Внезапное нарушение речи у пожилых людей. Структурно-семантическое оформление речи. Виды нарушений речи

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода , внутриутробные инфекции , родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом , разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы , нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи .

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж , логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем , физиотерапией, лечебной физкультурой , при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина ». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Сложности речи - расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания - это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление - системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия - ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие с одной деятельности на другую.

Правила формирования речи

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

В сильных стрессовых ситуациях человек может потерять голос, т.е. онеметь. Физически он остается полностью здоровым, но не может произнести ни слова. Это состояние называется психогенным мутизмом. Чаще всего мутизм встречается у детей, но взрослые с неустойчивой психикой тоже ему подвержены. К счастью, такая потеря речи временна и излечима.

При сильном стрессе возможна временная потеря речи

Причины возникновения мутизма

Причинами психогенной немоты становятся:

  • смерть близких;
  • физическое или психическое насилие;
  • сильный испуг;
  • внезапная смена условий жизни.

У восприимчивых и легковозбудимых людей нарушения речи будут сложнее, а период восстановления дольше. Причина испуга индивидуальна для каждого человека. В отличие от мутизма, развившегося на основе физических нарушений, при психогенном мутизме больной сохраняет способность жестикулировать. Иногда он отказывается говорить только с посторонними людьми, но с близкими продолжает общаться. Иногда больной не разговаривает ни с кем, кроме его лечащего врача. Если человек перестал говорить, нельзя давить на него, заставлять общаться, с теми, кого он сам избегает. На полное восстановление ему требуется время.

Симптомы

Нарушения речи проявляются сразу же после стресса. Больной может находиться в шоке, не понимать что с ним происходит. При попытке заговорить он обнаруживает, что у него пропал голос. Иногда больной отказывается от самого общения, замыкается в себе.

Возможна потеря не только вербальной способности общаться, но и выражать свои мысли письменно человек не в состоянии. На почве нервного потрясения у больного возможно помутнение сознания, тремор конечностей и другие нарушения.

Если голос не восстанавливается в течение нескольких часов после случившегося, это еще не является патологией. Следующие 2–3 дня будут решающими. Если человек не заговорит за это время, его немоту уже определяют как мутизм. Молчание, длящееся 2 недели и более, можно считать хроническим мутизмом.

Немота в течение 2-3 дней после травмирующего события считаются нормой

Лечение

После сильного стресса потребуется много времени на восстановление. Лечить потерю речи придется комплексно, используя медикаменты и психотерапию. Только врач способен подобрать лекарства, которые снизят нагрузку на нервную систему и помогут человеку справиться с ситуацией. Действия одних только таблеток недостаточно. Из-за длительного молчания речевой аппарат, как мотор долго стоявшей в гараже машины, нуждается в «разогреве». Для восстановления голоса полезно делать специальную гимнастику. Подобрать комплекс упражнений можно вместе с логопедом.

Восстановиться после утраты речи помогает арт-терапия. Нужно рисовать свои страхи, эмоции, впечатления, чтобы дать им выход. Скрытые переживания часто становятся причиной осложнений при мутизме.

После стрессовых ситуаций важно обеспечить стабильную обстановку в семье. Человек нуждается в дополнительном внимании со стороны близких. С ним нужно постоянно общаться, несмотря на то, что он не может ответить. Если его стиль общения до болезни не предполагал близких контактов, то настаивать на них нельзя. Покой и умиротворение способствует быстрому возвращению голоса.

Истерический невроз

Иногда причиной потери способности говорить становятся не сами стрессовые факторы, а развившийся на их фоне истерический невроз. Его появление провоцируют регулярные психические нагрузки. Больной неврозом во время приступа немоты остается в сознании. Важно, чтобы он мог побыть в спокойной обстановке, пока его психическое состояние не придет в норму. Нельзя обливать больного водой или давать пощечину. Такие методы не успокаивают: они могут спровоцировать новый приступ и появление осложнений. После восстановления голоса, чтобы избежать повторения приступа, желательно избегать ситуаций, приводящих к нервному перенапряжению.

Больному истерическим неврозом можно помочь снизить проявления нарушений речи. Если удастся распознать приступ заранее, его почти всегда удается купировать.

Основные симптомы:

  • учащенное сердцебиение;
  • побледнение кожи;
  • чувство холода в руках и ногах;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружение.

Важно понимать, что люди с истерией не контролируют свою болезнь, и помочь им - задача окружающих.

Если больной чувствует спазм, речевой аппарат не слушается его, нужно сделать дыхательную гимнастику: чередовать глубокие вдохи и медленные выдохи с короткими и быстрыми.

Полезно сделать легкий массаж: погладить руки, начиная с плеч, тыльную сторону шеи. Если больной в состоянии пить, нужно дать ему немного теплой воды. Потеря голоса, даже на время, для любого человека станет серьезным испытанием. Если пропала способность не только говорить, но и общаться с помощью письма и жестов, больной оказывается в изоляции. Его необходимо поддержать, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности. Полезно гулять с ним, вместе смотреть кино, читать ему вслух, окружить его вниманием и заботой.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!