Урок литературного чтения два раза не умирать. Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища»

Урок литературного чтения

Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища».

Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».

Задачи:

    учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

    развивать творческое мышление школьников;

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    формировать умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.

У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент .

Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.

Послушайте меня внимательно.

Чистоговорка

    Ень-ень-ень – наступает день.

    Ой-ой-ой - песню дружно пой.

    Ра-ра-ра - работать нам пора.

А теперь все вместе хором.

Скороговорка.

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)

К какому жанру относится произведение? ( басня)

Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)

А теперь цепочкой прочитаем рассказ выразительно.

Чему научил вас рассказ?

3. Актуализация знаний .

Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).

Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.

    труд – лень («Для чего руки нужны» Е. Пермяк.)

    дружба – вражда («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе» В. Осеева)

    смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)

    правда – ложь («Правда, всего дороже» Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьева).

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого
- Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу, посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов, басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».

С одним из них мы сегодня познакомимся.

5. Основная часть.

Что такое басня? (басня - это короткая поучительная история)

1.Словарная работа.

Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.

Как понять «бросился бежать», « упал наземь»?

2. Чтение учителем;

В опросы по содержанию;

Что случилось в лесу?

Что предпринял первый мальчик?

Что сделал другой мальчик?

Как повёл себя медведь?

ФИЗМИНУТКА

3.Чтение басни про себя учениками.

Прочитайте название басни.

Какими близкими словами можно заменить слово товарищ ? (друг, подруга, подружка)

Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?

Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.

4.Работа с толковым словарем.

Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.

Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

5.Повторное чтение вслух по «цепочке»

Беседа по содержанию рассказа

Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)

Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)

Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают )
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (
Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).

Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

Экологическая направленность:

Почему же медведь не тронул мальчика?

6. Работа в паре.

Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.

Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

7. Чтение по ролям.

Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.

Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?

Какие слова-характеристики подходят мальчикам:

смелый, находчивый, надёжный

трус, насмешливый, ненадёжный

8. Работа с пословицами.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел- береги,

Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)

Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?

Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.

ИТОГ УРОКА.

Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?

(«Два товарища»)

О ком этот рассказ?

(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)

Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)

РЕФЛЕКСИЯ.

Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.

Спасибо за работу на уроке.

Султанова Рамиля Талгатовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14 г.Невинномысск

Программа «Гармония»

учебник под редакцией Кубасовой О.В.

Аннотация к разработке урока по литературному чтению

по теме Л. Н. Толстой «Два товарища».

В работе использовала технологии:

Microsoft Word, Microsoft Power Point.

Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония». Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная

презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.

Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной

мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.

Конспект применяется в качестве разработки к уроку по теме Л. Н. Толстой «Два товарища».

На слайдах Вы увидите дополнительный материал к этому уроку.

Работой могут пользоваться учителя и учащиеся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")


Подписи к слайдам:

Мы начинаем наш урок! Презентацию составила учитель начальных классов Султанова Рамиля Талгатовна

Что такое хорошо и что такое плохо?

Чистоговорки Ень-ень-ень – наступает день. Ой-ой-ой - песню дружно пой. Ра- ра - ра - работать нам пора.

Не будь тороплив, а будь терпелив. Скороговорка

Не будь тороплив, а будь терпелив.

труд - дружба - смелость- правда - лень в ражда т русость ложь

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

В Ясной Поляне Л. Н. Толстой родился и прожил более 50 лет.

Книги для детей

Л.Н.Толстой « Два товарища».

Как вы понимаете смысл словосочетаний? Бросился бежать- Упал наземь – (побежал очень быстро) (упал на землю)

ТОВАРИЩ Д Р У Г П О Д Р У Г А П О Д Р У Ж К А

Что такое дружба, каждый знает Может быть, и спрашивать смешно Ну а все же,что оно обозначает? Это слово? Значит что оно?

Дружба – это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви. (толковый словарь Ожегова).

Пословицы Друг познаётся Нет друга ищи, Когда нет друга в беде. а нашёл- береги. и свет не мил.

Наши законы дружбы Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что есть у тебя. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Спасибо за сотрудничество.

Используемые ресурсы..jpg abe8634b26db.jpg http://www.levtolstoy.org.ru/img/biogr/3b.jpg И.В. Жакулина. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах.


Разработка урока литературного чтения в 1-б классе (УМК "Гармония")

Бархатова Ольга Петровна ,

учитель начальных классов МОАУ «Лицей № 7».

Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища».

Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».

    учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

    развивать творческое мышление школьников;

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    формировать умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.

У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент .

Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.

Послушайте меня внимательно.

Чистоговорка (слайд 3)

    Ень-ень-ень – наступает день.

    Ой-ой-ой - песню дружно пой.

    Ра-ра-ра - работать нам пора.

А теперь все вместе хором.

Скороговорка. (слайд 4-5)

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)

К какому жанру относится произведение? (басня)

Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)

А теперь цепочкой прочитаем рассказ выразительно.

Чему научил вас рассказ?

3. Актуализация знаний .

Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).


Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.(слайд 6)

    труд – лень («Для чего руки нужны»Е.Пермяк.)

    дружба – вражда («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе»В. Осеева)

    смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)

    правда – ложь («Правда, всего дороже»Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьева).

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого

(слайд 7-9)
- Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу, посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов, басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».

С одним из них мы сегодня познакомимся. (слайд 10)

5. Основная часть.

Что такое басня? (басня - это короткая поучительная история)

1.Словарная работа. (слайд 11)

Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.

Как понять «бросился бежать», « упал наземь»? (слайд 12)

2. Чтение учителем;

Вопросы по содержанию;

Что случилось в лесу?

Что предпринял первый мальчик?

Что сделал другой мальчик?

Как повёл себя медведь?

ФИЗМИНУТКА

3.Чтение басни про себя учениками.

Прочитайте название басни.

Какими близкими словами можно заменить слово товарищ? (друг, подруга, подружка) (слайд 13)

Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?

Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.

4.Работа с толковым словарем.(слайд14-15)

Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.

Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

5.Повторное чтение вслух по «цепочке»

Беседа по содержанию рассказа

Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)

Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)

Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают )
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).

Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

Экологическая направленность:

Почему же медведь не тронул мальчика?

6. Работа в паре.

Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.

Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

7. Чтение по ролям.

Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.

Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?

Какие слова-характеристики подходят мальчикам:

смелый, находчивый, надёжный

трус, насмешливый, ненадёжный

8. Работа с пословицами.

Какие пословицы о дружбе вы знаете? (слайд 16)

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел береги,

Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)

Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?

Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.

ИТОГ УРОКА.

Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?

(«Два товарища»)

О ком этот рассказ?

(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)

Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)

РЕФЛЕКСИЯ.

Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.

Спасибо за работу на уроке.