Священная независимость. Монумент Независимости, Алма-Ата, Казахстан: описание, фото, где находится на карте, как добраться Задумка проекта и его воплощение в жизнь

Посещение монументальных памятников истории Алматы.

«Кровожадный Кир! Не кичись, своим подвигом - плодом виноградной лозы, которая и вас также лишает рассудка, когда вино бросается в голову... Так вот, послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли... Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен»

Царица Томирис.

Образовательный туризм в Алматы.

Идея создания Монумента независимости впервые нам была подсказана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, в 199З году в составе правительственной делегации нам довелось посетить Египет. Президент обратил наше внимание на одиноко стоящий обелиск изящной формы, весь покрытый надписями, и сказал мне: «Шота Едрисович! Почему бы нам нечто подобное не построить у себя дома в честь приобретения Казахстаном независимости. Подумайте!».
По приезду на Родину, я организовал творческую группу из очень способных молодых архитекторов и скульпторов-выпускников Санкт-Петербургской академии художеств, московских, алматинских архитектурно-художественных вузов. Мы долго изучали мировой опыт строительства пoдoбных памятников, желая найти свой путь. Итальянской архитектурой XVI века были «открыты» два типа монументов - колонна и триумфальная арка. Колонна императора Траяна в Риме, Вандомская колонна в Париже, Александрийская колонна в Санкт-Петербурге, колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне - все были сооружены одним методом, а именно - из греко-римской ордерной системы (дорической, ионической или коринфской) бралась колонна с капителью и на нее водружалась скульптура. Мы же пытались больше опираться на связь с народным искусством, исконно сложившимися традициями.
Часто на npocтopax казахских земель, на возвышенных местностях, издалека виднеются вертикали сынтасов, кулпытасов или каменные изваяния воинов или женских фигур. Благодаря мастерству каменных резчиков, архитектурно-художественные формы этих вертикалей выглядят сплетенными из причудливых узоров, иногда они покрыты знаками (тамга) или надписями, несущими определенную информацию. Каждый орнамент, рисунок или знак полны смысла или аллегорий. Опираясь на практику создания монументов, как на Западе, так и на Востоке, в процессе упорного поиска самобытного, достаточно оригинального решения, были разработаны шесть вариантов Монумента.
Они неоднократно рассматривались в соответствующих инстанциях, когда, наконец, 5 июля 1994 года Президент и члены правительства Республики Казахстан одобрили один из последних вариантов. 1З июля 1995 года вышло постановление президента Н.А.Назарбаева «О сооружении в Алматы Монумента независимости». Монумент независимости Республики Казахстан установлен в Алматы на площади Республики, на пересечении улиц Байсеитовой и Сатпаева. Комплекс представляет собой художественное произведение, синтезирующее архитектуру, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства.
Особенности этого очень ответственного градостроительного узла: формы участка, рельеф, характер окружающей архитектуры дали плоть и кровь комплексу, усилили самобытность и оригинальность его композиционного построения. Экспозиция пространства монумента растянута горизонтально на 180 метров. Центром композиции является вертикальная пластичная стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы и имеющая высоту 28 м. Она завершается скульптурой «Золотого человека» высотой 6 м - правителя, который стоя управляет крылатым барсом и символизирует твёрдую государственную власть на земле казахов.
Указанный образ воссоздан на основе изучения конкретных археологических находок в кургане Иссык близ Алматы, где был похоронен государь саков (VIII-IV вв. до н.э.) в парадной одежде с регалиями и атрибутами верховной власти. (Стиль одежды, золотые украшения на ней являются шедеврами мирового искусства, вдохновенными произведениями человеческого гения). Стела установлена на полукруглом стилобате диаметром 28 метров, который размещен в центре замощенной круглой площадки диаметром 46 метров, закрепляя определённую точку в пространстве. Располагаясь на фоне двух высотных зданий, она не сливается с фоном, не поглощается им благодаря точно вымеренной дистанции между ними. Вертикаль стелы принадлежит пространству, а не зданиям. Чем ближе подходим мы к ней, тем резче и динамичнее она устремляется в небо. У подножия стелы, на стилобате размещена скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур: «Мудреца-неба», «Матери- земли» и двух детей на жеребятах. Дети-всадники символизируют молодость и большое будущее нашей Республики, они как бы готовятся участвовать в «состязаниях» по овладению общечеловеческими ценностями. с другой стороны, отец, мать и дети составляют семью -основу государства и продления рода человеческого. Эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность. По обеим сторонам стелы, на расстоянии восемнадцати метров от нее, подковообразно по кругу размещены десять рельефно- скульптурных стенок, чередующихся с-надписью и рассматриваемых с двух сторон. Эти стенки подобны диадеме, они несут художественную и смысловую нагрузку, придавая всему комплексу осмысленность. В них находят отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней: образование государства, защита Отечества, годы великих бедствий, национально-освободительные движения, мировая война, декабрьские события 1986 года, провозглашение независимости и т.д. Разумеется, здесь имеет место не хронологический порядок изложений событий, а художественно- пластическое выражение отдельных её ярких этапов. Количество стенок « выбрано не случайно. По Пифагору число 10 - это величайшее число, оно объемлет все арифметические и геометрические пропорции, и одновременно символизирует силу, веру, мощь памяти. Ко мне часто обращаются многочисленные жители Алматы дать подробное объяснение рельефам, что я и делаю с удовольствием.

Рельеф 1. В рельефе отражена эпоха Томирис - царицы массагетских саков - древних предков казахов. Как поведал «отец истории» Геродот, персы во главе с царем Киром вступают на массагетские земли. Они обманным путем перебивают часть войск массагетов, берут в плен сына царицы Томирис - предводителя массагетов, по имени Спарганис. А царица, узнав об участи своего войска и сына, отправляет вестника к Киру со словами: «Кровожадный Кир! Не кичись, своим подвигом - плодом виноградной лозы, которая и вас также лишает рассудка, когда вино бросается в голову... Так вот, послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли... Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен». Томирис дала бой, где пало почти всё персидское войско. Отыскав среди павших тело Кира, она велит всунуть его голову в мех, наполненный кровью, тем самым реализуя свое слово. Томирис в рельефе изображена на колеснице в момент победы. Здесь использованы украшения, одеяния и другие атрибуты сакской культуры, дошедшие до нас по результатам археологических раскопок.
Рельеф 2. Изображена эпоха Аль-Фараби, в которой получили развитие многие науки: астрономия, философия, медицина и т.д. Рядом с фигурой Аль-Фараби изображен другой сын земли казахской - историк Мухамед-Хайдар Дулати. Чуть ниже сидит Коркут-ата с кобызом, родоначальник казахской музыки. В левом нижнем углу отражена легенда о происхождении тюрских народов от небесного волка.
Рельеф 3. Посвящен образованию Казахского ханства в XV веке. Основателями ханства были ханы: Аз-Жанибек и Кирей.
Рельеф 4. Отражен самый печальный период в истории казахского народа в 1723 году от внезапного нашествия калмыков казахские аулы были разграблены, около миллиона человек погибло, многие были уведены в плен. Этот год в истории считается годом «великого бедствия». Печальная песня «Елим-ай» («О, родина моя») о том времени поется и по сей день.

Рельеф 5. Изображен поединок молодого Абылай хана с калмыкским нойоном Шарышем, где победителем вышел первый. С этого дня народ поднялся на защиту своего отечества.
Рельеф 6. Россия и Казахстан. Дружба великих людей - Ф.М.Достоевский, Ч. Ч.Валиханов, Т.Г.Шевченко. Также изображены Абай и Биржан. В рельефе использован рисунок Т.Г. Шевченко, где отражено наказание солдата шпицрутенами. Рельеф посвящен памяти великих сыновей России и Украины, сосланных в Казахстан в годы царизма.
Рельеф 7. В Казахстане многократно пpоисходили восстания, против режима насилия и угнетения. Они жестоко подавлялись. Один из эпизодов этих выступлений, где предводителем был Султан Садык, сын Кенесары, отражен в этом рельефе. По словам очевидцев: «Когда султан Садык, идя впереди со знаменем, подвел своих джигитов очень близко к линиям огня, наступающие дали залп из трехсот ружей. Первый ряд был распростерт на месте, задние же ряды упали на землю. Только Султан Садык, со знаменем в руке, простоял с час в ста шагах от линии огня. Солдаты стреляли в него так ожесточенно, что полотно знамени было продырявлено подобно ситу, целого места в нем не осталось. Но Бог сохранил султана Садыка невредимым».
Рельеф 8 . Рельеф посвящен второй мировой войне. Центром композиции служит фигура генерала Панфилова и полковника Бауыржана Момышулы. В правом отсеке изображена Алия Молдагулова в момент смертельного ранения. Участие женщин в войне - большая трагедия. Им бы любить и быть любимыми, продолжать род людской, дарить жизнь, а они погибают на поле боя... В левом отсеке отражены годы репрессий. За решёткой интеллектуальные силы нации: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсунов, Магжан Жумабаев. Также дана сцена расстрела.
Рельеф 9. Тема рельефа - декабрьские события 1986 года. Выступление молодежи с политическими, гражданскими требованиями, нападение на безоружных людей, натравливание собаками, избиение саперными лопатами, пролитие крови...
Рельеф 10. Изображено провозглашение независимости Казахстана, выступление и клятва первого президента Республики Н.А.Назарбаева. На обратной стороне рельефа - карта страны, на которой изображены памятники архитектуры -мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссави, Алашахана, Айша-Биби и т.д. Малые архитектурные формы: скамейки, гранитные блоки для надписей, светильники, прожектора, а также цветники размещаются по двум сторонам центрального большого круга. На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на просторах нашей страны. Абсолютные размеры Монумента, его объемное построение, пропорциональный строй и стилистика выбирались в соответствии с условиями восприятия, соразмерностью к масштабам площади и человека в соотношениях целого и частей комплекса предусмотрены гармоничные пропорции.
Применяемые материалы: гранит, бронза и бетон. Авторы проекта полностью сохранили уже существующие фонтаны и малые архитектурные формы по улице Байсеитовой. У казахов испокон веков есть обычай к национальным святыням прикасаться рукой. Учитывая этот ритуал, мы у подножья стелы разместили раскрытую книгу со следом ладони, с левой стороны на книге - древнетюркская надпись (на казахском, русском и английском языках): «Сеч авын» - «Выбери и блаженствуй!». Можно выбрать друга, невесту, жениха, жизненный путь, если желаете. Не знаю, угадали ли мы пожелания людей? Обо всем этом я думаю каждый раз, когда вижу, как у Монумента останавливается свадебный кортеж и молодые люди прикладывают ладонь к книге. Монумент установлен по инициативе и державной воле Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. На уровне глаз человека крупными буквами на кулпытасах на казахском и русском языках (клинописью) выбиты афоризмы – изречения прославленных исторических лиц прошлого и настоящего времени. Здесь можно также прочесть следующее высказывание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева: «Только мир и согласие общества обеспечивают право каждого человека на достойную жизнь и труд. Свобода не своеволие, а торжество справедливости и права…». 16 декабря 1996 года состоялось торжественное открытие монумента «Независимости». 26 сентября 2001 года на 12 сессии маслихата города Алматы II созыва принято решение №154 о придании монумента «Независимости» памятника монументального искусства местного значения. Его авторы: Шота Валиханов - руководитель творческого коллектива; Адилет Жумабаев, Нурлан Далбаев, Кайрат Сура-нчиев - скульпторы; Казыбек Жарылгапов – архитектор. Соавторы: Калдыбай Монтахаев - архитектор; Мурат Мансуров, Азат Баярлин, Казыбек Сатыбалдин - скульпторы

Сегодня Монумент Независимости Казахстана — одна из главных достопримечательностей города. Архитектор Ш. Валиханов воплотил в проекте свое видение Казахстана в наши дни. Помимо Валиханова, в воплощении амбициозного проекта участвовала большая команда талантливых архитекторов, скульпторов и строителей: возведение монумента потребовало нескольких лет упорного труда, поиска нестандартных архитектурных, композиционных и конструкторских решений. При создании Монумента Независимости Казахстана в Алматы использованы символы республики: Байтерек и Золотой человек.

В честь этого величественного памятника, символизирующего обретение свободы народом республики, были выпущены многочисленные памятные монеты и юбилейные медали. Многие гости Алма-Аты посещают Монумент Независимости Казахстана и делают возле него памятные фотографии. Архитектурные решения, реализованные в проекте, делают монумент и площадь, на которой он установлен, одним из самых популярных мест в бывшей столице Казахстана.

История

В 1990 году был объявлен суверенитет Казахстана, а в 1991 — его государственная независимость. Открытие памятника на центральной площади состоялось в соответствии с особым указом первого президента Республики спустя пять лет после обретения Казахстаном независимости — в 1996 г.

Считается, что у Монумента Независимости Казахстана есть «брат»: идея установки на главной площади столицы памятника независимости появилась у Н. Назарбаева в ходе официального визита в Египет. В этой стране также есть монумент, посвященный независимости, и установленный в городе Луксор. При осмотре египетской достопримечательности президента посетила мысль создать подобный памятник на родине. В этой поездке Назарбаева сопровождал автор будущего монумента, которому впоследствии и выпала честь реализации проекта.

Архитектура

Мемориал является центральной частью большого комплекса, имеющего более 180 метров в ширину. Композиционный центр — устремленная в небо стела высотой 28 метров. По внешнему виду она напоминает кулпытасы — древние искусственные сооружения, найденные на территории Казахстана. Составной частью композиции на самом верху является скульптура героя национального эпоса — Золотого человека. Легендарный правитель изображен управляющим крылатым барсом: он олицетворяет твердость и незыблемость государственной власти в республике. Основанием композиции служит полукруглый постамент, размещенный в центре площадки, замощенной брусчаткой. Так как здесь установлен Золотой человек, символ независимого Казахстана, иногда монумент называют «памятник Золотому человеку в Алматы».

Высота Золотого человека на Монументе Независимости Казахстана составляет 6 метров.

Монумент удивительно сочетается с окружающим ландшафтом. При взгляде наблюдателя издалека, от края площади, монумент гармонирует с линией двух многоэтажных зданий, на фоне которых он расположен. При приближении к центру площади Монумент Независимости Казахстана визуально устремляется вверх, в небо, зрительно выделяясь из окружающего городского ландшафта.

На стеле высечена дата получения республикой независимости. У основания монумента размещены скульптурные изображения героев национального фольклора: Матери-земли и Мудреца-неба. Кроме того, подножие памятника украшают скульптурные изображения детей, скачущих на жеребятах: они символизируют не только молодость республики, но и большое будущее, которое ждет казахский народ. Фигуры ориентированы по четырем сторонам и вписаны в четырехугольник, что придает всей скульптурной композиции ощущение монументальности и надежности.

Один из фрагментов скульптурной композиции Монумента Независимости Казахстана — отлитая из бронзы книга, в которой запечатлен отпечаток руки первого президента республики. Традицией для посетителей скульптурного комплекса стало загадывание желаний, положив руку на отпечаток ладони Назарбаева.

Стелу полукругом окружают десять барельефов. На них запечатлены основные вехи истории Казахстана, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. По замыслу создателей, число десять символизирует наступившую эпоху благополучия и благоденствия казахского народа. На барельефах, кроме скульптурных изображений, высечены афоризмы прошлых лет, а также современности.

Панорамный вид на Монумент Независимости Казахстана в Алматы:

Как добраться до Монумента Независимости Казахстана

Величественный монумент располагается на центральной площади бывшей столицы Казахстана — площади Республики в Бостандыкском районе, по ул. Сатпаева, напротив городской администрации. Сюда можно доехать на автобусах:

  • Остановка «Пл. Республики» , № 32, 45, 70, 124, 205;
  • Остановка «Проспект Назарбаева (ул. Сатпаева)» , № 121;
  • Остановка «Проспект Абая (проспект Назарбаева)» , № 2, 63, 86, 127.

Ближайшая станция метро — «Проспект Абая» линии «А», от нее до памятника можно дойти пешком за 10-15 минут.

Чтобы добраться до Монумента Независимости Казахстана в Алма-Ате, можно заказать поездку на такси: в городе работают Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, а также местные службы Эконом Такси, Discount.

Монумент Независимости Казахстана на видео:

«Независимости» монумент . пл. Республики, на пересечении улиц Байсеитовой и Сатпаева.

Памятник искусства. Внесен в реестр памятников республиканского значения (решение 12-й сессии маслихата 2-го созыва. 26 сентября 2001 г.)

Авторский коллектив: руководитель Ш.Е. Валиханов; скульпторы А. Жумабаев, Н. Дал­баев, А Боярлин, М. Мансуров, К. Суранчиев, К. Сатыбалдин; архитек­торы К. Жарылгапов, К. Монтахаев; конструкторы С. Каламкаров; строи­тель А. Ермегияев. Монумент сооружен в 1996-1998 г. Экспозиция пространства комплекса растянута горизонтально на 180 метров. Центром композиции является вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы, имеющая высоту 28 м. Она завершается высотой в 6 м.«золотым человеком» или степным правителем, который стоя управляет крылатым барсом и символизирует твердую государственную власть на казахстанской земле (обелиск – увеличенная копия памятника камнерезного искусства, кулпытаса из некрополя Ушкан-ата работы народного мастера Егесина (19-й в.). Стела установлена на полукруглом стилобате диаметром 28 метров, который размещен в центре замощенной круглой площадки диаметром 46 метров.В нижней части стелы спереди высечены слова (на казаз.и рус. яз.): "25 декабря 1990г. провозглашен государственный суверенитет Казахстана"; "16 декабря 1991г. объявлена государственная независимость Казахстана". У подножия стелы, на стилобате, размещена скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур: "Мудреца-неба", "Матери-земли" и двух детей на жеребятах. Фигуры размещены по четырем сторонам света, откуда поступает живительная влага, делающая землю плодоносящей.

Комплекс представляет собой целостное художественное произведение, синтезирующее архитектуру, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства. Обрешетки художественного литья, полукругом обрамляющие стелу, повествуют о главных, эпохальных событиях истории Казахстана, включая торжественное избрание на пост первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Монумент независимости в Алматы

У подножья обелиска на мемориальной доске отпечаток ладони Президента, возлагаемой на Конституцию во время присяги. На кулпытасах клинописью выбиты афоризмы — изречения прославленных исторических лиц прошлого и настоящего времени. Здесь можно прочесть следующее высказывание Президента Назарбаева: "Только мир и согласие общества обеспечивают право каждого человека на достойную жизнь и труд. Свобода — не своеволие, а торжество справедливости и права".

Лит.: Матвеева Л.А. , Проскурин В.Н. Памятники истории и культуры Алматы.Каталог документов Управления архивами и документацией и ЦГА г.Алматы.- Алматы, изд-во «Онер», 2003 г., с. 172 ; Проскурин В.Н.До ста городских примечательностей. В кн.: Золотая книга Алматы (фотокнига на рус., казах., англ.яз.) — Алматы, изд-во «Кайнар», 2000 г., сс. 75-79

Владимир Проскурин (Берлин)

До монумента можно добраться с маршрутами: 32, 45, 95.

Монумент Независимости, Алма-Ата, Казахстан: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Монумент Независимости – памятник на Площади Республики в городе Алма-Аты, Казахстан. Это один из двух символов Казахстана за авторством скульптора Шот-Аман Валиханов (Шот-Аман Уәлихан). Является изображением Золотого человека (Алтын Адам) – сакского война, одетого в доспехи из золота, который был найден в археологической экспедиции под руководством Кемаля Акишева на кургане Иссык. Находка относится к V-VI столетию до нашей эры, а найдена была на рубеже 1969-70 годов. Есть предположения, что воин не сакский, а из тюркского племени усуни.

Идея непосредственно принадлежала президенту Назарбаеву после увиденного в 1993 году египетского монумента независимости. Открыт монумент был в 1996 году, 16 декабря, указом президента.

Монумент Независимости Казахстана

Помимо автора Валиханова, в создании работали не менее известные мастера скульптуры Нурлан Далбаев, Адилет Жумабаев, также участие принял архитектор Казыбек Жарылгапов. При возведении этого грандиозного памятника были и другие помощники, которые увековечены как соавторы, их фамилии: Сатыбалдин, Баярлин, Мансуров, Монтахаев.

Композиция имеет в длину 180 метров, в высоту же достигает 28 метров, при этом монумент украшен затейливой резьбой подобно средневековым кулпытасам, – четырёхгранным столбам-памятникам. Венчает его шестиметровая статуя правителя, – Золотого война стоящего на крылатом барсе, что олицетворяет государственную власть. К слову, 6 метров в статуе выбрано не случайно, именно такую высоту имел курган, где раскопали захоронение с останками этого война.

У подножья стоят аллегорические фигуры: неба и земли (соответственно, отца и матери) и двух их детей на жеребцах. Они символизируют семью и благоденствие, что есть основа государства. Помимо скульптур имеются 10 барельефов, описывающих историю Казахстана с древнейших времен.

Монумент стоит посреди Площади Республики (Республика алаңы), ближайшая автобусная остановка ул. Желтоксан.

Фото достопримечательности: Монумент Независимости

На центральной площади Алматы возвышается грандиозное сооружение - Монумент Независимости Казахстана, его основным мотивом является изображение Золотого человека. Этот комплекс – один из символов страны. Автором композиции является Валиханов.

Задумка проекта и его воплощение в жизнь

Открытие монумента состоялось в декабре 1996 года по распоряжению Нурсултана Назарбаева, президента республики. Работы по его сооружению проводились под руководством заслуженного архитектора республики, с ним сотрудничали такие скульпторы, как Жумабаев, Далбаев и Жарылгапов. Проект монумента был воплощен в жизнь с участием Мансурова, Баярлина, Сатыбалдина и Монтахаева.

Идея создания данного памятника пришла на ум президента республики во время путешествия в Египет, он находился в городе Луксор и увидел монумент в честь получения страной независимости. Автор будущего проекта, Валиханов, сопровождал Нурсултана Назарбаева в этой поездке, он и предложил создать монумент в Казахстане.

Композиция монумента

Комплекс горизонтально вытянут на 180 метров, в центре находится вертикальная пластическая стела, которая напоминает рельефные мангышлакские кулпытасы, ее высота – 28 метров. Завершается она фигурой «Золотого человека» высотой шесть метров, который изображен в виде правителя, управляющего крылатым барсом, он символизирует крепкую власть в стране.

Стела возвышается на полукруглом постаменте, размещенном в центре круглой площадки, она закрепляет конкретную точку пространства и находится на фоне двух высоких зданий. Чем ближе находишься к стеле, тем стремительней она уносится ввысь. В нижней ее части можно прочитать информацию о том, когда была провозглашена независимость Казахстана. Недалеко от площади расположились комфортные отели Алмааты , в которых можно отдохнуть после экскурсий.

У подножия располагается группа из нескольких аллегорических фигур: матери-земли, мудреца-неба и двух детей, восседающих на жеребцах. Они расположены по четырем сторонам света, питающих землю живительной влагой. Дети являются символом молодости, будущего страны, а в целом все фигуры составляют семью – основу любого государства. Все фигуры образуют квадрат, он олицетворяет устойчивость и прочность.

По бокам стелы по кругу в виде подковы находятся 10 барельефов, они описывают историю страны с древних лет до наших дней, причем их число выбрано не произвольно, оно является числом благоденствия, силы, мощи и благополучия, согласно учению Пифагора. Все исторические события расположены здесь не в хронологическом порядке, а с учетом художественного оформления отдельных ее этапов.

Одной из самых крупных достопримечательностей города Алматы является Гора Кок-тюбе и Телевизионная башня.

Символом и главной достопримечательностью Астаны является величественный монумент Байтерек, воздвигнутый по инициативе президента Нурсултана Назарбаева. Байтерек - символ всего государства, мира и жизни, символ, берущий истоки в фольклоре казахского народа. Байтерек - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего казахского эпоса Ер-Тостик. По поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывает золотое яйцо легендарная птица Самрук. На берегу Мировой реки растет Дерево жизни Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева находятся в подземном мире, ствол - в земном, а крона - в небесном. Байтерек означает молодое, крепкое, мощное дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющие прочную опору и стремление к будущему процветанию. Высота монумента 97 метров символизирует год провозглашения Астаны новой столицей государства и новую точку отсчета в истории страны. Высота с шаром, венчающим конструкцию – 105 метров. В 2002 году на открытии монумента президент Казахстана сказал: «Любой, кто сюда поднимется, впитает в себя степную ширь Казахстана и огромность нашего государства». Диаметр позолоченного шара 22 метра. В центре панорамного зала находится деревянный глобус с 17 лепестками, подписанными 17 представителями различных мировых религий. Рядом с глобусом стоит «машина исполнения желаний», внутри медного полушария находится слепок ладони Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Астана-Байтерек отвечает соответствующим высоким требованиям архитектуры, является символом вновь развивающегося Казахстана. Авторы: А. Рустембеков, С. Базарбаев, Ж. Айтбалаев.