Таблица 1 и 2 спряжения. Два спряжения глагола

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: с оздание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения ;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  4. создание условий для личностного саморазвития учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Технология: педагогическая мастерская.

Форма работы: групповая.

Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор. (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На экране появляется слайд №2 со стихотворением:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить )

Желают, сверкают, горят, медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

Что такое глагол?

Какова роль глаголов в тексте, предложении?

Что такое неопределённая работа?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.

Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

Назовите личные окончания глаголов первого столбика.(на слайде №5)

У (ю)

Ешь (ёшь)

Ет (ёт)

Ем (ём)

Ете (ёте)

Ут (ют)

Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

У (ю)

Ишь

Ит

Им

Ите

Ат (ят)

Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали о глаголах?

На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т)

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч. 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т (я т)

    В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.

    I спряжение Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т) II спряжение - у(ю) - и шь - и т - и м - и те - а т (я т)

    У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением.

    Спасибо за внимание!


    Задачи урока:

    • Образовательные:
      • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
      • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
    • Развивающие:
      • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
    • Воспитательные:
      • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

    Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.

    Доска:

    Смотр. т вид. т:

    дело лихо,

    Бьётся лебедь средь зыбей…

    К морю лишь подхoд . т он.

    Вот и слыш . т , будто стон…

    Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

    подходить
    слышать
    смотреть
    видеть

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент

    2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

    3. Словарная работа

    – Кто о себе так заявляет?

    Что без меня предметы?
    Лишь названия. А я приду –
    Всё в действие придёт – летит ракета,
    Люди строят здания, цветут сады,
    И хлеб в полях растёт.

    – Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

    * Если буква гласная
    Вызвала сомнение,
    Ты её немедленно
    Поставь под ударение.

    отв . рить – вaрка
    отт . чить – тoчит
    отб. жать – бег
    отн. сти – нёс

    – Где находится безударные гласные? (В корне).

    – К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

    – Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).

    – Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.

    – А ещё? (Это глаголы в начальной формеинфинитив ).

    – Что это за форма глагола? Какова её роль?

    1) инфинитив + “буду ” = будущее время;

    2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;

    3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II) , -еть (I) .

    4. Постановка проблемы

    – Прочитаем стихотворение-шутку:

    Чтобы курицу соседки
    Чисто наголо побрить ,
    Надо бы на табуретке
    Две салфетки постелить .

    – В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

    (2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

    – Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

    5. Открытие детьми темы урока

    – Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .

    – Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

    6. Знакомство с правилом

    – Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

    К морю лишь подхoд . т он,

    Вот и слыш . т , будто стон…

    Смотр. т вид. т : дело лихо,

    Бьётся лебедь средь зыбей…

    Неопределённая форма

    2 лицо, единственное число

    3 лицо, множественное число

    Неопределённая форма

    2 лицо, единственное число

    3 лицо, множественное число

    подходить

    подхoдишь

    подходят

    смотреть

    смотрешь

    смотрят

    -ишь

    -ют

    слышать

    слышет

    слышут

    видеть

    Видешь

    видят

    -ит

    -ат

    -ишь

    -ют

    – Проведём самопроверку по правилам.

    – Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .

    – Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

    7. Физкультурная пауза

    – Закрываем глаза, заучиваем.

    (Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

    Помощь в стихах

    Гнать, держать, смотреть и видеть,
    дышать, слышать, ненавидеть,
    и зависеть, и вертеть,
    и обидеть, и терпеть.
    Вы запомните, друзья,
    Их на “ ” – спрягать нельзя.

    – В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь , он видит и видят они)

    Весёлые рифмы

    Как начнёшь меня ты гнать ,
    Перестану я дышать ,
    Перестанут уши слышать ,
    Ну а руки – всё держать .
    На меня начнёшь смотреть ,
    Будешь ты меня вертеть
    Буду всё равно терпеть ,
    Буду от тебя зависеть ,
    Раз ты смог меня обидеть .
    Буду я тебя не видеть ,
    А открыто ненавидеть .

    8. Первичное закрепление

    Спряжения в конкретных языках

    Системы спряжения в разных языках различаются числом времён и наклонений. Например, в русском языке 3 времени и 3 наклонения; в древнегреческом - 7 времён и 4 наклонения; в некоторых индейских языках Северной Америки (например, хопи) более 9 наклонений. В спрягаемой форме глагола могут выражаться не только названные выше категории , но и характер синтаксических связей глагола-сказуемого с субъектом и объектом. Так, в венгерском языке различаются объектное и безобъектное спряжение (láto-k - «я вижу», láto-m - «я вижу (этот определённый предмет)»). В некоторых языках эргативного строя глаголы имеют две парадигмы лица - эргативную и абсолютную.

    Спряжения в русском языке

    В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами - I спряжение и II спряжение.

    Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме. (В. В. Бабайцева , Л. Д. Чеснокова Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.)

    К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть , а также несколько глаголов на -ить : брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)

    Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

    • глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них) ,
    • некоторые глаголы на -еть : блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
    • некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них) ;
    • некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться ;
    • Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

    Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать , хотеть . Или имеют формы на выбор чтить - чтут / чтят, также сыпать - сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать , щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

    История

    Система спряжения исторически изменчива. Например, спряжение современного русского языка - результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка , в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа - единственное, множественное, двойственное .

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Спряжение" в других словарях:

      СПРЯЖЕНИЕ, спряжения, ср. (грам.). 1. только ед. Действие по гл. спрягать1. Ученик занимался спряжением глаголов. 2. Свойство глаголов изменяться по лицам, числам, временам и наклонениям. Признак глагола спряжение. || Полный комплект форм глагола … Толковый словарь Ушакова

      Современная энциклопедия

      1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

      Литературная энциклопедия

      Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      СПРЯЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. спрягать. 2. В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Сущ., кол во синонимов: 1 изменение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и наклонениям. В русском яз. к формам С. принадлежат формы настоящего и будущего времени с их… … Словарь литературных терминов

      Спряжение - (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

      Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Глаголица. Лото с проверкой. Спряжение глаголов. Глаголы исключения. От 8 лет , Ивановская Е., сост.. Самыми сложными темами в начальной школе и родители, и дети часто называют склонение существительных и спряжение глаголов. И правда: дети наизусть заучивают окончания, не понимая, зачем им…

    Умение грамотно писать — непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык — это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно «Мы знаем, что ныне лежит на всех…» чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

    Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

    Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

    Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

    Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

    Глаголы 1 спряжения

    Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

    Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

    1. брить (бреет);
    2. стелить (стелет).

    Глаголы 2 спряжения

    Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

    Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

    1. гнать;
    2. держать;
    3. терпеть;
    4. обидеть;
    5. слышать;
    6. видеть;
    7. ненавидеть;
    8. обидеть;
    9. вертеть;
    10. дышать;
    11. смотреть.

    Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

    На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

    Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

    Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

    Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

    Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

    Видео

    О глаголах-исключениях — подробно в этом видео.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    Материалы для работы с учащимися

    Глагол имеет две основы :

    1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

    2. – основа формы настоящего и будущего времени

    Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

    Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .

    СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .

    В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

    В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

    Таблица 1

    I спряжение

    II спряжение

    I спряжение

    II спряжение

    Лицо

    Единственное

    Единственное

    Множественное

    Множественное

    1

    /- ю

    -ём /- ем

    -им /- им -

    2

    -ёшь /- ешь

    -ишь /- ишь

    -ёте /- ете

    -ите /- ите

    3

    -ёт /- ет

    -ит /- ит

    -ут /- ют

    -ат /- ят

    Алгоритм определения спряжения глагола

    1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

    Для запоминания

    Исключения

    I СПР.

    II СПР.

    I СПР.

    АРХАИЧНЫЕ

    РАЗНО-

    СПРЯГАЕМЫЕ

    II СПР.

    баять

    блеять

    веять

    затеять

    каяться

    лаять

    лелеять

    маяться

    надеяться

    реять

    сеять

    таять

    хаять

    чаять

    чуять

    клеить

    строить

    брить

    стелить

    зиждиться

    зыбиться

    дать

    есть

    создать

    бежать

    брезжить

    хотеть

    чтить

    вертеть

    видеть

    ненавидеть

    зависеть

    обидеть

    смотреть

    терпеть

    гнать

    держать

    дышать

    слышать

    СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ !

      Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

    ГЛАГОЛ

    МЫ

    ТЫ

    ОНИ

    Гласные в

    СПРЯЖЕНИЕ

    лет Е ть

    лет ИМ

    лет ИШЬ

    лет ЯТ

    2- И… +1- А/Я…

    II СПР.

    тер Е ть

    тр ЁМ

    тр Ёшь

    тр УТ

    2- Е… +1- У/Ю…