Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия! Музыкальное путешествие в Италию

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

(базовый уровень)

3 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классы

Составитель: Павлова Вера Владимировна

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по музыке для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В.

Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 3 классов.Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год.Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В. рекомендованной Министерством образования и науки РФ Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.О.Усачѐва, Л.В.Школяр. 3-е издание, дораб. и доп. - М: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство».

Назначение «Музыка» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

Личностные УУД:

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные УУД:

Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные УУД:

Предметные результаты изучения музыкиотражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

Формирование общего представления о музыкальной картине мира;

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Обучающийся научится:

Определять на слух основные жанры музыки

Участвовать в коллективном пении

Узнавать изученные музыкальные произведения

Обучающийся получит возможность научиться:

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

Знать об истоках происхождения музыки;

Различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего

мира и внутреннего мира человек

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка -различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая

скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни.

Народное музыкальное творчеств-«энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С.Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.

3. Тематическое планирование уроков музыки в 3«А», 3«Б»,

3«В»,3«Г»,3«Д»классах

(1 ч в неделю, всего 34 ч.)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата
проведения

урока

Коррекция
даты проведения урока

Тема 1. « Характерные черты русской музыки» 8часов.

Путешествие на родину русского музыкального языка. Едем в фольклорную экспедицию

Входная контрольная работа

Как это бывает когда песни не умирают

Едем на Север

Едем на Юг

Специфика народной песни

Функции и особенности народной песни

Своеобразие песенного фольклора Московской области

Тема 2.«Народное музыкальное творчество- энциклопедия русской интонационности» 12 часов

Мелодизм, напевность народной песни

Жанры народной песни

Исторические песни и былинный эпос

Героико-патриотическая тематика

Лирические песни

Походные песни

Календарные песни. Обрядовые песни

Контрольная работа за первое полугодие (Тест)

Частушки и страдания

Плясовые песни

Народная песня в царских палатах

Связь народной и композиторской музыки

Тема 3. «Истоки русского классического романса» 6часов

Русский романс

Крестьянская песня

Городская лирика

Старинный романс

Городской салонный романс

Лирический романс

Тема 4. «Композиторская музыка для церкви» 2 часа

Музыка в храме

«Богородица Дево, радуйся»

Тема 5. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре» 6 часов

Обработка народных песен

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов

Картины народной жизни в музыке композиторов. Сказка ложь,

да в ней - намек…..

Переводная контрольная работа (Тест)

Русская сказка в произведениях композиторов

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература

Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Музыка. Методическое пособие для учителя. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебно-методические комплекты к программе «Начальная школа ХХI века» по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебник по музыке 3 класс

Сборники песен и хоров

Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В.- М.: Вентана-Граф, 2014

Электронные учебные пособия

Классическая музыка кинофильмов CD

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства CD

Вольфганг Амадей Моцарт CD1,CD2,CD3.

Интернет-ресурсы

WEB-ресурсы для реализации ФГОС Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню

«Гармошка»»

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока:

    Обучающие:

    • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

      Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;

      Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;

      Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;

      Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;

      Учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и а capella .

    Развивающие:

    Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

    В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;

    Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;

    Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

    Воспитательные:

    На основе эмоционального восприятия русского народного творчества, воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

    Прививать любовь к Родине, к русской природе;

    Формировать положительные привычки;

    Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;

    Обогощать духовный мир детей.

Ход урока.

Дети входят в класс под звуки русской народной песни.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён русской народной песне.

Но сегодняшнее занятие будет совсем необычным;

Утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

Я её составил сам.

Ребята, отправимся в гости к Самовару – Тимошке?

Но так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, что же ждет нас впереди:

Впереди вас ждёт река

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается о реке?

«Вниз по Матушке по Волге» - слушание (слайд)

-------(Исполняя эту песню, помните о правильном дыхании.)

Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

(у русской песни есть отличительная черта – ее рапевность)

Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни.

    Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

К какому жанру отнесём эту песню.

? – А зачем мы учим народные песни.

Спасибо за интересный ответ.

Ребята я предлагаю вам разучить новую песню в которой говориться …(слайд)

«Ты скажи, скажи нам реченька лесная». -разучивание

А сейчас музыкальная загадка: послушайте музыку и скажите, где вы её уже слышали.

(«Вальс» из балета «Щелкунчик»)

В чьем исполнении звучит эта музыка.

С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши куда идти дальше?

Речку одолели –

И вперёд смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка».

Развесёлый в ней народ

Песни русские поёт.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Подпевайте дети дружно

Песню «Солдатушки…»

_________ «Солдатушки, бравы ребятушки». (слушание ) (слайд )

Спели песню. А теперь ответьте на мой вопрос:

Народная эта песня или композиторская?

? – К какому жанру отнесём эту песню.

? – Какие старые слова есть в этой песне.

(Востры. Держава) – объяснение значения слов (слайд )

На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда сейчас идти?

Слева, видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живёт волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

_____________ «Колыбельная песня» (исполнение а capella .)

_____________ «Колыбельная песня» (слушание) Н.И. Римский -Корсаков

Почему эта песня называется колыбельной (от слова колыбель).

Кто пел колыбельные песни.

В старину такие песни называли «баюкашные2, от слова «баюкать», т.е. «укачивать».

Молодцы, ребята! С этим заданием справились. Волка усыпили.

Пол деревни, пол пути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнём

И опять вперёд пойдём.

Исполняется песня «Зверобика» в движении (физминутка).

Путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочтём.

Справа медведь,

Он любит петь,

Громко поёт,

Пройти не даёт.

По секрету вам скажу:

С этим Мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу.

Очень любит Мишка частушку.

? – Что такое частушка.? (слайд )

? – С каким инструментом можно петь частушки.

Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он «под язык».(исполнение )

? – А вы любите исполнять частушки.

Исполнение частушек (бубен и ложки)

Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

А теперь – наискосок,

Через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нём.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой.

Ребята, как тепло у Тимоши! Давайте, исполним для него песню.

____________________________ «Если с другом вышел в путь» (исполнение)

Ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу.

Ответьте мне на последний вопрос.

? – О чём русская народная песня.

(о народной жизни)

Совершенно верно, народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А сейчас – домашнее задание:

Кроссворд «Музыка моего народа»

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Звучат плясовые наигрыши……………


























1 из 25

Презентация на тему: Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!

№ слайда 1

Описание слайда:

Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. 2009/2010 учебный год

№ слайда 2

Описание слайда:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя –Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриотаРоссии, развитие его духовно-нравственного мира и национальногосамосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства,формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности,развивать творческие способности в разных видах деятельности,развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям,воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа.

№ слайда 3

Описание слайда:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития.

№ слайда 4

Описание слайда:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В результате изучения раздела ученик должен научиться:воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах;передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение;активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.);комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи);

№ слайда 7

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсияЦель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России.Задачи: познавательные:-формировать представление о культуре России;-ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика;-формировать умение слушать, запоминать, размышлять;-познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова;развивающие:-развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память;- побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов;-обогащать словарный и музыкальный запас учащихся,воспитательные:- воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.-воспитывать положительную мотивацию к учению.

№ слайда 10

Описание слайда:

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг.“Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков).Портретная галерея русских поэтов и музыкантов.Экспозиция картин русских художников.Эпиграф на доске:О, Россия!С нелегкой судьбою страна…У меня ты, Россия,Как сердце одна,Я и другу скажу, Я скажу и врагу –Без тебя, как без сердца,Прожить не смогу.(Юлия Друнина)фортепианомагнитофонучебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин.Подготовка к восприятию нового материала–3 мин.Изучение нового материала – 25 мин.Закрепление новых знаний – 5 мин.Подведение итогов урока - 3 мин.Задание на дом – 2 мин.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Флаг РоссииК царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

«Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

Мамцева О.Г.

Образовательные задачи:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

Слушание:

Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Музыкально-ритмические движения:

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

Речевое развитие :

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух. Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать умение действовать сообща, формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Физическое развитие:

Целевые ориентиры ФГОС ДО, на достижение которых направлена ОД:

Обладает начальными знаниями о мире, в котором он живет;

Обладает установкой положительного отношения к миру;

Овладевает основными культурными способами деятельности;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Деятельность

педагога

Деятельность

Решение образовательных задач

Вводная часть

Предлагает образовать круг и поприветствовать друг друга.

Ребята, скажите, какая тема недели у вас в группе сейчас идет?

Расскажите, что такое путешествия?

Зачем люди путешествуют?

А вам знакомо слово «туристы»? Кто такие туристы?

Да, ребята, на свете много интересных, удивительных стран. Я думаю, когда вы вырастете, обязательно с ними познакомитесь. Но ведь и наша страна очень интересная и богатая. К нам тоже приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть, как мы живем, что у нас есть такого, чего нет у них. Вот сегодня у нас в гостях две иностранные туристки. Поможем им узнать побольше о нашей стране?

Тогда приглашаем гостей в музыкальное путешествие по русской народной культуре.

Дети входят в зал под музыку. Приветствие детей.

Дети проходят на стульчики.

Тема «Путешествия».

Путешествия – это поездки куда-нибудь, где еще никогда не был.

Люди путешествуют, чтобы узнавать что-то новое, увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Туристами называют людей, которые путешествуют по разным интересным местам, по разным странам.

Формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Дать представление о такой форме путешествия, как воображаемая (виртуальная), в частности – музыкальное путешествие.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Основная часть

- Слушание

- Пение

- Музыкально-ритмические движения

Заключительная часть

Ребята, давайте прочитаем это красивое слово: Россия.

Что оно обозначает?

А как мы можем рассказать нашим гостям про Россию на музыкальном занятии?

Ребята, о нашей стране, о России сложено много замечательных песен.

Я предлагаю нам всем послушать одну из них.

О чем эта песня? Какая в ней Россия?

А какой характер у этой песни?

Да, ребята, в этой песне очень красивые слова, наверное, автор, который сочинил эту песню очень любит Россию. И наши иностранные гости, наверное, тоже это поняли. А каким красивым голосом поет исполнительница.

Но ведь и мы с вами тоже начали учить замечательную песню о нашей Родине. Кто помнит ее название?

Эта песня тоже очень нежная и петь ее надо красивыми голосами. Поэтому нам нужно хорошо распеться. Я предлагаю распевку на слоги из слова Россия: ро-ро, си-си, я-я (вверх-вниз). А теперь все слово: Россия (вверх и вниз).

Пение первого куплета песни «Край родной».

Закрепление слов второго куплета.

Ребята, на следующем занятии мы продолжим разучивать эту замечательную песню.

Но разве можно понять нашу Россию, если не увидеть ее русских народных танцев! У каждого народа есть свои любимые танцы. Для их исполнения шьются красивые народные костюмы. Вы уже знаете, как выглядит русский народный костюм. Я вас не случайно попросила нарядиться сегодня на наше занятие. Расскажите, какой он, русский костюм? Во что наряжались на Руси девушки?

А из чего состоит мужской костюм?

Вот такие нарядные девушки и парни выходили танцевать. Посмотрим русский народный танец?

Ребята, что можно сказать о русских народных танцах? Какие они по характеру?

А какие движения из танца девочек вы запомнили?

Девушки любили водить хороводы и есть такой специальный хороводный шаг. Он вам уже знаком (показ). В хороводе девушки показывали себя, какие они стройные, да красивые.

Еще интересный элемент «Звездочка». Мы с вами ее тоже уже применяли. Давайте вспомним.

В быстрых озорных танцах часто делали «ковырялочку» (показ: носок, пяточка, раз-два-три). Для нас это новый элемент – давайте попробуем.

А теперь добавим платочки и соединим эти элементы.

А в конце русского народного танца всегда поклон. Он делается вот так: сердце, солнце, земля. Так мы благодарим зрителей за внимание.

Что запомнили для себя мальчики?

В русском народном танце парни показывают свою удаль, ловкость. Поэтому они делают присядку (показ).

Еще интересное движение - «похвальбушки»: руки полочкой и вперед с притопом. Вот какие мы молодые да удалые!

Мальчики, приглашаю вас сделать свой танец.

Теперь давайте все вместе сделаем общий танец.

Замечательно. Думаю, наши иностранные туристы увидели, как красиво танцуют в России. На следующем занятии мы добавим еще элементов и у нас получится очень интересный русский танец.

Продолжим наше музыкальное путешествие.

Ребята, мы уже рассказали нашим иностранным гостям о песнях, которые мы поем о России, о русских народных танцах. А в конце нашего путешествия давайте покажем гостям русский народный оркестр. Давайте посмотрим, какие инструменты в нем звучат.

Ребята, какие инструменты вы увидели в этом оркестре?

Давайте, мы тоже создадим русский народный оркестр. У нас есть бубны и ложки. Подумайте, какой инструмент лучше подойдет для девочек, а какой для мальчиков?

Давайте сначала послушаем ритмический рисунок. Простучим ладошками, а теперь на инструментах.

И не забывайте – поклон.

Ребята, мне кажется, мы сегодня вместе с вами очень постарались рассказать нашим иностранным туристам о музыкальной культуре России, ее народных традициях. Вам самим понравилось наше музыкальное путешествие?

Спасибо вам большое.

Так называется наша страна – Россия.

Мы можем спеть о России, можем станцевать, послушать песни о нашей родине.

Слушание песни «Россия» (сл. И.Шаферана, муз. П.Аедоницкого).

Эта песня о том, что мы очень любим свою страну.

В ней много берез, рек, у нее синее небо.

Россия похожа на красивую девушку – Аленушку.

Она нежная, плавная, красивая.

Песня называется «Край родной» (сл. И муз. Е. Гомоновой).

Девушки надевали красные сарафаны, кокошники.

Мужчины носили рубашки, особенно любили красные. Подпоясывались кушаком – широким цветным поясом.

Просмотр видеозаписи русского народного танца.

Эти танцы веселые, озорные, быстрые или плавные, спокойные.

Девочки показывают запомнившиеся движения.

Девочки: танец с платочками.

Мальчики показывают запомнившиеся движения.

Мальчики: танец.

Общий танец «Как у наших у ворот».

Просмотр видеозаписи русского народного оркестра «Русский стиль».

В русском народном оркестре есть балалайки, гармонь или баян, бубен, ложки.

Выбор инструментов.

Оркестр под песню «Русская кадриль»

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Закреплять и обогащать представления детей о своей стране – России, ее музыкальной культуре, музыкальных народных традициях. Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух.

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Способствовать развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Познакомить с элементами русского народного танца. Развивать танцевальное творчество.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений.

Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать чувство ритма, музыкальный слух.

Воспитывать умение действовать сообща.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №14»

г. Колпашево Томской области

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Мамцева Ольга Геннадьевна

музыкальный руководитель

Мамцева

Ольга Геннадьевна

Класс: 2 Г

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Музыкальный глобус: Путешествуем по России?»

Цель: Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

Задачи:

Образовательные: увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:

развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательные:

воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к музыкальному наследию России;

Понимание ценности многонационального российского общества. Культурного разнообразия России.

Метапредментые:

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения.

Предметные:

Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен.

Оборудование: презентация по теме, Учебник по музыке УМК «Планета знаний» Т.И.Бакланова.

Структура:

    Организационный момент.(1 мин)

    Новый материал.(20-25 мин)

    Этап закрепления изученного материала.(10мин)

    Итог урока. Рефлексия.(5мин)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Как ваше настроение?

Все готовы к уроку?

2.Новый материал.

(На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Определение темы урока:

А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней …. (колыбельною) .

А какие колыбельные песни вы знаете?

Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд. …. (трудовые) .

Давайте прослушаем песню «Прялица»

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.

(Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …. (плясовые) .

Просмотр отрывка из мультфильма (2.50) - Русская народная плясовая – Камаринская

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни …. (хороводные) .

Песня « Во поле берёза стояла…»

5. А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …. (частушки) .

А какие частушки знаете вы?

Прослушаем частушки….

6. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Жанр лирической песни

(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют …. (солдаты, солдатские) .

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, чем занимались на уроке?

Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские-рекрутские, трудовые песни и частушки).

Написаны народом и для народа.

Одинаковы были произведения?

Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.

Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.

(слово на доске).

    Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Было что-то сложное для вас?