Активное обучение на уроках мхк. О методических особенностях преподавания мхк в школе VI. Творческая работа

Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) — пред-мет сравнительно новый в российской системе образо-вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но-вых программ, учебников и пособий по МХК, повы-шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб-лем его преподавания в средствах массовой информа-ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото-рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче-ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде-ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо-бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, бусловлен ную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведе-ния искусства. Приобщение школьников к миру ис-кусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов разви-тия искусства, к постижению целостной ху-дожественной картины мира и собственному творче-ству (10—11 классы).

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан-ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре-ния и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художест-венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по-нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художествен-ной культуре на протяжении ее исторического разви-тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, много-образии и национальной самобытности культур раз-личных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечествен-ной (русской и национальной) художественной куль-туры как уникального и самобытного явления, имею-щего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, пости-жение общих закономерностей создания художест-венного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особен-ностей их художественного языка, создание целост-ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устой- чивую потребность общения с произведениями искус-

ства на протяжении всей жизни, находить в них нрав-ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному твор-честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе-ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  1. основные виды и жанры искусства;
  2. изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  3. шедевры мировой художественной культуры;
  4. особенности языка различных видов искусства.
  1. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  2. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  3. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выбора путей своего культурного развития;
  2. организации личного и коллективного досуга;
  3. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  4. самостоятельного художественного творчества.

Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь-ских, индивидуальных, групповых и консультатив-ных видах учебной деятельности. Эта работа осу-ществляется на основе конкретно-чувственного восп-риятия произведения искусства, развития способнос-тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни-тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор-ческих проектов, написание рефератов, участие в на-учно-практических конференциях, диспутах, дискус-сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан-ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати-ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу-

ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но-вом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравствен-но-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера-туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто-рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ-ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про-цесс исключительно избирательный. Он предусмат-ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите-ля вносить изменения в распределение часов на изу-чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образова-тельной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количест-ва часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про-тяжении всего учебного времени направлять и разви-вать творческие способности ученика в соответствии с

общим и художественным уровнем его развития, лич-ными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской систе-мы образования учителю предоставляется возмож-ность более широкого использования националь-но-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывает-ся специфика развития региональных культур, опре-деленная особенностями национального состава насе-ления, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, напри-мер, отбирая материал для изучения о народных про-мыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к луч-шим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное сво-еобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продикто-вана спецификой искусства, обладающего универ-сальным языком общения между народами. Она по-зволяет в общем и мировом увидеть частное и индиви-дуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаим-ное уважение к культурам других народов.

Распределение часов программы учитывает особенности учебного плана в 10-11 классах школы. В связи с государственной итоговой аттестацией учебный год в 11 классе длится 34 учебные недели, поэтому в 10 классе учебный год продлен до 35учебных недель.

Тематическое планирование

Темы, разделы

Кол-во часов

Из них конт. р

Из них микротемы РК

10 класс, 1-й год обучения

Художественная культура древнейших цивилизаций

Художественная культура Античности

Художественная культура средневековья

Средневековая культура Востока

Художественная культура Возрождения

Художественная культура XVII - XVIII вв.

11 класс, 2-й год обучения

Художественная культура XVII - XVIIIвв.

Художественная культура XIX в.

Художественная культура XXв.

Форма контроля:

Критерии оценки работ учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Исходя из поставленных целей, учитывается.

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
  • верно составляет композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

Учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.

Задачи:

  • выполнение самостоятельной работы гимназистами в группах (анализ произведений искусств);
  • знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
  • выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
  • демонстрация субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
  • компьютеры с выходом в Интернет;
  • тетради, цветные карандаши.

Развернутое схематическое планирование урока:

ХОД УРОКА

I. Приветствие

Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1 , слайд 1)

II. Учитель:

– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).

– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются средства выразительности и идея, которые вкладывается в этот образ, что будет значимым в нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности импрессионизма или постимпрессионизма используются в представленных произведениях? (По средствам выразительности эти произведения будут близки к постимпрессионизму, благодаря линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа

Объединения художников «Мир искусства» «Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и Ренессансу, на доренессансное искусство, на русское и западное Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным» образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды 12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи. Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя ощущение пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды 20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы и особенно к водной стихии. Он стремится восстановить связь человека с природой, что проявляется в широком проникновении «растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания, всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее, видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).

Задание: Из предложенных слов выберите только те, которые будут характерны для стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность, реалистичность, символ, парадность, декоративность, гармония, фривольность, примитивность, недосказанность, повествовательность, национальность, ориентализм, каноничность., самовыражение.

Задание: Предположите и опишите следующее:

  • Сильные стороны стиля (красота, синтез искусств, самовыражение и пр.)
  • Слабые стороны стиля (непонятность символов, уход от действительности)
  • Возможности стиля («Красота спасет мир», широкое применение в дизайне)
  • Риски (дороговизна проекта, из-за свободы самовыражения уход в беспредел – модернизм))

VI. Творческая работа

Изображение цветка в стиле Модерн. Перед творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1 , где гимназисты из предложенных эмблем разных искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный, простой по форме цветочек. Гимназистам предлагается этот цветок изобразить в духе модерна, усложнив его форму, добавив орнаментальный узор.

Пример выполненной творческой работы

V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.

  • «Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности…»
  • «Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого» (М.Монтен ь)
  • «Живопись – нечто сходное между мыслью и вещью» (С.Колридж )
  • «Личное присутствие вредит славе» (Ф.Петрарка )
  • «Многое, что называет себя современным искусством, – лепет о том, что уже четко сказано старым искусством»
  • «Дом должен подходить его владельцу, как безупречно скроенное платье» архитектор (В.Орта )
  • «Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда» (Ф.Раневская )

Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для уча­щихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовно­сти к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.

Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отме­тим некоторые методические особенности преподавания это­го предмета.

    Мировая художественная культура - самый объемный пред­мет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литерату­ры, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложня­ет работу и педагога, и учащихся.

    На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочув­ствования искусства, особенно на первом этапе обучения, ког­да ученики еще только «входят» в этот предмет.

    Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохра­нить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором бу­дут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».

    Задача преподавателя - научить школьника быть объек­тивным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анали­за произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее тради­ции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произве­дения; соответствие выразительных средств замыслу и содержа­нию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения време­ни, понимания мира и места человека в этом мире.

    Личное эмоциональное восприятие произведения, свое от­ношение к нему (по желанию).

    Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нуж­но), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, про­читанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.

Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:

« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:

    У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефек­тов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.

Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.

Но кого интересует эта:

    Безрукая статуя?

Эта женщина:

:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом уме­ренным, подбородком обыкновенным?

Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.

И в этом был секрет его обаяния на публику.

Он писал с улыбкой».

    Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполни­тельского мастерства педагога зависит и успех занятия, ска­жем несколько слов о речи педагога.

Речь может быть сдержанной, интонационно маловырази­тельной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внима­ние. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.

Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в боль­шом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ус­корением и замедлением темпа. Такая речь близка к артисти­ческой, ораторской, увлекающей темпераментом и страстнос­тью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как пра­вило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоя­щего серьезного содержания.

Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообраз­ной и вялой и не претендует на артистическую яркость.

Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных рус­ских адвокатов» (М., 1958).

К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные ти­рады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь от­личалась скупостью красок и художественных образов. Он ста­рался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точны­ми характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают совре­менники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».

Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, кото­рыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».

    Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищал­ся его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовал­ся его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, нео­тразимая логика которых соперничала с глубокой их психоло­гией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I

    А. Андреевский. «Основной особенностью его как судеб­ного оратора является широкое внесение литературно-художе­ственных приемов в защитительной речи. Рассматривая адво­катскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напы­щен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминаю­щихся образов...»

П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая ло­гика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сде­лать ее доступной и понятной».

Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она долж­на сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не пе­реходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,

могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в рабо­те. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.

    Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов бу­дет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедитель­ность, ясность изложения.

«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звуч­ность» (Цицерон).

    Урок желательно наполнить радостью от общения с кра­сотой, с великим наследием мировой культуры, радостью по­знания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания откры­тий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.

    Необходимо учитывать готовность или неготовность уча­щихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскры­тия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.

    Уроки не должны быть однотипными по строению и не­пременно иметь кульминацию. Она может быть в начале уро­ка, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драмати­ческая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от со­держания произведения, которое педагог «приберег» для куль­минации урока. Но кульминация может быть не только «гром­кой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.

Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.

    Урок должен строиться на принципе контраста, что так­же будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литера­туре, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе раз­ных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.

    Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэто­му ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответ­ствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном зву­чит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько про­изведений достаточно широко разбираются как наиболее харак­терные, раскрывающее суть темы.

    На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы вы­явить единство в художественном отражении мира.

    Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.

    Для развития самостоятельного мышления педагог сна­чала сообщает краткую информацию о произведении: кем со­здано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принад­лежность к направлению искусства (народному, религиозно­му, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литера­турного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведе­нии времени, страны, эпохи, мировоззрения.

    Схемы примерного расположения материала на уроке.

    характеристика эпохи - показ произведений - выводы.

Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.

После характеристики культуры страны или стиля рассматрива­ются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, дела­ются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;

    показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяс­нение нового материала: от частного к общему. Происходит зна­комство с тремя произведениями или более разных видов ис­кусства. В конце урока делается вывод;

    тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обоб­щение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведе­ниях;

    обсуждение двух-четырех произведений - выводы.

Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,

или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам про­изведения. Сначала дается информация, необходимая для даль­нейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается само­стоятельное осмысление. В заключение педагог приводит кон­кретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.

    При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отме­тить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готичес­кий или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древне­римского, византийского, древнерусского искусства и т. д.

    Имея такой обширный материал необходимо использо­вать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. На­пример, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; ро­манский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Гре­ции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.

    Контролировать знания учащихся необходимо в разно­образных формах: устный, письменный опросы, диалог, дис­пут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.

    МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информа­цией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащих­ся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.

    Педагог сам выбирает те произведения из большого спис­ка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.

Итак, каждый раз решается задача, в которой известна ин­формация и нужно определить путь, выбрать наиболее подхо­дящую формулу для ее решения. В информационный матери­

ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.

И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно об­ращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см.) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.



Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

Урок 1. Введение в предмет МХК.

Класс: 7 класс

Цель урока: познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».

· формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества;

· воспитание эстетического восприятия прекрасного;

· развивать умение слушать, видеть и интерпретировать произведения искусства.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: Введение в предмет МХК. Понятие культуры и искусства. Предназначение искусства. История взаимодействия художественной культуры и личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей. Вдумайтесь, что это значит! Это значит, что человек видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь 1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности, восхищения, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать.

Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться - не просто смотреть, но и видеть. В одно окно смотрели двое: Один увидел - дождь и грязь, Другой - листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое! ... В одно окно смотрели двое.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МХК Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»

«Прекрасное пробуждает доброе». Д. Кабалевский «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству.» Т. Манн

На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, узнаем, как жило человечество на заре своего существования. РОССИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ ЯПОНИЯ... Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком. И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек - орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык - это культура общества.

Слово «культура» употребляется в различных смыслах: возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.; воспитание, соблюдение правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»); искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые подсчитали, что в 1964 г. определений было - 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.

«Культура" в переводе с латинского (cultura, от основы colere - возделывать) – «уход за землей», "возделывание", "взращивание". Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура - возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». То есть культура меняет человека, возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю. Культура- всё, что создано человеком в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Мировая Национальная Духовная Материальная Наука Искусство Нравственность

В ы в о д: культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития? Как сквозь «магический кристалл» искусства художник изображает «невидимое посредством видимого»? Как рождаются и почему не устаревают вечные творения великих мастеров? "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться" Демокрит Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства - задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Что же необходимо для этого? Прежде всего, чтобы в вашем сердце была струна, которая, по словам К.Г.Паустовского, могла отзываться «даже на слабый призыв прекрасного». Важно не уподобится тем, кто, имея глаза и уши, ничего не видит и не слышит, оказавшись в волшебном мире красок, слов или звуков.

Можно ли научиться этому постижению теперь? Конечно. Для этого необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, надо научиться жить, как говорил художник М.К. Чюрленис, «широко открыв глаза на все, что прекрасно». Именно в этом главная задача предмета МХК. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком для которого создаются великие произведения.

Изменялись названья королевств и империй. Пролетели столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны – время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит быть может, Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки – возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе, Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Беровицкая

Домашнее задание: Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника?