Урок открытие по паустовскому телеграмма. Урок – размышление по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма. Запись на доске

«Зарубки на сердце»

(Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Форма проведения: урок – размышление

Методы : сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели урока:

Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский

Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле.

Пятая заповедь Божия

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1.

Фаза вызова.

Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме .

ВИДЕОФИЛЬМ (1М. 45 С.)

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

Ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

Ответы-

Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

Откройте тетради, запишите число и тему урока .

1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

Отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

Одинокой старости

Материнской любви

Милосердия

Взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

СЛАЙД 3

Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

Ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

III. Осмысление содержания рассказа.

Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

СЛАЙД 4.

Остановка 1.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта - портрет её отца, а вот эта - маленькая, в золотой раме, - подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником.

(Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?

Спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты

Тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.

Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

Маленький подсолнечник у забора.

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.

Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

Грустные, тревожные –

Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

Ответы –

Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.

СЛАЙД 5. Остановка 2.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).

Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

- «доцветал» и «доживала»

На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

- на продолжительность.

- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

СЛАЙД 6.

Тесовые крыши почернели

Спутанная трава полегла

Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

Валил водянистый снег

Хмурое небо все ниже опускалось

Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

Градация-

Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

Усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?

СЛАЙД 7.

Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

Указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

Остановка 3.

Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

СЛАЙД 8.

Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

Олицетворение и метафора

Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

- олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.

- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».

Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

Остановка 4.

Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма

СЛАЙД 9.

О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?

О силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?

Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

Большой город, отсутствие уголков природы.

Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

Настойчива, требовательна.

Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

СЛАЙД 10.

Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

Холодные глаза.

Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

Одинокий – холодный

Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

На одиночество.

СЛАЙД 11.

И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…

Самолюбование

Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо. - Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово - "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? - думала она, ничего не видя. - Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".

СЛАЙД 12.

И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту

Выборочное чтение.

Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

СЛАЙД 13.

– Почему Настя боялась поднять голову?

Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

На каком фоне все это делает Настя?

На фоне похвалы в ее адрес.

Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

СЛАЙД 14.

Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

Сам написал телеграмму от имени Насти.

- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

- Такой пустельгой оказалась Настя.

СЛАЙД 15.

Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины - старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.

Каким стал пейзаж? Почему?

Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

СЛАЙД 16

«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.

«За добро плати добром. Не будь пустельгой».

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

IV. Итог урока

Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Домашнее задание:

1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?

Запишите несколько из них для себя.

Например:

А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.


Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

И долголетен будеше

на земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо,перед

Которым мы в вечном долгу

М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

1.Учить заботиться о тех,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня у нас необычный урок - урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов )

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость ).

Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. (« Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова )

Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает )

Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство - тревога, беспокойство)

Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы )

А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили )

Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом ).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка )

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины ? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

- Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -" дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

Попытаемся передать душевное состояние героини:

(одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери ).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом").

Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает) .

Страдает человек,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме?

Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир - единое целое.А что обозначает ее имя?

Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет - значит жива).

- Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза - о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно,мать могла бы успокоить,простить,но ее нет,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается,что к тому,кто был и,кажется,всегда будет,можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга - 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место,которое должна занимать дочь Настя.

Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

Да,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.

А почему она сделала это?

Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери .

И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

Урок помог задуматься…

(о том, как страшно потерять маму;

Об одиночестве, доброте и милосердии

О человечности, об отношении к маме

О моих родных

О том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

Почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме .)

Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

- (нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

Нужно заботиться о маме

Я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

Старые люди нуждаются в нашей поддержке

Я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

Я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой »)

Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла.

Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

- Пустельга. То, что совершила ты - неисправимо .

А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу


Подписи к слайдам:

по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА" Урок Нравственности.

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Нравственность - это разум сердца. Г.Гейне

Задание группам. Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Письмо Катерины Петровны дочери: « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)

Рефлексия Урок помог задуматься… Я понял… В телеграмме от Паустовского я услышал…

Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.) Напутствие.

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)


  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание : найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

(старая больная, одинокая женщина)

Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

Какая из них самая главная?

Задание : Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

(нет души)

Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

Каково состояние Катерины Петровны?

Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.
  • Верит, что не все, как Настя.

Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание : перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.

Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок - размышление

Технологии: ИКТ (презентация).

Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение, составление кластера.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.

Место работы: МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край, Могочинский район.

Тема урока: Одиночество - вот проклятая вещь…

По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Нет! Человеку никак нельзя жить без родных,

как нельзя жить без сердца.

К.Г. Паустовский.

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

Задачи урока:

Прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

Воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?

Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).

Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)

Вывод учителя: Родные люди - мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.

III. Опрос по домашнему заданию.

Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.

Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения. (Индивидуальное задание)

2. Размышления над прочитанным рассказом.

Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).

Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)

Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?

IV. Анализ рассказа. Осмысление.

Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.

1) Тема урока.

Слово учителя: - Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество - вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)

2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).

Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).

Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).

Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)

Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)

А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь - в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».

Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)

Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).

Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)

Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.

3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)

Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).

Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)

Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)

Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг - солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело - увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)

Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).

Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

4) Чужие близкие.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней - Манюшки и Тихона.

Кто рядом с ней? Кто эти люди?

(Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).

(Тихон - сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)

Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)

Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.

Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).

Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

4) Письмо. (Слайд № 11).

Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет - значит жива»).

Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)

Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).

Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

5) Совесть.

Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).

Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.

6) Телеграмма.

Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).

Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)

Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека - маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).

Чего испугалась Настя? (человеческого суда)

Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).

Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать - вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).

Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).

IV. Составление кластера. Коллективная работа. (учащиеся работают у доски, делают записи) (Приложение 2)

Цель: учить составлению кластера, способствовать свободному выражению мыслей.

Что случилось? Почему так произошло? Кто в этом виноват?

Выводы учащихся: Произошло страшное! Умер человек! Умер от одиночества, тоски и горя. Рядом были с ним люди, которые помогали, ухаживали, заботились. Но в их отсутствие Катерина Петровна оставалась одна. У неё была дочь, но она жила далеко. Катерина Петровна была одинока. Человек не может долго быть в одиночестве, ему нужно общение, уход, забота, помощь.

V. Итог урока.

Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения

Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество - вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).

К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях - это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).

VI. Весточка родным. (Песня «Мама - первое слово»)

Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).

VII. Задание на дом.

Составить список-перечень проблем, которые автор поднимает в рассказе. Прокомментируйте каждую коротко. Помните! Проблема (чего?)
Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»

VIII. Всего доброго! Спасибо за урок!

Использованные источники

Беленький Г.И. Литература 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. Г.И. Беленький. - 10-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2012. - 383 с.
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2010.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Аз, 1996. - 938 с.


Просмотров: 1890 | Загрузок: 241
Автор: Ушанфа О.Т.
Теги: Паустовский
Предмет: Литература