Верещагин василий петрович художник биография. Незнакомый верещагин. Почему в русских храмах вместо икон возникла живопись

Гений руской классики - Верещагин, Василий Петрович

Сначала я хочу сказать несколько слов. Моя профессия архитектора. Как студенты мы изучали истории искусства. Картины этого невероятного гения произвели таково невероятное впечатление, что до сих пор всоминаю каждаю его картину. Мне было очень трудно выбрать фотографии на этот пост , ну и так...наслаждайтесь.

Верещагин, Василий Петрович

http://gallerix.ru/album/Vereshagin

Русский живописец, профессор в Императорском Академии художеств; родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию художеств учеником А. Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером Академии, В. посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в Академию в виде отчета о своих заграничных занятиях картины: "Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году В. отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца вел. кн. Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зарю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение св. Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца вел. кн. Владимира Александровича. Капитальными трудами В. считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. В. издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей". На академической выставке 1891 г. находилась большая картина В. "Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.". В. Чуйко. {Брокгауз} Верещагин, Василий Петрович (Vereschaguine). Профессор И. А. худ., род. 1835. Ученик И. А. X. и А. Маркова; получил медали, — золотые: 2-ю 1860 за карт. Олимпийские игры и 1-ю 1861 за карт. Вел. кн. Витовт на свадьбе в. кн. Василия Темного. Профессор за карт. Св. Григорий Вел. проклинает монаха за сребролюбие. Им исполнено несколько литографий, a именно: 1. Святополк Окаянный, преследуемый тенями своих братьев: "Верещагин. — Печ. в лит. Поль-Пети, в СПб.". Большой лист в ширину, печатан тоном; помещен в III выпуске Русск. Художеств. Альбома 1861 г. 2. Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя: "С оригинальной картины рис. В. Верещагин". 3. Три львиные головы, "Lione della Barbaria". Рис. пером на камне в Риме в 1868 г., как опыт для Художест. Автографа. 4—13. Девять рисунков в Худож. Автографе 1869 г. изд. СПб. Артели Худож. в лит. Ильина, с картин и этюдов Верещагина, выставленных в Академии худ.; a именно: Ночь на Голгофе, — Католические процессии в Рокко ди Папа, Помпеянка, — Джиованина (Чучарка), — Свидание заключенного с семейством; - Григорий Великий наказывает нарушение монастырского устава; "Потоп"; — Средневековый испанский костюм и такой же венецианский. 14. "Истории Государства Российского | в изображениях | Державных его Правителей | с кратким пояснительным текстом. Рисунки | Профессора исторической живописи Имп. Акад. Худ. В.П. Верещагина. | 1890 г." (Е.Е. Рейтерн). {Ровинский} Верещагин, Василий Петрович учитель истории и географии в СПб. и Арханг. училищах, писатель; † 1851 г. {Половцов} Верещагин, Василий Петрович (1835—1909) — исторический живописец и портретист; уроженец г. Перми, учился в Академии художеств у А. Т. Маркова, с 1869 — профессор Академии. В. — последователь "академического" направления, писавший холодные исторические картины ["Осада Троице-Сергиевой Лавры" (Русский музей), "Илья Муромец на пиру у кн. Владимира", "Бой Добрыни со Змеем Горынычем", "Алеша Попович" (3 последних — для дворца вел. кн. Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Ленинграде)], а также не менее холодные церковно-исторические и религиозные композиции (роспись в Храме Спасителя в Москве, "Василий Великий" в Русском музее и др.). Более удачны его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться "Посещение узника" (Третьяковская гал.) и акварель "Плотник" (Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.








Свидание заключенного с семейством

Св. Григорий Великий проклинает монаха за сребролюбие.

Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.

В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, заявив в полемическом задоре, что от картин академистов "разит мертвечиной". Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.


Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены

Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.


Василий Петрович Верещагин

Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.


Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".

"Се человек"

Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.


"Несение креста"

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".


"Несение креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.


Фрагмент картины "Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.


"Распятие"

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.


"Снятие с креста"

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.


"Положение во гроб"

Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.


Специалисты МНРХУ за работой

Верещагин Василий Петрович

Vasily Vereshchagin

(1835 - 1909)

Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано.

Получив прекрасное образование (учился в Академии художеств с 1857 по 1861 год) и отшлифовав свое мастерство в пенсионерской поездке в Париж и Рим (1863—1869), В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств. При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.

Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896).

Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
_________________________

ВЕРЕЩАГИН Василий Петрови ч (01(13).01.1835, г. Пермь - 09(22).10.1909, г.

Санкт-Петербург). Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у деда И. В. Бабина и у А. У. Орлова, который принял в его судьбе большое участие: способствовал его поступлению в АХ. В 1857-1861 гг. учился в Академии художеств. За время учёбы получил все положенные медали, за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

В 1863-1869 гг. пенсионер АХ за границей (Франция, Италия). Посетил все важнейшие художественные центры, изучал и копировал картины старых мастеров. Написал картины: «Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета» (1862; ГРМ), «Свидание узника с семейством» (1868; ГТГ, повторение - ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва св. Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1868; ПГХГ).

Был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи (1869). В 1872-1874 гг. создал серию картин из жизни русских богатырей («Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872) - золотые медали на Всемирных выставках: в Лондоне (1872) и Вене (1873)). В 1880-е гг. - картины на темы утверждения христианства на Руси («Осада Троице-Сергиевой Лавры в смутное время» (1891; ГРМ)). Писал иконы для иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве (1875-1879), для Успенского собора Киево-Печёрской Лавры.

Работы В. П. Верещагина экспонировались на выставках с 1860 г.: академических, Об-ва русских акварелистов, всемирных, персональных (1910 - Петербург, 1912 - Москва, 1935 и 1984 - Пермь). Более 20 лет преподавал в АХ рисунок и композицию. В 1887 г. содействовал организации академической выставки в г. Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, передаче работ в музей Уральского об-ва любителей естествознания (УОЛЕ) и открытию художественной школы. В 1907 г. подарил несколько своих работ и работ брата, П. П. Верещагина, Пермскому научно-промышленному музею, что позволило выделить художественный отдел музея в самостоятельный. После восстановления Храма Христа Спасителя в г. Москве работы В. П. отреставрированы и помещены в алтарь.

Умер в богадельне.
___________________________

Неизвестный Верещагин в алтаре храма Христа Спасителя

Немногие могут увидеть эти шесть огромных картин

Мирянин, не служащий в Церкви, — редкий гость в алтаре храма Христа Спасителя. Сюда пускают только по благословению. В сопровождении священника Георгия Мартынова мы минуем ограждение и идём по коридору, куда посторонним вход воспрещён. Поднимаемся с северной стороны в алтарь. Здесь — главный престол, освящённый в честь Рождества Христова. Поражают величие почти тридцатиметровых сводов, красота росписей.

Каждое полотно — высотой пять метров

На восточной стене, справа и слева от трона Патриарха Тихона, — колоссальные полотна. Мало кто может их увидеть, разве что на фотографии. Это картины Василия Верещагина. Но не Василия Васильевича, которого все знают по «Апофеозу войны» в Третьяковской галерее. Автор алтарных композиций — Василий Петрович Верещагин, тёзка и однофамилец великого художника. Он тоже остался в истории русского искусства, но занимает в нём более скромное место как добросовестный академист, продолжатель традиций Брюллова.

В алтаре шесть картин: «Моление о чаше», «Несение креста», «Се Человек», «Распятие», «Снятие со Креста» и «Положение во гроб». Высота каждого изображения — почти 5 метров, ширина — 3 метра. Композиции отличают простота и точность. На полотне «Се Человек» — одинокий Христос в терновом венце. Не видно ни Пилата, который вывел Его к народу, ни толпы. Картина предназначена именно для молитвы, а не для выставки, где оценивали бы художественные эффекты.

Почему в русских храмах вместо икон возникла живопись

Верещагин писал эти картины в конце 70-х годов XIX века специально для главного храма России. В то время религиозная живопись в академическом стиле стала преобладающим направлением в росписи церквей Санкт-Петербурга и Москвы. Мода на такое оформление возникла в XVIII веке в связи с петровскими реформами, когда российская элита чересчур увлеклась западными образцами. Тогда же стали возводить храмы в совершенно новом для Руси стиле — барокко. Под стать «сбитым сливкам» внешнего декора — бутонам и ангелочкам — был внутренний интерьер: художники полностью игнорировали аскетические иконописные каноны, отказались от традиционной техники писания темперой на доске. Соборы и церкви украшали изображения, написанные маслом на холсте или на штукатурке. С традиционной иконой они не имели ничего общего: идеалом академической школы были творения итальянских мастеров Возрождения. Нередко академическая манера противоречила самому духу православия: художники впадали в сентиментальность, создавали сугубо земные, телесные образы. Правда, Верещагину удалось этого избежать.

По словам митрополита Илариона (Алфеева), автора фундаментального труда «Православие», академическое творчество нельзя назвать иконописью, оно было чуждым вкраплением в русскую церковную традицию. Сегодня в такой манере храмы в России не расписывают: священноначалие это не благословляет. Речь может идти только о воссоздании прежних интерьеров, как это было в храме Христа Спасителя.

Каким чудом сохранились картины

В начале 1880-х годов работа над полотнами была завершена. На специальных валах их доставили в алтарь. 26 мая 1883 года храм был освящён. А 5 декабря 1931 года — взорван по личному распоряжению Сталина. Искусствоведы выдолбили, где это было возможно, из стен храма росписи вместе со штукатуркой. До сих пор в Третьяковской галерее хранятся тысячи небольших фрагментов.

Холсты Верещагина извлекли из рам, снова накатали на валы и отправили в Ленинград, в Казанский собор, в котором тогда устроили Музей истории религии и атеизма. До середины 1990-х они находились в музейном хранилище. Пережили блокаду, когда музей оказался без отопления и в хранилища проникла сырость. Холсты начали гнить, покрываться плесенью, красочный слой частично осыпался. Потребовалась кропотливая работа реставраторов. В конце 1990-х картины вернули в алтарь главного храма России.

Второй Верещагин

О Василии Петровиче, в отличие от его знаменитого однофамильца, известно немного. Родился в 1835 году в Перми, в семье с хорошими художественными традициями. Получил прекрасное образование: учился в Академии художеств, шлифовал мастерство в Париже и Риме. Более двадцати лет преподавал в Академии художеств. Был удостоен звания профессора. Писал работы в основном на религиозные и исторические темы. Получил золотые медали на всемирных выставках в Лондоне и Вене. Несколько его полотен находятся в Третьяковской галерее.

Верещагин оформлял интерьеры многих строящихся церквей и соборов. Он автор выразительных росписей в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и эскизов мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, его кисти принадлежат росписи в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.

Михаил УСТЮГОВ

Живописец, график (акварелист, литограф). Автор картин на исторические сюжеты, жанрист, портретист. Профессор живописи. Сын пермского живописца П.П. Верещагина, брат художников Петра Петровича и Митрофана Петровича Верещагиных. Первые художественные навыки получил сначала у отца, затем у деда – иконописца И. Бабина. Занимался у художника А.У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми. В 1856-1861 гг. учился в ИАХ у проф. А.Т. Маркова (класс исторической живописи). В 1860 г. за программу «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» награжден золотой медалью. В 1861 за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия Темного» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и права пенсионерской поездки за границу. В 1862 году вместе с К.Ф. Гунном и братом М.П. Верещагиным расписывал Покровский собор в Елабуге. С 1863 по 1869 – пенсионер ИАХ за границей. Посетил Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, Париж, с 1864 года жил и работал в Риме. По возвращении из-за границы ввиду «замечательных трудов» получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. Жил в Санкт-Петербурге. Получил звание профессора ИАХ, преподавал, занимался с учениками акварелью в костюмном классе. В начале 1870-х годов исполнил серию больших картин на сюжеты русских былин и русской истории для украшения дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне - Дом ученых); в 1879 году работал над полотнами для храма Христа Спасителя в Москве. Участник академических выставок; член Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств и петербургского художественного общества «Мюассаровские понедельники». В 1907 году В.П. Верещагин передал в Пермский музей несколько картин своих и покойного брата; именно эти картины послужили началом для организации художественного отдела музея. Посмертные выставки произведений В.П. Верещагина состоялись в С.-Петербурге (1910) и Москве (1912). Выставка произведений мастера прошла в Пермской Государственной художественной галерее в 1984 году. В настоящее время произведения В.П. Верещагина представлены в крупнейших музейных собраниях России: ГТГ, ГРМ, Саратовский художественный музей имени Радищева, Пермкой и Приморских картинных галереях.