Культура индии в 16 веке. Культура Древней Индии. Достижения культуры Древней Индии. Йога в Индии

Очень сильно) Быть там и не зафиксировать хоть каким-то примитивным образом увиденные картины — большое кощунство. Поэтому я решил собранные мной и другими путешественниками интересные факты об Индии облечь в статью и самому немного порефлексировать на эту тему.

А что вы знаете про Индию? Путешествующие на этот вопрос могут дать банальный ответ: Индия – страна контрастов. С этим спорить я не буду, но одним словом «контрастность» невозможно передать всю тайну и магию этого кусочка земли.

Культура Индии складывалась веками, поэтому, несмотря на современный ритм жизни, некоторые старинные устои сохранились и по сей день.

  • В качестве рукопожатия существует особый жест, зовется «намасте». В переводе значит «приветствую в тебе Бога». Чтобы его правильно выполнить, нужно поднести сложенные ладони и пальцы рук на уровень груди.
  • В основном браки создаются не под действием любви, а по четкому выбору родителей. Одним из главных параметров, на что обращают внимание при выборе жениха или невесты, являются религиозные убеждения и кастовая принадлежность.
  • Разводов в Индии практически нет. Многие женятся 1 раз и на всю жизнь.
  • Во многих деревнях землю до сих пор пашут с помощью буйволов и плугов, что на фоне хорошего приема 4G-интернета создает особенный контраст (вместе с разрывом шаблона)
  • Жениху запрещено смотреть на невесту во время свадебной церемонии, он может ее видеть только через отражение в зеркале.
  • Еще издавна существует поверье, что девушка, родившаяся в определенную дату, сулит своему мужу смерть. Поэтому такие «счастливицы» выходили замуж два раза, причем в первый раз – за неодушевленный предмет.
  • Ну, о коровах наверняка знают все. Они здесь спокойно гуляют по улицам а иногда и спят прямо на проезжей части. В Ришикеше специально обученные люди их подкармливают похлебкой
  • Судоходство было основано в Индии, примерно 6 000 лет назад.
  • Продолжая разговор о стране, стоит отметить, что Индия вплоть до 17 века считалась самой экономически устойчивой и одной из самых богатых во всем мире.

Гхаты Варанаси

Священные животные на улицах Пушкара

За милым хоть куда

Как и любая другая страна, Индия богата на различные обычаи. И глядя на них я порой очень радуюсь тому, что сам я не индус.

  • Сати – древний ритуал, согласно которому жена целиком и полностью должна разделить судьбу мужа. В том числе и его смерть. При выполнении сати, жена идет вместе с мужем в погребальный костер. В данное время данный обычай практически не практикуется, его выполнение приравнивается к преступлению. Поэтому, дабы избежать искушений, на похоронах присутствуют только мужчины.
  • Жители некоторых индийских поселений, придерживаются такого ритуала как бросание новорожденного ребенка с крыши дома на большой кусок ткани. Но не стоит бояться, все происходит абсолютно безопасно. Согласно поверью данный обряд сулит новорожденному удачу, здоровье и долгую жизнь. Что будет если ребенок вдруг промахнется мимо ткани, история, конечно, умалчивает.

Сквозь время

История Индии, как и ее настоящее — очень богата на разные культурные обычаи и факты:

  • Родоначальницей знаменитой игры шахматы была Индия.
  • Кристаллический сахар из тростника впервые был изготовлен в Индии.
  • В наше время большинство людей, любят отдохнуть субботним вечером в кальянной. Не все знают, что именно Индия является родиной кальяна.
  • Древняя Индия оставила колоссальный след в математике, астрономии, медицине. Большинство математических терминов было придуманы индийцами.
  • Самое древнее литературное достояние – Веды. Согласно историческим данным они были созданы около 3 500 лет назад.
  • Индийцы не только не побоялись огромного слона, но и смогли первыми его приручить
  • На территории этой чудесной страны зародились аж 5 мировых религий: индуизм, буддизм, джайнизм, сиккхизм и бахаизм. Кроме того, здесь живут представители абсолютно всех возможных религий и верований. Недавно открылся близ Ченная даже православный храм.

Храмы в Хампи, одном из мест культурного наследия ЮНЕСКО

Климат, география и погода

Продолжая разговор о фактах, стоит сказать несколько слов о географии и климате.

Высшая точка Индии — гора Канчеджанга (8560 м), 3-я по высоте в мире, после Эвереста и Чогори (К2)

  • В Индии существуют все климатические пояса: от экваториального до арктического. Второй такой страной является .
  • Штат Мегхалайя – самая дождливая местность в мире.
  • Абсолютный перепад высоты в Индии — 8500 метров. От уровня моря до вершины Канченджанги
  • На самом крайнем индийском севере, в местечке Драс, была зарегистирована рекордно низкая температура в -57 градусов. Индусы считают самым холодным местом мира после Якутии. Конечно, информация эта весьма «условна», как и многое, что говорится в Индии, зато очень подчеркивает значимость того или иного места.

Мы в Драсе. Справа на фотке — информация про самое холодное место

Население

  • Самый крупный город — Мумбаи с населением около 19 млн человек
  • Численность населения в штате Уттар-Прадеш больше чем во всей Бразилии.
  • Согласно данным 2014 года в Индии учились около 315 миллионов студентов, а это в разы больше чем общее количество жителей в России.
  • В 2013 году на празднике кувшина приняло участие более 120 миллионов людей.
  • Прогресс рождаемости в Индии зашкаливает. Так, например, если брать данные с 1901 по 2016 год, то можно наблюдать уровень роста в 332% что является своего рода рекордным.
  • Про индийские трущобы знают все, но никто не знает, что там проживают порядка 65 миллионов индийцев, это приблизительно численность жителей Таиланда.
  • Плотность населения составляет 382 человека на один квадратный километр. В штате Бихар на ту же площадь показатель составляет 1102 человека.

Языки

  • Думаете, в Британии проживает самое большое количество носителей английского языка? А вот и нет, согласно полученным данным этот рекорд принадлежит Индии
  • Здесь 2 официальных государственных языка: хинди и английских
  • Региональные языков — 22 + 447 местных языков и около 2000 диалектов. На фоне такого пестрого разнообразия, не удивительно, что возникла необходимость искать какой-то универсальный способ общения

Медицина

Медицина в Индии не только была развита много веков назад, но и имеет свои интересные факты.

  • Сушурата – основоположник хирургии, который жил более 2 600 лет назад в Индии. На тот момент он мог успешно проделывать ряд операции, в числе которых: удаление катаракты, кесарево сечение, пластические хирургии и т.д.
  • При исследовании древних писаний, ученные обнаружили, что в Индии еще во времена древней цивилизации вовсю была использована анестезия.
  • Первая школа медицины в истории человечества – аюр-веда была основана более 2 500 лет назад.
  • Фармацевтическая компания Bayer в 1898 году в своей лаборатории произвела новое лекарство. Оно помогало при кашле, а также облегчало боль. При этом пациенты при его употреблении чувствовали себя настоящими героями. Этому лекарству было дано имя – героин. В Индии вплоть до 1910 года его можно было купить в обычной аптеке.
  • Фармацевтика — одно из самых основных направлений индийской экономики

Транспорт

В Индии даже обычные дороги имеют несколько интересных нюансов, которые способны у обычного европейца вызвать если не шок, то удивление уж точно.

  • Индийские железные дороги занимают третье место в мире по протяженности, после США и России
  • Поезда здесь часто опаздывают. Не удивляйтесь, если приедете куда-либо с 20-тичасовым опозданием
  • Судя по новостям, бывает, что тоже сбиваются с пути и едут не в ту сторону
  • В Дели строго запрещено курение в машине. Если вдруг вы это сделали, то вам грозит немалый штраф
  • В Мумбаи запрещено оставлять машину с включенным двигателем
  • ПДД здесь мало кто соблюдает. На дорогах — хаос, подчиненный неведомому нам контроллеру
  • По улицам Калькутты можно передвигаться на тележке, которую таскает за собой человек и на такси, заказанному через UBER.
  • Если вы во время поездки заметили на дороге корову, то вам следует быть предельно аккуратным. В случае даже незначительно столкновения с животным, вам грозит штраф, а в некоторых случаях, даже тюремный срок
  • В день пригородные поезда Мумбаи перевозят около 8 миллионов пассажиров. Это больше чем количество жителей некоторых стран
  • В Индии расположена одна из самых высокогорных дорог в мире, . Особенное удовольствие — проехать ее на старом-добром Royal Enfield

Мы на перевале Тангланг-Ла (5330 м) во время мотопутешествия по Кашмиру и Ладакху

Пару слов о Гоа

Живописный курорт Индии славится не только многочисленными возможностями для отдыха, но и интересными фактами.

  • Гоа – это бывшая португальская колония, которая вошла в состав Индии только после 1961 года.
  • Во многих ресторанах курорта можно заказать пельмени, и даже окрошку.
  • Здесь очень красивая природа и мало больших городов
  • Большая часть населения исповедуют христианство

Церковь Святого Ксаверия в Гоа (аж 16 века, кстати)

Еще немного интересностей

Как видите, в Индии много интересного. Если не устали, не закрывайте, пожалуйста, страничку.

  • На территории Индии расположено 32 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их число входит знаменитый комплекс Тадж-Махал.
  • Несмотря на то, что 80 % индийцев являются последователями индуизма, в Индии можно найти представители всех мировых религий.
  • Индийцы не пользуются туалетной бумагой. Возле каждого толчка расположен краник с водой и ковшиком
  • Практически 40 % индийцев являются вегетарианцами, поэтому страна является самой «травяной» в мире.
  • Самая крупная почтовая система работает в Индии. Здесь вы можете увидеть почту расположенную на высоте порядка 4440 метров, или почтовое отделение, плавающее прямо в озере.
  • — один из самых древних, существующих сегодня. По легенде он был создан божеством Шива примерно 5 000 лет назад.
  • В роли тарелки индусы часто используют листья бананов.
  • Любители природных особенностей, смогут увидеть в штате Мегхалая так называемые «живые мосты». Они создавались самой природой на протяжении 500 лет.
  • Самые крупные солнечные часы расположены в Дели и Джайпуре.
  • Вы любите сладкое? Тогда вам понравятся различные индийские десерты. Национальная кухня Индии состоит из 140 десертов на любой вкус.
  • Катаясь в автобусе, не удивляйтесь, что в нем нет стекла.
  • Йога была зарождена около 5 000 лет назад и сегодня внесено в т.н. «нематериальное наследие» ЮНЕСКО.
  • Если вы хотите произвести яркое впечатление на индианку, скажите ей что ее походка, подобна той, что имеет слон и тогда, вы покорите ее сердце (честно, не пробовал, но если у Вас есть опыт — поделитесь им, пожалуйста?)
  • В штате Раджастан на дорогах нередко можно встретить верблюдов, запряженных в повозки

Напоследок — моя любимая фотография, которую я назвал коротко «Индия, лето, Ярослав». Как видите, контрасты просто зашкаливают.

Конечно, это далеко не все, что я собрал в своей памяти и на просторах интернета. Список этот буду еще дополнять и расширять, а может быть даже сделаю очередную статью.

Если у Вас будут полезные дополнения к интересным фактам про Индию, поделитесь ими в комментариях, пожалуйста?

Нет похожих статей

Культура Индии - одно из уникальных явлений в мировой культуре. Это одна из самых древних культур, которая и по сегодняшний день существует на фундаменте, сложившихся в глубине веков. Индийская культура поражает своим постоянством и целостностью тем больше, чем более четко проявляется разнообразие условий ее существования, сложность ее политической истории, многонациональность ее носителей. Занимая огромную территорию Азиатского субконтинента, Индия по численности населения занимает второе место в мире после Китая. По данным 1990 года, ее население составляет 849 900 000 человек. Среди многомиллионного населения Индии сосуществуют различные расовые типы. их разнокачественность состояла здесь в течение тысячелетий усилиями разных народов, среди которых были и племена джунглей - бхилы, когда, санталы и греки, саки и кушаны, гунны, арабы, тюрки, афганцы и другие. Основу населения составляют индоарии (72%). Сейчас в Индии сосуществует около 80 этносов, говорящих 834 языках и диалектах.

Индия на протяжении своего исторического существования не только встречалась с присущими ранним историческим стадиям человечества процессами столкновений с различными завоевателями, но и попадала на долгие века в иностранное порабощения. Она разрывалась междоусобицами раздробленных по феодальным типом владений, лишь иногда находясь в политической целостности. Так, определенной целостностью индийская культурное сообщество характеризовалась во времена государства Нанда (VI-V вв. До н. Э.), В царствование Ашоки (III в. До н. Э.), В царстве Кушан (II в. Н. Есть.) Гуптов (IV-VI вв. н. э.). Определенная целостность была присуща государственным образованием периода мусульманского завоевания: Делийский султанат при правлении Мухаммада Туглук (XIV в. Н. Э.), Империя Великих Моголов (XVI-XVII вв. Н. Э.). Первой общеиндийского государством стала британская Индия с XVIII века.

Культура Индии, создаваемая на протяжении веков усилиями разных народов, несмотря на все социально-политические препятствия всегда выделялась своей внутренним единством, имела только ей присущий характер, являясь, по сути, продуктом глубинной духовной целостности, и теперь определяет незыблемую общность народов этого региона.

1. протоиндийской культура

Возникновение культуры на полуострове Индостан ученые относят еще к IV тысячелетию до нашей эры. По данным археологических исследований индийских ученых, еще 1925 году были открыты остатки достаточно развитой цивилизации на северо-западных территориях полуострова. Это дало основания отыскивать истоки культурного индийской специфики в тот давний период, хотя в отношении тех времен еще нельзя говорить собственно о широко известную теперь великую культуру Индии. Но это уже были предвестники, которые сыграли свою роль в ее дальнейшей судьбе.

Благодаря раскопкам в бассейне реки Инд оказалось существование в IV-и II тысячелетиях до нашей эры высокоразвитой культуры городского типа, по уровню своего развития отвечала современным с ней культурам долин рек Нила, Тигра и Евфрата, то есть египетской и месопотамской культурам. Это так называемая Индская цивилизация, которая еще известна по названиям двух открытых археологами поселений - Мохеджо-Даро и Хараппы. Однотипность характера открытых ячеек указывает на доминирование и широкое распространение этой цивилизации. ее территория простиралась примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км - с севера на юг. Очевидна и самостоятельность и суверенность Индской культуры, не только прямо не последовала культурного достояния Египта и Месопотамии, но и в чем-то даже превышала их уровень. Хотя следует подчеркнуть и факт их межкультурных контактов, свидетельством чего, опять же, стали археологические открытия.

Самая большая сложность исследования этой культуры связана с невозможностью пока полностью расшифровать индскую письменность. Если культуры Месопотамии и Египта изучены благодаря знакомству с их письменными, Индская культура известна только по материальным остатками. Однако и они являются свидетельствами высокоразвитого культурного существования в Индостане в течение IV-III тысячелетий до нашей эры.

Для хараппской культуры характерен был высокий уровень урбанистического образа жизни с совершенной для того времени технологии обработки металлов (медь, бронза), камня, керамического производства, земледелия (со сложной и эффективной оросительной системой) и скотоводства (с использованием транспортных средств), с развитой торговлей, в том числе и внешней. О наличии письменности свидетельствуют более 2000 найденных надписей, состоящих из 400 различных знаков.

По вопросу, кто был создателем этой цивилизации, то исследователи констатируют тот факт, что это были не индоарии, которые появились на Индостане значительно позже, и выдвигают гипотезу о существовании протомундив и протодравидив - предшественников ныне существующего Дравидийские этноса, который является одним из древнейших коренных этносов на полуострове.

По материальным остаткам хараппской культуры прослеживаются господствующие в те времена религиозные представления и выясняются характерные признаки культовых традиций. Разнообразные терракотовые статуэтки и цилиндрические печати хранят, с точки зрения исследователей, образы не только ха-раппцив, но и их божеств. Специальные комнаты для омовения с высокоразвитой канализационной системой считаются признаком распространения культовых омовений. По многим чертами постоянства культуры на протяжении тысячелетий исследователи предполагают теократический характер хараппской цивилизации, где господствуют "неизменные традиции храма". Именно в некоторых чертах религиозных образов проявляются тенденции подражания Индской цивилизации следующей индийской культурой. Такое подражание важно для понимания составляющих собственно индийской культуры. Ведь долгое время считалось, что она в своем развитии связана только с индоевропейскими завоевателями-ариями, которые якобы не только политически, но и прежде всего культурно подчинили себе автохтонное население Индостана. Однако обнаружена сходство религиозных образов Индской культуры к поздней относительно арийских религиозных представлений системы индуизма реабилитирует роль хараппской цивилизации в культуротворческим процессе в Индии. Такая связь религиозных традиций Хараппы с религиозными представлениями уже постоянной культуры Индии является свидетельством культурных возможностей коренного населения этого региона. Так, считается, что индийцы последовали Хараппская культ богини-матери, уделяя особое внимание женским божествам в индуизме, в частности богини-матери Дэви. Найденное в Мохеджо-Даро изображения триликого божества в специфической позе, подобной йогической медитации, приравнивается к одному из уважаемых божеств индуистской традиции - бога Шивы и называется исследователями "Прото-ИИИивою". Другие сюжеты свидетельствуют о поклонении Хараппа-пцив священным деревьям, особенно дереву пи пал (в индийской религиозной традиции это священное дерево Будды), о возможном распространении аскетической йогической медитативной практики, образцом которой является изображение на найденных хараппских печатях.

Причины исчезновения Индской цивилизации в начале II тысячелетия до нашей эры остаются не выясненными. Предполагается, что возможными причинами могли быть природные катаклизмы и, обремененные к тому же набегами завоевателей. Однако есть все основания полагать, что богатые традиции этой культуры (не только религиозные, но и, например, земледельческие) не исчезли бесследно. Оставаясь в культурном опыте того коренного населения, встретилось с индо-ариями, хараппская культура сыграла свою стимулирующую роль в развитии как материальной, так и духовной культуры индоариев на путях формирования собственно индийской культуры.

Индия – страна с богатой историей, а существующие в настоящее время традиции берут сове начало еще с древнейших времен. Археологические раскопки датируются 3 тысячелетием до нашей эры и уже тогда племена, жившие на территории этой страны, занимались земледелием, именно индусы первыми начали выращивать рис, сахарный тростник и хлопчатник.
Индия – азиатская страна, поэтому быт и культура имеет общие черты с соседними странами, такими как Пакистан, Иран и Афганистан.
Племена, населявшие Индию, состояли из местного населения дасов и пришлых индоевропейцев ариев (индоиранцев), последние пришли на смену хараппской цивилизации (названную так в честь города Харапп, где найдено большинство предметов их быта).
Началом культурного наследия Индии считается хараппская культура, существовавшая во 2 тысячелетии до нашей эры. Именно хараппское население начало возводить городские поселения, об этом свидетельствуют развалины, обнаруженные в Мохенджо-Даро, уже в то время строения были двух этажными, имелась система сточных каналов, примитивные трубопроводы. Одновременно развитие получила и обработка драгоценных камней, из них делались украшения и предметы быта. Развивалась письменность. Жители хараппской цивилизации были религиозными людьми и обожествляли животных, для поклонения они возводили алтари, а божественных животных изображали на различных предметах быта и статуэтках. Именно эта цивилизация при изображении предавала животным человеческие черты лица.
Исчезновение хараппской цивилизации происходило постепенно, хотя причины до сих пор остаются загадкой, на ее смену пришли арийские племена.
Арийские племена повлияли на развитие культуры Индии, так арийцами было создано социальное деление, искусство танца, вид одежды (сари и др.) и религия, сохранившиеся в наши дни. Общество делилось на «варны» – группа людей, выполняющая определенную функцию. Каждая варна имела свою профессию, а ее представители занимали определенное положение в обществе, соответствующее их варне. Принадлежность к варне наследовалась, а браки заключались между равными по положению людьми. Брахманы считались высшей варной, чтили духовные традиции, проводили религиозные обряды. Кшатрии были военные аристократы. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Самой низшей варной были шудры, они занимались ремеслом и земледелием, но не обладали правами вайший. Отличались варны и в цвете одежды: брахманы носили белые цвета, кшатрии – красные, вайшьи – желтые, шудры – черные. Первые три варны считались малочисленными, высшими слоями населения, а шудры это основное население страны. Кстати язык, на котором сегодня общаются индусы «хинди», имеет арийские корни. Аналогом нашей Библии, в Индии в 1 тыс. до нашей эры были «Веды», писания состояли из четырех сборников «самхит», в каждом сборнике были гимны, тексты поклонения богам, заговоры, заклинания и даже танцевальные движения для обрядов. Читать «самхит» могли только мужчины первых трех варн. Самой древней «самхит» была «Ригведа» в ней упоминалось о более 3 тысячах божеств. Поклонялись арийцы трем сферам (земле, воздуху и небу), соответственно боги разделялись на эти три группы. Важнейшими богами были боги воздуха, т.е. то пространство что соединяет землю и небо. Вообще ведийское мировоззрение было основано, на том, что и люди и боги подчинены единой вселенской силе, все взаимосвязано в этом мире животные, люди и боги. Именно в ведийской культуре обожествление природы – пантеизм, проявляется особенно ярко, богов-животных изображали на зданиях, в храмах, изготавливали статуи, тогда появились многорукие и многоногие божества, а развитие искусства делало их изображения особенно красочным. На рубеже бронзового века возникают разногласия между варнами, борьба между брахманами и кшатриями приводит к созданию нового верования - «Брахманизм», а после уже у каждой варны появляются свои божества (кроме шудр). Превосходство одних богов над другими вызывало бурю недовольства, появлялись атеистически настроенные люди, считавшие, что мир богов не должен возвышаться над человеческим миром, а познать истину может любой человек не зависимо от принадлежности к той или иной варне. Последователями такого мировоззрения назывались шраманы. Сторонниками антибрахманистического направления были буддисты, джайнисты и др.
Будда означает просветленный, именно так и зародилась эта религия. Однажды сыну царя из рода Гаутамы Сиддхартхе предсказали, что он станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Когда это произошло Сиддхартха, бросив все блага царской жизни, отправился странствовать по миру, к 40 годам к нему снизошло просветление, и он стал «буддой». Идея буддизма была в следующем, для того чтобы достичь нирваны (невозмутимости, душевного спокойствия) необходимо пройти все испытания выпавшие на твою долю и остаться честным, чистым духовно, человеком. Во времена правления императора Ашоки, по всей Индии строились буддистские храмы, изначально памятники Будде изображались в виде колеса, затем животного и только потом в облике человека сидящего в позе лотоса. Буддизм приобрел большое количество последователей за пределами Индии, благодаря мирному отношению к местным культам, а основная теория буддизма заключалась, в том, что надо меньше грешить.
Параллельно с буддизмом в 7-6 веках до нашей эры зарождается индуизм. Можно сказать, что в индуизм вошли многие религиозные течения, существующие в Индии, но его основу все-таки составил брахманизм. В настоящий момент индуизм основная религия в стране. В Индуизме люди продолжают покланяться животным (корове, обезьяне, слону), и это отразилось на употребляемых продуктах. Так, пища в Индии вегетарианская, хоть и существуют мясные блюда, но блюда из говядины встречаются крайне редко, так как убийство рогатого скота в некоторых Индийских штатах преступление.
В Индии много праздников, посвященных различным божествам, а так как богов много, количество праздников больше чем дней в году.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что культура Индии развивалась постепенно, так как склонна к адаптации и переосмыслению, но в тоже время, с трепетом, хранит традиции, идущие из глубины веков.

Пожалуй, Индия – самая экзотическая из всех азиатских стран: только здесь можно увидеть такое пестрое многоцветье красок и услышать такую широкую гамму звуков. Только здесь можно созерцать корову, важно шествующую по городской улице рядом с «Мерседесом» и велорикшей; и никто не вправе ее прогнать, а только может осторожно объехать. И только в Индии в мутные, грязные воды Ганга смело заходят все подряд, уповая на его божественные силы, и совершают омовение. Нигде больше не услышишь такого льющегося непрерывной переливчатой струей неземного вокала и не увидишь таких гуттаперчивых танцовщиц, извивающихся так, что, кажется, что у них нет костей. Именно в этой густонаселенной стране безумная роскошь одних сочетается с ужасающей нищетой других. А здешнему целомудрию влюбленных нужно поучиться пресыщенным европейцам, напрочь забывшим о таких понятиях, как непорочная чистота и возвышенность любовных чувств, и привыкшим обходиться без душевных и сердечных прелюдий в своих отношениях. Население здесь делится на многочисленные касты, у каждой из которых есть свои обычаи, поэтому их очень много у индийского народа.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Традиция обожествлять животных уходит своим корнями в глубокую древность, но до сих пор свято чтится в стране; хотя нарушение в виде оскорбления культового животного уже не карается так жестоко, как раньше, когда человека, обругавшего символ святости приносили ему в жертву. Но по-прежнему закон суров к тем, кто осмеливается небрежно отнестись к тому или иному представителю четвероногих: за это грозит высылка из страны.

В каждом штате свой культ животного, и, чтобы не попасть в неприятное положение, нужно узнать, кого свято чтут в данной местности, и стараться максимально уважительно относиться к священному объекту. Главным культом в стране является корова, которая может спокойно лежать на автотрассе до тех пор, пока ей самой не надоест.

В храмы не разрешается заходить в кожаной обуви и иметь на себе украшения из кожи. В честь священных животных устраиваются специальные торжества и широкие празднества Тайпусам, в которых принимает участие все население, независимо от каст и сословий. Главная цель таких действ– показать победу добра над злом, когда доведенные до экстаза индийцы даже прокалывают себе руку или ногу в знак готовности принести себя в жертву тотемному божеству.

Индийские танцы

Наверно, мало найдется среди индийцев тех, кто вообще не умеет танцевать, потому что по заведенным обычаям танцам обучают чуть ли не с младенческих лет.

Неумение танцевать считается дурным тоном, а того, кто преуспел в этом деле, превозносят до небес: талантливая танцовщица пользуется всеобщей любовью и уважением. Потому что каждый танец – это не просто грациозные движения, а определенная композиция, заключающая в себе четкую идею, смысл, понятные искушенным зрителям. Чем выразительнее передается это танцорами, тем выше оценка их мастерства, виртуозность которого вызывает бурю восторженных криков зрителей.

Приветствия и жесты

У них даже обычное рукопожатие, принятое везде при встрече, имеет свои особенности: считается неприличным здороваться с незнакомым человеком и с женщинами. Также недопустимо обниматься и целоваться, встречаясь и прощаясь даже с хорошо знакомыми людьми – самым приемлемым считается в такие моменты «намасте» — сложенные на уровне груди руки или поднятая вверх ладонь.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно знать толкование распространенных жестов: нельзя публично щелкать пальцами, подмигивать женщинам, хлопать в ладоши, так как это будет расценено как оскорбление или неприятный намек.

Слово «туалет» в значении места, где можно совершить естественные отправления, следует заменять странным словосочетанием «номер один», когда есть необходимость узнать местонахождение этого объекта. Особенно к языку жестов требовательны в провинциях: консервативные жители которых строго следят за поведением приезжих.

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених — «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.

В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять. Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония — сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов. Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни. Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.


Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом , включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

  • Ригведа (религиозные гимны);
  • Самаведа (песнопения);
  • Яджурведа (жертвенные формулы):
  • Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

  • брахманы (жрецы);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
  • шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара ), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы - непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм , выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты , которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо , в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы составляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания ньяи . что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги , которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз — асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Художественная культура Древней Индии

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальнучомузыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.