Древняя египетская культура и ее особенности. Представления о человеке в культуре древнего египта. Взаимопроникновение культур Египта и окружающих народов

Экзаменационная работа

по предмету:

«Мировая художественная культура»

«Шедевры архитектуры Древнего Египта»

Астрахань 2010

План:

1. Введение.

2. Шедевры архитектуры Древнего Египта.

3. Заключение.

4. Список источников.

5. Приложение.

Введение

Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...

Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что «Египет - дар Нила» . Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина «полосы жизни» вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира.

Египет был под властью нескольких империй: греческой, римской, арабской и оттоманской, а еще французской и британской.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.

У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.

Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Египет (по-арабски – Misr) древнейшее государство с многовековой историей, интересное для изучения, времяпрепровождения, отдыха. Расположился величественный Египет в северо-восточной части Африки, плюс некоторая территория на Синайском полуострове, что в Азии, также принадлежит Египту.

Египет - это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Египет - страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина.

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет, поэтому сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира.

«Визитная карточка» Египта - пирамиды, которых здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти «чудеса света» во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Даже небольшая часть этих памятников древности, сохранившихся до наших дней, поражает воображение и служит основным «центром притяжения» страны.

Исходя из актуальности данной темы, целью реферата решено обозначить рассмотрение шедевров архитектуры Древнего Египта.

Соответственно в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить время возникновения египетской архитектуры.

2. Дать ее историческую характеристику.

3. Дать описание строительным особенностям архитектуры Египта.

4. Классифицировать типы сооружений рассматриваемого периода.

5. Охарактеризовать основные шедевры архитектуры Древнего Египта.

6. Обстоятельно изучить выбранную тему согласно ее содержания.

В методологическом отношении в изучении темы были использованы труды Бадж А., Зайцева А.В., Лаптевой В.Я., Ладыгина М.Б., Ладыгиной О.М., Любимова Л., Перепелкина Ю. Я., Померанцевой Н., Рака И.В., Савельевой Т.Н., Солкина В.В., Шмелева И.П., а также материалы энциклопедий и Интернет-сайтов.

Структура реферата определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, объединенной 4 разделами, заключения, списка источников и приложения.

2. Шедевры архитектуры Древнего Египта

2.1. Возникновение и историческая характеристика

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг.

На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы.

Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара, и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

2.2. Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться.

Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон. (см. Приложение рис.1.и рис.2.)

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых». Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой.

Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.

По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал к ее возведению, как только занимал престол.

Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом.

2.3. Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины (см. Приложение рис.3.)

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

· Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

· Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

· Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

· Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

· Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее, различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

2.4. Основные шедевры

В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения.

Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона (см.Приложение рис.4.)

Обелиск - это монолит, выточенный в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху и заканчивающегося маленькой пирамидкой - пирамидионом.

Согласно представлению римского историка Плиния Старшего, обелиски - это изображения в камне солнечных лучей. Вертикальная форма обелиска символизировала устремление ввысь, к вечности.

Египтяне называли их tekhenu, но именно древние греки стали их называть обелисками из-за остроконечной формы.

Слово «обелиск» происходит от древнегреческого «obeliskos», что буквально означает «небольшой вертел», это слово можно перевести как «пика», «копье».

Интересна технология создания и подъема обелисков. В скальные трещины вбивали деревянные клинья, которые долго пропитывали водой. Со временем дерево разбухало и отрывало от скалы каменные глыбы. Камнетесы умели направлять линию отрыва блока камня от материковой скалы. В каменоломнях глыбе придавали форму обелиска.

Затем монолит перевозили по Нилу к месту его окончательной отделки, где шлифовали его грани и высекали на них надписи. Пирамидион покрывали листами позолоченной меди. Затем обелиск тащили на деревянной платформе вверх по песчаному склону к месту его установки.

В 280 км от Асуана, почти на самой границе расположен маленький городок Абу-Симбел. Храмы Абу-Симбела являются неотьемлемой частью древней египетской культуры и архетектуры. В озноменование своей победы над хеттами Рамзес приказал воздвигнуть себе храм в Абу-Симбеле, и в скале были вырублены - большой для фараона и малый храм для его жены Нефертари. В фасадных статуях были вырублены сам фараон и 3, покровительствующих ему и его армии бога - Амон, Ра и Птах, причем богам фараон велел придать собственный облик. И ныне вход в храм украшают четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона, у ног которого примостилась многочисленная семья. Малый же, богато украшеный храм, вырубленый для царицы Нефертари посвящен богине Хатор (см.Приложение рис.5.)

Когда-то в египетской пустыне возвышался огромный погребальный комплекс фараона Аменофиса III, по прошествии столетий от храма не осталось ничего, кроме двух исполинских изваяний высотой по 20м, что раньше охраняли покой фараона, а нынче поля сахарного тростника, посреди которого они находятся. Неподалеку расположены и другие знаменитые царские заупокойные храмы - Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого, комплекс Рамсеса III в Мединет Абу, храм Сети I в Курне и, конечно же, террасный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (см.Приложение рис.6.)

Такой знаменитой и привлекательной для туриста Саккару, по большому счету сделала пирамида Джосера самая старейшая в Египте, за что была названа учеными «матерью пирамид». Это первое в мире грандиозное сооружение из камня. Пирамида состоит из 6 уменьшающихся кверху каменных плит и погребальных помещений, расположенных глубоко под землёй. Такой погребальный подарок своему фараону преподнес зодчий Имхотеп, а после пирамиды лишь усовершенствовались и дополнялись.Внутри в пирамиде Джосера под грудой камня расположено несколько помещений, камерного типа, в одном из которых стоял саркофаг с мумией, во всех других размещали вещи, необходимые в загробном мире, и статуи умершего. Сейчас там установлена точная копия небольшой статуи Джосера. А кроме пирамиды, любители достопримечательностей обнаружат здесь, относящиеся практически ко всем эпохам существования древнего Египта (см. Приложение рис.7.)

В истории древнего Египта было много мужчин фараонов, но лишь одна женщина - Хатшепсут. С помощью хитрости, ей удалось не только взойти на престол и получать все подобающие почести, но и править страной на протяжении многих лет, выдавая себя за мужчину. В период своего правления царица в основном занималась внутренними делами Египта, нежели военными походами. Храм Хатшепсут был богато и разнообразно разукрашен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями, и был построен рядом с храмом Ментухотепа, родоначальника фиванских царей (см. Приложение рис.8.)

Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу. Его несомненное достоинство в том, счто по сравнению с другими египетскими храмами он считается наиболее сохранившимся, не смотря на то, что найден он был в состоянии весьма плачевном. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Храм в Эдфу по архитектуре практически не отличается от своих монументальных египетских сородичей. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору. Он начинается втором по размеру во всем Египте массивным входным пилоном, в открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Оба зала - большой и малый, а также светилище, в которое некогда входить могли лишь посвященные - жрецы и сами фараоны, сейчас являют собой одну из достопримечательностей загадочного Египта.

Наряду с Эдфу и Дендерой наиболее сохранившийся храмовый комплекс можно обнаружить на острове Филе, что был самым крупным среди трех островов, формировавшую первый порог Нила.В древности остров носил название Пилак, что означало «угловой» или «крайний». С этого острова когда-то жрецы переправлялись на запретный островок Биге, который считался местом вечного сна бога Осириса и почитался, как особенно священный. Жрецы совершали здесь священные ритуалы на сотнях столов с дарами, символизировавшими место захоронения Осириса. Храмы, воздвигнутые на Филе около 350 г до н.э. были посвящены его супруге Исиде, которая силой своей любви воссоединила рассеянные по земле части тела супруга и воскресила его. было традицией, по крайней мере, раз в году совершать паломничество на священный остров, так как культ этой богини очень почитался. 1972-80 гг. храмы были разобраны и вновь собраны на островке Аджилкия, из-за опасности затопления. И теперь дважды в день в храме можно наблюдать красочные светопредставления (см.Приложение рис.9.)

Заключение

Мифологические и религиозно-магические представления древних египтян стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства. Тысячелетия прошли с тех пор, как в Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что в те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, преображающее видимый мир, обрело в сознании египтян великую магическую силу. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и «река времен» бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, невольно всплывает крылатое выражение: «все на земле боится времени, но время боится пирамид». Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила – человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были грозные народные восстания. Все это находило отклик в памятниках искусства. Одни из них выполнены по строго установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и с большей жизненной правдой изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж. Искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре.

Список источников

1. Бадж Эрнест Альфред Уоллис Египетская религия. Египетская магия. / Пер. с англ. – М.: Алетейа, 2000.

2. Всемирная история. / Под ред. Н.А. Алябьева, А.Н. Бадан. – М.: АСТ, 2000.

3. Древние цивилизации. От Египта до Китая. / Сост. А.Н. Павловская. – М.: Ладомир, 1997.

4. Зайцев А.В., Лаптева В.Я., Порьяр А.В. Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: Олма-Пресс, 2000.

5. История Древнего Востока. / Под ред. М.Е. Ерина, А.И. Кардаша. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Культура Древнего Египта/ Под ред. И. Кацнельсона. - М., 1976.

7. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

8. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

9. Мировая художественная культура. М.: изд-во «Новый диск», 2003.

10. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта/ Под ред. А. Л. Вассоевича. - СПб., 2000.

11. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1985.

12. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: Нева, 1997.

13. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: ГПИБ, 2000.

14. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М.: Алетейа, 2001.

15. Шмелев И.П. «Золото Древнего Египта», М., ИМА-ПРЕСС, 1990.

Приложение

Рис.1. Пирамида Хеопса.

Рис.2. Храм Амона в Карнаке.

Рис.3. Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Рис.4. Тутанхамон.

Рис.5. Абу Симбел.

Рис.6. Колоссы Мемнона.

Рис.7. Саккара.

Рис.8. Храм Хатшепсут.

Рис.9. Храмовый комплекс на острове Филе.


Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.-С.18.

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом - культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры - страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры - великая река Нил, а главная идея - вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, - выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта - письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже - на папирус. Читали тексты справа налево.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

Древнеегипетская письменность, литература и мифология

Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.

Письменность

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности , которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков , при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги , которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек , дерево , отвлеченное понятие и т. д.).

Литература

Сказки

Египетская литература восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры. Для египетской литературы характерно длительное сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, что явилось результатом консерватизма религиозной идеологии, в значительной степени пропитывающей почти всю литературу.

К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение простых земледельцев. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Злая жена и невинный юноша, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдающего праведника - эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов.

Описания путешествий

Установление экономических и культурных связей Египта с соседними странами, в частности с районами Передней Азии и с областями Восточной Африки, находит своё отражение в новом жанре художественной литературы - в описаниях путешествий. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя. Страшная буря разбивает корабль и выбрасывает смелого мореплавателя на таинственный «остров духа». Путник находит здесь роскошную природу, чудесные плоды, обилие рыб и птиц. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми клыками, собаками, обезьянами и отпускает в Египет.

Большими художественными достоинствами обладает «Рассказ египтянина Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из - за боязни быть замешанным в придворную интригу. Автор красноречиво и реалистично изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути, когда на него напала жажда: "Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало, и я сказал: «Это - вкус смерти». Образно и эмоционально описывается пребывание Синухета в далёкой и варварской Сирии, его тоска по родине. С радостью повествую о возвращение в Египет. Возможно, этот рассказ является подлинной, литературно обработанной автобиографией египетского вельможи, ставшей классическим произведением египетской художественной литературы.

В XI в до н. э. деловая поездка для закупки дерева «старейшины палаты управления Амона в Фивах» Уну - Амона послужила основой для создания высокохудожественного « Путешествия Уну - Амона», в котором злоключения египетского чиновника в Финикии изображены с большим литературным мастерством.

Религиозная поэзия. Литература древних египтян была самым тесным образом связана с религией, поскольку религия была господствующей формой идеологии в Египте. К тому же произведения собственно религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворённым царям и разнообразные религиозно - магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом.

Поучения

Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся главным образом к Среднему и Новому царству, но некоторые из них восходят к периоду Древнего царства. В «Поучении Птакотепа», содержащем изречения «жителей мудрости», правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам.

Та же мысль о необходимости укрепления существующего строя красной нитью проходит через два знаменитых «Поучения». Одно из них приписывается Ипусеру, а другое - Неферти. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери - ка - Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время. К «Поучениям» примыкает интересное литературное произведение «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказывающее, как один крестьянин просит вельможу вернуть незаконно отнятое у него имущество. Крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдать ему пропитание и с удовольствием слушает его искусные речи.

Светская и религиозно - философская поэзия

В некоторых художественных произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться всеми прелестями земной жизни.

В период Среднего царства протест против всего уклада жизни того времени нашёл своё отражение в диалоге, который обычно называют «Беседа разочарованного со своей душой». В словах автора звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти как об избавлении от страданий. Ноты сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в словах поэта, сравнивающего «погребение» с горем, с «проливанием слёз», с «огорчением человека, которого вытаскивают из дома и бросают на холме». Вся система религиозно - магических воззрений берётся под сомнение автором этого оригинального произведения.

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литерарурные произведения не только поэтические, но порой и прозаические, облекались в ритмическую форму. Авторы ставят своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Большое значение придавалось внутренним созвучиям, рефренам, аллитерциям, ассонасам.

Отличительными чертами поэтической речи являются яркие художественные образы и поэтические сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Разгневанный фараон говорит, что он стал подобным «змее в пустыне». Большое значение придавалось литературному стилю. Папирусы Нового царства сохраняли образцы писем, облечённых в литературную форму. В одном из них писец обвиняет другого в том, что в его письме нет единства мысли, похвалы следуют за порицаниями и наоборот. В силу традиции писцы считались с авторитетными высказываниями древних мудрецов и обычно похвалялись этим. Однако некоторые писцы ставили себе в заслугу не только начитанность в древних текстах, но также и умение внести нечто новое. Имён авторов сохранилось очень мало, лишь немногие из них упоминаются в отдельных папирусах.

Изобразительное искусство и архитектура

Уже в прикладном искусстве первобытных общин, в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства - стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы - пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, - Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Широкое применение колоннадных галерей, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового царства, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр - эль - Бахри. Грандиозные развалины храмов Нового царства, в частности времени XVIII-XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамсесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв. м.

Отличительные черты египетской скульптуры - фронтальность и почти геометризованная статичность - впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело лицо человека в динамике. Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображены дерущиеся, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Пышной архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Искусство времени XVIII династия достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, но и в искусстве. Художники, работавшие в новой столице Ахетатоне, следуя новым веяниям, пытались соединить старый реализм с более острой выразительностью. В искусстве возник новый художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Сохранились и элементы стилизации, развитие которых неизбежно приводило к новым формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и оказало своё влияние на её дальнейшее развитие. Его воздействие можно проследить в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, в насыщенных внутренним движением рельефах абидосского храма и храма в Мединет - Абу, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Возникновение научных знаний

Господство религии не могло полностью подавить свободную мысль человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о его высокой ценности, выделяющей «знающего» человека среди всех остальных людей.

Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Строгая дисциплина в этих школах поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями».

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». Судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.

Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Искусство Египта всегда было тесно связанно с мировоззрением. Древние египтяне не верили в смерть, как конец жизни и считали, что душа умершего переправляется в другой мир. Какова будет жизнь в этом потустороннем мире, зависело от того, какие поступки человек совершил в этом.

Они почитали Солнце, которое в образе божества сражалось с ночью и холодом, и каждое утро ликовало, поднимаясь на небосвод в своей колеснице. Они приносили жертвы Нилу, который был не только источником жизни и благополучия, но и обрушивал свой гнев в виде засухи и наводнений в недобрые времена.

Египтяне ценили красоту и воздействие цвета, формы и вкладывали в символические изображения на стенах храмов всю глубину своего мировосприятия.

Древние храмы и пирамиды

Как бы далеко в прошлое мы не заглядывали, из самых древних текстов, из полузабытых мифов и первых географических опытов можно сделать один неоспоримый вывод: архитектура Египта всегда притягивала путешественников. К подножьям храмов, которые тысячи лет украшают пейзажи пустыни, мечтали прикоснуться философы, солдаты и художники.

Археологи и путешественники XX столетия культивировали образ наполовину разбойника, наполовину ученого, для которого культура Египта превратилась в декорации для опасных приключений и мистических загадок. Этот образ живет до сих, не только во множестве книг и фильмов, но и в представлениях об этой стране.

Вид опустевших гробниц, гигантских статуй и стен, колонн, которые не рухнули в песок на протяжении целых эпох, заставляет мурашки бегать по коже. Точно такие же чувства испытывали люди и тысячелетия назад, и даже предшественники этих людей. Пирамиды Египта во все известные нам эпохи считались древними, почти как драконы или Атлантида, с единственной разницей, что сегодня можно подойти и потрогать известняковые блоки, из которых они сложены.

Национальные особенности Египта

Современная египетская культура очень слабо ассоциируется с пирамидами и храмами. Пожалуй, они нашлись в песках только благодаря европейцам. Любознательных греков и римлян сменили предприимчивые французы и англичане.

Сложные отношения связывали Египет и Британию в колониальную эпоху, но именно британцы придумали организованные путешествия по красивым берегам Нила. Несмотря на европейское влияние, навсегда изменившее образ жизни в стране, большая часть ее населения живет или старается жить, соблюдая традиции, которые существуют не одно столетие.

Египтяне живут простой жизнью. Это радушная и по-наивному приветливая страна. Вас обязательно расспросят о семье и городе, откуда вы приехали, и пригласят в свой дом на чашку чая. Отвечая той же теплотой, вы получите поистине бесценный опыт, но необходимо отличать комплименты от хитрых трюков, а искренне восхищение от банального приставания. Необходимые навыки общения вырабатываются быстро, если не прятать голову в песок.

Статистика утверждает, что 80 % населения Египта - крестьяне и 50 % не умеют читать и писать.

Культура Египта испытала на себе влияние новых источников, течений и подводных камней, которые изменили ее облик, но не растворили бесследно. Она может взглянуть из прихожей старого дома, где работает ткацкий станок, из необычного камня, лежащего на песке, или из глаз старика, сидящего в тени у дороги. Несмотря на то, что прошли многие и многие тысячелетия, голоса древних египтян слышаться здесь едва уловимым эхом.

Искусство Египта

Живопись, скульптура, архитектура… Искусство Египта, каким мы представляем его сейчас, отражает влияние и смешение всех культур, которые нашли приют на этой земле. Отсюда христианские фрески, нанесенные на стены в гробницах фараонов и исламские мечети над обломками языческих храмов. В окнах проезжающих машин отражаются то статуи богов со звериными головами, то античные руины, то потрескавшийся французский особняк.

Современное искусство Египта использует тот же принцип. Если взглянуть на картины египетских художников XX в., нельзя не заметить, как внимательно они относятся к мотивам древнеегипетских рельефов и исламскому орнаменту, образам христианства и арабской живописной технике, африканским традициям и школе европейских авангардистов. Современное искусство в Египте то и дело возвращает нас к временам, когда Нил кишел крокодилами и бегемотами.

Религия Египта


Около 93% жителей Египта исповедуют ислам, и менее 7% являются коптскими христианами. При таком единодушии нет ничего удивительного в том, что религиозное воспитание оказывает колоссальное влияние на египетское общество. Европейским туристам, посещающим эту страну, нужно проявить чуткость к исламскому мировоззрению.

Хорошей иллюстрацией взаимного уважения верующих, которое принято сейчас в Египте, служат расположенные рядом мечети и коптские церкви, сходные мотивы в архитектуре, добрососедские отношения. Часть религиозных взглядов христиан и иудеев разделяют и последователи ислама, но при всех общих чертах, есть и различия. Не стоит забывать, что обычаи в этой стране чтят довольно строго.

Если вникнуть в некоторые национальные особенности Египта, становится понятно то, как они формируют образ жизни в этой стране. Пять раз в день муэдзин созывает египтян на молитву. Старайтесь не посещать мечети во время молитвы, есть вероятность вызвать неодобрение.

Подаяние милостыни нуждающимся считается одной из главных обязанностей, поэтому необходимо проявлять терпение, когда кто-то просит у вас чаевые. Для мусульман также очень важно соблюдать пост в течение месяца Рамадана, поэтому в этот период в расписании египтян все становится с ног на голову. Также каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.