Французские клавесинисты. Клавесин — музыкальный инструмент — история, фото, видео Клавесин в разных странах

Доклад по истории наук

то теме «Музыка Франции 18 века»

ученика 10 класса физико-математического факультета

лицея №1525 «Воробьевы горы»

Казакова Филиппа.

Первое, что необходимо сказать про музыку Франции 18 века, это то, что
в отличие от ведущих в области музыки стран (таких, как Германия,
Австрия, Испания и Италия), Франция не могла похвастаться ни большим
количеством особенно известных композитов, ни исполнителями, ни богатым
ассортиментом известных произведений. Наиболее известным Французским
композитором того времени считается Глюк, но и он был родом из Германии.
Отчасти эта ситуация диктовалась интересами общества, определявшими
стили музыки. Рассмотрим течение развития музыки в 18 веке.

В начале века наиболее популярным стилем музыки был сентиментальный
классицизм. Это была медленная неторопливая музыка, не особенно сложная.
Играли ее на струнных инструментах. Обычно она сопровождала балы и пиры,
но также ее любили слушать и в непринужденной домашней атмосфере.

Затем, в лютневую музыку начали попадать черты и приемы Рококо, такие
как трель и флажоет. Она приобрела более замысловатый вид, музыкальные
фразы стали сложнее и интереснее. Музыка стала более оторвана от
реальности, более фантастична, менее правильна и, тем самым, ближе
слушателю.

Ближе ко второй половине 18 века черты Рококо настолько влились в
музыку, что она начала приобретать определенную ориентацию. Так, вскоре
в музыке отчетливо выделились два направления: музыка для танцев и
музыка для пения. Музыкой для танцев сопровождались балы, музыка для
пения звучала в конфиденциальной обстановке. Нередко и аристократы
любили попеть под звуки домашнего клавесина. В то же время появился
новый театральный жанр комедия-балет, объединявший диалог, танец и
пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели ее - Ж.
Б. Мольер и композитор Ж. Б. Люлли. Жанр оказал значительное влияние на
последующее развитие французского музыкального театра.

Следом за более тонким обособлением музыкальных жанров, начала
появляться маршевая музыка. Это была резкая, громкая, шумная музыка. В
это время распространение получили ударные инструменты (барабаны и
тарелки), которые задавали ритм, тем самым лишая произведение
индивидуальности исполнения. Также много использовались такие
инструменты, как труба, которые, в основном служили для повышения общей
громкости музыки. Именно за счет появления ударников и громких
инструментов Французская музыка конца 18 века, на мой взгляд, стала
особенно примитивной и не выдающейся. Венцом маршевой музыки стало
появление произведения «Марсельеза», написанного Руже Де Лилем в 1792
году.

Руже Де Лиль Клод Жозеф (1760-1836) французский военный инженер, поэт и
композитор. Писал гимны, песни, романсы. В 1792 году написал композицию
«Марсельеза», в будущем ставшую гимном Франции.

Куперен Франсуа (1668-1733) - французский композитор, клавесинист,
органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так как в
его роду было несколько поколений музыкантов. Куперен был прозван
«великим Купереном» частично за счет его чувства юмора, частично за счет
характера. Его творчество — вершина французского клавесинного искусства.
Музыку Куперена отличают мелодическая изобретательность, грациозность,
отточенность деталей.

Рамо Жан Филипп (1683-1764) - французский композитор и музыкальный
теоретик. Используя достижения французской и итальянской музыкальных
культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил
оперную реформу К. В. Глюка. Написал лирические трагедии «Ипполит и
Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Галантная Индия»
(1735), клавесинные пьесы и другое. Его теоретические труды
значительный этап в развитии учения о гармонии.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787) - знаменитый франко-немецкий
композитор. Наиболее славная его деятельность связана с парижской
оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на
французские слова. Поэтому французы считают его Французским
композитором. Многочисленные оперы его: “Artaserse”, “Demofonte”,
“Fedra” и дргуие были даны в Милане, Турине, Венеции, Кремони.
Получив приглашение в Лондон, Глюк для театра Hay-Market написал две
оперы: “La Caduta de Giganti” (1746) и “Artamene” и оперу попурри
(pasticcio) “Pyram”. Эта последняя имела большое влияние на
дальнейшую деятельность Глюка. Все оперы, доставившие огромный успех
Глюку, были написаны по итальянскому шаблону, состояли из ряда арий; в
них Глюк не обращал особого внимания на текст. Свою оперу “Pyram” он
составил из отрывков прежних опер, имевших наибольший успех,
подладив под эти отрывки другой текст нового либретто. Неуспех этой
оперы навел Глюка на мысль, что только та музыка может производить
надлежащее впечатление, которая находится в прямой связи с текстом.
Этого принципа он стал держаться в следующих своих произведениях,
усваивая себе постепенно более серьезное отношение к декламации,
вырабатывая до мельчайших подробностей речитатив ариозо и не забывая о
декламации даже в ариях.

Стремление к тесной связи между текстом и музыкой заметно уже в
“Семирамиде” (1748). Но более осязательный поворот композитора к опере,
как к музыкальной драме, заметен в “Orfeo”, “Alceste”, “Paride ed Elena”
(1761 - 64), поставленных в Вене. Реформатором оперы Глюка является
в “Iphigеnie en Aulide”, данной в Париже с громадным успехом (1774).
Там же были даны: “Armide” (1777) и “Iphigenie en Tauride”
(1779) -

величайшее произведение Глюка Последней оперой Г. была “Echo et
Narcisse”. Кроме опер, Глюк писал симфонии, псалмы и другое. Всех
опер, интермедий и балетов написано Глюком более 50.

В заключение следует еще раз подчеркнуть одноликость Французской музыки
18 века. Музыкальное творчество было похоже наремесло или на легкое
хобби. На ремесло, потому что все произведения бли однотипными и
похожими друг на друга. На хобби же потому, что множество композиторов
занималось музыкой просто в свободное время, заполняя таким образов свой
досуг. Профессиональным творческим созиданием такое занятие назвать
нельзя. Даже самого известного композитора Франции того времени, Глюка
(который, кстати, и был не совсем французским композитором),
недоброжелатели называют композитором одного произведения. Имеется в
виду «Орфей и Эвредика».

Источники:

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия,

Энциклопедия классической музыки,

Брокгауз и Эфрон,

Классическая Музыка (пособие),

Интернет,

Компетентный музыковед Наталья Богославская.

«МАРСЕЛЬЕЗА» («Marseillaise») - французская революционная песня.
Сначала называлась «Боевой песней Рейнской армии», затем «Маршем
марсельцев» или «Марсельезой». При Третьей республике стала
государственным гимном Франции (с 14 июля 1975 исполняется в новой
музыкальной редакции). В России получила распространение «Рабочая
Марсельеза» (мелодия «Марсельезы», текст П. Л. Лаврова, опубликован в
газете «Вперед» 1.7.1875).

ГАРМОНИЯ, выразительные средства музыки, основанные на объединении
тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.
Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным
законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии,
полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы
музыкальной формы. Учение о гармонии — один из главных разделов теории
музыки.

Современниками Ф. Куперена были французские композиторы-клавесинисты Луи Маршан (1669-1732), Г. Ле Ру (1660-1717), Ж.Ф. Дандриё (1682-1738) и некоторые другие. Их искусство развивалось в том же русле творческой школы с предпочтением программных пьес малой формы, с интересом к традиционным и новомодным танцам. И хотя у каждого из них были на этом пути и свои индивидуальные достижения, творчество Куперена бесспорно выразило свое время с наибольшей полнотой, какая оказалась доступна клавесинизму в его специфически французском преломлении.

Дандриё (Dandrieu, d"Andrieu) Жан Франсуа (1682, Париж - 17 I 1738, там же) - франц. клавесинист, органист и композитор. Вероятно, ученик Ж.Б. Моро. Служил органистом в парижских церквях Сен-Мерри и Сен-Бартельми, с 1721 - также в придв. капелле. Среди сочинений Д.: "Книга трио-сонат" (1705), 3 сборника пьес для клавесина (1724, 1728 и 1734), "Книга пьес для органа" (изд.1739), 2 сборника трио-сонат и сонат для скрипки с бассо континуо, оффертории и др.Д. написал "Руководство по аккомпанементу на клавесине" (1716).

Дакен (Daquin, d"Aquin) Луи Клод (4 VII 1694, Париж - 15 VI 1772, там же) - франц. композитор, органист, клавесинист, Потомок Ф. Рабле. Рано проявил муз. дарование (в возрасте 6 лет играл на клавесине перед Людовиком XIV). Учился у Н. Вернье (композиция) и Луи Маршана (орган и клавесин). С 12 лет органист капеллы Пти-Сент-Антуан. С 1715 служил церк. органистом. После состязания в игре на органе в церкви Сен-Поль в 1727, одержав победу над Ж.Ф. Рамо, получил место органиста этой церкви. С 1739 органист Королевской капеллы, с 1755 - собора Нотр-Дам в Париже. Произведения Дакена написаны главным образом в стиле рококо, с присущими этому стилю чертами утонченной галантности, обилием украшений. Главное в его музыке - выразительность мелодики; его лучшие сочинения отличаются жанровой изобразительностью и лирическим психологизмом. Дакен - автор пьес для клавесина (в 1-й сб. - "Premier livre de piиces de clavecin", 1735, - входит знаменитая миниатюра "Кукушка", сохранившаяся в репертуаре современных пианистов), рождественских песен для органа и для клавесина (1757), в которых он культивирует приёмы фигурационного варьирования, прозрачное гомофонное письмо, а также темброво-регистровую перекраску тем. Писал кантаты (издана только "Роза", 1762); в рукописи остались кантата с симфоническим оркестром "Цирцея" на слова Ж.Ж. Руссо, мотеты, дивертисменты, фуги и трио, 2 мессы, Те Deum и многие другие сочинения разных жанров.

Жан-Филипп Рамой (фр. Jean-Philippe Rameau; 25.09.1683, Дижон - 12.09.1764, Париж)

Жан-Филимпп Рамом - французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Сын органиста. Учился в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре Монпелье. В 1702-1706 и 1716-1723 служил органистом в Клермон-Ферранском кафедральном соборе; в 1706-1716 работал в Париже и Лионе. С 1723 и до конца своих дней Рамо жил в Париже, служил органистом в иезуитском коллеже и в церкви Сен-Круа-де-ля-Бретонри (до 1740). Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 стал придворным композитором.

Рамо - автор трёх сборников клавесинных пьес (1706, 1724, 1727) и пяти концертов для клавесина, скрипки и виолы да гамба (1741). Среди них наиболее известны "Тамбурин", "Курица", "Дофина", "Молоточки", "Перекличка птиц". Клавесинной музыке Рамо свойственен, вразрез с камерными традициями жанра, крупный штрих. Он не склонен к тонкому выписыванию деталей. Его музыка отличается яркой характеристичностью, в ней чувствуется почерк прирожденного театрального композитора. Пьесы для клавесина Рамо - место проведения экспериментов в области гармонии, ритма, фактуры. Например, пьесы "Дикари" и "Циклопы" необычайно изобретательны с точки зрения развёртывания тонального лада, а пьеса "Энгармоническая" - один из первых известных в истории музыки образцов энгармонической модуляции.

Если творчество Куперена было кульминацией французской клавесинной школы, то завершителем ее стал Рамо. Его наследие в этом жанре составляют всего шестьдесят две пьесы, во многом напоминающие предшественников: та же поэтическая изобразительность - "Щебечущие птички", "Нежные жалобы", "Венецианка" (музыкальный портрет), "Беседы муз"; те же двухчастные формы, маленькие вариации, рондо, и обычное двух-трехголосие, и кружево мелизмов. Но клавесинное творчество Рамо во многом отличается от купереновского наследия. Франсуа Куперен был композитором, который мыслил прежде всего клавесинными образами. Между тем, с 30-х годов, стихией Рамо стал музыкальный театр: его клавесинные пьесы несли на себе отблеск театральности ("Циклопы", "Дикари", "Египтянка", "Тамбурин", "Солонские простаки"). Жиги и менуэты из второй сюиты, оркестрованные автором, вошли в партитуры "Кастора и Поллукса" и "Маргариты Наваррской". Тамбурин из той же сюиты повторен в музыке балета "Празднества Гебы". "Солонские простаки" фигурируют в третьем акте "Дарданюса".

Клавесинная сюита у Рамо представляет собою нечто качественно иное, чем ordre у Франсуа Куперена. Прежний ordre, который мог бы быть бесконечно протянут во времени, замыкается в круг маленьких периферийных миниатюр, обрамляющих центральную пьесу-медальон, самую образно значительную, широкую, богатую по фактуре, композиции, развитию и тематизму (иногда Рамо пишет ее в одноименной тональности, еще ярче оттеняющей "медальон"). Также Рамо ищет и находит структурно объединяющие элементы цикла, его ядро, создает симметрию.

Тематизм Рамо - впервые в истории французской музыки - отмечен впечатляющим внутренним контрастом. Его образы выказывают большую близость, отзывчивость на явления реальной народной жизни. Его тематическое развитие многограннее и богаче, нежели у других французских музыкантов начала и середины XVIII века. Именно Рамо вместе с Купереном - один из первооснователей французской сонаты и даже рондо-сонаты ("Циклопы" из сюиты d-moll). Новое, свойственное Рамо и только ему, - это впервые найденные им, по крайней мере во Франции, контрастные тематические отношения в сонатной форме. Наконец, фактура Рамо, далекая от ювелирного изящества фактуры Куперена, гораздо менее клавесинна и тяготеет к фортепианной звучности, динамике и диапазону. Взывает к грядущему фортепиано и аппликатура Рамо, его почти ударная клавирная техника и постановка руки, связанная с усовершенствованием приема подкладывания большого пальца и его применения на черных клавишах. Ко второй тетради клавесинных пьес была приложена "Новая метода пальцевой механики". Здесь Рамо выступает как истый адепт механистического воззрения на искусство клавесинной игры. Тайна виртуозности заключена в пальцевом механизме. Его развитие и усовершенствование посредством упражнения мышечной системы - единственно реальный путь артистизма. Как это далеко от принципов Куперена, его идеала легкой и связной, текучей и кантабильной игры.

Рамо обозначает жанровую природу концертов более точно, подчеркивая тем самым их отличие как от купереновских "Concerts royaux", так и от концертов итальянской школы (Корелли, Вивальди, Тартини): "Pieces de clavecin en concert" ("Пьесы для концертирующего клавесина"). Это название указывает на состав ансамбля, исполняющего произведение: трио клавесина, скрипки и флейты (ad libitum виолы, или второй скрипки, или альта). Новаторской является роль клавесина, который здесь фигурирует не в качестве исполнителя basso continuo или контрапунктирующих полифонических голосов, а как солирующий инструмент с широко развитой, виртуозно концертирующей партией, наподобие того, как это предпринято было двадцатью годами ранее И.С. Бахом в пятом Бранденбургском концерте и в шести сонатах для облигатного клавира и скрипки. В смысле образного содержания, тематизма и манеры "Концерты" состоят главным образом из airs danses, отличающихся особенной кантабильностью мелоса, мягким лиризмом экспрессии и, большей частью, скромной камерностью звучания. Концертное brio этим пьесам не свойственно. "Концертность" вероятнее всего должна быть отнесена к активности всех инструментальных голосов, участвующих в гармонически богатой и тонкой разработке тематического материала. Если трактовать всю серию пьес как один большой цикл, то перед нами - не ordre Куперена, а сюита Рамо с характерной архитектоникой симметрического типа. В целом же "Концерты" Рамо - наименее концертны, более того, наиболее камерны и интимны среди всех его созданий.

Наследие Рамо также состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики, новаторского "Трактата о гармонии" (1722), принесшего ему репутацию крупнейшего музыкального теоретика; нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений - опер, опер-балетов и пасторалей. В наши дни наибольшей известностью пользуются его клавирные пьесы, однако основным полем деятельности композитора была опера. Рамо создал новый оперный стиль, шедевром которого стали его лирические трагедии "Ипполит и Арисия" (1733), "Кастор и Поллукс" (1737). Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет "Галантные Индии". Тип оперы у Рамо - французский, а не итальянский: музыкальное развитие не прерывается, переход от законченных вокальных номеров к речитативам сглажен. В операх Рамо вокальная виртуозность не занимает главного места; в них много оркестровых интерлюдий, оркестровой партии уделяется большое внимание; существенное значение имеют также хоры и протяженные балетные сцены. Мелодика Рамо все время следует за текстом; вокальная линия в его операх в принципе ближе к речитативу, чем к кантилене. Основным выразительным средством становится не мелодия, а насыщенное и экспрессивное употребление гармонии, - в этом заключается самобытность оперного стиля Рамо.

После смерти Рамо его наследие надолго затмила слава Глюка как реформатора оперной сцены. На протяжении XIX столетия Рамо забыли и почти не исполняли (хотя его музыку внимательно изучали Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер). Лишь на рубеже XIX-XX вв. значение Рамо и его музыки стало расти. Сегодня он признан крупнейшим французским композитором, виднейшей фигурой музыкальной эпохи между Франсуа Купереном и Гектором Берлиозом.

из перламутра,в конце 18 века -из фарфора.В середине 19 века впервые для протезирования использовали полимерный материал.Какой? 1.целлуоид 2.эбонит 3.каучук. 4.полиметилметакрилпт 5.фторопласт 6.силикон.

Искусствовед Алпатов сказал о русской живописи 18 века:"...Из-под парика выглядывает лысина". Что он подразумевал под этим образным

выражением? Привести не менее трех примеров.
Ну вот у меня есть 1 идея: русские художники 18 века писали в западных стилях(барокко, сентиментализм и тд), но через западные каноны все-равно проявлялся особый русский стиль(появилось русское барокко, например), отличный от западного. Тогда "парик"-своеобразное олицетворение запада(тем более в те времена в моду вошли парики), а "лысина"-те самые русские особенности "выглядывающие" сквозь канон "парика".
Надо еще две идеи. Помогите, пожалуйста.

Еще с глубокой древности врачи пытались заменить больные зубы на искусственные,сделанные,например,из золота,В середине 18 века зубы стали изготовлять

из перламутра,в конце 18 века -из фарфора.В середине 19 века впервые для протезирования использовали полимерный материал.Какой?

1.целлуоид

4.полиметилметакрилпт

5.фторопласт

6.силикон.

ПОМОГИТЕ ПЛИЗ)))

В каждом вопросе из четырех фамилий композиторов нужно выбрать одну.))))

1. Назовите композитора эпохи барокко.
а) Вивальди;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шуман.
2.Кто из перечисленных композиторов был аббатом?
а) Бах;
б) Гендель;
в) Вивальди;
г) Моцарт.
3. Назовите автора "Хорошо темперированного клавира", "Страстей по Матфею", "Инвенций".
а) Бах;
б) Бетховен;
в) Шопен;
г) Шуман.
4.Кто написал оперу "Фиделио"?
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шопен.
5.Кто из композиторов написал оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан",
а) Моцарт;
б) Бетховен;
в) Мендельсон;
г) Россини.
6.Кто из этих композиторов не является венским классиком?
а) Гайдн;
б) Шуман;
в) Моцарт;
г) Бетховен.
7. Кто является автором опер "Аида", "Травиата", "Риголетто"?
а) Моцарт;
б) Бетховен;
в) Россини;
г) Верди.
8. Кто написал 32 сонаты для фортепиано?
а) Бах;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шопен.
9. Назовите автора "Симфоний с тремоло литавр", "Прощальной", "Детской".
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Шуман;
г) Шопен.
10. Кого называют "отцом симфоний и квартета"?
а) Мацарта;
б) Бетховена;
в) Гайдна;
г) Баха.
11. Кто из композиторов первым назвал свое сочинение симфонической поэмой?
а) Гуано;
б) Берлиоз;
в) Бетховен;
г) Лист;
12.Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем?
а) вариации;
б) рондно;
в) сонатная форма;
г) фуга.
13.Назовите автора симфоний, в финале которой использован хор:
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Шуберт;
г) Бетховен.
14.Кто из этих композиторов писал только для фортепиано?
а) Гуно;
б) Шопен;
в) Малер;
г) Шуман;
15. Кто из этих композиторов написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт» ?
а) Шопен;
б) Берлиоз;
в) Малер;
г) Шуман.
16. кто написал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и « Зимний путь» ?
а) Шуберт;
б) Шуман;
в) Мендельсон;
г) Бизе.
17. Назовите автора «Неоконченной симфоний»:
а) Бетховен;
б) Гайдн;
в) Шуберт;
г) Вагнер.
18. Кто написал фортепианный цикл «Карнавал» ?
а) Бетховен;
б) Моцарт;
в) Гайдн;
г) Лист.
19. Кто написал больше 100 симфоний?
а) Бетховен;
б) Моцарт;
в) Гайдн;
г) Шуберт.
20. Русский композитор- скрипач XVIII века:
а) Алябьев;
б) Фомин;
в) Хандошкин;
г) Верстовский.

Традиции французской музыкальной культуры начали закладываться еще до 15 века. Доподлинно известно, что огромное влияние на нее оказали культуры германских и кельтских племен, проживавших на современной территории Франции. Развитие музыки в этой стране проходило при взаимодействии с творчеством народов соседних стран - итальянцев и немцев. Именно поэтому французское музыкальное наследие получилось таким колоритным и разнообразным.

Истоки

Изначально на первый план во Франции выходила народная музыка, без которой простой люд не мог представить своего существования. С появлением христианства родилась церковная музыка, которая постепенно начала видоизменяться под влиянием народа.

Самым известным сочинителем литургий того времени называют Илария из провинции Пуатье. Жил он в 3 веке и был умнейшим теологом и учителем церкви.

Примерно с 10 века начинает обретать популярность светская музыка. Ее исполняют при феодальных дворах, на площадях больших городов, в монастырях. Среди инструментов встречаются барабан, флейта, тамбурин, лютня.

Век 12 ознаменовался открытием музыкальной школы при Нотр-Даме, великом парижском соборе. Ее композиторы стали создателями новых музыкальных жанров (кондукт, мотет).

В 13 веке виднейшим музыкантом стал Адам де ла Аль, который переосмыслил творчество трубадуров, дав дорогу настоящему музыкальному искусству. Самое интересное его творение - это "Игра о Робене и Марион". Он стал автором как стихов, так и музыки для этой пьесы, которую с успехом ставили при дворе графа Артуа.

Арс нова - направление европейской музыки, получившее свое развитие во Франции, стало воплощением новых идей музыкантов. Французские композиторы Гийом де Машо и Филипп де Витри стали главными теоретиками этого периода. Де Витри написал музыкальное сопровождение к поэме "Роман о Фовеле", де Машо стал автором "Мессы Нотр-Дам". Это первое произведение, написанное одним композитором, а не в соавторстве с кем-то.

Эпоха Возрождения

С середины 15 до второй половины 16 века французская музыка развивается под влиянием нидерландской школы и таких внутриполитических изменений, как война за объединение Франции, установление централизованного государства, возникновение буржуазии.

Под воздействием таких композиторов, как Жиль Беншуа, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, формируется новый пласт в музыкальном искусстве Франции. Царский двор не остается в стороне. Там появляются капеллы и утверждают должность главного интенданта музыки. Первым стал скрипач из Италии Бальтазарини ди Бельджойзо.

Расцвет национальной музыкальной культуры пришелся на 16 век, когда выделился как жанр шансон, значимую роль приобрела органная музыка. Жан Титлуз стал родоначальником и идеологом этого направления.

Широкое распространение имело творчество гугенотов, которое из-за религиозных распрей отодвинулось на второй план. Французские композиторы, крупнейшие представители этого слоя, Клод Гудимель и Клод Лежен стали авторами сотен псалмов. Оба они пострадали во время Варфоломеевской ночи.

17 век

Музыка этого века развивалась под влиянием установившейся абсолютной монархии. Придворная жизнь при Людовике 15 славилась своей пышностью и изобилием. Поэтому неудивительно, что среди прочих увеселений появились такие важнейшие жанры, как опера и балет.

Кардинал Мазарини ратовал за развитие утонченного искусства. Его итальянское происхождение стало причиной популяризации культуры этой страны во Франции. Первые опыты создания национальной оперы принадлежат Элизабет Жаке де ла Герр, написавшей "Кефала и Прокриду" в 1694 году.

Открытый в 1671 году Королевский оперный театр подарил стране замечательных композиторов. Марк-Антуан Шарпантье создал сотни произведений, в том числе оперы "Сошествие Орфея в ад", "Медея", "Суд Париса". Андре Кампра - автор оперы-балета "Галантная Европа", "Венецианский карнавал", музыкальных трагедий "Ифигения в Тавриде", "Ахилл и Дейдамия".

17 век стал периодом становления французской школы клавесинистов. Среди ее участников можно выделить Шамбоньера и Жана-Анри д"Англебера.

18 век

Музыкально-общественная жизнь в этом веке круто меняется. Концертная деятельность выходит за рамки придворной. С 1725 года устраивались регулярные публичные концерты в театрах. Были основаны общества "Любительские концерты" и "Друзья Аполлона" в Париже, где любители могли наслаждаться исполнением инструментальной музыки.

Клавесинная сюита достигает своего расцвета в 30-е годы. Франсуа Куперен написал более 250 пьес для клавесина и прославился не только в родной стране, но и за границей. Также на его счету королевские оперы и произведения для органа.

Для музыки 18 века огромное значение имеет творчество Жана Филиппа Рамо, который являлся не только талантливым композитором, но и видным теоретиком в своем деле. Его лирические трагедии "Кастор и Поллукс", "Ипполит и Арисия", балет-опера "Галантные Индии" пользуются спросом и у современных режиссеров.

Практически все музыкальные произведения до середины 18 века были либо церковными, либо мифологическими. Но настроения в обществе требовали новых интерпретаций и жанров. На этой почве обрела популярность опера-буфф, которая с сатирической стороны показывала высшее общество и королевскую власть. Первые либретто к таким операм писал Шарль Фавар.

Французские композиторы 18 века оказали большое влияние на оперный стиль и музыкально-теоретическую основу этого жанра.

19 век

Великая Французская революция повлекла за собой значительные изменения в музыкальной культуре. На первый план вышла военно-духовая музыка. Были открыты специальные школы для обучения военных музыкантов. В опере теперь господствовали патриотические сюжеты с новыми национальными героями.

Период Реставрации отметился возвышением романтической оперы. Французский композитор Берлиоз - наиболее яркий представитель этого времени. Его первым программным произведением стала "Фантастическая симфония", отражавшая преувеличенную эмоциональность, типичные настроения того времени. Он стал создателем драматической симфонии "Ромео и Джульетта", увертюры "Король Лир", оперы "Бенвенуто Челлини". В родной стране Гектора Берлиоза оценивали неоднозначно. Связано это было с особенным творческим путем, который он избрал для себя. Его произведения наполнены невероятными оркестровыми эффектами, которые композитор применил первым из французских музыкантов.

Середина 19 века ознаменовалась началом развития оперетты в стране. Но уже в 1870-х на первый план выходит лирическая музыка, но с реалистическими тенденциями. Основателем этого жанра считается Шарль Гуно. Его оперы - "Лекарь поневоле", "Фауст" "Ромео и Джульетта" - выражают все новаторские разработки композитора.

Десятки значимых для культуры Франции произведений создал Жорж Бизе, который прожил короткую жизнь. Он учился в консерватории с 10 лет и с самого начала делал большие успехи. Он выиграл несколько значимых музыкальных конкурсов, что позволило музыканту уехать в Рим на несколько лет. После своего возвращения в Париж Жорж Бизе начинает работать над оперой всей своей жизни - "Кармен". Ее премьера состоялась в 1875 году. Публика не приняла и не поняла этого произведения. Композитор скончался в том же году, так и не увидев триумфа "Кармен".

В последние годы 19 века французские композиторы пишут под влиянием немецких, в особенности Рихарда Вагнера.

20 век

Новое столетие ознаменовалось распространением импрессионизма в музыкальной культуре. Великие французские композиторы стали приверженцами этого стиля. Самым ярким был К. Дебюсси. В его творчестве отразились все основные черты, присущие этому направлению. Эстетика импрессионизма не осталась в стороне и от другого француза. Морис Равель в своих произведениях смешивал разные стилистические тенденции своего времени.

20 век стал периодом создания творческих объединений, членами которых были деятели искусства. Знаменитая "Французская шестерка", созданная под руководством Эрика Сати и Жана Кокто, стала самым мощным сообществом композиторов того времени.

Свое название объединение получило из-за аналогии с русским союзом композиторов - Могучей кучкой. Их сближало желание отстраниться от иностранного влияния (в данном случае немецкого) и развивать национальный пласт этого искусства.

В объединение входили Луи Дюрей ("Лирические приношения", "Автопортреты"), Дариюс Мийо (опера "Виновная мать", балет "Сотворение мира"), Артюр Онеггер (опера "Юдифь", балет "Шота Руставели"), Жорж Орик (музыка для фильмов "Принцесса Клевская", "Римские каникулы"), Франсис Пуленк (опера "Диалоги кармелиток", кантата "Бал-маскарад") и Жермен Тайфер (опера "Маленькая русалочка", балет "Продавец птиц").

В 1935 году зародилось еще одно объединение - "Молодая Франция". Ее участниками стали Оливье Мессиан (опера "Святой Франциск Ассизский"), Андре Жоливе (балеты "Красавица и чудовище", "Ариадна").

Такое новое течение, как музыкальный авангард, появилось после 1950 года. Ярким его представителем и вдохновителем стал Пьер Булез, который учился у Мессиана. В 2010 году он вошел в двадцатку лучших дирижеров во всем мире.

Развитию современного искусства во Франции способствовала новаторская деятельность таких столпов академической музыки, как Дебюсси и Равель.

Дебюсси

Ашиль-Клод Дебюсси, родившийся в Сен-Жермен-ан-Ле, с раннего детства чувствовал тягу к прекрасному. Уже в 10 лет он поступил в Парижскую консерваторию. Учеба давалась ему легко, мальчик даже выиграл небольшой внутренний конкурс. Но Клода тяготили занятия по гармонии, поскольку педагог недружелюбно относился к экспериментам мальчика со звуками.

Прервав учебу, Клод Дебюсси отправился в путешествие с помещицей из России Н. фон Мекк в качестве домашнего пианиста. Время, проведенное на русской земле, благотворно сказалось на Клоде. Он наслаждался творчеством Чайковского, Балакирева и других композиторов.

Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжает учиться в консерватории и писать. Он еще формирует свой собственный стиль. Переломным моментом в жизни Клода стало знакомство с Э. Сати, который своими новаторскими идеями указал путь начинающему композитору.

Зрелый стиль Дебюсси окончательно оформился к 1894 году, когда он написал "Послеполуденный отдых фавна", знаменитую симфоническую прелюдию.

Равель

Морис Равель родился на юге Франции, но чтобы обучаться своему любимому делу, переехал в Париж в юном возрасте. Его учителем стал французский композитор-пианист Шарль де Берио.

Как и в случае Дебюсси, на Мориса очень повлияла встреча с Эриком Сати. После нее Равель начал сочинять с удвоенной силой, вдохновленный речами и идеями композитора.

Еще во время учебы в консерватории Равель пишет ряд произведений на испанские мотивы ("Хабанера", "Старинный менуэт"), которые приветливо встречаются товарищами-музыкантами. Однако стиль композитора однажды сыграл с ним злую шутку. Равеля не допустили к участию в конкурсе на престижную Римскую премию, мотивируя это возрастными ограничениями. Но композитор не достиг еще 30 лет и мог, в соответствии с правилами, предоставить свое сочинение. В 1905 году из-за этого разразился огромный скандал в музыкальном мире.

После Первой мировой войны, на которую Равель ушел добровольцем, в его произведениях основным считалось эмоциональное начало. Этим объясняется резкий переход от написания опер к инструментальным сочинениям (сюита "Гробница Куперена"). Также он сотрудничает с Сергеем Дягилевым и пишет музыку для балета "Дафнис и Хлоя".

В это же время композитор начинает работать над своим самым значимым произведением - "Болеро". Музыка была дописана к 1928 году.

Последней работой Мориса Равеля стали "Три песни", написанные для Федора Шаляпина.

Легран

Для русского зрителя имя одного французского композитора звучит очень знакомо. Это Мишель Легран, который создал музыку к культовым фильмам.

Мишель Жан родился в семье дирижера и пианистки. С самого детства мальчик был заворожен музыкальным искусством, поэтому и поступил в парижскую консерваторию. После завершения обучения он уехал в США, где начал писать музыку для фильмов.

Во Франции работал с прославленными режиссерами Жан-Люком Годаром и Жаком Деми. Самой популярной его работой является музыка для фильма "Шербурские зонтики".

Писал джазовую музыку. С 1960-х работал в Голливуде. Среди известных работ композитора - музыка для "Аферы Томаса Крауна", "Обратной стороны полуночи". Мишель Легран является трижды лауреатом премии "Оскар".

21 век

Академическая музыка по-прежнему остается востребованной во Франции. Не счесть всех фестивалей и учрежденных премий за достижения в этой области. В Париже, являющемся культурным центром страны, находятся Национальная консерватория, Опера Бастилия, Опера Гарнье, Театр Елисейских полей. Работают десятки оркестров, известных по всему миру.

Широкой публике музыка французских композиторов становится известна благодаря кинематографу. Наряду с оперной и симфонической музыкой они пишут и для фильмов. В основном это работы для французской индустрии кино, но некоторые композиторы выходят и на международный уровень. Самые успешные ныне живущие французы-композиторы 21 века - это:

  1. Антуан Дюамель ("Украденные поцелуи", "Изящная эпоха").
  2. Морис Жарр ("Доктор Живаго", "Прогулка в облаках").
  3. Владимир Косма ("Укол зонтиком", "Папаши").
  4. Брюно Куле ("Бельфегор-призрак Лувра", "Хористы").
  5. Луи Обер (оперы "Голубой лес", "Чарующая ночь").
  6. Филипп Сард ("Дочь Д"Артаньяна", "Принцесса де Монпансье").
  7. Эрик Серра (саундтреки к "Леону", "Жанне д"Арк", "Пятому элементу").
  8. Габриэль Яред ("Английский пациент", "Холодная гора").