Проект создания мини-музея «Чудо-росток. Мини - музей "Откуда хлеб к нам пришёл" материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

г. Подольск

2015г

Актуальность темы

Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей. Как же научить детей уважать хлеб?

Для расширения кругозора и пополнения знаний воспитанников о народных традициях, формирования у них представлений о родной культуре, для воспитания бережного отношения к хлебу был создан мини-музей «Откуда хлеб к нам пришел»

Организация мини - музея

Работа проходила в три этапа.

Первый этап – подготовительный.

Главные задачи подготовительного этапа:

Определение пути создания мини-музея, (задача решалась на одном из собраний родительского клуба)

Подбор необходимой литературы по теме и оказание методической помощи родителям воспитанников, необходимой для реализации проекта;

Подбор материально – технического обеспечения.

В тесном взаимодействии с семьями воспитанников было подобрано оснащение будущего музея:

  • старинная посуда, утварь и инструменты;
  • репродукции картин русских художников о хлебе;
  • фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;
  • иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;
  • видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» (по материалам программы «По секрету всему свету»)

С помощью родителей были собраны и оформлены гербарии злаковых культур; созданы макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная и водяная», «В русской избе»; сделаны народные тряпичные куклы – Крупенички.

Второй этап создания музея – практический.

Главная задача второго этапа - совместное воплощение идей:

Во-первых, это реализация семейных проектов по темам : «Где растут булки»; «Что такое злаки?»; «Как устроена мельница» и т.д. Конечным продуктом этих проектов стали небольшие детские сообщения и макеты, созданные в результате исследовательской деятельности. В итоге они и послужили основой экскурсии, где ребята с удовольствием делились со сверстниками новыми знаниями, демонстрируя, созданные в своей семье экспонаты для музея.

Во-вторых, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников был подготовлен план и содержание экскурсий; оформлены экспозиции музея; организованы условия для разных видов деятельности в мини – музее.

Родители и воспитатели, работающие над созданием мини - музея смогли вполне достоверно отразить заявленную тему в экспонатах, постарались объяснить детям различные процессы на доступном и в то же время научном уровне.

Третий этап – внедренческий. Он включает в себя открытие мини – музея, осуществление различных видов деятельности в музее, приглашение гостей.

Воспитанники подготовительной к школе группы вместе с воспитателем с удовольствием провели мини - экскурсии по музею для детей старшего дошкольного возраста ДОУ, родителей и гостей - сверстников из близлежащих детских садов нашего микрорайона «Кузнечики».

Таким образом, создание мини – музея «Откуда хлеб к нам пришёл» позволило организовать работу по приобщению к национальной истории и культуре не только у дошкольников, но и их родителей, педагогов.

За время функционирования мини - музея с детьми были проведены беседы о том, как нелёгок труд хлебороба, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, был организован просмотр с детьми видеосюжетов долгого пути хлеба: от зернышка до нашего стола. Также посетителям мини-музея была предоставлена возможность закрепить полученные знания в играх.

Конспект проведения экскурсии в мини – музее

«Откуда хлеб к нам пришёл»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, о злаковых растениях

Задачи:

Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу;

Воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своего народа;

Развивать связную речь детей;

Актуализировать и обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование, материалы и экспонаты:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» (по материалам программы «По секрету всему свету»);

Подборка иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;

Гербарии злаковых растений;

Образцы зерна и крупы злаковых культур;

Ингредиенты для составления теста;

Народные тряпичные куклы – Крупенички;

Образцы различных хлебобулочных изделий;

Фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;

Макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная», «Мельница водяная», «В русской избе»;

Цеп (старинный инструмент для обмолота хлеба);

Старинная посуда и утварь;

Репродукции картин русских художников, воспевающих труд хлебороба

Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня в музее хлеба. Хлеб – это продукт, который мы видим у себя на столе каждый день. А знаете ли вы, откуда хлеб попадает к нам на стол? (ответы детей) . На самом деле, ребята, хлеб действительно растёт в поле. И об этом нам расскажет Дима.

Дима (рассказывает с опорой на иллюстрации):

  • Весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой.
  • Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.
  • Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.
  • Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.
  • Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят.
  • Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку.
  • Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
  • Наконец хлеб попадает в магазин. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
  • Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!

Воспитатель: Спасибо, Дима, теперь мы точно знаем откуда к нам хлеб приходит!

А вас, ребята, я хочу пригласить в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, из чего замешивают тесто для хлеба.

(Дети знакомятся с ингредиентам для изготовления теста, затем просматривают видео сюжет о выпечке хлеба на хлебозаводе)

Воспитатель : Вот мы и узнали, как выпекают хлеб. А теперь я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Замеси тесто»

(Дети выбирают из предложенных картинок с изображением продуктов только те, на которых нарисованы ингредиенты для теста)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! А сейчас мы хотим вам показать видео сюжет, о том, как растёт хлеб.

Просмотр видеосюжета «Как растёт хлеб»

Воспитатель: Конечно, у нас в детском саду хлеборобов нет, а вот специалисты, которые всё знают о хлебных растениях, имеются. Проходите в следующий зал нашего музея.

Егор и Лука расскажут нам о злаках.

Егор (рассказывает с опорой на гербарии злаковых растений, и представленные хлебобулочные изделия):

Я хочу рассказать вам о злаках. Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки, а из зерна делают муку для хлеба или крупу для каши.

  • Это пшеница. Пшеница очень древнее растение. Ей более 10 тысяч лет. Из пшеничной муки готовят булочки, батоны, пирожные, печенье, баранки и даже макароны.
  • Это рожь. Из ржаной муки пекут очень вкусный и полезный хлеб. Он так и называется – ржаной.

Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит рожь!

  • Это овёс. Из овсяных хлопьев пекут овсяное печенье и варят вкусную и полезную овсяную кашу.

Если любишь «Геркулес»,

Все болезни нипочём.

Тот, кто кашу эту ест,

Вырастает силачом!

Лука (рассказывает с опорой на иллюстрации и образцы круп):

  • Это ячмень. Каша из ячменя называется перловой. Она очень сытная и полезная. А ещё из ячменных зёрен делают квас и даже дрожжи.
  • Это рис. Говорят, что рис кормит половину человечества. Во многих странах рис – главное хлебное растение. Из риса варят каши, готовят плов, супы, салаты и много других блюд.
  • Это просо. Из очищенных зёрен проса получается пшенная крупа. Из неё варят пшенную кашу.

Каша вкусная, густая,

А по цвету – золотая .

А ещё из пшенной муки пекут очень вкусные блины.

  • Это гречиха, из её семян готовят крупу и муку.

Сварим в русской печке

Кашу вкусную из гречки.

И гречишные оладушки

Испечёт нам наша бабушка!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть необычные куколки. Эти куколки называются Крупенички или Зерновушки. Внутри у них крупа или зерно. В старину такие куклы делали для того, чтобы хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь семена гречихи). Таких кукол обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

В наших куколках насыпаны различные виды крупы и зерна. Попытайтесь, потрогав пальчиками, отгадать какие крупа и зёрнышки там спрятаны.

Игра «Отгадай, что внутри»

Воспитатель: А сейчас мы приглашаем вас в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, как в старину выращивали хлеб (рассказ сопровождается показом экспонатов)

Представьте, что мы попали в давние времена, когда люди не придумали ещё никаких машин, когда нельзя было купить хлеб в магазине, и всё приходилось делать своими руками.

Вот огромное поле, крестьянин решил посадить здесь пшеницу или рожь. Но сначала поле нужно вспахать. Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестьяне обращались к народным приметам. Если загремел первый весенний гром, закуковала кукушка, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать.

Пахали в те далёкие времена плугом, который тянула лошадка. Затем поле надо было причесать вот такой «расческой», называется она борона. Бороной разбивали все комки, земля становилась мягкой.

Затем хлеб нужно посеять. К этому событию готовились особо: парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке и просили о богатом урожае. Первый сеятель выходил в поле босиком, чтобы проверить, теплая ли земля. На груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.

Как только зернышко попало в землю, оно начинает расти.

Как вы думаете, ребята, без чего не может вырасти зерно? (ответы детей)

Вот и выросли колоски! Посмотрите, ребята, какими стали колосья? (ответы детей) . Пора убирать урожай! В старину это делали так: мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Скошенные растения связывали в специальные вязанки - снопы. Самое главное было вовремя собрать урожай, ведь перезрелые колоски могут уронить зерна на землю, и тогда урожай будет потерян.

Дальше начиналась самая тяжелая работа, колосья нужно было обмолотить, то есть вынуть зёрнышки из колосков. Для этого брали цеп (специальное орудие труда) и били им по колоскам. Иногда эта работа затягивалась на несколько месяцев.

Затем зерно везли на мельницу, где его перемалывали в муку.

А про мельницу нам расскажет Саша.

Саша (рассказывает с опорой на макеты и иллюстрации):

  • В старину на берегах рек строили мельницы. Речная вода текла и крутила большие мельничные колёса. Колесо крутилось и двигало тяжелые каменные жернова, которые перетирали зерно в муку. Такие мельницы назывались водяными.
  • А в степях ставили ветряные мельницы. Сильный ветер вращал крылья такой мельницы, а они приводили в движение жернова.

Воспитатель : Вот и готова мука, можно замешивать тесто и печь хлеб. Ребята, а вы знаете, как на Руси пекли хлеб?

(рассказ сопровождается показом экспонатов музея и макета русская изба)

В старину хлеб пекли не на хлебозаводе, не в пекарне, а у себя дома. Хозяйка замешивала тесто и выпекала каравай хлеба в русской печке. Весь дом наполнялся запахом свежего ароматного хлеба!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб! А вы знаете, как надо относиться к хлебу? (ответы детей, воспитатель подытоживает)

Хлеб нельзя выбрасывать

Хлеб нельзя крошить за столом

Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо

Хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье

Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это

Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. И теперь мы предлагаем вам отведать вкусный и ароматный каравай!

Используемая литература:

  1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.
  2. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
  3. Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 2» - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
  4. Емельянова Э. Л. Расскажите детям о хлебе. М. Мозаика-синтез , 2011
  5. Емельянова Э. Л. Как наши предки выращивали хлеб. М. Мозаика-синтез, 2013
  6. Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает // Воспитатель ДОУ. 2009. № 4

В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В подпроекте "Хлебное полюшко" представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Участники проекта: дети старшего

дошкольного возраста, педагоги, родители.

Масштаб проекта: долгосрочный (учебный год).

воспитатель высшей квалификационной категории.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Одной из форм интегрированного обучения является создание в ДОУ мини-музея.

В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

В течение учебного года мною разработаны подпроекты: мини-музей театральных кукол, «Елочная игрушка вчера и сегодня», «Чайная пара», «Хлебное полюшко».

В последнем подпроекте представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.

ПОДПРОЕКТ: « ХЛЕБНОЕ ПОЛЮШКО »

(эксперимент - как возможность познания мира природы)

Актуальность:

Современные дети сильно оторваны от природы и редко с нею общаются, хотя такая потребность существует. Одну из таких возможностей открывает мини-музей природы под открытым небом.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Опыты и наблюдения в природе имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Так на примере выращивания зерновых культур ребенок может самостоятельно проследить путь от зерна до булочки на столе.

В результате эксперимента у детей формируется ценностное отношение к хлебу.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (5 месяцев).

Предмет исследования: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес).

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество

Цель проекта: Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба.

Задачи:

  • познакомить детей с циклом развития зерновых культур через опытно-экспериментальную деятельность;
  • расширять представления детей о существующих в природе взаимосвязях на примере злаковых культур;
  • развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и наблюдений за злаковыми культурами;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Место проведения: Группа (уголок природы), участок детского сада для проведения экспериментальной деятельности.

Обеспечение проекта:

1.Посадочный материал: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес);

2. Орудия труда: лопатки, лейки, емкости для проращивания зерна;

3. Дополнительный материал: таблички с названием культур, дневник наблюдений, детские энциклопедии, фото и видео материалы, репродукции картин «Рожь» И.Шишкина, «Жатва» Перова.

4. Художественная литература: «Колосок» украинская народная сказка, русские народные пословицы и поговорки о хлебе, загадки (Приложение 4).

Предполагаемый результат:

Дети практически пройдут процесс преобразования зерна в каравай, через опытно-экспериментальную деятельность.

Выполнение проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • На начальном этапе работы детям был предложен устный опрос, вопросы которого направлены на выявление представлений детей о том, как хлеб появляется на столе (Приложение 2).

В ходе обработки данных опроса выяснилось, что у детей сформировано понятие хлеб только в значении готовой продукции (буханка хлеба).

  • Вниманию родителей предложены вопросы анкеты (Приложение 3). Результаты анализа анкет показали, что большинство родителей оценивают важность работы в данном направлении лишь формально.
  1. Основной этап:

- Откуда появился колосок?

Какой хлеб из него может получиться?

Что можно еще испечь из муки?

Предлагает подумать: что бы было, если бы не было колоска, зерна, муки?

После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог :

- Узнать, какие зерновые культуры существуют?

Какие злаки используют для производства хлеба?

Какую продукцию получают из муки?

Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать альбом «Как хлеб на стол пришел» .

Что нужно сделать для того, чтобы узнать ?

1. Спросить у взрослых.

3. Посмотреть телепередачи.

4. Узнать из интернета.

5. Узнать у сверстников.

К работе по реализации проекта активно привлекаются родители. Воспитатели вместе с детьми продумывают и пишут объявление для родителей:

Дорогие наши мамы и папы!

Мы знакомимся с процессом приготовления хлеба, чтобы создать альбом «Как хлеб на стол пришел» . Поэтому нам требуется ваша помощь в поиске необходимой информации. Расскажите нам, пожалуйста, какие зерновые культуры существуют, откуда они берутся, какие злаки используют для производства хлеба и что готовят из муки? Ваши сыночки и дочки.

  • Этап сбора информации :
  • рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса: чем похожи, чем отличаются;
  • рассматривание репродукций картин Шишкина «Рожь», Перова «Жатва»;
  • рисование колосьев злаковых культур по клеточкам;
  • Непосредственно Образовательная Деятельность: «Откуда хлеб пришел» (Приложение 5);
  • Просмотр видео презентации «Откуда хлеб берется?» (Приложение 6).
  • организация выставки мини-музея «От зерна до каравая» (куда входят репродукции картин, детская художественная литература, практический материал для самостоятельного детского творчества, зерновые культуры: пшеница, овес, рожь;
  • Создание новой проблемной ситуации : Воспитатель спрашивает детей:

А можем ли мы на своем участке вырастить рожь, пшеницу?

Какие условия необходимы для роста злаковых культур? Обсуждение.

  1. Цикл практических дел:
  1. помощь в создании ландшафта на участке детского сада;
  2. приобретение необходимого инвентаря;
  • Объединение детей в рабочие группы (пшеничное полюшко, ржаное полюшко, овсяное полюшко). Оформление табличек.
  • Совместная трудовая деятельность по подготовке «Хлебного полюшка» к посадке семян;

2. Сухим зерном.

В результате проведенной работы :

У детей:

  • Происходит осознание ценности хлеба;
  • Появляется заинтересованность в познании объектов природы, поиске нового;
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы;
  • Развивается свободное общение со взрослыми и детьми, умение (по плану и по образцу) рассказывать о процессе выращивания и производства хлеба;
  • Умение осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.

У родителей:

  • Появляется гордость за успехи своего ребенка.
  • Появляется заинтересованность к делам группы; формирование доверительных отношений к детскому саду.
  • Появляется повышение самооценки, через совместную практическую деятельность с ребенком.
  • Появляется уважительное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.

У педагога:

  • Внедрение новых форм работы в воспитательный процесс.
  • Повышает эффективность коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ путем создания мини – музея, обеспечивающего полноценное развитие всех видов детской деятельности и становление личности ребенка.
  • Развивает проектную деятельность детей исследовательского типа.
  • Повышает компетентность родителей в области воспитания.

МДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Новохайский ВоспитателЬ: Мурзина Оксана Юрьевна Средняя группа «Звездочка»  В нашем детском саду № 1» Солнышко», реализующем программу Васильевой М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» педагогами, родителями и детьми создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Я считаю, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин: Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект. Учитывается стремление детей к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях. Цели: Формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года. Создание условий для экологического образования дошкольников. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Задачи: Воспитание природоохранительных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных. Показать соответствие строения растений условиям их обитания. Выявить причины разнообразия растений и животных. Воспитывать культуру общения с природой Проблемы: Повышение заболеваемости детей. Отчуждение детей от мира природы. Снижение уровня экологического сознания детей и взрослых. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья, и детский сад, и родной поселок. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. В помещении музея расположены несколько экспозиций: 1. Экспозиция природных зон расположена на стене музея в приемной. 2. Экспозиция “Природа нашего края” представлена различными коллекциями: Семена дикорастущих и культурных растений Гербарии травянистых растений и древесных пород Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами Разнообразные камни, полезные ископаемые Насекомые Коллекция засушенных букетов, злаков и тд. 3. Экспозиция лучших подделок из природного материала. 4. Комнатные растения в уголке природы в группе. Составлена музейно-образовательная программа и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии дополнительных занятий экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ Название, цель Естественно – научное Передача суммы знаний об окружающем мире, о среде и месте обитания организмов, об условиях существования, о взаимоотношениях между организмами и объектами неживой природы о цикличности природных процессов. Эмоционально – чувственное Учить детей восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и выражать свое отношение к ней литературными средствами. Эколого – оздоровительное Учить заботиться о своем здоровье, задумываться о своем месте на планете. Эколого – краеведческое Формировать начальные представления об эколого-климатических условиях проживания жителей северных регионов, воспитывать уважение к традициям народов края. Знакомить с декоративноприкладным искусством, фольклором (песнями, танцами, народными инструментами), подвижными играми народов края. Деятельность С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытноэкспериментальная деятельность. Заучивание стихотворений о природе; рассказывание экологических сказок; чтение художественных произведений о природе рассматривание иллюстраций, открыток о природе. Экскурсии в мини-музеи старшей группы, Экскурсии в лес или в школьный парк Детям предлагаются следующие формы занятий: наблюдения за сезонными изменениями в природе, викторины краеведческого характера, вечера развлечений. ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Младший возраст (4 год жизни). Стихи о родном посёлке, рассказы и легенды, потешки, скороговорки. Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», сезонные изменения в природе. Подвижные игры. Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”. Картинки-иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети живущие в других посёлках, городах”. Рисунки детей и взрослых о себе, посёлке, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Средний возраст. (5 лет) Художественная литература. “Папка-передвижка”: “Я живу в Красноярском крае”, заповедник «Столбы»). Посёлок в разное время года. Подвижные игры России. Картинки-иллюстрации с усложнённым содержанием. Игрушки. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток. Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Презентации (в электронном виде) на разные темы о природе, например: «Развитие лягушки», «Развитие цветка», «Птицы леса», «Дикие, домашние животные», «Детеныши животных» и многое другое. Подготовлены и проводятся беседы о природе нашего края и других климатических зон. Разработан перспективный план занятий по разделу «Краеведение» П Р А З Д Н И К И – РАЗВЛЕЧЕНИЯ и папки – передвижки по темам: ОСЕНЬ. День защиты животных. День здоровья. Синичкин день. ЗИМА. День здоровья. ВЕСНА. Праздник воды. Неделя книги. День птиц. Праздник здоровья. Неделя экологии. День Земли. Праздник цветов.  Начало  Результат Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим поселком, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини- музеи экспонатами.  Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. 

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.

Музеи в детском саду от А до Я.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1989 .
Все разделы | Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах

Цель создания музея - обогащение предметно – развивающей среды группы . Расширять знания детей о древних обитателях нашей планеты. Задачи : -Познакомить детей с разными видами динозавров через познавательный рассказ, просмотр мультфильмов, картинок. Воспитывать интерес к...

В 2019 году в конкурсе "Предметно-развивающая среда на прогулочном участке" нашу группу вновь отметили , как одну из лучших. На летней веранде мы разместили "Мини- музей старины ". Некоторые экспонаты предоставили прабабушки наших воспитанников. У ребят есть возможность...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Консультация для родителей «Путешествуем с помощью коллекционирования. Использование коллекции магнитов»

Публикация «Консультация для родителей «Путешествуем с помощью...» Консультация для родителей «Путешествуем с помощью коллекционирования» (использование коллекции магнитов. (Материал может быть использован воспитателями) Почти у всех дома есть коллекция магнитов на холодильнике. Здесь магниты не только из мест, которые Вы посетили, но и подарки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие...


Мини-музей поделок из природного материала в детском са ду. Воспитатель Захарова У.В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" Малоярославецкий район, с.Детчино. Осень - это период, когда можно найти огромное количество разнообразного природного материала. Дети с самого раннего...

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Проект «Мини-музей «С книгой дружить - век не тужить!»

Проект на тему: Мини - музей: "С книгой дружить - век не тужить!" выполнила воспитатель МКДОУ д/с №16 "Светлячок "Жукова М.Ю. г.Чкаловск Нижегородской обл. 1.Анализ ситуации (актуальность темы): В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на...


Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12.по 31.12.2017 Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности,...

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем саду существует мини-музей «По дороге к искусству», куда входят: «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно-прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини-музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно-сказочные, бытовые); «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

«Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.
«Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.
«Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.
«Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.
«Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.
«В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир насекомых».Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.
«Фантастический мир бабочек».О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

«Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.
«Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.
«Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия

«Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

Фольклорные праздники.Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия-фантазии, концерты, игра – «Поле чудес».

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров»

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини-музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

1 слайд. Мини-музей в детском саду «Солнышко». «По дороге к искусству». Представляет воспитатель Елена Геннадьевна Минникеева Высшая квалификационная категория.

2 слайд. Особенности мини-музея в детском саду.

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

3 слайд. Правила поведения в музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

4 слайд. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5 слайд. Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

6 слайд. Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

7 слайд. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

  • интеграция;
  • деятельность;
  • культуросообразность;
  • гуманизация;
  • разнообразия;
  • экологичность;
  • безопасность;
  • непрерывность;
  • партнёрство.

8 слайд. Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • активация мышления;
    • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
    • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
    • формирование умений, навыков;
    • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

9 слайд. Фотоальбом музея. «Народная игрушка». Деревянная игрушка. Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

10 слайд. Глиняная игрушка. «Дымка». Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

11 слайд.

«Каргополь». Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
«Филимоновские свистульки». Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

12 слайд. Декоративно-прикладное искусство. Керамика фарфор. Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Гжель» Гжельский фарфор сегодня невероятно популярен. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

13 слайд. «Жостово». Жо?стовская роспись– народный промысел художественной росписи металлических подносов.
«Русская матрёшка». Матрёшка – важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры.

14 слайд. «Городец». Городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, стал еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности.

15 слайд. «Хохлома». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".

16 слайд. Учебная зона.

17 слайд. Картинная галерея. Полотна художников экспонированы в самом светлом зале садика и радуют малышей настроением и доброй памятью.

18 слайд. «Натюрморт». Натюрморт – «мёртвая природа»– изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

19 слайд. «Пейзаж». Изображение природы. «Пейзаж» с французского «вид страны, местности»:

  • морской;
  • лирический;
  • сельский;
  • городской;
  • космический;
  • горный;
  • фантастический.

20 слайд. «Портрет». Изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения и внутреннего мира:

  • парадный;
  • интимный (домашний);
  • групповой;
  • психологический;
  • автопортрет.

21 слайд. 22 слайд. «Сюжетно-тематическая картина».

23 слайд. Формы работы мини-музея:

Выставки:

– Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
– Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
– Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
– Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами.
– Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
– Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
– Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

24 слайд. Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
– Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов района.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров».

В музее проводятся интегрированные и нетрадиционные формы занятий с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.