Кусково - усадьба дивной красоты. Кусково: дворец с партером и оранжереи Каменная оранжерея в кусково

В день бесплатного посещения мы побывали почти во всех павильонах "Усадьбы Кусково". В некоторые были небольшие очереди, в некоторые - побольше. Некоторые павильоны были закрыты: Грот - на реконструкцию, а Итальянский домик - по неизвестным мне причинам.

Сейчас в одной половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково", а во второй половине, если не ошибаюсь, развернуты экспозиции Государственного музея керамики. Во второй половине мы не побывали, так как уже не хотели стоять на солнце еще одну очередь, хотя и небольшую, т.к. Валя уже устала, зато зашли без очереди в следующую - Американскую оранжерею.

1. Вид на Большую Каменную оранжерею

2. Большая Каменная оранжерея

3. Портреты русских царей, цариц, царевича и патриарха. Слева направо сверху вниз:
царь Федор Борисович Годунов, царь Борис Федорович Годунов, царь Михаил Федорович;
патриарх Филарет, царица Ксения Ивановна Романовна, царь Алексей Михайлович;
царица Мария Ильинина, царевич Алексей Алексеевич,царь Федор Алексеевич.

4. Портретная галарея: российские монархи и члены их семей

5. Портрет императора Петра I неизвестного русского художника

6. Портрет императрицы Анны Иоанновны неизвестного русского художника

7.Портрет императрицы Екатерины II. (Копия с оригинала Торелли) неизвестного русского художника

8. Портрет великой княгини Марии Федоровны - урожденной Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, русской императрицы, второй супруги императора Павла Петровича.

9. Портреты российских государственных деятелей. Слева направо сверху вниз:
князь Алексей Михайлович, княгиня Мария Юрьевна Черкасская, Анастасия Петровна Голицына;
граф Федор Алексеевич Головин, граф Иван Иванович Бутурлин, Афанасий Данилович Татищев;
граф Петр Андреевич Толстой, герцогиня Анастасия Ивановна, барон Петр Павлович Шафиров.

10. Портреты представителей западноевропейских правящих династий. Слева направо сверху вниз:
шведский король Густав III, шведская королева София Магдалена, испанский король Карл III;
неаполитанский король Фердинанд IV, английский король Георг III, английская королева София Шарлотта;
жена голландского штатгальтера Фредерика София Вильгельмина Прусская, голландский штатгальтер Вильгельм V Оранский, король Сардинии Виктор Амадей III.

11. Портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой

12. Другие экспонаты портретной галереи

На выставке выдают ксерокопию каталога портретной галереи, чтобы ориентироваться в портретах и находить по изображениям их подписи (под самими портретами подписей нет). Выставка нам всем очень понравилась, было интересно догадываться по портрету о том, кто на нем изображен. Правда, мы очень мало кого угадали. Я, например, не узнала Петра I (а Валя, напротив, узнала).

Добавим к историческим портретам выставки семейные фотопортреты нашей дочери, Валентины Вячеславовны, сделанные в этот день в галерее портретов.

Оказавшись в пространстве парадного двора, мы видим перед собой первую поперечную планировочную ось, проходящую вдоль берега пруда и сосредоточившую главные здания имения – Дворец, церковь и кухонный флигель. Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили. Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, поэтому на гравюрах М. Махаева, сохранивших для нас исторический облик усадьбы, колокольня отсутствует.

Первоначально здание Дворца было меньше того, которое мы видим сейчас, и повторяло облик Фонтанного дворца Шереметевых в Петербурге. В 1769-75 гг. К.И.Бланк перестроил обветшавший деревянный дворец в стиле классицизма по проекту Шарля де Вайи.

Здание дворца не имеет традиционных для того времени флигелей. Крылья дворца ограничили и расчленили бы пространство Парадного двора, поэтому центральный портик оформлен по бокам двумя ризалитами вместо выступающих вперед флигелей.

Справа от дома под окнами банкетного зала стояли шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметеву. Они отзывались салютом на выстрелы с яхты.

Анфилада залов дворца, согласно традициям того времени, должна была поражать воображение гостей. Каждый зал оформлялся в своей цветовой гамме. Гостиные и комнаты тогда так и называли по цвету их обивки: голубая гостиная, малиновая гостиная, белый зал. Каждая комната и зал имели свое назначение. Шпалерная, оформленная великолепными гобеленами, занимающими все свободное пространство стен, предназначалась для семейных музыкальных концертов. Карточная и билльярдная, картинная и библиотека, обширная малиновая гостиная с механическим органом, парадная и вседневная опочивальня. Парадная опочивальня, обитая зеленым шелком с розами, была специально обустроена к приезду Екатерины II. В результате постоя французов в 1812 г. шелковая обивка залов была практически утрачена, ее восстанавливали по рисункам и оставшимся обрывкам и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью.

Пространство парадных залов украшали жардиньерки с цветами, аквариумы и кадки с цитрусовыми. Аквариумы тогда еще только входили в моду, пришедшую вместе с фарфором с Востока, и представляли собой большой белый фаянсовый горшок, расписанный внутри рыбками и водорослями. В аквариум наливали воду, которая колебалась от шагов гостей по деревянному полу, создавая впечатление движения рыбок в аквариуме, а иногда рядом с аквариумом клали блюдце с камешками, которые можно было бросать в воду.

Пройдя по анфиладе парадных помещений, мы поворачиваем в покои хозяина: кабинет, диванная, библиотека и вседневная опочивальня. Обойдя полдома, мы оказались в картинной. Богатая коллекция живописи в усадьбе включала не только уникальные шедевры, но и картины крепостных художников, выполненных по заказу хозяев. Вернуть залу прежний вид уже не представляется возможным: раньше была принята симметричная развеска картин вплотную, когда полотна равной величины в одинаковых рамах размещали, симметрично заполняя пространство стен. Для этого картины подбирали по цвету, размеру и теме, не обращая внимания на их уникальность и безжалостно обрезая края под размер рам. Богатая коллекция живописи Шереметева тоже резко сократилась после постоя французов в 1812 г.

Из картинной мы попадаем в белую зеркальную галерею – огромный зал, смежный с банкетным. В XVIII веке процветал культ еды, ни одна встреча или мероприятие, будь то бал, охота или театральное представление, не обходилось без праздничного обеда, порою затягивавшегося до утра.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу. В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы – в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой. Чтобы запахи пищи не впитывались в обивку, банкетный зал отделали расписанными панелями. Примечательна и ниша, украшающая зал и расписанная под трельяжную беседку.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев. Для каждого праздника художники заново создавали эскизы фейерверков, декоративных построек в парке в виде беседок и арок, оформления стола, театральных сцен и костюмов. Стол оформляли в соответствии с разработанными эскизами, начиная от формы самого стола, который мог быть фигурным, и заканчивая декором столового белья и салфеток. Боковую часть скатерти красиво подкалывали воланами и украшали цветами и лентами, перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

О начале торжественного обеда – «трактования», как говорили два века назад – гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк. Стена напротив окон украшена оконными рамами, застекленными зеркалами, наполняющими помещение светом и отражениями парка. Любопытно, что такая мелочь, как размер рисунка паркета в бальных залах, была тоже предусмотрена и рассчитана по размеру танцевального па. Типичное оформление больших торжественных залов зеркалами в оконных рамах, столь популярное в XVIII в., берет свое начало в зеркальной галерее Версаля и многократно повторяется во всех королевских резиденциях Европы.

Партер

Из окон зала открывается вид на партер регулярного парка, привлекающий внимание строгой геометрической планировкой и логически продолжающий банкетный зал.

Природа в регулярном парке строго подчинена воле архитектора. Недаром раньше ландшафтных дизайнеров называли строителями садов или парковыми архитекторами. Здесь царит симметрия, строго заданные правильные формы, увязанные в единую композицию с планом усадьбы. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской, словно паркет гостиной, площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Активные работы по обустройству Увеселительного сада, как тогда называли регулярный парк в Кусково, начались еще в середине XVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве под руководством садовников-иностранцев - Карла Рейнерта, Иогана Манштатта и Петра Ракка, договоры с которыми переоформлялись каждые два-три года.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Регулярный парк имеет традиционное трехчастное деление. Центральная часть между зданиями дворца и оранжереи занята партером и украшена цветниками, рабатками, газонами, дорожками и многочисленной скульптурой. Правая и левая – боскетами, аллеями и павильонами. В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах. Чтобы зрительно увеличить протяженность партера, вдоль ближайшей к дворцу половине партера ставили по два бюста, вдоль дальнего – по четыре. Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Скульптурное наполнение партера со временем менялось. В 1779 г. на центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы в память визита Екатерины II в Кусково в 1774 г. Изображение императрицы в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время. Кроме того, на главной оси были размещены солнечные часы, фигура итальянской работы «Le fleuvе Scanmindre» и обелиск работы Архипа Иванова из разноцветных гранитов, подаренный императрицей Шереметеву в 1785 г. на память о своем очередном визите. Высокие архитектурные элементы, расположенные на центральной планировочной оси, дополнены более низкими - урнами на постаментах, симметрично размещаемыми в двух линиях, параллельных главной оси.

Боковые части регулярного парка представляют собой боскеты, расчерченные прямыми аллеями. Пересекаясь под правильными углами, они образуют многолучевые звезды в местах пересечения и просматриваются насквозь. Каждую аллею замыкает павильон, скульптура или «перспективное письмо» (так называли декоративные щиты с изображением перспективы или какого-либо архитектурного объекта: беседки, руины, мельницы). Иллюзия объема написанных полотен была настолько реальна, что «даже некая бедная собачка была обманута и расквасила себе морду, пытаясь вбежать в несуществующее пространство», как вспоминал один из современников.

В Кусково и сейчас еще сохранились уникальные, вырезанные из фанеры садовые обманки в виде расписанных фигур дам и кавалеров. Некогда такие садовые обманки были обязательной принадлежностью садов. Также сад украшали живые зеленые скульптуры зверей, птиц и людей из искусно подстриженных буков и тиссов.

Когда-то стены одной из комнат Дворца были целиком заняты видами Кускова, написанными известным перспективистом М.И.Махаевым и его учеником Григорием Молчановым. Эти картины хранят исторически достоверный вид усадьбы XVIII в. Оформление зала видами собственной усадьбы пришло к нам тоже из Версаля, где галерея Большого Трианона и сейчас украшена видами версальского парка эпохи Людовика XIV. Впоследствии рисунки Махаева были превращены в гравюры, в процессе гравирования их несколько подправили и напечатанные гравюры были собраны в альбом по русскому садовому искусству XVIII в, изданный за границей. Так Кусково стало образцом для подражания.

Оранжереи

Следуя направлению центральной планировочной оси, мы миновали партер и подошли к Большой каменной оранжерее.

Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения, интерес к естественнонаучным исследованиям, ботанике, и географическим открытиям.

В 1761-62 гг. по проекту Ф.Аргунова на месте старой деревянной оранжереи была возведена Большая каменная оранжерея, или Оранжерейный дом с центральным восьмиугольным павильоном, стоящим между двумя стеклянными галереями, завершающимися небольшими одноэтажными павильонами. Постройка отдаленно напоминает дворец Сан-Суси. Она выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Центральный павильон сделан двухъярусным, с южной стороны, обращенной к Дворцу, он увенчан балюстрадой с декоративными вазами. Павильоны оранжереи обильно украшены колоннами, лепниной и гербами. Игра светотени на всех этих элементах контрастирует с простотой частых переплетов стеклянных галерей.

Декоративное оформление южного фасада оранжереи было обусловлено необходимостью зрительно укрупнить его, чтобы он не терялся в конце 300-метрового партера. Зато северный фасад гораздо скромнее и выглядит как одноэтажный корпус с трехчастным делением. С северной стороны боковые павильоны гладкие, с двумя рядами окон и без куполов, видимых с юга.

Огромные входные двери Оранжереи сделаны намеренно широкими и высокими соответственно моде на платье конца XVIII века, что идет вразрез с функциональным назначением здания. Такие двери позволяли спокойно и беспрепятственно входить кавалеру с дамой, одетой в платье с фижмами, в танцевальный зал и боковые павильоны. Зал сделан двусветным за счет арочных окон над дверью, которые подчеркивают высоту и торжественность обстановки. Внутри зал опоясан балконом, предназначенным для оркестрантов. Боковые застекленные галереи, завершающиеся одноэтажными павильончиками, служили зимним садом и местом отдыха для прогуливающихся пар и маменек, поджидающих своих дочерей. Зимние сады были обязательным «райским уголком» русских усадеб и показателем состоятельности хозяев.

Шереметевы не жалели средств на высококвалифицированный персонал, они приглашали самых известных иностранных мастеров, отдавая им в подчинение крепостных, перенимавших секреты их мастерства. Так крепостные становились музыкантами, балетмейстерами и актерами, художниками, архитекторами и садовниками. Сейчас нас интересует работа последних. Крепостные садовники графа сами разводили в оранжереях особо ценившиеся тогда померанцевые, апельсиновые, лимонные, а также кофейные и лавровые деревья. Оранжерея Кусково содержала одну из самых богатых коллекций экзотических растений и цветов в России. Несмотря на суровые климатические условия России, мастерство садовников того времени позволяло круглогодично выращивать в оранжереях цветы и экзотические фрукты к столу знати. Росли и созревали в оранжереях Кусково персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Рядом с Оранжерейным домом в восточной части парка находится Американская оранжерея, которая была предназначена исключительно для хозяйственных нужд. Это одна из самых ранних построек в Кусково. Пять секций оранжереи на каменном фундаменте, различно ориентированные к солнцу, были построены в 1750-х гг. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Откуда же появилось столь необычное для России того времени название – Американская оранжерея? «Каталог растений» 1786 г. прозаично разъясняет термин «американская оранжерея» как постройку «большого тепла». Пять секций здания имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Выращенные здесь абрикосы, персики, ананасы, виноград и кофе служили не только украшением торжественных обедов щедрого хозяина, но и поставлялись к столу именитых вельмож, таких как князь Г.А.Потемкин. Восемь лавровых деревьев, насчитывающие по 300 лет, пережили всех хозяев усадьбы и еще продолжают расти. Современное здание Американской оранжереи было воссоздано на месте частично сохранившейся постройки в 1970-80-х гг.

Со сменой поколений хозяев Кусково постепенно утрачивало свою роскошь. Для ликвидации последствий постоя французов в 1813-15 гг. в усадьбе был произведен ремонт, но прежний блеск уже был утрачен, в 1830-х гг. разобрали здание театра, Столбовую и Китайскую беседки возле Голландского домика. После отмены крепостного права в 1861 г. содержать регулярный парк без штата бесплатных садовников стало практически невозможно. Парк стал приходить в запустение и зарастать. В конце XIX в. большая часть земель усадьбы была нарезана и продана под дачные участки. Все имущество Шереметевых было национализировано сразу после октябрьской революции. Именно это позволило сохранить усадьбы Кусково и Останкино от разгрома. Последний владелец Кусково - Сергей Дмитриевич Шереметев – после 1917 г. проживал в своем московском доме на Воздвиженке. В ноябре 1918 г. чекисты конфисковали всю переписку, дневники и ценные вещи графа, владелец которых уже не поднимался с кровати. Через месяц 75-летний граф скончался и был похоронен на кладбище Ново-Спасского монастыря.

В 1919 г. Кусково превращается сначала в краеведческий музей, а потом в архитектурно-художественный заповедник, который в 1932 г. был совмещен с музеем прикладного искусства. Позже музей был преобразован в музей фарфора и керамики, который сейчас разместился в помещениях двух оранжерей Кусково.

В основе собрания музея лежит коллекция А.В.Морозова из более чем 3000 фарфоровых изделий XVIII в., главным образом мейсенского фарфора.

Музей насчитывает свыше 18 тыс. экспонатов. Среди этих богатств стоит упомянуть итальянскую майолику, изделия с росписями Адама Лёвенфинка и Херальдта, мелкую пластику И. И. Кендлера, изделия Челси, Веджвуда, Севра, яркую коллекцию русского фарфора конца XVIII – начала XIX вв., и, конечно же, уникальный Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

0+

Один из самых крупных ботанических садов Европы был основан в апреле 1945 года. В коллекциях сада представлен растительный мир практически всех континентов и климатических зон планеты. На площади около 30 гектаров создано шесть ботанико-географических экспозиций, посвящённых природе европейской части России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Особого внимания заслуживает новая оранжерея ботанического сада - уникальное сооружение, строительство которого завершилось в 2016 году. Здесь представлен растительный мир влажных лесов, субтропиков и тропиков, организована сложнейшая система бассейнов и водопадов, создан искусственный ландшафт со скалами, гротами и прогулочными тропами. В оранжерее бывает туман, идут настоящие тропические дожди. Это совершенно удивительное место, в котором стоит побывать всем любителям дикой природы.

ул. Ботаническая, д. 4

Первые оранжереи появились в Царицыно ещё в 1740-х годах. Здесь выращивали экзотические фрукты, ягоды и декоративные растения, в том числе и на продажу. Однако уже к концу XIX века оранжереи пришли в упадок - их содержание обходилось слишком дорого и хозяйство себя не окупало. В ХХ веке многие здания были снесены, остальные превратились в руины. Только в 2008 году по сохранившимся чертежам комплекс был отстроен заново. Сегодня для посещения открыты три оранжереи, в которых круглый год цветут цветы и ароматные травы, плодоносят экзотические деревья. Здесь также проводятся экологические мастер-классы и другие мероприятия для детей и взрослых.

Аптекарский огород 0+

Настоящий цветочный рай в центре столицы. В любой сезон здесь есть на что посмотреть и чему удивиться. С каждым годом в оранжерею завозят всё больше необычных растений. Здесь вы увидите махровый гиацинт, скумпию, нарциссы, разные сорта тюльпанов и орхидей. В тропических оранжереях обитают черепахи, поэтому, прогуливаясь между зарослями, смотрите под ноги. Название сада выбрано не случайно. Лекарственные растения здесь представлены в изобилии: от фенхеля до сон-травы. В оранжерее регулярно проводят выставки, например, выставку-продажу хищных растений или фестиваль орхидей. Деревья в «огороде» тоже особенные - здесь огромная коллекция пальм, собранная со всего света.

просп. Мира, д. 26, стр. 1

Нескучный сад 0+

Сад назван в честь усадьбы князя Трубецкого «Нескучное», хотя создателем оранжереи был Прокопий Демидов. В XVIII веке он построил парники, где росли фрукты и ягоды. Демидов привозил из путешествий различные экземпляры экзотических растений. Сегодня в оранжерее площадью около 1000 м² выращивают цветы для украшения Парка Горького. В других павильонах Нескучного сада располагаются кафе, спортивные клубы, коворкинг и детский центр «Шардам».

Ленинский просп., д. 32а

Московский зоопарк 0+

С 2014 года в зоопарке проводят экскурсии по оранжерее. Площадь тропического леса составляет около 140 м². Разнообразные виды пальм привезены сюда из Южной Азии. Вы увидите самую высокую пальму вашингтонию, листья которой достигают в диаметре двух метров. У самой низкой пальмы - кариоты мягкой - листья похожи на рыбий хвост. В оранжерее растёт несколько видов фикусов - бенджамина, лировидный, бенгальский. Детям будет интересно посмотреть, как растут какао-бобы на шоколадном дереве или вызревают бананы на ветке. Особое внимание экскурсовод уделяет африканским травам бромелиям. В листьях этих растений скапливается вода, в которой вырастают крохотные амфибии древолазы.

ул. Большая Грузинская, д. 1

В парке «Зарядье» построили небольшой оранжерейный комплекс будущего - все растения выращиваются здесь без почвы, методом аэропоники. Питательный раствор подаётся к корням в виде мелкодисперсной взвеси, что позволяет получать высокие урожаи на сравнительно небольшой площади. Здесь выращивают огурцы, помидоры, фасоль, клубнику, зелень, декоративные растения. Грядки расположены по спирали в форме воронки, что придаёт комплексу футуристические очертания и свой особый колорит. Есть в «Зарядье» оранжерея и покрупнее - это растительный комплекс под «Стеклянной корой» концертного зала. Благодаря особым инженерным решениям здесь круглый год поддерживается стабильный микроклимат, что позволяет субтропическим растениям чувствовать себя как дома.

В Москве сохранилось несколько дворянских усадеб, и, безусловно, одной из самых красивых и интересных для посещения является усадьба «Кусково», которая почти 300 лет принадлежала древнему роду Шереметевых. Они владели домами в Москве и Санкт-Петербурге, усадьбами «Останкино», «Остафьево» и многими другими имениями, однако именно Кусково создавалось для развлечений: балов и роскошных приемов, поэтому каждый уголок усадьбы предназначен для того, чтобы радовать глаз.

Усадьба Кусково. Дворец

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому. На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.


План усадьбы Кусково. Источник: http://kuskovo.ru/

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения - церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.


церковь Спаса Всемилостивого

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.


Дворец в Кусково

Сейчас в глади воды Большого пруда отражается нежно-розовый дворец с парадным крыльцом. К главному входу ведут пандусы, которые были созданы для того, чтобы гости могли подъехать прямо к входу в дом. Венчают эти пандусы фигуры сфинксов.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.


Дворец в Кусково

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.


Прихожая-гостинная

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.


Портрет Петра Борисовича Шереметева


Малиновая гостинная

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.



Парадная спальня

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.


Кабинет-конторка


Диванная

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.


Вседневная опочевальня

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.


Портрет калмыцкой девочки Аннушки

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.


Картинная

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома - Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.


Зеркальный зал

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Парк усадьбы Кусково

Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.


Парк усадьбы Кусково


Парк усадьбы Кусково

Голландский домик

Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.


Голландский домик

На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.


В голландском домике


В голландском домике

Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.

Грот в Кусково

В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.


Грот Кусково

Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.


Внутри грота

Итальянский домик

В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.

Павильон Эрмитаж

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.


Павильон Эрмитаж

Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Оранжерея в Кусково

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.


Оранжерея

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

Как добраться до усадьбы Кусково:

Адрес: 111402, Москва, улица Юности, дом 2

Официальный сайт Кусково

Часы работы: Грот, Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (пн, вт., и последняя среда месяца музей закрыт).

  • м. "Новогиреево" (от метро - троллейбус 64, автобус 615, 247 , остановка "Улица Юности").
  • м."Рязанский проспект" (от метро автобус 133 и 208, остановка "Музей Кусково")
  • м. "Выхино" , далее автобусом 620, маршруткой 9М, остановка "Музей Кусково").

Крупнейший из павильонов графской усадьбы Кусково – Большая каменная оранжерея построена в 1763 году крепостным Шереметева, зодчим Федором Аргуновым.

В центре здания доминирует восьмигранный двухэтажный корпус, от двух боковых граней отходят слегка наклоненные галереи с декоративным остеклением. Заканчиваются они симметричными цилиндрическим постройками с полусферическими куполами. Все три входа оборудованы расходящимися веером спусками, на кровле галерей и павильона установлены балюстрады.

Большая каменная оранжерея вместе с главной постройкой усадьбы – графским дворцом в Кусково ограничивают с юга и севера площадь Партер. Взаимное расположение построек хорошо видно на высотном фото, где дворец у пруда является южной границей. По сторонам центральной площади – два квадрата насаждений, очерченных дорожками. Строгая симметрия в усадьбе выдерживалась намеренно, как дань моде в садовом дизайне.

В центре западного квадрата просматривается павильон , в центре восточного восстановлен . Большая каменная оранжерея словно продляется к востоку Американской оранжереей, дворец также имеет сбоку несколько построек, первая – старейшая в усадьбе , далее Грот и Итальянский домик на берегу одноименного малого пруда.

Подобно многим строениям усадьбы, Большая каменная оранжерея увековечивает заслуги рода Шереметевых. Это заметно и внутри, по обилию портретов и бюстов, так и снаружи зданий. В архитектурном оформлении и главного дворца, и менее значительных зданий используется графская символика.

Над главным входом Большая каменная оранжерея имеет, среди лепных узоров и завитков, изображения основных геральдических фигур и символов герба древнего рода. Здесь львы со щитом, на нем два прусских креста, вверху графская корона. Графское достоинство было пожаловано Борису Шереметеву, будущему фельдмаршалу, в 1706 году Петром Первым за усмирение астраханского бунта. Девиз на латыни означает: Бог сохраняет все.

Боковой ракурс наиболее подробно представляет устройство паркового строения. Большая каменная оранжерея выглядит оригинально за счет сочетания наклонных плоскостей остекления галерей и прямых стен корпусов, своеобразной конструкции расходящихся веером лестничных маршей. Центральный оборудован ступенями, а крайние – пологими входами.

Что хранит Большая каменная оранжерея

Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.

Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.

Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.

Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.

Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.

Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.

Властители России и Европы

На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.

Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?

Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.

Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.

После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.

Последние впечатления

Сейчас Большая каменная оранжерея используется исключительно как выставочное помещение, как хранилище значительных исторических и художественных ценностей. Безусловно ценно и само здание, наряду с портретами – еще и собранием мраморных бюстов, и образцами уникальной мебели. Построение и оформление экспозиции очень напоминает Военную галерею героев войны 1812 года в Зимнем дворце питерского Государственного Эрмитажа.

Выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол не сразу замечают большинство посетителей, увлеченных изобилием портретов. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.

Музей керамики хотя и объединился еще в советские времена с приютившей его усадьбой, однако вход на территорию его экспозиции отдельный. Благо, что Большая каменная оранжерея конструктивно словно предназначена для двух отдельных экспозиций. Восточный вход ведет на выставку фарфоровых и стеклянных изделий старинных предприятий, как российских, так и зарубежных.

Поражают только различные порядки в разных частях здания, общего для всего учреждения, и именно категорический запрет на фотографирование. В наше время, когда фотоаппараты совмещают со всем подряд, это даже смешно. Казалось бы, чем больше сделают фото, тем большее число людей их увидит и может пожелать посетить выставку, а она действительно того стоит. Наши корреспонденты рисковать репутацией не стали и засняли только один, безразличный для служительниц экспонат, угадайте – какой?

Фарфорового Ленина фотографировать не запретили, или не заметили страшного преступления. Между тем фарфор для бюстов вождей использовали редко, скорее даже в единичных случаях. Миллионами тиражировали Ильичей и Иосифов из чугуна и гипса, наиболее дешевых и удобных в работе материалов. Вожди были в каждом кабинете чиновника или руководителя, в местах общего сбора учащихся или рабочих.

Историческое разъяснение

Для младших поколений уточним, что речь о вождях партии большевиков, Ленине и Сталине, перехвативших власть в России в неразберихе между отрекшимся царем, боевыми генералами и запутавшимся народом, управляемым беспомощным Временным правительством. Население СССР долгие десятилетия дважды в год таскало на шестах изображения главарей КПСС на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. Уместно спросить у молодых читателей — упомянуты ли эти праздники в нынешних учебниках истории?

На этом будем считать, что Большая каменная оранжерея усадьбы Шереметевых осмотрена, сделанное напоследок фото – перед читателями обзора. Фотографировали, пройдя половину расстояния между павильоном и дворцом, в кадр попала колонна в честь Екатерины Великой.

Императрица удостоила Кусково своим посещением в 1787 году после победного окончания второй войны с Турцией, принесшей России Крымский полуостров. Большая каменная оранжерея вполне могла быть в числе объектов визита, но портретная коллекция тогда еще не была скомплектована. На колонне императрица изваяна в обличье богини мудрости Минервы, аналога греческой Афины. Каждого нынешнего посетителя, идущего в картинную галерею, она приветствует и осеняет своим копьем.