Представления о человеке в культуре древнего египта. Основные черты древнеегипетской культуры Древняя египетская культура и ее особенности

На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации - Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в 6-5-м тысячелетии до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

4-3-м тысячелетии до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян - пирамиды, храмы, сфинксы, загадкой остается также знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и золотого сечения.

Главная особенность Египта - жаркий климат и редкие дожди - сделали бы Египет не одной из колыбелей цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы чинили плотины и прокладывали высоко, расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года. Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации и дисциплины, поскольку все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством, должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Создали ее и управляли ею жрецы, которые, будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной, которую знали по трудам древних писателей-историков. В 1798 г.

Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Сенсацию вызвала их находка «Розеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон, который установил, что еги^ петские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложное заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию: Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.), Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.), Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.). Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов ца- репоклонства.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично был ответствен за обрушившиеся несчастья, от него зависела идеология, а ее основной формой являлись религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских богов было подчинено определенной иерархии, на верху которой был главный бог - Ра. Много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем, было построено в Египте. В различные времена разные божества отождествлялись с верховным и главным богом - Ра, солнцем, солнцепоклонство всегда оставалось центральным хотя с древнейших времен каждое Поселение чтило свое божество - покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небес-светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола - Гора. (Царь как бы был воплощением Гора.) Затем, с III тыс. до н. э., воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порождением или воплощением Птаха. С 2700 г. до н. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.

Среди других богов были бог мудрости - Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и др. Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта.

Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, в целом и на смысл истории, и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние, в свою очередь, были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога - Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается царем богов, фараоны - родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона, но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности.

Культ Атона продолжался недолго, фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего.

Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве основным был культ бога солнца Ра. Вторым по значению - культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса - умирающего и воскресающего бога - стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что кроме физического тела и души Ба человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) - призрачного двойника, вторую душу, второе «я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивалась, для чего тело сохранялось путем бальзамирования или создавался скульптурный двойник, для них возводилось жилище - гробница, где тело снабжалось всем необходимым, на стенах изображались сцены из земной жизни умершего, что было важно продолжения существования в городе мертвых.

В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых, они строились по разным берегам Нила, В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами, всегда окруженными почетом. Проявления индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму золотого сечения, т. е. гармонической пропорции. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного.

Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба («каменная скамья») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц - ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара - она достигает в высоту 60 м. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них - пирамида Хеопса (147 м) - считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет). Пирамида точно ориентирована по сторонам света на север - юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но и в других местах земного шара, формируя особые системы. Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, является ретранслятором определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых, в свою очередь, на «энергетическом источнике» внутри пирамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект «общения с богами».

Фараоны Среднего царства отказались от сооружения пирамид, и возник ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них - храмы Ментухотепа I и царицы Хатшеп- сут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурные изображения Рамсеса II.

Служители храмов жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере, сегодня можно утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм про- порционирования в режиме «золотого сечения», но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом

Искусство Древнего Египта, безусловно, не сводилось только к храмовому или архитектуре. Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей - фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период. Таким образом скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом! Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность - она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают Вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств. В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности.

Египтяне, как и в других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта. Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом.

Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства, каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанавливались знающими его жрецами. Все виды искусств в своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой гармонии, поэтому оно монументально, величественно, канонично. В них мы видим опредмечивание покоя, стабильности, тишины и святости.

Общественная жизнь в Древнем Египте не сводилась только к материальной, духовной и художественной деятельности, она была организована в политическом и правовом отношении. Государство управлялось фараоном, в подчинении которого была огромная армия чиновников, выполняющих функцию исполнительской власти. В Древнем Египте была развита законодательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов, которые были обязаны защищать интересы всех жителей, а не только богатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд, называвшийся кенбет. Судьи, выбранные из влиятельных горожан, совершали поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней «инстанции», получившие название «суды слушателей», находившиеся под надзором губернатора округа. Выше их были два Верховых суда (по одному для Верхнего и Нижнего Египта), председательствовали в которых визири.

У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта случилось так, что женщина в начале 2-го тысячелетия до н. э. смогла появиться на престоле, это первая и единственная в истории страны женщина- фараон Хатшепсут. Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Будучи регентшей семилетнего пасынка, Хатшепсут получила реальную власть над всей страной, вернулась к грандиозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные дворцы. Она приблизила к своей особе талантливых живописцев и архитекторов, не стала продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внешнеполитические конфликты стремилась решать путем переговоров и иными дипломатическими средствами. При ней процветали искусство, образование и наука, но после ее смерти политические противники вычеркнули ее имя из истории страны, однако сделанное ею во время правления, многочисленные монументальные памятники не позволили исчезнуть ее имени бесследно.

Следует отменить еще важность развития образования в Египте, которым управляли жрецы. Путь достижения истины они разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в познании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринять. Высшая мудрость заключалась в сути триединства, была отмечена и закреплена контуром геометрического треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделенной глубинным функциональным значением. Определенный треугольник был ключом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения, он стал символом Древнего Египта, и в нем заключен глаз бога Гора как знак мудрости и света божественного знания.

Культура Древнего Египта оказала сильное влияние на арабские и европейские народы. Не случайно ученые, философы, медики, астрономы, математики, жрецы и астрологи позднее будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

    Древнее царство: 3197-2160 гг. до н. э.

    Среднее царство: 2160-1580 гг. до н. э.

    Новое царство: 1580- 1100 гг. до н. э.

    Поздний период: 1100 г. до и. э. - 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним - жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже - крестьяне, еще ниже - ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды - рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян - это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные - крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон - покро­витель фараонов - символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла - Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого - вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов - материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя - точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом - источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам. Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву. А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства. Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства. Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами. Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд. Как раз в это время наступает период широкого применения меди - медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях - это был Ра, Амон или Осирис, в иных - Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом - полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний. К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно. Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог - бог Солнца Ра (рис. 1).

Рис. 1 - Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом. Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей. Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма - поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам. В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших. Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Вторая пирамида - Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны. Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Рис. 2 - Сфинкс

Неумирающий символ Египта - 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени. До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток - это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет. Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи - в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Рис. 3 - Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази. В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр. А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита. А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин - платья из выбеленного льна. Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

Обратим внимание на представления о человеке в Древнем Египте. Они были весьма сложными, и их осмысление требовало от человека значительной интеллектуальной и духовной работы, что сильно стимулировало его развитие. В Древнем Египте осмысление сущности человека, значимости его внутреннего мира преломлялось через призму религиозных ценностей. Именно последние и определяли характер аксиологического ряда в Древнем Египте. Конечно, материальные блага всегда приветствовались людьми, но, по сравнению с религиозными идеями, они были второстепенными. Для древнего египтянина самым важным делом являлось то, какое погребение он заслужит своей жизнью. Чем более значимая и нравственная жизнь велась человеком, тем более величественное погребение ожидало его. Основы жизненной стратегии древнего египтянина удачно выражены в «Рассказе Синухе» (Синух является реальным историческим лицом, жившим в ХХ веке до н. э.). Бежавший из страха перед заговором высокопоставленный египетский вельможа, подводя итог своей счастливой судьбе на чужбине, хвалится достигнутыми материальными благами, но готов их отдать для того, чтобы быть погребенным на родине. Об этом он говорит так: «Полз я ползком от голода, а теперь я оделяю хлебом соседа. Бежал человек из страны своей нагим, теперь же щеголяю я в платьях из тонкого льна. Бежал человек без спутников и провожатых, теперь же богат я людьми. Прекрасен мой дом, обширно поместье мое, и помнят обо мне во дворце. О бог, предначертавший мое бегство, кто бы ни был ты, будь милосерд, приведи меня в царский дворец! Быть может, ты дашь мне узреть края, где сердце мое бывает всякий день. Что желаннее погребения в той стране, где я родился?» И заканчивается рассказ не описанием материальных благ, а описанием построенной гробницы, в котором подчеркивается, что всё необходимое для посмертных богослужений уже приготовлено. Главная мысль в этом рассказе заключена в том, что первостепенным является не то, как человек будет жить и выглядеть перед людьми на земле, а то, в каком виде он уйдёт из этой жизни на суд бога Осириса.

По мнению египтологов, египтяне насчитывали не менее 10 составляющих человеческого существа, гармония которых нарушалась в результате смерти человека. Для обеспечения же вечной и радостной жизни необходимо было сохранить единство и гармонию этих составляющих.

Наиболее известные и часто упоминаемые в источниках компоненты человеческой сущности обозначаются как Ка и Ба . Ка представляет собой невидимого духовного двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Этот двойник безгрешен и являет собой образ, по которому человек должен организовываться. Ка может жить и вне тела человека, например, в цветке. После смерти человека Ка, благодаря погребальным ритуалам, способен сохранять вечную материальную жизнь. Ка передаёт человеку информацию о его индивидуальности, помогает вспомнить своё «я». Отправиться к своему Ка – означало умереть. Надо отметить, что боги тоже обладают Ка , причём не в единичных количествах. Например, у бога Ра насчитывалось 14 Ка . Считалось, что одно из Ка Осириса живёт в теле фарона. У фараонов также насчитывалось несколько двойников Ка .

Ба – это составная часть человеческой сущности. Ба несёт персональную ответственность за содеянное. Ба отвечает на загробном суде Осириса. Если человек был грешником, то Ба пожирается рядом находящимся чудовищем, что означает окончательную смерть. Праведники же отправляются на блаженные поля Илау. В труде «Беседы» Ба описывается так: «Воистину, кто перейдёт в загробное царство – будет в числе мудрецов, без помехи говорящих с божественным Ра ». Ба изображалась птицей с человеческой головой, напоминавшей этрусских вещих птиц Алконоста и Сирина. Ба понималось как внутренний собеседник человека; если же этот собеседник не отвечал, то человек испытывал страх. В христианстве наиболее близким аналогом Ба является душа. Христианская традиция при отождествлении Ба с душой берёт начало с творчества египетского писателя IV века Гораполлона, который, создавая трактат об египетских идеограммах, перевёл Ба на коптский язык в значении душа ; однако важно учитывать, что разница между этими понятиями существует. Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, а иногда и с руками.

Рен – сокровенное имя человека, способное замещать человека во время отсутствия его самого. Следует подчеркнуть, что придавалось особое значение имени, которое, согласно поверьям, сильно подвержено магическому воздействию. Зная настоящее имя человека, маг мог повлиять на его судьбу, поэтому подлинное имя человека или бога - сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение наглядно иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Богиня Исида, которая вела жизнь земной женщины, стала уставать от жизни простых смертных. Она стремилась к тому, чтобы занять место среди всемогущих богов. Для этого ей важно было приобрести силу верховного бога Ра, что являлось возможным лишь при условии знания его настоящего имени. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от смерти сможет лишь произнесённое богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные хитрости для сохранения тайны и выдаёт ей Рен лишь под угрозой неминуемой гибели. Свое признание Ра облекает в следующие слова: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело» . По другим текстам, Ра открыл своё имя так: «Согласно моей воле, Исиде будет дозволено узнать моё тайное имя, и, покинув моё сердце, оно перейдёт в её» . Вероятно, имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.

Ах – сверкающий дух, проявляющийся лишь после смерти человека и пребывающий рядом со звёздами. Ах воплощает имя человека, уготованное ему прежде рождения, то есть в его предсуществовании. По сути, Ах – это часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает светлый, просветленный, освещенный, блаженный . Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех её видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Другая часть души – Шуит (Шу) – тень, обладающая собственной индивидуальностью и силой. Шуит считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая тёмная сторона

Секхем – сила, жизненная энергия человека, обитает на небе среди Богов.

Сах – так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов. Это слово можно перевести как мумия , или точнее, священные останки .Главное назначение оболочки Сах – входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим. По состоянию и виду тела посвящённый мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек. Для очищения Сах использовался комплекс мер. Часть мер касалась физических манипуляций, например, обрядовых очищений при помощи воды, солей натрия, мазей. Другая часть была связана с молитвами, пением гимнов, которые могли бы благотворно воздействовать на другие составляющие природы человека, взаимосвязанных с Сах .

К составляющим человеческую природу также относили душу-сердце , вместилище человеческого сознания (др. - егип. Иб , позд. - егип. Эб ). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвящённых, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб – это бессмертная душа. Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, поскольку сообщало богам всю информацию о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех как добрых, так и злых мыслей человека. Правда, в «Книге мёртвых» предлагались заклинания, побуждающие Эб не говорить богам о злых мыслях человека. Для этого использовались специальные заклинания, а над сердцем в мумии помещался амулет скарабея.

Также необходимо выделить другую составляющую природы человека, но с идентичным названием – Эб – душа-причина, или надсознание. Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Другой компонентой природы человека считается Эб как душа-смысл, или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей, человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах ) отделялись от тела (Сах ) и покидали его на 70 дней.Возвращаясь к своему Сах, души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскреснувший покойник отправлялся на суд Осириса.

Важной чертой религии египтян было то, что целью их религиозных ритуалов, молитв было не удачное перевоплощение, а стремление приобщиться к вечной жизни. Вечное, личное, бессмертное бытие души, в наидревнейшем сознании египтян, представляет следующие пять периодов: 1) предсуществование души без тела; 2) жизнь на земле в теле; 3) жизнь в аменти (загробном мире) без тела; 4) душепереселение – жизнь в телах; и, наконец, 5) жизнь опять со своим человеческим телом. Символом же вечной жизни была птица Феникс. В данном случае важно обратить внимание на то, что периодизация жизни в Древнем Египте была подчинена не стремлению продлить род или изменить собственными человеческими силами окружающий мир, а сохранению человеческой природы и утверждению его места в божественном мироздании. Здесь кроется серьёзное отличие древнеегипетского понимания цели индивида от православного, для которого цель жизни человека заключена в обожении (уподоблении Богу) через стяжание Святого Духа. Религиозная доктрина Древнего Египта учит не делать ничего, что превышало бы необходимый минимум, которого требует хозяйственная жизнь; относиться к другим людям нравственно. Вместе с тем в православии, помимо нравственного отношения к другим людям, постулируется необходимость бережного отношения к собственному духовному облику, а нейтральное отношение к жизни, в которой индивид не приумножает своих затрат более необходимого минимума, оказывается невозможным, что подчёркивает необходимость активной духовной жизни человека, которая могла бы охватить и его хозяйственную деятельность.

Между тем в Египте подчёркивалось значимость счастья и радости, как высших благ. В Древнем Египте считали: «Богатства можно достичь, если их желаешь, но какая польза от богатства, если нет желаний». Поступки древних египтян были обусловлены их стремлением к счастью, которое не требует обоснований. Например, детей египтяне очень любили и воспитывали их не столько ради продления рода, сколько ради радости в жизни.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом культуры Древнего Египта была вера в индивидуальное бессмертие. Причём речь идёт о бессмертии не только фараона, но и всякого другого человека, который вёл добродетельную жизнь, не нарушал божественных законов, чтил богов и был похоронен согласно ритуалам. Тем не менее в бедных семьях не всегда находились средства на совершение даже самых скромных ритуалов.

Однако египетские обряды и молитвы выходили за рамки заупокойного характера и проводились во время таких праздников, как воскрешение Осириса, разлив Нила. Последний связывался с тем, что Исида, переживая за страдания людей, роняет свои слёзы в воды Нила, и он периодически выходит из своих берегов. В Египте существовал и повседневный цикл богослужений.Молитва у египтян называлась Кекх (обращаться к Богу ), а размышления о духовном назывались Уаа (советоваться с сердцем ). Храмовые соотружения египтяне вседа делали из камня , не из кирпича. Храм имел прямоугольную продолговатую форму. Алтарное место храма понималось как пространство, в котором пристутсвует душа бога, в честь которого построен храм. Храм понимался как место, в котором небо спускается на землю, соединяется с ней, поэтому нахождение в храме обязывало к богоподобному поведению.

Надо отметить, что тексты египетских молитв весьма поэтичны. Вот один из них в переводе Константина Бальмонта, который достоверно передаёт смысл молитвы:

«Вот очищения. Воскурения для Сокровенного, чей облик есть Солнце, для владыки Карнака, для Солнцеликого, великого на месте своём. Фараон здесь с тобою. Жизнь, Здоровье, Сила, Устой, царь Юга и Севера, фараон, повелитель всех живущих вовеки.

Вот дары приготовленные. Возьми их. Чисты и истинны все они. Достоверны. Возьми их, о бог, возлюбивший душистые смолы» .

Подчеркнём, что в данной молитве важной фигурой является фараон, ибо считалось, что он по своей природе максимально приближен к богам и власть получает именно от них. От богов же фараон получает знания о принципах правления страной и организации жизни людей, поэтому власть фараона являлась сакральной и крепкой. Молитвы являлись обязательной частью жизни древних египтян, тем более, как считалось в Древнем Египте, слова воплощают предметы и явления, обладают существенной материальной силой. Речь приводит в порядок слова, а значит, и мироустройство. Это понимание слова отразилось и в искусстве Древнего Египта. Так, любое изображение живого существа непременно сопровождается написанием его имени. Египетская же поэзия (особенно на оригинальном языке) отличается необыкновенной красотой, проникновенностью и глубиной мысли. Причём ошибочно полагать, что поэзия, или какой-либо другой вид искусства, увлекала лишь узкую привилегированную группу людей. Поэзией интересовались и крестьяне, и рыбаки, что делало высокое искусство востребованным, способным к действенному воздействию на духовную и материальную жизнь общества. Более того, тексты папирусов свидетельствуют о высоком уровне грамотности населения, которое, независимо от своего социального положения (если не считать рабов), имело возможность научиться чтению и письму в специальных школах. Поэтому неудивительно, что для народов, соседствующих с Египтом, почти всякий подданный фараона являлся своего рода примером духовного и интеллектуального облика.

11.01.2017

С древних времен египетская культура привлекала внимание человечества. Древний Египет выделяется на фоне других стран своей непревзойденной целостностью и нерушимой верностью традициям. Для древних египтян природное богатство страны включало в себя плодородную долину реки Нила, теснимого с востока и запада величественными песками пустынь. На протяжении многих столетий египетская цивилизация придерживалась своих собственных порядков, не похожих ни на какие правила других стран.

Издревле тонкая душа египетской природы дарила вдохновение и силы представителям искусства. Неудивительно, ведь природа Египта это великолепные просторы, сияющий диск солнца, величественная река Нил, удивительные по своей красоте моря и богатый растительный мир.

Древний Египет существовал благодаря приносимому на поля плодородному илу после разливов реки Нил. В связи с этим египтяне тщательно следили за разливами, что и дало толчок развитию строительства. Еще в древности в Египте был изобретен папирус, а затем и первые книги. В точных науках египтяне также совершили множество важнейших открытий. Они составили солнечный календарь, поделили сутки на двадцать четыре часа, вычислили объем усеченной пирамиды.

Изобретение письменности в Древнем Египте

Письменность – одно из величайших открытий в Древнем Египте. Специфическая система письменности появилась на основе простейших рисунков и узоров, с помощью которых древние египтяне пытались объяснить ту или иную мысль. Частое использование письменности в повседневной жизни постепенно привело к упрощению системы письма. Определенные рисунки и узоры, служившие для обозначения того или иного предмета стали использоваться в качестве слогов, которые применялись для обозначения множества слов, состоящих из этих звуков.

Это привело к появлению отдельных алфавитных знаков, которые применялись для обозначения как гласных так и согласных звуков. Таким образом, шаг за шагом система письма стала превращаться в звуковую.

Литература Древнего Египта

История египетской литературы начинается в IV тысячелетии до н.э. Именно тогда появились первые литературные произведения. На протяжении трех тысяч лет египетская литература претерпела различные изменения. Появились новые жанры, литературные формы, разнообразные сюжеты. Однако египтяне славятся своим постоянством и заметным консерватизмом. Поэтому в египетской литературе присутствует удивительная схожесть в плане сюжетов, жанров и форм. Значительную роль в этом постоянстве сыграла и религиозная сущность Древнего Египта, которой пропитано практически каждое произведение того времени.

В Древнем Египте особой популярностью пользовались сказки, сюжеты которых были взяты из повседневной жизни простого народа. Сказки – тот жанр литературы, который наиболее точно отображает ежедневную жизнь и взгляды простых египтян того времени.

Еще один популярный жанр литературы Древнего Египта – истории путешествий. Этот жанр характерен для Египта того времени в связи с тем, что тогда предпринимались первые попытки установления культурных и экономических связей Египта с соседними странами. Мистический характер этих произведений чувствовался в довольно мрачных сюжетах. Бури, которые разбивают корабль и выкидывают моряков на неизвестный остров, странствия главных героев и наконец сказочные образы главных обитателей островов – вот основные моменты жанра путешествий.

Одним из главных жанров литературы Древнего Египта была, несомненно, религиозная поэзия. В то время религия занимала в Египте главную позицию, будучи основной формой тогдашней идеологии. В религиозной поэзии воспевались боги и цари, заупокойные ритуалы передавались с помощью магических заклинаний и текстами религиозного характера.

Постепенно начинала развиваться светская литература, которая противопоставлялась религиозному жанру. В ее основу входили призывы, обращенные к читателям, не верить в загробную жизнь. Светская литература призывала египтян жить полноценной жизнью, радоваться каждому дню и получать от жизни все возможные удовольствия.

Развитие дидактической литературы берет свое начало в основном в Среднем и Новом царстве, но некоторые произведения этого жанра относятся и к Древнему периоду. Основные мысли, о которых логически догадывается читатель, относятся к вопросам тогдашнего управления государством, о роли человека в социуме и о том, что правда и справедливость рано или поздно побеждают зло.

Основные задачи, которые ставили перед собой авторы того времени – создание ритмической формы и ярких художественных образов. Интересные сравнения, пафосные изречения и необычные литературные стили – вот основные моменты литературы Древнего Египта.

Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Египте

Искусство как таковое возникло и стало развиваться в Древнем Египте с появлением классового общества. Тогда искусство начало применяться как возможность некого давления на общество с целью восхваления власти фараона и утверждения определенных канонов и традиций того времени. Это передавалось и в рисунках на глиняных сосудах и посредством фигурок различных животных, которые также олицетворяли тот или иной образ.

Скульптура также являлась способом передачи величественных образов, воплощенных в торжественных фигурах. Статуи фараонов и вельмож скульпторы старались передать с помощью гордых, торжественных поз, которые внушали обществу того времени чувство невольного повиновения. С течение времени египетские скульпторы пытаются показать и более реалистичные образы в своем творчестве. Человек в движении – вот основная задача египетских мастеров. Рисунки на гробницах и стенах храма описывают все основные моменты жизни египтян, передавая переживания и проблемы того времени.

Стремление к реализму особенно усиливается в период Среднего царства. Художники пытаются подчеркнуть индивидуальность человека, используя для этого различные приемы, доходя до гротеска и шаржа. Так родилась новая форма искусства, на основе которой продолжилось дальнейшее развитие египетской культуры.

Развитие науки в Древнем Египте

В силу своей природной сущности человек невольно стремится к знаниям. Первые представления о знаниях в Древнем Египте получали благодаря так называемым школам, которые делились на аристократические и школы для простых людей. В последних допускались физические наказания в случае неповиновения сложившимся правилам того времени.

Первые познания в математике стали развиваться во многом благодаря совершенствованию сельского хозяйства и служили для облегчения жизни строителей и землемеров. Сохранившееся записи показывают, что древние египтяне определяли площадь поля, объем зерна, составляли простейшие чертежи местности и зданий, которые планировали построить. Для обозначения чисел использовались различные символы, часто это были определенные части человеческого тела: ладонь, палец, ступня.

Существенный прогресс был сделан в геометрии, которая применялась на практике. Сохранились данные и о значительных знаниях египтян в области алгебры. Так, древние египтяне умели решать уравнения с одним неизвестным, которое они именовали словом «куча», имея в виду скорее всего кучу зерна. Астрономия также достигла определенного прогресса. Древние египтяне умели отличать небесные тела, и даже были предприняты попытки наброска звездного неба. Они создали календарь, поделив год на 12 месяцев, а каждый месяц в свою очередь – на 30 дней.

Важно отметить и прогресс в области медицины. Несмотря на то, что египтяне довольно трудно отходили от магических наклонностей, попытки познать строение человеческого тела предпринимались врачами неоднократно. При вскрытии трупов они могли ознакомиться с человеческими органами, что помогало определить способ лечения в похожей ситуации.