Орксэ основы мировых религиозных культур. Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" к учебнику Р.Б. Амирова. Священные книги. Тора, Библия, Коран

Лекция. Основы мировых религиозных культур

Существующие условия жизни современного общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. (Увеличивается в подростковой среде число наркоманов, беспризорных, растет число разводов, матерей-одиночек и мн. др.)

Анализ Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 показал, что образование призвано обеспечить: «светский характер образования», «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону».

Духовная культура или «духовность» состоит из многих областей. Помимо религии, она включает все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.

Данный курс «ОРКиСЭ» носит и воспитательный характер, который поможет воспитать духовно-нравственных личностей нашего государства, а также познакомит с историей и культурой народов многоконфессиональной России.
Слайд 1. Требования к результатам освоения содержания

Освоение учебного содержания должно обеспечить:


  • Понимание духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

  • Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества.

  • Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России.

  • Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.

  • Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • Укрепление веры в Россию;

  • Укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Учебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Слайд 2. Структура учебника

  • Основной текст

  • 2-4 иллюстрации

  • Рубрики: 1) «Вы узнаете» (формулируются основные вопросы темы).

  • 2) «Это интересно» (дополнительный материал)

  • 3) «Обсудим вместе» (проблемный вопрос для коллективного обсуждения).

  • 4) «Вопросы и задания»:
а) направлены на понимание прочитанного текста;

б) на беседу с родителями.


  • Словарь в уроке и в конце учебника.

Содержание


  • Урок 1. Россия – наша Родина

  • Урок 2. Культура и религия

  • Урок 3. Культура и религия

  • Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования

  • Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

  • Уроки 6 – 7. Священные книги религий мира

  • Урок 8. Хранители предания в религиях мира

  • Уроки 9 – 10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

  • Урок 11. Человек в религиозных традициях мира

  • Урок 12. Священные сооружения
Требования к курсу ОРКСЭ

  • Использование технологий инф-коммун

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

  • Текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний, в соотв с задачами коммуникации.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.

  • Готовность признавать возможность существования, различных точек зрения и право каждого иметь свою собственное.

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Эти требования взяты из стандартов второго поколения.

Коммуникативные умения:


  • Построение монологической речи.

  • Умение собирать, систематизировать материал.

  • Составлять план, тезис, конспект, пользоваться различными типами речи, строить высказывания в определенном стиле. Отбирать языковые средства, совершенствовать высказывания.

Речь это деятельность человека использующая язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира для планирования своих действий.
Коммуникативное умение – это умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь, и именно в речевой среде формируются коммуникативные умения.
Объекты лингвистики – это автор и читатель. Речь должна надеваться на мысль как платье. Мысль превращаясь в речь перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове.
Типы тестов:

Сплошные тесты:


  1. Описание – художественное и техническое.

  2. Повествование – рассказ, отчет, репортаж.

  3. Объяснение – рассуждение, резюме, интерпретация.

  4. Аргументация – научный комментарий, обоснование.

  5. Инструкция – указание к выполнению работы, правила, уставы, законы.
Несплошные тексты:

  1. Формы – налоговые, визовые, анкеты.

  2. Информационные листы (расписание, прейскуранты)

  3. Расписки – ваучеры, билеты, накладные, квитанции.

  4. Сертификаты – ордера, аттестаты, дипломы, контракты.

  5. Призывы и объявления – приглашения, повестки.

  6. Таблицы и графики.

  7. Диаграммы

  8. Таблицы и матрицы

  9. Списки

  10. Карты

Урок 1. Россия – наша Родина

Вы узнаете:


  • Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение.

  • Чем богато наше Отечество.

  • Что такое традиции и для чего они существуют.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Численность России на 2002 г. составляет 144 млн. чел. (народов на ее территории более 100, в Курганской области 109 разных национальностей). По прогнозам Интернета к 2010 г. численность России сократится до 120 млн. человек. По мнению Андрея Кураева через 50 лет в России останется 2 % населения Земли. (12 % территория, которую мы занимаем и 32% – полезные ископаемые и недра, которыми богата наша Россия). Демографический кризис наблюдается по всей Российской Федерации. Сравнить демографическую ситуацию разных народов России.


Важные понятия

  • Традиции – способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.

  • Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени.

  • Ценность – значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.
Ценности -- это глубинные основы общества, то насколько однородны или, если хотите, однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.
Вопросы и задания

  • Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. (Например, празднование пасхи, масленицы, свадебный обряд и т.д.)

  • Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? (Быть добрыми, ответственными, аккуратными, правдивыми, послушными и т.д.)

Урок 2. Культура и религия
Цель: формирование понятий религия и культура
Задачи:


  1. Дать первоначальное представление о мировых религиях и культурах народов России

  2. Развивать познавательный интерес к мировых религиям и культурам разных конфессий

  3. Воспитывать уважение к традициям и верованиям многонационального народа России.

Ход урока
Вы узнаете:


  • Что такое религия.

  • Какие бывают религии.

  • Какое место в религиях занимает ритуал.
Слово «религия» знакомо всем нам, как верующим, так и неверующим. Науке известно около 5 тысяч религий (а по некоторым оценкам еще больше).

Религиоведы – ученые, изучающие религиозные традиции мира, – создали более двухсот определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте.

«В этом смысле религия подобно времени», – справедливо замечает американский исследователь Б.Г.Иэрхарт, – все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение»

Слово «религия» переводится и объясняется по разному. Впервые оно появилось у древних римлян. Им обозначили все, что было связано с почитанием богов. По разъяснениям Цицерона (106-43 гг. до н.э.), известного римского оратора и философа, слово «религия» происходит от лат. Relegere, что означает «относиться с особым почтением» (совестливость, святость). Блаженный Августин (354-430) – раннехристианский мыслитель считает, что восходит объяснение этого смысла из глагола religo, и тогда слово «религия» приобретает иной смысл – связываю развязанное, воссоединяю (бога и человека, священное и мирское). Понятие религии неоднозначно. Существует более 250 определений религии.


? Что, по-вашему мнению, религия?

Например, религия – это особая область, связанная с духовной жизнью людей и обращенная к душе человека.

Религия – определенная картина мира, включающая целый набор представлений о причинах возникновения и природе Вселенной?

Религия – комплекс ритуалов, обрядов, традиций.

Религия – сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (конфессии).

Но нельзя забывать, что религия отделена от государства, но не отделена от общества. Поэтому отношение к религии – это дело каждого, индивидуально-личностное.

На религиозном глобусе особенно выделяются религии, имеющие многочисленных последователей в различных регионах мира: христианство, ислам и буддизм.


Наименование религии

Численность,

в млн чел.



% от населения мира

Время основания

Священные тексты

Христианство

1995

33,5

I в. н.э.

Библия

Ислам

1180

19,5

610

Коран

Индуизм

888

14,6

III тыс. до н.э.

Веды

Буддизм

354

6

544 г.до н.э.

Типитака (Трипитака)

Племенные религии

132

2,2

Доист. время

Устная традиция

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

В учебном пособии с учетом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

ПЕРВЫЕ РЕЛИГИИ.
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Культура и религия 8
Урок 4. Возникновение религий 10
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели 12
Уроки 6-7. Священные книги религий мира 16
Урок 8. Хранители предания в религиях мира 22
Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния 24
Урок 11. Человек в религиозных традициях мира 28
Уроки 12-13. Священные сооружения 30
Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре 34
Уроки 16-17. Творческие работы учащихся 38
Уроки 18-19. История религий в России 40
Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 52
Урок 22. Паломничества и святыни 58
Уроки 23-24. Праздники и календари 62
Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 68
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 72
Урок 28. Семья 74
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд 76
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78.

Дата публикации: 10.05.2013 03:39 UTC

  • Основы мировых религиозных культур, 4 класс, рабочая программа по учебнику Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С., Ярлыкапова А.А., Терещенко Н.В., 2014

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей: Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» - призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

(для четвертого класса)

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Пояснительная записка

Общая характеристика и ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

    формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

    формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

    формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

Ключевые идеи программы.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

    Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

    Духовные традиции многонационального народа России.

    Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

    Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

    Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

    Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;

    Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

    Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода)

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования, игровые, информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений

Требования к уровню подготовки обучающихся

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

    понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

    знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

    Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам :

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

    знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Программа включает следующие разделы:

    Знакомство с новым предметом ОРКСЭ

    Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

    Иудаизм

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

    «Золотые правила нравственности»

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями

При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются. Для определения уровня духовно- нравственного воспитания школьников изучающих мировые религиозные культуры, на начальный и заключительные уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Формы контроля

Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля - защита проектов.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

4 класс (34часа)

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (3 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Поведение итогов» (6 ч)

«Золотое правило нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
(4 класс, 34 часа)

Россия как государство.

Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений.

А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества.

Родословная. Родословное древо.

Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

ПД: Построение схемы родословного древа.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.

Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.

Вечные вопросы человечества. Религия и наука.

Этика как часть философии. Нравственный закон

в светской и религиозной жизни.

Вариативное содержание : диалог религиозных деятелей в современном мире.

Культура, духовные ценности,

религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.

Духовные ценности, обычаи,

традиции, философия, этика.

Урок 3. Тема: Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Религиозные разногласия

и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных

религий в Астане.

Представители различных религий о необходимости мирного диалога. Единство лидеров мировых

религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участников III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу.

Съезд лидеров мировых и традиционных религий, диалог, взаимопонимание.

ТР: Сочинение-миниатюра «Что я

хочу пожелать людям всего мира...».

Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники.

Древние религиозные культы. Культ богиниматери. Культы почитания природы.

Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации.

Религиозные практики. Шаманство.

Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».

Мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.

Археология, археолог, культ,

обряд, ритуал.

ТР: Иллюстрации к уроку

Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.

Вариативное содержание : бумеранг и его символический смысл

Аборигены, картина мира.

Аборигены.

УИД: История, культура и природа Австралии.

Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.
Вариативное содержание : календарь ацтеков и «Камень Солнца».

Майя, ацтеки, инки, цивилизация.

Цивилизация.

УИД: Культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.

Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре.
Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.
Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце.
Вариативное содержание : изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума.

Синтоизм.

Экзотика, экзотичный.

УИД: Куклы в традиционной культуре Японии.

Культ природы в верованиях
древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.
Вариативное содержание : божества славянской мифологии. Славянские мифы.

Славяне, капище, идолы.

Соотечественник, идол.

УИД: Верования древних славян в русском фольклоре.

Раздел 3. Иудаизм

Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме.
Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора.
Вариативное содержание : притча о том, почему Бог не может быть видим.

Иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.

Иудаизм, евреи.

УИД: Географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности.

Представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат.
Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир.
Значение семьи и брака в иудейской традиции.
Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.
Вариативное содержание : отношение к богатству и бедности в иудейской
традиции.

Шаббат, Тора, душа.
Межмодульные связи: религиозные представления
о происхождении мира и человека.

Свобода воли.

Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание.
Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы.
История дарования Торы еврейскому народу.
Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот.
Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей.
Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена
Плача.
Вариативное содержание : путь евреев в Землю обетованную, чудо с манной небесной.

Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет.
Межмодульные связи : пророки в различных религиозных культурах; заповеди.

Пророк.

УИД: Пророк Моисей.

Правило Гилеля. Еврейские
мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему.
Вера в приход Мессии и Царство справедливости.
Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции.
Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута.
Отношение к природе и живым существам в иудаизме.
Вариативное содержание : правила благотворительности в иудаизме.

Мессия, цдака, кашрут.
Межмодульные связи : «золотое правило» Гилеля.

Благотворительность.

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба.
Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской
общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.
Вариативное содержание : особенности облачения
для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи.

Бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.
Межмодульные связи : обряды, ритуалы, священные сооружения.

Совершеннолетие, община.

УИД: Традиционные иудейские праздники.

Раздел 4. Христианство

Христианство и его распространение в мире.
Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Представления о Боге в христианстве. Библия.
Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.
Вариативное содержание : история возникновения и время возникновения христианства.

Христианство, Библия.
Межмодульные связи : представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах.

Мироздание.

Первые люди Адам и Ева.
Христианские представления о грехе. Иисус Христос - Спаситель.
Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство, как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке.
Вариативное содержание : грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая.

Спасение, любовь.

Межмодульные связи : заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования.

Грех, заповеди, доблесть, патриотизм.

ТР: Поделка «Как люди
выражают свою любовь».

Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий.
Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета.
Принятие христианства на Руси. Распространение православия.
Вариативное содержание : евангелисты и апостолы.

Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Библия.

Урок 17. Тема: Православие

Православная церковь. Правила жизни православных верующих.
Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство.
Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме.
Православные священно- и церковнослужители.
Православные иконы, почитание икон верующими.
Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.
Вариативное содержание : язык православного богослужения.

Православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.
Межмодульные связи : православие.

Патриарх, священнослужители,
церковнослужители.

УИД: Традиционные православные праздники.

Урок 18. Тема: Католицизм

Государство Ватикан и Папа
Римский. Католические священно- и церковнослужители.
Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве.
Католическое искусство.
Особенности католического богослужения.
Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.
Вариативное содержание : орган и органная музыка в католическом богослужении.

Католицизм, Ватикан

Католицизм.

УИД: Государство Ватикан.

Урок 19. Тема: Протестантизм

Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов.
Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство.
Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма
в мире.
Вариативное содержание : протестантские благотворительные организации и их деятельность.

Протестантизм, миссионерство,
баптизм, лютеранство, адвентизм.

Протестантизм, проповедник,
миссионер.

Раздел 5. Ислам

Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога.
Коран о создании Вселенной, жизни и людей.
Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.
Вариативное содержание : представление о равенстве мужчин и женщин в исламе.

Ислам, мусульмане, Коран.
Межмодульные связи : представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам.

Ангелы, джинны.

Первые люди Адам и Хава.
Пророки в исламе. Пророк Мухаммед - «печать пророков».
История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда.
Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».
Вариативное содержание : труд в системе ценностей ислама.

Пророк, джихад.

Самосовершенствование.

УИД: Великая Отечественная война в истории России.

Урок 22. Тема: Коран и Сунна

Коран - священная книга
мусульман. Сунна - предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман.
Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые.
Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.
Вариативное содержание : исламская медицина.

Коран, Сунна.

Гостеприимство.

Пять столпов ислама. Шахада.
Намаз, правила намаза.
Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам.
Закят, его значение в жизни мусульманской общины.
Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.
Вариативное содержание : совместная молитва мусульман в мечети.

Шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

Милостыня.

Мекка, мечеть Аль-Харам,
Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.
Медина, переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда.
Иерусалим, мечеть Аль-Акса.
Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство.
Символы ислама. Правила поведения в мечети.
Вариативное содержание : каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи.

Мекка, Кааба, Медина, мечеть.

Каллиграфия, панно, фриз.

УИД: Священные сооружения ислама на территории
России.

Раздел 6. Буддизм

Урок 25. Тема: Жизнь Будды

Буддизм - старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи
в джунглях. Решение о выборе срединного пути.
Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме.
Проповеди Будды, первые слушатели Будды.
Вариативное содержание : последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты.

Буддизм, срединный путь, просветление.
Межмодульные связи: буддизм.

Срединный путь.

Урок 26. Тема: Учение Будды

Четыре благородные истины
буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий.
Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана.
Джатаки - истории о перерождениях Будды.
Представления о сансаре.
Принцип ахимсы - ненасилия, основанного на любви и доброте.
Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.
Вариативное содержание: восемь символов буддийского учения. Колесо сансары.

Четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма.

Благородные истины, символ.

Распространение буддизма.
Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы.
Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.
Вариативное содержание: ступы.

Лама, Потала, бодхисаттва.

Далай-лама, дацан, Сандаловый Будда.

УИД: Буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.

Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит.
Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем».
Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.
Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда
джатак. Буддийские притчи.

Трипитака

Санскрит.

Раздел 7. Подведение итогов

Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.
Религиозные культуры и светская этика о путях
самосовершенствования человека.
«Золотое правило нравственности» в различных
религиозных культурах.
Жизнь по нравственным законам в современном
мире.
Вариативное содержание : Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».

Общечеловеческие ценности.
Межмодульные связи: этика, самосовершенствова-
ние, религиозные культуры.

ТР: Иллюстрации к уроку.

Урок 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор

Ценности, объединяющие
различные религиозные культуры. Красота.
Памятники мировой религиозной культуры, их
художественная и культурная значимость для современного человека.
«Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России.
Иерусалим - город трех религий.
Стамбул: христианские и исламские священные сооружения.
Шедевры европейского католического
искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.

Красота, культура, культурные
ценности.

Тематическое планирование

Раздел

Дата

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия - наша Родина

Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Урок 3. Тема: Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными

культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий.

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства

и ислама.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с описанием содержания священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их

с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы

разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по

отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

Урок 4. Тема: Древние верования и религиозные культы

Урок 5. Тема: Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии

Урок 6. Тема: Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки

Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии

Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Раздел 3. Иудаизм

Урок 9. Тема: Представление о Боге в иудаизме

Урок 10. Тема: Мир и человек в иудаизме

Урок 11. Тема: Тора и заповеди

Урок 12. Тема: О чем говорит иудейский Закон

Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Раздел 4. Христианство

Урок 14. Тема: Представление о Боге и мире в христианстве

Урок 15. Тема: Представление о человеке в христианстве

Урок 16. Тема: Библия - священная книга христиан

Урок 17. Тема: Православие

Урок 18. Тема: Католицизм

Урок 19. Тема: Протестантизм

Раздел 5. Ислам

Урок 20. Тема: Представление о Боге и мире в исламе

Урок 21. Тема: Пророк Мухаммед

Урок 22. Тема: Коран и Сунна

Урок 23. Тема: Столпы ислама. Праздники ислама

Урок 24. Тема: Священные города и сооружения ислама

Раздел 6. Буддизм

Урок 25. Тема: Жизнь Будды

Урок 26. Тема: Учение Будды

Урок 27. Тема: Духовные наставники и священные сооружения буддизма

Урок 28. Тема: Священные тексты буддизма

Раздел 7. Подведение итогов

Урок 29. Тема: «Золотое правило нравственности»

Урок 30. Тема: Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

Уроки 31-34. Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Литература для обучающихся.

    Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие под редакцией Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа, 2016.

    Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2016.

Литература для учителя.

    Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.

    Беглов А.Л., Саплина Е.В., и др. Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (1 CD ). М.- Просвещение, 2012 г.

    Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. М.- Просвещение, 2012 г.