Викинги - рожденные морем

Во Франции их называли норманнами, на Руси — варягами. Викинги — так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры.

Войны и пиры — вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии — и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов — асам были угодны воины, погибшие в бою.

Открыватели Исландии

Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке — «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд — «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией.

Эпоха Викингов

А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках — саги и исландский парламент альтинг — первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных «северных людях» и их драконоголовых кораблях. В 794 они «посетили» близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии)

Первое разгробление Лондона

Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватили Гамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери.

Создание государстова норманнов Данло

В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия.

Завоевание Англии в 10 веке

В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

Разделение на норвежцев и исландцев

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов.

Эйрик Рауд (Рыжий) основатель поселения Братталид

В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией («Зеленая страна»), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид.

Винланд Лейфа Эйрикссона сын Рыжего открыл Бостон

В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им «Винланд»(«Виноградная страна»). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона.

Братья Лейфа: Торвальд и Торстейн

После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину.

Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю.

В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

История Викингов

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.

Происхождение слова викинг

Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” – фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах.

В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Датские викинги

Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии.

Норвежские и Шведкие викинги

Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.

Активность в 9 веке

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями.

Зимой грабеж летом землевладельцы

В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах.

Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи.

Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.

Викинг перевод — человек из залива

Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk – залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”.

Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения из энциклопедий

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы - участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8-середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе - норманнами (сканд. Northman - «северный человек»). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. - Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

Они принадлежали разным народам, но прекрасно понимали друг друга. Их объединяло многое: и то, что родиной их был северный предел земли, и то, что молились одним богам, и то, что говорили на одном языке. Однако прочнее всего сплачивала этих непокорных и отчаянных людей жажда лучшей доли. И была она так сильна, что без малого три столетия - с VIII по XI век - вошли в историю Старого Света как эпоха викингов. То, как они жили и чем занимались, тоже называлось викинг.

Слово "викинг" происходит от древненорвежского "викингр", что буквально переводится как "человек из фьорда". Именно в фьордах и бухтах появились их первые поселения. Эти воинственные и жестокие люди были очень религиозны и поклонялись своим божествам, совершая культовые обряды и принося им жертвы. Главным богом был Один - Отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями. Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Наиболее почетной считалась гибель в бою. Тогда, согласно древним легендам, их души попадали в чудесную страну Валхаллу. И иной судьбы как для себя, так и для своих сыновей викинги не желали.

Перенаселение приморских районов Скандинавии, нехватка плодородных земель, стремление к обогащению - все это неумолимо гнало викингов с родных мест. А под силу это было лишь сильным, легко переносящим лишения и неудобства воинам. Из подготовленных к сражениям викингов формировались отряды, каждый из которых состоял из нескольких сот воинов, беспрекословно повинующихся вождю клана и конунгу-князю. На протяжении всей эпохи викингов эти отряды были исключительно добровольными.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный - считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Если же конунг все-таки погибал, они сражались до последней капли крови рядом с его телом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов - могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом "словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам", наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково - их десант застигал города и селения врасплох.

Так было в 793 году на "святом" острове Линдисфарн у восточного побережья Шотландии, где викинги разграбили и разорили монастырь, считавшийся одним из крупнейших центров веры и местом паломничества. Такая же участь постигла вскоре еще несколько знаменитых монастырей. Нагрузив свои корабли церковным добром, пираты уходили в открытое море, где им была не страшна никакая погоня. Так же, как и проклятья всего христианского мира.

Спустя четверть века викинги собрали большие силы для нападения на Европу. Ни разрозненные островные королевства, ни ослабевшая к тому времени франкская империя Карла Великого не могли оказать им серьезного сопротивления. В 836 году они впервые разорили Лондон. Затем шесть сотен боевых кораблей обложили Гамбург, пострадавший так сильно, что епископату пришлось перебраться в Бремен. Кентербери, вторично Лондон, Кельн, Бонн - все эти европейские города были вынуждены делиться своими богатствами с викингами.

Осенью 866 года суда с двадцатью тысячами воинов пристали к берегам Британии. На землях Шотландии викинги-датчане основали свое государство Денло (в переводе - Полоса датского права). И лишь через 12 лет англосаксы вернули себе свободу.

В 885-м под натиском норманнов пал Руан, затем викинги вновь осадили Париж (до этого он уже трижды подвергался разграблению). На сей раз у его стен с 700 судов высадилось около 40 000 воинов. Получив отступные, викинги отошли в северо-западную часть страны, где многие из них обосновались навсегда.

По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили пиратам около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота.

Тем временем викинги продвигались все дальше к югу. Их набегам подверглись Испания и Португалия. Чуть позже были разграблены несколько городов на северном побережье Африки и Балеарские острова. Язычники также высадились на западе Италии и захватили Пизу, Фьезоле и Луну.

На рубеже IX - X веков христиане нащупали-таки слабые места в боевой тактике викингов. Оказалось, что те были неспособны к длительным осадам. По приказу короля франков Карла Лысого реки стали перегораживать цепями, а в их устьях наводить укрепленные мосты, на подступах к городам копали глубокие рвы и возводили частоколы из толстенных бревен. В Англии примерно тогда же стали строить специальные крепости - бурги.

В результате набеги пиратов все чаще заканчивались для них плачевно. Развеять миф об их непобедимости удалось среди прочих и британскому королю Альфреду, выставившему против "морских драконов" более высокие суда, которые викинги не могли брать на абордаж с привычной легкостью. Тогда у южного побережья Англии было уничтожено сразу два десятка боевых норманнских кораблей. Удар, нанесенный викингам в их родной стихии, оказался настолько отрезвляющим, что после него разбой заметно пошел на убыль. Все большее их количество оставляло викинг как занятие. Они оседали на захваченной земле, строили дома, выдавали дочерей за христиан и возвращались к крестьянскому труду. В 911 году франкский король Карл III Простоватый пожаловал Руан с прилегающими землями одному из вождей северян - Роллону, удостоив его герцогского титула. Эта область Франции и теперь называется Нормандией, или Страной норманнов.

Но важнейшим поворотным моментом эпохи викингов стало принятие королем Норвегии Харальдом Синезубым христианства в 966 году. Следом за ним под нарастающим влиянием миссионеров-католиков крестились многие воины. В числе последних страниц военной летописи викингов - захват ими в 1066 году королевской власти в Англии и возведение на престол Сицилийского королевства в 1130 году норманна Рожера II. Потомок Роллона герцог Вильгельм Завоеватель переправил с континента в Альбион на 3 000 судах 30 000 воинов и 2 000 лошадей. Битва при Гастингсе закончилась его полной победой над англосаксонским монархом Гарольдом II. А новоиспеченный рыцарь христианской веры Рожер, отличившийся в крестовых походах и схватках с сарацинами, с благословения Папы Римского объединил владения викингов на Сицилии и в Южной Италии.

От набегов малочисленных пиратских отрядов до завоевания монаршей власти - в такие рамки вписывается путь воинственных северян из первобытной дикости к феодализму.

Корабли викингов

Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их "морских драконов" были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку - стационарное рулевое весло; раскрашенные в красную или синюю полоску или клетку паруса из грубого холста на мачте, устанавливались в центре просторной палубы. Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане на юге Норвегии археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов - а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию... через пять с лишним столетий.

Оружие викингов

Боевой топор. Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки - 1 метр. Причем рукоятка была окована железом, что делало удары, наносимые по противнику, максимально сокрушительными. Именно с этого оружия начиналось обучение будущих воинов, поэтому владели им, причем отменно, все без исключения.

Копья викингов были двух типов: метательные и для рукопашного боя. У метательных копий длина древка была небольшая. Часто на нем закреплялось металлическое кольцо, обозначавшее центр тяжести и помогающее воину придать броску правильное направление. Копья, предназначенные для сухопутного боя, были массивными с длиной древка 3 метра. Для строевого боя использовались четырех - пятиметровые копья, а чтобы они были подъемными, диаметр древка не превышал 2,5 см. Изготавливали древки в основном из ясеня и украшали аппликациями из бронзы, серебра или золота.

Щиты обычно не превышали 90 см в диаметре. Поле щита делалось из одного слоя досок толщиной 6 - 10 мм, скрепленных между собой, а сверху покрывали кожей. Прочность этой конструкции придавали умбон, рукоять и обод щита. Умбон - полусферическая или коническая железная бляха, защищающая руку воина, - обычно прибивался к щиту железными гвоздями, которые с обратной стороны заклепывались. Рукоять для удерживания щита делалась из дерева по принципу коромысла, то есть, пересекая внутреннюю сторону щита - в центре была массивной, а ближе к краям становилась тоньше. На нее накладывалась железная планка, часто инкрустированная серебром или бронзой. Для усиления щита по краю проходила металлическая полоса, прибитая железными гвоздями или скобами и сверху прикрытая кожей. Кожаный покров иногда раскрашивали цветными узорами.

Бирмы - защитные кольчужные рубахи, состоящие из тысяч переплетенных колец, представляли для викингов большую ценность и зачастую передавались по наследству. Правда, иметь их могли позволить себе только богатые викинги. Основная же масса воинов в целях защиты носила кожаные куртки.

Шлемы викингов - металлические и кожаные - имели или закругленную верхушку с щитками для защиты носа и глаз, или заостренную - с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

Стрелы VII - IX вв. имели широкие и тяжелые металлические наконечники. В X веке наконечники стали тонкими и длинными и с серебряной инкрустацией.

Лук делался из одного куска дерева, обычно тиса, ясеня или вяза, тетивой служили сплетенные волосы.

Мечи могли иметь только зажиточные викинги, обладающие к тому же недюжинной силой. Это оружие очень берегли, храня его в деревянных или кожаных ножнах. Мечам даже специально присваивались имена, такие как Рвущий кольчуги или Добытчик.

Длина их в среднем составляла 90 см, они имели характерное сужение к острию и глубокий желоб вдоль клинка. Лезвия изготавливались из нескольких железных прутьев, переплетенных между собой, которые во время ковки сплющивались воедино.

Такая техника делала меч гибким и очень прочным. Мечи имели гарды и навершия - части эфеса, предохраняющие кисть руки. Последние были снабжены крюками, которыми можно было атаковать, отведя в сторону основной клинок противника. И гарды, и навершия, как правило, имели правильные геометрические формы, делались из железа и украшались накладками из меди или серебра. Украшения клинков, выдавливаемые в процессе ковки, были незатейливы и представляли собой либо простые орнаменты, либо имя хозяина. Мечи викингов были очень тяжелыми, поэтому иногда во время длительного боя его приходилось держать обеими руками, в таких ситуациях ответные удары противника отражали щитоносцы. Один из распространенных приемов ведения боя целиком зависел от их сноровки: они располагали щит таким образом, что меч викинга не втыкался в его поверхность, а скользил вдоль и отрубал противнику ногу.

В один из летних дней 789 года на побережье англосаксонского королевства Уэссекс произошло событие, на которое обратили внимание исключительно местные летописцы. К берегу острова Портленд, в эпоху Римской империи именуемого по-латыни Винделисом, пристали три длинных ладьи, способных идти как на веслах, так и под парусами. С кораблей высадились бородатые светловолосые незнакомцы, говорившие на языке, отдалённо сходном с древнеанглийским – по крайней мере, корни большинства слов были понятны обитателям Уэссекса. Навстречу корабельщикам вышел тан Беохтрик со своими людьми. О чём велась беседа, нам неведомо, но закончилась она ссорой: чужеземцы убили Беохтрика, вырезали его невеликий отряд, забрали трофейное оружие, погрузились на ладьи и исчезли в океане.

В целом, эта история по тем временам не была чем-то из ряда вон выходящим – дело насквозь житейское. Англосаксонские королевства Британии прилежно враждовали между собой, а когда близкородственные свары надоедали, принимались шпынять кельтов в Уэльсе или Шотландии, получали сдачи и вновь возвращались к привычным междоусобицам. Война была делом самым обыденным, а уж если обращать внимание в летописях на каждую мелкую стычку – никакого пергамента не напасёшься. Так почему же столь незначительный инцидент на Винделисе привлёк внимание хрониста, а в наши времена считается едва ли не ключевым событием VIII века в Европе, давшим старт новой эпохе?

Схема Скандинавской экспансии в VIII XI веках. Зелёным обозначены области, подвергавшиеся нападениям викингов, но ими не колонизированные

Тут необходимо отметить, что англосаксы уже больше двухсот лет были христианами – равно как и все без исключения их соседи: франки и бретонцы за Ла-Маншем, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Реликты многобожия если и сохранялись, то на бытовом уровне или в совсем уж отдалённых и труднодоступных горных районах. Высадившиеся же в Уэссексе невоспитанные бородачи оказались самыми настоящими язычниками – что само по себе было крайне необычно.

История с таном Беохтриком – первое документальное свидетельство появления викингов. Разграбление Линдисфарна и Ярроу, набеги на Ирландию, высадка на Оркнейских и Шетландских островах – всё это произойдет потом. В 789 году никто из британцев или франков даже предположить не мог, что христианская Европа столкнулась с силой, которая за три последующих столетия изменит не только границы, но и демографическую ситуацию, культуру и даже станет причиной появления новой молитвы: «A furore Normannorum libera nos, Domine!» – «От ярости норманнов спаси нас, Господи!»

Так давайте попробуем разобраться, откуда взялись викинги, кто они такие и почему вообще состоялось их нашествие.

Скандинавия в Тёмные века

Люди на Скандинавском полуострове появились задолго до Рождества Христова. Самые ранние культуры (Конгемозе, культура Нёствет-Лихулт, культура Эртебёлле и т.д.) относятся к мезолиту и периоду около шестого тысячелетия до н.э. За две-три тысячи лет до н.э. в южной Скандинавии появляются носители «Культуры боевых топоров и шнуровой керамики», которые, предположительно, становятся ядром зарождения германских народов – они мигрируют на север от Ютландского полуострова и начинают заселять территории нынешних Швеции и Норвегии.

Впрочем, это дела совсем давние, а нас интересует период после падения Римской империи, когда группа северогерманских племён начала обособляться от остальной Европы. Великое переселение народов, крушение Рима, принятие христианства готами, франками и прочими германцами – словом, все грандиозные изменения середины первого тысячелетия нашей эры Скандинавию практически не затронули: слишком уж далеко. В Тёмные века интереса к Скандинавии никто не проявлял: франкам было чем заняться на континенте, внедрение христианства шло пускай и уверенно, но медлительно: церкви сначала следовало утвердиться в новых варварских государствах. Обитатели расположенного за Северным и Балтийским морями полуострова «варились в своём котле» много веков, практически ничего не зная о бурных событиях в Европе. Христианские миссионеры там если и появлялись, то были единичными и не способными добиться серьёзных успехов: старые германские боги почитались, как и столетия назад, и их культу ничего не угрожало.


Шлем Вендельского стиля, VIII век (из коллекции Стокгольмского музея древностей)

Тут следует сделать пространное отступление и рассказать о климатических особенностях тех времён – иначе будет непонятно, с чего вдруг, начиная с VIII века, скандинавы бросились искать новые земли для поселения. С течением столетий климат не раз менялся, оптимумы (потепления) и пессимумы (похолодания) чередовались – так называемый Римский климатический оптимум, продолжавшийся со времён Юлия Цезаря примерно до 400 года нашей эры, немало способствовал процветанию Римской империи. Средняя температура тогда была выше в среднем на 1–2 градуса, римские авторы сообщают нам, что в Британии и Германии даже начали выращивать виноград – ориентировочно с 280 года н.э.

В свою очередь, климатический пессимум раннего Средневековья, наступивший во время Великого переселения, усугубил и так не самую благополучную военно-политическую и демографическую обстановку в Европе – начавшееся около V века похолодание сокращает посевные площади, особенно достаётся северным регионам вообще и, разумеется, Скандинавии в частности. Святой Григорий Турский в обширном труде VI века «История франков» отмечает: «В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов ». В 535–536 годах происходит и вовсе невиданная климатическая аномалия. Дадим слово византийскому историку Прокопию Кесарийскому («Война», IV, 14. 5–6):

«…И в этом году случилось величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».

Другие авторы утверждают, что даже в полдень солнце выглядело «голубоватым» и предметы не отбрасывали тени – это означает, что в течение почти полутора лет в атмосфере присутствовала пылевая взвесь, вызванная извержением супервулкана или падением крупного метеорита, а, скорее всего, обоими факторами. Немецкий учёный Вольфганг Бехрингер в книге «Kulturgeschichte des Klimas» приводит археологические данные – в Норвегии VI века около сорока процентов ферм оказались заброшены, то есть их владельцы или вымерли, или мигрировали южнее. Вообще, в древнескандинавской мифологии холод, мороз и лёд имеют свойства эсхатологические, являясь символом смерти и хаоса – вспомним ледяных великанов…

Тем не менее, к VIII веку климат начинает стабилизироваться – наступает потепление, вновь расширяются посевные площади, урожаи зерновых можно снимать на широтах, прилегающих к Полярному кругу, качество жизни резко повышается. Итог вполне закономерен – взрывообразный рост населения.

Однако, тут следует учитывать не только климатические особенности, но и географическую специфику Скандинавского полуострова. Если на территории восточной Швеции имеются обширные равнины, пригодные для сельского хозяйства, то в гористой Норвегии выращивать хлеб и пасти стада можно исключительно на узких полосках земли вдоль побережья и в долинах рек. Бесконечно дробить наделы между сыновьями невозможно – земля всё равно их не прокормит. В сухом остатке: избыточное (и пассионарное) население, недостаток продовольствия. Скандинавия – не резиновая. Что делать?

Выход был найден довольно быстро – раз нет плодородной земли, значит, таковую надо искать за морем. С учётом того, что древние скандинавы давным-давно умели строить отличные корабли, решение вопроса лежало на ладони. Первый «прототип» драккара, «Хьортспрингская ладья», найденная археологами в Дании, на острове Альс, относится к IV веку до н.э. – лодка могла вместить до 20 гребцов. Больше того, скандинавские ладьи, имеющие минимальную осадку, могли ходить по любому мелководью и проникать в узкие реки.


Хьортспрингская ладья – судно древних германцев, ок. IV века до н.э. Национальный музей Дании

Вот тогда-то и начинаются первые вылазки древних скандинавов в сторону континента и Британских островов – для начала в целях больше разведывательных, чем завоевательных. Необходимо было ознакомиться с обстановкой, а таковая ясно свидетельствовала: земли там много, плотность местного населения крайне невелика, таковое население к молниеносным налётам со стороны моря непривычно, да и вообще не в курсе, что они возможны. Существуют и документальные свидетельства – процитируем учёного, богослова и поэта VIII века Флакка Альбина (Алкуина):

«Триста пятьдесят лет мы и наши отцы жили в этой прекрасной земле, и никогда прежде Британия не ведала такого ужаса, какой познала теперь, после появления язычников. Никто не подозревал, что грабители могут приходить из-за моря».

Никто не подозревал. И Европа заплатила огромную цену за своё неведение.

Они пришли!

В свете вышеизложенного остаётся открытым вопрос – а как же европейские короли и игравшие всё большую политическую роль епископы прохлопали столь невероятную опасность? Куда смотрели великие исторические деятели той эпохи? В конце концов, императора Карла Великого никак нельзя назвать некомпетентным бездельником, а столь важный для государства инструмент, как разведка, бывшие варвары вполне успешно переняли у ушедшего в небытие Рима! Совершенно очевидно, что хоть какие-то связи между империей франков и Скандинавией существовали – северные границы Саксонии и Фризии примыкали к территории нынешней Дании, обитатели которой также примут живейшее участие в грядущих бесчинствах викингов.

Ответа нет. Возможно, сыграли свою роль нараставшие культурно-цивилизационные различия – вспомним слова Алкуина, в которых ключевым является понятие «язычник», которое противопоставляется «христианам». Европейцы тогда были объединены не по этническому, а по религиозному признаку: чужаком являлся любой не-христианин, будь то испанский мавр-мусульманин или почитающий богов Асгарда скандинав. До поры до времени франки и королевства Британии относились к неумытым язычникам из далёких северных фьордов пренебрежительно, искренне полагая, что Господь на стороне христиан (тогда – кто против них?!).


Викинги. Древнеанглийские миниатюры

Теперь надо объяснить, что же мы вообще подразумеваем под термином «викинг». Само слово образуется из двух частей: «vik», то есть, «залив, бухта», и окончания «ing», обозначающего общность людей, чаще всего родовую – сравним: Каролинг, Капетинг и т.д. Получаем «человек из залива»! Исходно дружины викингов составлялись из тех самых излишков населения – младшие сыновья, не наследующие надел, люди, покинувшие род сами или изгнанные из него, а то и просто искатели приключений, богатства и славы. То есть, не оседлые скандинавы-землевладельцы. Впрочем, почему только скандинавы? В составе экипажа корабля мог оказаться кто угодно – норвежец, венед, руянин, приладожский кривич. После того как скандинавы начали осваивать «Путь из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов и далее в бассейн Волги, в составе дружин начало появляться немало славян, тем более что политеистические пантеоны Скандинавии и Древней Руси были очень близки, и на этой основе можно было весьма быстро найти общий язык.

Итак, викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности. Такие добры молодцы безо всякой ненужной рефлексии могли запросто ограбить соседний фьорд, своих же сородичей-норвежцев или свеев – прецеденты известны. В большинстве они не были ограничены обязательной для оседлых скандинавов системой моральных табу и постепенно стали полагать, что стоят выше скучных земледельцев хотя бы потому, что в религиозной сфере началась сакрализация войны – достаточно вспомнить о культе богов-воинов, Одина, Тора и других.

Тор с молотом Мьёллнир. Статуэтка, датируемая примерно 1000 годом н.э.

Если появилась социальная группа, то в таковой непременно зарождаются своя субкультура, своя этика и свои религиозные воззрения – особенно в условиях господствующего вокруг родоплеменного строя. За примерами далеко ходить не нужно – функции жречества, годи, постепенно переходят к военным вождям: если ты удачливый конунг, значит, приближен к богам, они тебе благоволят – следовательно, ты и отправляешь необходимые ритуалы и приносишь жертвы. Гарантированно попасть в Вальхаллу после смерти можно лишь одним способом – героически погибнуть в бою. На одно из первых мест ставится личная доблесть и слава, разумеется, добытая в честной битве.

Наконец, именно викинги «изобретают» морскую пехоту в том виде, в каком мы её знаем – противопоставить их невиданной прежде тактике европейцам-христианам было нечего. Выработанная древними скандинавами схема была простой, но невероятно эффективной: внезапный налёт практически в любой точке морского или речного побережья (снова вспомним о способности драккаров ходить по мелководью), а после успешной атаки столь же молниеносное отступление, пока противник не успел подтянуть сколь-нибудь значительные силы – ищи-свищи потом этих разбойников в открытом море. Это уже потом викинги займутся респектабельной торговлей, ради любопытства откроют Исландию, Гренландию и Америку и пойдут служить в «варяжскую дружину» к византийским императорам, а в конце VIII – начале IX веков они занимались исключительно самыми вопиющими грабежами, захватом земель в Англии, Ирландии и на материке, работорговлей и прочими не менее интересными вещами…


Древнескандинавские корабли, современная реконструкция. На переднем плане драккар Islendingur («Исландец»), совершивший в 2000 году переход под парусом через Атлантический океан. В настоящий момент находится в музее г. Ньярдвик, Исландия

Рассказывать здесь о первом крупном налёте викингов – атаке на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 года – не имеет смысла, данная история общеизвестна. Достаточно сказать, что это неприятное событие произошло всего через четыре года после первого появления викингов у берегов Уэссекса; скандинавы очень быстро осознали, что христианские монастыри и города хранят немало богатств, которым следовало бы найти более разумное применение. С Линдисфарна викинги утащили даже гроб основателя монастыря, святого Кутберта, и его нашли только спустя триста лет, в 1104 году, по счастью, мало повреждённым. С той поры Европа более не знала покоя – они появлялись практически каждый год, то здесь, то там. Предугадать направление следующего удара было абсолютно невозможно, равно как и всерьёз противостоять скандинавам военной силой – они выскальзывали из рук, будто капли ртути; армии наследников Карла Великого или британских королей просто не успевали подойти к месту очередного нападения.

Впрочем, о дальнейшей истории походов викингов мы расскажем как-нибудь в другой раз – данный текст был призван объяснить, как климатические и географические особенности раннего Средневековья предопределили начало эпохи норманнских завоеваний, продолжавшейся триста с лишним лет.

Великие битвы

В просторы южных степей на протяжении многих столетий почти непрерывным потоком вторгались кочевники. Пришлые скотоводческие племена зимой останавливались в устьях рек, близ морских побережий, а в летний период передвигались в ковыльные степи, ближе к лесной полосе. Они постоянно совершали грабительские набеги на русские поселения.

Начиная с IX и до XIII века Киевская Русь вела упорную борьбу с этими племенами. Уже в X веке это было большое государство, занимавшее огромную территорию от (Карпат до Кавказа и от Балтийского моря до Черного, а по своему культурному развитию и военной мощи оно не уступало Византии. Об этом свидетельствуют летописи и археологические материалы, найденные в курганах и городищах. Центром экономической и культурной жизни Руси являлся город Киев. В кем скрещивались торговые пути «из варяг в греки» и из Европы на восток, в Аравию. Великий князь киевский объединил почти все племена восточных славян. В вассальной зависимости от него находились другие князья и бояре.

Дружинники Киевской Руси не раз совершали походы на Царьград (Константинополь). Так, в результате похода Олега в 911 году был заключен выгодный для Руси договор с греками. Но особенно широкий размах приобрели походы киевского князя Святослава, сына Игоря. Грозную силу его дружины испытали на себе многие враждебные племена. Святослав нанес сокрушительный удар по Хозарскому царству и обложил данью ясов и касогов. Он вел постоянную борьбу с печенегами, которые не знали земледелия и занимались преимущественно грабежами. Печенежские орды, вооруженные копьями и луками, молниеносно нападали на неприятеля и так же быстро скрывались от него. Набеги печенегов приносили большой вред Киевской Руси. В 968 году они напали на Киев. В это время Святослав с основными войсками находился в походе, поэтому защищал Киев маленький отряд во главе с воеводой Претичем. Трудно пришлось бы бороться этому отряду с неравными силами врага, но печенеги неожиданно обратились в бегство, узнав, что Святослав с дружиной возвращается из похода.

Еще более опасными врагами русских княжеств оказались новые кочевники - половцы, появившиеся в донских степях в середине XI века. Они вытеснили отсюда торков и печенегов, заняв северные берега Азовского и Черного морей до Днепра. После трех ожесточенных битв с русскими князьями (1061, 1068, 1093 годы) половцы овладели территорией Дона и прикубанскими степями. Приазовская Русь и Таманское княжество с городом Тмутараканью были отрезаны от Киевской Руси.

Только в 1095 году русские войска во главе с великим князем Владимиром Мономахом впервые одержали победу над половцами на их же земле, а в 1101 году им на Дону был нанесен новый тяжелый удар объединенными силами русских князей. В ожесточенной битве на реке Сутень (Молочная ) было убито 20 половецких князей. В их числе и князь Азуп, именем которого в древние времена назывался нынешний город Азов.

В последующие годы русские дружины не раз громили половцев. Так, в 1111 году большое войско во главе с Владимиром Мономахом снова двинулось на Дон. Кочевники в битве с русскими потеряли около 10 тысяч человек. Спустя 5 лет поход в окрестности Дона совершили русские войска под предводительством Ярополка. Было взято три половецких города: Балин, Чевшлюев и Сугров, а также захвачено в плен много ясов - союзников половцев.

О славных ратных делах русских воинов, об их храбрых предводителях повествуют страницы древних летописей. Так, из Волынской летописи мы знаем, как войска Владимира Мономаха принудили уйти на Кавказ половецкого хана Отрока, которого впоследствии приглашал вернуться на родину, в донские степи, его брат Сырчан. Этот исторический случай ярко передан в стихотворении «Емшан» поэтом XIX века Майковым. Отрок, став царем одной из народностей Кавказа, сначала наотрез отказался от приглашения своего брата. Но когда певец, прибывший гонцом от Сырчана, показал пучок емшана, привезенный из донских степей, Отрок был глубоко тронут и согласился возвратиться.

Отрок угрюмый принял вид И, на певца не глядя, знаком, Чтоб увели его, велит Своим послушливым кунакам. И взял пучок травы степной Тогда певец и подал хану; И смотрит хан - и сам не свой, Как бы почуя в сердце рану, За грудь схватился... Все глядит: Он - грозный хан, что ж это значит? Он, пред которым все дрожит, Пучок травы целуя, плачет! И вдруг, взамахнувши кулаком, «Не царь я больше вам отныне! - Воскликнул. - Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро Отрок снарядил караваны и отправился с дружиной в донскую степь.

Об этом рассказывается и в других русских летописях. Например, в «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) сообщается о поражении Шарукана и Боняка, нанесенном в 1106 году войсками Владимира Мономаха, и о том, что спустя пять лет был разбит и загнан на Кавказ, за железные ворота (в Абхазию) и половецкий хан Отрок Шаруканович.

В конце XII века положение Киевской Руси резко ухудшилось. То и дело возникали феодальные распри между князь­ями, что приводило к ослаблению русских земель. Корыстолюбивые феодалы заботились больше о своих интересах, а не о судьбе русского народа и независимости своей Родины.

Этим не замедлили воспользоваться половцы. Они усилили набеги на Киевскую Русь, подвергая ее грабежам и опустошению. Особенно сильно страдали земли окраинных княжеств.

Обособленные выступления русских князей, не желавших терпеть притеснения, обычно не имели успеха и лишь усугубляли бедственное положение русского народа.

Один из таких неудачных походов был предпринят в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославичем. Собрав небольшую дружину и не посоветовавшись с другими князьями, не предупредив о столь ответственном шаге великого киевского князя Святослава, Игорь отправился в половецкие степи, где в столкновении с многочисленными отрядами половцев потерпел поражение.

Знаменательно, что это событие, нашедшее яркое отражение в памятниках древнерусской письменности, и, прежде всего в «Слове о полку Игореве», происходило на Диком поле, в бескрайних просторах южных русских степей. И в древних летописях, и в «Слове о полку Игореве» не раз упоминаются, слова «Дон», «Донец», рисуются картины донской природы, описывается величавый степной пейзаж.

Согласно летописным сведениям, князь Игорь выступил в поход 23 апреля 1185 года. Неделю спустя, 1 мая, он достиг Донца и, несмотря на плохое предзнаменование (солнечное затмение, считавшееся на Руси провозвестником несчастья), приказал своему войску переправиться на другой берег. У Оскола он сделал двухдневную остановку, поджидая своего брата Всеволода с дружиной, который шел другим путем из Курска, а затем направился в половецкие степи - к «синему Дону».

Игорь рассчитывал, что ему удастся застигнуть половцев врасплох. Однако высланные вперед дозорные вскоре сообщили, что половцы знают о приближении русских и готовы вступить в бой. Игорю советовали вернуться назад («яко не наше есть время», т. е. неблагоприятное для нас время), но он был храбрым и честолюбивым князем и отверг этот совет. Если не пойти на врага, то «позор будет пуще смерти».

На следующий день русские встретились с половецкими полками и обратили половцев в бегство, захватили их вежи (Кочевые жилища на телеге ) и большой полон (пленных).

Однако на следующее утро неприятель, собрав «всю половецкую землю», «ак борове» (подобно лесу), стал наступать на Игорево войско. Было очевидно, что ему в этой неравной битве не устоять.

Но не пали духом отважные русские ратники, мужество не покинуло их храбрые сердца. Началось жестокое побоище, которое длилось три дня и три ночи.

Упорно и самоотверженно сражались полки Игоря, много побили они поганых половцев. В схватке был ранен князь. Игорь, но и раненый он продолжал борьбу. До последних сил, пока оставалось в руках оружие, бился его брат Всеволод.

Только на третий день половцам, предводительствуемым ханом Кончаком, удалось сломить русских. Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод, а также оставшиеся в живых дружинники попали в плен.

Есть косвенное указание на то, что князь Игорь в период своего пребывания в плену находился на Дону, возможно, в Кобяковом городище (западная часть нынешнего города Аксая), которое длительное время служило ставкой половецких ханов. Интересные сведения об этом имеются в «Слове, о полку Игореве». Рассказывая о подготовке побега Игоря из плена, автор «Слова» говорит:

Игорь спит, Игорь бдит. Игорь мыслию поле мерит От великого Дона до малого Донца

Автор «Слова о полку Игореве» сумел хорошо разобраться в противоречиях общественно-политической жизни Киевской Руси. Главным злом в Русском государстве он считал раздоры между князьями. Обобщив и сопоставив исторические факты, автор «Слова» пришел к травильному выводу: к призыву князей и всего русского народа к единению, в котором он видел единственный выход для спасения культуры и независимости Киевской Руси от грабительских нашествий кочевников.

Русь долгое время была препятствием на пути кочевников в Западную Европу. В феодальной Европе в это время возникали города, росло городское население. Свободные крестьяне превращались в крепостных, зависимых от сеньоров. Обострялась борьба крестьян с феодалами, вспыхивали восстания. Между феодалами и горожанами росла борьба. Процветали разбой и грабежи: феодалы нападали на проезжающих с караванами купцов, грабили, взымали с них высокие пошлины, делая невозможным нормальное развитие торговли.

Еще за столетие до появления «Слова о полку Игореве» начался политический распад феодальных государств на множество владений. Между государствами шли непрерывные войны. Духовенство проповедовало отречение от земных благ, внушало забитому народу, что скоро наступит конец мира. На площадях больших и малых городов Европы пылали костры. На них духовенство сжигало «еретиков». Папы римские призывали королей и рыцарей к крестовым походам на Иерусалим, против мусульман, во имя спасения гроба господня. Султаны и шахи призывали мусульман во имя аллаха уничтожать христиан. Лилась кровь христианская и мусульманская...

А из древней Руси в те времена разносился тревожный голос русского гениального поэта:

По русской земле Редко пахари покрикивают, Но часто ворони грают, Трупы меж собой деля...

Обращаясь к галицкому князю Ярославу Осмомыслу, автор «Слова» призывает:

Стреляй господине Кончака поганого кощея За землю Русскую, За раны Игоря, Храброго Святославича!..

Русский народ-богатырь принял на свои плечи удары бесчисленных орд кочевников. Что было бы с Европой, если бы Русь не задержала продвижение кочевников на Запад? Вероятно, развитие европейской культуры было бы приостановлено на определенный период. Западная культура не подвергалась уничтожению. На Руси же погибло множество культурных ценностей и памятников письменности.

В середине XIII века в ставку Батыя французским Людовиком Святым был послан голландский монах Рубруквис с целью склонить татар к принятию христианской веры. Рубруквис, проезжая через донские степи, в своих записях отметил, что на Дону от смешения алан-ясов с русскими образовался особый народ: закаленные в боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое для себя добывающие войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогие постройки и иметь многолюдные города. Для защиты от холода и непогоды они строили землянки и кухни из плетней и камыша. Зато они не отказывали своим женам и дочерям в богатых по-царски нарядах. Жены их украшали головы подобно француженкам и опушивали низ своего платья белками, выдрами, горностаями. Мужчины одевались проще: летом и зимой они носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны. Этот особый народ известен по летописям, как бродники (Название произошло от слова «бродить», которое означало «быть свободным, независимым» ).

Другой посол, Иоанн Плано Карпини, был послан папой Иннокентием IV к Батыю в 1246 году. Побывав в Золотой орде, он рассказывал в своих записках о многочисленных народах, обитавших на Дону, о многолюдном городе Орнасе, население которого состояло из алан-христиан, хозар, русов и сарацин-мусульман, имевших в этом городе магазины, склады товаров. В Орнасе имелась хорошая гавань для стоянки кораблей. Татары решили взять Орнас приступом. Но эта попытка оказалась безуспешной: город был обнесен крепкими стенами, а жители оказывали отчаянное сопротивление. Тогда татары с помощью итальянских инженеров запрудили реку, которая протекала через город, и потопили всех жителей Орнаса.

Где же находился этот город? По всей вероятности, древний Орнас находился на месте города Черкасска, ныне станицы Старочеркасской, через который в то время протекал приток реки Дона - Протока. Спустя несколько столетий в XVI веке по берегам Дона возникли вольные общины донских казаков, продолжавшие традиции бродников.

Донским просторам суждено было стать ареной и другой великой битвы, сыгравшей исключительно важную роль в истории нашей Родины. Весной 1236 года татаро-монгольские орды под предводительством Батыя - внука Чингис-хана - вторглись в пределы русской земли. На своем пути захватчики грабили, жгли города и села, уводили в неволю множество пленных.

В суровую зиму 1237 года после пятидневной обороны под ударами татарских полчищ пала Рязань. Татары жестоко расправились с ее мужественными защитниками. Они сожгли город, а всех жителей истребили. Только дым, земля и пепел, как повествует летопись, остались на месте древней Рязани. Вслед за ней были разгромлены одно за другим почти все русские княжества, которые из-за разрозненности не смогли противостоять несметным ордам врага. На Руси установилось татаро-монгольское иго. Бесчисленные поборы, подати и повинности, издевательства и притеснения стали обычным, повседневным явлением в период господства татар на Руси.

Но свободолюбивый русский народ не мог смириться с положением бесправного раба. Русские люди не раз восставали против ненавистных татарских правителей. Однако первые попытки сбросить татарское иго не имели успеха. Еще очень сильна была Золотая орда - татарское государство, занимавшее земли, завоеванные Батыем, - и слишком слабы разрозненные, неорганизованные выступления русских. Прошло немало десятилетий прежде чем Русь, постепенно объединяя раздробленные земли, смогла накопить силы для борьбы с татарами.

Только когда во главе Московского княжества стал князь Дмитрий Иванович (1359 год), этих сил было уже достаточно, чтобы нанести решительный удар татаро-монгольскому игу.

В борьбе за освобождение (русского народа из-под гнета татарских поработителей Дмитрий Иванович сыграл выдающуюся роль. Этот смелый, свободолюбивый, глубоко преданный интересам своей Родины политический деятель хорошо понимал, что свергнуть вековое господство татар можно лишь совместными действиями всех русских княжеств. Поэтому он обратился ко всем князьям, ко всем русским людям с призывом собирать войско и ополчения и идти всем вместе на врага.

На этот клич горячо отозвался русский народ. Под знамена московского князя со всех концов русской земли шли княжеские отряды и народные ополчения («полки») - муромское, владимирское, костромское, ростовское, ярославское и другие, которые составили главную массу русского войска.

Собрав стотысячную рать, Дмитрий Иванович двинулся в поход против золотоордынского хана Мамая. 27 августа он перешел через Оку и направился по Рязанской земле к Дону. 5 сентября 1380 года передовые отряды конницы русского войска подошли к устью реки Непрядвы, впадающей в Дон. В этот день Дмитрий Иванович получил сообщение от своих дозорных, что Мамай стоит уже на Дону.

Несметные полчища татар, словно туча, готовы были обрушиться на русские отряды. Жестокая предстояла битва с врагом. Но не дрогнул Дмитрий Иванович перед лицом смертельной опасности. Не колеблясь, решил он вступить в битву с татарами, хотя и нашлись в его стане трусы и маловеры, советовавшие князю не переходить Дон и не начинать сражения.

Обращаясь к русскому войску, Дмитрий Иванович сказал:

«Друзья и братья! Ведайте, что привел я вас не затем, чтобы реку Дон стеречь. Привел я рать, чтобы землю Русскую от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить. Смерть честная лучше, чем худая жизнь. Краше бы­ло б не идти против поганых, чем прийти и стоять, ожидая, когда враг сам нападет на нас. Не буду ждать врага, пойду навстречу ему. Ныне же - за Дон! Либо там победим и все от гибели сохраним, либо сложим головы свои. Один у нас путь остался! Вперед, за Дон!»

К вечеру 7 сентября русские полки перешли Дон и расположились на небольшом холмистом поле, сплошь изрезанном оврагами и речками с крутыми обрывистыми берегами. Посредине его тянулось болото, в котором обитало множество куликов. Это и было знаменитое Куликово поле, на котором Дмитрий Иванович решил дать бой Мамаю.

Выбор был не случайным. Обладая недюжинными способностями военачальника, Дмитрий Иванович правильно рассчитал, что татары не смогут применить свою обычную тактику обхода с флангов, так как этому мешали реки и овраги. В подобной обстановке они могли вести наступление против русских войск только с фронта, «в лоб», а это давало последним большое преимущество в предстоящей битве.

День сражения - 8 сентября - выдался необычным. С раннего утра Куликово поле окутал густой, непроглядный туман. Все скрылось в нем: холмы, речки, овраги, леса.

Впереди был поставлен «передовой полк», который почти весь состоял из пехоты. За ним расположился «большой полк» под командой самого Дмитрия Ивановича. На его флангах заняли позиции «полк левой руки» и «полк правой руки». В тылу, в лесных зарослях, укрылся «западной (засадный) полк» под командованием опытного воеводы боярина Боброка-Волынца и князя Серпуховского.

Как только брызнули первые лучи запоздалого осеннего солнца, многотысячная Мамаева орда, словно саранча, дви­нулась навстречу русским. Впереди в несколько рядов шла пехота в темных одеждах, в шлемах и панцирях, с копьями разной длины, по бокам двигались бесчисленные отряды конницы, вооруженные кривыми саблями, луками и стрелами. Гулом дрожала земля под ногами несметной татарской рати. Тучи пыли, поднятые конницей, сплошной завесой заволокли горизонт.

Наконец, войска сошлись. Перед началом битвы, рассказывается в старинном предании, состоялся поединок двух богатырей - татарского Тимур-Мурзы (Телебея) и русского Пересвета. Это была короткая и жестокая схватка, в которой погибли оба противника. Их столкновение послужило сигналом к началу сражения. Грянула знаменитая Куликовская битва. «То не ястребы и соколы, и не кречеты белые, перелетев быстро за Дон, ударили на многие стада гусиные и на лебединые, - повествует о начале битвы памятник древнерусской литературы «Задонщина». - То наехали князья русские и богатыри на великие силы татарские и ударили копьями харалужными о доспехи татарские. Загремели мечи булатные о шеломы ханские на поле Куликове, на речке Непрядве» (). Лавиной обрушились татары на «передовой полк». Мужественно сражались русские воины, но слишком велика была вражья сила. «Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала лучи солнца, молниями сверкали мечи, а люди падали, как трава перед косой. Кровь лилась, как вода, и текла ручьями» («Воинские повести древней Руси». М.-Л., 1949 ), - говорит летопись. Вскоре почти весь полк был изрублен татарами. Опьяненные первым успехом, они усилили натиск и врезались в середину большого полка. Началась страшная сеча. Лязг оружия смешался с воплями и стонами раненых, ржанием лошадей и криками сражающихся. На поле брани была такая теснота, что воины бились грудь с грудью. Многие из них погибали под копытами лошадей или задыхались.

Этот драматический момент ярко запечатлел известный поэт-декабрист Рылеев в своей думе «Дмитрий Донской». Сражение представляло собой поистине потрясающее зрелище:

Кровь хлынула - и тучи пыли, Поднявшись вихрем к небесам, Светило дня от глаз сокрыли, И мрак простерся по полям, Повсюду хлещет кровь ручьями. Зеленый побагровел дол. Там русский поражен врагами, Здесь пал растоптанный монгол, Тут слышен копий треск и звуки, Там сокрушился меч о меч, Летят отсеченные руки, И головы катятся с плеч.

Много русских пало смертью храбрых, их ряды сильно поредели, но не дрогнули, не отступили воины. Тогда Мамай бросил свежие силы конницы, которая устремилась слева в обход на русские войска.

С новой силой «звенят доспехи злаченные, стучат щиты червленные, гремят мечи булатные, блистают сабли острые около голов молодецких. Льется кровь богатырская по седлам кованным и катятся шлемы позлащенные коням под ноги» («Воинские повести древней Руси» ).

Наконец, татарам удалось разбить «полк левой руки» и оттеснить его к Непрядве казалось, победа была обеспечена. Но неожиданно из засады вылетел «западной полк» Боброка-Волынца. Его воины жаждали мщения за погибших братьев и с неудержимой силой устремились на растерявшихся татар.

Внезапное появление русских конников воодушевило остальных воинов, и они перешли в наступление. Не выдержав этого удара, татары в замешательстве начали отступать. Вскоре их отступление превратилось в беспорядочное бегство. Русские погнали врага далеко за пределы Куликова поля. Сам Мамай панически бежал из своей палатки на Красном холме, с которого он наблюдал за ходом сражения.

Куликовская битва окончилась полным разгромом Мамая. Она принесла славу русскому оружию и явилась примером непоколебимого мужества, стойкости и отваги русского воина. За победу, одержанную на поле Куликовом, на славном тихом Дону, великий князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. И хотя только спустя столетие Русь освободилась от татарского господства, Куликовская битва подорвала татарскую мощь. Русский народ гордится своими доблестными предками. Героические подвиги русских храбрецов дошли до нашего времени в былинах, преданиях, исторических песнях и сказках, в которых созданы яркие образы защитников русской земли.

На протяжении трех веков (с 9 по 11) берега Европы опустошали вселявшие ужас скандинавские воины-мореплаватели - викинги. В Европе их называли норманнами (люди севера), в Англии - данами (отсюда название страны «Дания»), на Руси - варягами. Слово «викинг» толкуется как «витязь», «воин», «тот, кто в походе».

Викинги нападали на попадавшиеся им на пути корабли, на прибрежные селения, грабили монастыри, деревни и целые города, захватывали земли для поселения, как на Британских островах и на севере Франции, или занимали пустующие земли - например, острова Исландию, Гренландию. Некоторые отряды викингов служили наемниками или были членами дружин русских князей и гвардии византийских императоров.

В 10 веке руководство набегами взяли в свои руки конунги (короли, вожди) скандинавских стран, и отряды викингов теперь входили в состав войска конунга. В начале 11 века датский конунг Кнут Могучий создал державу, включавшую Данию, Норвегию и Англию и распавшуюся после его смерти.

Викингами обычно становились младшие сыновья в семье. Походы мог организовывать глава семьи, часто в походы отправлялись «морские конунги», не имевшие земли на родине и всю жизнь проводившие в походах в море. Участники викингской дружины представляли особое «товарищество» для торговли и военных походов.

Главным средством передвижения викингов был корабль. Парусное быстроходное и вместительное судно позволяло совершать плавания в открытом море, подниматься вверх по рекам, быстро исчезать с места нападения. Викинга нередко даже хоронили в корабле. После корабля важным видом транспорта были лошади. Для передвижения скандинавы использовали также повозки летом и сани зимой, лыжи и коньки. Викинг был вооружен копьем, мечом или боевым топором, луком со стрелами, защищен круглым щитом, кольчугой или чешуйчатым доспехом.

Викинги очень долгое время были язычниками, что особенно ужасало европейцев-христиан. Они чтили верховного бога Одина, бога грома Тора, которым даже приносили человеческие жертвы. Герои, павшие в походе, по представлениям викингов, после смерти оказывались в небесном дворце Вальхалле (Валгалла), где они и по сей день пируют с богами. Подвиги воинов воспевали особые поэты - скальды. Главной задачей скальда было описать битву и сравнить вождя с великими воинами, поставить его в один ряд с героями, обессмертить его имя, ибо слава была главной ценностью для скандинавов.

Процветало у викингов и искусство. Оружие, поминальные камни, украшения, столбы в доме, скамьи, сани украшались витиеватым орнаментом, изображениями сплетающихся фантастических зверей, сценками борьбы человека с ними.

Уже к 12 веку походы викингов прекратились. Они окончательно осели на землях Скандинавии и основали свои королевства - Данию, Норвегию и Швецию. Их короли построили столичные города, они стали возводить крепости, издавать законы и стремились упорядочить и сделать мирной жизнь своих подданных, подобно другим странам Европы. Часть викингов осела в Нормандии, где они стали говорить по-французски. Норманны из Нормандии завоевали Англию в 1066 году.