Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Художники раннего возрождения Живопись раннего возрождения в италии

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения. Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Мазаччо. Изгнание из Рая, 1426–1427
Церковь Санта-Мария дель Кармине
Капелла Бранкаччи, Флоренция


Учелло. Портрет дамы, 1450
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Кастаньо. Портрет сеньора, 1446
Национальная галерея, Вашингтон

Мазаччо. Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре – Донателло, был флорентиец Мазаччо (1401–1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира. С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе – между 1427–1428 годами).

Мазаччо порывает с господствовавшими в живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью. Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм. Мазаччо делает решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу. Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке – месту действия в росписях Джотто – приходит изображение реального глубокого пространства; убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики. И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет в искусстве Джотто.


Анджелико. Мадонна Фьезоле, 1430
Монастырь Сан Доменико, Фьезоле


Липпи. Женщина и мужчина, 1460-е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Доменико. Мадонна с младенцем
1437, Галерея Беренсон, Флоренция

Наиболее значительная из фресок Мазаччо – «Чудо со статиром», многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе в город с Христа и его учеников спросили пошлину – статир (монету); как по приказанию Христа Петр поймал в озере рыбу и нашел в ее пасти статир, который передал стражнику. Оба этих дополнительных эпизода – ловля рыбы и вручение статира – не отвлекают внимания от центральной сцены – группы апостолов, входящих в город. Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, в крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива в сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер.

Не менее реалистична трактовка сцены «Изгнание из рая», где впервые в живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом. Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние. Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности. Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи.

Учелло. Экспериментатором в области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло (1397–1475), первый итальянский баталист. Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Лондон, Национальная галерея; Флоренция, Уффици; Париж, Лувр), увлеченно изображая разноцветных коней и всадников в самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах.

Кастаньо. Среди последователей Мазаччо выделялся Андреа дель Кастаньо (около 1421 – 1457), проявивший интерес не только к пластической форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи этого времени, но и к проблеме колорита. Лучшие из созданных образов этого грубоватого, мужественного, неровного по натуре художника отличаются героической силой и неуемной энергией. Таковы герои росписей виллы Пандольфини (около 1450, Флоренция, церковь Санта Аполлония) – пример решения светской темы. На зеленом и темно-красном фонах выделяются фигуры выдающихся деятелей эпохи Возрождения, среди них кондотьеры Флоренции: Фарината дельи Уберти и Пиппо Спано. Последний прочно стоит на земле, широко расставив ноги, закованный в броню, с непокрытой головой, с обнаженным мечом в руках; это живой, полный неистовой энергии и уверенности в своих возможностях человек. Мощная светотеневая моделировка придает изображению пластическую силу, выразительность, подчеркивает остроту индивидуальной характеристики, яркую портретность, не встречавшуюся ранее в итальянской живописи.

Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик «Тайная вечеря» (1445–1450). Эту религиозную сцену – трапезу Христа в окружении учеников – писали многие художники, всегда следовавшие определенному типу композиции. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, художник разместил апостолов. Среди них в центре – Христос. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. И все же Кастаньо добивается большой впечатляющей силы воздействия и новаторского звучания своей композиции; этому способствуют яркая характерность образов, народность типов апостолов и Христа, глубокий драматизм выражения чувств, подчеркнуто насыщенное и контрастное цветовое решение.

Анджелико. Изысканной красотой и чистотой нежных сияющих цветовых гармоний, приобретающих особую декоративность в сочетании с золотом, пленяет полное поэзии и сказочности искусство фра Беато Анджелико (1387–1455). Мистическое по духу, связанное с наивным миром религиозных представлений, оно овеяно поэзией народной сказки. Просветленны проникновенные образы «Коронования Марии» (около 1435, Париж, Лувр), фресок монастыря Сан-Марко во Флоренции, созданных этим своеобразным художником – монахом-доминиканцем.

Доменико Венециано. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (около 1410 – 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», 1430–1440 годы, Берлин–Далем, Картинная галерея), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпечаток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. В 15 веке жанр портрета завоевал самостоятельное значение. Распространение получила профильная композиция, навеянная античными медалями и дающая возможность обобщить и героизировать образ портретируемого. Точная линия, очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (середина 15 века, Берлин–Далем, Картинная галерея). Художник достигает живого непосредственного сходства и вместе с тем тонкого колористического единства в гармонии светлых сияющих красок, прозрачных, воздушных, смягчающих контуры. Живописец первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. Введя лаки и масло, Доменико Венециано усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.

Искусство Раннего Возрождения (кватроченто)

Начало XV в. ознаменовано острым политическим кризисом, участниками которого были Флорентийская республика и Венеция, с одной стороны, Миланское герцогство и Вилла Медичи Неаполитанское королевство - с другой. Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. церковный раскол, и на соборе в Констанце был избран папа Мартин V, избравший своей резиденцией Рим. Изменилась расстановка политических сил Италии: жизнь Италии определяли такие региональные государства, как Венеция, Флоренция, отвоевавшая или выкупившая часть территорий соседних городов и вышедшая к морю, Неаполь. Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Расцветают локальные художественные школы, имеющие длительные традиции. Определяющим в культуре становится светское начало. В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол.

«Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил и как они движутся, то кто станет отрицать, что гений человека… почти такой же». Марсилио Фичино Для Раннего Возрождения характерно преодоление позднеготических традиций и обращение к античному наследию. Однако это обращение не вызвано подражательностью. Не случайно Филарете изобрел собственную систему ордеров.
«Подражание природе» через постижение ее законов - главная идея трактатов по искусству этого времени.
Если в XIV в. гуманизм был преимущественно достоянием литераторов, историков и поэтов, то с первых лет XV в. гуманистические искания проникли в живопись.

Virtu (доблесть) - это заимствованное у античных стоиков понятие было принято флорентийским гуманизмом конца XIV-1-ой пол. XV вв. Ведущее место в гуманизме последней трети XV в. занял неоплатонизм, в котором центр тяжести переместился с морально-этической проблематики к философской. Всех гуманистов этого века объединяет представление о человеке как о самом совершенном творении природы.

Изменения в положении художника связаны с тем, что в начале века синьория Флоренции подтверждает давно забытое правило, согласно которому зодчие и скульпторы могли не входить в цеховую организацию того города, в котором работали. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти». Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски.

Первым итальянским архитектором, который ориентировался на древнеримское наследие, был Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Абсолютным и первичным для Альберти была красота. На таком понимании красоты Альберти обосновал свое учение об concinnitas (созвучии, согласии) всех вещей. В связи с понятием о соразмерности появляется и интерес к законам гармонических числовых отношений, совершенных пропорций. Одни, как Филарете, искали их в строении человеческого тела, другие (Альберти, Брунеллески) - в числовых отношениях музыкальной гармонии.
«Красота есть соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже», - считал Альберти.

Еще одно открытие кватроченто - прямая перспектива. Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. Георгия с драконом», а около 1427-1428 гг. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». Проекционный метод исходил не из отдельных предметных образов, а из пространственной связи предметов, при которой каждый отдельный предмет терял свой устойчивый облик. Перспективное изображение рассчитано на эффект присутствия, поэтому предполагало рисование с натуры с фиксированной точки зрения. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений.

Архитектура кватроченто

Сущность и закономерности архитектуры определяются для теоретиков XV в. ее служением человеку. Поэтому популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания. В 1441 г. был найден трактат Витрувия, изучение которого способствовало усвоению принципов ордерной системы. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. По мнению Альберти, он в плане должен быть подобен кругу или вписанному в него многограннику.

Баптистерий (греч. baptisterion - купель) - крещальня, помещение для крещения. В эпоху раннего Средневековья в связи с необходимостью массовых крещений баптистерии строились отдельно от церкви. Чаще всего баптистерии строились круглыми или гранеными и перекрывались куполом.
Закономерным результатом разработки теории перспективы явилась разработка законов пропорций - пространственных соотношений отдельных элементов здания (высоты колонны и ширины арки, среднего диаметра колонны и и ее высоты).
Увлеченность античностью была свойственна мастерам кватроченто, но каждый творец создавал и сознавал собственный идеал античности.

В XV в. начали проводиться конкурсы на предоставление права какого-либо художественного проекта. Так, в конкурсе 1401 г. на изготовление северных бронзовых дверей баптистерия принимали участие и прославленные мастера, и двадцатилетние Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Победу одержал Гиберти. В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) - архитектор, математик и инженер. Купол должен был увенчать собор, построенный в начале XIII в. и расширенный в XIV в. Трудность состояла в том, что купол не мог быть возведен с помощью известных тогда технических приемов. Брунеллески свой способ вывел из приемов древнеримской каменной кладки, но изменил форму купольного сооружения. Слегка заостренный огромный (диаметр - 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас - из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами.

Архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения стала созданная Брунеллески лоджия на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Возвращаясь к основам древнеримского зодчества, опираясь на принципы Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, Брунеллески проявил себя как реформатор, создав портик Воспитательного дома, благотворительного учреждения. Новой была форма фасада. Портик был шире самого Воспительного дома, к которому справа и слева примыкало еще по одному пролету. Это создавало впечатление широкой протяженности, что выражалось в просторности арочных пролетов аркад, подчеркивалось относительной невысотой второго этажа. В здании отсутствовали готические формы, вместо ориентации здания в высоту или глубину, Брунеллески заимствовал из античности гармоническое равновесие масс и объемов.

Сплющенный рельеф (ит. relievo schiacciatto) - вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в наименьшей степени и сближены до предела пространственные планы.

Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы. Еще в античности геометры основывали оптику на предположении, что глаз соединяется с наблюдаемым предметом оптическими лучами. Открытие Брунеллески состояло в том, что он пересек эту оптическую пирамиду плоскостью изображения и получил на плоскости точную проекцию предмета. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором), и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания.

Не все проекты Брунеллески были осуществлены в соответствии с его замыслом.
Ученик Брунеллески Микелоццо ди Бартоломмео создал палаццо Медичи - трехэтажное, квадратное в плане, с квадратным двором в центре.

Леон Батиста Альберти (1404- 1472) - разносторонне образованный философ-гуманист, работавший во Флоренции, Ферраре, Римини. Альберти был первым архитектором, ориентирующимся прежде всего на древнеримское наследие, глубоко понявшим смысл римского зодчества. Современников смущала необычность церковных построек Альберти; папе Пию I церковь Сан-Франческо в Римини показалась похожей на языческое капище, церковь Сан-Себастьяно в Мантуе напомнила одновременно церковь и мечеть. Альберти создал палаццо Руччелаи во Флоренции с гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон и ордерной декорировкой фасада. В проекте мантуанской церкви Сант-Андреа Альберти соединил традиционную базиликальную форму храма с купольным покрытием. Для здания характерны величественность арок фасада, грандиозность внутреннего пространства. Стену по горизонтали пересекал широкий антамблемент. Решающее значение имел портик, а в нем свод, в котором нервюры были заменены плоским куполом.
Большинство других архитекторов удачно совмещали роль проектировщиков с функциями прорабов.

Живопись XV в.
Живопись преимущественно живопись монументальная, т.е. фреска. Особенность фрески - необходимость использования ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Из станковых видов живописи все большую роль начинает играть алтарь. Это не готический алтарь со множеством створок, а единая композиция - алтарная картина, т.н. pala. Под алтарной картиной - несколько маленьких, вытянутых по горизонтали картин, образующих узкую полосу-пределлу. В первой половине века появляется самостоятельный светский портрет. Одним из первых художников эпохи стал Мазаччо (настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-1428). Основные работы: «Мадонна с младенцем и ангелами», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Троица».

Во фреске Капеллы Бранкаччи в церкви Санта- Мария дель Кармине «Чудо со статиром» Мазаччо соединяет три эпизода: Христос, у которого сборщик податей просит деньги; Христос, повелевающий Петру выловить рыбу, чтобы вынуть из нее монету; Петр отдает деньги. Мазаччо делает второй эпизод центральным, поскольку ему было необходимо показать, что события зависят от побуждающей воли Христа.
Фра Беато Анджелико (1395- 1455). В 1418 г. принимает постриг в доминиканском монастыре во Фьезоле, отныне зовется фра (брат) Джованни. В 1438 г. переезжает в монастырь Сан-Марко во Флоренции, в котором оформляет главный алтарный образ и кельи монахов. Самой известной работой фра Анджелико стала фреска «Благовещение».

Филиппо Липпи (ок. 1406-1469) рано остался без родителей, в 1421 г. принял постриг в монастыре Санта- Мария дель Кармине. Филиппо писал алтарные образы для флорентийских церквей Сан-Спирито, Сан- Лоренцо, Сант-Амброджо, маленькие алтарные картины в форме тон- до, которые принято было дарить на свадьбу или в связи с рождением ребенка. Ему покровительствовали Медичи.Пьеро делла Франческа (1420- 1492) родился в Сан-Сеполькро и всю жизнь, несмотря на постоянные отлучки, возвращался работать в свой родной город. В 1452-1458 гг. Пьеро делла Франческа расписал главную капеллу церкви Сан-Франческо в Ареццо фресками на тему истории животворящего креста.
Андреа делла Вероккьо (1435- 1489) был одним из любимцев Медичи, по поручению которого он выполнял работы в церкви Сан-Лоренцо.

Доменико Гирландайо (1449- 1494) во Флоренции работал по заказу купцов и банкиров, близких к дому Медичи. В своих композициях часто изображал в качестве персонажей священной истории своих сограждан.
Перуджино (1450-1523). Настоящее имя - Пьетро Ваннуччи, родился недалеко от Перуджи, отсюда его прозвище Перуджино. В Риме в 1481 г. вместе с другими расписывал Флорентийскую капеллу на сюжеты Ветхого и Нового Завета, создавал алтарные композиции по заказу церквей и монастырей Северной Италии.
Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо из-за маленького роста (1454-1513), создавал фрески, миниатюры на литературные сюжеты. Самой известной работой Пинтуриккьо явились украшения из стук- ка и фрески в папских комнатах в Ватикане.

Андреа Мантенья (1431-1506) был придворным живописцем герцога Гонзага в Мантуе, писал картины, создавал гравюры, декорации для спектаклей. В 1465-1474 гг. Мантенья оформил городской дворец Лодовико Гонзага и его семейства.
Последним из великих мастеров кватроченто считается Сандро Боттичелли (1445-1510), близкий к флорентийским неоплатоникам своим устремлением в потусторонний мир, желанием выйти за рамки природных форм и истории. Ранние работы Боттичелли отличаются мягким лиризмом. Он пишет портреты, полные внутренней жизни. Это и Джулиано Медичи, лицо которого отмечено печалью. В «Портрете Си- монетты Веспуччи» Боттичелли изображает в профиль стоящую молодую женщину, лицо которой выражает чувство собственного достоинства. В 90-х гг. им создан портрет Лоренцо Лоренциано, ученого, покончившего жизнь в 1504 г. в припадке безумия. Художник изображает почти скульптурно осязаемый образ.

«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера - богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Над Венерой парит Амур, который с завязанными глазами пускает в пространство горящую стрелу. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл - кадуцей. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. по заказу Лоренцо Медичи. Море подступает к самому краю картины, по его поверхности плывет зо- лотисто-розовая раковина, на завитке которой стоит нагая Венера. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ.

Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. «Рождение Венеры» - это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Обнаженное тело богини означает чистоту, природа представлена своими стихиями: воздух - это Эол и Борей, вода - море зеленоватого цвета с орнаментальными завитками волн. Это согласуется с тем, как глава флорентийской Академии Марсилио Фичино трактовал миф о рождении Венеры как олицетворение души, которая благодаря божественному началу способна создать красоту. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Одна из знаменитых картин религиозного содержания - «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. После «Магнификат* Боттичелли создает ряд работ, в которых все более усиливаются спиритуализм, готические отзвуки проявляются в отсутствии пространства, в экзальтированности образов.

Ренессансная скульптура воплощала антропоцентризм Возрождения. Скульпторы итальянского Возрождения осуществляли индивидуализацию образа не только в плане физиономической персонификации, но и как духовного самосознания личности. Главная особенность скульптуры XV в. - ее отделение от стены и ниши собора.
Донателло (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466) принадлежит изобретение особого вида рельефа, сущность которого состоит в тончайших градациях объемов, при которых наиболее выдвинутые фигуры вылеплены в высоком рельефе, наиболее отдаленные чуть выступают из фона. При этом пространство перспективно построено и позволяет вмещать множество фигур. Таковы рельефы с изображением чудес св. Антония алтаря церкви Сант-Антонио в Падуе. Первым сплющенным рельефом Донателло явилась панель «Святой Георгий, убивающий дракона», созданная около 1420 года. Основная масса изображения сплющена и распластана, ограничена глубоко врезанным контуром, зачастую выполненным в технике наклонной борозды.

В 1432 г. в Риме Донателло знакомится с античным искусством и приходит к собственной трактовке духа античности, в которой его привлекает передача душевного волнения, драматизма чувств. Донателло возродил применяемый в античной скульптуре хиазм - постановку фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу, и поэтому поднимающемуся бедру соответствует опущенное плечо и наоборот.
На площади перед церковью Сант-Антонио в Падуе в 1447- 1453 гг. Донателло ставит первый в искусстве Нового времени бронзовый памятник Гаттамелате.


Весна / Боттичели

Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всей художественной культуры Италии . Творчество таких авторов как Мазаччо , Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения .

Давид / Донателло

Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италии становится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения.

Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса . Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции.

Характерные черты искусства начала XV века родственны Проторенессансу, наследие которого имеет широкое использование. При этом если ранее мастера Проторенессанса искали идеи вслепую, то теперь их творческий стиль базируется на точных знаниях.

Мадонна с младенцем /Маззачо

В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин.

Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески , Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы.

Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.

Капелла Лацци собора Санта-Кроче во Флоренции /Брунеллески

В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей.

Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры.

Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм.

Мадонна с младенцем /Джентиле да Фабриано

Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом.
Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

§ Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой - это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.

§ Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.

§ Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в да ль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Эпоху «Возрождения» делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.


В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто.

Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Художники Раннего Возрождения

Одним из первых и наиболее гениальных представителей этого периода по праву считается Мазаччо (Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди Симоне Кассаи) знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Вклад Мазаччо в искусство было вновь в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде.

- Воскрешение сына Теофила, Мазаччо и Филиппино Липпи

- Поклонение волхвов

- Чудо со статиром

Другими важными представителями этого периода стали Сандро Боттичелли. великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

- Рождение Венеры

- Венера и Марс

- Весна

- Поклонение Волхвов

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519)Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Тайная вечерия,

Мона Лиза,

-Вит­ру­ви­анс­кий человек ,

- Мадонна Литта

- Мадонна в скалах

-Мадонна с веретеном

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни. итальянский скульптор, художник, архитектор [ ⇨ ] , поэт [ ⇨ ] , мыслитель [ ⇨ ] . . Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения [ ⇨ ] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них.

СОтворение Адама

Страшный суд

и Рафаэль Санти (1483-1520). великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

- Афинская школа

-Сикстинская Мадонна

- Преображение

- Прекрасная садовница

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Contrareformatio ; от contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма.(Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) - западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком .) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура - ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.) и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории .

Первые самостоятельные работы Андреа Палладио, как талантливого проектировщика и одаренного зодчего, - это Базилика в Виченце, в которой проявился его самобытный неподражаемый талант.

Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.

Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.

Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.

Тициан (Тициа́н Вече́ллио ) итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре ; известен также как Тициан Божественный.

- Вознесение Девы Марии

- Вакх и Ариадна

- Диана и Актеон

- Венера Урбино

- Похищение Европы

чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из Культура в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе.

Кратко о главном

Искусство Раннего Возрождения в Италии охватывает период приблизительно с 1420 до 1500 года, предшествуя и завершая Проторенессанс. Как и для любого переходного периода, для этих восьмидесяти лет характерно и идей, которые предшествовали, и новых, которые, тем не менее, заимствованы из далекого прошлого, из классики. Постепенно творцы избавлялись от средневековых концепций, переводя свое внимание на античное искусство.

Однако несмотря на то, что по большей части они стремились вернуться к идеалам забытого искусства, как в общем, так и частном все же древние традиции сплетались с новыми, но в намного меньшей степени.

Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Главное имя в архитектуре этого периода - это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Он стал олицетворением ренессансной архитектуры, органично воплощая свои замыслы, он сумел превратить проекты в нечто завораживающее, и, кстати, до сих пор его шедевры тщательно оберегаются уже на протяжении многих поколений. Одним из его главных творческих достижений принято считать сооружения, расположенные в самом центре Флоренции, самые примечательные из которых купол - флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и дворец Питти, ставшие точкой отсчета итальянской архитектуры Раннего Возрождения.

К другим важным достижениям итальянского Ренессанса относится также который находится около главной площади Венеции, дворцы в Риме руки Бернардо ди Лоренцо и другие. В этот период архитектура Италии стремится органично объединить черты средневековья и классики, стремясь к логике пропорций. Отличным примером этого утверждения можно назвать базилику Сан Лоренцо, опять же руки Филиппо Брунеллески. В других европейских странах Раннее Возрождение не оставило столь же ярких примеров.

Художники Раннего Возрождения

Итоги

Культура Раннего Возрождения в Италии хоть и стремится к одному и тому же - отобразить классику сквозь призму естественности, но творцы идут разными путями, оставляя свои имена в ренессансной культуре. Множество великих имен, гениальные шедевры и полное переосмысление не только художественной, но и философской культуры - все это принес нам период, предзнаменовавший другие этапы Возрождения, в которых устоявшиеся идеалы нашли свое продолжение.