Основатель романтизма в живописи. Романтизм как направление в искусстве. Романтизм в изобразительном искусстве

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России . Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами.

Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года , которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России.

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский , Тропинин , Венецианов . У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".

Несмотря на раннее увлечение исторической живописью, Кипренский известен, прежде всего, как выдающийся портретист. Можно сказать, что в начале XIX в. он стал первым русским портретистом. Старые мастера, прославившиеся в XVIII в., не могли уже составить ему конкуренцию: Рокотов умер в 1808 г., Левицкий, переживший его на 14 лет, из-за болезни глаз живописью больше не занимался, а Боровиковский, не доживший нескольких месяцев до восстания декабристов, работал очень мало.

Кипренскому посчастливилось стать художественным летописцем своего времени. "Историей в лицах" можно считать его портреты, на которых запечатлены многие участники тех исторических событий, современником которых он был: герои войны 1812 г., представители декабристского движения. Пригодилась и техника карандашного рисунка, обучению которой в Академии художеств уделяли серьезное внимание. Кипренский создал, по существу, новый жанр — рисуночный портрет.

Кипренский создал немало портретов деятелей русской культуры, и, конечно же, самый известный среди них — пушкинский. Он был написан по заказу Дельвига , лицейского друга поэта, в 1827 г. Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом. Образ поэта освобожден художником от бытовых черт, которые присущи портрету Пушкина кисти Тропинина, написанному в том же году. Александр Сергеевич запечатлен художником в момент вдохновения, когда его посетила поэтическая муза.

Смерть настигла художника во время его второй поездки в Италию. Последние годы многое не ладилось у прославленного живописца. Начался творческий спад. Незадолго до смерти его жизнь омрачило трагическое событие: по свидетельству современников, художник был ложно обвинен в убийстве и боялся выходить из дома. Даже женитьба на своей воспитаннице-итальянке не скрасила его последних дней.

Мало кто оплакивал русского живописца, умершего на чужбине. Среди немногих, по-настоящему понимавших, какого мастера потеряла отечественная культура, был художник Александр Иванов, находившийся в ту пору в Италии. В те печальные дни он писал: Кипренский "первый вынес имя русское в известность в Европе".

В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Он говорил: "Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих". По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Так ли это, сказать трудно. В одной из книг о художнике приведен список из 212 точно установленных лиц, которых портретировал Тропинин. Есть у него и множество работ под названием "Портрет неизвестного (неизвестной)". Тропинину позировали государственные сановники, вельможи, воины, дельцы, мелкие чиновники, крепостные, интеллигенты, деятели русской культуры. Среди них: историк Карамзин, писатель Загоскин, художественный критик Одоевский, живописцы Брюллов и Айвазовский, скульптор Витали, архитектор Жилярди, композитор Алябьев, актеры Щепкин и Мо-чалов, драматург Сухово-Кобылин.

Одна из лучших работ Тропинина — портрет сына . Надо сказать, что одним из "открытий" русского искусства XIX в. был детский портрет. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Детей даже одевали в наряды, ничем не отличавшиеся от взрослых: в середине XVIII в. девочки носили тесные корсеты и широкие юбки с фижмами. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Одними из первых это сделали художники. В портрете Тропинина много простоты и естественности. Мальчик не позирует. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.

Автопортреты Тропинин писал дважды. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Он изобразил себя с палитрой и кистями в руках, опирающимся на муштабель — специальную палочку, которой пользуются живописцы. За его спиной — величественная панорама Кремля. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Художника не стало спустя 10 лет, но в памяти потомков остался его образ — большой, добрый человек, обогативший русское искусство своим талантом.

Венецианов открыл в русской живописи крестьянскую тему. Он первым среди русских художников показал на своих полотнах красоту родной природы. В Академии художеств пейзажный жанр не жаловали. Он занимал предпоследнее по значению место, оставив позади еще более презренный — бытовой. Лишь немногие мастера писали природу, предпочитая итальянские или воображаемые пейзажи.

Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Свои самые знаменитые работы — "Сенокос", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" — художник создает в 20-е годы. Это был пик его творчества. Никто в русском искусстве не сумел показать крестьянскую жизнь и труд крестьян с такой любовью и так поэтично, как Венецианов. В картине "На пашне. Весна" женщина боронит поле. Этот тяжелый, изнурительный труд выглядит на полотне Венецианова возвышенным: крестьянка — в нарядном сарафане и кокошнике. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Ведя под уздцы двух покорных лошадей, впряженных в борону, она не идет, а словно парит над полем. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Зеленеют редкие деревца, плывут по небу белые облака, бескрайним кажется поле, на кромке которого сидит младенец, ожидающий мать.

Картина "На жатве. Лето" как бы продолжает предыдущую. Урожай созрел, поля колосятся золотистым жнивьем — пришло время жатвы. На переднем плане, отложив в сторону серп, крестьянка кормит ребенка грудью. Небо, поле, люди, работающие на нем, для художника неразделимы. Но все же главный предмет его внимания всегда — человек.

Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Это было ново для русской живописи. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. По мнению искусствоведов, Венецианов первым в истории русской живописи "метко схватил и воссоздал русский народный тип". "Жнецы", "Девушка с васильками" "Девушка с теленком", "Спящий пастушок" — прекрасные образы крестьян, увековеченные Венециановым. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. До чего же хорош "Захарка" — глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече! Захарка словно олицетворяет энергичную крестьянскую натуру, с детских лет приученную к труду.

Алексей Гаврилович оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педагог. Во время одного из приездов в Петербурге он взял в ученики начинающего художника, затем другого, третьего... Так возникла целая художественная школа, вошедшая в историю искусств под названием венециановской. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Крепостных художников Венецианов старался выкупить из неволи и очень переживал, если это не удавалось. Самый талантливый из его учеников — Григорий Сорока — так и не получил вольной от своего помещика. Он дожил до отмены крепостного права, но, доведенный до отчаяния всевластием бывшего хозяина, покончил с собой.

Многие ученики Венецианова жили в его доме на полном содержании. Они постигали секреты венециановской живописи: твердое следование законам перспективы, пристальное внимание к натуре. Среди его воспитанников было немало талантливых мастеров, оставивших заметный след в русском искусстве: Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Александр Алексеев, Никифор Крылов. "Венециановцы" — любовно называли его питомцев.

Таким образом, можно утверждать, что в первую треть XIX века произошел стремительный взлет в культурном развитии России и это время называют золотым веком русской живописи.

Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

В портретной живописи черты романтизма - независимость человеческой личности, ее индивидуальность, свобода проявления чувств - особенно отчетливы.

Создано немало портретов деятелей русской культуры, детский портрет. Входит в моду крестьянская тема, пейзаж, показавший красоту родной природы.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

Эпоха Романтизма

Общая характеристика (В.Е.Черва)

Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова)

Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)

Биография творческой личости (В.Е.Черва)

Библиография (В.Е.Черва)

Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова)

5.4. Эпоха Романтизма

5.4.1. Общая характеристика

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть . Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме , повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме .

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, - этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран - romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique - нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей - вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра - это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Автопортрет «Ми втроем» , 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли

Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа

Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер . Основная черта бидермейера - идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров , каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это - маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина . Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823-24, А. Г. Венецианов

Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, - декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой  - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков - баллада . Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник» , эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты - А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге , Утопленник) , М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка) , А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 02.08.2015 17:33 Просмотров: 4319

Романтизм, сменив эпоху Просвещения и пройдя через сентиментализм, утвердился в европейской культуре конца XVIII-первой половины XIX вв.

Это идейно-художественное направление было противоположно классицизму и Просвещению. А предвестником романтизма был сентиментализм. Родиной романтизма является Германия.

Философия романтизма

Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Так в чём же между ними разница?
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Если в сентиментализме идеалом является душа простого человека, которую сентименталисты видят не только равной душе аристократа, но порой и выше, и благороднее, то романтизм интересует не только добродетель, но и зло, которое он даже пытается облагородить; его интересует также диалектика добра и зла в человеке (вспомните главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

М. Врубель. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким

Поэты-романтики стали использовать образы ангелов, особенно падших, в своих произведениях. Например, интерес к образу демона: несколько стихотворений и поэма «Демон» у Лермонтова; цикл картин, посвящённых демону, у М. Врубеля.

М. Врубель «Демон сидящий»
Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Но в то же время романтизм пытается даже переосмыслить религию.
Романтический герой является личностью сложной, страстной, с глубоким, но противоречивым внутренним миром – это целая вселенная. М.Ю. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Характерными чертами романтизма были интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души.
Другой особенностью романтизма является интерес к фольклору, мифу, сказке . В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта, и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А.С. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М.Ю. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А.К. Толстой и др. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия.
Романтиков интересовали различные исторические эпохи, их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др.
И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам.
В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы. Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем.

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» (1877)
Значительное место в творчестве романтиков (во всех видах искусства) занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

И. Айвазовский «Девятый вал» (1850). Государственный Русский музей (Петербург)
В разных странах судьба романтизма имела свои особенности.

Романтизм в живописи

Т. Жерико

Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Во Франции были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать противодействие.

Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Холст, масло. 491 х 716 см. Лувр (Париж)
Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии.
Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. И хотя картина отличается монохромным цветом, главное её достоинство – в глубоком психологизме изображённой на полотне ситуации.
Другим предводителем романтического направления в европейской живописи был французский живописец и график Эжен Делакруа.

Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)
Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов.
Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Вокруг Свободы рабочий, буржуа, подросток, которые символизируют единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

О. Кипренский «Автопортрет» (1828)
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – знаменитый русский художник, график и живописец, мастер портрета .

О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина» (1827). Холст, масло. 63 х 54 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это, пожалуй, самый известный портрет Пушкина, заказанный художнику другом Пушкина, Дельвигом. На полотне Пушкин изображён по пояс, со скрещёнными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед – именно этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма.

К. Брюллов «Автопортрет» (1848)
Творчество русского художника К. Брюллова относят к академизму , но некоторые его картины являются вершиной позднего русского романтизма, с их ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям и к судьбам огромных человеческих масс.

К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Холст, масло. 465,5 х 651 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т.д.
Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович , был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником).

А. Брюллов «Автопортрет» (1830)
Он создавал проекты зданий в Петербурге и его окрестностях.

Здание Михайловского театра также построено по проекту А. Брюллова.

Православный храм святых апостолов Петра и Павла в посёлке Парголово (ныне территория Санкт-Петербурга)

Романтизм в музыке

М. Водзинская «Портрет Ф. Шопена» (1835)

Сложившись в 1820-е годы, романтизм в музыке захватил весь XIX в. и представлен целой плеядой талантливейших композиторов, из которых даже трудно выделить кого-то или нескольких, чтобы не обидеть других. Поэтому постараемся назвать как можно больше имён. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия); Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия); Фредерик Шопен (Польша); Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия); А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).

Й. Крихубер «Портрет Р. Шумана» (1849)
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.


Основной проблемой романтической музыки является проблема личности в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

П.И. Чайковский
Романтической музыке, как и другим видам романтического искусства, присущ глубокий интерес к человеческой личности, преобладание в музыке личного тона. Часто музыкальные произведения были с оттенком автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Глубоко любивший Россию и русскую природу П.И. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.

Романтизм в литературе

Братья Гримм: Вильгельм и Якоб

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. Это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 г. в университетском городе Йена (братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис). Они начинают выпускать журнал «Атенеум», где формулируют собственную эстетическую программу романтизма. В дальнейшем немецкий романтизм отличается интересом к сказочным и мифологическим мотивам (творчество братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана).

Р. Уэстолл «Портрет Байрона»
Ярким представителем английского романтизма является Д.Г. Байрон, который, по выражению А.С. Пушкина «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
К английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Проспер Мериме
Романтизм получил распространение и в других европейских странах. Во Франции его представителями являются Шатобриан, Ж. Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд. В Италии – Н.У. Фосколо, А. Мандзони. В Польше – Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и др., в США – Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло и др.

Адам Мицкевич

Романтизм в русской литературе

К. Брюллов «Портрет В. Жуковского»

К поэтам-романтикам относятся К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков. Ранняя поэзия А. С. Пушкина – в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма считается поэзия М. Ю. Лермонтова, которого называли «русским Байроном».

П. Заболотский. «Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)
Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова, исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к выводу, что и добро, и зло существуют не вне человека, а в нём самом. Поэтому невозможно надеяться на то, что человек изменится к лучшему в результате изменения мира. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Главное внимание у Лермонтова – к душе человека и его духовному пути.
Философская лирика Ф. И. Тютчева завершает романтизм в России.

Ф. И. Тютчев (1860-1861). Фотография С. Левицкого
Ф.И. Тютчев не считал себя поэтом (он служил дипломатом), но вся его поэзия автобиографична и полна философских размышлений о мире и человеке в нём, о противоречиях, терзающих душу человека, о смысле жизни и смерти.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..
_______________
* Молчание! (лат.)

Мы уже не раз говорили о том, что не всегда художник, поэт или композитор работает в одном каком-то художественном стиле. Кроме того, художественный стиль не всегда укладывается в определённый временной отрезок. Таким образом, черты любого художественного стиля можно встретить в любое время. Иногда это мода (например, совсем недавно вдруг снова стал популярен стиль ампир), иногда – потребность художника именно в таком способе самовыражения.

Искусство периода романтизма в основе своей идеи имеет духовно-творческую ценность личности, как главную тему для философии и размышлений. Он появился в конце XVIII и характеризуется романтичными мотивами, связанными с разнообразными странностями и живописными событиями или пейзажами. По своей сути появление этого направления было противопоставлением классицизму, и предвестником его появления стал сентиментализм, который был достаточно ярко выражен в литературе этого времени.

К началу XIX века романтизм расцвел и полностью погрузился в чувственные и эмоциональные образы. Кроме того, очень важным фактом явилось переосмысление в данную эпоху отношения к религии, а также появления выраженного в творчестве атеизма. Во главу ставятся ценности чувств и сердечных переживаний, а также происходит постепенное прилюдное признание наличия у человека интуиции.

Романтизм в живописи

Для направления характерно выделение возвышенной тематики, которая является основной для этого стиля в любых творческих деятельностях. Чувственность выражается любыми возможными и допустимыми способами, и это наиболее важное отличие этого направления.

(Кристиано Банти "Галилей перед римской инквизицией" )

Среди основателей философского романтизма можно выделить Новалиса и Шлейермахера, а вот в живописи отличился в этом плане Теодор Жерико. В литературе можно отметить особенно ярких писателей периода романтизма - братьев Гримм, Гофмана и Гейне. Во многих европейских странах этот стиль развивался под сильным германским влиянием.

Основными чертами можно назвать:

  • явно выраженные в творчестве романтичные нотки;
  • сказочные и мифологические нотки даже в совершенно несказочной прозе;
  • философские размышления, посвященные смыслу жизни человека;
  • углубление в тематику развития личности.

(Фридрих Каспар Давид "Восход луны над морем" )

Можно сказать, что романтизму свойственны нотки культивирования природы и естественности человеческой натуры, и природной чувственности. Прославляется и единение человека с природой, а также очень востребованными являются образы рыцарской эпохи, окруженные аурой благородности и чести, а также путешественники, легко пускающиеся в романтические путешествия.

(Джон Мартин "Макбет" )

События в литературе или живописи развиваются вокруг сильнейших страстей, которые испытывают персонажи. Героями всегда становились личности, склонные к авантюризму, играющие с роком и предопределенностью судьбы. В живописи романтизм прекрасно характеризуется фантастическими явлениями, которые демонстрируют процесс становления личности и духовное развитие человека.

Романтизм в русском искусстве

В русской культуре романтизм особенно ярко проявился в литературе, и считается, что первые проявления этого направления выражены в романтической поэзии Жуковского, хотя некоторые специалисты считают, что его произведения близки к классическому сентиментализму.

(В. М. Васнецов "Алёнушка" )

Русский романтизм характеризуется свободой от классический условностей, и для этого направления характерны романтические драматические сюжеты и длинные баллады. По сути, это новейшее представление о сущности человека, а также о значении поэзии и творчества в жизни людей. В этом плане та же поэзия приобретает более серьезное, осмысленное значение, хотя ранее написание стихов считалось обычной пустой забавой.

(Федор Александрович Васильев "Оттепель" )

Наиболее часто в российском романтизме создается образ главного героя, как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает.

(Орест Кипренский "Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова" )

Герой обычно достаточно эгоцентричный и постоянно бунтует против пошлых и материальных целей и ценностей людей. Пропагандируется избавление от материальных ценностей в пользу духовных и личностных. Среди российских наиболее популярных и ярких персонажей, созданных в рамках этого творческого направления, можно выделить главного героя из романа "Герой нашего времени". Именно этот роман очень ярко демонстрирует мотивы и ноты романтизма в тот период.

(Иван Константинович Айвазовский "Рыбаки на берегу моря" )

Для живописи характерны сказочные и фольклорные мотивы, романтичные и полные разнообразных мечтаний. Все произведения максимально эстетичны и имеют правильные, красивые построения и формы. В этом направлении нет места жестким линиям и геометрическим фигурам, а также чрезмерно ярким и контрастным оттенкам. При этом используются сложные конструкции и множество мелких, очень важных деталей на картине.

Романтизм в архитектуре

Архитектура эпохи романтизма похожа сама по себе на сказочные замки, и отличаются невероятной роскошью.

(Бленхеймский дворец, Англия )

Для наиболее ярких и известных построек этого времени характерно:

  • применение металлоконструкций, которые были новым изобретением в этот период, и представляли собой достаточно уникальное новшество;
  • сложные силуэты и конструкции, которые предполагают невероятные сочетания красивых элементов, включая башенки и эркеры;
  • богатство и разнообразие архитектурных форм, обилие различных сочетаний технологий применения железных сплавов с камнем и стеклом;
  • здание приобретает визуальную легкость, тонкие формы позволяют создавать даже очень большие здания с минимальной громоздкостью.

Наиболее известный мост этого периода был создан в 1779 году в Англии, и был перекинут через реку Северн. У него достаточно небольшая длина, чуть более 30 метров, но это было первое подобное сооружение. В дальнейшем были созданы мосты более 70 метров, а уже через несколько лет чугунные конструкции начали применять при строительстве зданий.

Строения имели до 4-5 этажей, а для планировок внутренних помещений характерны ассиметричные формы. Ассиметрия просматривает и в фасадах этой эпохи, а кованые решетки на окнах позволяют подчеркнуть соответствующее настроение. Можно также использовать витражные окна, что особенно актуально для церквей и соборов.