Какие у древних египтян были направления культуры. Египетская культура. Появление своеобразной культуры

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом - культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры - страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры - великая река Нил, а главная идея - вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, - выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта - письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже - на папирус. Читали тексты справа налево.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.



В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

Основные влияния и традиции.

Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.

Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.

В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.

Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.

Система образования.

Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.

Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.

Зарождение современной литературы.

Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.

Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.

Художественная литература.

Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.

С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.

Тевфик аль-Хаким известен также как романист и поэт. Его роман о событиях революции 1919 Возвращение духа (1933) был одной из любимых книг Насера. Оживленные дискуссии вызвало политическое эссе Тевфика аль-Хакима Возвращение понимания (1974), которое представляло собой одну из первых публикаций, содержащих критику ошибок Абдель Насера.

Музеи и библиотеки.

Основанный в 1863 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. В Музее исламского искусства в Каире (основан в 1880) собрана уникальная коллекция. В Коптском музее в Каире хранится самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Музея греко-римских древностей. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб), созданная как библиотека египетских хедивов (турецких правителей) в 1870, располагает более 1,5 млн. единиц книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. В исламском центре аль-Азхар собрана богатая библиотека по исламистике, насчитывающая 22 тыс. рукописных изданий.

Научные учреждения.

В стране функционируют примерно 30 национальных и иностранных научных обществ и ок. 20 египетских исследовательских институтов, занимающихся всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Всемирно известны такие научные центры, как Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте.

Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.

Радио, телевидение и кинематограф.

Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала проводником идей Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение принадлежат государству. В середине 1990-х годов в стране вели передачи ок. 60 радиостанций и действовали ок. 50 телевизионных каналов.

Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал повесть Шаркауи Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городской бедноты, а в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Последние фильмы мастера – Птицы и Прощай, Бонапарт менее прямолинейны. Известны работы таких кинорежиссеров, как Хенри Баракат, Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб.

Самый популярный вид спорта в Египте – футбол. Наиболее сильными считаются каирские футбольные команды «Ахли» и «Замалек».

Праздники.

Основные египетские праздники носят религиозный характер. Когда наступает ид аль-фитр, «малый праздник», египтяне трехдневным застольем отмечают окончание поста в лунном месяце рамадан. Ид аль-адха, «большой праздник», знаменуется четырехдневным застольем во время ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Красочные процессии в Каире проходят во время маулюда – дня рождения пророка Мухаммеда. К основным коптским праздникам относятся Рождество (7 января), Крещение (19 января), Благовещение (23 марта) и Пасха. Популярный весенний праздник шамм эн-насим отмечается в первый понедельник после Пасхи. Он сохранился еще со времен фараонов и, будучи общим праздником для мусульман и коптов, символизирует национальное единство Египта. Официальные праздники: 18 июня – День республики и День независимости, 23 июля – День революции (1952, национальный праздник), 6 октября – День форсирования (преодоление Суэцкого канала египетскими войсками во время войны в 1973), 23 декабря – День победы (эвакуация англо-французских войск из зоны Порт-Саида в 1956).

Достопримечательности

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта.

Пирамиды визитная карточка Египта, их здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти "чудеса света" во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Ансамбль великих пирамид Гизы, состоящий из трех самых высоких в Египте пирамид. Наиболее значительная и известная из них – Пирамида Хеопса (ее строительство закончено около 2590 г. до н.э.). Вторая по величине пирамида – Хефрена, построенная на 40 лет позже первой. Внешне кажется, что она даже больше, чем пирамида Хеопса, но на самом деле она немного меньше. Завершает ансамбль пирамида Микерина. Рядом с ними расположен комплекс из нескольких маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, а также гробницы жрецов и крупных чиновников.

Большой Сфинкс, вырубленный, как и большинство колоссальных статуй Гизы, из цельной скалы. Считается, что сфинкс был построен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо (почти уничтоженное мамлюками и ядрами наполеоновских артиллеристов) носит черты именно этого фараона, брата и наследника Хеопса. Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет".

Саккара – некрополь Мемфиса, первой столицы Египта. Здесь находятся десятки сравнительно небольших гробниц, пирамид и храмов. Знаменитым это место сделала уникальная ступенчатая пирамида Джосера, самая древняя из египетских пирамид. К сожалению, от самого Мемфиса, процветавшего три тысячелетия, практически ничего не осталось. Но заехать сюда все же стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть 20-метровую статую Рамзеса II в специально для нее построенном павильоне, или увидеть местного сфинкса, кажущегося крохотным по сравнению с колоссом Гизы, или чтобы просто побывать в том месте, откуда началась эта великая цивилизация.

Каир – самый большой город африканского континента, город "тысячи минаретов", "Ворота Востока". В разные периоды своей истории город носил два громких имени: Эль-Кахира (Победитель) и Умм-эд-Дунджа (Мать мира). Среди древних египтян даже ходили легенды о том, будто именно здесь произошла битва между братьями-богами Хором и Сетом. Современный Каир – это "город, который никогда не спит", один из самых дружелюбных, безопасных и спокойных городов Африки. Кроме того, это город сотен и сотен архитектурных памятников, музеев и иных достопримечательностей: здесь находятся знаменитая Цитадель Салладина, район "старый Каир", ажурные минареты мечеть Мохаммеда Али или мечети Султана Калауна, гигантский акведук от Нила к Цитадели, башня Бейт-аль-Сеннар и здание старейшего арабского университета Аль-Азар, уникальный Египетский музей, близлежащие храмы Луксора и Карнака.

Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) – главное мировое хранилище египетских древностей, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые молодые экспонаты насчитывают около 2 тысяч лет.

Ювелирная и папирусная фабрики, Музей парфюмерии с миллионом чарующих запахов, а также Алебастровая мечеть, куда открыт доступ даже для не-мусульман – отличные объекты для экскурсий.

Ремесленный базар Хан-эль-Халили – самый большой базар на Востоке, площадью 5 км 2 . Купить здесь можно практически все, даже невольниц, но самое главное – здесь можно с головой погрузиться в восточную экзотику с ее невообразимой кутерьмой и многообразием.

Храмы в Абу-Симбеле. Рамсес II приказал соорудить здесь большой храм в ознаменование его победы над хеттами. Были изготовлены четыре огромные статуи, в которых воспроизведен он сам, с улыбкой смотрящий в пустыню. Каждый из колоссов высотой около 20 метров окружен многочисленными меньшими фигурами, изображающими членов его большой семьи и детей, которых у него было более 200.

Луксор – небольшой город на правом берегу Нила. Когда-то на его месте находилась знаменитая столица Древнего Египта, которую египтяне называли Уасет, греки – Фивы, а арабы – аль-Уксур (дворцы). В мире нет другого города, где было бы сосредоточено такое огромное количество древних памятников – почти треть всех исторических реликвий, всемирный центр археологии. Древние постройки на правом берегу Нила называются "Городом живых", здесь проживало его население, а на левом – "Городом мертвых", здесь находились царская резиденция и огромный некрополь, погребальные храмы и гробницы, расположенные в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет – "Западная вершина" (сейчас эль-Курн).

Асуанская плотина (Садд эль-Али). Это уникальное гигантское сооружение высотой 111 метров, длиной 3,8 км и шириной 1 км часто называют "пирамидой ХХ века". Плотина создала гигантское водохранилище, одно из самых больших искусственных озер мира

Фаросский (Александрийский) маяк, свет которого был виден на расстоянии до 30 миль от берега – одно из семи чудес света античного мира. Был разрушен в XIV веке сильным землетрясением. В том самом месте, где он когда-то возвышался, в XV веке султан Ашраф построил мощную крепость с круглыми башнями и выходящими на море бойницами – форт Кайт-Бей.

Древние катакомбы Ком аш-Шавкафа (I-II века н.э.) расположены в три этажа (два нижних залиты водой), крупнейшее подземное захоронение в Египте, в планировке которого прослеживаются элементы египетского, греческого и римского стилей.

Долина мумий – некрополь, найденный в 1997 году случайно в оазисе Бахария в египетской Западной пустыне. Здесь находится 11 хорошо сохранившихся мумий, возраст которых насчитывает около 1800 лет.

Гора Синайская (Гора Закона, Габаль-Муса или гора Моисея) высотой 2285 метров. На вершине горы, согласно преданию, господь вручил Моисею каменные скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. На вершину ведут две тропинки: одна короткая, но крутая, другая более пологая, но и более длинная. Неподалеку от вершины, где стоит часовня монастыря Св. Екатерины, они соединяются – здесь начинается вырубленная монахами в скале лестница из 3400 ступеней, которую приходится преодолевать паломникам (можно это сделать и верхом на верблюде, но это предприятие не для слабонервных). Каждую ночь десятки паломников из разных стран мира поднимаются от монастыря на гору Моисея, чтобы встретить рассвет.

Ее истоки настолько теряются в глубокой древности, что когда английскими учеными Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению, древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным. Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Анубис, египетский бог и покровитель мертвых,
страж подземного мира и заупокойного культа

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц.

В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Культура древнего Египта возникла в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письменности - иероглифическое письмо. Оно использовалось прежде всего для торжественных надписей на камне (само его название произошло от греческих слов, означающих «священный» и «то, что вырезано»). С течением времени система письма упрощалась, появились звуковые сочетания, слоги. Письменность из картинной превратилась в звуковую. В последний период истории древнего Египта получило распространение демотическое письмо (скоропись).

За три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, отличавшаяся многообразием жанров и утонченной образностью. Как и у других народов, истоки этой литературы - в устном народном творчестве. Сказки - «О двух братьях», «О правде и кривде» и др. - отражают разные стороны народной жизни. Их главная идея стремление к справедливости, конечному торжеству незаслуженно страдающего праведника, восхищение перед благородством и честностью достойных людей.

Многие мотивы древнеегипетской литературы получили развитие в культуре других народов, в том числе и Библии.

Стремление к познанию человека, его судеб пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит даже в гимнах богам, но особенно сильно в лирической поэзии, отличавшейся изысканностью и тонкостью в описании человеческих чувств. Большое место в древнеегипетской литературе занимают описания путешествий, дидактические произведения, светская и религиозно-философская поэзия.

Религия и жречество в Египте возникли задолго до формирования государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго.

Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть - это всего лишь переход человеческого существа в иной мир (отсюда мумификация, размещение в могилах пищи, оружия, всевозможных статуэток животных и людей, магические надписи и заклинания). Этот культ получил особенно сильное отражение в «Книге мертвых» Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. - М., 2006. - С.90.

Смерть была ничем иным как переходом в вечную жизнь, или почти вечную (пока тело в сохранности, и помнится имя). В первобытном обществе вместе с мертвым закапывали жену и все необходимое. Но уже за 3 тыс. лет до н.э. этот обычай изменился: на папирусе или прямо на стенах гробницы стали писать и изображать вещи и животных, а также рабов, которые могли там пригодиться. Хотя мелкие предметы обихода, драгоценности и одежду все равно продолжали складывать рядом с умершим. Пищу, которой Ка (душа) питается, тоже постепенно перестали приносить, вместо этого на папирусе перечислялась еда на каждый день, какой они хотели бы покормить своего предка. Поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправлять его заупокойный культ и т.п. - словом, причинить покойнику всякие неприятности или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно.

Бальзамирование, способствовавшее увековечиванию личности, происходило по особой технологии. Удалялись внутренности, все кроме сердца там по представлениям египтян находились душа и сознание человека. Тело в течение 70 дней высушивали в натроне (соединение натрия). После чего оно оборачивалось тканью, довольно много слоев: так, один из фараонов был завернут в 900 кв. м. материи. Люди других сословий, кроме самых бедняков, также заворачивались в большое количество ткани. Видимо, ткань собирали всю жизнь.

Бессмертными становились, как и в любой другой культуре, естественно, только души праведников. При этом египтяне действительно верили, что достаточно отказаться в письменном виде от всех своих грехов, чтобы изгладить их из памяти людей и богов. После долгого и трудного путешествия по загробному миру душ(и) человека (видимо все пять в одном лице) должны были найти Великий Чертог Двух Истин (двух, потому что душе приходилось дважды клясться в своей невиновности). Там происходил своеобразный допрос, на котором душе приходилось отрицать свою виновность во всех существующих грехах (всего их насчитывалось 42). И если весы богини справедливости, правды и правосудия Маат показывали, что душа лжет, имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат Пожирательнице, чудовищу с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни теперь уже навсегда. Если же весы справедливости оставались в равновесии, покойного признавали оправданным и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе и после еще нескольких формальностей покойный отправлялся в страну вечного блаженства. Очень рано исключительное значение приобретают солнечные божества Ра, Атум, Амон. Особое место занимал культ царя, личность которого обожествлялась. Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях - при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказом начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый сноп нового урожая Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2007. - С.71.

С поклонением умершему царю связан культ всеегипетского бога Осириса, воплощающего животворящую силу природы. Плутарх передает подробности мифа об этом самом почитаемом в Египте боге, который был плодом любовной связи бога земли Геба и небесной богини Нут. Богиня Нут помимо Осириса родила Сетха, Исиду и Нефтиду. Согласно египетской мифологии, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил земледелию, выращивать виноград и хлеб. Повсюду его встречали с почестями, как благодетеля человечества. Но его брат Сет тайно вступил в сговор с 72 другими богами и убил Осириса и супруга его Исида родила в тростнике у Нила младенца Гора. Мальчика спрятали, Исида с помощью бога Ра и жрецов нашла мужа и воскресила его. Египетские источники дополняют рассказ Плутарха рассказом о ее поминальном плаче «Приди в свой дом!», который позднее стал прототипом всех причитаний по умершим. Обрядовый цикл, связанный с Осирисом, длится пять дней и превращается в настоящую мистерию. Обряды сопровождают звуки флейты, арфы, тимпана. Все украшено множеством цветов. Это действо можно считать началом театральной драмы.

Бог Солнца несомненно был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.

Анх - один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг - символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей. Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия - горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

Анх изображен в руках богов как эмблема Вечной Жизни и как «ключ» к таинствам Природы. Также обозначает Небесного Человека, который, как микрокосмос, является ключом мистерий Вселенной, или Макрокосмоса. Модификацией анха является тау, в котором отсутствует верхняя часть (круг) и который представляет Дерево Жизни, Равновесие и Справедливость.

Уджат - «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат - глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль - путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

Джед - означает «твердость», «прочность», «неизменность», «постоянство». Колонна стабильности. Символ, связанный с поиском и нахождением внутреннего центра, умением подчинять четыре плана персоны единой действующей воле.

Узел Исиды - один из атрибутов великой богини Исиды, представляющий пряжку ее пояса. Исида является покровительницей любви, и поэтому этот символ означает отказ от эгоизма, закон любви и отдачи. Также узел Исиды символизирует соединение неба и земли благодаря чистоте души, открывающей невидимую сторону вещей и явлений.

Собек - крокодил, охраняющий проход, охраняющий врата и пожирающий все временное и преходящее. Символ Собека часто связан с прохождением через испытания, с выбором.

Крюк и плеть - атрибуты фараона. Крюк символизирует умение привлекать и удерживать, выбирать лучшее, стоять на защите справедливости. Плеть фараона символизировала отсечение худшего, темного, не совместимого с Законом Маат.

Корона Верхнего и Нижнего Египта - двойная корона символизировала верховную власть над Верхним и Нижним Египтом и одновременно была символом объединения высшего и низшего ума, двух принципов, двух сторон существования.

В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и вечно воскресающего бога плодородия и царя и судьи загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас египетских мифов.

Амон (Амун) Сокровенный или Незримый. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.

Хапи - бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.

Атон - живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен, на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону, и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.

Анубис согласно текстам пирамид главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.

Апис - священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течение всей истории Египта до принятия христианства.

Меретсегер Любящая молчание - ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.

Хнум - бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита. Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: 2012. - С.197.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.

Быки, как и другие животные, считались священными. Отождествлялись с богом Аписом. Перед принесением в жертву их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.

Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.

Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.

В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

Важное место в древнеегипетской мифологии занимает бог Тот (бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства).

О влиянии религии на архитектуру свидетельствуют великие пирамиды Древнего царства. Вместе с тем это не просто заупокойные сооружения, но символы власти царя, стоящего во главе сильного централизованного египетского государства. Фараоны высоко чтили архитекторов своих пирамид, и их статуэтки хранились в царских гробницах. Среди архитектурных шедевров Египта важное место занимают величественные храмы в Карнаке и Луксоре, террасные храмы Хатшепсут, украшенные ее прекрасными статуями, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле и др. Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.: 2010. - С.187

Египетская скульптура рано приняла портретные черты, что связано с практикой мумификации, когда изготовлялась гипсовая маска.

Большое развитие получили в Египте научно-практические знания - строительное дело, математика (в частности - геометрия), астрономия. Египтяне почти точно подсчитали число «пи» - 3, 16. Их календарь насчитывал 360 дней плюс 5 дней на религиозные праздники. С небольшими поправками при Юлии Цезаре этим календарем Европа пользовалась до 1582 г., а Россия до 1918 года.

Мумификация способствовала развитию медицины, в частности, хирургии. 42-х метровый медицинский папирус Эберса свидетельствует, что египтяне хорошо знали функции человеческого организма и умело врачевали людей Ларченко В.Н. Культура Древнего Египта. - М.: Арт-Родник, 2010. - С.21.

Многовековая египетская цивилизация внесла огромный вклад в культурный фонд человечества. Она оказала мощное влияние на культуру народов Финикии, Сирии, Палестины, Эфиопии, Нубии, коптов, хеттов, ливийцев, весь античный мир, передавший ее наследие европейцам.