Технологическая карта занятия малые жанры фольклора пословицы. Конспект урока на тему "малые жанры фольклора". Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • Воспитывающие :

    • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
    • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

    Задачи урока:

    • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
    • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
    • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

    Оборудование:

    Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

    Практическая значимость и актуальность:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему.
    3. Основная часть (представление жанров).
    4. Итог. Выставление оценок.
    5. Домашнее задание.
    6. Рефлексия.

    Ход урока

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

    Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

    Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

    Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

    Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

    Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

    Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

    Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

    Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4 .

    (Ученик читает вслух).

    Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

    Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

    Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

    Большинство загадок построено на метафоре . Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

    Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

    (Ученик читает вслух).

    А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

    Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

    Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

    Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

    Ребята, предлагаю вам творческое задание.

    1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

    2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

    3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

    Физкультпауза

    “Что за золото пословицы русские!..”

    А.С.Пушкин

    Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

    Пословица

    • Краткое мудрое суждение о жизни
    • Содержит поучительный смысл
    • Законченное суждение
    • Характеризует поступки человека, образ жизни
    • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

    В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

    - Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

    Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

    Береги платье снову, а честь –смолоду.

    Ученье- красота, неученье – простота.

    Чему учился, тому и пригодился.

    Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

    Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

    А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

    Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

    Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

    (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

    “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

    А.С.Пушкин.

    Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

    Поговорка

    • Меткое суждение
    • Часть суждения, незаконченное предложение
    • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
    • Выражает чувства Слайд №14. (Читает ученик вслух).

    Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

    Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

    Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
    • Комар носа не подточит.
    • Больше дела – меньше слов.
    • Муравей не велик, а горы копает.
    • Всему своё время
    • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

    Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).

    Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18 .

    • Висит сито не руками свито.
    • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
    • Красна птица перьем, а человек ученьем.
    • Седьмая вода на киселе.

    Итог урока. Оценки за работу.

    Домашнее задание на выбор:

    • Сочинить загадки.
    • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
    • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

    Тема урока « Малые жанры фольклора».

    Тип урока: урок открытия нового знания

    личностные:

    предметные:

    метапредметные:

    Техники и технологии:

    Просмотр содержимого документа
    «Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора" в соответствии с требованиями ФГОС»

    Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Предмет литература

    Класс 5

    Тема урока « Малые жанры фольклора».

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Планируемые результаты обучения:

    личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

    предметные: знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;

    метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Техники и технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, игровая деятельность

    Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентации.

    Этапы урока (время)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Формы оценивания

    Личностные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные:

    Познавательные:

    1.Орг. момент. Цель. Включение в деятель-ность.

    Проверяет готовность учащихся к уроку.

    Озвучивает тему и цель урока.

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

    Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

    Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

    Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

    Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

    2. Актуализация и углубление знаний.

    1.На столе выставка из школьного музея. (Кузовок, котомка, туесок, деревянная тарелка, ухват, полотенце, деревянная ложка). Учитель открывает слайд с фрагментами деревянной резьбы, кружев, салфеток. Беседа с классом.

    Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей.

    Какие из них вам известны?

    Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

    С какими предметами вы встречались в сказках?

    В мире много добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

    Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

    Вот почему все эти сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки называют произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ.

    2. Просмотр мини-презентаций, подготовленных учащимися.

    «Считалки», «Приговорки», «Заклички».

    Слушают, записывают теорию в тетради.

    Фольклор.

    Особенности фольклора. Малые жанры фольклора.

    (котомка, кузовок)

    Формирование уважительного отношения к своему народу, к труду, к искусству.

    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Самостоятельно делать выводы

    Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    1.Делать выводы, обобщения.

    2.Осуществлять самоконтроль, самооценку

    Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    3.Работа по теме урока

    1. Беседа по содержанию статьи.

    В чём проявляется мудрость народа?

    Что называется пословицей?

    Что отразилось в пословице?

    Как называл пословицу В.И.Даль?

    Когда мы употребляем в своей речи пословицы?

    Найдите антонимы в пословицах: Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают», «Много шуму из ничего».

    2. Чтение пословиц в учебнике. Учитель предлагает объяснить смысл пословиц.

    3. Учитель показывает на слайде слова для составления пословиц. время-потеха, труда –пруда,

    дело-мастера, пышки -шишки друга- береги

    Читают статью в учебнике, отвечают на заданные вопросы, находят антонимы в пословицах, объясняют значение прочитанных в учебнике пословиц.

    3. Составляют пословицу из предложенных им попарно соединенных слов.

    (Делу время – потехе час).

    (Без труда не вынешь и рыбку из пруда). (Дело мастера боится). (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки). (Нет друга - ищи, нашел -береги).

    Формирование интереса к духовно-нравственным ценностям своего народа.

    Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном

    Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации.

    4.Закрепление

    Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

    Работа по группам.

    Придумывание истории на основе одной из пословиц.

    Формирование духовно- нравственных качеств личности

    Освоение способов совместной речевой деятельности, управление поведением партнёра.

    Формирование навыков речевой деятельности

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    5. Самостоятельная работа

    Учитель задаёт вопрос.

    Как вы думаете, почему у различных народов мира пословицы нередко очень близки? Например, зарубежной пословице «Перо сильнее меча» соответствует русская – «Что написано пером, не вырубишь топором.

    Учитель раздаёт на каждый стол распечатки русских и зарубежных пословиц и даёт задание: к каждой зарубежной пословице подобрать русскую.

    (Взгляды людей выражаются по-разному, но очень похожи). Подбирают к каждой зарубежной пословице русскую.

    Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

    Освоение способов совместной деятельности

    Делать выводы, обобщения. Осуществлять самоконтроль, самооценку.

    6. Итог урока Рефлексия.

    Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

    Тем больше прошлым дорожим

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    В. Шафран

    С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? С какими малыми жанрами народного творчества мы должны познакомиться на следующем уроке?

    Загадки, поговорки, песни.

    Формирование чувства единения себя со своим народом, чувства сопричастности истории, культуре, судьбе народа.

    Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

    7. Домашнее задание

    Сообщение домашнего задания

    1.Сделать рисунок к одной из пословиц, подумать: прямое или переносное значение будет иллюстрировать рисунок.

    2. Подобрать и записать в тетради по 3-4 пословицы по тематическим группам: о дружбе, о труде. О любви к родине.

    Индивидуальные задания:

      подготовить сообщение о поговорках;

      подготовить сообщение о загадках, используя материалы учебника и Интернета;

      выучить наизусть несколько поговорок, объяснить их значение.

    Источники:

    Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

    Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015

    Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством(потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)

    Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов

    первой категогии

    Серикова Елена Владимировна

    МОУ СОШ с. Б. Екатериновка

    Саратовской области

    Аткарского района.

    Тема урока: Малые жанры фольклора

    (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

    Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством, для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

    Планируемые результаты УУД:

    личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

    Метапредметные : регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

    познавательные : знакомятся с малыми жанрами фольклора, выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

    коммуникативные : используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

    Предметные : научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

    Сценарий урока

    1. Организационный момент. Введение в тему.

    На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.

    Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?

    Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

    С какими предметами вы встречались в сказках? (котомка, кузовок)

    Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».

    Отгадайте загадки.

    Возле леса на опушке

    Трое их живет в избушке

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки?

    Нет ни речки, ни пруда_

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца.

    Тут зубами щелк да щелк,

    Появился серый волк.

    Шкуру белую надел,

    Как много в мире добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

    Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

    Вот почему все эти сказки, былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.

    2. Постановка темы и целей урока.

    В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

    За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают.

    Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества.Скоморохи,ваш выход!

    Пожалуйста, гости дорогие!

    Вас ждут песни и считалки!

    Интересные загадки!

    Пословицы

    3 . Работа по теме урока.

    Игра « Потешки»

    Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

    Петушок, петушок

    Золотой гребешок.

    Маслена головушка,

    Шёлкова бородушка.

    Что ты рано встаёшь,

    Деткам спать не даёшь?

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Лиса по лесу ходила,

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапотки плела:

    Мужу двое, себе трое,

    И детишкам по лаптишкам.

    Учитель читает потешки, которые даны в хрестоматии.

    Какие потешки вы знаите? Расскажите.

    А теперь «угоститесь» мудрым словом.

    Игра « Пословицы» .

    Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов

    время-потеха(Делу время потехи час)

    труда -пруда(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

    дело-мастера (Дело мастера боится)

    пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)

    друга- береги (Нет друга -ищи, нашел -береги)

    Работа по группам.

    Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

    Дифференцированное задание.

    а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии

    б)Выполнение заданий в рабочей тетради.

    в)Иллюстрирование пословиц, потешек.

    Физкультминутка.

    (Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».

    Игра « Скоморохи»

    Учитель читает скороговорки в хрестоматии, дети соотносят тексты с иллюстрациями.

    Заучивание скороговорок.

    В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.

    Скороговорка - это старинная забава, которая помогает развивать речь.

    Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:

    Игра « Загадки»

    Ой -люли, та-ра-ра-ра!

    Заходи-ка, детвора!

    Да подумай, посмекай,

    Все загадки отгадай,

    Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.

    Чтоб пыл веселья не угас,

    Чтоб время шло быстрее,

    Друзья, я приглашаю вас

    К загадкам поскорее!

    Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.

    (Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)

    Кафтан на нём зеленый,

    А сердце как кумач.

    На вкус, как сахар, сладок,

    А сам похож на мяч. (арбуз)

    Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. (цвет, вкус, форма)

    (Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)

    Голубая протыня весь свет одевает.(небо)

    (Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)

    Летит, а не птица, воет, а не зверь.(Ветер)

    (Загадки, в описании которых используются метафоры)

    Под одной крышей четыре братца живут. (стол)

    Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.

    Откуда взялись загадки?

    Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

    4. РЕФЛЕКСИЯ.

    С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? (песни, считалки.)

    Конкурс знатоков (работа по группам)

    При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».

    Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

    5. Итог урока.

    Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная.Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.

    Тем больше прошлым дорожим

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.


    Технологическая карта урока литературы в 7 классе
    Тема Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).
    Цели Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева
    Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста. Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.
    Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
    Основное содержаниетемы
    Термины и понятия Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.Планируемый результат
    Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
    Проявлять:
    - интерес к изучению темы;
    - желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;
    - творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;
    - понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения:
    - раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.- определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
    - определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;
    - самостоятельно формулировать тему и цель урока;
    - определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;
    - использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения Регулятивные умения:
    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;
    - выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
    - выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
    - соотносить результат с поставленной целью.
    Коммуникативные умения:
    - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
    - адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;
    - договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Работать с поэтическим текстом:
    - проводить исследование текста стихотворения;
    - анализировать композицию, язык, художественные средства.
    Оформлять анализ прочитанного стихотворения.
    Организация образовательного пространства
    Межпредметные связи Ресурсы Форма работы
    ИЗО: пейзажные зарисовки.
    Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2». Информационный материал:текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»
    Демонстрационный материал:мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»
    Фронтальная,индивидуальнаяI этап. Мотивация к деятельности
    Цель деятельности Проблемная ситуация Планируемый результат
    Мотивировать на изучение темы.
    Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк. «Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:- Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?- Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?
    - Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста. Личностные умения:
    - проявлять интерес к изучению темы;
    - проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.
    II этап. Учебно-познавательная деятельность
    Цели деятельности Последовательность изучения Диагностические задания
    Стимулировать:
    - интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;
    - желание научиться анализировать поэтический текст.
    Актуализировать умения:
    - соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;
    - строить понятные для окружающих высказывания.
    Ввести понятие «философская лирика».
    Научить:
    - определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;
    - определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
    - проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;
    - оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;
    - адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания. Сообщение учителя
    Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.- О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):
    Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
    - Как вы их понимаете?- Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.- Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек. - Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)
    - Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому? Почему?
    - Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?
    - Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)
    - Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.
    - Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?- А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?
    - Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?
    - Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?
    - И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали? - Откуда грусть?
    - Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?- Почему струя смеётся над ивой?
    - Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?
    - Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?- Только ли оно об иве?
    - Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?
    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
    Цели деятельности Задание Планируемый результат
    Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.
    Научить:
    - оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
    выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);
    самоорганизацию по выполнению задания:
    - планирование деятельности;
    - выполнение задания;
    - представление результатов деятельности.
    Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:
    - Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание. Личностные умения:
    - проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
    Познавательные умения:
    - использовать разные источники информации;
    - использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста.Регулятивные умения:
    - выполнять задания в соответствии с целью;
    - ориентироваться в разных способах выполнения задания.
    Коммуникативные умения:
    - использовать речевые средства для представления результата деятельности.
    Предметные умения:
    - оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
    IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
    Контрольное задание Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
    - Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте). РефлексияМнения детей (по цепочке):
    - Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?
    - Какой этап урока был для вас самым интересным?
    - Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения? Личностные умения:
    - осознавать успешность при изучении темы.
    Регулятивные умения:
    - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
    - оценивать результат собственной деятельности.

    КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

    Конспект урока « Малые жанры фольклора »

    Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

    Предмет, класс

    Литература, 5 класс

    Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

    Программа

    Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

    Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

    Тема урока

    Малые жанры фольклора

    Урок по счёту

    В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

    Тип урока

    Урок – усвоение новых знаний учащимися

    Технология

    Личностно – ориентированного обучения.

    Оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

    Методы, используемые на уроке

      объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

      частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

    Цель урока

    Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

    Задачи урока:

    1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

    2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

    3 ) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

    4 ) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

    5 ) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

    6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

    Характеристика учебной группы 5 а класса

    Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5 а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

    В 5 а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

    Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

    В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

    Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.

    Структурные элементы урока, цели

    Деятельность учителя

    Работа учащихся

    Приложение№1 (30 слайдов)

    Организационный этап

    Приветствие

    Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

    Подготавливаются к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

    Подготовленный учащийся:

    Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины» , итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут» , вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно» , шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов» .

    Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

    Каким другим словом называют устное народное творчество?

    Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя

    Устное народное творчество – это фольклор.

    Слайд №1

    Актуализация знаний

    1. Экспресс-опрос:

    Литература - это...

    Есть такие виды литературы …

    Фольклор - это...

    Примеры произведений устного народного творчества

    Выполняют мини – тест (в тетрадях)

    Множество любых письменных текстов.

    Проза, лирика, драма.

    Устное народное творчество

    Сказки, былины, народная драма.

    Слайд №2

    Создание проблемной ситуации

    Целеполагание

    Послушайте:

    В кузовочке лежали грибочки:

    Кому –гриб,

    Кому – два,

    Кому – три –

    Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

    Как они называются?

    Чем они отличаются от сказок, былин?

    Какие короткие выражения вы знаете?

    Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

    Итак, какова тема урока?

    Запишите её в тетради.

    Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

    А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

    А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

    1. Под крышей - четыре ножки,
    Под крышей - суп да ложки.
    2.Бьют его рукой и палкой -
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут.
    3. Наклонилась над рекой -
    Уговор у них такой:
    Обменяет ей река
    Окунька на червяка.

    Почему вы так решили?

    Учащиеся: - Да, приходилось.

    Это считалки. (Записывают в тетради)

    Они очень короткие.

    Пословицы, поговорки, частушки.

    Малые жанры фольклора.

    Записывают в тетрадях тему урока.

    Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

    Обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

    Узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.

    Это загадки, это тоже жанр фольклора.

    Мы их отгадали.

    Слайд №3

    Слайд №4

    Слайд №5

    Слайд №6

    Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

    А как строятся загадки? По каким принципам?

    Что такое иносказание?

    Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?

    Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

    Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

    При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

    Слайд № 7

    Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

    Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

    Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

    Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

    Отгадывают загадку.

    Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

    Слайд №8

    Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

    Развитие навыков самостоятельного познания

    Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний

    Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их .

    Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

    Вопросы и задания:

    Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

    Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

    - Антитеза используется в пословицах или поговорках? (+)

    Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)

    Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?

    Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ

    Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

    Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

    Назовите пословицы каждой группы.

    Определите значение пословиц:

    Написано пером, не вырубишь топором.

    Вешний день год кормит.

    Терпение и труд всё перетрут.

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Век живи – век учись.

    Любовь да совет, так и нуждочки нет.

    Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

    1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?

    Какие виды сказок существуют?

    Отгадайте название сказки, данной на слайде.

    К какому виду она относится?

    2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?

    3. Блиц – турнир по сказкам.

      1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

    2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

    3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

    4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

    5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

    6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

    7.Назовите магическое число в русских сказках.

    8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

    9.Какие реки текут в сказках?

    10.Где живёт сказочный царь?

    Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).

    Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.

    Что общего вы могли заметить у них?

    Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

    Решают вопросы и задания

    Заполняют таблицу.

    Пословицы:1,2

    Поговорки: 3,4

    Пословица: 2

    Поговорка: 1 (в таблицу)

    Ставят + (в пословицах)

    Поговорка (+)

    Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

    Критерии оценки:

    «5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

    «2» - один-два правильных ответов.

    У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

    Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология

    Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)

    Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.

    Называют пословицы.

    Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

    Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

    Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

    «Колобок». Бытовая. О животных.

    В сказке отразилась жизнь народа.

    Сивка- Бурка.

    Утро вечера мудренее.

    Русским духом пахнет.

    Молочные.

    В тридевятом царстве.

    Просматривают слайды, производят записи.

    Делают вывод:

    Есть ещё такие жанры фольклора, как:

    пестушки,

    скороговорки,

    прибаутки,

    Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.

    Устная природа бытования.

    Народность содержания.

    Множество вариантов.

    Коллективность творчества.

    Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

    Слайды № 11,12

    Слайды № 13,14

    Слайды № 15

    Слайды № 16

    Слайды № 17-28

    Слайды № 29

    Этап получения дополнительной информации

    Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

    Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

    Контроль.

    Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

    В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

    Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

    Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.

    Ответьте на вопрос:

      О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

      Что нового и интересного вы узнали?

      Нужны ли эти знания нам сегодня?

      Достигли ли мы поставленных целей?