Сохранение архитектурных памятников аргументы. Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для культуры?) (ЕГЭ по русскому). Навязывание своего мнения другим

Общее

Для поэтов свойственно подведение итогов своего творчества. Им было небезразлично, как потомки оценят их творения. Поэтому тема памятника как нерукотворной памяти свойственна поэзии, особенно в 18-19веках, хотя и поэты 20 века тоже не раз обращались к данной теме. Все стихотворения объединяет общая мысль- стремление создавать такие произведения, которые были бы интересны и актуальны не только современникам, но и потомках, поэтам хотелось остаться в их памяти. Все авторы отмечают бессмертие поэзии, особое предназначение поэта, который способен через своё творчество связывать поколения.

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей, слишком много правды говорил он людям.

Привожу неожиданные поэтические аргументы: стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой о царскосельской статуе. Если вам некогда читать все, читайте выделенное цветом. Проблемы экологии культуры, преемственности культурной среды, формирующей человека, создающей для него ощущение дома , который незаменим…

Текст 4

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

(6) Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

(7) Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, - памятник, лишённый индивидуальности и поэзии…

(Ю)Память разрушается, как старый город. (И)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков… (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий… (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (ЗО)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь - пустота, с которой трудно было примириться.

(ЗЗ)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.

(34)Он стал <…>.

(По В. П. Катаеву*)

* Валентин Петрович Катаев (1897-1986) - русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист.

Аргументы

  1. Старый кн. Болконский ставит статую-памятник умершей при родах невестке, жене своего сына (маленькой княгине) чтобы ее сын Николенька, когда подрастет, мог увидеть свою мать.

2. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

Каждая страна – это ансамбль искусств. Грандиозным ансамблем культур или памятников культуры является и Советский Союз. Города в Советском Союзе, сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний и немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда так много голландской живописи (это Петр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII и начала XIX века).

А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.

В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.

Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.

Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Есть такие города и на Украине: Киев, Новгород-Северский, Путивль.

Это традиции Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском…

Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

В стране существует единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

3. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек – не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

3. А.С. Пушкин, как известно, воспитывался в Царскосельском лицее. Красота дворца и дворцового парка стала для него родной, естественной, «домашней обстановкой» и, конечно, повлияла на формирование гения. Вот его стихотворение о царскосельской статуе. Вечная струя, символизирующая бесконечность движения времени, неожиданно отозвалась в стихотворении А. Ахматовой, «вошедшей» в эту культурную струю как в свой дом и проявляющей даже женскую ревность к бронзовой девушке, которой любовался Пушкин…

Царскосельская статуя

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной…

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её


Введение


Что же происходит с нами?

Только мы вправе менять свою судьбу. Так почему же многие люди пытаются уничтожить то, что веками хранили?

Д.С. Лихачев много задумывался над проблемой культурного наследия, и над тем, что сохраняется в культурной памяти. Он утверждал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её». Именно эти слова побудили меня взяться за написание данной работы, с целью доказать, что сохранение культурных ценностей важно для будущих поколений. Кроме этого, хотелось бы решить в этой работе целый ряд задач:

.Узнать что такое историческая и культурная память.

2.Разобраться в методах сохранения культурного наследия.

.Вспомнить истоки нашей богатой культуры и понять насколько важно сохранять и оберегать культурное достояние.

.Понять, как на государственном уровне решается данная проблема.

.Узнать, насколько актуальна проблема культурного наследия.

Каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.

По данным министерства культуры РФ под охрану государства подпадают около 90 тысяч объектов культурного наследия и более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия. До настоящего времени не уточнен их пообъектный состав и не проведена инвентаризация указанных объектов и их физической сохранности. В хорошем и удовлетворительном состоянии находятся соответственно 30 и 20 процентов объектов культурного наследия, остальные 50 процентов находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Что же делать, если сегодняшние владельцы объектов культурного наследия оказались недобросовестными при использовании общественного достояния? Решение проблемы однозначно видится в поиске для объектов культурного наследия рачительного хозяина, несущего бремя их содержания и ответственность за их сохранение. В настоящее время в связи с несовершенством законодательства остановлен процесс привлечения частных инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в аренду. Отсутствие необходимых законодательных и нормативных актов отрицательно сказывается, в первую очередь на положении самих памятников истории и культуры, которые в отсутствии финансирования их содержания и реставрации находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов РФ.

На сегодняшний день в российском законодательстве нет четкого и системного подхода к охране объектов культурного наследия, законодательно четко не определены условия и порядок распоряжения объектами культурного наследия, порядок установления и выполнения требований и ограничений по сохранению и использованию объекта культурного наследия, в том числе охранных обязательств, и порядок осуществления контроля за их выполнением.

Сложность вышеуказанных проблем требует комплексного, системного подхода к их решению.

В связи с этим, Всероссийской ассоциацией приватизируемых и частных предприятий (работодателей) был проведен ряд разработок в области охраны и использования объектов культурного наследия. Ассоциацией была разработана концепция осуществления деятельности по охране объектов культурного наследия, содержащая предложения по осуществлению мер, необходимых для комплексного решения проблемы сохранения объектов культурного наследия, привлечения инвестиций для поддержания их в надлежащем состоянии, восстановления и реконструкции, а также состав первоочередных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить сохранение, реставрацию, восстановление, содержание и эффективное использование историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Концепция предусматривает, что охрана объектов культурного наследия должна представлять собой единую систему правовых, организационных, финансовых, информационных, материально--технических и иных и нормативных актов в области сохранения, содержания и использования этих объектов, а также систему организации комплексной, взаимосвязанной работы органов государственной власти по охране объектов культурного наследия и органов государственной власти по контролю за их сохранением, их территориальных подразделений, а также граждан и общественных организаций по охране объектов культурного наследия.

Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто.

Эдуард Эррио


Культура воспоминания и история памяти


Культура отражает формы мышления, ментальности, духовную деятельность индивидов и групп в искусстве, символах, ритуалах, языке, формах организации жизни и формирует универсальное поле взаимодействия образа мышления, практики и социальных институтов. Культурную память можно, следовательно, понимать как форму трансляции и актуализации культурных смыслов. Одновременно это и обобщающее название для всего «знания», которое управляет переживаниями, действиями, всей жизненной практикой людей в рамках общения и взаимодействия в социальных группах и в обществе в целом и которое подлежит повторяющемуся из поколения в поколение повторению и заучиванию. В этом смысле культурная память отличается как от науки, так и от коммуникативной памяти, базирующейся на обыденном опыте индивидов и групп.

Было бы глубоко неверным считать, что именно память отличает человека от животных, составляя его преимущество перед ними. Если животные способны к тому, что в экспериментальной психологии называется научением - а психологи-экспериментаторы зафиксировали эту способность у достаточно многих представителей животного мира, - следовательно, они обладают памятью. Но это память в самом общем смысле слова: когда имеется в виду способность живого существа каким-то образом удерживать в своей психике впечатления от более или менее часто повторяющихся внешних воздействий, перестраивая в соответствии с ними «схемы» и «модели» поведения в соответствующих ситуациях. Ее можно назвать естественной или даже телесной памятью.

Особенность человеческой памяти заключается в том, что это уже не естественно-природная, а социально-культурная память. А поскольку культура - не что иное, как осознающая себя история человеческого развития, непрерывно накапливающийся опыт ее осмысления, вновь и вновь погружаемый в непосредственный процесс исторического творчества, чтобы соучаствовать в нем, постольку культурная память не механична, не телесна, а исторична. Это всегда опыт переживания истории - временного процесса, процесса превращения будущего в настоящее, настоящего - в прошлое, вчерашнего прошлого - в позавчерашнее и т.д. Это всегда опыт новых и новых попыток справиться с процессами временности - с необратимой тенденцией аннигиляции прошлого, растворения его в небытии. В этом смысле специфической особенностью культурной памяти как памяти исторической является ее ориентация на спасение прошлого - осознанная борьба с забвением, с погружением прошлого в небытие.

Культурная память формируется веками. Прошлое не возникает в наших знаниях само по себе.. Воспоминания не просто некая «данность», а относящаяся к современности, созданная ею «общественная конструкция», следовательно, встает вопрос: какое «прошлое» познает историк, занимающийся изучением культурной памяти и каковы условия этого познания?

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. Д.С.Лихачев


Так что же такое память


Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Историческая память - набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Является видом коллективной (или социальной) памяти. исторический память культурный наследие

Историческая память чаще всего понимается как одно из измерений индивидуальной и коллективной (социальной памяти) - как память об историческом прошлом или, вернее, как символическая репрезентация исторического прошлого. Историческая память - не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо оживление разделяемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования социальных групп в настоящем. Зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов, мифов выступают как интерпретационные модели, позволяющие индивиду и социальной группе ориентироваться в мире и в конкретных ситуациях. Историческая память рассматривается как сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта (реального и/или воображаемого), и одновременно - как продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях. «Историческая память - эта постоянно обновляемая структура - идеальная реальность, которая является столь же подлинной и значимой, как реальность событийная. Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека», - отмечал Д. С. Лихачев.


О культурно-историческом наследии России


Более 1000 лет тому назад, восточные славяне вслед за многими другими народами мира приняли православие. С православной верой они восприняли православную культуру, которая выражалась, прежде всего, в прекрасном и величественном православном богослужении. «Повесть временных лет» донесла до нас предание о том, что послы великого князя Владимира, будучи пораженными красотой православного богослужения, воскликнули: «Такой красоты мы нигде не видели!».

Искренне и глубоко восприняв православие, наши предки очень быстро научились переводить книги, составлять оригинальные литературные творения, строить величественные храмы, писать изумительные по красоте иконы, создавать дивные песнопения, украшать свою жизнь многоцветием православных праздников. Не прошло и ста лет со времени Крещения Руси, а православная культура древнерусского государства достигла таких великих свершений, которые и доныне славят Россию.

Изучение православной культуры России можно начать со знаменитого новгородского памятника «Тысячелетие России». История создания и дальнейшая судьба этого памятника символична и очень поучительна для всех, кто любит родную землю и родную культуру.

Торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» состоялось 8 сентября 1862 года (21 сентября - по новому стилю); в этот же день в 1380 году была одержана победа на Куликовом поле. Средства на создание этого памятника собирались по всей России. На горельефе памятника - скульптурные изображения 109 великих сынов и дочерей России, составивших честь и славу отечественной истории и культуры.

На этом памятнике мы видим святых Кирилла и Мефодия - просветителей славян и родоначальников славянской православной культуры, святую княгиню Ольгу, подавшую Древней Руси пример крещения, святого великого князя Владимира - крестителя Руси, преподобного Нестора Летописца - одного из родоначальников российской истории, святого князя Александра Невского - славного защитника Руси, преподобного Сергия Радонежского - великого подвижника Русской земли и целый ряд других святых, прославивших Землю Русскую. Рядом с этими святыми людьми на памятнике «Тысячелетие России» мы видим великих русских поэтов, писателей, ученых, художников, архитекторов, скульпторов, композиторов, педагогов - цвет русской культуры, - а также героев России, выдающихся полководцев и государственных деятелей.

Россия, празднуя в 1862 году тысячелетие своей истории и культуры, воздвигла этот удивительный памятник. А мы, благодаря этому памятнику, спустя почти полторы сотни лет можем видеть, как в XIX веке Россия прославляла своих великих граждан.

В XX веке памятнику «Тысячелетие России», как и всему нашему Отечеству, довелось претерпеть великое испытание. Монголо-татарские полчища в XIII-XIV века не разорили Великого Новгорода, потому что не достигли его. А фашистские полчища в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, захватив этот древнейший русский град, хотели надругаться над его святынями. В морозные январские дни 1944 года немецкие захватчики решили похитить стоявший на центральной площади Великого Новгорода памятник «Тысячелетие России», чтобы в качестве трофея увезти его в Германию, как увозили в германское рабство людей, как угоняли с русских пастбищ скот, как похищали многие материальные ценности и культурные сокровища России. Отлитые в бронзе фигуры памятника были оторваны фашистами от гранитного постамента. Памятник был разделен на части и готовился к транспортировке. Но Господь не судил совершиться этому злодеянию. 20 января 1944 года Великий Новгород был освобожден нашими войсками, и фотопленка военного корреспондента зафиксировала поразительную картину: у подножия памятника странно и беспорядочно лежали запорошенные снегом человеческие фигуры.… Это были бронзовые изваяния великих сынов и дочерей России, которые художник Михаил Микешин (1835-1896) создал для памятника «Тысячелетие России». Даже в те страшные годы военного лихолетья люди не могли без содрогания смотреть на фотографии, сделанные по живым следам этого вандализма.

Хотя Великая Отечественная война еще продолжалась, памятник «Тысячелетие России», о котором в 20-30 годы XX века почти не вспоминали из-за его якобы незначительной эстетической ценности, не был забыт. Уже 2 ноября 1944 года было проведено скромное, но торжественное открытие возрожденного памятника.

Когда памятник «Тысячелетие России» был восстановлен, на отлитой в бронзе исторической панораме вместе с другими великими соотечественниками благодарные потомки вновь увидели князя Дмитрия Пожарского, с мечом в руках защищающего Россию.

Священная память о России для нас неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее возделывал и защищал. Эту связь прекрасно выразил величайший русский поэт А.С. Пушкин:


Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека, -

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва;

Без них наш тесный мир - пустыня,

Душа - алтарь без Божества.


Не только в истории Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события - большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Эти события иногда становятся известны многим, а чаще ведомы только небольшой группе людей или отдельным лицам. Люди для собственной памяти пишут дневники, мемуары. Память народная сохранялась через устные сказания. Летописцы записывали то, что хотели донести до грядущих поколений. Очень многое в культурной жизни Отечества сохранилось благодаря рукописям, архивам, книгам и библиотекам. В настоящее время существует много новых технических средств - носителей памяти. Но в православной культуре России слово память всегда имело и имеет прежде всего духовно-нравственное значение. Это слово священно! Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас, а главное - о вечности и бессмертии.

«Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность», - так писал в своих «Письмах о добром и прекрасном» величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

«Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, «накопленной» культуры, память - одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство». Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание.

Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает, прежде всего, знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России - это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная «Православная энциклопедия».

Современная культура России - это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».

А.С. Пушкин, работая над романом в стихах «Евгений Онегин», написал строки, которые не вошли в окончательный вариант романа. Эти трепетные строки повествуют о том, как Онегин, а значит и сам А.С. Пушкин, видел, как «кипит народ минувших дней» на той самой площади, где теперь красуется памятник «Тысячелетие России».


Необходимости земной,

Кто в жизни шел большой дорогой,

Большой дорогой столбовой…

Онегин едет, он увидит

Святую Русь: ее поля,

Пустыни, грады и моря…

Среди равнины полудикой

Он видит Новгород Великий.

Смирились площади - средь них

Мятежный колокол утих…

И вкруг поникнувших церквей

Кипит народ минувших дней…


Более чем тысячелетняя история православной культуры России - это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры - Остромирово Евангелие, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и «Троица» Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия все более отчетливо вырисовывается в общественном сознании. Необходимость ее исследования объясняется и тем, что прошедший век был веком социальных катаклизмов, приведших, среди прочего, к деформации единства культурно-исторической памяти народов, входящих в состав России, когда гибели подверглась значительная часть культурного наследия. В условиях грозящего разрушения материальное и нематериальное культурное наследие народов России может и должно стать основой духовного единства цивилизации России.

Роль культурной памяти в сохранении единства Российской цивилизации не может быть рассмотрена вне понимания цивилизационной специфики России. Проблему России как «субцивилизации» рассматривает в своих работах JI. Васильев. И. Яковенко предлагает характеристику цивилизации России как «цивилизации поневоле». Ю. Кобищанов разрабатывает представление о России как о конгломерате различных цивилизаций. Б. Ерасов видит специфику России в ее «недоцивилизованности». Автор исследования солидарен с позицией Д. Н. Замятина, В.Б. Земскова, Я. Г. Шемякина, которые рассматривают Россию как пограничную цивилизацию.

Особую роль национального культурного ландшафта в культурной памяти раскрыли евразийцы (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, В.Н. Ильин, Г. В. Флоровский), которые видели уникальность России в том, что она одновременно принадлежит Западу и Востоку, не являясь ни тем, ни другим. Евразийство в значительной степени мистифицировало проблему роли пространства в таких ее аспектах как пограничное положение, форма страны, размер, масштаб, соотношения территориальных форм, способы существования государств и обществ, что не снимает значимость и теоретическую неразработанность этой проблемы.

Пушкинская эпоха явилась эпохой самопознания в отечественной культуре. А.С. Пушкин гениально выразил суть проблемы словами: «Как России войти в Европу и остаться Россией». П.Я. Чаадаев утверждением, что фундаментальная отрицательная сторона русской истории - обособленность России от настоящего и прошлого Европы, ее самостоятельность и «неотмирность», вызвал дискуссию, разделившую в отношении к культурно-исторической памяти славянофилов и западников. Славянофилы А. Хомяков, И. Киреевский, И. Аксаков, Ю. Самарин обращались к культурному прошлому России, отстаивая ее самобытность и уникальность. В русле русской консервативной мысли М. М. Щербатов Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф. И. Тютчев утверждали, что Россия в своей духовной и исторической основе сохраняет «неповрежденное христианство».

Характерной чертой русской философии является ее связь с литературой, а русской культуры XIX века - литературоцентричность. Не случайно произведения Н.В. Гоголя, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского сохраняют связь с той духовной традицией, которая и составляет ценностное ядро российской культуры. «Серебряный век» занимает в культуре России рубежное положение. Увлеченность многих творцов «Серебряного века» философией Ницше с его призывом к блокированию культурной памяти сближает их с идеями радикальных политических течений. Творцы русского художественного авангарда еще до революции 1917 года настаивают на необходимости аннигиляции культурной памяти. Разрушительные воздействия революционных событий на культурное наследие осмыслены в это время в работах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, В.В. Вейдле. Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, В.Н. Топоров, А.Л. Юрганов исследуют феномены духовной культуры на сломе от средневековья к Новому времени, когда проблема культурного наследования была одной из наиболее острых. Снова роль культурной памяти в сохранении духовного единства России в октябрьский и послеоктябрьский период была осмыслена Н.А. Бердяевым, В.В. Зеньковским, Г.П. Федотовым, Г.В. Флоровским. В настоящий период проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия представляется одной из важнейших задач, без решения которой невозможно сохранение целостности России. Культурное наследие как фактор коллективной идентификации рассматривали такие отечественные ученые как Ю.Е. Арнаутова, С.С. Аверинцев, А.В. Буганов, Д.С. Лихачев, Д.Е. Муза, В.М. Межуев. С.Н. Артановский изучал проблему культурной приемственности.


Проблема культурного наследия в настоящее время


Проследив за новостями, я поняла, что данная проблема достаточно актуальна среди общественности.

Последние новости, которые напрямую касаются вопроса культурного наследия:

17:56 08/02/2011

Марина Селина, РИА Новости:

Исторические здания и памятники России могут резко сократиться числом в ближайшие годы. Госдума готовится рассмотреть во втором чтении поправки к федеральному закону об объектах культурного наследия. Если законопроект будет принят в существующем виде, то функция исключения из реестра объекта культурного наследия будет передана с правительственного уровня на ведомственный.

15:10 | 04.10.2008 | Последние известия

Петербург и Краков: общие проблемы сохранения культурного наследия.

В Петербурге сегодня обсуждают проблемы сохранения исторических памятников. Представители Польши и России делятся друг с другом опытом в этой сфере. Санкт-Петербург и Краков - города-побратимы, культурные столицы с одинаковой судьбой и похожими проблемами. Основной темой конференции стала программа разработок, которая позволила бы сохранить историческое наследие двух городов. Коллеги из Польши поделились своими методами решения этой проблемы. И даже предложили сотрудничество.

Януш Сепёл, сенатор:

«Я считаю, что Польша имеет большой опыт в части реставрационных техник, и именно это могло бы быть предметом сотрудничества. Второй сферой сотрудничества могло бы быть сотрудничество органов самоуправления городов, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО в части того, как управлять теми процессами, которые идут вокруг памятников исторического наследия».

Валерия Давыдова:

«Это проблема достаточно варварского современного включения в исторический центр: рекламы, перестройки зданий. Это очень важные проблемы. И было видно, что они волнуют и жителей Санкт-Петербурга и жителей Кракова».

По результатам сегодняшней конференции, в будущем году издадут книгу, в которую войдут основные пути решения проблем сохранения культурного наследия. А год спустя в Петербурге вновь проведут конференцию: уже для подведения итогов работы.

Проблемы реставрации историко-культурного наследия в современном социокультурном контексте развития Центральной Азии.

26 ноября 2005 г. в Ташкенте впервые состоялась международная научно-теоретическая конференция "Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центрально азиатском регионе. Основная стратегия развития". Ее организаторами выступили Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Фонд "Форум - Культура и Искусство Узбекистана", Министерство по делам культуры и спорта республики Узбекистан, Академия художеств Узбекистана, Международная неправительственная организация "Реставраторы без границ". Караван-сарай культуры Икуо Хироямы в дни конференции объединил специалистов-реставраторов, историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, культурологов более чем из 20 стран мира. Форум имел не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение: его результатом стало создание Регионального центра реставрации в Ташкенте.

В Москве появится концепция сохранения культурного наследия города.

В Москве с участием общественности будет разработана концепция сохранения культурного наследия столицы. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы департамента культурного наследия Москвы, об этом сообщил руководитель департамента Александр Кибовский в рамках встречи с представителями ряда общественных организаций, ставящих своей задачей содействие сохранению культурного наследия.

Данная сводка не может не радовать хотя бы осознанием того, что проблемой этой занимаются, а, следовательно, есть надежда, что наше культурное наследие исчезнет в безвестности. Однако на фоне этого возмутительно торжествует разрушительное беззаконие, которое чинят власть предержащие.

Особым цинизмом исполнено обращение губернатора Валентины Матвиенко к премьеру Владимиру Путину с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений, власти которых с июля 2010 года обязаны согласовывать градостроительную документацию с Росохранкультурой.

По счастью, это чудовищное заявление сразу же вызвало огромный резонанс среди неравнодушных петербуржцев. Крупные деятели культуры подписали обращение к Владимиру Путину, в котором попросили премьера отклонить предложение Валентины Матвиенко по исключению Северной столицы из перечня исторических поселений. Документ был подготовлен петербургским "Яблоком" по просьбе актера Олега Басилашвили.

"Практика последних лет убедительно доказывает, что городские власти не могут, а главное - не хотят защищать исторический облик Санкт-Петербурга. Все новые и новые "градостроительные ошибки", искажающие неповторимый облик нашего города, - прямое следствие разрешений и согласований, выданных городскими властями", - говорится в обращении.

По мнению подписавшихся, во всех судебных процессах, связанных с сохранением исторического облика города, городские власти фактически противостоят градозащитникам, "защищая интересы застройщиков". Под обращением подписались помимо самого Басилашвили Борис Стругацкий, главный научный сотрудник Европейского университета в Петербурге Борис Фирсов, профессор Александр Кобринский и др.


Охрана культурного наследия


Здесь в первую очередь имеются ввиду памятники материальной культуры, хотя многие духовные ценности культуры зачастую тоже нуждаются в охране (например, проблема чистоты русского языка). В чем же состоит проблема охраны памятников культуры?

·физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником

·реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать

·консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас

·возведение "новоделов", т.е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т.д.

·музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в 17-18 вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех.

Одни из первых указов Петра (18 в.) касается предметов искусства - "куриозные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы)

Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги)

Памятники живописи (иконы, стенопись)

Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа

А в 1877 г. появляется понятие "исторический памятник".

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. ® исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный.

С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

Движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;

Недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

Памятники археологии (раскопки)

Памятники истории (дома)

Памятники архитектуры (любые памятники до нач. 19 в.)

Памятники искусства (в основном движимые)

Документальные памятники (требуют особых условий хранения)

И наконец появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это могут быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, места религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в контексте социальном, экономическом, политическом. Главной гарантией сохранения памятника является его постановка на учет.

До нач. 90-х гг. из 10 тыс. кладбищенских памятников на учете состояло " 450 могил, причем все они принадлежали деятелям революции, умершим в 20-е, 30-е гг. А могилы и надгробия др. великих людей, церковные могилы на учете не состояли, и их можно было сносить, переносить и т.д.

И еще одно понятие - "патина времени". Если объект очень старый, древний, то независимо от того, что он собой представляет, его нужно сохранить. Для Москвы большая редкость допожарный памятник.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т.е. сохранение и изучение в контексте среды.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. А. Моруа


Что же думают студенты и учащиеся о проблеме культурного наследия и культурной памяти?


Учащийся на факультете лингвистики Либеров Стас:

«Может быть я слишком груб, но считаю что большинству людей в нашем городе, да и вообще в стране, неважно их духовное развитие. Конечно, я имею в виду наше поколение, более старшие люди все еще ценят то, что осталось от истории. К примеру, те же самые музеи. Кто в них ходит? Думаешь молодежь? Нет. Не вся конечно, но большинству это не надо. Я считаю это поколение, наше поколение, пропащими в духовном плане.»

Учащийся международной гимназии Петрищев Всеволод:

«Если судить по последним решениям нашего правительства, то через несколько десятков лет, нам нечем будет гордиться, и у нашего государства не будет того богатого культурного наследия, какое мы еще имеем сейчас. Например, различные музеи - поместья, квартиры. В моей родной новгородской области есть несколько таких усадеб. Суворовское-Кончанское, Онег, Державинская усадьба. Из всех этих усадеб в «живых» осталось только одна: усадьба, в которой отбывал ссылку Суворов. И самое обидное то, что восстанавливать эти усадьбы никто не хочет. Новгородское правительство отвечает: Нам не хватает средств. Хотя если судить по их состоянию материальному, не скажешь, что «не хватает средств»!»

Ученица международной гимназии Жаббарова Лола:

«Проблема культурного наследия в России очень актуальна, есть множество доказательств тому, что исторические памятники находятся в ужасном состоянии. Один из примеров этому является старая церковь 17 века, это огромное, красивое здание с колокольней и иконами, но оно давно подлежит срочной реконструкции. Эта церковь находится в подмосковной деревне, где я провожу лето. Уже много лет администрация города закрывает глаза на проблему сохранения исторических памятников и в близлежащих деревнях есть огромное количество церквей и храмов, подлежащих ремонту».

Проведя социальный опрос среди учащихся и студентов, я пришла к выводу:

% считает, что проблема культурного наследия актуальна.

Они искренне переживают за судьбу многих исторических памятников.

% считают, что данная проблема появилась из-за незаинтересованности нашего государства.

% считают, что сами люди не принимают участия в решении этой проблемы.

% считают, что уже давно пора начинать мыслить шире, и думать о будущем, а не о прошлом.

Заключение


Историко-культурное наследие является важным фактором сохранения культурной идентичности, что особенно важно для нашей страны по ряду обстоятельств. Полиэтнический характер цивилизации России определил тот факт, что культурное наследие является результатом вклада, который каждый из народов России внес в сокровищницу российской культуры. Период восстановления культурной памяти в нашей стране совпал с нарастанием процессов глобализации. Открытость информационного пространства РФ, начиная с 90-х годов прошлого века, привела к массированному воздействию стандартов западной, прежде всего американской культуры. Нарастает разрыв между поколениями в знании отечественной истории и культуры. Молодое поколение не испытывает ностальгии по прошлому, его память не загружена идеологическими стереотипами, что вызвало мировоззренческий хаос 90-х годов, когда на общество обрушился вал информации, были открыты архивы, из которых без кропотливой обработки были извлечены ранее недоступные материалы, культовые фигуры отечественной истории Советского периода развенчаны, а одновременно государство лишило поддержки хранилища памяти - музеи, библиотеки, архивы. Распад СССР и рост этнократизма в бывших советских республиках привел к пересмотру важнейших событий прошлого. Травматический шок, который испытало общественное сознание, с течением времени привел к эмоциональной усталости, что выразилось в снижении интереса к «непредсказуемому» прошлому нашей страны. «Культурный ландшафт России деградировал. с исчезновением художественной среды вырождалась духовная память народа».

Погружение в настоящее у многих людей было связано и с первостепенной необходимостью выживать в новых экономических условиях.

В начале XXI столетия перед Россией стоит задача сохранения своей культурной идентичности, что предполагает нахождение того общего для всех населяющих ее народов фундамента, который бы позволил реально осознать свое неразрушимое единство и общность ценностей и смыслов. Таким фундаментом может и должно стать то общее культурное достояние народов России, которое позволяет сохранить общую культурную идентичность всех народов, проживающих в РФ. Культурная политика государства должна быть направлена на сохранение, восстановление, классификацию достояния прошлых поколений без изъятия, которые делались в годы советской власти в отношении дворянской, купеческой, конфессиональных и других субкультур. Можно согласиться с современным автором, который пишет: «Духовный расцвет общества связан с историко-культурным наследием и не только с его защитой и сохранением, но, главное, с его творческим восприятием и использованием во имя идеалов, необходимых для движения к будущему» Культурно-историческая среда в своей полноте и сложности способна сохранить память народов. Наследие как духовный и интеллектуальный потенциал является одним из наиболее значительных компонентов национального достояния России, который позволяет ей оставаться среди великих мировых держав. Объекты наследия создают предпосылки для сохранения самобытности, они закрепляют многообразие национальных, этнических и религиозных культур, разнообразие природы.

Литература


1.Лихачев Д. С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - С. 418-494.

2.Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время: литературно-критический сборник / сост. Н. П. Утехин. - Л.: Ленизат, 1984.

Лихачев Д.С Заметки об истоках искусства // Контекст-1985: литературно-теоретические исследования / отв. ред. Н. К. Гей. - М.: Наука, 1986.

Лихачев Д.С Разрушение памятников архитектуры // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006.

Памятники истории и культуры Петербурга. Выпуск 5. Издатель: Белое и Черное, 2000.

Поляков М.А. Охрана культурного наследия России. - СПб. Издатель: Дрофа-плюс, 2005.

Смирнов В.Г. Россия в бронзе: Памятник «Тысячелетие России» и его герои. - Спб.2007.

Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 томах. Культурная политика. - М. Издатель: Алетейя, 2008.

9.www.Wikipedia.org

.

.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла – не успела. У М.

Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”.

Один из нихЭпиграф – - Пьер БезуховЭпиграф – - герой романа-эпопеи Л. Н.Эпиграф – Толстого «Война и мир» . В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым… И как итогЭпиграф – - полная утрата смысла жизни.

“Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?”Эпиграф – - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человекЭпиграф – - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.