Для чего совершают подвиги. Что такое подвиг? (сочинение-рассуждение). Как вы понимаете значение слова подвиг

Когда мы слышим о героическом поступке, самопожертвовании, то часто задаемся вопросом о том, как бы поступили в данной ситуации сами. И часто для обозначения ситуации, из ряда вон выходящей, и поведении отдельного человека в ее условиях используется слово «подвиг». А что же это такое?

подвиг?

В словаре этим словом обозначают героический поступок, совершить который можно, лишь проявив самоотверженность, смелость, поборов свой страх и переступив через себя. Порой причиной для подвига является любовь - к детям, представителю противоположной стати, к родине, к людям вообще.

В разные эпохи под подвигом подразумевали разные действия. К примеру, античный герой Геракл уничтожал разных чудищ, совершал самые невероятные действия. Но разве сейчас можно назвать подвигом очищение конюшни, кражу пояса у царицы амазонок или в райском саду? Тем более, что совершал он эти поступки только по приказу своего царя. Но, конечно, он подвергался опасности, спасал жизнь людям. Без сверхчеловеческих способностей, огромной силы сделать это он не смог бы. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, можно смело утверждать, что не совсем обычного человека.

Герои бывают разными

Если в героями становились исключительно по праву рождения (как правило, это были люди с божественным происхождением), то в современном обществе им может стать каждый человек. Экстраординарное поведение, вызванное следованием высшей цели, присуще всем. Но только что можно считать такой целью, ради которой не жалко и жизнь отдать? В любой культуре, во все века таковой считалось спасение человеческой жизни. Особенно если опасность нависла над более слабым - ребенком, калекой, пожилым человеком.

Но также подвиги различаются в зависимости от внешних обстоятельств. Ведь если человек переступает через себя, чтобы спасти большое количество других людей - то это, несомненно, подвиг. Если во время войны боец пытается со своей смертью унести жизни как можно большего числа врагов, то это также подвиг, но иного характера.

Подвиг народа: какой он?

Если с подвигом отдельного человека все понятно, то что стоит понимать под героизмом целого народа? Если в нескольких словах, то это массовое явление в экстраординарной ситуации, чаще всего во время военных действий. К примеру, взять Великую Отечественную войну, когда представители разных народов думали не только о себе и своих родных, но и о мирных жителях, которые защищали тылы. Несомненно, в годы сражения за свою свободу, независимость нации, герои были не только на поле боя. Простой народ (женщины, старики, дети) снабжали армию продовольствием, лечили и укрывали раненых, прятали гонимых от вражеской армии, брали на себя бытовые заботы, поддерживали морально бойцов. И благодаря этому они сумели одержать великую победу в нелегкой войне. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, трудно дать ответ однозначный. Случаи бывают разные.

Подвиги современности

Что можно сегодня считать героизмом, когда на Земле в большей степени царит мир, а кровопролитные войны, к счастью, остались в истории? Даже в наше время имеют место великие подвиги. Сотрудники МЧС каждый день, выполняя свои профессиональные обязанности, спасают человеческие жизни. Сколько историй можно услышать о том, как сосед, друг или просто прохожий вынес из пылающего дома ребенка на руках? А разве не герой водитель КамАЗа, который сознательно свернул с моста, чтобы избежать столкновения со школьным автобусом?

Так что такое подвиг, Однозначно можно ответить, что им не рождаются, а становятся. Но психология героизма на сегодня окончательно не изучена. Ведь никто не сможет воссоздать в лабораторных условиях ситуацию, когда имеет место реальная угроза жизни человека. Но все же, героизм бывает физическим (когда риску подвержены жизнь или здоровье человека), моральным (когда человек идет вразрез с общепринятыми нормами и правилами) и витальным (когда человек преодолевает собственные фобии, недостатки, зависимости).

Не редкость. Ребенок должен понимать, каким образом нужно выполнять такую работу, чтобы получить хорошую отметку. Сочинение «Что такое подви?г» с легкостью дастся детям разных возрастов. Ведь каждый знает, что собой представляют героические поступки.

Как правильно писать сочинение?

Вне зависимости от того, насколько развиты творческие способности, следует придерживаться единых правил, слагая сочинение на тему «Подвиг». Признаки сочинения-рассуждения:

  • Оно должно иметь четкую структуру.
  • Также в сочинении следует расставить акценты на главном.
  • Лучше всего писать сочинение на тему «Подвиг», исходя из реальных событий. Но если ничего путного в голову не приходит, можно описать сюжет фильма или же пофантазировать.
  • А самое главное, чтобы описание героического поступка было написано своими словами, а не под диктовку. В любом случае учитель знает, на что горазд каждый из учеников.

Все эти параметры следует учитывать, когда ребенку задали написать сочинение.

План для сочинения «Что такое подвиг?»

Чтобы мальчику или девочке было проще написать сочинение, следует совместно составить план будущего произведения. Некоторые расписывают план в деталях, другие же пользуются стандартным вариантом, таким как:

  1. Вступительная часть. Здесь следует кратко описать, что означает понятие «Подвиг». Также можно изложить собственные мысли о том, кого можно считать настоящим героем и какие поступки следует расценивать, как подвиг.
  2. Основная часть должна донести до читателя какой-то конкретный поступок, который ученик считает подвигом. В этом отрезке сочинения можно в деталях описать событие и действия того, кто достоин звания героя, это - основа сочинения-рассуждения "Что такое подвиг".
  3. Завершение. В последней главе сочинения надо подвести итоги, внести ясность и провести черту под вышеуказанным. Следует рассказать, почему так важно совершать подвиги. Какие люди чаще всего становятся героями и по каким причинам.

Такой план поможет ученику любого класса написать сочинение на тему «Подвиг» и заслужить похвалу от преподавателя. Главное - четко и последовательно изложить собственные мысли.

Короткое сочинение на тему «Подвиг» для учеников 1-3 классов

Детям, которые учатся в первом, втором или третьем классах, сложно написать длинное и развернутое произведение. Поэтому мини-сочинение «Что такое подвиг?» - это лучшее решение для самых маленьких школьников. За пример можно взять такую идею:

"Совершать подвиги не очень просто. Нужно быть настоящим человеком, чтобы помогать другим. Не обязательно творить что-то необычное, иногда достаточно просто подать руку нуждающемуся, чтобы стать героем.

Я знаю много ситуаций, в которых люди поступили мужественно. Но особенно мне запомнился момент, который связан с моим папой. У нас на даче у кошки появились котята. Один котенок залез на дерево, а когда пришло время спускаться, ему стало страшно и он начал жалобно мяукать. Мой папа, как настоящий герой, решил спасти зверюшку. Он пошел в погреб и вынес оттуда лестницу. Но высоты ступенек не хватило, чтобы дотянуться до малыша. Тогда папа, переборов собственный страх, вылез на дерево и достал несчастное животное.

Я считаю, что папа в этой ситуации поступил как настоящий герой и совершил подвиг. Поэтому, когда я вырасту, очень хочу стать похожим на папу, стать таким же решительным и смелым. Думаю, что очень важно совершать подвиги - они делают из обычного человека настоящего героя."

Сочинение-рассуждение «Что такое подвиг?» подобного содержания подойдет для учеников младших классов. Такое изложение мыслей будет оценено педагогом наивысшим баллом.

Краткое рассуждение «Что такое подвиг?» для учеников 4-10 классов

Старшие школьники, которые учатся в средней школе, также порой предпочитают коротко рассказать о главном. Даже в сочинении «Что такое подвиг?» на несколько строчек вполне можно в полной мере изложить главную мысль. Старшеклассники и ученики средней школы могут написать следующее сочинение:

"Можно долго рассказывать о том, кто такой герой и что такое подвиги. Я буду краток и скажу, что считаю героями тех, кто ставит чужие интересы выше своих.

В моей жизни была ситуация, когда я с мамой шла домой пешком. По пути мы увидели, как на дорогу вышла пожилая женщина, пренебрегая правилами дорожного движения. Как потом оказалось, эта женщина плохо видела и слышала, и стоящий напротив стенд с рекламой приняла за светофор. Мама стала кричать, чтобы она остановилась, потом догнала пожилую женщину и перевела ее через дорогу в положенном месте. Благодаря маме женщина успешно перешла дорогу и подарила нам амулет, который теперь стал воспоминанием о мамином героизме.

Многие могли бы пройти мимо, увидев такую ситуацию. Но те, кто достоин звания людей с большой буквы «Л», никогда не упустят момент помочь тем, кто в этом нуждается."

Такое сочинение вполне подойдет для детей средней и старшей школы. Самое главное, что в рассуждении присутствуют эмоции и реальные события. А такие сочинения нравятся педагогам.

Развернутое сочинение на тему «Что такое подвиг?» для 1-3 классов

Если ребенок имеет творческие способности и в силах рассказать длинную историю, то можно предложить чаду написать развернутое сочинение на тему «Подвиги». Например, рассказ может быть таким:

"Подвиги бывают разные. Некоторые считают подвигом помощь нуждающимся, а другие считают, что подвиг - это риск собственной жизнью ради кого-то. В моем же понимании героем можно назвать человека, который сам счастлив и всеми силами ищет возможность сделать счастливым еще кого-то.

В моей жизни была такая ситуация. Моя тетя Ира и ее дочка Альбина очень хотели завести себе собаку, чтобы она охраняла их дачу. Долгие раздумья о том, какой породы четвероногого друга завести, не дали никакого результата. В этот же момент тетя Ира случайно увидела объявление о том, что в питомнике страдают без хозяев несчастные животные. Моя тетя, не раздумывая, отправилась в питомник за пушистым другом. Эти верные глаза, которые так и просили о приюте, она заметила сразу же. Дружка (так тетя Ира назвала собаку), невзирая на то, что это была овчарка, смешанная с дворнягой, моя родственница полюбила всей душой. Дружок очень благодарен за то, что он попал в любящие и заботливые руки. Это заметно по его поведению и верности.

Казалось бы, ничего особенного сестра моей мамы не сделала. А если подумать, то она совершила настоящий подвиг. Практически бездомная собака обрела хороших хозяев, и теперь Дружок чувствует себя нужным и значимым. Следует чаще делать добро, ничего не ожидая взамен."

Такое сочинение, написанное учеником младших классов, будет по достоинству оценено педагогом.

Развернутое сочинение про подвиг для учеников 4-10 классов

В средней и старшей школе также можно написать как краткое сочинение, так и развернутое. Детальное изложение мыслей на тему «Что такое подвиг?» может быть следующим:

"Подвиги - это очень важный момент в жизни каждого человека. Конечно, можно говорить о всемирно известных подвигах, например, Геракла, но это не обязательно. Ведь даже самый маленький поступок, совершенный человеком, может быть достоин похвалы и признания.

Я хочу рассказать про одну ситуацию, в которой мой друг повел себя, как настоящий герой. В один из светлых, но прохладных выходных, когда зима уже ушла, но ее следы все еще не покинули улиц, мы вышли прогуляться возле озера. Вся поверхность водоема была покрыта льдом, на первый взгляд казалось, достаточно толстым. Тут мне что-то взбрело в голову, и я решил проверить, насколько прочный лед. К сожалению, поверхность не выдержала моих сорока килограмм, и я с головой погрузился в ледяной водоем. Мой товарищ Юра тут же снял куртку и бросился меня спасать. К счастью, глубина озера была маленькой, поэтому уже через пару минут мы были на берегу. Промокшие и замерзшие, но убедившиеся в крепкой дружбе, мы побрели домой.

С тех пор я называю Юру героем, ведь он совершил подвиг. Не щадя себя и позабыв о холоде, мой друг бросился спасать меня. И не важно, что там было мелко, и я бы с горем пополам выбралась. Важна сама суть, мой друг не бросил в беде, а также показал, насколько героичным он может быть. Я бы тоже так поступил. Ведь герой - это тот человек, который готов пожертвовать собой ради других."

Такой рассказ в полной мере раскрывает тему о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Не обязательно осознанно искать ситуации, в которых можно проявить себя. Разные моменты встречаются в жизни, и именно они описывают сущность человека. Преподавателю, без сомнений, понравится такое изложение мыслей.

Воспоминания разведчика дважды Героя Советского Союза Виктора Леонова о событиях обороны Заполярья. Размышления о подвиге как таковом.

Отрывок из книги В.Леонова «Уроки мужества»

В годы Великой Отечественной войны я служил в разведывательном отряде Северного флота. Был рядовым разведчиком, старшиной группы, затем возглавил отряд. В нашу задачу входило ведение разведки в тылу противника в интересах флота и фронта, с которым он взаимодействовал. Скрытно высаживаясь на побережье, занятом врагом, с кораблей, чаще всего торпедных катеров и морских охотников, мы пробирались к нужному объекту и дерзко нападали на врага, застигая его врасплох. Добыв «языка», то есть пленного, и ценные штабные документы, отряд по всем правилам ведения разведки отходил на свои корабли. Пленные и документы использовались штабами фронта и флота для планирования операций.

Каждый такой поход был трудным и опасным. Чтобы выполнить поставленную задачу, разведчику требовались высокие морально- боевые качества, незаурядное боевое мастерство, воля, выдержка, дисциплина, умение повиноваться, высокое чувство ответственности за порученное дело, дружбы, товарищества, взаимопомощи. Воинское мастерство, отвага и бесстрашие в сочетании с любовью к Родине делали разведчика неуловимым для врага.
Нередко наш отряд шел в огонь первым, чтобы обеспечить высадку на сушу крупных сил морской пехоты. Мы внезапно нападали на штабы, батареи, важные тыловые объекты врага и уничтожали их в дерзкой схватке.
Конечно, на примерах из времен минувшей войны можно ярче показать психологию человека в очень сложной и опасной ситуации. Однако иногда это приводит к неправильному пониманию сути подвига, и молодые люди начинают думать, что для подвига обязательно нужна схватка на поле брани, где герой, презирая смерть, смело бросается вперед на врага.
Я убежден, что любой подвиг, даже подвиг мирных дней, обязательно связан со смелостью, с мужеством, отвагой. Но можно ли считать каждый смелый поступок подвигом, если он совершен даже в бою?

Однажды группа разведчиков оказалась в очень тяжелом положении. Мы выполнили боевую задачу в тылу врага, но были отрезаны от материка на мысе Могильном значительными силами противника. Против горстки разведчиков враг бросил и пехоту, и артиллерию, и минометы. Вся эта мощь была нацелена на маленький клочок земли, который мы занимали. Нам пришлось вести многочасовой оборонительный бой, и если нам удалось тогда продержаться, то только благодаря мужеству и бое- вой спайке разведчиков.
В самом начале боя опасность с оконечности мыса нам не грозила. Я оставил там разведчика Зиновия Рыжечкина с задачей наблюдать за морем и в случае появления наших кораблей наладить с ними связь и просить о помощи.
Но в разгар боя к мысу подошли не наши корабли, а немецкие, и высадившийся десант пытался атаковать нас со стороны моря.
На перешейке шел бой. Разведчики отбивали одну за другой атаки егерей и оказать помощь Зиновию не могли. С автоматом, трофейной винтовкой и большим запасом гранат Рыжечкин мужественно отражал все попытки врага нанести нам удар в спину. Он продержался около часа. Не сумев сломить сопротивление одного человека, враги открыли минометный огонь, выпустив более 50 мин. Разведчик был весь изранен, однако продолжал сражаться. Мужественный воин держался до тех пор, пока его не сменил другой разведчик - Михаил Курносенко. Лишь тогда, истекая кровью, он стал отползать в укрытие. Страшно было смотреть на раны товарища. Превозмогая боль, он сказал нам:
- Здорово, гады, отделали меня, ну да и я в долгу не остался: побил их порядком, так что и умереть не страшно.
Зиновий Рыжечкин умер у нас на руках. Отважный разведчик сдержал клятву, данную Родине. К исходу дня наше положение стало очень тяжелым. Боезапас подходил к концу. Фашисты, понимая, что ночью мы попытаемся вы- рваться из окружения, предприняли еще одну яростную атаку. Про- тив наших позиций они установили два пулемета и стали поливать настильным огнем маленькую площадку, которую мы занимали, лишая возможности поднять голову.

Наступил критический момент боя. И тут один из разведчиков, Николай Жданов, не выдержал и взорвал себя гранатой. Это были уже признаки паники.
Значит, нужно было немедленно действовать, чтобы вселить в остальных надежду в возможность вырваться.
Словом, нужна была контратака. Но как поднять людей в штыки, когда почти нет боезапаса, а пулеметы врага поливают беспрерывным огнем? Мы нашли единственно верное решение. Пока один пулеметчик бил, а другой заряжал новую ленту, я подозвал к себе разведчика Семена Агафонова и сказал:
- Оба пулемета надо захватить. Не уничтожить, а захватить! Понял?
- Есть захватить! - как-то торжественно выпалил Агафонов, пытаясь тут же рвануться на фашистов. Но я остановил его:
- Подождите. Я постараюсь заставить их замолчать хотя бы на несколько секунд, вот тогда и не зевайте!
В моем автомате осталось примерно полдиска патронов, и, выждав, когда вражеская очередь, пройдя над нами, чуть отклонилась в сторону, я вскочил и выпустил все пули по пулеметчикам. Семен ринулся вперед, я, хромая на раненую ногу, едва поспевал за ним. Когда Агафонов был уже у камня, один пулеметчик полоснул по нему, Агафонов взревел и прыгнул на камень, а потом свалился на пулеметчиков... «Погиб Семен», - с горечью подумал я, но, когда подбежал к камню с пулеметами, увидел, что мой друг катается по земле в объятиях трех здоровенных фашистов, четвертый был убит. Вдвоем мы быстренько «успокоили» их и захватили пулеметы. Используя их как таран, стали пробиваться через перешеек.
За нами потянулись и остальные разведчики. Но почти одновременно с началом наших действий два разведчика, Шерстобитов и Кардэ, вдруг неожиданно для всех открыли огонь по группе врагов, которая особой опасности для нас не представляла, а израсходовав остатки своего боезапаса, поднялись и с пением «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» пошли в атаку. В неравной схватке они погибли, а мы пробились.
Стемнело, и мы считали себя уже в безопасности, как в небольшой долине, которую еще предстояло преодолеть, гитлеровцы вновь окружили нас. Освещая местность ракетами, они открыли 10 прицельный пулеметный огонь с высот, окружавших долину. И мы вновь были прижаты к земле.

И тогда разведчик Юрий Михеев попросил приготовить ему связку гранат - необходимо было уничтожить блиндаж, расположенный на склоне высоты. Мы отдали товарищу всю «карманную артиллерию» - последние три гранаты, связали их, и он пополз к блиндажу. Враги заметили разведчика и сосредоточили на нем сильный пулеметный огонь. Юрий был ранен, но продолжал ползти. До блиндажа оставалось не больше 20 метров, когда он уже не мог двигаться вперед. Тогда, собрав последние силы, Юрий поднялся под пулеметным огнем и бросил связку гранат. Блиндаж был взорван. Когда мы подбежали туда, отважный разведчик лежал, сраженный пулеметной очередью, которая настигла его в момент броска.
Так, благодаря его героическому поступку, остальные сумели вырваться из окружения и скрыться в скалах, а через сутки были сняты с побережья катером-охотником, которым командовал Борис Лях, впоследствии Герой Советского Союза.

Как видите, много смелых поступков в одном бою, но не все их можно признать подвигами. Поступки Михеева и Рыжечкина все разведчики признали как настоящие боевые подвиги, их образы потом всегда являлись для нас примером мужества и отваги, а вот по-своему смелый поступок Шерстобитова и Кардэ никто подвигом не назвал, потому что их действия не способствовали решению основной задачи. Если бы ценой своей жизни они решили исход боя в нашу пользу, пожалуй, к их смелости можно было отнестись по- иному. Но у нас стояла вполне определенная задача - любой ценой доставить в свой штаб захваченные у противника документы, чтобы потом наше командование сумело использовать их в дальнейших боевых операциях.
Вот ради этой задачи и шел неравный бой группы разведчиков на мысе Могильном в течение всего дня, а Шерстобитов и Кардэ не только не способствовали решению главной задачи, но два здоровых, не раненных человека, попусту отдав свои жизни, усложнили нам задачу прорыва из окружения. Этот пример наглядно показывает подлинную суть подвига, но все это происходило в жестокой схватке с врагами, где было и самопожертвование.

Это всего лишь один из множества эпизодов описанных Виктором Леоновым. Его книги никого не оставят равнодушным.

Материалы к сочинению 15.3

Что такое подвиг?

Определение

    Подвиг – это поступок героя, удел самоотверженных людей.

    Подвиг – это самоотверженный поступок, который совершает человек ради других людей.

    Подвиг – это героический поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает то, что другому не под силу.

    Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие, совершённое в трудных условиях, которые порой стоят жизни.

    Подвиг – это самоотверженный героический поступок.

    Подвиг – это важное дело, совершённое в трудных условиях.

    Подвиг – это героический поступок, когда человек, преодолевая себя, совершает почти невозможное.

    Подвиг – это поступки, совершённые на пределе человеческих возможностей.

    Подвиг – это доблестное, важное для многих людей действие, героический поступок, совершённый в трудных условиях.

    Подвиг – это тот поступок, когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя всего без остатка, жертвует всем, даже собственной жизнью.

    Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека (ближнего), родины.

    Подвиг – это героический поступок человека.

    Подвиг - это не только внешнее деяние. Бывают и подвиги духовные.

Духовный подвиг – это прежде всего неустанная борьба за чистоту своей души. Это проявление бесконечного милосердия и человеколюбия, смирения и сострадания.

    Подвиг в христианстве – это добровольная жертва.

Комментарий

    Слово «подвиг» является однокоренным к слову «двигаться», «движение». Это движение от своей корысти, жадности, выгоды, а не к ним.

    Слово «подвиг» связано с глаголом «подвигать». Производные от него слова «подвижник», «подвижница», «подвижничество».

    Горький в «Старухе Изергиль» сказал: «В жизни всегда есть место подвигу». На самом деле, любой из нас может оказаться в ситуации, где нужно проявить молниеносное решение ради спасения другого человека.

    В любой момент каждый из нас может оказаться в ситуации, где необходимо пойти на риск, пожертвовать собой ради ближнего.

    Подвиг требует огромной самоотдачи, силы воли, бесстрашия. Результатом подвига может стать спасённая жизнь, важное открытие, выдающиеся достижения.

    Самый большой подвиг состоит в том, чтобы всегда следовать своим убеждениям, своей мечте, бороться за эту мечту.

    Бывает подвиг одного человека, а бывает и всего народа.

    В основе подвига лежит действие, когда человек заглушает в себе чувство страха, боли, мысли о смерти и толкает себя на смелый поступок. При этом не задумывается о последствиях, которые могут произойти с ним.

    Военное лихолетье – это то время, когда подвиги становятся массовыми.

    Военное лихолетье –это то время, когда чаще всего проявляется в человеке мужество, героизм, без которых подвиг невозможен.

    Не только в военное лихолетье, но и в мирное время есть место подвигу.

Аргумент №2 Пример из жизни.

Дарья Лаврентьевна Михайлова, Даша Севастопольская. Первая сестры милосердия. Осиротев, сама зарабатывала себе на жизнь. Купила на собранные деньги. Когда началась Крымская война, На собственные деньги купила повозку, коня, уксус, вино, перевязочные материалы, сама отправилась из Казани в Севастополь. Остригла косу, одев мужской мундир, ушла на передовую, ходила в разведку. Её карета горя стала первым в истории санитарным боевым передвижным пунктом. Милосердие проявляла и к своим соотечественникам, и к англичанам, и туркам. Награждена золотой медалью «За усердие». Это был исключительный случай. Такой медали удостаивались те, кто уже имел три серебряных медали «За успехи». Императорская семья приняла участие в судьбе героини: Даше Севастопольское были выделены деньги на приданое.

Микеладжело Буанорроти. Подвиг художника

    Итальянский скульптор и художник расписал плафон Синктинской капеллы площадью в 600 квадратных метров. Это был титанический труд в течение 4-ёх лет, труд, равносильный подвигу.

Подвиг милосердия

    Александра Деревенская.

    Вырастила 42 сироты разных национальностей после Великой Отечественной войны

    Ташкентский кузнец Шаахид Шамахмудов и его жена Бахрихон взяли на воспитание 16 детей разных национальностей

    Председатель колхоза имени Энгельса Самаркандской области Фатима Касимова усыновила 14 детей разных национальностей

Николай Сиротин


Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года. Погиб под Бамутом после 3-ёх месяцев плена в день, когда ему исполнилось 19 лет. У Жени был шанс выжить. Для этого нужно было снять нательный крестик и назвать себя мусульманином. Он этого не сделал и был обезглавлен. На могиле Евгения Родионова написано: « Здесь лежит русский солдат, защитник Отечества и не отрекшийся от креста, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 года»

Жизнь словно испытывала Шаварша Карапетяна на прочность. За свою жизнь он трижды оказывался в ситуации, когда он спасал от гибели людей. Впервые это было в юном возрасте, когда он вместе с командой возвращался с тренировок по горному серпантину. Автобус забарахлил, а когда водитель вышел, то автобус покатился вниз к ущелью. Шаварш Выбил ногами стекло кабины автобуса, вырулил влево и таким образом спас всех. Второй раз это было 16 сентября 1974 года. Во время ежедневной пробежки он увидел, как троллейбус, проломив парапет моста, с огромной высоты упал в пучину вод Ереванского водохранилища. Не раздумывая, герой бросился спасать людей. За 20 минут он спас двадцать человеческих жизни. Самого Шаварша едва удалось спасти медикам. !9 февраля 1985 года из горящего концертно-спортивного комплекса, который оказался в огне спас несколько человек.

Николай Островский советский писатель прототип Павки Корчагина из любимой книги людей советского поколения «Как закалялась сталь». Был участником большевистского подполья, участником Гражданской войны, членом Чона. Был тяжело ранен, болел тифом. Был везде, где труднее. Подорванное здоровье стало о себе давать знать, когда он был совсем молодым. Когда болезнь приковала его к постели, но решил написать книгу о своём поколении. Когда ослеп, но мог двигать руками, писал через трафарет. Когда и руки стали бездействовать, диктовал текст книги жене. Николай Островский – живой символ героического поколения 20-30 годов 20 века. Вся его доблестная жизнь – подвиг.