Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе. Психология мышления

Возможно, вы относитесь к такому типу людей, которые не чувствуют, что день закончился, пока не выполнят все запланированные дела. Вы просыпаетесь утром с длинным списком того, что вам нужно сделать, и движетесь на автопилоте в течение дня, сверяясь со списком.

Оказавшись в приятном кафе, чтобы сделать паузу (после нескольких часов работы), вы быстро обедаете и, возможно, выпиваете две чашки кофе. Затем снова приступаете к работе.

Чаще всего вы заканчиваете работать в пять или шесть часов вечера, желая, чтобы у вас было больше времени на интересные проекты. Вы идете в спортзал на час, а затем отправляетесь домой, чтобы быстро поужинать и, возможно, посмотреть какой-то фильм.

Звучит знакомо?

В этом наша проблема — в поисках оптимальной продуктивности мы часто игнорируем потребности нашего организма. Но большинство из нас не догадывается, что это делает нас менее продуктивными.

Джош Дэвис (Josh Davis), доктор философии, руководитель исследований и ведущий профессор института NeuroLeadship посвятил этому парадоксу свою книгу, ставшую бестселлером во всем мире, «Успеть за 120 минут. Как создать условия для максимально эффективной работы».

В своей книге Дэвис пишет:

«Работать без перерыва или задерживаться на работе — прекрасное решение для компьютера или машины, но… мы — биологические существа. Выполнение однотипной работы при одинаковом уровне эффективности для нашего мозга — это все равно что ожидать одной и той же скорости от бегуна в любых обстоятельствах».

Дэвис пишет, что мы недостаточно учитываем наши биологические особенности при принятии решений относительно продуктивности и эффективности в работе. И он прав. Когда вы в последний раз говорили себе: «Задержись на минутку, на этой встрече ты будешь чувствовать себя лучше, если перекусишь»? А когда вы в последний раз делали разминку на рабочем месте, чтобы снять стресс? Наверное, никогда.

Исследование Дэвиса основано на теории воплощенного сознания (embodied cognition) — психологическом феномене, согласно которому мы должны учитывать наши биологические потребности при планировании распорядка дня.

По сути Дэвис предполагает, если мы сможем изменить отношение к своему телу, мы сможем изменить то, как функционирует наш мозг.

«Чем больше мы узнаем о том, что действительно делает нас эффективными, тем скорее мы сможем развить правильное поведение во время работы. Вместо того чтобы пытаться постоянно быть занятыми, мы можем поддержать друг друга и стать более эффективными».

Предлагаем вашему вниманию советы Дэвиса о том, как использовать нашу биологию, чтобы достигать лучших результатов в работе. Но для начала нужно понять, что такое воплощенное сознание и как оно влияет на решение, которые мы принимаем.

Что такое воплощенное сознание и как оно может помочь вам?

Суть теории воплощенного сознания — в идее о том, что наше тело может влиять на наш ум так же, как наш ум влияет на наше тело.

Вместо мысли о том, что мозг является центром всех знаний и навыков, согласно теории воплощенного сознания любое решение, которое мы принимаем, также зависит от наших физиологических и неврологических систем. Иными словами, не только наш мозг отвечает за наши мысли и поведение, но и тело.

Было проведено множество исследований, подтверждающих предположение о том, что организм влияет на наши мысли. Например, поза, в которой вы сидите или стоите, может влиять на уровень тестостерона. Этот феномен известен под названием «сильное позирование». Вам может казаться, что ваша уверенность и агрессивность происходят из вашего мозга, а на самом деле язык вашего тела и гормоны имеют к ним большее отношение.

Другой пример: Джон Барг (John Bargh), социальный психолог из Йельского университета, провел эксперимент, участники которого проводили собеседование о приеме на работу, и выяснил, что более серьезно отнеслись к задаче те, кто держал тяжелые папки в руках.

Понимание, как окружающая среда влияет на наше тело, имеет решающее значение для осознания, когда и как вы будете лучше всего работать. Продуктивность — это не вопрос силы воли или самовнушение: «Ну же, мне надо сосредоточиться на этой задаче», а нечто большее. Это связано с вашим телом и тем, как среда влияет на него.

Как быстро заставить ваш мозг работать лучше?

Основная мысль книги Дэвиса: попытка сконцентрироваться на задаче и работать много часов без перерыва происходит из-за полного непонимания, как работает наш мозг.

Нам не нужно больше часов в сутках и не нужно работать быстрее. Нам просто нужно создать оптимальные условия для того, чтобы наше тело и наш мозг функционировали максимально эффективно на протяжении более коротких отрезков времени.

Дэвис упоминает знакомую многим ситуацию:

«Часто люди стараются произвести друг на друга впечатление, показывая, как сильно устают на работе, и рассказывая, как много часов они работали без перерыва. Они гордятся тем, что отвечают на электронную почту в течение нескольких минут в любое время суток. Это помогает им выглядеть и чувствовать себя занятыми. Все это поощряется во многих компаниях».

И добавляет:

«Я обычно замечаю, что те люди, кто постоянно работают, чувствуют, что они топчутся на месте и вряд ли получат шанс с него сдвинуться».

В конце концов справиться с ощущением перегруженности просто. Если вы научитесь слушать свое тело и использовать естественные биологические потребности в своих интересах, вы сможете планировать свой день правильно и убедитесь, что вы лучше всего работаете тогда, когда ваше тело достигает максимального уровня эффективности, и берете паузу, когда это не так.

1. Короткие упражнения для улучшения продуктивности каждый день

Мы часто думаем об упражнениях в долгосрочной перспективе: «Я хочу жить долго» / «Я хочу похудеть» / «Я хочу снизить уровень холестерина». Такой способ мышления заставляет нас откладывать упражнения на потом. Мы делим нашу жизнь на до и после работы и обещаем себе пойти в спортзал после 18.00.

Хотя в этом образе мышления нет ничего плохого, Дэвис объясняет, что, откладывая упражнения, мы можем упустить непосредственную пользу от них:

«Упражнения, направленные на снятие умственного и эмоционального напряжения, позволяют также снизить беспокойство и облегчить концентрацию. Различные исследования доказывают, что достаточно всего 20 или даже 10 минут для таких упражнений», — говорит Дэвис и добавляет, — «Удивительно, умеренная физическая нагрузка лучше для снятия умственного и эмоционального напряжения, чем интенсивная».

Существует много коротких упражнений для улучшения продуктивности каждый день. Кратковременная 20-минутная тренировка, например, ходьба вверх-вниз по лестнице, поможет снизить уровень гормона стресса и мыслить более четко.

В следующий раз перед важной встречей или перед очередным дедлайном найдите время для небольшой тренировки. Прогуляйтесь, побегайте на месте или походите по лестнице, чтобы снять напряжение. Вам может казаться, что вы тратите время впустую, но напомните себе, что вы настраиваетесь на продуктивную работу.

2. Ешьте и пейте для повышения продуктивности

Вы можете не придавать этому значения, но еда имеет решающее значение для стабильного уровня сахара в крови, что необходимо для повышения продуктивности и концентрации внимания.

Если не верите, подумайте: согласно данным одного исследования , проведенного в 2012 году, работники с нездоровым рационом на 66% чаще сообщали о проблемах с концентрацией внимания.

Если вы начнете воспринимать еду как топливо для успешной карьеры, вы сможете увеличить свою мотивацию устраивать себе небольшие полезные перекусы в течение дня. Вместо того чтобы терпеть чувство голода до обеда, а потом быстро съедать какой-нибудь фаст-фуд, Дэвис рекомендует разделить здоровый обед на две части и съесть их в разное время. Разделив прием пищи на две части, вы получите пользу в течение дня, а не только сразу после обеда.

Если вы не хотите делить обед на две части, Дэвис рекомендует перекусывать для поддержания энергии в течение рабочего дня, например, горсткой орехов. Когда вы теряете концентрацию, важно перекусить тем, что поможет вернуться в строй. Перестаньте рассматривать обеденный перерыв или перекус как нечто, мешающее продуктивности, ведь это и есть необходимый компонент эффективности.

Дэвис также советует не злоупотреблять кофеином. Третья чашка кофе может заставить почувствовать себя супергероем, но на самом деле вы будете больше отвлекаться и хуже концентрироваться.

3. Используйте осознанность для оценки когнитивной энергии вашего тела

В своей книге Дэвис описывает ситуацию, когда мужчина сидит за своим рабочим столом за десять минут до важной встречи, и он знает, что должен готовиться к ней, но вдруг видит новое письмо в электронной почте. Искушение ответить слишком велико — он тратит время на попытку ответить на письмо. Но вдруг осознает, что у него осталась всего одна минута до встречи, а письмо так и не дописано, и он бежит на встречу, разочарованный и неподготовленный.

Все мы когда-то испытываем подобные желания. Чувство выполненного долга может заставить вас чувствовать себя продуктивным, но на самом деле не стоит тратить время на незначительный дела тогда, когда нужно настроиться на максимальную продуктивность.

Совет Дэвиса относительно прост: для принятия решений необходима практическая осознанность. Он говорит, что мы часто действуем на автопилоте — отвечаем на письмо, потому что это то действие, которые мы должны сделать, когда видим новое письмо:

«Очень важно уметь делать паузу. Например, я знаю, что могу легко сказать себе после двух часов работы: «Я все еще чувствую себя энергичным, я продолжу работать». Но часто, когда я останавливаюсь и отдыхаю одну-две минуты, я понимаю, насколько легче становится работать после небольшого перерыва».

Если бы мужчина из примеры Дэвиса потратил некоторое время, чтобы расставить приоритеты, он бы понял, что на письмо лучше ответить после встречи. Простое действие — пауза — может привести к максимальной производительности вместо впустую потраченного времени.

4. Позвольте мозгу отвлечься

В свое книге Дэвис пишет:

«Наша система внимания устроена так, что ей необходимо постоянно обновляться, чтобы быть готовой открыть что-то новое в окружающей среде и помогать нам ориентироваться в постоянно меняющемся мире».

Вы не должны винить себя, если потеряли из-за того, что ваши коллеги болтают, стоя у вас за спиной, или когда за окном проезжает машина. Это примитивная и здоровая реакция. Биология дала нам такое преимущество восприятия внешнего мира, сообщающее о возможной опасности.

Важно понять, как биология может работать против нашего предвзятого представления о том, что значит быть продуктивным. Мы можем расстраиваться, когда нас отвлекает окружающая среда, полагая, что мы не умеем концентрироваться и не обладаем силой воли, но это естественная реакция нашего организма и с ней не нужно бороться.

Когда вас отвлекают, как считает Дэвис, важно мозгу дать отвлечься. Когда вы вернетесь к работе отдохнувшим, вы будете защищены от отвлекающих факторов.

5. Создайте идеальную рабочую атмосферу

В своей книге Дэвис рассказывает о том, как настроение может повлиять на работу. Было проведено много исследований о влиянии внешней среды на продуктивность.

Важно создать восстановительную, а не отвлекающую среду на рабочем месте. Выбирайте яркое и холодное освещение (вместо тусклого и теплого), соблюдайте порядок на рабочем столе и по возможности находите тихое место, чтобы сосредоточиться.

Повышенная продуктивность может привести к улучшению качества жизни, вы будете ощущать себя счастливым, освободив время для увлечений и приятного общения.

Дэвис пишет:

«Нас заставляют выбирать: наслаждаться жизнью или быть успешными. Хорошая новость в том, что это ложный выбор. Мы чувствуем давление, когда ошибочно полагаем, что для хорошей продуктивности нам нужно больше часов в сутках».

Надеемся, исследования Дэвиса дадут вам понимание того, что продуктивность и карьерный рост не должны стоить ваших хобби, семьи и радости жизни. Если мы научимся учитывать свою биологию, мы сможем стать более продуктивными во всех сферах жизни.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.

Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление , это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.

Индивидуальные особенности мышления

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления , но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.

Индивидуальные качества мышления человека

Толстой считал, что умный человек - это человек и высоконравственный. Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления .

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.

Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум-это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Мышление в психологии

Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.

Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления. Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума. Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления того учителя, который увлекает их и постоянно учит их думать.

Качества ума

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума : широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.

Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.

Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью , с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность - характерная особенность критического ума. Критический ум - дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

Самостоятельность и критичность ума - необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум - строго логический ум.

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. Качества мышления

Заключение

Глоссарий

Приложения

Введение

мышление ум продуктивность

Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.

Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений. Психические явления определяются как постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) или были в прошлом опыте (память), как обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Известны три основные формы психических явлений: психические процессы - ощущения, восприятие, память, мышление и др.; психические состояния - активность, бодрость, пассивность, усталость и др.; психические свойства личности - характер, темперамент, способности и др.

Одна из основных задач, стоящая перед психологами современности, это исследование процесса мышления.

Целью данной работы является изучение процесса мышления, как протекает данный процесс, каковы его функции, как данный процесс формируется в различных ситуациях. Изучить качества и индивидуальные особенности мышления.

В соответствии с заданными целями были сформулированы следующие задачи для данной курсовой работы:

Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;

Описать природу мыслительного процесса;

Рассмотреть основные операции и фазы мышления;

Рассмотреть основные виды и уровни мышления;

Исследовать качества мышления;

Исследовать индивидуальные особенности мышления;

Сделать выводы на основе рассмотренного и изученного материала.

Многие зарубежные и отечественные психологи занимались и решали проблемы мышления. Например, наш современник, доктор психологических наук, опубликовавший свыше 220 научных трудов, посвященных мышлению, Олег Константинович Тихомиров,. Далее, Лев Семенович Выготский, советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций, ставший лидером легендарной тройки психологов: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Потом, Борис Михайлович Теплов, действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук по психологии, и его классические психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Нельзя не упомянуть Андрея Владимировича Брушлинского, российского психолога, исследовавшего проблемы психологии личности и мышления. А также Жан Пиаже. Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией. Хотя его замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания, тем не менее, его вклад в изучение проблем мышления велик.

1. Мышление с точки зрения психологии

Каждый человек знает, что такое мышление. Практически каждый человек считает себя умным. Существует даже поговорка по этому поводу: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначаются психологические способности человека, причем эти способности являются фундаментальными и значимыми для данного человека.

Опора человека на культурные средства и орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Мышление осуществляется с целью получения знания о тех или иных существенных свойствах объекта. Для решения отдельной конкретной задачи применяются обобщенные знания, общие правила.

Следовательно, существует два признака в определении мышления: обобщенность и опосредствованность. По этим признакам мышление отличается от восприятия. Эти признаки очень важны, но они используются не только в психологии, но и в философии.

Обобщенность и опосредствованность характеризуют мышление как предмет комплексных междисциплинарных исследований, а не только психологии.

В изучении психики имеется в виду тот период, когда психология отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и появились собственные экспериментальные методы. Это произошло во второй половине XIX века.

Можно выделить четыре этапа в истории психологии: первый этап - психология существует как наука о душе, второй этап - как наука о сознании, третий этап - как наука о поведении, а четвертый этап - как наука о психике.

Выдающийся психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн считал предметом психологического исследования мышления процесс и деятельность мышления.

Процесс ориентировки субъекта в окружающей действительности доктор педагогических наук по психологии Петр Яковлевич Гальперин считал предметом мышления. Мышление определяется, как обобщенное отражение действительности.

Основная задача мышления состоит в выявлении и раскрытии существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделении их от случайных совпадений во времени и пространстве. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях жизненных обстоятельств.

С.Л. Рубинштейн высказывался о том, что мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Назвать словом, выразить мысль - это означает обобщить, подвести под понятие или дать определение. В этом состоит отличие мышления человека от мышления животных.

Сущность психологии мышления, как предмета, как понимание этого предмета С.Л. Рубинштейном и П.Я. Гальпериным дополняют друг друга, потому что мышление интересует психологов и как мыслительный процесс, развертываемый во времени, и мыслительная деятельность, в этом случае мышление понимается как процесс решения задач.

По своему внутреннему строению мыслительный процесс является действием. Это действие направлено на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека. Эта цель связана с условиями, которыми она задана.

Для начала мыслительного процесса человека нужен мотив. Мотив появляется тогда, когда появляется проблема. В этот момент появляется потребность что-то понять. Мышление начинается именно с того момента, когда появляется вопрос или проблема, удивление или недоумение, либо противоречие.

Мыслительный процесс можно условно разделить на шесть этапов:

Первый этап разрешения проблемы, т.е. осознание проблемной ситуации;

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

На четвертом этапе появляются гипотезы, как варианты решения задач;

Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

Шестой этап - ее проверка. Осуществляется реализация решения, если проверка подтверждает гипотезу.

Можно выделить следующие операции мышления:

Анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; эта операция связана с синтезом, то есть с соединением элементов в единое целое;

Синтез - мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единую систему; синтез связан с анализом, то есть с расчленением объекта на элементы.

Все остальные, более сложные операции мышления строятся на основе анализа и синтеза:

Мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного - это операция мышления и она носит название сравнение;

Форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от частных его свойств и связей - это операция мышления абстрагирование;

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области - эта операция мышления обобщение;

Система классов объектов какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов - операция мышления под названием классификация;

Сходство предметов в каких-либо свойствах - это операция мышления - аналогия. Аналогия или умозаключение по аналогии состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, но сходный по свойствам и качествам объект.

Основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ - синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.

Несмотря на то, что все формы мышления основаны на чувственном опыте, они не имеют чувственного содержания. Чувственное содержание становится все меньше и меньше по мере продвижения вдоль цепочки: ощущение - образ или продукт восприятия - представление единичное - представление общее - понятие или псевдопонятие.

Понятие - мысль, отражающая выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закрепленные в термине словом или группой слов. Объемом научного исследования являются те мысли, которые содержат самые важные для практики свойства предметов, явлений, процессов. Причем только в результате научного исследования можно выяснить, насколько важны те или иные свойства.

Псевдопонятия формируются согласно тем же законам, что и понятия, они похожи на понятия и нередко выступают вместо понятий. В отличие от понятий, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.

Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения. Суждение (высказывание) - это мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями).

Суждение может быть истинным или ложным.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно, путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть общими, частными, единичными.

Для того чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, необходима последовательная логическая связь нескольких суждений, которая и называется рассуждением.

Лишь только тогда, когда рассуждение приводит к определенному выводу, оно имеет практический смысл.

Итогом поисков мысли будет умозаключение и оно будет являться ответом на вопрос. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к частному или единичному, от общего к менее общему.

Зная общее положение, правило или закон, при дедуктивном рассуждении, делается вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Основными видами мышления являются понятийное и образное мышление, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Основным постулатом является то, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга и практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Пытаясь определить вид мышления, необходимо учитывать, что этот процесс всегда условный и относительный.

В Приложении А Схематично отображена классификации видов мышления.

2. Качества мышления

Типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей являются виды мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов. Если различия в мыслительной деятельности людей устойчивы, их называют качествами ума.

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом определенных качеств. Эти качества в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций и в разной степени присутствуют у различных людей. Какие-то из этих качеств более значимы при решении практических вопросов, какие-то значимы при решении теоретических задач.

Выделяют следующие качества мышления: самостоятельность, внушаемость, инициативность, логичность, глубина, широта, узкое мышление, быстрота, торопливость ума, замедленное мышление, оригинальность, последовательность, пытливость, критичность, доказательственность, гибкость и подвижность ума, инертность ума, способность предвидения, темп мышления, целенаправленность, растекаемостъ мышления, экономичность, любознательность, находчивость, остроумие, продуктивность.

Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения своими силами. Самостоятельность мышления, как качество ума, является базисным показателем общей обучаемости. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи и находить нужные ответы, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность - умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности. Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ.

Внушаемость - противоположное самостоятельности качество мышления. Внушаемые люди меняют одни суждения на другие. На них нельзя положиться.

Инициативность мышления - потребность в постоянном стремлении самому искать и находить пути и средства разрешения задачи, проблемы. Инициативность является волевым качеством, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно.

Логичность - свойство ума. Человек, обладающий логичностью, строит умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, а также умеет быстро находить ошибки в суждениях и выводах

Насколько человек способен организовать свою умственную работу: составить краткий обзор, оперировать терминами, выделить главное, аргументировать доводы, ссылаться на источники; - зависит глубина мышления. Глубина мышления - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубины закономерности. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Широта мышления - способность видеть проблемы во взаимосвязи с другими явлениями или, иными словами, многосторонне. Широта мышления - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Если мышление бывает широким, то это значит, что оно может быть у кого-то и узким. Узкое мышление может быть бедным, мелким, поверхностным, а может быть и содержательным и глубоким, например, мышление «узкого специалиста».

Быстрота мышления - качество мышления, выраженное в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Быстрота мышления - способность в условиях дефицита времени находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их. Быстрого протекания мыслительной деятельности человека требует характер определенной деятельности человека, например водителя, летчика, или, допустим, сложившаяся конкретная аварийная ситуация, которая требует быстроты ума.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от степени развития мыслительных навыков и знаний, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности человека.

Торопливость ума следует отличать от быстроты ума. Человек с торопливостью ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности.

Встречаются, в школе учащиеся с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Для ленивого ума поменьше думать - самое приятное состояние. Это проявление типа нервной системы и следствие своеобразной лени ума.

Оригинальность мышления - способность производить отличные от общепринятых новые идеи. Качество творческого мышления зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Оригинальность - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным, нешаблонным выводам.Пытливость мышления - потребность всегда находить наилучшие решения поставленных задач и проблем. Насколько человек может сосредоточиться на выполнении работы и насколько его хватает, является пытливостью - свойством ума, отражающем стремление дознаться до основания причин наблюдаемых явлений.

Критичность мышления - способность объективно оценивать явления, собственные устремления, умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Критичность ума - это умение человека всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные. Он видит их слабые стороны, всегда стремится их проверить. И, если его суждения не соответствуют действительности, то он отбросит их, и будет искать новые пути решения. Критичность - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. Критичность ума - важное качество, обеспечивающее личностный рост.

Доказательственность или аргументированность значит, насколько быстро человек восстанавливает и доступно объясняет теории и научные факты, насколько грамотно умеет донести свои мысли до окружающих, насколько он может цитировать высказывания других людей. Доказательственность - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято непредубежденным собеседником. Нужно именно доказать, а не убедить.

Гибкость мышления - это умение изменять намеченный план действий, способность выйти за пределы ситуативных ограничений. Гибкость ума - это качество людей творчества. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкость и подвижность - это такое качество, которое отражает то, как быстро человек прикладывает к познанию собственный опыт, как быстро он вычисляет взаимосвязи, как он проверяет достоверность своих знаний логикой и как отказывается от стереотипа в мышлении. Если ранее принятые решения перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, человек с гибкостью и подвижностью ума быстро откажется от ранее принятых решений и найдет новые способы решения проблемы.

Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум.

Важное качество ума человека - предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, а также способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Темп - свойство ума, когда человек выражает свои мысли, и при этом учитывается скорость мышления партнера общения.

Целенаправленность - свойство ума сохранять в течение определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче.

Противоположное целенаправленности качество - растекаемостъ мышления. Это такой процесс, когда начинают с проработки одной мысли, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Экономичность - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества суждений и умозаключений.

Любознательность - свойство ума, отражающее стремление узнать что-то новое, что встречается человеку в жизни.

Находчивость - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Развитию этого свойства способствуют занятия логикой.

Остроумие свойство ума, отражающее способность к нешаблонным и неожиданным решениям и умозаключениям, возникающим на основе скрытых от других смысловых связей. Остроумие следует отличать от острословия, где в основном ассоциации основаны на игре слов.

Продуктивность - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.

В Приложении Б схематично отображены качества мышления.

Важнейший признак всякого мышления - умение выделять существенное и самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление ведет его дальше, заставляя углубляться в сущность данного явления и открывать общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

3. Индивидуальные особенности мышления

Умные люди обладают положительными качествами, такими, как простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», глубокий анализ ситуации, сила ума, богатство речи и упорство, способность к предвидению и решительность, гибкость и свобода ума, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает:

Потребности и мотивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: специфические познавательные и неспецифические.

В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат любознательность, тяга к знаниям, интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности.

Во втором случае мышление начинается под влиянием не чисто познавательных интересов, а под влиянием более или менее внешних причин. Например, школьник может начать готовить уроки лишь потому, что он боится отстать от товарищей. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, начинают действовать познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки только потому, что его заставляют взрослые, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает.

Таким образом, в ходе мыслительной деятельности человека возникают и познавательные потребности.

Ученики не только старших, но и младших классов вполне способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. А это доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не рассмотреть такое понятие, как продуктивность ума. Понятие ума шире понятия мышления. На рисунке 1 в Приложении представлены составляющие продуктивности ума.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов, таких как наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность. Умный человек, понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём работы над собой. Все качества индивидуальны, изменяются с возрастом и поддаются коррекции. Эти особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

При трактовке процесса мышления необходимо затронуть и такое понятие, как личность. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмём определения из различных сфер психологии.

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность - это независимый от общества человек, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию.

При формировании понятия личность, необходимо учитывать основной параметр: личность каждого человека не похожа на других людей.

Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

Каждый из нас индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс каждого человека ориентирован на индивидуальные потребности и реальные возможности и протекает в каждом из нас автономно.

Изучая индивидуальные особенности мышления, нельзя их отделять от качеств мышления, поскольку эти две категории процесса мышления тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Тем не менее, в Приложении В схематично отображены индивидуально-типологические особенности мышления.

Заключение

Как было определено ранее, мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.

Философия изучает проблемы соотношения бытия и мышления. В гносеологии рассматриваются возможности, границы и пути познания мира посредством мышления. Логика раскрывает основные формы мышления, такие, как понятие, суждение, умозаключение, а также принципы их построения. Кроме того, логика устанавливает закономерности, определяющие последовательность мыслительного процесса, правильность суждений и умозаключений. Социология занимается анализом процесса исторического развития типов мышления в зависимости от социальной структуры конкретных сообществ. Физиология стремится раскрыть механизмы и работу мозга, с помощью которых реализуются акты мышления. В кибернетике мышление рассматривается как организованный информационный процесс.

Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам текущей деятельности.

Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее, до сих пор нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком.

Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление - это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Каждый человек обладает определенным набором качеств мышления. Каждое качество мышления имеет свои индивидуальные особенности. Неоспоримо и то, что качества ума воспитываются в процессе обучения или путём настойчивой работы над собой. Все указанные качества не только индивидуальны, но и изменяются с возрастом, а также поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления обязательно учитываются для того, чтобы правильно оценить умственные способности и знания человека.

На данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним неотложные задачи, острые проблемы. Возникновение таких проблем и трудностей означает, что в окружающей нас действительности еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого.

Проблема изучения процессов мышления остается одной из наиболее актуальных в психологии, несмотря на достигнутые успехи в изучении данной проблемы. Перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа.

Глоссарий

Определение

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "абстракция"

Антиципационные и селективные возможности

способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания

Восприятие

процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа

Генетическая эпистемология

(от греч. episteme - знание, logos - учение, genos - происхождение) - направление в исследованиях мышления, способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав, в частности, большое влияние на развитие психологической концепции Ж. Пиаже. Однако исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания

Дедукция

(от лат. deductio - выведение) - процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более общего к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом

Дифференциальная психология

отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей

(от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.)

Индивидуальность

своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей

внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека

Мышление

это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, знаково (вербально) опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций

Ригидность

заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий

Творческое мышление

вид мышления, связанного с созданием или открытием чего-либо нового

Приложения

Рисунок 1. Составляющие продуктивности ума

Приложение А

Схематическое отображение классификации видов мышления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение Б

Схематическое отображение качеств мышления

Приложение В

Схематическое отображение индивидуально-типологических особенностей мышления

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность мышления как психологического процесса. Фазы мыслительного процесса. Виды мышления и их особенности. Предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Индивидуальные особенности в мышлении. Теории индивидуальных различий.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Сущность мышления как познавательного процесса, его типы и виды. Индивидуальные особенности мышления. Речь как инструмент мышления.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Возникновение, формирование и протекание процесса мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные операции и фазы как стороны мыслительной деятельности. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни, индивидуальные особенности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2009

    Мышление – процесс отражения в сознании человека реальной действительности путем синтеза и анализа всех познавательных процессов. Анализ процесса развития мышления в обучении и профессиональной подготовке. Индивидуальные качества мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2012

    Общая характеристика процессов мышления. Виды мышления. Логические операции процесса мышления. Индивидуальные различия и стили мышления. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды. Общая характеристика его индивидуальных особенностей, методические аспекты. Диагностика и критерии оценки индивидуальных особенностей мышления студентов гуманитарного профиля.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Понятие мышления, его сущность, типология и основные качества, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы развития черт творческой личности и рекомендации их решения.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют следующие стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

«История психологии» - Третий подход в определении предмета истории науки. 5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Объект. Первый подход в определении предмета истории науки. Предмет. 2. Специфика предметной области истории психологии. Объект и предмет истории психологии.

«Внимание память речь мышление» - Восприятие движений. Контактное. Фантазии. Виды памяти: Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Температурное. 9. Вывод. Адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий. Функции внимания: Мышечно-суставное. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации.

«Предмет психологии» - В.С. Трипольского. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ……. Память Представление Воображение Мышление Речь Волевые процессы. Свойства восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера.

«Сознание в психологии» - Блаженный Августин. Законы работы сознания: Введение в психологию. Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика. Свойства сознания. Психология как наука. Функции сознания. Современные представления о сознании. Определение сознания.

«Психология» - В нормальном состоянии конституция сангвиника проявляется как упругость и подвижность,. Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее. Отрасли и виды психологии как науки и как социального явления: Достаточно нудное, сложное и непонятное определение, верно? Мускулатура массивная, крепкая, сильная.

«Процессы в психологии» - Представления. Совет. Объем. Интенсивность. Связано с практичнской деятельностью человека. Отражают. Воздействия. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна.

Всего в теме 6 презентаций