Конспект занятия по рисованию подготовительной. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Рисование комнатных растений. Дует ветер с высоты

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.
  • Учить детей изображать знакомый образ птицы к известной потешке «Совушка», передавая форму и строение частей тела, их расположение, соблюдая пропорции между ними.
  • Учить детей в умении придавать выразительность образу птицы через прорисовку тёмных штрихов (перьев) на светлом силуэте, нанося их в разных направлениях в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях.
  • Упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования (тушовка и штриховка), используя различные художественные материалы.
  • Развивать цветоощущения и технические навыки при работе фломастерами и кистями разного ворса.
  • Продолжать закреплять у детей позицию созидателя и чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда.
  • Воспитывать интерес к книжной графике.

Словарная работ а: иллюстрация, потешка, совушка, пёрышки, штрихи.

Материал:

  • листы форматом А3 тонированные в разные оттенки с элементами природных явлений – трава, кустики, дерево-сосна (выполненные детьми на предыдущем занятии);
  • портрет художника Ю.А.Васнецова;
  • иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым;
  • магнитофон; кассета с пением лесных птиц;
  • 3 образца с нарисованными совушками;
  • 3 образца со штриховкой перьев;
  • образцы-иллюстрации с совой из книги «Потешки» для детей (на каждый стол) и подставки к ним;
  • образец воспитателя с деревом, кустом и травой;
  • кисти 2-х видов (толстый и тонкий ворс);
  • акварельные и гуашевые краски (в наборе должны быть светло и тёмно-коричневые);
  • наборы фломастеров;
  • салфетки для просушивания кистей; по 2 баночки с водой на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа о книжной графике «Зачем в книжках нужны картинки», знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова «Добрый сказочник Юрий Васнецов», д/игра «Узнай работу художника», рисование «Лесная полянка».

Ход занятия

Перед занятием на мольберте выставить иллюстрации к сказкам и потешкам художника Ю.А.Васнецова и его портрет.

Воспитатель подводить детей к выставке.

1. Беседа возле выставки.

Ребята, мы с вами изучали творчество одного известного художника-иллюстратора, который создал эти яркие, весёлые и нарядные иллюстрации. Его портрет вы видите на выставке.

Вспомните и скажите мне, кто же этот художник?

Для кого Васнецов рисовал иллюстрации?

К каким произведениям он их нарисовал?

А сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной работой художника Юрия Алексеевича Васнецова.

Эту работу вы узнаете, если послушаете потешку, которую расскажет для вас (имя ребёнка).

2. Чтение потешки «Совушка».

«Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася».

Посмотрите внимательно на выставку и скажите, есть ли такая иллюстрация по содержанию потешки?

Вы её нашли?

С какой иллюстрацией она находится?

Кто изображён на этой иллюстрации?

(Воспитатель обобщает ответы детей и приглашает их занят места за столами).

Я вам снова предлагаю поработать в нашей художественной мастерской, где вы будете художниками-иллюстраторами.

А теперь скажите мне, про кого мы с вами будем создавать иллюстрацию?

Почему вы так думаете?

Мы с вами на прошлом занятии нарисовали старое дерево-сосну с ветками, травку под деревом и кустик с ягодами, как на иллюстрации у художника Юрия Васнецова. Вы нашли сходство между своей иллюстрацией и иллюстрацией художника. Я очень рада, что вы это смогли увидеть и об этом догадаться, хотя я вам не говорила, для чего нам нужна будет эта лесная полянка.

Кого на лесной полянке у вас не хватает?

Сегодня в нашей художественной мастерской я научу вас рисовать сову. Чтобы сова получилась красивой и интересной, я предлагаю вам рассмотреть поближе эту иллюстрацию.

3. Раздача образцов-иллюстраций с совой.

У каждого из вас на столе сейчас будет стоять иллюстрация художника, вы её внимательно рассмотрите.

4. Рассматривание иллюстрации к потешке и беседа по ней.

Чем занята совушка?

На чём сидит сова?

На какую фигуру походят голова, туловище и крылья?

Чем эти овалы отличаются друг от друга?

Где расположены крылья?

Какие движения ими может выполнять сова?

Что находится на голове у совушки?

Какого размера глаза?

На что походят брови?

Какой формы клюв?

Чем покрыто тело совушки?

Как показал их художник?

Какого цвета краски нужны для рисования совушки?

Какой кистью рисовать сову?

5. Показ способа рисования птицы, соблюдая последовательность.

а) рисование совушки кистью с широким ворсом и светло-коричневой краской:

  • туловище-овал большого размера (овал стоит);
  • голова-овал наверху над туловищем среднего размера (овал лежит);
  • крылья-овалы по бокам от туловища (место,где голова и туловище вместе соприкасаются);

б) рисование кистью с тонким ворсом:

  • глаза (2 черных круга)
  • брови над глазами в виде 2-х дуг «как птичка»;
  • клюв в виде треугольника, острым концом вниз;
  • коготки (по 3 штриха из одного места), находятся под туловищем;

6. Физминутка по потешке «Совушка».

Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова, (руками показать над головой большой круг)
Ты на дереве сидела, (приседания)
Головой своей вертела, (повороты головой в разные стороны)
С дерева свалилася, (наклоны влево и вправо)
В яму покатилася» (повороты вокруг туловища).

87. Самостоятельная творческая деятельность детей, руководство воспитателя работой детей, индивидуальная помощь, включение магнитофона с пением лесных птиц.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут, как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами и они станут у вас такими (показ образцов).

На что походят пёрышки?

Не забудьте «оживить» сосну.

Как вы её «оживите»?

Чем можно нарисовать иголочки?

(выбор детьми штриховки и нанесения её на тело совы).

8. Анализ детских работ.

Что вам понравилось рисовать?

Что вы чувствовали, когда создавали свою иллюстрацию?

Каждый из вас нарисовал свою совушку-сову, они у вас получились разными (обратить внимание на позу совы).

Чтобы ваши работы были законченными, как у художника, мы с вами вечером напишем текст потешки и подарим эти иллюстрации детям младших групп.

Прежде чем начнёте наводить порядок на рабочих столах, я прошу вас полюбоваться работами друг друга.


Конспект НОД "Мальчик с пальчик" подготовительная группа

автор: Корякина Алёна Васильевна,воспитатель МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №53" Свердловская область, город Асбест
Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "Мальчик с пальчик".Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Группа: подготовительная (6-7 лет)
Образовательная область: Художественное творчество
Вид НОД: рисование
Тип НОД: комбинированный
Тема: Мальчик с пальчик
Планируемый результат:
-Дети знают произведение «Мальчик-с-пальчик».
- Дети доброжелательно относятся к сверстникам и их работам.
- Стараются достигнуть качественного результата, работу выполняют аккуратно.
-Демонстрируют активность в беседе по произведению, умеют вести диалог;
-Активно применяют ранее усвоенные способы изображения человека, (размер, формы туловища);
-Демонстрируют умение работать с изобразительным материалами (акварель) и инструментами (карандаш, кисть);
-Стараются достичь качественного результата, аккуратно выполняя работу;
-Проявляют доброжелательность к сверстникам и к их работам;
-В процессе рисования держат осанку, принимают активное участие в физминутке;
-Правильно держат осанку, демонстрируют умение рисовать мелкие части на рисунке, принимают активное участие в физминутке;
-Совместно с воспитателем планируют последовательность рисования человека, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку, самоанализ, взаимоонализ.

Цель: Совершенствовать у детей навыки рисования человека.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать нравственную культуру личности (доброжелательность к сверстникам и их работам).
Воспитывать потребность в достижении качественного результата, аккуратность.
Развивающая:
Развивать интегративные личностные качества: «Любознательный, активный» (, интерес к рисованию; умение вести диалог);
«Физически развитый» (держать осанку, развивать мелкую моторику в процессе рисования, принимать активное участие в физминутке);
«Овладевший предпосылками УУД» (совместно с воспитателем планировать последовательность рисования человека, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ, взаимоанализ, самооценку, взаимооценку).
Образовательная:

Изобразительная: активно применяют ранее усвоенные способы изображения человека.
Техническая: Учить работать с изобразительным материалами (акварель) и инструментами (карандаш, кисть).
Композиционная: Побуждать детей рисовать крупно, располагать рисунок на всей плоскости листа, достигать качественного результата, аккуратно выполняя работу.
Цветовая: учить получать цвета телесных оттенков разной светлоты и насыщенности используя смешивание цветов.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип деятельности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения:
Методы организации познавательной деятельности: объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, повторение, практическая работа.
Методы по уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный.
Методы стимулирования: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха, поощрение.
Методы развития творческих способностей: создание креативного поля, творческое задание.
Методы контроля и диагностики: самоконтроль, наблюдение, анализ детской деятельности.
Методы воспитания: беседа, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Дидактические средства: простой карандаш, бумага, акварель, кисточки, баночки с водой, опорные рисунки этапов, цветовая модель.
Связь НОД с другими образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическое развитие»

Список литературы: 1.Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» [Текст]- М.2013
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2010. 1. Организационный (мотивационно-целевой) этап
2. Восприятие;
3. Объяснение приемов работы;
4. Физминутка;
5. Вопросы на уточнение;
6. Практическая работа;
7. Анализ детских работ;
8. Подведение итогов.

Ход деятельности

Организационный (мотивационно-целевой) этап
Задача: собрать внимание детей. Смотивировать их на предстоящую деятельность.
Ребята подойдите ко мне! Пока я шла к вам в гости надо мной пролетела белая сова и выронила письмо. Вы хотите узнать, что там и кто его написал?
-Да, хотим!
-Итак, давайте откроем письмо и внимательно прочтем!
-ребята здравствуйте это король из сказки мальчик – с-пальчик я хочу вас попросить помочь мне нарисовать его. Я хочу сделать у себя в королевстве выставку- музей моего мальчика – с-пальчика, но один я не смогу все это сделать. Вы поможете мне?
- да поможем!
Вот ребята что написал нам король.

Восприятие (актуализация знаний о рисунке, фиксация затруднений в деятельности)
Задача:
Актуализацировать знания о
рисунке, фиксация затруднений в деятельности.

А вы помните что-нибудь из этой сказки? Давайте проверим:
-Сколько было сыновей у дровосека?
(ответы детей)
Куда пошли дети за хворостом?
(ответы детей)
Что случилось с детьми в лесу? (предположительные ответы детей)
-как дети добрались до дома?(ответы детей)Ребята вы хорошо помните сказку молодцы
А вот и портрет мальчика – с-пальчика
-скажите, чем он отличается от рисования обычного человека?
(ответы детей)
Расскажите мне пожайлуста, что есть у мальчика-с-пальчика?
- туловище голова, руки, ноги, глаза, рот, нос.
Правильно ребята!
Посадка детей за столы
Посмотрите, как я нарисовала мальчика-с-пальчика он у совушки будет висеть в музее самым первым.

Проблемное объяснение приемов работы
Задача: учить рисовать сказочного героя стараясь передать особенности внешнего вида воспитывать потребность в достижении качественного результата;
-Скажите мне, чтобы правильно нарисовать мальчика-с-пальчика с чего мы начнем?
-Мы начинаем с туловища,
Я буду рисовать туловище в центре листа.
Затем мы нарисуем ножки, шейку, голову, ручки. Мальчика-с-пальчика мы будем рисовать разными цветами только туловище светло-коричневым цветом, так как цвет нашей кожи светло-коричневый. Глазки можно нарисовать голубым, зеленым или коричневым. Губки розовыми. Бровки и реснички черными.
Одежду можно нарисовать разными цветами.

Физминутка
Задача:
снять мышечное напряжение.
Перед тем как приступить, к работе сначала давайте проведем физминутку.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.

Вопросы на уточнение (первичное закрепление во внешней речи)
Задача:
Развивать умение активно применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании человека.
Скажите, что у нас должно получится?
-«мальчик-с-пальчик»
С чего начнем? Ребята вот перед нами схема рисования мальчика-с-пальчика, давайте посмотрим на нее
(проговариваем план рисования с опорой на динамические схемы) - сначала рисуем рубашечку, затем штанишки, ручки шейку и головку. давайте добавим ушки, затем добавим ручки и ножки
- затем ребята нарисуем волосики, глазки, носик, ротик, кармашки на штанах. А каким цветом мы будем его рисовать?
- разными цветами только туловище розовым.
А теперь давайте закроем глазки и представим, какой у нас мальчик-с-пальчик?
(спросить 1-2 человек, какого они представили мальчика)
Практическая работа
(с самопроверкой)
Задачи.
Продолжать учить детей смешивать краски при получении оттенков одного итого же цвета, совершенствовать приём рисования кистью.
Педагог наблюдает за деятельностью детей, побуждает к самоконтролю, самоанализу.

Индивидуальная работа воспитателя по коррекции ошибок в рисовании пропорций человеческой фигуры, советую детям подбирать цвета по соотношению друг к другу.
Помогаю советом при смешивании краски для получения оттенков одного итого же цвета, напоминаю о приёмах рисования кистью.

Включение знаний в систему повторения
Задача: закрепить представления об отличительных особенностях человека.
Ребята вы уже закончили?
Какие вы молодцы. Давайте выложим ваши портреты мальчиков-с-пальчиков на ковер и полюбуемся ими.
Ребята, а чья вам работа больше понравилась?
-почему ты так считаешь?
Чем отличается рисование мальчика-с-пальчика от обычного человека. Ребята вы постаралась королю понравятся ваши работы
Вот какие мальчики с пальчики получились у наших ребяток!!!

Надежда Куужела

Конспект занятия по рисованию «Лунная ночь » с использованием нетрадиционной техники рисования «градиент» , в подготовительной группе .

Выполнила воспитатель : Куужела Надежда Геннадьевна.

Программное содержание :

Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – «Градиент» .

Закрепить умения при помощи смешивания цветов, создавать нужный оттенок.

Формировать навыки самостоятельного тонирования бумаги.

Учить с помощью цветового перехода, создавать иллюзию объема рисунка.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Использовать гимнастику для глаз (здоровьесберегающие технологии) .

Материал :

Бумага формата А4, клеенки, гуашь синего, фиолетового, чёрного и белого цвета, баночки с водой, кисть с тонким и толстым ворсом, тарелочки для смешивания цветов, тазики с водой для мытья рук, сухие полотенца. (Мультимедиа)

Предварительная работа :

Беседа о создании градиента при помощи гуашевой краски, просмотр иллюстраций на данную тему.

Словарная работа :

Объяснить значение слова градиент. Градиент-это плавный переход от темного к более светлому тону и наоборот.

Ход занятия

В : Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с вами с техникой нетрадиционного рисования – «Градиент» . Градиент - это плавный переход от темного к более светлому оттенку и наоборот. Для начала нам необходимо подготовить фон для нашего рисунка. Так как название рисунка «Лунная ночь » , то фон у нас будет темным, но не черным. Какой еще цвет мы можем использовать для фона?

Д : Фиолетовый!

В : Правильно! Давайте сделаем фон фиолетовым. Возьмите кисть с толстым ворсом, она отлично подойдет для широких мазков, чтобы закрасить весь лист бумаги. У кого нет фиолетовой краски, мы можем сами ее создать, что для этого нужного сделать?

Д : Для того, чтобы получить фиолетовый оттенок, нужно в тарелочке смешать синий и красный цвет.

В : Молодцы ребята! Приступаем к работе!

Окуните толстую кисть в баночку с водой, снимите лишнюю воду об краешек баночки. Наберите на кисть краску, и широкими мазками, слева направо начинайте закрашивать фон. Чтобы фон получился более ярким, используйте больше краски и меньше воды.

В : Пока наш фон подсыхает, нашим глазкам тоже пора отдохнуть, смотрим гимнастику для глаз (Демонстрация гимнастики для глаз на экране, с использованием мультимедиа)

В : Отлично, наши глазки отдохнули, теперь можно приступать к самой интересной части нашего занятия .

Расположите лист бумаги вертикально. Найдите центр листа и поставьте маленькую точку. В этом месте мы начнем рисовать луну . Для этого возьмите толстую кисть (предварительно помыв ее от краски, окуните в белую гуашь, не жалейте краски, ее должно быть на кисти много, нанесите краску в самый центр, где ставили точку. Круговыми движениями размазываем краску, образуя при этом силуэт луны. Чем дальше мы отходим от центра, тем темнее получается цвет кольца. Создается иллюзия огромной луны, от которой исходит свечение.

Примечание :

Для того, чтобы завершить рисунок, можно предложить детям нанести на толстую кисть черную краску, и по бокам листа, снизу вверх широким мазком нарисовать ствол дерева . Затем, тонкой кистью нарисовать ветви деревьев , которые располагаются в верхней части рисунка. Ветви должны быть длинные, могут переплетаться друг с другом. Рисунок готов.

По желанию детей, можно нарисовать свисающую с ветвей качель, с сидящим на ней ребенком или игрушкой.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Стройка» Цель:развивать умение рисовать свой дом, выделять в своем рисунке главное, передавать в нем цветочные сочетания. Программные.

Конспект по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе на тему «Филимоновский букет». Тема: «Филимоновский букет» Цель: Расширить.

Конспект занятия по рисованию гуашью в подготовительной группе «Белый аист» Конспект занятия по рисованию «Белый аист» Тема: «Белый аист» Цель: обучение детей рисованию белого аиста и мест его гнездовки. Задачи:.

Цель: Продолжать знакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Цветы в вазе» «Цветы в вазе». Цель: 1. Продолжать учить детей пользоваться шаблоном. 2. Совершенствовать умение выполнять набросок композиции простым.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Краски Осени» «Краски Осени» Задачи: 1. Учить детей передавать колорит золотой осени, учить сочетать теплые цвета и оттенки. Продолжать учить детей свободно.

Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Поздняя осень».

Провела воспитатель:

Рубцова Л. Н.

Набережные Челны, 2016 год.

Цель:

Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять в назывании осенних примет обогащать словарный запас детей;

Формировать представления о нейтральных цветах (чёрный, белый, тёмно-серый, светло-серый, бурый), использовать эти цвета при создании картин поздней осени;

Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж поздней осени, её колорит (отсутствие ярких цветов в природе);

Упражнять в умении рисовать деревья разные по строению и кусты без листьев, рисовать растущий мох на деревьях, камнях и земле;

Закреплять приёмы рисования концом кисти;

2. Развивающие:

Продолжать развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Развивать координацию движений, сопровождая речью;

Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;

Развивать воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать любовь к поэзии, родной природе;

Воспитывать эстетическое восприятие природы;

Воспитывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Материал:

Образец, выполненный воспитателем. Альбомные листы бумаги, акварель, палитра, кисти.

Предварительная работа:

Чтение стихов русских поэтов об осени А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, и др.

Заучивание стихотворений об осени «Осень» М. Ходякова и «Ласточки пропали» А. Фета. Стихи о мхах.

Беседа о поздней осени, ее признаках.

Рассматривание репродукций картин известных художников в презентации «Поздняя осень глазами художников». Презентации о мхах.

Рассматривание иллюстрации, картинок, репродукций.

Наблюдения (за небом; деревьями; растущих мхах: на деревьях, фундаменте, земле; дождем; снегом) на прогулке.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Ноябрь – это последний месяц осени.

Послушайте стихотворение А. Плещеева, о какой осени говорит поэт?

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В теплые края.

Радостно ли вам от этой картины, нарисованной поэтом?

О каких признаках поздней осени говорит в стихотворении Плещеев?

Действительно в стихотворении говорится об унылой, хмурой, холодной осени. Листва с деревьев облетела, травы вянут и желтеют, кусты унылые, голые, цветы высохли, птицы улетели в тёплые края, часто моросит дождь.

Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Живая природа засыпает. Наступила поздняя, хмурая осень. Поздней осенью часто идут холодные моросящие дожди, иногда снег, или снег с дождём, деревья сбрасывают последние листья, трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме, люди надели теплую одежду, мох как рос на деревьях, фундаменте, земле так и растёт.

Физкультминутка

Дождик в окна к нам стучится и зовёт нас поиграть.

Капля раз капля два. (Дети выполняют прыжки на двух ногах)

Очень медленно сперва, (Взявшись за руки, дети идут по кругу)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом. (Ходьба по кругу с ускорением)

Мы зонты свои открыли, (Над головой руками делают купол)

От дождя себя укрыли. (Присели на корточки)

Сегодня я предлагаю вам нарисовать позднюю осень. Какие краски вам для этого понадобятся - теплые, яркие или холодные, серые?

Посмотрите на картину с изображением поздней осени. Какого цвета небо? - А какие деревья?

Рассматривание образца.

Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев, но растёт мох на стволе и ветках на камнях, земле).

Приёмы рисования.

Сейчас я расскажу, как получить эти неяркие краски. У вас на столах лежат палитры, на таких палитрах художники составляют краски. И вы, как настоящие художники будете это делать.

Какую краску нам необходимо смешать, чтобы получить серую краску? (в белую краску добавить капельку чёрной).

Да, чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если вы будете рисовать тучи, то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет листьев и травы поздней осенью тоже утратил яркость - он бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте к ней немного желтой и коричневой - получится бурый цвет.

Итак, сначала нужно составить нужную краску на палитре, а потом рисовать ею на листе.

Вы обратили внимание на то, как «волшебно» изображён мох. Как вы думаете, каким способом мы будем рисовать мох? (способом «тычка»).

Каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти).

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы левой руки «шагают» по ладони правой)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы правой руки «шагают» по ладони левой)

Дуб, берёза, клён, осина, (Сгибаем пальцы, начиная с большого)

Ива, тополь и рябина,

Липа есть, сосна и ель

Подумайте о своей картине и приступайте к работе.

Во время рисования педагог обращает внимание на композицию, передачу цвета, аккуратность в работе.

После окончания рисования ребята выбирают понравившиеся рисунки, работы выставляются для просмотра. Дошкольники рассказывают, что нарисовали. Педагог делает анализ детской деятельности.


Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей . Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

Изображение предметов

По-новому организует воспитатель анализ натуры , так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки . Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.

При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения , но и на художественность самого образа . Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность.

В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Этояркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище ввиде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.

Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

Декоративное рисование

Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе : образцами служат произведения декоративного искусства , которые дети учатся анализировать. Воспитатель облегчает задание наводящими вопросами, определениями, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, способствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям перед Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние мотивы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, малиновый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

Сюжетное рисование.

Рассматривание картин и рисунков художников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.

Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выделяются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками . Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медведя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказочный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.

Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» и др.

В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего , предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должныпередать характерные особенности зданий , которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Технические навыки.

За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки . Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.

Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью . Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества . Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности , вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать . Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.