дальше герой не выдерживает, умирая в приступе самолюбования.

Как же были потрясены увиденным люди, нашедшие труп дряхлого старика рядом с портретом, на котором изображен красивый юноша! Столпившиеся увидели воочию истинное лицо человека из высшего общества, погрязшего в разврате и порочности. Этот портрет отдал обратно Дориану Грею всю грязь поступков, предоставив людям личность того Грея, каким он был много лет назад.