Труды вольтера в философии. Краткая биография вольтера самое главное

Вольтер (фр. Voltaire). Имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ (фр. François Marie Arouet; Voltaire - анаграмма «Arouet le j(eune)» - «Аруэ младший», латинское написание - AROVETLI). Родился 21 ноября 1694 года в Париже - умер 30 мая 1778 года в Париже. Один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.

Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика, снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - «фернейский патриарх» - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер - восьмидесятитрёхлетний старик - вернулся в Париж, где ему устроена была - восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.

Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опиум.

Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».

В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.

Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями.

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).

По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к , хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх - его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство - великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение - «Siècle de Louis XIV».

Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции - «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время - американский посол во Франции).

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии - написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы - как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы».

Противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.

В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнён по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осуждённые по этому делу.

В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают... Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу...»

С 80-х годов XVIII века и вплоть до XX века духовенство Русской православной церкви с враждебностью боролось с идеями и книгами французских философов-материалистов, разоблачавших сущность религии. В частности, духовное ведомство издавало литературу, в которой подвергало критике идеи Вольтера, добивалось конфискации и сожжения его произведений.

В 1868 году русской духовной цензурой уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания».

В 1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 - его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции».

Приветствую постоянных обитателей и новых гостей сайта! В статье «Вольтер: краткая биография, интересные факты и видео» — основные сведения из жизни Вольтера, представлена интересная подборка видео, цитаты. Статья будет полезна старшеклассникам и студентам.

Известный под своим псевдонимом «Вольтер», Франсуа-Мари Аруэ (Francois-Marie Arouet), является одним из самых выдающихся представителей французского Просвещения.

С юношеских лет он пишет много стихов, письма, сатирические и драматические произведения, романы, исторические и философские трактаты, впоследствии переведенные почти на все европейские языки.

Одаренный гибким интеллектом, Вольтер обогащает свой родной французский язык удивительно богатым и простым стилем, который он создал. Поэт, драматург, эссеист, писатель, рассказчик, историк и философ и один из созидателей либертарианства и либерализма.

Биография Вольтера

Франсуа родился 21 ноября 1694 года в семье простого парижского чиновника. Когда он был еще ребенком, его интересовала литература и история. Он прочитал все книги, которые имелись в доме и буквально засыпал взрослых своими, подчас не детскими, вопросами обо всем на свете.

Некоторое время мальчик учился в колледже иезуитов «латыни и прочим глупостям», куда его определили родители. Но, не окончив, оставил его, поскольку предпочёл юриспруденции литературу. Молодой человек начинает создавать свои первые литературные произведения во дворце одного из аристократов.

Интересно, что еще в детстве астрологи пророчили ему смерть в 33 года. В это время должна была состояться дуэль, но, к счастью, не случилась. В свои 63 года знаменитый философ писал: «Я обманул астрологию на 30 лет, за это прошу меня извинить».

Он покидает Францию в 1726 году и отправляется в Англию. Там он изучает основы политики, различные отрасли науки.

Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретеиль, маркиза Дю Шатле (1706-1749) — французский математик и физик. Супруга Вольтера.

Вернувшись в Париж, философ издал «Философские письма». Издание конфисковали, а издателя заключили в Бастилию. Вольтер бежал в Лотарингию, где встретил маркизу дю Шатле, их брак продолжался около 15 лет.

В 1746 г. Вольтер занимает при дворе должность поэта и историка, но происходит его ссора с всесильной маркизой де Вскоре он уезжает в Пруссию, а оттуда в Швейцарию, где покупает особняк в Ферне.

Социально-философские взгляды Вольтера

Будучи убежденным, что литература призвана служить социальному прогрессу, Вольтер превращает свои мысли и работы в философские труды против социальной несправедливости. Из блестящего писателя и философа он стал одним из самых резких критиков абсолютизма и откровенным врагом Церкви.

После публикации книги «Людовик XIV» (1751), писатель возглавляет борьбу с авторитарной властью. Опубликованы далее значимые эссе, также «Очерк обычаев и духа народов» (1756) и «Философский словарь», который подробно объясняет веру в превосходство разума над всеми другими человеческими эмоциями и страстями.

Создавая различные псевдонимы, он написал сотни анонимных брошюр, в которых критиковал Церковь и христианскую идеологию.

Известный мыслитель достигает европейской славы, благодаря своим философским и литературным произведениям. В них он раскрывает свое жизненное кредо — необходимость преодолеть пропасть между отчужденным обществом и угнетенной личностью.

Он твердо верит во внутреннее чувство всеобщей справедливости, которое должно быть закреплено в законах, регулирующих каждое человеческое общество. По словам Вольтера, общественная жизнь требует «социального устройства», которое защищает интересы каждого человека.

Франсуа-Мари Аруэ. (Вольтер) Годы жизни 1694-1778

Мораль должна раскрывать принципы плодотворного сожительства. Вольтер учит, что каждый человек должен взять свою судьбу в свои руки, улучшить свое положение на пути науки. Сделать свою жизнь искусством.

В 1778 г. 83-летний мыслитель возвращается в . Сильные боли, в связи с онкологическим заболеванием, вынуждали философа принимать опий. 30 мая Вольтер отошел в мир иной. Прах великого француза находится в Пантеоне.

Подборка видео

В этой подборке видео вы найдете интересную информацию по теме «Вольтер: биография»

Вольтер: биография↓

Цитаты Вольтера↓

Философия Вольтера↓

Друзья, если вы считаете статью «Вольтер: биография, интересные факты» интересной, поделитесь в социальных сетях. 😉 До новых встреч! Заходите, впереди много интересного. Подписывайтесь на рассылку новых статей!

Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России т.н. вольтерьянства (дух религи свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов).


ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.

После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы.

В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.

Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».

В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753).

Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции.

В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.

Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.

Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).

Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l"Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.

Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l"esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.

Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии.

Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.

Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.

Вольтер – один из псевдонимов Франсуа Мари Аруэ – выдающегося философа и писателя, одного из основателей французского Просвещения. Он первым наиболее ярко поставил проблемы философии эпохи Просвещения. Все его творчество посвящено общественной борьбе с феодальным деспотизмом и угнетением, с официальной религией – духовной опорой несправедливого и бесчеловечного общества, за равенство, свободу и братство, за общественный прогресс во всех областях культуры на основе широкого использования разума.

Социально-политические взгляды

Основой справедливого общества Вольтер считал равенство, собственность и свободу. Осуждая социальное неравенство феодального общества, он опирался на идею о том, что люди от природы равны. Но равенство в учении Вольтера не распространяется на собственность: «…невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат».

Под свободой Вольтер подразумевал личную свободу (рабство противно природе), свободу слова и печати, свободу совести и свободу труда. Те, кто не обладает собственностью, «будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность». Вольтер был сторонником концепции «просвещенного абсолютизма», согласно которой прогрессивные реформы - введение «естественных» законов - может осуществить монарх, проникшийся идеями философии Просвещения. После посещения Англии Вольтера начала привлекать концепция «конституционной монархии», «где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло».

Критика религии и церкви

Вольтер показал, какое страшное зло принес людям религиозный фанатизм: преследования «язычников», еретиков, истребление туземцев, крестовые походы, инквизиция. История религии, писал он, «непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничеств, насилий и убийств» доказывает, что злоупотребление не является случайным, а «относится к самому существу дела», поэтому необходимо совместными усилиями «раздавить гадину!».

Но обличение Вольтером религиозного фанатизма неотделимо от утверждения принципа свободы вероисповедания. Важнейшую задачу философии он видел в борьбе за преодоление национальной вражды, людей разных вероисповеданий призывал к братскому единению, самым большим злом считал войну.

Деизм

Но Вольтер выступал также и против атеизма: «Атеизм и фанатизм – это два чудовища, которые могут пожрать общество». По своему мировоззрению Вольтер был деистом. Деизм – переходная стадия от теологии к атеизму. Именно по этому пути пойдут последователи Вольтера – философы-материалисты. Уже Вольтер отстаивал материалистические идеи, отрицая как врожденные идеи, так и бессмертие души. Сознание он считал функцией тела, правда, дарованной ему богом.

Каковы причины деизма Вольтера? Первая причина - теоретическая. Будучи последователем философии Д.Локка, Вольтер подверг критике метафизику – философию, понимаемую как умозрительное постижение первоначал бытия. Сам же он считал, что «все знания даются нам только опытом». Философы в понимании мира должны опираться на достижения наук, прежде всего естествознания. Законы же природы, как считал Вольтер, вслед за Ньютоном, постоянны. Вселенная возникла сразу в том виде, в каком существует сейчас, благодаря деятельности «высшего Разума», «высшего Математика (Геометра)», «высшего Механика», то есть Бога.

Вторая причина деизма Вольтера – этическая. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». «В интересах всего человечества, чтобы существовал бог, который карал бы то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие ». Это необходимо как для представителей социальных низов, от которых надо защищать частную собственность, так и представителей власти, ибо «атеизм – весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти». Под естественной религией Вольтер понимал «принципы морали, общие для всего человечества». Атеистами же он называл безнравственных людей, поэтому в их число попали и папы римские, творившие злодеяния.

Социальная природа человека и мораль

«Инстинкт человека, укрепленный разумом, влечет его к обществу так же, как к еде и питью». Портит человека не общество, а, наоборот, «удаление от общества». Единственную меру нравственности Вольтер видел не в личном самоусовершенствовании в угоду богу, а в той пользе, которую может приносить человек обществу своей деятельностью.

Вольтер сначала был последователем «теории оптимизма» Лейбница - «все благо». Но после лиссабонского землетрясения в 1755 году, приведшему к огромному количеству жертв, он усомнился в лейбницевой теодицее. Всемогущество бога имеет пределы. Он не смог так устроить мир, чтобы в нем не было зла. Задача человека своим трудом улучшить этот мир, «…надо возделывать свой сад».

Вольтер завоевал исключительный авторитет «некоронованного короля» формировавшегося в эпоху Просвещения общественного мнения. Он, по словам Белинского, «орудием насмешки потушил в Европе костры фанатизма и невежества». История подтвердила многие идеи философа. Победа капитализма, и связанный с ней научно-технический прогресс вывел людей за пределы национальной ограниченности и создал условия для объединения человечества. Но борьба против социального и национального неравенства, религиозной нетерпимости и угрозы войны по-прежнему актуальна. В наше время все чаще звучит призыв решать конфликты мирными способами, за столом переговоров. Все большую необходимость обретает просветительская борьба за повышение духовной культуры, ведущей людей к пониманию, а значит, к прекращению вражды.

Вольтер, в первую очередь, знаменит своими литературными трудами. Большая часть его произведения издавалась подпольно - философ всю жизнь подвергался общественной критике за свои прогрессивные взгляды. В пьесах и памфлетах философ критиковал церковь и пропагандировал необходимость свободы и просвещения. Философия Вольтера повлияла на развитие общественно-политического строя во Франции и всей западной Европы.

Биография философа

В биографии Вольтера много противоречивых и скандальных фактов. Философ отказался от своего настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ и подписывался придуманным псевдонимом. Родившись в Париже, в семье зажиточного чиновника и получив хорошее образование в иезуитском колледже, он вопреки воле родителей отказался от карьеры юриста. Его первой работой стало сочинение сатирических стишков, которые вызывали недовольство у аристократии. За свое творчество мыслитель дважды попадал в Бастилию.

Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию. Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой. За эту работу его снова приговорили к заключению в Бастилии, но ему удалось сбежать в Лотарингию. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет. Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией.

Став придворным поэтом, мужчина быстро нажил себе новых врагов среди местной знати и переехал в Пруссию, но и там не смог прижиться, и вскоре переехал в Швейцарию, где купил поместье, в котором жил до конца своих дней. Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы. Благодаря их покровительству, в том числе финансовому, мужчина стал одним из самых обеспеченных французов. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж.

Вскоре мыслителя стали беспокоить сильные боли и ему пришлось обследоваться у разных врачей, но их итоговый диагноз был безапелляционным - рак предстательной железы. В поисках способа продлить свою жизнь хотя бы на несколько месяцев, мыслитель вступил в «Девять сестер» - французскую масонскую ложу. Но через 2 месяца мужчина все же скончался.

Основные идеи

Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.

Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель - Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.

По мнению Вольтера, Бог:

  • всемогущ,
  • бесконечен;
  • безразличен.

Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия - главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.

Философия

Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.

Свои философские заметки он опубликовал в сборнике «Карманный философский словарь». В этой работе, он критиковал религию и церковную мораль. Вольтер рассматривал церковь как преступную организацию, отбирающую у человека его естественное право на свободу. Он восхвалял научные достижения, за которыми видел будущее.

Лучший путь развития социума

Мыслитель был противником социального равенства. Мыслитель полагал, что в развитом обществе должно оставаться деление людей на образованных и обеспеченных и тех, кто должен трудиться ради их блага. Рабочим нельзя получать образование, иначе они разрушат само основание общества, и это приведет к хаосу.

Будучи приверженцем старого порядка, в своих работах Вольтер восхваляет аристократизм и монархизм. Мыслитель прославляет французское дворянство, наделяя благородными чертами помещиков и знать. Людей недворянского происхождения он изображает неохотно и отводит им роли отрицательных сатирических персонажей.

Отношение к вере и религии

Вольтер был беспощадным критиком религии. В своих книгах, мыслитель с помощью логики доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мировоззрения. Философ затрагивал христианство и иудаизм, осуждал церковь, клерикализм и власть невежества. При этом, личность Иисуса мыслитель описывал с большим уважением, не отрицая существования Бога, но отказываясь почитать его в соответствии с христианскими традициями.

Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью. Он проповедовал идеи религиозной терпимости - в 18 веке этот термин означал не принятие, а презрение. В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм. Положительными персонажами в его работах были люди, отрицающие религию, стремящиеся искоренить ее. Особенно сильно доставалось христианству - Вольтер считал христианские мифы выдумкой, созданной для управления людьми. В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства - любовь к милосердному богу. Вольтер убедительно доказывает, что эта идея - главный обман, на котором строится религия. Если читать Библию непредвзято, можно легко заметить, насколько жестоки поступки бога по отношению к людям. Создатель - не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно.

Высказываясь против церкви, философ также критикует атеизм. Исповедуя деизм, он утверждает, что Бог существует и это он сотворил вселенную. Но постепенно его взгляды изменились. Публично Вольтер остается верен идее божественного создания, но сам он все больше сомневается в существовании каких-либо высших сил. В откровенных разговорах с единомышленниками мыслитель соглашается с тем, что Бога нет.

Вольтер утверждает, что вера в Бога необходима обществу. Без внешнего контроля люди не смогут удержаться от взаимного истребления. Бог выступает в качестве судьи и сдерживающего фактора и в этом смысле вера не вредит, а помогает сохранять человеческий род.

Еще одна сторона религии, которую Вольтер считал губительной - монашеский аскетизм. По мнению мыслителя, отказ от простых радостей в виде вкусной еды и веселого времяпровождения - большая глупость. Он придерживался оптимистического подхода к жизни: все хорошо, или обязательно будет хорошо в будущем.

Литературные труды

Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения:

  1. Кандид. В этом произведении Вольтер описал идеальную, по его представлению, страну - Эльдорадо. Она противопоставлена злому глупому и жестокому миру, в описании которого каждый узнавал современную Европу. Повесть была запрещена к публикации во Франции, и при жизни Вольтера издавалась нелегально.
  2. Орлеанская девственница. В этой поэме Вольтер высмеивает ценности феодального мира, кратко рассматривает все негативные стороны социально-политического строя, доводя героическую поэму до фарса.
  3. История Карла, короля Швеции. Эта работа повествует о Петре Великом и Карле - двух европейских монархах, и их противостоянии. С момента публикации этого произведения началась популярность Вольтера как писателя.
  4. Царевна Вавилонская. Представляет собой цикл произведений. В них философ рассматривает основные вопросы человеческого бытия. По мнению Вольтера, предназначение человека - счастье, но жизненные трудности омрачают его, поэтому человек вынужден страдать.

Также Вольтер писал героические произведения. Драма в его исполнении эволюционировала, его персонажи были сентиментальны, романтичны и поступали нетипично для представителей их эпохи.

Взгляды на политику

Среди философов было немного приверженцев монархического строя, но к ним несомненно относился Вольтер. Философ выступал против абсолютизма. Он ратовал за просвещение, необходимость образования для отдельной части общества, которую представляют философы и интеллигенция.

Правильный монарх, способный позаботиться о подданных и создать для них достойную жизнь, также обязан быть просвещенным человеком. Свой идеал правителя философ часто описывал в произведениях. Правители в его поэмах были светилами, ведущими дикую страну к цивилизации.

Вольтер крайне отрицательно относился к идее социального равенства и демократии, как власти народа. По его мнению, непросвещенные рабочие не могут знать, какой должна быть хорошая жизнь и им обязательно нужна твердая правящая рука, которая сможет направлять их. Он видел королевство как одну большую структуру, управляемую одним монархом. Те, кто против монархизма, на самом деле против развития человечества.

В ситуации, когда у власти оказывается жестокий и глупый человек, виноваты сами подданные. Вольтер отрицал божественную природу правителя и то, что его на престол благословляет Бог. Король - такой же человек, и другие люди могут как привести его на престол, так и сместить. В роли правителя философ мечтал увидеть современного человека, настроенного на развитие и созидание.

Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму - 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.

Правозащитная деятельность

Вольтер часто выступал в защиту людей, которых церковь, по его мнению, несправедливо осудила. После казни Жана Каласа философ организовал кампанию по пересмотру дела и отмене приговора. Каласа приговорили к смерти за убийство сына, но прямых доказательств его вины не было. В результате суд уступил и оправдал Каласа посмертно, а также оправдал всех причастных к этому делу.

Впрочем, некоторые полагали, что философ просто использовал это дело, чтобы еще раз выразить свою ненависть к церкви и привлечь внимание общественности к несовершенствам судебной системы.