Конспект дидактической игры в старшей группе «Похож – не похож»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, величине, форме, материалу. Развивать любознательность, мышление, речь.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровое действие: Поиск похожих предметов.
Ход игры:
Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их по комнате.
Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.
Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чём их сходство.
Дети должны доказать правильность своего выбора. Играя таким образом, дошкольники учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Дидактические игры для дошкольников своими руками
Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской областиОписание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.
Процесс изготовления дидактической игры:
1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.
4.Взять грампластинки.
5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.
6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.
8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.
Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рукХод игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч
Дидактическая игра "На что похоже"
Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка
Цель:
- Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.
«Спрячь от дождика»
Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.
«Разложи правильно»
На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.
«Какой фигуры не стало?»
Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).
«Подбери по форме»
Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.
«Геометрическое лото»
Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.
«Жил – был кружочек»
Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.
«На что похоже?»
Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.
«Пикник для фигур»
(Д/и «Веселый поезд»)
Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.
«Один пассажир»
(Д/и «Веселый поезд»)
Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.
«Друзья»
(Д/и «Веселый поезд»)
Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.
«Вкусный груз»
(Д/и «Веселый поезд»)
Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.
«Игра с обручем»
Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.
«Закрой окошко в домике»
Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.
«Зашей комбинезон»
Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.
«Открой замок»
Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.
«Найди стеклышко»
На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.
«Чудесный мешочек»
Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.
Я чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (Треугольник)
Дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закрывают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.
Дидактические игры с блоками Дьенеша:
- Найди все фигуры как эта (по форме);
- Найди не такую фигуру как эта (по форме).
Информационные ресурсы:
1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.
2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.
3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г
4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированы, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «На что это похоже?»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»
Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.