Презентация на тему авангард. Презентация на тему "русский авангард". Описание презентации Презентация МХК-Русский авангард начала XX века по слайдам

  • Размер: 2.6 Mегабайта
  • Количество слайдов: 34

Описание презентации Презентация МХК-Русский авангард начала XX века по слайдам

Направления русского авангарда Направление Идеологи и представители абстракционизм Василий Кандинский лучизм Михаил Ларионов и Наталья Гончарова супрематизм Казимир Малевич аналитическое искусство Павел Филонов конструктивизм Владимир Татлин

Абстракционизм (беспредметное искусство) Одно из главных направлений в искусстве XXXX века. Структура произведения основывается на формальных элементах – линиях и цветовых пятнах. Произведения воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания. Абстракционизм как высшая ступень изобразительного искусства создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, абстракционизм превращается в средство передачи непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей» , «космических сил» . Геометрическая (логическая) абстракция создает пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

Василий Васильевич Кандинский В. В. Кандинский. Москва.

Супрематизм Разновидность геометрической абстракции Структурными элементами композиции. являются разноцветные плоскости, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, крест. Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в обычном понимании отсутствуют. Основной принцип выразительности – математически выверенная абстрактная композиция. Идеальные конструкции из геометрически и хроматически правильных элементов выражают абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника.

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) Казимир Малевич родился 11(23) февраля 1879 года в Киеве. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. Мать Людвига Александровна (1858- 1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

Казимир Малевич К. Малевич. Черный супрематический квадрат. 1913-1914. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург К. Малевич. Супрематическая композиция.

Казимир Малевич К. Малевич. Автопортрет. Гуашь, бумага. 1910. Государственная Третьяковская галерея. Москва К. Малевич. Автопортрет.

Лучизм – художественная школа в русском искусстве, связанная с именами М. Ларионова и Н. Гончаровой цель живописи – в передаче четвертого измерения, где властвуют иные живописные законы и приемы изображение не самих предметов, а отраженных от них цветовых лучей передача на полотне впечатления от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов использование лучей для создания формы в соответствии со своими собственными эстетическими воззрениями В. Маяковский называл лучизм кубистическим толкованием импрессионизма

Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) Он родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера. 1898- 1910 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании С. И. Щукина.

Михаил Ларионов М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. Государственная Третьяковская галерея. Москва. М. Ларионов. Офицерский парикмахер.

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. Родилась в семье московского архитектора С. М. Гончарова (1862- 1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой), дочери профессора Московской духовной академии. Сначала занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К. А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку. В 1915 году Гончарова вместе с мужем М. Ф. Ларионовым уезжает во Францию. Н. Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. Холст, масло.

Наталья Гончарова Н. Гончарова. Велосипедист. 1913. Н. Гончарова. В мастерской художника.

Наталья Гончарова Н. Гончарова. Архистратиг Михаил. 1910 Н. Гончарова. Московская улица.

Наталья Гончарова Н. Гончарова Белые испанки.

Аналитическое искусство – метод, разработанный Павлом Филоновым в ряде его теоретических работ. гармоническое взаимодействие человека и природы обращение к интеллекту зрителя принцип органического роста (как растет дерево) художественной формы и «сделанности» картин при создании произведения художник должен опираться не только на видимое («видящий глаз»), но и на незримое («знающий глаз») подражание не формам природы, которые она создает, а методам, которыми она «действует»

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) П. Филонов. Автопортрет.

Павел Филонов П. Филонов. Победа над вечностью. Холст, масло. 1920. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург П. Филонов. Портрет Евдокии Глебовой. Холст, масло. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Конструктивизм Формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов, дизайнеров и живописцев-авангардистов. Революционное переустройство жизни, объединение личного и общественного бытия, внедрение производственного искусства в жизнь и быт. Стремление к новым эстетическим идеалам – простоте, демократичности, утилитаризму. В архитектуре создавался функциональный метод проектирования зданий, разрабатывались принципы планировки городов и поселков.

Татлин Владимир Евграфович 1885-1953 Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 в семье инженера. В 1899– 1900, убежав из дома, устроился юнгой на пароход. Полноценного художественного образования не получил, учился бессистемно, урывками. участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи» , а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» . В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства» , призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923– 1924).

Татлин Владимир Евграфович 1885-1953 В 1919– 1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси.

Татлин Владимир Евграфович 1885-1953 Пафос вселенского обновления (комплекс должен был стать не только символическим, но и реальным культурно-пропагандистским центром мировой революции) сочетается здесь с удивительным смысловым драматизмом: монумент более всего напоминает Вавилонскую башню, причем представленную в момент наклона, т. е. начавшегося разрушения.

Татлин Владимир Евграфович 1885-1953 В. Е. Татлин. Матрос. Автопортрет. 1911. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В. Е. Татлин. Старо-Басманная. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татлин Владимир Евграфович 1885-1953 В. Е. Татлин. Череп на раскрытой книге. 1950 В. Е. Татлин. Садовые цветы. 1938. Дерево, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мировая художественная культура.

Конспект урока на тему: «Мастера русского авангарда» из раздела «Художественная культура XX века»,

11 класс.

Выполнила: Коротицкая Анна Владимировна учитель по Мировой художественной культуры г. Магнитогорска Челябинской области.

Электронный адрес: anyakorot @ mail . ru

Конспект урока по МХК, 11 класс

Тема раздела: «Художественная культура XX века»

Тема урока: «Мастера русского авангарда». 1 час.

Цели:

Обучающая: развитие и закрепление темы раздела «Художественная культура XX века»; познакомить с новым понятием авангардизм. Овладение умением анализировать художественные произведения В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, В. Татлина и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

Развивающая: использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Воспитывающая: воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства.

Задачи урока:

1. Повторение пройденного материала.

2. Русский авангард. Начало русского авангарда.

3. Особенности русского живописного авангарда.

4. Абстракционизм В. Кандинского.

5. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

6. Супрематизм К. Малевича.

7. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.

8. Судьба русского авангардиста.

Тип урока: урок расширения и углубления в тему.

Форма урока: урок – лекция.

Жанр урока: урок – презентация.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем, знакомиться с разными направлениями в искусстве XX столетия. Слайд 1

Слайд 2

С какими направлениями и стилями мы уже с вами познакомились? (с искусством символизма, модернизма, конструктивизма; зарубежное изобразительное искусство – программность, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, поп – арт.).

Каковы главные отличительные черты новых стилей, направлений и исторические предпосылки их возникновения? (учащиеся кратко выделяют отличительные черты стилей и всех направлений 20 столетия).

Сегодня мы познакомимся с еще одним направлением в искусстве 20 века это «авангардизм». Слайд 3

Что вы можете рассказать про это направление в искусстве? (ответы по желанию учащихся).

Сам термин «авангард» заимствован из военной терминологии и не представляется идеальным в применении к искусству. Он страдает жестокостью и не может сообразовываться с природой художественного мышления. Но он принят, и мы не ищем ему замены.

Слайд 3

Авангардизм (фр. передовой + отряд) - название ряда течений в искусстве 20 века, порывающих с существующими нормами и традициями реализма. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу, постоянно экспериментируют в поисках новых форм.

Слайд 4

Русский авангард. Начало русского авангарда.

История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

- «Русский взрыв… был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д. В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя. Художники возвращали живописи способность пользоваться Толькой её присущими свойствами – цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» – все это сделало популярным жанр натюрморта. Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем – то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью – все это типично для русского авангарда.

Слайд 5

Особенности русского живописного авангарда.

Учитель: Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910 – 1920 –е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций. Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников. Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека. Особенностью является также его многоликость. Фамилии нескольких авангардистов - Кандинский, Ларионов, Гончаров, Малевич, Татлина, Матюшин - чтобы понять, что каждый из них самостоятелен, независим, и неповторим.

Слайд 6

При всем своеобразий и известных достоинствах русской жи­ вописи Х VIII I Х вв. ее представителей нельзя определить как новаторов. Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стреми­ тельное формирование новаторской живописи.

Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства.

Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.

В ситуации революционного накала возможность художникам-авангардистам вкусить ра­дость отрицания всего того, что им непосредственно предшест­вовало.

В самом творчестве аван­гардистов, которые, выдвигая определенные идеи, доводили до крайней точки их реализацию. Такая тенденция характерна для Ларионова, Малевича, Татлина..

В России утопизм авангардного движения проявляется в отрыве от предшествующего опыта. Выражается в представлении о пути через искусство к идеальному но­вому миру.

Слайд 7

Не случайно русские авангардисты вынашивали идею четвер­того измерения, интересуясь идеями Ч. Г. Хинтона и П. Д. Успен ского стараясь приноровить их учения к творческим целям.

Утопия авангарда сродни многим утопиям большой истории искусства. Самая крупная из них - утопия Ренессанса - столь сильно поразила человечество.

Человек, почувст­вовавший власть над миром и постигший вкус управления им, родился во времена Ренессанса. Авангард дал новую вспышку этой жажде власти, хотя, казалось бы, он словно возвращается туда, откуда вырвался Ренессанс. Но в своем порыве выдвигали новую - собственную идеальную концепцию миро­порядка.

Для Мале­вича, Кандинского, Филонова процесс создания картины был приближен к таинству. Творец-художник уподоблялся божест­ву, становился личностью исключительной, по меньшей мере - «председателем земного шара» (как именовал себя поэт Велимир Хлебников).

Слайд 8

В других европейских странах ранний авангардизм получил не столь разноплановое воплощение. Но даже самые великие из них - Пикассо или Брак - приближаются друг к дру­гу, но их творческие концепции лежат не на таком большом расстоянии друг от друга, какое отделяет творчество Малевича от Татлина, Татлина от Филонова, а Филонова от Шагала.

На рубеже XIX и XX вв. в временном отрезке разворачивается ряд стиле­вых вариантов и идейно-художественных движений. Таким образом, до конца реализуется тот по­тенциал многообразия, который обязан своим происхождением скорее ситуации, чем традиции.

В России, пожалуй, как нигде, в 1910-е гг. сло­жилась ситуация, подходящая для самореализации.

Стали захлестывать волны того живописно-поэтического шторма, который готов был смыть с лица земли все прежние культурные институты.

За выставками, устроенными на балаганный манер, следовали диспуты, где разгорались жаркие споры. Художники и поэты предпринимали гастрольные поездки, стараясь разнести идеи и образцы нового творчества по городам и весям России.

Русская авангардная живопись вобрала в себя националь­ные традиции русской культуры.

Слайд 9

Абстракционизм В. Кандинского.

- Абстракционизм (фр. абстрагирование) – направление в живописи, скульптуре и графике 20 века. Абстракционисты отказывались от изображения реальных предметов и явлений, произведения представляет сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) абстрагировал реальность, зашифровывал предмет беспредметной формой или, наоборот сохраняя мосты между предметностью и беспредметностью.

Слайд 10

Первые этюды и картины, написанные в окрестностях Мюнхе­на, создавали впечатление бескрайности окружающего мира, пора­жали необычной яркостью цветовой гаммы. Романтическая припод­нятость ранних пейзажей и жанровых сцен из народной жизни ха­рактерна для произведений этого периода. «Синий всадник» (1903), мчащийся на коне, на фоне зеленого пейзажа, - идеальный роман­тический образ, который можно рассматривать в качестве эпиграфа к творчеству Кандинского. Синий всадник, символизирующий власть над иррациональной психической энергией, воспринимался как проявление высшего духовного начала.

Слайд11

Главным предметом экспериментов художника становилось про­странство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности явилось прелюдией к смелой абстракции художника. В статье «Сту­пени» (1918) Кандинский подчеркивал, что «предметность вредна моим картинам». Несмотря на отсутствие сюжета, в созданном им беспредметном мире все же можно было узнать очертания реальных объектов: всадников и дам в кринолинах, дома, башни и колокола, фонтаны и пушки. В пейзажах угадывались горы, с облака, деревья, животные..)

Слайд 12

Давайте посмотрим его картину «Озеро». Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).

Слайд 13

В картине «Озеро» (1910) предметный и беспредметный принципы сосуществуют. В остальном разгадка ложится на зрителя, который синие полосы может принять за обозначение воды, полосы в верхней части - за обозначение неба.

Реальность и фантазия причудливо переплелись в картине. Мы без особого труда различим в ней гладь водной поверхности, лодки с гребцами, силуэт замка на берегу. Эти предметы написаны на фоне, взрывающемся вспышками ярких цветовых пятен. Одни из них озаряют бездну пространства, другие, напротив, усиливают впечатление таинственности. Линии словно зигзаги молний, то вырываются на поверхность полотна; то устремляются внутрь, заманивая зрителей в свои недра причудливых сплетений абстрактных форм создается особая, «сверхчувственная вибрация». «Хор красок» действительно врывается в душу из природы».

Во многих произведениях 1910 – х. г.г. («Импрессиях», «Импровизациях», «Композициях») узнаваемые детали распределены по всему холсту, возбуждая предметные ассоциации. Смысл переносится на композиционную и колоритную драматургию.

Слайд 14

Давайте посмотрим его картину «Композиция». Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).

Слайд 15

В картине «Композиция VI » (1913) крайнее напряжение.

«Композиция VI » вызывает впечатление открывшейся перед зрителем бесконечности пространства. Отсутствие конкретного жеста вовсе не означало полного отсутствия содержания. Сам худож ник связывал ее с ветхозаветным Всемирным потопом. Композицию картины составляют несколько центров, измерить или определить расстояние между которыми не представляется возможным. Изящные , тонкие комбинации коротких линий, широкие полосы сочных и ярких оттенков плавно и мягко перетекают друг в друга. Наше внимание привлекают и всевозможные варианты цветовых сочета ний: светлых и темных, бледных и ярких. Внутреннее движение цвета и линии выражает сложную и напряженную жизнь человече ского духа. Зритель вовлекается в стихийный водоворот красоты линий, сам становится участником той всемирной катастрофы, ко торая преобразует земной и небесный хаос в совершеннейшую гармонию.

Слайд 16

«Аналитическое искусство» П. Филонова.

Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) пошел собственным путем. Создает сочинение «Идеология аналитического искусства», где провозглашался «принцип сделанности».

Художник должен отдавать произведению максимум усилий. Ученики рассказывают, что он отделывал свои картины тонкой кисточкой, начиная заполнять холст от одного края и доходя до противоположного.

Принцип «сделанности» реализован, например, в картине «Коровницы» (1914).

Слайд 17

Судьба Павла Николаевича Филонова поистине драматична. За свою жизнь он не продал ни одной из своих картин, считая, что все, созданное им, должно принадлежать только народу. За десять лет до смерти, нищий и полуголодный, художник продол­ жал писать без перерыва, иногда по нескольку суток подряд. Непо­ нятый, отторгнутый современниками, забытый некоторыми учени­ ками, не имеющий возможности выставляться, он все же мечтал пе­редать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». В 1941 г. Филонов умер в осажденном Ленинграде, смертельно простудившись во время очередного дежур­ ства на посту ПВО.

Четвертован

вулкан погибших сокровищ, великий художник, очевидец незримого, смутьян холста -

так писал о нем поэт А. Е. Крученых.

Подлинное признание пришло спустя много лет. Теперь карти­ ны Филонова - гордость и украшение любой выставки и картинной галерей.

В манифесте «Идеология аналитического искусства» (1914 - 1915) Филонов писал:

«...Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заме­няю словом «сделанность». В этом смысле «творчество» есть ор­ганизованная систематическая работа человека над материа­лом».

Слайд 18

Филонов считал, что белое поле холста или бумаги - это неви­ димая часть природы, на которой художник должен взрастить, про­ рисовать линией, цветом и формой видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира. Зритель, рассматривающий кар­ тину, должен видеть, как создается художественный образ, подобно тому, как растет дерево («движение организма против механизма»). «Видящий глаз» человека воспринимает цвет и внешнюю фор­ му тел. «Глаз знающий» постигает скрытое внутреннее движение атомов.

Изображение создается художником от частотного к общему. Он может начинать работу с любой точки холста, отделывая каждый микрон изображения. Своих учеников он призывал работать «только маленькой кистью с острым концом... будто работаешь остром карандашом и боишься его затупить и сломать. Тогда из-под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок ... а кусок того материала, той материи, из чего состоит все в природе. Упорно и точно рисуй каждый атом!» При этом он мог бес конечное множество раз возвращаться к уже написанному, чтобы выразить самую сущность того или иного явления. Вот почему це лый ряд его произведений носит название «формул» («Форму им периализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула комсомольца»).

Слайд 19

Давайте посмотрим его картину «Формула весны» (1918 – 1929). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).

Слайд 20

Это картина наглядный пример живописной гармонии, достигнутой на основе «аналитической» системы и при помощи приемов «Сделанности». Мы не увидим ни зелени деревьев, ни ручейков, но в ней есть все, что создает именно это время года.

Сложне йшие изгибы форм, переплетение линий, сверкающие и перелив ающиеся на солнце кристаллики цвета рождают в воображении вели колепную гармонию музыкальных ритмов, яркую феерию красок, способную пробудить в душе весеннее чувство обновления пр ироды. Картина действительно стала наглядным подтверждением ма нифеста художника:

«Я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невиди­ мых явлений...»

Слайд 21

Картина «Пир королей» (1913). Что вы видите на этой картине? (учащиеся отвечают).

Слайд 22

- «Пир королей» стала символом творчества и нелегкой жизни художника. «Пир королей» - это метафора эпохи, развернутая в грандиозных масштабах. Угрюмые и властные мертвецы, чинно восседающие на креслах-тронах, величаво и важно едят овощи. Какое-то дьяволь­ ское пламя зловеще отсвечивает за их спинами, «озаренными подоб­ ным лучу месяца бешенством скорби» (Б. Хлебников). Полускеле­ ты-полутрупы высасывают плоть и кровь у всего живого и чувствен­ ного мира. Мрачен и лихорадочен этот пир временщиков власти, предающихся воспоминаниям о былом могуществе.

Композиционный и колористический строй картины призван подчеркнуть жуткую реальность. Темную цветовую гамму раз­ рывают яркие синие, красные и желтые краски. Но есть в ней и просветляющее начало, слабая надежда на торжествующую энергию и красоту жизни.

Какое впечатление произвело на вас знакомство с его произведениями? (учащиеся отвечают).

Слайд 23

Супрематизм К. Малевича.

Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935). Его путь лежал к главному открытию – супрематизму (лат. Высший). Он писал: «Я говорю всем: бросьте любовь, эстетизм, чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость слепа и ничтожна! Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски! Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу! Спешите!»

Как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают).

Слайд 24

Он неутомимо изучал и проверял традиции старых мастеров, искал и оттачивал

новые возможности живописи. Первые картины Малевича были выполне­ ны в яркой импрессионистической мане­ ре («Цветочница», 1903). На смену этим увлечениям пришел «крестьянский при­ митивизм» («Косарь», 1911; «Лицо кресть­ янской девушки», 1912; «Уборка ржи», 1912; «Плотник», 1912; «Жница», 1912). Созданные им крестьянские типы кажут­ ся статичными и тяжеловесными, их внеш­ ний облик явно тяготеет к каким-то ус­ ловным объемам и формам. От смелых поисков путь лежал к открытию – супрематизму.

Главными составляющими творчества художника стали цвет и геометрические формы. В своем фундаментальном труде «Супре матизм. Мир как беспредметность» Малевич так определял задачи и цели своего творчества:

«Художник может быть творцом тогда, когда формы его карти ны не имеют ничего общего с натурой. А искусство - это умение создать конструкцию, вытекающую из взаимоотношений и цвета, и не на основании эстетического вкуса красивости позиции построения - а на основании веса, скорости и направ ления движения...

Слайд 25

Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура - живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюже том. Живописцы должны бросить сюжет и вещи, если хотят быть чистыми живописцами...

Живопись - краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки

бывают, велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мой мозг

горит от их цвета».

По мнению художника, в супрематических картинах в качестве основного объекта мог выступать какой-то один элемент (квадрат, крест, прямоугольник, круг), но он

не отрицал возможности создания и более сложных композиций с одновременным

использованием геометрических фигур, парящих в пространстве.

Слайд 26

Давайте посмотрим его картину «Черный квадрат» (1913). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).

Завораживающее действие «Черного квадрата» связано с его способностью концертировать в себе бесконечное, всемирное пространство, преображаться в другие универсальные формулы мира, выражать все во вселенной, концентрируя это все в форме геометрической и черной поверхности.

Слайд 27

- Он говорил: «Квадрат не подсознательная форма. Квадрат живой царственный младенец! Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были уродства и копия натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строится новая форма».

Слайд 28

Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953) – основоположник живописного конструктивизма.

Он не только попал под влияние Малевича, но он стал его постоянным конкурентом и противником. Татлин проявлял особый интерес к человеческой фигуре, к ее поворотам. Он часто разворачивает голову модели, противопоставляя ее движение движению тела. Эти позы он решительно закрепляет, заставляя контурные линии натягивается, а всю фигуру – пружинить. В его произведениях уже существует реальное пространство, не отделенное хотя бы малой долей условности от пространства окружающего. Поверхность предмета реальна – она не нуждается в эстетическом истолковании, - она есть и должна быть целесообразной. Через несколько лет в его творчестве сомкнутся искусство, техника и наука. У него проявилась изобретательность, практическая сметка, целесообразность, что свойственно инженерной мысли.

Татлин стал родоначальником конструктивизма. Его опыт подхватили Родченко, Степанова, братья Стенберги и другие, оказавшиеся с Татлиным пионерами современного дизайна.

Слайд 29

- «Матрос» (1911) является автопортретом. Он отправлялся в дальнее плавание. Здесь прослеживается натянутая как струна линия. Она не просто обводит силуэт фигуры, но словно обозначает «ребра» объемов, конструирует развороты фигуры, закрепляет позу, доводит движение до кульминационного момента.

Слайд 30

Давайте посмотрим его картину «Натурщица» (1913). Каковы художественные принципы его творческой манеры? (учащиеся отвечают).

Красный цвет нейтрализуется белыми пятнами холста, располагающимися вдоль коричневого контура. В этой картине он соединил примитив с художественной утонченностью.

Слайд 31

Судьба русского авангардиста.

Жизненный и творческий путь каждого из авангардиста авангардистов 1910-х гг. в большей или мень­шей мере был связан с событиями, проис­ходившими в России, с революциями 1917 г., со сменой власти. В 1920-е гг. возникли новые объединения художников, пришли новые поколения, которые успели приобщиться к авангардным принципам, хотя работа в этом направлении не могла быть дол­гой, так как к 1930-м гг. исчезла сама возможность существова­ния авангардного искусства. Однако еще существовал вариант, свидетельствовавший о сближении авангарда с господствующей тогда идеологией.

Поначалу многие художники оказались руководителями и чле­нами разного рода комиссий и отделов народного комиссариата просвещения, стали во главе музеев современного искусства. Но это не могло продолжаться долго. Так называемые левые худож­ники приходили к пониманию несовместимости авангардного творчества и идеологии тоталитарного режима. Малевич понял это уже через несколько лет после революции, немного позже эту несовместимость осознал Татлин.

Слайд 32

Несмотря на то, что авангард разделял и развивал идеи рево­люционного утопизма, сами принципы тоталитаризма были от него бесконечно далеки. Тоталитарному же началу противостоя­ло и многообразие форм авангардных проявлений, которые были основаны на выражении индивидуальных особенностей каж­дого участника авангардного движения. Главным же было то, что авангард возникал не из идей социального преобразования, а из потребности художника-творца постигнуть через искусство сущ­ность мира и бытия, своего собственного смысла и предназначе­ния. В этом легко убедиться, знакомясь с теоретическими рабо­тами В. В. Кандинского, К. С. Малевича, П. Н. Филонова, О. В. Ро­ зановой и многих других. Их теоретические изыскания почти столь же интересны и важны, как и собственное творчество, и вместе они составляют свод глубоких идей.

Ситуация 1920-х гг. отличается тем, что прежде в авангард­ном движении доминировали творческие личности, а теперь в большей мере - группы и школы. Если у Малевича в 1910-е гг. были последователи, то в 1920-е гг. его окружают ученики.

Слайд 33

Русский авангард – явление уникальное в истории мировой культуры. Россия, начавшая осваивать новые художественные идеи, вышла на передовые позиции европейского искусства и стала одним из его признанных лидеров.

Произведения русских художников – авангардистов занимают почетное место в экспозициях крупнейших музеев мира.

Урок по МХК 11 класс

Русское изобразительное искусство XX века

Тема: «Мастера русского авангарда»

Цели:

Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения искусства и особенностей их художественного языка.

Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового искусства.

Задачи:

На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием живописи первой четверти ХХ века.

Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия).

Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи.

Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры.

Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую работу.

Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение.

План урока.

Этапы урока.

Учитель.

Ученики.

Время.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на работу на уроке.

1 мин

Мотивация.

Вступительное слово.

Слушают.

5 мин

Проверка домашнего задания заданий.

Комментирует, задает уточняющие вопросы.

Демонстрируют и анализируют подобранные иллюстрации.

10 мин

Работа по предложенному заданию.

Демонстрирует слайды.

Записывают собственные впечатления и ощущения от просмотренных работ.

10 мин

Обобщение и закрепление.

Предлагает учащимся уточняющие и обобщающие вопросы по теме занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

10 мин

Рефлексия.

Предлагает учащимся соотнести высказывания деятелей культуры о живописи авангарда с собственными ощущениями и впечатлениями.

Определяют и формулируют собственные впечатления с помощью предложенных цитат, находя среди них наиболее близкие своим ощущениям.

7 мин

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

2 мин

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

Организационный этап.

Мотивационный этап.

ХХ век богат событиями. Пожалуй, никогда "лицо" мира не менялось с такой скоростью. Европейское искусство, а за ним и искусство мира, претерпело колоссальные изменения. Все проявления современной культуры и искусства несут в себе элементы авангарда. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм. И сегодня настало время познакомиться с таким явлением, как русский авангард.

Вступительное слово учителя по теме урока.

Русский авангард – одно из течений модернистского искусства, получившее развитие в начале 20 века. Главная отличительная черта этого направления – подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним.

Эту особенность выражает само название направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.

Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.

Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.

Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30-х годов, возможно, совсем другой была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20-е годы сильнейшее воздействие новой русской живописи.

"Центр тяжести по искусству, - писал П. Филонов, - переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь - русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно.

Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.

В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Художники-новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных процессов в молодой республике.

Проверка домашнего задания

(Приложение1 – 4)

Домашнее задание: подобрать примеры трактовки таких тем, как «Весна», «Жатва», «Ночной город», «Храм Василия Блаженного» в мировой живописи разных периодов до XX века, и провести их изобразительный анализ.

Обучающиеся демонстрируют и анализируют подобранные иллюстрации.

Работа по предложенному заданию

Внимательно рассмотрите репродукции предложенных картин русских авангардистов. Коротко запишите возникшие у вас ассоциации, эмоции и впечатления.

Обобщение и закрепление

Как вы считаете, что послужило причиной изменения языка искусства в первой четверти ХХ века?

Какие, на ваш взгляд, идеи заложены авторами представленных работ?

Какие художественные приемы (композиция, форма, цвет, линия) использованы авторами для выражения идеи?

По названию, теме и другим характеристикам произведения определите приметы времени.

Что в предложенных произведении произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

Рефлексия.

Задание учителя: Прочтите предложенные высказывания деятелей культуры об искусстве начала ХХ века. Подумайте, какие из них вам ближе и больше совпадают с вашими ощущениями от знакомства с произведениями русского авангарда? Аргументируйте свой выбор.

Деятели культуры об авангарде:

«Прямое назначение искусства - быть фактором эволюции интеллекта».

(Павел Филонов, русский художник)

«Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто».

(Пауль Клее, художник)

«Форма, пропорции, разделение - все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность разделять - наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества, пропорций, деления цвета».

(Владимир Стерлигов, русский художник)

«Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом. Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за ними - "фовисты" (от французского - хищный, дикий): фиксация не осмысленных явлений, а неосознанных эмоций».

(Словарь модернистской живописи)

«Новое искусство встречает массу, настроенную против него враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно непопулярно по своему существу, более того, - оно антипопулярно: Привыкшая во всем брать верх масса чувствует себя оскорбленной в своих "человеческих чувствах" новым искусством. Повсюду, где появляются новые музы, масса оказывает им сопротивление».

(Хосе Ортега-и-Гасет, испанский философ)

«Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей. Единственное возможное заблуждение в искусстве - это подражание».

(А. Глез, французский художник)

«То, что конечной целью живописи является воздействие на толпу, мы признаем, но живопись не должна обращаться к толпе на языке толпы; живопись должна пользоваться своим собственным языком, чтобы воздействовать, господствовать и направлять толпу, а не для того, чтобы быть понятой».

(Жак Липшиц, французский скульптор)

«Действительность редко их (художников) может удовлетворить, потому что она не наполняет их сознание».

(А. Шопенгауэр, философ)

«В отношении живописи, я сознаю, реализм кончился. Сейчас живопись только начинается».

(М. Вламинк, французский художник)

Домашнее задание

Страницы учебника - 291 – 300.

Посмотреть работы русских авангардистов (В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич, А. Экстер, Н. Удальцова, И. Клюн, О. Розанова, А. Лентулов и др.)

При изучении нового материала попробуйте ответить на следующие вопросы:

Выскажите предположения о том, какие проблемы, темы и сюжеты интересовали человека (и художника как представителя времени) в начале ХХ века.

Как вам кажется, эти проблемы общечеловеческого значения или они характерны только для определенного периода истории России?

Рассматривая композицию, форму, цвет, линию, попробуйте сформулировать общие принципы и приемы живописи первой четверти XX века на примере рассмотренных в залах музея произведений.

Как вы думаете, в чем самобытность такого явления, как русский авангард?

Приложение 1 «Весна»

Сандро Боттичелли «Весна» 1478

Алексей Саврасов «Грачи прилетели» 1871

Клод Моне «Весна» 1880

Виктор Борисов-Мусатов «Весна» 1898-1901

М. Ф. Ларионов «Весна. Времена года» 1912

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Презентацию на тему "Русский авангард" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Русский авангард – общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшем в России с 1890 по 1930 гг. К русскому авангарду можно отнести самые различные новаторские направления: «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм» и другие.

Русский Авангард.

Слайд 2

Абстракционизм Лучизм Конструктивизм Кубофутуризм Супрематизм Футуризм

Направления авангарда.

Слайд 3

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

Абстракционизм

Слайд 4

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

Василий Кандинский

Слайд 5

«Композиция 7», 1913 г.

Самые знаменитые работы Кандинского.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Казимир Малевич родился 11(23) февраля 1879 года в Киеве. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По данным некоторых СМИ отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845-1902). Мать Людвига Александровна (1858-1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

Казимир Малевич

Слайд 9

Работа была выполнена летом и осенью 1915 года. Работа была выставлена на футуристической выставке, открывшейся в Петербурге 19декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте висел «Чёрный квадрат». Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). «Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.

Работы Казимира Малевича.

Слайд 10

Слайд 11

Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату. Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

Слайд 12

Слайд 13

направление в живописи в русском искусстве 1910-х гг., относится к абстрактному искусству. Основоположниками лучизма стали художники М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Районизм (Лучизм) - это абстрактное искусство, основанное на вмещении световых спектров и светопередачи. Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.

Слайд 14

Фактическим создателем одного из направления авангардного искусства, а именно, лучизма был Михаил Васильевич Ларионов. Он родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера. 1898-1910 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании С. И. Щукина. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Михаил Васильевич Ларионов

Слайд 15

«Отдыхающий солдат» (1911 г.)

Работы Михаила Васильевича Ларионова.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Конструктивизм иногда называют «производственным искусством». Он возник после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве. В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству.

Конструктивизм

Слайд 20

Слева работы братьев Весниных: Дом Культура ЗИЛ и стадион «Динамо» в Москве. Оба проекта Весниных выделялись не только рациональностью плана и соответствием облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевали использование новейших строительных технологий и материалов.

Конструктивизм в архитектуре.

Слайд 21

Направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак). Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александра Эстер – художницы, которые внесли значительный вклад в развитие кубофутуризма в России. К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Кубофутуризм

Слайд 22

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Стихотворение представляет собой эксперимент Хлебникова по созданию гнезда неологизмов.

Велимир Хлебников.

Слайд 23

Направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 г., когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие.

Супрематизм.

Слайд 24

Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодежи. В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса. 7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита.

Ольга Розанова

Слайд 25

Первая картина и вторая – беспредметные композиции 1916 года написания.

Работы Ольши Розановой

Слайд 26

Родилась 24 апреля (6 мая) 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя. Первые уроки рисования Л. Попова брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи. В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона. В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные уроки живописи. Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами.

Любовь Попова.

Слайд 27

Первая картина – «Портрет философа», 1915 г. Вторая картина - «Человек + воздух + пространство.», 1912 г.

Работы Любовь Поповой.

Слайд 28

Футуризм - одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Основные черты: 1) бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; 2) отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; 3) бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; 4) поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

Футуризм.

Слайд 29

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов: 1) На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2) Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языка 3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы. 4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

История футуризма в России.

Слайд 30

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро - наиболее известные имена.

Футуризм в России.

Слайд 31

Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки. В детстве потерял глаз в драке с родным братом. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: …Душа - кабак, а небо - рвань, Поэзия - истрепанная девка, А красота - кощунственная дрянь… …Звезды - черви, пьяные туманом… …Мне нравится беременный мужчина…

Давид Бурлюк.

Слайд 32

Сергей Прокофьев родился 23 (11) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне село Красное, Украина в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке.

Сергей Прокофьев

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 11

Класс: 11 класс.

Программа: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10-11 классы. М.: Владос, 2007 г.

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока: урок-лекция.

Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.

  • познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;
  • обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;
  • помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;
  • воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска, карточки, учебник Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.

Зрительный ряд: эпиграф на доске, презентация - слайд-шоу (Приложение 1) по теме урока.

Ход урока

Новая форма рождает новое содержание.
Искусство всегда было вольно от жизни,
и на цвете его никогда не отражался цвет
флага над крепостью города.
В. Шкловский

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока. (Приложение 1)

Эпиграф нашего урока: чтение записи.

III. Знакомство с новым материалом.

Запись в тетрадях плана.

  1. О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие "авангард".
  2. Художественные объединения и их представители.
  3. Русский авангард.
  4. Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.

1. Вступительная беседа о модернистских направлениях в искусстве начала века.

1) Понятие "авангард".

Когда соприкасаешься с искусством начала XX века, диву даёшься: как многообразно оно и интересно! Конечно, хочется свести все существующие направления в целостную систему, чтобы легче было определять место того или иного художника в мировой культуре. Увы, это не всегда возможно: направления тесно переплетаются, а художники, оказывается, творили, выходя за рамки провозглашённой ими же самими теории.

Понятие "Авангардизм" происходит от французских слов "avant", что переводится как "передовой", и "qarde" - "отряд".

Точнее, условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..

Общим для всех этих направлений является:

Отказ от норм классического изображения,

Деформация форм,

Экспрессия.

Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.

Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?

(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)

Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левы" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.

Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.

В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.

Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.

2. Выступления учащихся.

Художественные объединения:

1. Союз московских художников "Бубновый валет".

В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый "в упор", лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.

Полотна "бубновых валетов" поразили зрителей своей нарочитой грубостью объёмов, пронзительно кричащим цветом, выпирающей "плотью вещей" (П. П. Кончаловский).

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956)

  • "Возвращение с ярмарки",
  • "Сирень", "Сухие краски"

Илья Иванович Машков (1881-1944)

  • "Камелия", "Снедь московская: хлебы",
  • "Натюрморт с магнолиями"

Александр Куприн (1880-1960)

  • "Тополя", "Завод", натюрморты,
  • индустриальные пейзажи.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958)

  • "Старая Руза", "Негр", "Бухта в Балаклаве"

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943)

  • "Звон", "У Иверской", "Автопортрет",
  • "Крекинг нефтеперегонного завода",
  • "Овощи"

2. Группа живописцев "Ослиный хвост".

Группа молодых художников, отделившихся от "Бубнового валета" во главе с М. Ф. Ларионовым в 1912 году. Последовательно пропагандируя примитивистскую живопись, Ларионов разрабатывал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.

Основные представители и их работы:

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)

  • "Провинциальная франтиха", "Отдыхающий
  • Солдат", "Петух", "Лучизм".

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)

  • "Крестьяне, собирающие яблоки",
  • "Подсолнухи", "Рыбная ловля", "Евреи.
  • Шабаш".

Марк Шагал (1887-1985)

  • "Я и деревня", "Скрипач", "Прогулка",
  • "Над городом", "Святое семейство".

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)

  • "Матрос", "Натурщица", "Контррельеф",
  • "Проект памятника III Интернационалу",
  • "Летатлин"

3. Русский авангард.

Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых "ритмов времени". Стремление воссоздать динамичность предмета, его "жизнь" в разных ракурсах.

Основные представители и их работы:

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

  • "Дома в Мурнау на Обермаркте",
  • "Импровизация Кламм", "Композиция VI",
  • "Композиция VIII", "Доминирующая кривая".

Павел Николаевич Филонов (1883-1941)

  • "Крестьянская семья", "Победитель города",
  • "Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова",
  • "Формула империализма",
  • "Формула весны".

Казимир Северинович Малевич (1878-1935)

  • "Цветочница", "Дама на остановке
  • Трамвая", "Корова и скрипка", "Авиатор",
  • "Супрематизм", "Косарь", "Крестьянка",
  • "Чёрный супрематический квадрат".

3. Поэзия. Футуризм.

Динамизм открытий в области формы, движение к интуитивному творчеству захватили и поэзию. Эстетический бунт против "общественного вкуса", "мистических идеалов" символизма и классического наследия наиболее ярко отразился в футуризме (будущее от лат.)

Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.

Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.

Для живописи футуризма характерны:

- "энергетические" композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки;

Один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.

Первый манифест футуризма был "вброшен" в культуру "серебряного века" итальянским поэтом и публицистом Ф. Т. Маринетти со страниц парижской газеты "Фигаро" 20 февраля 1909 г. "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности". А ещё признавался "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки. Сражаться с морализмом:".

В феврале 1914 г. Маринетти появился в знаменитом петербургском подвале "бродячая собака", где собирались артистическая молодёжь и творцы "нового искусства".

В петербургской богеме Маринетти не случайно почувствовал своих учеников, и футуристические лозунги в России попали на хорошо подготовленную почву.

Впервые слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов, именовавших себя "Эгофутуристами". Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотарёву, 1887-1941). Издавший в течение 1904-1912 гг. 35 стихотворных сборников. Строки из "Самогимна":

Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
- О, гениальный! О, талантливый! -
Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликёр гранатовый
За мой ликующий восход.

Осенью 1911 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошла встреча поэтов Д. Д. Бурлюка и В. В. Маяковского. Именно они вместе с примкнувшим к ним А. Е. Кручёных составили ядро литературного объединения "Гилея" - первого крупного содружества футуристов.

18 декабря 1912 г. вышел в печати альманах "В защиту нового искусства". Его заглавие - "Пощёчина общественному вкусу" - стало декларативным и нарицательным, а предисловие к сборнику было воспринято читателями как манифест русских футуристов.

В предисловии бунтари громогласно провозгласили полную свободу творческого эксперимента и предложили сбросить "с Парохода Современности" Пушкина, Достоевского и Толстого. "Общественный вкус" действительно был шокирован.

Даже Игорь Северянин, не слишком приверженный к классике, отозвался на этот призыв словами:

Для отрезвления ж народа,
Который впал в угрозный сплин -
Не Лермонтова с парохода,
А Бурлюка - на Сахалин.

Круг единомышленников-футуристов, которым Велемир Хлебников (1885-1922) придумал имя "Будетляне" (от "будущее"), имел оригинальную философско-эстетическую программу. Искусство должно не отражать действительность, но переделывать её, слово же должно быть свободным от всякого определённого смысла - примерно так звучала их теоретическая доктрина.

Сам Хлебников утверждал, что "словотворчество - враг книжного окаменения языка", и призывал своих соратников по футуризму поработать над разрушением традиционной поэтической речи.

Наиболее последовательно реализовал этот лозунг Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968). Поэт самозабвенно искал самоценное, "самовитое" слово и бунтовал против любых признаков традиционной рифмы и конкретного смысла. Целиком отдавшись эксперименту, он всё более погружался в собственный, далёкий от здравого смысла поэтический мир и наконец объявил шедевром пять знаменитых строк:

Дыр бул щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Рлэз

Кручёных прибегал к звуковым и графическим аналогиям. Порой его стихи состояли лишь из одних "неудобных" диссонирующих звуков, а знаки препинания поэт вовсе не ставил. Некоторые его сочинения пропитаны ядом предсказаний гибели и разложения мира:

Мир гибнет
И нам ли останавливать
Мы ли остановим оползень
Гибнет прекрасный мир
И ни единым словом не оплачем
Погибели его...
Усталый ветер заглядывает узкие входы
По затылку
Ужас чудит...

Новаторство Хлебникова не знало границ. В поисках адекватного отражения целостности мироздания он изобретает необычный "звёздный" язык:

Усадьба ночью, чингизхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью облако, роопсь!

В потоке новаций и открытий, на фоне громкозвучащих имён представителей живописи и поэзии достижения музыкантов-авангардистов кажутся более чем скромными; к тому же радикальные позиции отразились в сочинениях композиторов малоизвестных, не причисленных к классикам.

IV. Закрепление изученного.

Какое искусство принято называть авангардом?

Во что верили мастера русского авангарда?

Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?

Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?

V. Домашнее задание.

С.210-220 - ответить на вопрос № 10, 11.

Литература.

1. Аксёнов М., Майсурян Н. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура,

изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVII - XX веков. М.: Аванта +, 2005г.

2. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия конец XIX-XX век. М.: Издательский книгопечатный Центр, 1999г.

3. Горелова И., Брагин А. Искусство. М.: АСТ, 2003г.

4. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.