Почему гмии (государственный музей изобразительных искусств) ныне носит имя пушкина? не собираются ли вернуть одно из старых, более справедливых названий? Государственный музей Пушкина, Пречистенка: описание, история, интересные факты и отзывы Пушкинский

Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Дата основания: 1957 год
Дата открытия: 6 июня 1961 год
Основатель: Александр Зиновьевич Крейн
Координаты: 55°44"36.8"N 37°35"51.6"E

Содержание:

Пушкин всегда остается с нами. Его имя так же вечно, как и знаменитые стихи. Музей, посвященный творчеству поэта, появился в городе в 1961 году. За годы работы он стал одним из самых известных музеев Москвы. Музейные экспозиции находятся в центре российской столицы в прекрасно сохранившемся усадебном доме дворян Хрущевых-Селезневых.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в котором разместился государственный музей А. С. Пушкина

Как создавался музей

Зал № 10. Боскетная. «Пиковая дама»

«Боскетную» усадебного дома обычно называют залом «Пиковой дамы». Известную всем со школьных лет повесть в стихах поэт сочинил в 1833 году, когда жил в Болдино. Одна половина экспозиции посвящена графине и представляет богатую аристократию Российской империи екатерининских времен. Другая половина рассказывает о Германе - новом герое, которого выдвинуло буржуазное окружение поэта.

Три следующих зала представляют посетителям музея пушкинскую поэму «Медный всадник» и путешествие поэта по местам пугачевского восстания. Во время поездки 1833 года он побывал в Заволжье, Казани, Оренбурге и Симбирске. На стенах висят картины художников - потомков поэта. А рядом с ними–колоритные портреты Пугачева, которые были написаны в последней половине XVIII - в начале XIX века.

В зале № 14 раскрывается судьба исторического романа «Капитанская дочка» - главного труда Пушкина середины 1830-х годов. Предметы, выставленные здесь, отражают мир крестьян и разночинцев, которые стали вольными и невольными участниками кровопролитного пугачевского восстания.

Зал № 8. Большая гостиная. «Евгений Онегин»

Прощание с поэтом

В зале № 15 можно познакомиться с завершающими годами жизни поэта. В его стенах экспонируются пушкинские рукописи, книги, личные вещи и документы последних лет. Здесь висят портреты людей из ближнего окружения, рукописные копии последних стихов и трагическая посмертная маска.

Величественный «Аванзал» завершает экскурсию по пушкинской эпохе и посвящен памяти рано ушедшего поэта. В нем возвышаются красивые напольные часы, изготовленные в XIX веке, а рядом находится копия памятника поэту работы Александра Михайловича Опекушина.

Сказочный мир

Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

Зал № 11. «Медный всадник»

В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками - Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» - сказочный мир, предназначенный для детских игр.

О филиалах музея

Пушкин – подлинная история нашей страны, поэтому в Москве стараются бережно сохранять все места, связанные с поэтом и его ближайшими родственниками. Статус филиала литературного музея имеют выставочные залы и мемориальная квартира, расположенные на Старом Арбате.

Между станциями метро «Красные ворота» и «Бауманская», на улице Старая Басманная, стоит старинный деревянный особняк. В нем разместился дом-музей, рассказывающий о дяде поэта – В.Л. Пушкине. Кроме того, филиалами считаются дом-музей известного русского писателя Ивана Тургенева и мемориальная квартира поэта-символиста Андрея Белого.

Зал № 2. Эпоха Пушкина

Полезная информация для посетителей

Двери главного здания музея открыты для гостей во все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. По четвергам экспозиции открываются в 12:00 и заканчивают прием посетителей в 21:00. Вход в музей стоит 200 рублей (2018). Детей до 7 лет пускают бесплатно. Туристам нужно иметь в виду, что кассы прекращают продавать билеты за полчаса до закрытия.

По музейным залам можно пройти самому или в сопровождении опытного экскурсовода. Сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии, посвященные литературному творчеству поэта и московскому периоду его жизни.

Дошкольники могут поучаствовать в игровых экскурсиях и занятиях по пушкинским сказкам. Для учащихся школ в музее проводят уроки литературы и тематические экскурсии по отдельным романам и повестям. Взрослые посетители участвуют в пешеходных экскурсиях по историческим местам столицы и архитектуре Москвы первой половины XIX века.

Клавикорд в одном их залов посвящённых детству Пушкина в Москве

Как добраться

Музейное здание расположено на улице Пречистенка, 12/2, в центральной части города. До него за пять минут нетрудно дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

← МУЗЕИ МОСКВЫ МОСКВА →

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12

«Быть в Москве и не посетить музей имени Пушкина — преступление против искусства!», — скажут вам многие ценители. Действительно, каждый грамотный и образованный человек должен хоть раз увидеть это собрание художественных ценностей.

Почему музей им. Пушкина?

Александр Сергеевич был, пожалуй, самой значимой персоной не только в русской литературе и поэзии. Это величественная фигура, которая сыграла роль для формирования искусства целого государства. Музей изобразительных искусств им. Пушкина собрал в себе экспонаты от времен до нашей эры и до практически современного выставочного материала века двадцатого. В принципе отношения непосредственно к великому писателю музей западноевропейского искусства (как его еще называют) не имеет никакого. Разве только тот факт, что сам Александр Сергеевич был частью искусства Российской империи в ХІХ веке. Однако нареканий или возмущений именно это название выставочного зала не вызывает ни у кого.

История создания музея

  • Построение грандиозной галереи не было быстрым и легким делом. Пушкинский музей изобразительных искусств обязан своим основанием профессору Московского университета Цветаеву Ивану Владимировичу (вместе с тем его знали как историка, доктора римской словесности и теоретика искусств). Строительство галереи такого уровня было делом всей жизни научного деятеля. Именно Иван Владимирович стал первым руководителем учреждения, но скончался очень быстро после открытия своего детища.

Именно по задумке Цветаева была собрана такая шикарная экспозиция. А начиналось все с разговоров и мечтаний просвещенной интеллигенции и бедной русской аристократии. Все понимали, что найти помещение и собрать выставочный фонд – дело очень сложное, требующее немалых усилий, в том числе и финансового характера. Именно потому было решено просить помощи у предпринимательской прослойки Москвы. Ведь именно в их руках в начале ХХ века были сосредоточены достаточные суммы для возведения помещений музея. Но задумка имела грандиозные масштабы и требовала применить талант самых утонченных и изысканных мастеров-архитекторов тогдашней современности.

Большая заслуга Цветаева в том, что именно благодаря его дипломатическому таланту удалось собрать на одной площадке финансовые потоки промышленников, талант архитекторов и опытные руки строителей. Строительство галереи растянулось на целых 14 лет.

Выставочный фонд музея

Пушкинский музей объявил сбор экспонатов еще с момента начала строительства основных зданий. Позже коллекция уже отстроенных выставочных залов пополнилась:

  • созданными русскими мастерами копиями античных скульптур из гипса;
  • сотворенными подобным образом архитектурными фрагментами;
  • полотнами постимпрессионистов и импрессионистов из Франции, что переданы музею из собраний Морозова, Щукина;
  • выставочными фондами Эрмитажа, что передались во времена СССР;
  • экспонатами из частных коллекций русской аристократии.

В наши дни Пушкинский музей в Москве возле станции метро » Кропоткинская» по улице Волхонка, в доме 12 принимает выставки по обмену с других стран мира. Стоит ли говорить, что местные жители и гости города стоят в очередях с желанием посетить эту знаменитую галерею. И дело тут не в имени учреждения, даже не в количестве экспонатов. Дело в духе и атмосфере, что царят в музее, в желании хоть на несколько часов приобщится к прекрасному.

Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва









Похожие Архитектурный памятник

Адрес: Москва, Красная площадь, 1 Каждый музей по-своему интересен и очень важен, ведь он преподносит людям частичку прошлого нашей великой страны. Количество экспонатов, демонстрируемое во всех уголках...

В Государственный музей Пушкина на Пречистенке представлены произведения крепостного художника Василия Садовникова

ФОТО: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.


Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.


Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций.

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии. Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария. По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.


На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.


«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент.

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.


Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».

(федеральный)

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина , Пушкинский музей ) - один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции Музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Художники блокадного города

    ✪ Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова. Как найти место для культуры внутри себя?

    ✪ Репортаж о музее видеокарт в Харькове (PCshop Group).mpg

    ✪ Кафедра логистики РХТУ

    Субтитры

История

Основателем Музея является профессор кафедры теории и истории искусства Иван Владимирович Цветаев , отец поэта и прозаика Марины Цветаевой .

В конце 1896 года им были разработаны условия конкурса на разработку архитектурного проекта Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну , который выработал окончательный проект здания, использовав при этом проект архитектора-самоучки П. С. Бойцова .

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Цветаев рассматривал здание Музея как учебный объект по истории архитектуры. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох, в соответствии с представляемыми экспонатами.

Бо́льшую часть денег на строительство Музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов .

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античных скульптур и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. В 1909–1911 годах Музей приобрел уникальную коллекцию оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч), собранную русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым .

Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету, в 1932 году был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 и по 1949, директором музея был С. Д. Меркуров . Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года .

В 1948 году Музею передали около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ века из собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.

В период 1949–1953 годов помещения Музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора Музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. В августе 2005 года была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков . В 1996 году в Москве был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера (1915–1997) Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58). В 2006 году при ГМИИ открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

31 мая 2012 года состоялся юбилей ГМИИ им. А.С. Пушкина – 100 лет. К юбилею была выпущена серия юбилейных медалей и почтовая марка. В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале » состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз Божий », посвящённого столетней истории музея .

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проводятся крупнейшие в России выставки зарубежного искусства. В 1955 году в Музее прошла выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи», которую посетило 1,2 млн человек. В 1974 году выставка одного портрета – «Джоконды» Леонардо да Винчи, на просмотр которого посетителю отводилось всего 9 секунд, собрала 311 тысяч человек. В 1982 году в рамках выставки «Москва – Париж. 1900–1930» в Музее был впервые показан русский авангард. Выставка была признана одной из самых новаторских и масштабных в истории XX века, ее посетило 655 тысяч человек.

С сентября по декабрь 2016 года в Музее проходила выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», количество посетителей которой превысило 200 тысяч человек.

В настоящее время руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Правительством Москвы работает над созданием Музейного городка – архитектурного комплекса музейных зданий и территорий, прилегающих к ним. После завершения проекта реконструкции на территории Музейного городка будут работать девять самостоятельных музеев, объединенных в музейное пространство.

Коллекция

В настоящее время фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывают около 700 тысяч произведений живописи и скульптуры, графики, прикладного искусства, художественной фотографии, а также памятники археологии и нумизматики. В фонде Отдела рукописей хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Владимировича Цветаева , других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции пополнили фонды ГМИИ. В структуру Музея входят научно-реставрационные мастерские и Научная библиотека.

Живопись

Наиболее ранние памятники коллекции представляют произведения византийского искусства – мозаики и иконы. Ранний этап развития западноевропейской живописи отражен относительно небольшой, но весьма яркой коллекцией произведений итальянских примитивов. Зал раннего итальянского искусства был открыт 10 октября 1924 года, однако первые живописные подлинники были переданы в дар тогда еще Музею изящных искусств имени императора Александра III русским консулом в Триесте Михаилом Сергеевичем Щекиным в 1910 году. Систематические поступления картин из московских и петербургских собраний, государственных и частных, начались после 1924 года. Так, в фонды Музея были переданы работы западноевропейских художников, хранившиеся в Румянцевском музее ; а также частные собрания Сергея Михайловича Третьякова , князей Юсуповых , графов Шуваловых, Генриха Афанасьевича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина и других российских коллекционеров. Особое значение имели поступления из Государственного Эрмитажа. Однако окончательно состав картинной галереи ГМИИ определился лишь в 1948 году, когда ее собрание пополнили произведения французских художников второй половины XIX – начала XX века из фонда Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ).

Графика

Отдел гравюры и рисунка был образован в 1924 году, когда в музей поступили фонды Гравюрного кабинета Московского Публичного и Румянцевского музея (сокращенно – Румянцевский музей. Началом коллекций Гравюрного кабинета послужила в 1861 году передача императором Александром II ценного дара: Московский Публичный и Румянцевский музей получил тогда из Эрмитажа более 20 тысяч эстампов. Впоследствии в состав кабинета вошел ряд значительных частных собраний: Дмитрия Александровича Ровинского (1824–1895) (русская гравюра), Николая Семёновича Мосолова (1846–1914) (офорты Рембрандта, рисунки голландских мастеров XVII века), Сергея Николаевича Китаева (1864–1927) (японская гравюра). В советское время фонды Отдела продолжали пополняться за счет даров, приобретений, передач из других музеев (Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург; Государственного исторического музея, Москва; Государственного музея нового западного искусства, Москва). В результате Отдел гравюры и рисунка ГМИИ представляет собой солидное хранение произведений графического искусства, насчитывающее около 400 тысяч гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, работ прикладной графики и экслибрисов, созданных мастерами Западной Европы, Америки, России, стран Востока, за период, начиная от XV века до наших дней. Среди них работы выдающихся художников – Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Пикассо, Матисса, Брюллова, Иванова, Фаворского, Дейнеки, Утамаро, Хокусая, Хиросиге.

Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более 600 памятников. За годы существования Музея сформировалось собрание, которое в настоящий момент включает в себя произведения VI–XXI столетий.

Первыми памятниками, подаренными в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина. В первые послереволюционные годы сюда поступали скульптуры из национализированных собраний. В 1924 году в Музее было открыто несколько живописных залов, в которых первые оригинальные произведения заняли свое достойное место. Планомерное комплектование фонда скульптурных подлинников стало возможным после 1924 года, когда Музей вышел из подчинения Московского университета и начал существовать уже как самостоятельный музей западноевропейского искусства в Москве. Был организован специальный Отдел скульптуры, куда поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, Музея мебели, из ряда частных собраний (Дмитрия Ивановича Щукина, Ильи Семёновича Остроухова, Осипа Эммануиловича Браза). В результате этих пополнений коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV–XVI веков, произведениями бронзовой пластики XVI–XVII столетий, работами французских мастеров XVIII века – Лемуана, Каффиери, Гудона, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур – произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и других. Раздел современной скульптуры создан главным образом благодаря дарам самих авторов.

Собрание произведений декоративного искусства Отдела старых мастеров

Собрание произведений декоративного искусства стран Европы насчитывает около 2 тысяч памятников, самые ранние из которых относятся к эпохе Средневековья. Его состав отличается большим разнообразием. Здесь представлены художественные изделия из дерева и кости, цветных и драгоценных металлов, камня, тканей, керамики и стекла. Особый интерес представляют раздел керамики, включающий все ее основные разновидности, а также коллекция мебели.

Нумизматика

Сегодня фонды Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина – это коллекция, превышающая 200 тысяч предметов и 3 тысячи томов специальной библиотеки.

Ее формирование началось еще в Императорском Московском университете. В 1888 году это собрание было разделено и стало основой крупнейших нумизматических собраний Москвы – Исторического музея и Музея изящных искусств имени императора Александра III.

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики университетского собрания вошли в состав коллекции Отдела скульптуры Музея изящных искусств и хранились, в основном, упакованными. К июню 1925 года отдельные шкафы с монетами, медалями и слепками, рассеянные по Музею, усилиями хранителей были сгруппированы и оформлены как Нумизматический кабинет, расположенный на хорах Белого зала. С 1945 года Нумизматический кабинет Музея был выделен в самостоятельный отдел.

В настоящее время собрание Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в свой состав самые разные предметы: монеты, медали, ордена, печати, бумажные денежные знаки, геммы, слепки и другие.

Археология

Музей изящных искусств был задуман, прежде всего, как музей классического искусства – памятники Античности были ядром и главной составляющей его коллекций, Отдел Античности – одним из трех научных отделов, трех его столпов. Специалистами в области Античности были и первые его руководители – не только основатель и директор, Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), но и ближайшие сподвижники ученого, Владимир Константинович Мальмберг (1860–1921) и Николай Арсеньевич Щербаков (1884–1933).

В настоящее время античная коллекция ГМИИ насчитывает более 37 тысяч экспонатов, включая многочисленные фрагменты древних памятников. Ее художественную ценность составляют: около сотни архитектурных фрагментов, свыше 300 произведений античной скульптуры; около 2,5 тысяч расписных ваз – кипрских, древнегреческих и южноиталийских; около 2,3 тысяч терракот; свыше 1,3 тысяч бронз; около 1,2 тысяч экспонатов прикладного искусства (главным образом стекла); свыше 100 резных камней; около 30 фрагментов стенных росписей; две мозаики.

Египет

Большинство представленных в зале № 1 предметов экспонируется с 1912 года, времени открытия Музея, и происходит из собрания Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства, приобретенной Музеем в 1909 году. Эта коллекция (около 8 тысяч предметов) стала первым и значительным собранием подлинников Музея изящных искусств.

В 1913 году Музей приобрел коллекцию памятников, в том числе плиту с изображением сцены оплакивания покойного, известную в литературе под названием «Плакальщики». Несколько поистине драгоценных даров сделал Музею Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913) – превосходные фаюмские портреты и золотая диадема, бронзовая статуя идущего Харпократа. После Великой Октябрьской социалистической революции египетское собрание Музея пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Кроме этого, и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Борис Владимирович Фармаковский (1870–1928), Тамара Николаевна Бороздина-Козьмина (1883–1958), Александр Васильевич Живаго (1860–1940) – передали в Отдел Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники. Значительно обогатилось собрание Музея после приобретения в 1940 году у художника и искусствоведа Николая Адриановича Прахова (1873–1957) коллекции, насчитывающей 217 экспонатов и принадлежащей его отцу, известному российскому историку искусств, филологу, археологу и художественному критику Адриану Викторовичу Прахову (1846–1916). А.В. Прахов неоднократно бывал в Египте, изучая древние памятники.

В дальнейшем число произведений искусства в фонде искусства Древнего Востока пополнялось за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Древние цивилизации

Начало музейному собранию подлинных памятников искусства Передней Азии положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева. В ней насчитывалось свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции Отдела Древнего Востока представлена приобретенными Музеем в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-Восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

Античность

Античное собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в себя значительное количество подлинных памятников – более тысячи сосудов, мелкую пластику, произведения скульптуры. Первые образцы поступили из Кабинета изящных искусств и древностей при Московском университете. Прекрасные памятники древнегреческой расписной керамики были переданы в 1920-е годы из Исторического музея, Музея керамики, Третьяковской галереи, Румянцевского музея. Регулярным источником пополнения коллекции древностей являются многолетние археологические экспедиции таких античных центров, как крымские Пантикапей и Неаполь Скифский, а также Фанагория на Таманском полуострове.

Цветаевская коллекция слепков

Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании, лишь в третьей части залов, отведенных для них Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1 тысячи экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.

Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного Иваном Владимировичем, около половины было отведено пластическому искусству Античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен раннего христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.

Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике Огюста Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.

Ряд слепков и копий в собрании Музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй мировых войн..

Название

  • 1912-1917 - Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
  • 1917-1923 - Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923-1932 - Государственный музей изящных искусств
  • 1932-1937 - Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 - настоящее время - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Список директоров

Управление музеем

  • Президент – Ирина Александровна Антонова
  • Директор – Марина Девовна Лошак
  • Заместитель директора по учету и хранению фондов – Потапова Татьяна Владимировна
  • Заместитель директора по научной работе – Баканова Ирина Викторовна
  • Заместитель директора по экономике – Салина Мария Викторовна
  • Заместитель директора по капитальному строительству – Погребинский Игорь Августович
  • Заместитель директора по информационным технологиям – Определёнов Владимир Викторович
  • Главный инженер – Сергеев Владимир Алексеевич

Список действующих зданий

Иллюстрация

Название

Адрес

Описание

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина ул. Волхонка, 12 Строительство – 1898–1912. Архитектор Р.И. Клейн . Инженер И.И.  Рерберг

Галерея  искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ул. Волхонка, 14 Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных (середина XVIII века).

В 1890–1892 годах перестроен архитектором В.П.  Загорским , реконструирован под нужды музея в 1986–1988 годах.

Отдел  личных коллекций ул. Волхонка, 10 Памятник истории и архитектуры XVIII–XIX веков «Жилой дом с лавками» (дом Шуваловой). Реконструирован под нужды музея в 1990–2005 годах.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» Колымажный пер., 6, стр. 2 Бывшая усадьба конца XVIII – начала XX века. Здание реставрировалось и переоборудовалось с конца 1990-х по 2006 год.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева ул. Чаянова, 15 Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева создан в 1997 году. Находится в здании РГГУ. В семи залах музея представлено 750 слепков и копий.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж) Передана музею в 1999 году.

Музейный городок

С 2014 года началась реализация концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и превращения его в музейный квартал в районе улицы Волхонка, Колымажного, Большого и Малого Знаменских переулков. Идея создания Музейного городка на Волхонке принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю и первому директору Музея изящных искусств, историку, филологу и искусствоведу. Проекты расширения Музея стали появляться сразу же после его открытия.

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.