Государственный оркестр боян. Почему дискриминируют русский «Боян»? Болгарская газета «Дмитровское знамя»

Господдержка знаменитого оркестра явно недостаточна

Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» - один из лучших в мире музыкальных коллективов, собравший репертуар славянской музыки и почти полвека исполняющий её на самом высоком профессиональном уровне - воспитывая, укрепляя, буквально исцеляя своих многочисленных слушателей.

Создатель оркестра - народный артист СССР, академик РАЕН, кавалер государственных и общественных наград, профессор Анатолий Полетаев убеждён: «Русский народ – это не только лапти и сарафаны. Но это ещё Невский и Суворов, Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Циолковский и Чижевский, Курчатов и Королёв, Жуков и Гагарин... Это высший уровень науки, это люди, первыми вышедшие в космос. А для того, чтобы народ выживал, ему необходимо достоинство, самосознание и понимание ценности того, что он русский. Чтобы человек стал зрелым, осознающим себя патриотом, ему нельзя обойтись без того, что является достижением всей планеты: это русский характер, русский интеллект, русская изобретательность, русская находчивость и русский гуманизм, русское свободолюбие, добромыслие и добросердечие. Эти свойства нельзя потерять, их надо сохранять и укреплять. Для этого нельзя быть только просителем или жаловаться на врагов.

Надо в первую очередь бороться с самими собой: со своими недостатками, своими пороками. Надо себя упрекать в том, что мы стали слабее, стали глупее, позволяем садиться врагам нам на шею и уничтожать нас.

Чтобы с этим бороться, человек должен понимать, какие ценности ему сохранять. Вот этим занимается и музыка, если она настоящая».

Этим занимается и оркестр «Боян».

За многие годы работы оркестру «Боян» слушатели аплодировали стоя: в Японии и Германии, Англии и Скандинавии, Болгарии и Чехословакии, Польше и Тайване…

Нынешний год оркестр «Боян» отметил концертами, посвящёнными 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина, исполнив его произведения, положенные на музыку великими русскими композиторами и ставшие концертными шедеврами. Православная молитва Ефрема Сирина «Отцы-пустынники» в стихотворном изложении Пушкина на музыку Анатолия Полетаева для солистов хора и оркестра пользуется большим успехом у публики. Православно-патриотическая оратория «Русь Святая» композитора была с триумфом исполнена в переполненном зале Московского международного дома музыки.

А. Полетаев и его оркестр имеют сертификат Международного агентства рекордов и достижений, полученный на основе подтверждения целебного биоэнергетического воздействия на слушателей. Исследования были проведены медицинской лабораторией Федерального Центра Минздравсоцразвития РФ. Доктор биологических наук С.В. Зенин выявил, что музыка, исполняемая оркестром «Боян», благотворно влияет на здоровье людей. После концертов знаменитого оркестра многие слушатели избавляются от разных недугов. Звучание музыки проникает в организм на уровне клетки, поэтому даже глухонемые могут отличать, какая музыка им нравится, какая нет. К Анатолию Полетаеву не раз обращались люди, которые приходили на концерты его оркестра с повышенной температурой, а уходили с нормальной. «Дело всё в том, – объясняет профессор Полетаев, – что есть в природе диссонанс (разрушение), а есть консонанс – закономерная гармония и созидательная энергия, дающая не только эстетическое чувство, но и здоровье».

Полетаев убеждён в том, что оркестр «Боян» имеет эксклюзивное право на существование, поскольку в отличие от оркестров Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Павла Когана, Юрия Башмета и других, он уже 45 лет сочетает симфонические инструменты с русскими народными – для расширения палитры национального репертуара.

Президент России всё чаще в своих выступлениях говорит о том, что сегодня нам необходимо сохранять национальные традиции, но чиновники не торопятся помогать выдающемуся оркестру, которым гордилась бы любая другая страна.

Оркестру «Боян» нет аналогов в мире!

Однако, в отличие от десятка других оркестров, «Боян» не имеет ни президентских грантов, ни спонсоров, ни иноземных диаспор или банков, которые могли бы оказать ему помощь. Ансамбль «Россия» получает государственную дотацию в два раза больше, чем оркестр «Боян», при коллективе вдвое меньше. Почему же дискриминируют русский «Боян»? До 2005 г. штатных единиц в оркестре было 102, из них музыкантов 71, а нынче осталось не более 35 музыкантов. Профессионалы оркестра вынуждены уезжать заграницу, где их профессионализм востребован, и они получают от 2 до 7 тысяч евро в месяц, когда в оркестре «Боян» долгое время была зарплата от 6 до 12 тысяч рублей, а нынешняя зарплата, после сокращения численности оркестра наполовину, составляет 24 тыс. рублей.

Создатель оркестра А. Полетаев официально снят с должности художественного руководителя, должность вычеркнута из Устава оркестра, а нынешнего директора И.С. Шрамкова на днях увольняют, как он сам говорит, за то, что не смог сократить оркестр на три четверти, как требовали…

Сегодня оркестр лишён возможности зарубежных гастролей, не увидим мы этот музыкальный коллектив и по отечественному телевидению.

Благодаря профессионализму и опыту Анатолия Полетаева оркестр приспосабливается к работе «на военном положении». Концерты «Бояна» проходят в различных культурных центрах Москвы, оркестр много лет является украшением Международного форума славянских искусств «Золотой Витязь», с коллективом выступали десятки выдающихся исполнителей, ведущие солисты Большого и других театров.

Сегодня стоит вопрос о количественном и качественном возрождении уникального экспериментального оркестра «Боян». В России, особенно в Москве, у «Бояна» армия поклонников – любителей русской музыки, но это простой народ, не обладающий ни властью, ни деньгами.

А государство не может или не хочет финансировать этот оркестр на равных, конкурентно-справедливых условиях с другими московскими академическими оркестрами, получившими и президентские гранты, и другие виды поддержки.

Олигархи готовы спонсировать звёзд шоу-бизнеса, но кто же поддержит всемирно признанный, любимый нашим народом оркестр?

Специально для Столетия



«Русское Собрание» обратилось к Владимиру Путину с просьбой создать прославленному русскому оркестру подобающие условия для творческой деятельности

«Мы, члены Международной общественной организации “Русское Собрание”, провели в городе Калязин Тверской области 13-14 февраля сего года традиционные, пятые по счету, чтения Международной общественной организации “Русское Собрание” на тему “Роль и место русского народа в истории и современной жизни России “. В мероприятии приняли участие известные российские ученые, священнослужители, политологи, писатели, журналисты – выразители Русской мысли из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Твери, Калуги, Рыбинска, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Шуи, Козельска. На чтениях был поднят вопрос о ситуации вокруг всемирно известного Государственного академического русского концертного оркестра “Боян” под руководством Народного артиста СССР и России Анатолия Ивановича Полетаева», – говорится в принятом в Калязине 13 февраля Обращении МОО «Русское Собрание» к Президенту России В.В. Путину в связи с ситуацией вокруг прославленного оркестра «Боян» .

«Многоуважаемый Владимир Владимирович! Еще в 2006 году, М.Е. Швыдкой, в то время глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внес “Боян” в “ликвидационные” списки. Тогда спасти знаменитый оркестр удалось благодаря протестам широкой общественности и Вашему личному вмешательству: Вы однозначно высказались за необходимость его сохранения и поддержки. Оркестр “Боян” чиновники сохранили, но поддержки не оказали, не были созданы условия для продолжения творческой деятельности оркестра. Более того, со стороны чиновников Министерства культуры РФ делалось все возможное, чтобы доказать бесперспективность существования уникального русского музыкального коллектива!» – сказано в документе.

«А.И. Полетаеву, создателю и на протяжении десятилетий бессменному художественному руководителю коллектива, навязывались администраторы – директора и “параллельные” дирижеры, чьи эстетические и человеческие качества не отвечали устремлениям “Бояна”. Сам оркестр, симфонический по звучанию и составу, в приказном порядке был сокращен до “камерного” (до 37 исполнителей). За прошедшие годы русскому оркестру ни разу не было выделено государственных грантов, следовательно, оркестранты в материальном плане влачили жалкое существование», – говорится в обращении.

«Наконец, совеем недавно, 28 декабря 2017 г., министр культуры РФ В.Р. Мединский издал приказ № 2274, в соответствии с которым “Боян” “реорганизуется”, а по сути – окончательно ликвидируется! Из приказа следует, что “Бояна” как административной единицы более не существует – оставшиеся музыканты переведены в штат Московской госфилармонии. За рамками приказа осталось, что худрук “Бояна”, его вдохновитель и создатель А.И. Полетаев уволен, а руководить оркестром будет другой человек. Таким изощрённым бюрократическим способом наносится удар по традиционной русской музыкальной культуре», – подчеркивается в обращении.

Авторы обращения задаются вопросом: «Что же предлагает г-н Журавский?» И приводят его слова: «…Необходимо сохранить коллектив, вместе с тем создав условия для его творческого роста, поскольку возникало много вопросов в области репертуара, представленности в оркестре различных академических инструментов… В штате коллектива на сегодняшний день 37 артистов. Это не соответствует общепринятым стандартам ни камерного, ни симфонического академического оркестра».

«Парадоксально, что подобного рода заявления делает высокопоставленный чиновник ведомства, которое и должно было предпринять в свое время меры, обеспечивающие “соответствие общепринятым стандартам”. Поразительное лицемерие!» – восклицают авторы обращения.

В документе отмечается, что «заслуги перед Отечеством А.И. Полетаева и созданного им оркестра “Боян”, которому в этом году исполнятся 50-лет, описывать нет нужды. И такой “подарок” от чиновников Минкульта к юбилею прославленного коллектива не могут устраивать ни общественность, ни государство».

«Многоуважаемый Владимир Владимирович! Мы убеждены, что ситуация вокруг Государственного академического русского концертного оркестра “Боян” несправедлива и наносит ущерб традиционной русской культуре и нашим национальным интересам. Просим Вас вмешаться и в очередной раз спасти оркестр “Боян”! Создать ему и его создателю А.И. Полетаеву, который, несмотря на возраст, полон здоровья, творческих сил и замыслов, все подобающие условия для творческой деятельности!» – подчеркивается в обращении, которое подписал от имени членов МОО «Русское Собрание» и участников Пятых Калязинских чтений председатель МОО «Русское Собрание» А.Д. Степанов.

Ещё музыкальные биографии и

Анатолий Полетаев: «Во власти дирижера – разрушить духовное одиночество человека…»
Беседа с народным артистом СССР, руководителем Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян» / Народные артисты СССР / январь, 2017

В книге «Боян» – любовь народная» можно найти множество ярких откликов об этом оркестре. Леонид Леонов, автор «Русского леса» и мистической «Пирамиды», бывавший на концертах в церкви Святого Власия, назвал творчество Анатолия Полетаева «деянием».


Дирижёр Анатолий Полетаев


Почти 100 лет миновало с начала революции 1917-го, целый век перемен и потрясений, кажется, другим уже стал русский человек, но все же осталось что-то, сохраняющее нас как единый народ. Это – великая многовековая культура, музыка, одним из хранителей которой остается оркестр «Боян» . Совсем недавно в Москве, в Доме ученых, состоялся авторский концерт народного артиста СССР Анатолия Полетаева в честь его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. Солистами, народными и заслуженными артистами России, при участии лауреата международных фестивалей Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян», которым руководит профессор, композитор А. Полетаев, были исполнены оды, гимны, торжественные песни, молитвы во славу славянского единства. В концерте принимал участие Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест».

Через полтора года оркестру «Боян», который музыковеды за уникальность звучания называют «русским симфоническим», исполнится полвека. Особой атмосферой концерты «Бояна» обязаны руководителю-виртуозу, который умело соединил инструменты симфонического оркестра с народными. На Западе до самой перестройки блистательному коллективу аплодировали стоя, преклоняясь перед этим «островом духовного начала, олицетворяющего первозданную мощь русичей, величие культуры земли Русской».

А в Москве, с 1985 по 1995 гг., в концертный зал церкви Святого Власия в Старой Конюшенной слободе спешили ценители музыки Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Дворжака, Сметаны, Рахманинова, Свиридова. Этот зал на руинах бывшего храма построили сами музыканты, но властью Москомимущества его передали церковному приходу, и оркестр стал бездомным... Другого помещения ему не предоставили, нарушив 53 ст. Закона о культуре.

"Романс", Г. Свиридов. Оркестр "Боян"

___

"Романс" Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель". Исполняет Государственный академический русский концертный оркестр "Боян", дирижер народный артист СССР Анатолий Полетаев. Московский международный дом музыки

Сегодня художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Боян» А. И. Полетаев в гостях у «Столетия».

– Анатолий Иванович, концерты «Бояна» волнуют слушателей до слез, как вы этого добиваетесь? Например, чем особенным вы порадовали слушателей на ваших юбилейных авторских концертах в Доме ученых и в МЧС в Обнинске?

– Как всегда, мы не стремились развлекать публику, а заставляли ее работать – и умом, и душой... Главной своей задачей считаем укрепление традиций национального самосознания, улучшение нравов и морали.

Возможно ли это на концертах? Еще как. В исполнении классики все дело в трактовке. К примеру, когда «Боян» играет финал симфонии №4 Чайковского, всегда обращаю внимание на трагические сигналы медных инструментов, которыми в кульминации автор предсказывает катастрофу, произошедшую в России в начале XX века. Чаще всего дирижеры исполняют эти «сигналы» в темпе и ритме полонезного шествия. В результате исчезает замысел крупной трагедии... В финале симфонии, когда идет разработка темы народной песни «Во поле береза стояла», я, вне традиции, приостанавливаю привычный темп у скрипок и отдаю соло балалайке, которой нет в партитуре у Чайковского. Она сначала медленно плачет, постепенно возвращаясь в заданный темп, и тема березы воспринимается уже как «дубинушка», как образ борьбы за справедливость. Так музыка в современном мире становится оружием. Мы играли эту симфонию не только в России, но и за рубежом. На Тайване публика аплодировала стоя, понимая и принимая нашу трактовку. А когда зрители аплодируют стоя, это триумф.

Или во Втором концерте Рахманинова, глубоко патриотическом произведении, всегда высвечиваем национальные проблемы. Этого требуют время и обстановка в стране. Именно в этом выражается соавторство композитора и дирижера. Вторая часть концерта для меня – как выход в космос, на встречу с иерархами... Рахманинов словно бы задает им вопрос: почему такой беспорядок на земле, столько драм и трагедий, несправедливости?! И ему отвечают, что человек сам выбирает себе путь. И если он не пойдет по пути, предлагаемому христианством, а будет стараться получить максимум выгоды от своей земной жизни, то предаст Создателя. И становится понятно, о чем идет речь. В музыке возникает яркий свет, возвышающийся своей энергией к Небу. Я вижу, слышу и чувствую эту энергию, заставляю оркестр её продемонстрировать. А в третьей части – «скерцо» (по-русски, шутка) Рахманинов, вооруженный советом и знанием, как бы шутя, разделывается со своими проблемами и приходит к победе невероятной силы!

Оркестр "Боян" и дирижёр Анатолий Полетаев: "Бурлацкая" (С. Рахманинов)

___

Сергей Рахманинов "Бурлацкая" (русская песня). Аранжировка Анатолия Полетаева. Исполняет Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"

Музыкальные произведения, подобные Второму концерту Рахманинова, можно пересчитать по пальцам в мировой музыке. По заключению научно-исследовательской лаборатории Минздрава, это самый энергетичный репертуар в моей практике. Эксперимент ученые проводят с помощью воды, которую замораживают, когда она примет информацию. Если мысль позитивна, получается геометрически правильная, красивая «снежинка», а если нет – клякса. Так возникает энергетическая формула, которая подтверждает, что музыка может или лечить людей или калечить.

– На юбилейных концертах зрители услышали немало ваших произведений. Так, в Доме ученых в исполнении ансамбля «Благовест» и солистов прозвучали «Ода Святому Георгию», «Гимн защитников Отечества» (музыка Чайковского), песнь «Русские – это Победа!», «Русь Святая», «Монастырский хорал», молитва «Сохрани, Господь, и спаси». Исполнялась также актуальнейшая на сегодняшний день молитва «Отцы пустынники…» на слова Пушкина, как она родилась у вас?

– Представьте, познакомил меня с ней и уговорил написать музыку Николай Николаевич Дроздов. Он слышал мою «Оду Богородице» в храме Христа Спасителя, и, подойдя ко мне, сказал, что ему она очень понравилась. Спро-сил, знаю ли я молитву «Отцы пустынники…»? Я не знал. «Вы должны, – говорит, – написать музыку». И прислал мне по факсу собственноручно переписанный великий пушкинский текст. Читаю и вижу – актуальные стихи. Но решив, что не в состоянии заниматься такой трудной и ответственной задачей, ложусь спать. В три часа ночи просыпаюсь: в голове звучит мелодия. Иду к роялю, записываю. Начинаю работать. Черновик готов.

Лариса Павлова и оркестр "Боян" "Ода Богородице"

___

А. Полетаев "Ода Богородице" -поёт лауреат всероссийских и международных конкурсов, звезда международного конкурса "Романсиада" Лариса Павлова в сопровождении ГАРКО "Боян"(худ. рук. и дирижёр-народный артист СССР А.И.Полетаев) XXII православный фестиваль, г. Ярославль, Ярославский архитектурный музей-заповедник, 24.09.2014

Позже узнал, что музыку на молитву сирийского богослова и поэта IV века Ефрема Сирина писали несколько композиторов. Трое в XIX веке: Даргомыжский – в жанре романса для вокалиста и фортепиано, Римский–Корсаков – в жанре католической фуги для хора, Гречанинов, эмигрировавший в Париж и писавший для католических храмов. В XX веке – известный церковный регент Чесноков. Все они использовали версию молитвы Пушкина – со слов «Владыко дней моих». А я – в XXI веке – написал музыку в форме арии для солиста, хора и оркестра, сохранив стихотворение Пушкина полностью. Приведем эти строки...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И душу мне свежит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это мое сочинение на стихи Александра Сергеевича Пушкина с успехом было исполнено солистом Дмитрием Степановичем на концерте «Православные песнопения» в зале им. П.И. Чайковского вместе с синодальным хором Алексея Пузакова и оркестром «Боян».

– Через полтора года оркестру исполнится полвека, с какими потерями и обретениями подходите к своему юбилею?

– Увы, потерян тот уровень виртуозности, который позволил оркестру получить звание академического. Кадры, воспитанные мною, ушли, потому что зарплата ниже конкурентной. Мы всегда жили за счет жесткой экономии: если требовалось, приходилось быть и шофером, и грузчиком, самому во фраке с бабочкой через весь город возить на автобусе реквизит. Когда строили церковь Святого Власия, постоянно устраивали субботники и воскресники. Рыли вручную траншеи, глубиной в два с половиной метра, прокладывали сложные коммуникации. Давали благотворительные концерты, чтобы заработать средства на реставрацию: 15 кг золота требовалось на позолоту 900-килограммового креста и куполов.

Нам помогала общественность – от студентов до академиков, и за два года мы восстановили храм по научному проекту. Помню, как на одном совещании меня атаковали около сотни настоятелей храмов: научи, как тебе удалось?! «Очень просто, – отвечал, – берете носилки, вилы, лопаты, кирки и начинайте работать вместе со всеми, иначе мои скрипачи и балалаечники не стали бы этим заниматься». В 1985 году после трехлетней реставрации храма «Боян» стал репетировать и давать концерты.

Мы прошли через череду сырых подвалов, полуразрушенных залов, заброшенных зданий, где нам приходилось хранить инструменты, костюмы и репетировать. Своими силами отремонтировали детский сад, где в условиях немыслимой тесноты записали с одним из лучших баритонов страны Поликаниным «Романсы» Рахманинова. Потом, благодаря помощи генпрокурора, нам предоставили здание кинотеатра «Зенит», из которого оркестр опять-таки выбросили на улицу. Причем после феноменально успешного концерта «Москва – Третий Рим» в международном Доме музыки.

В 2006 году по инициативе господина Швыдкого оркестр решено было ликвидировать в связи «с оптимизацией бюджетных расходов». И только благодаря поддержке участников II Собора славянских народов Беларуси, России, Украины в 2006 году в Минске, обратившихся с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину, «Боян» выжил.

А. Полетаев "Гимн Славянам" - поёт Лариса Павлова

___

Поёт лауреат всероссийских и международных конкурсов Лариса Павлова в сопровождении Российского государственного концертного оркестра "Боян", худ. рук.-Народный артист СССР Анатолий Полетаев. V международный славянский форум искусств "Золотой витязь" Москва. Государственный музей-усадьба им. А. С. Пушкина

– Какие задачи ставите перед собой сейчас?

– Держимся своей опытностью, грамотностью, репертуар играем не ниже ватерлинии, а, по правде сказать, выживаем. Вместо 100 человек в коллективе теперь 35 музыкантов. У нас был концертный оркестр – не народный, не симфонический, не эстрадный, за что меня упрекали всегда, мол, нужно играть в каком-то одном жанре. Хотели, чтобы «Боян» превратился в ансамбль народных инструментов. По образованию я народник, но сейчас занимаюсь воспитанием национального русского духа в наших людях. А для этого мне нужно играть шедевры Чайковского, Римского–Корсакова, Рахманинова не на балалайках и домрах, а на симфонических инструментах.

Выполняю завет Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов: главной его задачей было возрождение русской песни и создание национального оркестра. К сожалению, сделать это он не успел. Андреев не поехал в эмиграцию со своими друзьями Прокофьевым (вернулся в СССР в 1936 г.– ред), Шаляпиным, Рахманиновым и другими, а остался с оркестром в России. Выступая у чапаевцев, в окопах города Кушвы, без тулупа, в одном фраке, простудился и умер… Василий Васильевич говорил: «Как бы ни были велики страдания, принесенные от чистого сердца на алтарь служения Родине, все они искупаются счастьем ей служить». Вот эти его заповеди сохранения национального самосознания я стараюсь выполнять современными средствами. Для этого мне и нужен оркестр «Боян».

– И все-таки что стало импульсом для возникновения такого необычного коллектива?

– Национальный оркестр я создал в расцвете своей карьеры баяниста-гастролера, игравшего в лучших концертных залах в России и за рубежом. И в то же время меня, с моим ансамблем народных инструментов, отправляли с концертами для строителей железных дорог, в тюрьмы и леспромхозы, где валили лес условно освободившиеся зэки. До «концертных» площадок добирались на продуваемых во все щели автобусах, при этом видели, в какой нищете, унижении и бесправии живут люди. Они слушали нас при свете керосиновых ламп, сидя на поваленных кедрах и соснах, но я видел, как блестят у них глаза. И мы играли им не кабацкую музыку, а самую серьезную. Вот там я и решил служить своим искусством тем, кто сеет и пашет, и создал национальный оркестр. В отличие от моих малотерпеливых коллег, у меня все получилось, а дирижированию я долгие годы обучался у дирижера Большого театра Гавриила Зимина, он видел во мне дирижера.

– Случились ли какие-либо перемены в оркестре в последние два года?

– Активно стали сотрудничать с президентом Славянского форума искусств «Золотой Витязь», директором Университета культуры МЧС, народным артистом России Николаем Бурляевым. Он приглашает наш оркестр на открытие и закрытие многочисленных форумов «Золотого Витязя». Так, недавно выступали в храме Христа Спасителя. А также выступаем на мероприятиях МЧС. Выступаем в престижных залах, стараемся делать интересный репертуар.

– Говорят, с исполнением «Романса» Свиридова у вас связано несколько интересных историй?

– Расскажу. Владимир Гостюхин, известный «дальнобойщик», как-то в Кремле услышал «Романс» Свиридова в нашем исполнении. После концерта все уехали на банкет, а я припозднился: собирал инструменты и реквизит. Наконец, приезжаю в концертный зал гостиницы «Россия», где праздник в разгаре, ищу себе место. И вдруг Гостюхин, увидев, что я вошел, подбегает и падает на колени. Гости в недоумении, а Владимир Васильевич поднимается и объясняет всем, что был потрясен исполнением свиридовского романса «Бояном». Это одно из его любимых произведений, и он знает, как исполняют его разные оркестры, но такую пронзительность слышит впервые. С тех пор он часто бывает на наших концертах, у него есть все наши записи.

Оркестр "Боян", гл. дирижёр А.Полетаев "Вечерний звон"

___

Музыка А.Алябьева, аранжировка А. Полетаева, в Гос.музее А.С.Пушкина, 26 июня 2014. Заключительный концерт Государственного академического русского концертного оркестра "Боян", худ. руководитель Анатолий Полетаев. "Музыкальный альбом эпохи А.С.Пушкина"

Очень нравится, как исполняет «Боян» «Вечерний звон» и «Липу вековую», народному артисту России Александру Михайлову. «Вечерним звоном» мы как-то даже открывали его юбилейный вечер. Однажды на Днях культуры РФ в Дортмунде, когда мы играли «Вечерний звон», разрыдалась известная артистка Жанна Болотова, да так, что ее невозможно было успокоить... Интересными соображениями поделился зритель, который в церкви Святого Власия часто слушал концерты «Бояна», и «наш» «Вечерний звон» тоже пробирал его до слез. Казалось бы, мажорная музыка, слушателей никто не обижает, не причиняет им боль, что происходит с их чувствами?! Дело в том, что во время исполнения этого произведения во власти дирижера разрушить духовное одиночество человека, даже если он чисто внешне не одинок. Огромная энергетическая мощь заключена в «Вечернем звоне». Скажу даже так: когда дирижирую его, всегда разговариваю с Создателем. И стараюсь выполнить те задачи, которые Он ставит передо мной.

– Возможно ли возрождение «Бояна»?

– Возможно, но для этого оркестр нужно уравнять в правах с другими академическими оркестрами, у которых есть концертные залы, спонсоры, банки, фонды, президентские гранты, которым организуют выезды за рубеж и платят достойную зарплату. Нельзя выпустить людей на ринг, сказав: «Сначала выиграйте бой, а потом будете просить». Талант нужно беречь – прописная истина. Министр культуры Мединский, к сожалению, никогда не был на наших концертах, ни разу не пригласил меня на прием, чтобы узнать о наших проблемах. Доверяется слухам недоброжелателей, а вокруг «Бояна» их более чем достаточно.

– А почему японцы так любят ваш оркестр?

– Японцы – люди чести, и в музыке остро чувствуют правду. У них первые предметы в школе – рисование и музыка. Искусство на первом плане, точные науки – на втором. Они преуспели в электронике, но им, как воздух, нужна духовность, которая приходит из русской культуры. Поэтому «Боян» для них находка. В Японии мы гастролировали трижды, и однажды приехали в город Саппоро на севере острова Хоккайдо. Встречали нас, как друзей, потому что лет шесть добивались, чтобы нас отпустили к ним. Однажды вместо нас хотели отправить Людмилу Зыкину с ансамблем, получили ответ – «Зыкина – это хорошо, но нам нужен «Боян». И вот мы в Саппоро: на каждом столбе плакат – «Боян», «Боян, «Боян», на каждом предмете – реклама нашего концерта.

А надо сказать, на Хоккайдо остро обсуждалась проблема возвращения Курил. И вдруг часа за три до концерта ко мне подходит организатор и спрашивает, проводим ли концерт. Оказывается, в зал на 1800 мест было продано лишь 700 билетов. А, по правилам, исполнитель имеет право отменить концерт, если зал заполнен менее чем на 50 процентов: падение репутации. Я сказал, что 700 человек – это тоже публика, и надо было видеть, как он был счастлив: репрессии не последуют. И вдруг слышим: через рупоры на проезжающих машинах население призывают бойкотировать наш концерт. «Русские – варвары и агрессоры, с ними нельзя иметь дело! Отнять у них острова, и не слушать их музыку!». И что вы думаете? Когда открыли занавес, в зале находилось 1800 человек! При помощи отрицательной рекламы за три часа было сделано то, что не смогли сделать за несколько месяцев.

Концерт прошел с триумфом, потом был банкет. Но перед ним я полтора часа давал автографы на дисках «Бояна». А когда они закончились, то пришлось расписываться фломастером на рукавах белых блузок японских девушек. А организаторы смиренно ждали, пока не пройдет вся очередь. Мэр города, настроенный антисоветски, на банкете сказал: «Какова бы ни была политика, мы стали свидетелями подлинно русского народного искусства, и с таким народом надо дружить!».
_______

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Звонил Олег Юрьевич Кассин, сообщил о вечере Государственного Академического Русского Концертного Оркестра «Боян». Это – особый музыкальный коллектив, лоно русского музыкального лада. Его основатель и руководитель – замечательный русский человек, мой кумир и друг, народный артист России и СССР профессор Анатолий Иванович Полетаев. Вечер состоится в Центре Славянской Музыке завтра в среду 15 марта в 19.30 по адресу Таганская улица 40. Вечер должен превратиться в демонстрацию поддержки музыкантам.

Дело в том, что знаменитый оркестр выкидывают из здания бывшего кинотеатра «Зенит». Год назад я выступал там с докладом о Софье Фоминичне Палеолог, о борьбе за выбор исторического пути России и о «ереси жидовствующих». А 4 марта состоялся митинг на Славянской площади, на который Кассин меня звал, а я не смог придти из-за болезни.

«Не отдадим "Боян" на поругание!» - отчет о митинге на сайте «Правая.ру» (www.pravaya.ru):

«В Москве прошёл митинг в защиту Государственного Академического Русского Концертного Оркестра "Боян". В субботу, 4 марта 2006 года, на Славянской площади в Москве прошел митинг в защиту Государственного Академического Русского Концертного Оркестра "Боян". Организатором митинга выступило движение "Народный Собор" при участии Союза Православных Хоругвеносцев, Союза Православных Братств, Союза "Христианское Возрождение", Союза Православных Граждан, Союза Русского Народа, Организации Национал-патриотов России, Православной Правозащитной Организации "Народная Защита", Комитета Народного Контроля, а также интернет-сайта «Правая.Ру» и известного русского писателя-классика В.Н. Крупина. Митинг вел координатор движения "Народный Собор", вице-президент фонда "Единство Нации" В.Е. Хомяков.

Начало мероприятию положило выступление главного дирижера оркестра "Боян", народного артиста России и СССР, профессора Анатолия Ивановича Полетаева. Известный музыкант и композитор, которому в прошлом году исполнилось 70 лет, рассказал о нынешнем тяжелом положении руководимого им оркестра.

Московские власти в лице Москомимущества пытаются выбросить на улицу оркестр, созданный Анатолием Полетаевым в 1968 году, из здания Центра славянской музыки - бывшего кинотеатра "Зенит". Около 10 лет назад это здание по решению мэра Москвы Ю. Лужкова было передано музыкальному коллективу взамен ранее занимаемого им с советских времен помещения храма Святителя Власия. В Центре проводятся концерты народной и классической славянской музыки, а также ежегодный фестиваль "Белая сирень", посвященный С.В. Рахманинову.

С успешными гастрольными выступлениями оркестр "Боян" объездил не только Россию и бывшие ее территории, но и многие зарубежные страны, такие как Болгария, Югославия, Швеция, Япония, Германия, Великобритания, Тайвань.

"Боян" исполняет произведения известных русских и славянских композиторов, а также обработки песен и танцев народов России. В репертуаре оркестра и произведения самого Анатолия Полетаева. С оркестром выступают известные певцы, солисты Большого Театра и сотрудничают выдающиеся хоровые коллективы страны. "Боян" записал шесть компакт-дисков музыкальных произведений из своего репертуара.

И вот ныне, пользуясь правовыми лазейками, которые остались при передаче "Бояну" здания кинотеатра "Зенит", Москомимущество выставляет и продает это здание на торгах.

Выяснение отношений с новым собственником в Арбитражном суде начнется уже в марте этого года. Коллектив знаменитого государственного оркестра в количестве 70 человек должен теперь скитаться по разным концертным площадкам и платить безумные деньги за аренду, репетиции, выступления. В своем слове к участникам митинга на Славянской площади руководитель оркестра, дирижер А.И. Полетаев, получивший на свой юбилей в прошлом году поздравления от Президента России и министра культуры, заявил: "Народ без культуры - это не народ, это население. И нас хотят лишить души культуры - музыкального искусства. Народ, в жизни которого своя, национальная музыка занимает менее 60%, обречен на вымирание".

Глава Союза Православных Хоругвеносцев и председатель Союза Православных Братств Л.Д. Симонович-Никшич обратил внимание присутствующих на схожесть нынешней ситуации с той, которая сложилась вокруг храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Как там, так и здесь изгоняется Русский Дух, только в одном случае речь идет о Вере, а в другом о Музыке. Вместо этого хотят утвердить мерзость запустения, казино, бордели, торжище.

Глава Союза "Христианское Возрождение" В.Н. Осипов напомнил слова "богатыря Русской мысли" философа Ивана Ильина, который говорил, что одним из основных элементов в национальном воспитании является музыка и песня народная и классическая. Разрушение национального самосознания - вот основная цель тех, кто стоит за попытками изгнать Русский оркестр из Центра славянской музыки.

Координаторы главного организатора митинга - Движения "Народный Собор" - В.Е. Хомяков и О.Ю. Кассин рассказали о последних мероприятиях, проведенных Собором, а также о важности единства православно-патриотических сил в отстаивании своих позиций по всем острым вопросам российской современности.

Главный редактор интернет-портала «Правая.Ру» И.Л. Бражников заметил, что, к сожалению, еще не все чиновники на местах знают об изменении государственного курса России и, выгоняя "Боян" на улицу, действуют в соответствии с замыслами тех, кто хочет превратить все человечество в серое месиво из греха, мерзости и безверия. В авангарде же этого движения стоят содомиты, которые стремятся отвоевать новые позиции в общественной жизни многих стран мира, а теперь делают подобные попытки в России и намечают провести свой фестиваль и парад в мае этого года в Москве.

Пресс-секретарь Союза Православных Граждан Кирилл Фролов призвал всех православных христиан выступить единым фронтом в поддержку введения "Основ Православной культуры" в школе и института военных священников - в Армии. Кроме того, он предложил обратиться к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой возобновить повсеместно во всех храмах чин анафематствования еретиков в первое воскресенье Великого Поста Неделю Торжества Православия.

Руководители Православной Правозащитной Организации "Народная Защита" В.С. Сергеев и А.Б. Сергеева рассказали о той пагубной роли, которую играет в современной российской культуре глава Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой. Именно он, а не министр культуры А. Соколов, реально распоряжается государственными деньгами, выделяемыми на поддержку и развитие культуры. Миллионы долларов расходуются на организацию и проведение выставок таких одиозных личностей, как Марат Гельман, или съемку лживых исторических фильмов, таких как "Сволочи".

Митинг закончился принятием резолюции и сбором подписей в защиту Русского Концертного Оркестра "Боян".

Материал подготовлен при содействии Службы информации Союза Православных Хоругвеносцев».

Выступавшие мне давно знакомы, держимся мы рядом и поддерживаем друг друга, несмотря на разные мнения по тем или иным позициям. Всех нас объединяет стремление возродить Великую Россию, противостоять торжествующей бесовщине.

Желающие помочь оркестру и его руководителю Анатолию Ивановичу Полетаеву остались бы довольны концертом, сказал Олег Кассин. И пригласил на него меня и моих друзей.

Несколько слов – об истории оркестра «Боян» (http://www.boyan.ru/rus/history.htm). В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах позапрошлого века европейскую известность получил хор владимирских рожечников, а десять лет спустя Василий Васильевич Андреев, музыкант, виртуоз игры на балалайке, создал первый в России оркестр русских народных инструментов, завоевавший мировое признание. При этом Андреев не просто собрал исполнителей – по его инициативе и при активном участии были усовершенствованы народные инструменты, обогащено их звучание, открыты новые художественные и технические возможности. Оркестр Василия Андреева часто назывался его современниками “Русский симфонический”.

Этой традиции, традиции новаторства игры на народных инструментах придерживается и музыкальный коллектив - оркестр “Боян”. При всем богатстве высококлассных исполнительских коллективов у нас в стране оркестр “Боян” занимает свое, особое место.

Названный именем легендарного сказителя Древней Руси, оркестр создан в 1968 году одним из ведущих музыкантов России Анатолием Полетаевым как экспериментальный по своему характеру: народные инструменты были оснащены радиоаппаратурой. Опыт оправдал себя. Балалайки, домры, гармоники, гусли приобрели новый колорит, объемность звучания, широчайший диапазон – от проникновенного пианиссимо до самого мощного форте.

Относительно небольшой оркестр расширил не только свои исполнительские возможности, но и аудиторию. Сценой оркестру может служить любой концертный зал, любая площадка под открытым небом. Позже, после периода утверждения “Бояна” как незаурядного творческого коллектива, признанного музыкальной общественностью, профессиональной критикой, широкой публикой, оркестр был увеличен по составу и соединил в себе два начала – традиционные народные инструменты России и инструменты симфонического оркестра: флейты, гобой, фагот, валторны, трубы, тромбон, литавры, скрипки, альты, виолончель и даже синтезатор. Эксперимент превзошел все ожидания. В результате идея современного малого русского симфонического оркестра с сохранением группы народных инструментов была блестяще реализована оркестром “Боян”. Оркестр приобрел необычайно красочную, разнообразную палитру и большой динамический диапазон. Такой оркестр не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Концертной базой оркестра было здание церкви святителя Власия, отреставрированное и преобразованное из овощного склада (что было типичным для использования церквей в годы Советской власти) в великолепный концертный зал. Здесь в 1990-е годы оркестр дал сотни концертов для самой разной аудитории – от школьников и студентов до пенсионеров. В 1997 г. оркестр был изгнан из этого помещения и после долгих мытарств решением мэра Москвы Ю.М.Лужкова ему было предоставлено помещение бывшего кинотеатра “Зенит”. Здесь в последние годы на регулярной основе проводятся замечательные концерты русской (народной и классической) и зарубежной музыки. В апреле – мае проводится фестиваль “Белая сирень”, посвященный С.В.Рахманинову, инициатором и организатором которого является Анатолий Полетаев.

Оркестр выступает в самых престижных концертных залах Москвы: в Большом зале консерватории, в зале им. Чайковского, в Колонном зале Дома Союзов. Оркестр “Боян” является желанным гостем различных предприятий и организаций Москвы и Подмосковья.

Гастрольные маршруты “Бояна” пролегают не только по России и Советскому Союзу, но и за рубежом. Восторженные рецензии на концерты оркестра публиковала пресса Болгарии, Югославии, Швеции, Японии, Германии, Великобритании, Тайваня.

Среди коллективов у нас в стране оркестр “Боян” занял свое особое место, чему способствует постоянная работа над репертуаром. “Боян” исполняет произведения Глинки и Балакирева, Мусоргского и Чайковского, Глазунова и Рахманинова, Сметаны и Дворжака, Свиридова и Овчинникова, Холминова и Будашкина, Куликова и Чайкина, а также обработки песен и танцев народов России. В репертуаре оркестра и произведения Анатолия Полетаева.

Большинство инструментовок и обработок исполняемых оркестром произведений, сделаны Анатолием Полетаевым и составляют основной фонд концертного репертуара. Слушатели по достоинству оценили многолетнее творческое достижение Анатолия Полетаева – аранжировку романсов и отдельных фортепианных пьес Рахманинова для оркестра “Боян”. Концерт из произведений Рахманинова принес оркестру большой успех.

С оркестром с удовольствием выступали и выступают известные певцы, солисты Большого Театра, народные артисты Советского Союза и России Александр Ведерников, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Виргилиус Норейка, Евгений Беляев, Леонид Зимненко, Евгений Поликанин и другие. С оркестром сотрудничают такие выдающиеся хоровые коллективы страны, как Большой хор Телерадиокомпании “Останкино”, капелла имени Юрлова, хор имени Свешникова.

По достоинству ценят “Боян” и композиторы столицы. Именно в исполнении “Бояна” впервые прозвучали сочинения А.Рогачева “Курский концерт” и “Времена года”, А.Атарова (“Славянская симфония”), В.Чачина (“Сюита по мотивам русских сказок”).

Большим достижением оркестра и его художественного руководителя является запись шести компакт-дисков, на которых записаны шедевры русской и славянской музыки в исполнении оркестра, в том числе и произведения самого Анатолия Полетаева. Аранжировки многих произведений, представленных на этих дисках, выполнены Анатолием Полетаевым.

Музыка в исполнении оркестра “Боян” была использована фирмой “Интерсофт” - разработчиком и издателем компьютерных компакт-дисков, посвященных культурному и литературному наследию России, таких как CD ROM “Сокровища России” и “Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ”, DVD ROM, посвященному жизни и творчеству Михаила Булгакова.

Правилом для оркестра стало проведение шефских концертов со специально подготовленными программами, посвященными знаменательным событиям - например 600-летию Куликовской битвы, 1500-летию Киева, юбилею Победы, 800-летию “Слова о полку Игореве”.

Оркестр “Боян” постоянно находится в творческом поиске, открывая слушателю еще неведомые ему музыкальные сокровища. И он возрождает традиции не только русской, но и общеславянской музыкальной культуры. И на переломе второго и третьего тысячелетий идея славянского единства становится общественной идеологией в странах, народы которых выросли из одного корня, имеют родственный язык и культуру, общие нравственные ценности и верования.

Так, возрождено празднование Дня славянской письменности и культуры в отдельных славянских странах. В 1992 году этот праздник объявлен государственным и в России. Проходивший в Москве Конгресс славянских культур дал путевку в жизнь многим общественным организациям, в том числе кинофоруму “Золотой витязь”, Международному объединению славянских композиторов. Открыт международный славянский культурный центр в Москве.

С древнейших времен любили славяне музыку, пение, пляски, игру на музыкальных инструментах. Народным песням и танцам славян свойственны устойчивость и жизнерадостность. Старинные песни и пляски передаются из поколения в поколение, совершенствуя наиболее ценные черты и особенности национального характера. Ученики известных славянских просветителей Кирилла и Мефодия основали в Болгарии первый славянский культурный центр и разработали основы славянской музыки.

Польский народ издавна отличался высокой культурой, чешские музыканты выделялись исполнительским мастерством, а творчество великого А.Дворжака оказало большое влияние на развитие мировой симфонической музыки. Значителен вклад в сокровищницу музыкального искусства украинцев, белорусов, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев, боснийцев.

Поистине огромны и признаны всем культурным миром достижения русской музыкальной классики XIX и XX веков, основоположником которой является гениальный М.Глинка.

Нет нужды напоминать об огромной впечатляющей силе музыки, в частности о ее способности объединять большие массы людей, заряжать их единым устремлением, порывом.

В настоящее время мы являемся свидетелями широкого наступления низкопробной, бездуховной и интонационно-ограниченной музыки, которая, заполонив радиоэфир и телевидение, ориентирует людей, в особенности молодежь, не к духовным, а к агрессивно материальным и плотским “идеалам”.

В противовес навязыванию нам чуждых традиций в музыке, в Москве по инициативе А.Полетаева в марте 1999г. был основан Центр Славянской Музыки на базе Государственного Академического Русского Концертного оркестра “Боян”.

Этот оркестр, наследующий заповедь создателя первого русского народного оркестра В.Андреева – хранить отечественную музыкальную традицию, возрождать русскую народную песню, поднимать национальное самосознание, - воплощает своим творчеством идею сочетания двух оркестровых начал, симфонического и народного, что не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

Активная творческая, общественная и культурно-просветительная деятельность А.Полетаева и его оркестра направлены на возрождение России как Державы Духа, выдвигают цели и задачи развития Центра Славянской Музыки в Москве:

Духовное единение славянских народов, которые составляют более 300 миллионов населения Земли.
- Поддержание культурных связей между славянскими народами и всеми славянскими диаспорами, живущими на планете.
- Пропаганда самобытности музыкальной культуры славянских народов в мировом сообществе и обмен опытом развития славянских культур.
- Создание фонда достижений славянских музыкантов для изучения культуры славянских народов в области музыки, ее корней и истоков.
- Проведение концертов, фестивалей, конкурсов и других мероприятий, направленных на укрепление и развитие славянских музыкальных традиций.
- Развитие творческого сотрудничества славянских композиторов, творческих коллективов славянских государств, обмен и исполнение музыкальных сочинений классической, фольклорной, церковной и эстрадной музыки.
- Активное участие в оказании творческой помощи и организация проведения различных славянских музыкальных конкурсов и кинофестивалей, фестивалей песенного и исполнительского искусства.
- Организация гастролей творческих коллективов в Центре Славянской музыки с целью творческого обмена и возрождения традиций исполнительства славянской музыки.
- Воспитательная и образовательная деятельность, оказание методической помощи в создании детских музыкальных коллективов (духовые оркестры и оркестры народных инструментов), проведение лекций о музыке и творчестве славянских композиторов.